Освобождающая сила Нового Завета
«Спустя долгое время умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу. И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог» (Исх. 2:23-25).
Царь египетский, упомянутый здесь, был правителем, от которого убежал Моисей много лет назад. Теперь этот царь умер, и восстал новый монарх, который был более жестоким и презирающим Израиля. Этот новый царь наложил на израильтян еще более тяжкое бремя и подверг их худшим испытаниям, чем бывший до него. Они не только должны были изготовлять большее урочное количество кирпичей, но также вынуждены были сами собирать солому для этого. Когда же они не смогли найти достаточно соломы для изготовления кирпичей, на их спины еще более тяжко обрушились удары бичей египетских надсмотрщиков.
Вскоре израильтяне впали в отчаяние. Женщины и дети изнемогали от рабского труда, вынужденные бродить по полям, собирая солому, которую они могли там найти. Каждый день они подвергались избиению; с ними обращались, как с животными, а вечером они возвращались, еле волоча ноги, домой, едва живые от рабского труда. Они были изранены, угнетены и подавлены. В конце концов их вопли, исполненные муки и безнадежности, достигли до самого неба - и Бог ответил: «И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу. И услышал Бог стенание их...» (ст. 23-24).
Имейте в виду, израильский народ находился в порабощении в продолжение многих лет, оплакивая свое бесконечное рабство и скорбя о нем. Но вот, фраза «и услышал Бог» подразумевает, что Бог неожиданно начал действовать. Почему же до сих пор Он медлил вступаться за них?
В этом месте Писание сообщает нам: «...и вспомнил Бог завет Свой с (ними)...» (ст.24). На еврейском языке это звучит так: «Бог обратил на них внимание». Означает ли это, что Господь забывал о Своем народе во все эти предшествующие годы, игнорируя их обращения? Значит ли это, что Он страдал потерей памяти - а теперь внезапно вспомнил, что в Своем завете Он обещал охранять, избавлять и защищать семя Авраама?
Нет, конечно же нет! В действительности, Израиль все еще получал благословения Божьего завета с Авраамом, даже находясь в рабстве. Они умножились числом, как и обещал Господь. Не имело значения, что они находились в рабстве; Бог продолжал соблюдать по отношению к ним Свое Слово, благословляя не только Авраама, Исаака и Иакова, но и всех их потомков: «И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» (Быт.17:7).
Важно понять, как мог Израиль так много лет жить в таком рабстве и безнадежности, когда Бог дал им вечное обетование защищать и охранять их? Он никогда не отменял Своего завета с ними; все это время он оставался в силе. Но почему же они игнорировали его все эти годы? Почему они никогда не прибегали к нему и не держались великих Божьих обетований?
Вы можете подумать: «Ответ очевиден. Бог ясно сказал наперед Аврааму, что Израиль какое-то время будет находиться в рабстве». Действительно, Божье Слово гласит: «Знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет... В четвертом роде возвратятся они сюда, ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт. 15:13,16).
Господь ясно предсказал о порабощении Израиля, но это не значит, что их страдания были предопределены. Бог просто говорил, предвидя все наперед. Он знал, что их идолопоклонство в Египте навлечет на них великие страдания. Он не удерживал Своих заветных благословений в отношении Израиля, пока не наполнится «чаша беззакония» язычников. И Он не послал израильтян в Египет просто в виде наказания. Напротив, Его Слово говорит, что Он послал Иакова в Египет, чтобы «...сохранить (Израилю) потомство на земле и спасти вашу жизнь великим избавлением» (Быт. 45:7 - англ.пер.).
Бог никогда не намеревался сделать израильтян рабами; Он просто предвозвестил о рабстве, в которое они попадут через их грех. Его план состоял в том, чтобы они стали сильным народом, свободным от идолопоклонства и сохраняемым в качестве Божьего народа. В таком случае, как они могли забыть Его завет с ними? Говоря просто, они были ослеплены грехом. Каким-то образом они впали в исполненное похоти и чувственности идолопоклонство, став слепыми в отношении Божьего завета. В Новом Завете Стефан говорит об Израиле: «Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им: и Я переселю вас далее Вавилона» (Деян.7:4з).
Порабощенные израильтяне ничего не помнили о Божьем завете. Они многие годы плакали и вздыхали, терпя великие мучения и не полагаясь больше на Его обетования. Конечно, они знали, как Бог относился к их отцу Аврааму, и что Иаков много раз прибегал к этому завету. Они знали, что благодаря Божьему завету, Иаков был спасен от своего брата Исава, и что в соответствии с этим заветом Иакову было повелено идти в Египет. Знали они также, что сын Иакова, Иосиф, согласно этому завету, пошел в Египет, чтобы совершить великое избавление для Израиля, а не порабощение его.
Эти патриархи никогда не забывали завета, который заключил с ними Бог. Его истина была открыта для них, и они просто веровали в него и притязали на него. Со временем, однако, народ Израиля забыл эту чудесную весть Божьего завета. Они пренебрегли им, обратившись вместо этого к плотским наслаждениям. Они искали только того, что угождало их плоти, никогда не удаляя из своих сердец идолопоклонства. Поэтому они и продолжали оставаться в рабстве, не имея победы - даже при том, что завет с ними все еще оставался в силе.
Авраам должен был исполнять две вещи, которые были его частью в этом завете. Во-первых, он должен был непорочно ходить перед Господом. А во-вторых, он должен был уповать на то, что Всемогущий Бог будет его защитником, хранителем и великой наградой. Авраам был верен в исполнении всего этого. Но теперь, глядя на потомство Своего раба, Бог видел народ, насквозь пропитанный грехом - духовно слепой и неспособный избавить себя, который все больше погружался в безысходность. Они потеряли надежду, потому что не исполнили свою часть этих обязательств. Они забыли этот завет.
Но Бог сказал: «Я не забыл завет, который Я заключил с Авраамом и его детьми. Я восстану и исполню то, что обещал. Хотя они и забыли Мое слово к ним, Я никогда не забуду его. Я избавлю их».
Когда Господь увидел угнетение Своего народа и услышал их зов о помощи, Он выступил, чтобы исполнить Свои положения завета: «(Я) иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую...» (Исх. 3:8). Бог Сам взялся за дело. Он знал, что Его народ бессилен и не может избавить себя. Их спасение должно было прийти благодаря исключительно Его благодати и милости - через завет. Это является единственной истиной, которую мы должны хорошо усвоить, если хотим понять смысл Нового Завета. Бог клянется взять дело в Свои руки и только Своею силою избавить нас от всякой власти греха.
Заметьте, пожалуйста - Бог не избавил Израиля, потому что они были хорошим народом. Он совершил это единственно по той причине, что заключил завет с Авраамом. Израиль никогда бы не был спасен, если бы Бог не был участником завета.
Более того, у Господа уже имелся и план избавления для Своего народа. Он уже отделил и подготовил одного человека, который выведет Божий народ из Египта (см. Исх.зло). В то время Моисей был избавителем Божьего народа, чтобы вывести их из рабства греха.