Невероятное предложение Христа
Однажды к Иисусу подошел молодой иудейский аристократ, который чувствовал, что ему чего-то недостает в его духовной жизни. Этот набожный молодой человек всю свою жизнь соблюдал заповеди, и его интересовало, что еще ему было необходимо сделать, чтобы наследовать жизнь вечную. Давайте взглянем на эту историю:
«Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: „не прелюбодействуй", „не убивай', „не кради" „не лжесвидетельствуй", „не обижай", „почитай отца твоего и мать" Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мк. 10:17-22).
Марк говорит нам: «Иисус, взглянув на него, полюбил его...» (Мк. 10:21). Те слова, которые в тот момент собирался сказать Иисус, исходили из сердца, наполненного искренней любовью к этому молодому человеку. И каковы же эти слова вечной любви? «...Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мк. 10:21).
«Что? — хочет ответить наша человеческая природа. — И ты называешь это любовью? Как можно назвать любовью предложение продать все имущество человека?»
Когда мы читаем призывы Христа к следованию за Ним, взяв свой крест, мы склонны слышать в этом злые интонации. Нам кажется, что Иисус ворчит: «Если Мне придется умереть, тогда тебе тоже придется умереть». Но эта карикатура далека от сути призыва Христа к этому богатому молодому человеку из начальствующих.
Что нам иногда действительно не удается понять, так это то, что Его призыв ко кресту — это воззвание любви. Более того, это призвание тс любви. Это приглашение в любовные отношения. «Если ты готов отложить все остальное, что любишь, — в действительности говорит Иисус этому молодому человеку с большим имением, — ты испытаешь восторг любовных отношений со Мной». Иисус настолько полюбил этого человека, что на самом деле открыл ему славную тайну очень щедрых любовных отношений с совершенным Возлюбленным — с Сыном Божьим. Каждый призыв Христа к самоотречению и следованию за Ним на самом деле является приглашением в более глубокие любовные отношения, превосходящие все наши ожидания и мечты.
Этот молодой человек отошел с печалью, думая, что Иисус предложил ему невыгодную сделку. Но когда понимаешь, что на самом деле Иисус предложил этому юноше, то почти невероятно себе представить, что он отверг предложенное. К примеру, предположим, что некий бездомный человек, живущий в трущобах Мехико, выигрывает нью- йоркскую лотерею. Но для того, чтобы получить 10 миллионов долларов, которые он только что выиграл, ему предлагают переехать в Соединенные Штаты. «Что? — кричит это парень. — Я должен уехать из своего родного города? Вы говорите мне оставить эти окрестности, которые я знаю, и всех моих друзей? Я здесь вырос. Здесь вся моя семья. Все, что я знаю, находится здесь. Это очень большая жертва, как я могу такое сделать?»
Итак, человек отвергает 10 миллионов долларов, потому что ему кажется, что его хотят чего-то лишить. Именно так обошелся богатый молодой человек из начальствующих с Иисусом. Он думал, что Иисус хотел его чего-то лишить, когда в действительности Иисус сделал ему невероятное предложение любви.
Иисус призывает нас отбросить в сторону все мирские интересы, взять наш крест и следовать за Ним, потому что Он знает, какие преимущества в Его вечной любви ожидают тех, кто так делает. Вы должны понимать это как предложение любви. Принять Его призыв ко кресту — значит отправиться в вечное любовное приключение с Богом вселенной.
Равный по страсти обмен
Нет ничего большего, чего хотелось бы Христу, чем Невеста, которая будет любить Его с той же пламенной истовостью, с какой Он любит ее.
Письмо к Лаодикийской церкви в главе 3 книги Откровение является одним из ужасающих отрывков во всей Библии. Давайте еще раз взглянем на то, что Иисус говорит этим верующим:
«Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15, 16).
Понимая это своим человеческим умом, я хочу ответить: «Нет, Господи! Конечно же. Ты этого не сделаешь!» Мой природный разум напуган, что Христос безапелляционно приговорил верующего к такой судьбе просто за то, что он был лишен энтузиазма в своей верности Ему.
Но затем я перевожу взгляд на крест. И я вижу там любовь, охваченную таким огнем, что даже смерть не может погасить его. О, пламенные глубины той любви, что висит там, изувеченная и истекающая кровью, и по своей воле страдает для того, чтобы завоевать мою любовь!
