Святые угодники Божии о расколах и ереси
Святые Отцы Церкви об удалении от ереси
***Священномученик Ириней Лионский (130-202): «Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви; ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни. Она есть дверь жизни…
…Дух Святой говорит через Давида: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых (Пс.1, 1); это — …которые не знают Бога. Ибо эти безбожные есть те, которые не поклоняются истинному Богу… «И не стоит на пути грешных», а грешники – это те, которые имеют познание о Боге, но заповедей Его не соблюдают… «И не сидит в собрании развратителей»; развратители же – это те, которые своим коварным и превратным учением развращают не только себя самих, но и других… Именно такие все еретики: они сидят на седалище развратителей и развращают принимающих яд их учения».
***Преподобный Феодор Студит (758-826): «Встреча и присоединение к христоборной ереси и даже однократное общение с ней есть для увлеченного душевная смерть.
Общение с еретиками – это не общий хлеб, а яд, повреждающий не тело, но очерняющий и омрачающий душу.
…Как скоро введена ересь, то отлетел Ангел-хранитель тех мест, по словам Василия Великого (письмо 230), и такой храм стал обыкновенным домом.
…Не принимать благословения от еретиков, не петь вместе с ними, когда они предначинают, и не участвовать в приобщении хлеба их. Это противно постановлениям Святых Отцов…
Как Божественный Хлеб, которого приобщаются православные, делает всех причащающихся одним телом, так точно и еретический хлеб, приводя в общение друг с другом, делает их одним телом, противным Христу…»
***Святитель Марк Эфесский: «Стойте, крепко держитесь преданий, которые приняли, как писанных, так и устных, дабы не лишиться вам своей крепости, если станете отведенными заблуждением беззаконных.
Благочестивые законы говорят так: «Является еретиком и подлежит законом против еретиков, тот, кто хотя бы и немногим отклоняется от Православной Веры».
*** Священномученик Киприан, епископ Карфагенский (258): «Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в Церкви Христа… Тот не может уже иметь отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь… Нам самим не должно отступать от Церкви из-за того, что усматриваем в Церкви плевелы, а только нужно стараться о том, чтобы мы могли быть пшеницею… Если рассмотреть веру тех, которые веруют вне Церкви, то окажется, что у всех еретиков совсем иная вера; даже, собственно говоря, у них одно изуверство, богохульство и прение, враждующее против святости и истины».
***Священномученик Петр Дамаскин (8 век): «Какая нужда принять духа нечистого, вместо Духа Святаго? Кто в каком слове упражняется, тот получает свойство того слова».
***Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867) пишет о ложных учениях и еретиках: «Зараженные прелестию «мнения» встречаются очень часто. Всякий, не имеющий сокрушенного духа, признающий за собою какие бы то ни было достоинства и заслуги, всякий, не держащийся неуклонно учения Православной Церкви, но рассуждающий о каком-либо догмате или предании произвольно, по своему усмотрению или по учению инославному, находится в этой прелести. Степению уклонения и упорства в уклонении определяется степень прелести».
«Устраним от себя все ложные учения и деятельность по ним: овцы Христовы по чуждем гласе не идут, но бежат от него, яко не знают чуждаго гласа (Ин.10, 5). Ознакомимся определенно с гласом Христовым, чтоб немедленно узнать его, когда услышим, и немедленно последовать Его велению. Стяжав в духе сочувствие к этому гласу, мы стяжем в духе отчуждение от чуждого гласа, который издается плотским мудрованием в разнообразных звуках. Едва услышим чуждый глас – побежим, побежим от него, по свойству овец Христовых, спасающихся от чуждого гласа бегством: решительным невниманием ему. Внимание ему уже опасно: за вниманием вкрадывается обольщение, за обольщением – погибель. Падение праотцев наших началось с внимания праматери к чуждому гласу.
Чтение еретических книг и внимание их поучениям – тяжкий грех против веры, грех ума, недугующего гордостью и потому свергающего иго послушания Церкви, ищущего вольности безумной, греховной».
В православной догматике нет догматов неважных или маловажных.
Об этом в наш «плюралистический» век нелишне напомнить. Сейчас ведь многие считают: «Ну, какая разница кто как думает, кто во что верит? Один думает так, другой – иначе; пусть думают, кто как хочет, все равно, лишь бы жили мирно».
