Христос, наш Первосвященник Нового Завета
Позвольте мне рассказать вам историю об одном мальчике-царе, который в шестнадцать лет взошел на иудейский престол. Его звали Озия, и по-еврейски его имя означает «сила у Бога». С самых юных лет этот царь был ищущим Бога, и Писание говорит нам: «...и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог» (2Пар. 26:5).
Мать Озии звали Иехолия, что значит «Бог даст силу». Очевидно, Иехолия была благочестивой женщиной, которая с самого детства учила своего сына путям Божьим. Возможно, она говорила ему: «Настанет день, когда ты наследуешь престол твоего отца, и когда ты воссядешь на этом троне, тебе понадобится сила Божья. Поэтому, когда придет это время, ты всегда должен обращаться к Господу. Твое сердце всегда должно быть полностью предано Ему, и Он будет давать тебе силу и укреплять тебя». Иехолия также, возможно, говорила своему сыну, что по этой причине и назвали его Озией. Она хотела, чтобы ее сын был силен в Господе на протяжении всей своей жизни, чтобы осуществлять Божьи цели.
Другим источником могущественного влияния на жизнь Озии был пророк Захария. Этот праведный муж был современником пророка Исаии. Писание говорит, что Захария был весьма благочестивым пророчествующим мужем Божьим, который верно служил Господу во все дни своей жизни. Без сомнения, он также учил Озию путям Божьим, и Писание говорит, что этот юный царь искал Бога во все дни, пока был жив его благочестивый учитель.
Библия очень просто, но проникновенно говорит об Озии. Она говорит: «И помогал ему Бог...» (ст.7). Бог могущественно благословлял этого человека. Озия стал одним из самых сильных и успешных царей своего времени и царствовал над Иудеей 52 года. И, как говорит Писание, все эти годы он продолжал искать Господа. Действительно, мы можем сделать вывод, что сила Озии была не только военной и материальной, но и нравственной. Мы читаем, что он очистил страну от всякого идолопоклонства, и эти смелые действия только способствовали росту его славы. В Озии было то, что явно отличало его от других. Это была сильная личность - и это было следствием того, что Слово Божье с юных лет глубоко укоренилось в его сердце. Этому способствовали его заботливая мать и благочестивый пророк Захария.
Однако, после пяти десятилетий верного хождения пред Господом, Озия пережил нечто трагическое. На пятидесятый год своего царствования - на самой вершине своего могущества - Озия согрешил перед Господом: «Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом, Богом своим; ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном» (ст.16).
Озия совершил ужасный грех: он пытался сделать себя первосвященником Иудеи. Только несколькими короткими стихами описывает Библия этот странный поступок царя. Вначале он сделал себе медную кадильницу, затем наполнил ее - не священным огнем, взятым от жертвенника кадильного, но своим собственным - «чуждым огнем». В конце концов, Озия направился во святилище, чтобы совершать там священнодействие в качестве самозванного священника.
Ему это так и не удалось. Первосвященник Азария и восемьдесят других священников преградили ему путь. Они недвусмысленно заявили ему: «Не тебе, Озия, кадить Господу; это дело священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения...» (ст.18). Они сказали: «Озия, тебе этого не дано. Ты хорошо знаешь, что не принадлежишь к священническому роду, который назначил Сам Бог. Ты поступаешь беззаконно - ведь ты не призван к этому».
Услышав это, Озия разгневался на священников. Затем случилось нечто ужасное: «...и когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его, пред лицем священников, у алтаря кадильного» (ст.19). Не успел Озия и шагу сделать, как на челе его явилась проказа. Внезапно царь осознал, что с ним произошло и, прежде чем он мог бы еще больше осквернить храм, священники выпроводили его: «...и понуждали его выйти оттуда, да и сам он спешил удалиться, так как поразил его Господь» (ст.20). Обесславленный царь выбежал из храма, признавая свой статус прокаженного.
Вы можете недоумевать: «Какое отношение эта история имеет сегодня к нам? Какое она отношение имеет к завету? Я знаю, Павел говорит, что все, записанное в Ветхом Завете, предназначено для нашего наставления и разумения, но я просто не понимаю, какой здесь урок».
Может, эта история предназначена, чтобы научить нас, как можно подвести Бога после стольких лет следования за Ним, если мы вздумаем возгордиться своей силой? Да, это так - но здесь есть гораздо больше. Может, это в понимании опасностей и ловушек, подстерегающих тех, кто имеет успех и благоденствует? Да, и об этом - но опять же, эта история о чем-то намного большем, чем эти вещи.
Этот отрывок говорит о грехе самой религиозности. Он предназначен для верующих, которые долгое время верно ходили пред Господом - людям, которые обрели великую нравственную силу и в результате были благословенны Богом. Подобно Озии, они не являются безнравственными или неверными, всегда стремясь к тому, что является праведным в Божьих очах. И вследствие своей праведной жизни, когда они слышат слово о грехе, они могут, положа руку на сердце, сказать: «Я так рад, что эти слова не относятся ко мне. Я не нахожусь под властью какого-либо особого греха. Я не знаю никакой связанности, похоти, порочной привычки или зла в своей жизни. Я честно могу сказать вместе с Павлом: «Подвигом добрым я подвизался».
Все мы знакомы с такого рода верующими. Они поистине являются благословением для окружающих. И, хотя царь Озия был именно таким слугою Господа - Библия ясно говорит нам, как пятьдесят лет его верного служения Богу оказались тщетными. Как мог такой нравственно сильный человек закончить тем, что преступил Господни заповеди? Как мог тот, которому Бог так много помогал в течение долгих лет, в конце подвергнуться суду и закончить жизнь отлученным от общества прокаженным?
Я верю, что история Озии является предостережением всем праведным верующим, живущим сегодня. Подумайте только - Озия жил чистой, нравственной жизнью. Он испытал влияние пророческого служения двух мощных пророков, Захарии и Исаии. Он пятьдесят лет жил праведной жизнью. Так что же было страшного в том, что он совершил в храме, что Бог свел на нет все то хорошее, что было сделано за эти годы? Как могло случиться, что пятьдесят лет моральной силы оказались в конце грязными рубищами в очах Господних?