Смогу ли я теперь посмотреть на горящую на кресте любовь и лениво отвернуться в поисках другого объекта, с которым я мог бы разделить свою любовь? Увидев силу Его любви ко мне, дам ли я взамен трусливые, безжизненные, пустые, спящие остатки своей любви? Захочет ли такая пламенная любовь получить в ответ вялую, зевающую в лицо любовь?
«Нет! — заявляет Тот, Чьи глаза охвачены горящей ревностью. — Такая любовь Мне противна, — говорит Он. — Я извергну ее из уст Моих».
Познавая Христа
Если вы действительно хотите познать Иисуса, вам необходимо сосредоточить все свое внимание на Его кресте. Крест — это единственный способ по-настоящему познать Его. Это то, на что указывал Павел:
«Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» (Флп. 3:10).
Мы все хотим познать Иисуса лучше, но мы хотим это сделать таким путем, который не включает в себя страдания и смерть. Но такой путь просто не существует. Есть только один путь познания Иисуса — и он лежит через крест.
Мы предпочитаем видеть Иисуса, кормящим пять тысяч людей, исцеляющим больных, идущим по воде и воскрешающим Лазаря из мертвых. Эти образы кажутся нам намного более спасающими, чем крест. Но крест — это мудрость и сила Божья, потому что он заключает в себе и отображает сущность нашего возлюбленного Господа.
«Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9:23). Если вы хотите познать Иисуса, вы должны принять крест и пойти за Ним. И вам не удастся идти вразвалочку позади Иисуса, это будет всепоглощающая, неистовая гонка в попытках догнать Его. Иисус открывает Себя тому, кто берет свой крест и устремляется за Ним.
Вы не познаете Христа, выполняя исследовательский проект в богословской библиотеке. Вы не познаете Христа, размышляя наедине с собой. Вы познаете распятого Христа, разделив Его страдания. Вы должны взять свой крест и быть распятым вместе с Ним, чтобы познать Его как распятого Христа. Вот мотивация для того, чтобы взять свой крест: «Я хочу познать Его!»
Глава 4
ПРИНИМАЯ СМЕРТЬ
Оскорбление креста
В один из моментов земного служения Иисуса произошло очень заметное изменение. Это изменение случилось на пике Его популярности среди масс. Умножавшиеся тысячи толпились вокруг Него, куда бы Он ни пошел, и каждый думал, что Он чудесен. Петр только что исповедал Ему: «Ты — Христос!» (Мф. 16:16). Иисус признает это имя, и ученики начинают осознавать, какое место в истории они пришли унаследовать. Именно в этот момент, наполненный энергией, радостью и хорошим потенциалом, Иисус переключает скорость, и напор Его служения претерпевает резкие изменения.
«С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:21-23).
До этого момента Иисус даже шепотом не намекал о страданиях, о том, что будет убит, и о кресте. Но начиная с этого момента Он снова и снова возвращается к этой теме. И именно с тех пор, как Иисус переключил скорость и начал говорить о кресте, Его популярность тут же резко начала уменьшаться.
Ученики не могли понять эти «крестные разговоры». В свете возрастающей популярности Иисуса им было непонятно, почему Он говорил о том, что будет убит в Иерусалиме. В соответствии с их настроением эта история должна была иметь совсем другое окончание.
Петра настолько обеспокоил «крестный разговор» Иисуса, что он тут же начал прекословить Иисусу: «Не говори так. Господи, — ничего подобного с Тобой не случится!»
Иисус сказал в ответ: «Ты оскорбляешь Меня». В сущности, Он говорил: «Предложение чего бы то ни было иного, чем страдания, оскорбляет Меня». А мы в отличие от Него все слишком сильно оскорбляемся от предположения о том, что, возможно, будем страдать. Это все оттого, что мы все еще не пробудились для тех возможностей, содержащихся в отношениях со Христом, которые открываются тем, кто страдает вместе с Ним.
Мудрость креста
Мудрость креста частично лежит в следующей истине: нет ни одного страдальца, кто не мог бы присоединиться ко кресту. Не важно, насколько невыносима боль страдающего человека, каждый может поднять глаза ко кресту Христову и найти поддержку.
Евангелие можно принести в лагеря ГУЛАГа в Сибири, Евангелие можно принести африканским беженцам. Евангелие можно принести беспризорным детям Бразилии. Никто не может надуть губы и сказать, что он страдал больше, чем Иисус Христос. Крест протягивает надежду самому одинокому страдающему человеку.