«Жить мирно» – это, конечно, прекрасно и к этому надо стремиться. Заставлять всех людей думать, как мы хотим – от этого сохрани нас, Господь! Об этом замечательно говорил… святой равноапостольный император Константин: «Если кто сам в чем убедился и принял, пусть не навязывает этого с насилием другому; что узнал кто-либо и уразумел, пусть употребит на пользу ближнего, если возможно; а если невозможно, пусть оставит его в покое. Потому что одно – добровольно принимать подвиг ради безсмертия, и иное – принуждать к нему казнями»…
Вот ещё на эту тему из Лактанция: «Религия не терпит принуждений. Убеждениями, а не насилием образуется в человеке свободное произволение. Нигде нет такой свободы, как в области религии. Мы не требуем, чтобы наш Бог, Который есть Бог всех, почитаем был кем-нибудь против воли, и не раздражаемся, если не бывает почитаем. Никого нельзя заставить силою почитать то, чего он не хочет». «Нельзя вынудить религии: чтобы возбудить её добровольно, нужно действовать словами, а не ударами. Нужно защищать религию не убивая, но умирая; не жестокостью а терпением; не злодеянием, а честностью. А если ты вздумаешь защищать религию кровопролитием, истязаниями, злодействами – ты не защитишь, а опозоришь и оскорбишь её… Если в приносящем жертву нет сердечного расположения, то религия уже подорвана, уже её вовсе нет».
Если мы будем «заставлять» и «принуждать» кого-то исповедовать Православие — мы вполне уподобимся «пламенным ленинцам», которые тоже семьдесят лет «принуждали» и «заставляли» нас чтить своего вождя. И до чего же, в результате, этот вождь опостылел!..
Мы хотим жить со всеми в мире; мы не хотим никого ни к чему «принуждать» — но, в это же самое время, никак мы не можем согласиться с тем, что «всё равно, как верить»… Как это «всё равно» — когда одна вера истинна, а другая — ложна; одна – спасительна, другая – тщетна?! Веруя православно — можно надеяться на спасение; веруя Арию – отказаться надо от надежды на спасение. Можно ли тут сказать «всё равно, как верить»?.. Нет, чадца мои милые, не все равно! Тут мы должны решительно сказать: нам не все равно – спастись или погибнуть!
Знать нам надо, драгоценные мои, это безценное сокровище наше – святоотеческое наследие; знать и беречь его, как зеницу ока! И не уклоняться от Православия ни в какие погибельные ереси и лжеучения. «Принуждать» к Православию, повторяю, никого не надо, но самим знать и трепетно хранить его – очень даже надо! Ведь за нашим «Символом веры», который мы поем за каждой Литургией, стоят годы и годы богословских споров, целые баталии, в которых отстаивалось и защищалось каждое слово, порой даже одна буква в слове: «омоусиос» или «омиусиос» – «единосущен» или «подобосущен» Бог-Сын Богу-Отцу?.. Нет в этом «Символе» ни единого словца, ни единой буквочки лишней или маловажной.
И вот, святые отцы оставили нам этот Символ веры – плод умственной и сердечной работы нескольких поколений святых Божьих людей, облагодатствованных Духом Святым — а завтра появится среди нас какая-нибудь баба Нюра, возомнившая себя Анной-спасительницей, или Дэви Мария, или Порфирий Корнеевич Иванов, или Лев Николаевич Толстой с «от ветра главы своея» взятыми вероучениями — и мы скажем: «все равно, кому верить»?! Что Толстому верить, что святым отцам семи Вселенских Соборов – все равно, кому верить… Все равно ли?! Мне почему-то всех этих новоявленных «спасителей» и «просветителей» человечества хочется по-достоевскому спросить: «Да неужто ты себя такого, как есть, людям взамен Христа предложить желаешь?»
Русь святая, храни веру православную! В ней одной и тебе, и всему миру спасение!..
Но хочется поговорить сегодня и о том, как отстаивать свое родное Православие от ересей и лжеучений. «Арии» ведь и теперь не перевелись. Людей, «нагородивших огород» в своей голове и желающих нагородить таких же огородов в наших с вами головах, таких «огородников» – пруд пруди. Что же с ними делать?
На Западе римский папа в средние века просто такие вопросы решал: на костер! Или брось свою заумь и верь, как тебе велят, или – на костер. Но этот же Запад породил сначала реформацию, а потом её безчисленных детенышей в виде современных сект и так называемых конфессий. Костры не помогли.
