Разрывая замкнутый круг враждебности
итак, мы с вами рассмотрели любовь с нескольких различных ракурсов. Мы выяснили, что она должна быть суровой и в то же время нежной, и она почти всегда требует от нас жертвы. И все же в Евангелии от Матфея (5:39-41), в Нагорной проповеди, Иисус раскрывает перед нами еще одну сторону любви: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два».
Мне кажется, что в тот момент, когда Иисус произносил эти широко известные слова, Он пытался побудить Своих учеников сделать следующий шаг в своем понимании любви Христа. Он говорит им: «Ребята, вы неплохо продвинулись в своем понимании, как следовать за Мной, но когда дело касается межличностных взаимоотношений, которые должны установиться между вами, чего Я, собственно, и хочу добиться, вы все еще нуждаетесь в некотором количестве прямой, практической информации, которая помогла бы вам прозреть. Поэтому послушайте внимательно, сейчас я поделюсь с вами несколькими очень реальными, приземленными, повседневными иллюстрациями о том, что же все-таки означает любить так, как люблю Я».
Пощечина
Подумайте о том, как, должно быть, ученики воспринимали примеры, которые приводил Иисус.
Представьте, что это вы идете по оживленным улицам Иерусалима. И вот на углу улицы вы замечаете нескольких человек, занятых обсуждением политических вопросов. Некоторые из них вам знакомы, так что вы решаете подойти поближе и прислушаться к тому, что они говорят. В этот момент кто-то просит вас изложить вашу точку зрения на то, что происходит на политической арене Иерусалима. Вы с энтузиазмом соглашаетесь, предлагая несколько хорошо продуманных, взвешенных решений, которые, по вашему мнению, могли бы решить проблемы Иерусалима, отлично понимая, что некоторые из них все же слишком смелы. В этот момент краем глаза вы замечаете, что один из стоящих рядом мужчин побагровел от злости. В ту же секунду он совершенно неожиданно оказывается рядом с вами и со всей присущей ему эмоциональностью, хорошенько замахнувшись, дает вам пощечину.
В культурных слоях Иерусалима первого столетия пощечина считалась чем-то совершенно унизительным. Даже сегодня, когда нам наносят оскорбление, мы говорим: «Ну, скажу я вам, вот это была пощечина». В этом нет сомнений — вы только что были публично унижены неким высокомерным, чрезмерно самоуверенным невежей. Вы все еще чувствуете внезапную резкую боль от его пощечины. Вы чувствуете прилив адреналина, вы раздражены до предела. Ведь на кону ваша честь. Вы знаете, что способны сравнять этого парня с землей, стоит вам только захотеть. А в вашей голове все громче и настойчивей звучит: «Роки, Роки, Роки...»
Наступил момент истины. Как вы поступите? В Нагорной проповеди Иисус заповедует Своим последователям проявить радикальную любовь. Не надо давать сдачи. Не надо на него кричать. Не нужно бить его по голени. И незачем осыпать его проклятиями. Вместо этого посмотрите этому человеку прямо в глаза и напомните себе о том, что, невзирая на все его превозношение и злобу, он имеет для Бога огромное значение. И даже в этот момент Бог пытается прикоснуться к нему. Кстати говоря, Он все еще ищет кого-то, с чьей бы помощью Он мог проявить Свою любовь к этому парню. Поэтому, прямо сейчас, покопайтесь где-то очень глубоко-глубоко в основании своей веры и любите его. Сделайте нечто радикальное, что могло бы оставить в его жизни неизгладимый след. Если предложение подставить ему для удара другую щеку сможет послужить этой цели, сделайте это.
Можете ли вы представить, как сложно, наверное, было ученикам услышать брошенный Иисусом вызов? Будучи рождены и воспитаны в культуре, которую хлебом не корми, дай взять реванш, они были прекрасно осведомлены о том, что такое мужская честь, напускная храбрость и отвага. Подставить другую щеку? Что за глупости!