И крест превосходит все возрастные барьеры. Нет ни одного умеющего говорить ребенка, который не смог бы понять креста. С юного возраста дети ухватывают весь ужас креста и понимают, насколько Иисус возлюбил их.
Одной из главных целей страдания является указать нам на крест. Когда вы страдаете, хочется почти инстинктивно посмотреть на крест Христов в поисках поддержки и утешения. Когда мы позволяем нашему страданию закрепить наш пристальный взгляд на кресте, страдание уходит.
Помазание смерти
Именно тогда, когда мы принимаем крестную смерть, в нашу жизнь высвобождается помазание. Мы не выбираем ни время, ни путь, которым крест приходит и встает перед нами. Такую смерть — смерть для своего «я», для своих целей, стремлений, желаний, славы человеческой, удовольствий, мирских радостей, земных благ — можно принять только по высшему привлечению Господнему на этот более высокий уровень. Мы не можем просто решить умереть, потому что мы наполнены собой. Дух Святой полагает нам на сердце плач о том, что желаем получить больше креста, и тогда Он милостиво отвечает на эту молитву.
Будьте готовы, нет ничего более болезненного, чем смерть. И нет ничего более славного, чем жизнь, которую Он может вызвать из смерти. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:5, 8).
«Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: для чего-бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего» (Ин. 12:3-7).
Эта история является иллюстрацией того, как принятие крестной смерти высвобождает большее помазание в нашу жизнь. В ней говорится, что Мария «помазала» Иисуса на день Его погребения. Иисус был помазан на смерть. Это ароматное масло представляет собой помазание Духом Святым. Дело в том, что, когда мы полностью принимаем крест и разделяем смерть Христову, на нас тоже приходит помазание Святым Духом.
Туда, где действует смерть, приходит большее высвобождение помазания. Но когда мы наполнены собой (своей собственной жизнью), мы сокращаем помазание, и поэтому нам приходится просить о нем усерднее. Когда смерть в нас не действует, мы пытаемся получить помазание более усердными молитвами.
Если вы умерли для своего, вы спасены, — Бог может доверить вам помазание.
Павел пришел к осознанию, что призыв к апостольству был призывом к более великой смерти. Он сказал: «Смерть действует в нас, а жизнь — в вас» (2 Кор. 4:12). Чем выше призвание, тем более велика смерть.
Иногда мы склонны думать о кресте, как о чем-то ужасно невыносимом. Но что на самом деле должно быть в нем видно — это невероятный поток любви и помазания, льющийся через того, кто соединился со смертью Христовой.
Церковь в Коринфе
Когда Павел писал о действующей в нем смерти, большинство его толкований в связи с этим было написано для церкви в Коринфе. Чтобы понять, почему Павел писал о смерти именно коринфянам, нам необходимо взглянуть на конкретные испытания, с которыми сталкивались коринфяне в своем служении.
Среди всех новозаветных церквей церковь в Коринфе уникальна тем, что она была более свободной от гонений, притеснений, страданий и нужды. Их испытания имели больше отношения к столкновениям с жаждущим наслаждений обществом. Коринф был насыщен духом борьбы за свободу личности. Это когда разум настроен таким образом, что говорит: «Это твое дело. Делай, что хочешь». Люди в Коринфе любили забавляться, искали удовольствий и позволяли друг другу свободно заниматься тем, чем захочется. Таким образом, и к христианам в Коринфе относились толерантно.
В этой атмосфере свободы Коринфская церковь быстро возрастала. Проводившиеся служения были довольно мощными. Если бы вы посетили собрание церковной общины в Коринфе, вы бы увидели следующие особенности:
• Вы бы заметили, что они были сильными верующими (см. 1 Кор. 4:10).
• Вы бы стали свидетелем обильного проявления духовных даров (см. 1 Кор. 1:7), включая пророчества, исцеления и чудеса.
• Вы бы могли насладиться великолепными проповедями (см. 1 Кор. 1:12). Через их церковь прошел поток таких выдающихся учителей, что они даже спорили о том, кто был лучшим учителем. Они хорошо питались и даже пресытились (см. 1 Кор. 4:8).
• Вы бы заметили, что верующие процветали (см. 1 Кор. 4:8). (Жаль, что Павел, когда был у них, отказался получить от них хоть одно пожертвование; он мог бы довольно хорошо преуспеть.)