Придерживаясь исторической правды, надо признаться, что и у нас жгли. Правда, гораздо меньше. И ересей у нас было гораздо меньше (большинство русских сект имеет западное происхождение – рождены были там, а потом к нам привнесены).
Несомненно, однако же, одно: опыт борьбы с еретиками посредством «костров» показал свою несостоятельность. Где их больше жгли – там их больше и появлялось, будто из пепла восставали. Я уж не говорю о том, что это было прямым нарушением принципов религиозной свободы, о которых так красноречиво говорили святой равноапостольный император Константин и учитель Церкви Лактанций… Можете ли вы представить себе такое поучение в устах Христа к апостолам: «Идите и научите все народы, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа… а кто не послушает вас и не станет верить, как вы учите – тех сожгите»?.. Я себе такого представить не могу…
«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» – всегда нам надо держать на памяти эти золотые слова ***св. ап. Павла (Рим.12, 21). И во взаимоотношениях с еретиками надо руководствоваться тем же. Помните, как ***св. Григорий Богослов говорил о цели богословских диспутов с еретиками: «Мы добиваемся не победы, но ждем возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас». Пусть они, если хотят, злятся на нас и брызгают слюной, доказывая нам свою правоту, а мы их будем любить. И если мы только сумеем это, окажемся способными к этому, так поверьте, чадца мои милые, поверьте – это будет гораздо действеннее любых обличений и «заушений». (По книге: ***Священник Александр Захаров «К кому нам идти?» Рязань, «Зерна», 2002г., с.125-139).
***Святитель Феофан Затворник (1815-1894): «Казалось бы, какое нам дело до Запада! Пусть себе как знает. Мы жили просто под влиянием животворных христианских начал и знать не знали, что делается на Западе, и не знали бы доселе, если бы не были поставлены в необходимость войти с ними в сношения. Но, вошедши в сношение, мы стали заимствовать от него вместе с полезным и качествующий там дух языческого образования, который и у нас начал производить то же, что и там; то есть кто только касается его и сродняется с ним, тотчас восстает против Христа Спасителя и Святой Церкви Его. И у нас образовался класс людей, которые твердят, что все церковное, все христианское есть ветхость, которую надо отбросить, а образование европейское есть обновление, которое следует усвоить. Узнав теперь, что такое европейское образование, легко понять, что нам советуют.
***Апостол Павел говорит,что Господь Бог послал Своих апостолов, облеченных благодатию Святого Духа, в мир затем, чтоб они всех верующих привели из тьмы к свету, из области сатанины к Богу, а эти советуют нам из света опять идти в тьмуи от Бога в область сатанину, где качествует не обновление жизни, а смерть, убивающая все зародыши жизни истинной. Видите, какие благожелатели! Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже не мудри, но якоже премудри; не бывайте младенцы, влающеся ветром новых учений; истинствующе же в любви, все возращайте в Того, Иже есть глава Христос (Еф.4, 14-15; 5, 15)».
***Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908): «Как счастливы наши века, в сравнении с веками до пришествия обещанного Света Христа.
Мы в стране, обращенной к Свету Истины, имеем возможность воспринимать Благодатный Свет и возвратить своей мрачной, страстной природе ее первобытную светлость чрез Благодать Христову.
Конечно, без борьбы с тьмою нельзя воспринять Свет Благодати.
Где же поле этой борьбы, чтобы знать, куда стремиться на брань?
Бранное поле внутри нас, потому что мрак мы видим не вне, а внутри себя.
Мы его сознаем в чувствах, мыслях, намерениях, ощущениях. Мрак является в словах и деяниях, представляющих наше действительное состояние, чуждое той окраске, какую сообщает мыслям, словам и деяниям внутренний, благодатный свет Солнца Правды.
Бывает и так, что слова и деяния имеют как бы приятную для вида окраску, приятную для тех, кто не знает Истинного Света, не умеет отличить лжи от истины. Такая окраска временно может вводить в заблуждение. Линючую краску обнаружит чистка. Прекрасные узоры явятся далеко не в том виде. Так и из лицемера вдруг среди испытания вырастает человек-зверь. Тому, кто ищет истины, надобно уметь отличить истинное от ложного: Пророка от лжепророка.
Фальшивая окраска, или лицемерие, старается подражать истине, насколько это нужно для введения в заблуждение. Отсюда целые системы учений и этических нравоучений, имеющих вид истины, но не плоды ее. Для испытания имеется пробный камень того, что истинно и что ложно.