Забыть о своих правах
Вторая иллюстрация Иисуса предполагает краткий экскурс в гардероб обычного человека, живущего на Ближнем Востоке во времена Нового Завета. В то время люди носили на теле некий предмет одежды из мягкой ткани (в нашем понимании рубашка). У большинства людей было несколько смен таких «рубашек». Поверх этого непосредственно прилегающего к телу предмета одежды они носили тяжелую, теплую, свободно сидящую верхнюю одежду, которая служила двум целям. В течение дня она выполняла функции пиджака или спортивного костюма, но ночью служила одеялом.
При существующем климате человеку, у которого не оказывалось такого рода внешнего предмета одежды, который мог бы согреть его ночью, можно было только посочувствовать. И, кстати говоря, этой верхней одежде придавалось такое огромное значение, что она была даже защищена законом. Во время совершения неких торговых или бартерных операций бизнесмены тех дней брали в качестве залога и гаранта поступления товара одежду. Обычно для этих целей использовались рубашки, потому что даже у самого бедного человека всегда оказывалась еще одна. Как правило, теплую верхнюю одежду не использовали, потоку что забирать верхнюю одежду другого человека на ночь было нарушением закона даже в том случае, если этот человек нарушил свою часть договора. Верхний покров должен был быть возвращен ему до захода солнца, потому что иначе у него не будет ничего, что могло бы защитить его от ночной прохлады?
В свете важности, которая придавалась теплой верхней одежде, заповедь Иисуса становится чем-то еще более удивительным. Если вы заключили с кем-то сделку и по той или иной причине не можете исполнить свою часть договора, и если этот человек требует в качестве залога вашу рубашку, конечно же, отдайте ее ему. Но помимо этого пойдите еще дальше. Предложите ему и вашу теплую верхнюю одежду. Посмотрите ему прямо в глаза и скажите: «Я знаю, что должен сделать. Сделка есть сделка, и я не исполнил свою часть. Поэтому, пожалуйста, возьми и мою верхнюю одежду, хотя по закону я имею полное право тебе ее не отдавать. Для меня очень важно, чтобы меня знали, как торговца, которому можно доверять, и одну ночь без покрывала я как-нибудь выдержу. Кстати говоря, есть ли еще что-то, что я мог бы сделать для твоей семьи?»
В соответствии с принципами Иисуса, требования радикальной любви часто превосходят прописанные в законе. Любовь никогда не стремится отделаться простым минимумом. Она идет дальше простого исполнения закона и выдвигает какие-то совершенно невероятные варианты служения.
Вторая миля
Затем мы переходим к третьей иллюстрации Иисуса, той самой, которая буквально резала своих слушателей без ножа, потому что имела прямое отношение к той практике, которую все они ненавидели и с которой никак не могли согласиться, — практике принуждения. В те дни в Израиле правил Рим. По всей империи были поставлены римские правители, а в некоторых провинциях стояли солдаты. Римский солдат имел законное право прийти к любому гражданину в любое время дня и ночи и привлечь — то есть, заставить, — его к службе. Солдат мог заставить местного жителя заниматься приготовлением пищи, стиркой его белья, предоставить ему место жительства, иными словами, делать все, что могло потребоваться этому солдату.
Евреи чувствовали особую ненависть, когда римские солдаты заставляли их носить свои вещи. В любое время, как только солдаты получали новый приказ, они могли прийти в дом еврея, с ухмылкой похлопать его по плечу и сказать: «Возьми-ка вот этот чемоданчик и этот рюкзак и неси туда, да побыстрее». Совершенно не важно, чем в это время занимался местный житель — спал ли он, вспахивал ли поле или продавал свой товар, — он должен был все бросить и делать то, что требовал солдат. Однако все же существовали некоторые ограничения. Евреи ненавидели существующую практику настолько сильно, что римские офицеры проинструктировали своих людей стараться ограничивать требования. Они могли принудить еврея нести их вещи не дальше, чем на одну милю за раз.