• Они были очень толерантны и снисходительны к тому, чем занимались другие люди (1 Кор. 5:1, 2). Они приветствовали и поддерживали любого — вплоть до того, что даже терпимо относились к учителям, благовествовавшим другое Евангелие (см. 2 Кор. 11:4).
• Церковь была крепка в богословии и ортодоксальна на практике и в соблюдении традиций (см. 1 Кор. 11:12).
• Вы бы стали свидетелем большой свободы для личного самовыражения (см. 1 Кор. 11:21 и 14:26).
• Атмосфера их собраний была пронизана зарядом энергичности и настоящим ощущением жизни (см. 1 Кор. 4:12).
• Они были очень усердны (см. 2 Кор. 7:11 и 9:2).
• Вы бы обнаружили, что для них единообразное поклонение было приоритетом. По их просьбе Павел в своих посланиях к этой церкви больше чем к какой-бы то ни было, другой говорил о единообразном поклонении.
Мой вывод таков: из всех новозаветных церквей церковь в Коринфе, возможно, имеет самое большое сходство с американскими церквями. Таким образом, послание Павла к Коринфской церкви особенно уместно для американских церквей.
Послание к Америке
Послушай, Америка: обрати внимание на Первое и Второе послания к Коринфянам!
В них, делается акцент на одной очень важной теме, которая сегодня имеет большое отношение и к нам. Эта же тема упоминается и в некоторых других посланиях Павла, но не так часто и не настолько сильно.
Я имею в виду акцент Павла на смерти во имя Евангелия. Письма Павла к коринфянам наполнены «теологией смерти». Это не смерть для греха, о которой говорится в Послании к Римлянам. Это смерть для того, что считается хорошим, нормальным, здравым, — все во имя распространения Царства.
Павлу не нужно было говорить о смерти фессалоникийцам. Через чрезмерное гонение, с которым сталкивались фессалоникийцы, они уже многое об этом знали. Но с процветающими коринфянами он должен был об этом говорить.
Верующие коринфяне были живыми. У них работала одна из самых вдохновляющих церквей. У них была свобода, энергия и хороший потенциал. И именно такой церкви Павел пишет о смерти.
Вот некоторые стихи из Посланий к Коринфянам, которые представляют собой учение Павла о смерти:
• «Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!
Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков» (1 Кор. 4:8, 9).
• «Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем» (1 Кор. 15:31).
• «Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых, но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых. Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит» (2 Кор. 1:8-10).
• «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы, живые, непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей. Так что смерть действует в нас, а жизнь — в вас» (2 Кор. 4:10-12).
• «Мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем» (2 Кор. 6:9).
То, о чем сообщает Павел в этих стихах, должно достичь ушей верующих людей Америки. Павел говорит: «Вы имеете так много. Вы богаты финансами и проповедями. В этой жизни вы уже царствуете. Разница между вами и нами, апостолами, в том, что мы все еще полагаем нашу жизнь за Евангелие. Каждый день в нашей жизни действует смерть, в то время как вы наслаждаетесь богатством того, чего вы достигли во Христе. Разве время сейчас радоваться своему утешению во Христе, когда другие еще не слышали Евангелия? Нет, друзья мои, сейчас не время для жизни, сейчас время для смерти. Это время для того, чтобы положить свою жизнь за дело Христово».
Вот почему Павел говорит: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16). Я лично обратил внимание и убедился, насколько мало походит моя жизнь на жизнь Павла. Он описывает свой уклад жизни таким образом: «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся» (1 Кор. 4:11). Что потребуется от меня для того, чтобы моя жизнь могла быть описана такими же словами? Не что иное, как полное принятие Христова призыва ко кресту.
Нет более величественного способа, которым мы можем выразить силу и пламенность нашей любви ко Христу, чем положить свою жизнь во имя Евангелия.
Глава 5
РАЗДЕЛЯЯ ЕГО СТРАДАНИЯ
Желание страдать
Еще раз взгляните на Послание к Филиппийцам (3:10): «Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его». Словами «чтобы познать... участие в страданиях Его», Павел, в сущности, выражает: «Я хочу страдать». Он говорит:
• Насколько я хочу познать Христа и силу Его воскресения, настолько же я хочу разделить Христовы страдания.
• Зачем, Павел? Зачем тебе хотелось бы страдать? Ты мазохист?