Этот пробный камень есть учение Господа нашего Иисуса Христа и святых Его апостолов, переданное Св. Церкви, как верной хранительнице истины.
Вникать в это учение еще не значит быть верным хранителем оного именно потому, что каждый в отдельности и не может знать самого необходимого: как следует применять на деле заповеди Евангелия.
Это знание есть дар Благодати Святого Духа, ниспосланного пастырям Св. Церкви, хотя и в виде разделяющихся огненных языков, но соединяющих воедино союзом взаимной любви и разумения истины пастыря с паствою его.
Если видим учителя, отделяющегося от союза с Св. Церковью и вводящего разделение, то он не от Благодати Святого Духа. Учение его есть ложный свет,который сообщает фальшивую окраску, непрочную и неспособную выдерживать испытания. Хотя бы ангел с неба явился, вводящий разделение, и тому не следует верить, по завещанию апостолов. А между тем как часто увлекаемся ветром нового учения, думая, что на стороне, у учителя этики, истина открывается лучше, чем проповедует Церковь. Горькое и гибельное заблуждение!
…И доныне происходит падение множества людей, не имеющих твердой веры и потому отделяющихся от Св. Церкви.
…Нынешние Хамиты также, как и древние, не о том мечтают, чтобы имена их были написаны на небесах, но о том, чтобы на земле оставить имя и память дел своих. Отсюда – новый Вавилон в полном значении слова: смешение истины с неправдой. Вместо ясного, как свет, учения Св. Церкви, основанного на Евангелии, пророках, апостолах, отцах Церкви и Вселенских соборах, жаждут отступнического учения и темных философских систем, в которых истина смешана с ложью и правда переплетена с неправдой.
…Башня лжеучения растет не по дням, а по часам. Велика опасность потерять самый путь спасения среди расстилающейся пыли, от Вавилонского строения мечтателей и начертателей своих имен на земле.
Куда же бежать от этой пыли?
Куда же, кроме тихого пристанища, которое открыто в здании нерукотворном и вечном, где Сам Строитель мира и Созидатель спасения нашего приемлет с любовью всех труждающихся и обремененных? Несомненно, что стократ лучше быть безыменным рабом в этом доме Его, чем именитым и славным строителем Вавилона, конец которого – погибель и вечная мука в озере огненном и серном».
***Святитель Николай Сербский (1880-1956) пишет: «Самый тяжелый удар по Евангелию нанесли еретические теологи тем, что усомнились в Божестве Миссии мира; некоторые из них просто усомнились, а некоторые совсем отвергли. За этим вскоре последовал целый ряд отрицаний духовных реальностей, как-то: отрицание существования ангелов и демонов, отрицание рая и ада, отрицание безсмертной славы святых праведников, отрицание поста, отрицание силы Креста и значимости молитвы и т.д. Словом, приспосабливанием и уравниванием еретические теологи занимались еще со времени отпадения Запада от Востока, а наиболее активно – последние 150 лет.
Они приспосабливали Небо к земле, Христа – к другим «основоположникам вероисповеданий», а Радостную Весть – к остальным верованиям: израильским, мусульманским и языческим. И все якобы во имя «толерантности» да в «интересах мира» между людьми и народами. Однако именно в этом начало, зарождение войн и революций, неслыханных прежде в истории мира. Ибо Истина не поддается уравниванию с полуистинами и ложью.
Теософская идея, согласно которой истина является разбросанной по всем вероисповеданиям, философиям и мистериям, стала преобладать и у еретических теологов западного мира. Поэтому, говорят они, и в христианстве должна быть некая часть истины – как и в исламе, или в индуизме, или в буддизме, у Платона и Аристотеля, в Зенд-авесте, как и в тибетских тантрах и мантрах. Если бы так было, то ладья человечества, не имея никакой надежды, плавала бы по мрачному океану жизни без капитана и без компаса.
Почему же тогда Христос сказал вот эти знаменитые слова: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин.14, 6)? Он же не сказал: «Я – часть истины», а сказал: Я есмь… истина.
И еще сказал: Я свет миру (Ин.8, 12). Значит, Он – вся истина и весь свет. А, кроме того, по его собственным словам, Он – и единственный путь к вечной жизни…
…Потерпев неудачу в Америке, сектанты направили своих агентов на Балканы, чтобы своими окаянными деньгами и безплатными книгами покупать наши души. Не продались мы туркам, неужели продадимся американским лавочникам? Не в нашем обычае продавать веру за похлебку.
