Достоинства моего ребенка, как человека даже
больше, чем его усилия".
Иногда меня спрашивают, не может ли подобная высокая оценка усилий ребенка оказаться еще одним условием, которое подтолкнет его к тому, чтобы сделать исполнение своих обязанностей основой жизни. Конечно, это вполне возможно, но для меня наилучшей мерой предосторожности против этого заключается в том, чтобы постоянно трудиться над тем, чтобы принять, а затем по достоинству оценить детей. Неважно, как долго я этим занимаюсь, я никогда не стану "экспертом". Я всегда должен буду работать над тем, чтобы быть признательным и чутким отцом.
Я все еще борюсь со старыми привычками
Со старыми привычками трудно расстаться, и если я расслаблюсь хоть на минуту, то снова окажусь там, где начал, высматривая, что же мои дети сделали не так, вместо того, чтобы замечать их хорошие поступки. Попытки что-то изменить — это работа на всю жизнь, и я до сегодняшнего дня борюсь с подходом к воспитанию "Гневом Господним". Каждый раз, когда мои дети плохо ведут себя, мой первый и естественный порыв — обрушиться на них. Не важно, какие усилия я прикладываю, привычная реакция вскипает во мне.
Всегда существуют три барьера, которые я должен преодолеть. Один из них я уже упомянул — это старые привычки. Если я не сконцентрируюсь на том, чтобы не торопиться и принять моих ребят, оценив их по достоинству, то я этого и не сделаю. Я знаю, насколько это значимо. Я знаю, как это важно, но если я не буду ежедневно помнить об этом, я упущу возможность и вскоре вовсе не буду этого делать.
Второй барьер состоит в том, что сатана действительно "ходит как рыкающий лев" (1 Пет. 5: 8), и одним из самых действенных его орудий является рационализм. Я могу сказать себе:
"Мой отец был алкоголиком. Он никогда не тратил время на то, чтобы принять и оценить меня, а я вырос нормальным человеком".
Однако, это будет всего лишь предлогом, чтобы увильнуть от исполнения моих родительских обязанностей. Кроме того, мои дети растут в культурном окружении, совершенно отличном от того, которое знал я. Перед моими детьми стоят такие проблемы, которые даже и не существовали, когда я был в их возрасте. Они нуждаются во всей той помощи, которую только могут получить.
И так как я никогда не переставал сосредотачиваться на том, чтобы принять и по достоинству оценить моих детей, они точно знают, что именно я имею в виду, когда побуждаю их "сделать все, что в их силах". Я стараюсь подготовить их к жизни в том мире, где очень сильная конкуренция. Как представители человеческой расы мы все постоянно соревнуемся. В следующей главе Дик поведет беседу о положительных и отрицательных способах соревнования, и о том, как помочь вашему ребенку добиваться совершенства и не попасть в ловушку перфекционизма.
Для обдумывания, обсуждения и практического применения
1. Заключается ли ваш подход к воспитанию главным образом в том, чтобы "поймать их на чем-то, что они делают неправильно", или же "на чем-то, что они делают как надо"? А что бы сказали ваши дети?
2. Почему Джошу, по его словам, легко думать, что воспитывать в первую очередь означает исправлять и критиковать, и только потом — хвалить (если хвалить вообще)? Случалось ли такое когда-нибудь и с вами?
3. Прочитав эту главу, скажите, почему же похвала обладает такой силой? Что общего имеет похвала с тем, чтобы быть хорошим родителем?
4. Почему родителям следует с осторожностью пользоваться признанием? Что может случиться, если они не заложат надежного фундамента признания, вселив в детей уверенность, что принимают их?
5. Возьмите в библиотеке, или купите книгу "Сиюминутный менеджер" и прочтите несколько раз. Кратко запишите почерпнутые оттуда идеи полезные для лучшего исполнения родительских обязанностей.
6. Дополнительные примеры того, как выражается признание в Библии вы можете найти в Рим. 1: 8; Еф. 1: 15-16; Кол. 1: 3-4; 1 Фес. 1: 2-3; 2 Фес. 1. 3-4; Флм. 1: 4-7. 7. Какова та главная идея, которая прослеживается во всех выражениях признания со стороны Павла? Что вы можете узнать такого, что помогло бы вам в выражении признания по отношению к вашим детям?
7. Если у вас не вошло в привычку открыто выражать одобрение тому, что ваш ребенок делает правильно, начните с того, чтобы найти хотя бы две вещи, которые вы ежедневно сможете по достоинству оценивать в вашем ребенке. Когда найдете, обязательно скажите об этом вашему ребенку, как бы неловко вы себя не почувствовали в первый раз. Потом будет легче.
8. Став экспертом в области признания, попробуйте применить на практике идею Джоша о "сеансе оценки". Очень удобный случай — когда вся семья собирается за обедом.