• Нет, — ответил бы Павел. — Я не получаю удовольствия от боли. Я не стремлюсь к ней, но я стремлюсь к Нему. Я хочу познать Его! И я понимаю, что единственный путь познать Его — это разделить Его страдания, сообразуясь смерти Его.
Ого! Павел не просто говорил о готовности принять страдания («Господи, я готов страдать, если это Твоя воля»), но он фактически говорит о страстном желании разделить Христовы страдания.
Павел, в сущности, говорил: «Вызови боль! Позволь мне страдать! Давай в ней продвигаться!» Не потому, что он хотел изувечить сам себя, но потому, что его сердце переполнялось непреодолимой мольбой в желании лучше познать Христа.
У Павла было откровение о любви Христа! И насколько он понимал, еще многое могло открыться. Поэтому он сказал: «Чтобы получить еще больше этой любви, я войду в распятую жизнь». Он пристрастился к любви, которая привела бы его к смерти. Я слышу, как великий апостол кричит: «Я сделаю все, чтобы добиться этой любви Христовой!»
«... Сообразуясь смерти Его» (Флп. 3:10). Целью моей жизни должно стать все большее приближение к агонии Его креста. Только посмотрите на Его крест, на Его кровоточащую, бьющуюся в конвульсиях фигуру — кого вы знаете среди Его последователей, кто бы имел близкое сходство с этой картиной? Мы больше похожи на Варавву, чем на Иисуса. Как Варавва, мы освобождены и несем по улицам знамена, празднуя нашу свободу, в то время как Иисус один висит на кресте. Мы поем: «Жала смерти больше нет!», и как Варавва сходим со креста свободными. Достаточно ли в нашем сердце благодарности и любви, чтобы вернуться, как прокаженный самарянин (см. Лк. 17:11- 19), и соединиться с Иисусом в Его страстях?
В прошлом у меня было неправильное понимание креста. Я видел работу Христа на кресте как полное замещение моих действий, как если бы Христос пострадал за нас для того, чтобы нам не пришлось страдать. Несомненно Его работа по искуплению нас на кресте полностью замещает нашу работу — Он занял наше место на кресте, чтобы мы никогда не ощутили гнев Божий за грех. Вера во Христа освобождает нас от Божьего гнева, и в этом смысле крест Христов есть абсолютное замещение. Но Его страдание на кресте не освобождает нас от страданий. Более того, Он приглашает нас стать соучастниками Его крестных страданий. Он предлагает нам быть настолько привлеченными любовью, явленной на Его кресте, чтобы мы отвечали желанием взять наш крест.
Любовь хочет разделить крест. Любовь не смотрит на крест со словами: «Спасибо, Иисус, за то, что так пострадал, и мне теперь никогда не придется страдать». Любовь смотрит на крест и говорит: «Как мне разделить этот момент с Тобою, мой Господь? Как мне соединиться с Тобой в боли Твоей? Можем ли мы с Тобой это сделать вместе? Можем ли мы быть партнерами в жизни и в смерти? Ты мой Обрученный, и я хочу быть с Тобой во всем, к чему призывает Тебя Твой Отец».
Мы избегаем креста, потому что глупцы. Мы пытаемся отвернуться от боли, мало понимая, от чего именно мы бежим. Мы не понимаем, какую любовь открывает перед нами крест. Крест становится самым великодушным предложением!, которое мог сделать нам Бог, — возможностью для нас любить Иисуса с той же пламенной силой; с которой Он возлюбил нас. Вам казалось, вы знаете, что такое любовь, пока вы не взяли крест. К тем, кто берет свой крест, приходит поток ни с чем не сравнимой любви от убитого Агнца. «Ты сделаешь это для Меня? — спрашивает Господь. — Будешь ли ты так страдать, потому что настолько любишь Меня?» Ничто не трогает сердце Агнца, как такая любовь.
Почему у нас такое отвращение к гонению, когда Иисус сказал, что награда для гонимых велика на небесах (см. Мф. 5:12)? Почему мы предпочитаем искать путь наименьшего сопротивления, а не дорогу на крест? Потому что у пас извилистые и запутанные ценности. Мы не хотим свидетельствовать нашим соседям из-за того, какое отношение и отверженность после этого можем ощутить, как если бы Иисус обещал великую награду за такой образ жизни. Почему мы избегаем обетования о великой награде?