Мы больше тысячи лет идем по жизни с православной верой, мы пролили за нее кровь: она даровала нам дух. Наши святые живы и поныне являют себя в многочисленных знамениях и чудесах. Подобно тому, как сила электричества струится по проводам, так и сила Божия струится к нам через святых Его. То Родитель желает прославить детей Своих и являет силу Свою через них. Силу и помощь угодников Божиих почувствовали не только мы, христиане, но и наши балканские мусульмане. Мусульмане признают силу нашей веры, но не признают нашу силу веры. Апостол Павел пишет Тимофею, что, имея облик благочестия, от веры отступили. И советует Тимофею: от сих уклоняйся (2 Тим.3, 5). Мы же держались и держимся Книги, то есть Священного Писания, и силы, то есть знамений и чудес Божиих, через святых, иконы, Крест, молитвы и Причастие явленных…»
***Епископ Иннокентий пишет: «Только та вера, или Церковь истинна и спасительна, которую основал Сам Христос и апостолы – и которая, не прерываясь, идет до последнего времени. Все же остальные веры, исповедания, церкви, секты, или религиозные общества, суть ни что иное, как заблуждения или человеческие измышления, хотя бы они основывались на Священном Писании, и какими бы они ни казались хорошими…»
***Исаак Сирин ***Святитель Феофан Затворник (1815-1894) — «Ложная религия – это насмешка над людьми»: «Святой Исаак Сирин замечает в человеке три состояния: одно естественное, в котором человек по природе духа своего знает Бога и боится Его. Из этого состояния он по известным условиям восходит в другое, вышеестественное, или благодатное. Состояние третье образуется из погружения человека в плоть, или чувственность, причем погасает у него свет духа, попираемый плотскими вожделениями. Человек нисходит тогда на степень животного, прилагается скотом несмысленным и уподобляется им. С таким человеком и жить нельзя: чем его остепенишь, когда он рассвирепеет? Потому-то, собственно, сюда и должно отнести общеупотребительные выражения: «Бога не знает, Бога не боится», дабы показать, что с таким человеком нельзя иметь и дела никакого.
Но обязанность иметь веру еще не определяет самой веры. К этому следует прибавить, что человек обязан иметь не какую-нибудь веру безразлично, а веру одну, определенную, истинную веру. Если Бог един и неизменен, если человеческая природа одна, или единосвойственна, то и истинное отношение между Богом и человеком может быть только одно, а потому и выражение сего отношения, или истинное исповедание есть едино. Это-то единое и должно содержать человеку, иначе что ж он будет содержать? Ложь, призраки, мечтания. А в этом какое же достоинство? Это все равно, как если бы бедняк, у которого нет ничего, видел себя во сне великим богачом.
Ложная религия – это насмешка над людьми. Ложно исповедующий – то же, что сумасшедший, который бурлит, потому что ему представляется то и то. Но это еще полбеды: беда в том, что тут кроется обман не простой, не такой, который разрешается смехом, а обман терзающий, горестный, отчаянный. В религии все чают найти окончательное свое успокоение и вечное блаженство, в этой уверенности всякий и держит свою веру и дорожит ею. Но известно, что прикровенность лжи возможна только здесь, а по смерти тотчас откроется, как прочно то, на чем основывали мы свою надежду. Что ж за ужасающее, что за раздирающее будет состояние того, кто увидит тогда, что он был обманут!.. Потому-то, пока есть время, пока мы еще на пути к решительной и неизменной вечности, всякий должен испытать и несомненно увериться – истинна ли та вера, которой он держится, и если окажется не истинною – отыскать, где та единая, истинная, которая истинно ведет к Богу и дарует несомненно вечное спасение…
…Блаженнее всех тот, кто вместе с ***Иеронимом (греческим) может сказать: «Истинна вера, исповедуемая мною, ибо ею сподобился я принять некую Божественную силу, ощутительно во мне действующую. И язычники имеют писания и храмы, и жертвы, и учителей, и книги, и отчасти боговедение, и некоторые добрые дела, и праздники, и молитвы, и всенощные бдения, и священников, и много другого, но сокровенной в сердце христианина благодати и действия Святаго Духа никто во всем свете не получает, а получают верою только одни правильно крестившиеся во имя Отца, Сына и Святаго Духа».
Так вот прямейший путь к открытию истинной веры! Именно: сама вера, молитва, непрерывность чудодейственности в Церкви и, особенно, внутренняя сила, доставляемая в вере».
«Все равно, говорят некоторые, что Православие, что лютеранство, что католичество! Да разве это истины? Истина одна. Разве сто путей. Один путь. Разве сто богов? Един Бог, едина вера, едино крещение. Так как же это все равно? Стало быть, равно с нашим и то вероисповедание, в котором нет священства, нет святого причащения и покаяния? Ни на что не похожа такая филантропия! Из-за того, что не умеют решить вопроса – что такое другие вероисповедания, толкуют криво и понимают неправо решительно верное…
Да что же другие? Оставим распорядиться ими Домовладыке. Он дает нам осязательное свидетельство, что подлинник у нас: это видимые всеми дары чудотворений, прозорливости, нетления мощей, чрезвычайные явления – чего ж еще хотеть? Лжецам не станет потворствовать Господь. Господь с нами, и Дух Его обитает в Церкви нашей, стало быть, она и есть настоящая, с неба сведенная и на земле водворенная Церковь…»
*** Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891): «Единая истинная Вселенская Церковь, основанная Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом и искупленная дражайшею Его Божественною Кровию, как о сем говорит Апостол: Един Бог, едина вера (Еф.4, 5), то есть как Един Истинный Бог, так на земле единая истинная вера. Другие же вероисповедания, как бы себя не величали, основаны на примеси ложных понятий человеческих. Таинства, видимо совершаемые на земле в Церкви Христовой, чрез которые благочестивые христиане соединяются с Богом, носят образ таинств невидимых небесных…»
***Святитель Николай Сербский (1880-1956): «Лгут вам, братья, те, кто твердит, что веруют и уважают веру, а Богом не дышат, Его именем не говорят, не пишут, не чувствуют, Ему дел своих не посвящают. В этом европейском периоде истории Богу отведено место в музее… Но Бог не желает быть музейным экспонатом. И потому бьет. Не часто Он бьет, редко. Но от одного удара тысячи и тысячи людей падают в могилы, словно пожелтевшие листья на землю…
Мир, как и дождь, от Бога зависит. И так же как люди должны молиться Богу о дожде, так же должны они молиться о мире. Не тако Европа, не тако…
Все мудрование человеческое суетно и тщетно. Мы не знаем ни одного философа ни в Европе, ни в Америке, который познал бы истину и угадал путь. Не знаем ни одного, ибо их нет. Все – язычники… Все они искусители и обольстители – слепые вожди слепых…
Не поможет ни царь, ни князь, ни деспот, ни воевода, но Я один помогу, Я, Который держит в руках Своих все концы земли, — так говорит Господь Бог, Создатель твой. — Признайте Меня, и Я признаю вас. Прославьте Меня, и Я прославлю вас. Будьте Моими людьми, и буду Богом вашим ныне и во веки веков».
«Наша вера истинна, но и ваша вера имеет силу», — это привычное заявление балканских мусульман христианским соседям. В этом причина того, что они приносят своих больных в наши известные монастыри… Они знают, что их вера не имеет силы, поэтому и несут больных не в мечеть, а в православные храмы.Наш православный народ знает, что только истинная вера может быть крепкой. Для него церковь – дом силы Божией, он идет туда, чтобы получить помощь, и получает ее через евангельское слово, от икон и крестов, в каждом таинстве… Разной помощи ждет народ от церковной молитвы: помощи духовной и телесной, помощи в примирении с родными, молится об успехе, об избавлении от страха перед неизвестностью и о многом другом…»
«Все верования и философии до Христа мрачны и пессимистичны, неустойчивы и запутанны. Таковы они в Элладе, таковы в Индии, таковы в Египте и Персии. Таковы и в земном уравновешенном Китае. Таковы в древней Мексике у инков, да и у всех нынешних язычников. Ни одно из тех верований, ни одна из тех философий не заслуживает названия Радостной Вести. Самый жизнерадостный поэт древнего времени – Гомер как-то сказал: «Лучше быть живым псом на этом свете, чем царем в аду!» Как человек земной и от земли, он не мог ни светлее видеть, ни радостнее сказать.
Только Тот, Кто есть сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин.3, 13), мог поведать миру, что есть на Небе, каков есть Бог, каковы духовные реальности на этом свете, каков духовный мир вокруг Бога и что происходит с душами людскими после телесной смерти. Говорил о том, что знает, и свидетельствовал о том, что видел (Ин.3, 11)…
Христос призвал людей веровать в эту Радостную Весть. Покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк.1, 15). То есть Он призвал верить Ему, веровать в Него, верить каждому Его слову. Ибо нет для людей иного способа прийти к пониманию истины в самых главных вопросах жизни и бытия, кроме как принять на веру слова Того, Кто является свидетелем Небесной и духовной реальности. Или веровать Христу, или продолжать блуждать по мрачной и бурной пучине жизни…»
«Вера христианская не похожа на другие веры… Ибо другие веры исходят от людей земных и от земли – от людей, которые говорили о духовном мире или по своему природному разумению, или по обману от злых духов. Никто из основателей других вероучений не сказал о себе, что он сошел с Неба, что он послан Отцом, что свидетельствует о Небе то, что видел и слышал, а, тем более, что опять возвращается на Небо. Поэтому не может быть и речи о сравнении или уравнивании свидетельств с остальными… верованиями, распространенными по белому свету.
…Православная Церковь единственная сохранила полноту веры в его Радостную Весть. Она сохранила это величайшее богатство не без суровой борьбы, внешней и внутренней, однако с помощью Бога, Богородицы и всех святых все-таки сохранила. Сохранила не своей славы ради, а ради славы Христовой и не ради спасения только своих народов, а всех будущих поколений всех народов на земле, если они пожелают открыть свои сердца и умы, чтобы видеть, где их спасение.
Будущее человечество – в неизбежной связи с Православием: Разумейте, языцы, и покаряйтеся… яко с нами Бог (Ис.8, 9-10)».
«Истинная вера, вера христианская, является Божьим откровением людям о самом важном – о Едином Боге, о душе, о пути жизни, об ином мире и Суде Божьем. Это откровение не зависит от меры цивилизованности, ни от мирских знаний, ни от знания второстепенных вещей, каковы суть: изготовление мыла из сала, выплавка руды из металла, строительство дорог и возведение мостов, умение считать, рассчитывать и измерять, искусство возделывать землю, изучать свойства разума. Это знание, которое надмевает, как мудро говорит апостол Павел, или ложное знание, согласно его же словам (1 Кор.8, 1).
…Европейское образование отделилось от веры в Бога. В этом причина того, что оно превратилось в яд, в этом причина духовной смерти европейцев. В языческих цивилизациях наука никогда не отделялась от религии, хотя религия была невежественной и неверной.Это произошло только в Европе, которая приняла от Бога самую совершенную веру. Но из-за конфликта с церковными старейшинами Европа озлобилась и отвергла совершеннейшую веру, сохранив совершеннейшую науку. Ах, братья мои, отвергла Божье знание и приняла человеческое незнание! Какое безумие, какая тьма!
И мы за Европой последовали. За это мы жестоко поплатились. Опомнимся ли? Хватит ли нам мудрости и мужества оставить блуждания и вернуться на истинный путь раньше Европы, без Европы? Для нас это вопрос жизни и смерти. Пойдем по пути отцов наших и не ошибемся.Вернемся к истинной вере и отвергнем ложную науку – и не раскаемся. Будем людьми, а не обезьянами, и Господь усыновит нас».
«Еретические теологи пренебрежительно назвали Православную Церковь окаменевшей Церковью. Из-за чего? А из-за того, что эта Церковь, по их словам, «не идет за временем» и «не приспосабливается ко времени». Но именно в этом и есть слава Православия – в том, что оно «не идет за временем» и «не приспосабливается ко времени», а поступает в соответствии с заповедью апостола Павла: Не сообразуйтесь с веком сим… (Рим.12, 2).
Как может вечность идти за временем? И как абсолютное может приспосабливаться к преходящему? Как это Царство Небесное может мириться с царством земным? И как драгоценное может объединяться с дешевым? Ежели весь мир лежит во зле, как сказано (1 Ин. 5, 19), то разве будем мы вечное добро ограничивать и поддерживать злом, а Небесный свет подкреплять земными огнями угля и нефти?»
***Блаженной памяти старец Паисий Святогорец (1924-1994) пишет о нашем времени и возвращении в Православие: «Нынешние странные люди находят удовлетворение в том, что странно, а не в том, что правильно. К примеру, они едут в Индию, которая находится на другом краю земли и которая известна своим колдовством. А о Святой Афонской Горе, которая находится на их Родине, рядом с ними и хранит истинную таинственную жизнь во Христе, они не знают, пренебрегают ею! Один студент рассказывал мне о том, что он ездил в Индию и прожил там три с половиной года. Он пытался разобраться и понять, какая религия истинна. В конце концов один индиец сказал ему: «Зачем ты сюда приехал? То, что ты ищешь, есть в Православии. Свет идет оттуда. Поезжай на Святую Гору Афон, и найди там то, что ищешь». Таким образом, юноша вернулся в Грецию и приехал на Святую Гору.
— Геронда, когда православный христианин, связавшийся с различными восточными религиозными культами, кается в этом, то Православная Церковь снова принимает его в число Своих членов?
— Такому человеку необходимо великое покаяние и помазание Святым Миром. Если он захочет возвратиться в Православие и снова стать членом Церкви, то по правилам ему сперва нужно письменно отречься от злославия восточных культов, исповедать православную веру, а после этого священник должен прочитать над ним молитвы о возвращающемся к истинной вере и помазать его Святым Миром.
Я вижу, как некоторые молодые ребята – наши соотечественники, не прочитав ни строчки из Евангелия, начинают читать брахманскую, буддийскую литературу, Коран и тому подобное. Едут они и к индийским гуру. Потом там им приходится не по душе и они возвращаются в Православие, однако уже заразившись в этих восточных культах целой кучей разных (духовных) микробов. Люди повреждаются, и потом им трудно найти истину. Пусть человек сперва (жизненным опытом) познает Православие, а потом – если Православие ему не нравится – уходит из него. Пусть он познает Православие правильно и потом сравнит его с различными религиозными учениями, о которых он слышит. Ведь, познав Православие, человек сможет отличить подделку от золота или понять, насколько чисто золото, сколько в нем каратов. Такого человека не проведешь на мякине, он не принимает за золото все то, что блестит.
Я обратил внимание вот на что: из Православия уходят только эгоисты. Человек смиренный, из Православия никогда не уходит».
***Старец Иероним Санаксарский Верендякин (1932-2001) был убежден, что ни в коем случае нельзя допускать приезд Римского Папы в Россию и что не должно быть никаких договоренностей с Ватиканом.
Очень скорбел о том, что сектам, уводящим людей от Бога, предоставлены в нашей стране большие права и возможность соблазнять православный народ. Со слезами молился о людях, которые удаляются от Бога. Он говорил, что Россия тысячу лет была Православной и основной религией в ней должна быть Православная. Тогда только можно говорить о духовном возрождении нашего отечества…
***Старец схиигумен Иоанн Алексеев(1873-1958) пишет: «Пишешь, что твоя знакомая попала в секту. Очень жаль, что наши православные очень мало знают свое учениеи легко уклоняются в разные секты. Ибо все секты, ереси и расколы основаны на гордости и самовнушении. В православии авторитет – вселенские соборы и учение св. Отцов. Господь сказал: «Блаженны чистые сердцем, те Бога узрят». Вот св. Отцы Божией помощью очистили сердца от страстей. Они правильно знают волю Божию, открытую в святом Писании, а не очистившие сердце от страстей, не могут правильно понимать св. Писание, и такие люди претыкаются на святом Писании, уклоняются с правильного пути и идут в разные стороны. Так сказать: сошли с большого парохода и сели на утлую ладью и хотят переплыть житейское море, и погибают в волнах суетных мудрований. Они вырывают текст из св. Писания для оправдания своего заблуждения…
Святые Отцы, с Божией помощью, очистили сердца от страстей, они правильно знают волю Божию, открытую в Священном Писании. А те, у кого не очищено сердце от страстей, не могут правильно понимать его, и такие люди претыкаются на Святом Писании, уклоняются с правильного пути и идут в разные стороны».
***Архимандрит Иоанн Крестьянкин (1910-2006) в одном из писем пишет: «Насчет сектантов не обольщайтесь – все прекрасно, кроме спасения души, да и так ли прекрасно?..
Время сейчас, безусловно, трудное, ведь непосредственное дело священника – душепопечительство – отодвинуто на дальний план, а священник стал и строителем, и снабженцем, и добытчиком денег. Вот и Вы, разделяя с супругом тяготы забот о семье своей, помогаете его трудам в церкви.
А сектанты, дорогая моя, все сейчас на дотацию с Запада живут и не бедствуют, как православные, и это одно из тех искушений, которые непременно переживает каждый человек. Почитайте об искушении Господа в пустыне — «…все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф.4, 9).
А нам, православным христианам, до конца дней предлежит нести <