Давайте предположим, что римский солдат хватает вас за загривок, пихает вам в руки тяжеленный рюкзак и говорит: «Понеси-ка вот это, приятель». И вот он прогулочной походочкой идет рядом с вами, ест виноград, в то время как вы горбитесь и сгибаетесь под тяжестью его вещей. И как же Иисус предлагает на это реагировать? В тот момент, когда вы наконец добираетесь до конца обязательной мили, вместо того чтобы, швырнув рюкзак на землю, в надежде разбить что-то хрупкое, стряхнуть пыль со своей одежды и пренебрежительно плюнуть, чтобы показать свое отношение к этому языческому солдату и его отвратительным привычкам, покажите ему радикальную любовь.
Дойдя наконец до конца этой мили, скажите: «Сэр, могу ли я послужить вам еще? Бог вложил любовь в мое сердце ко всем Его творениям, включая и вас, причем не важно, в курсе вы или нет. В Его глазах вы имеете такую ценность, что для меня служение вам это привилегия. Поэтому, если вам угодно, чтобы я прошел с вами еще одну милю, я это сделаю».
Понять смысл историй
В соответствии с совершенно четкими и недвусмысленными учениями Иисуса наивысшим приоритетом нашей жизни должна быть любовь к Богу — от всего сердца, всей души и всего разума (Мат. 22:27-40). Нашим вторым по значимости приоритетом должна быть любовь к людям, каждый из которых крайне важен для Бога. Любовь радикальная, не требующая вознаграждения, готовая пройти две мили.
Вот уже в течение более двух тысяч лет люди читают и перечитывают Нагорную проповедь, прося Духа Святого помочь им понять и применить эти принципы. На основании этих иллюстраций верующие пришли к огромному множеству выводов и заключений, да и у меня самого все еще остается много вопросов относительно их практического применения. Но все же в этих историях содержатся некоторые базовые принципы, обозначенные настолько четко, что четче и быть не может. И в них нет никакой тайны и никакого скрытого смысла.
Один очевидный принцип, красной нитью проходящий сквозь все эти истории, заключается в том, что возмездие является дорогой, ведущей в «никуда», иными словами, тупиком. Реванш всего лишь способен явиться источником возникновения и усиления враждебности. Кто-то должен прекратить это бессмысленное обострение — и Бог желает, чтобы этим кем-то был я.
Другая совершенно четко обозначенная идея всех этих историй заключается в том, что такая вещь, как мужское достоинство, вовсе не является наиболее важной субстанцией в мире. Мне и самому пришлось научиться поглощать некоторые пощечины из тех, что все мы получаем день за днем, — когда меня подрезали в пробке, когда кто-то влезал в очередь прямо передо мной или когда меня перебивали. Я и до сих пор нуждаюсь в том, чтобы научиться не защищаться и «проглатывать» пощечины, вместо того чтобы давать сдачи.
И, наконец, во всех этих историях очень четко прослеживается скрытая сила «второй мили». Когда мы делаем что-то, что превышает необходимый минимум служения, когда мы делаем что-то, что не входит в круг наших обязанностей, это способно оказать на окружающих нас людей такое влияние, о котором они еще не скоро забудут.
Тот путь любви, который использовал Иисус, был радикально новым. Ветхозаветные законы крайне осторожно относились и следили за соблюдением законности — «глаз за глаз и зуб за зуб», — но в этих трех иллюстрациях Иисус пошел гораздо дальше требований законности и справедливости. А как вам кажется, почему Он хотел, чтобы Его ученики стали такими радикальными, настроенными на невозвращение обид, любителями прогуляться две мили?
Разрывая порочный круг
Во-первых, Бог прекрасно знал, что для того, чтобы разорвать бесконечный цикл радикальной вражды, Ему понадобится приверженец радикальной любви. В тот день, когда «Каин восстал на своего брата Авеля и убил его», этот цикл был приведен в движение, и с тех пор его никому не удавалось остановить.
Один из моих друзей работает парамедиком в Хамбольдт Парк, районе Чикаго, пользующемся дурной славой благодаря местным бандитам. «Ты знаешь, с чего все начинается, — как-то сказал он мне. — Все начинается с банального недопонимания и усиливается в тот момент, когда кому-то наносят обиду, и тот человек в ответ позволяет себе несколько полных сарказма высказываний. Его сарказм провоцирует ответную реакцию, в которой содержится угроза, а потом и прямой вызов. И теперь в дело вступают мужская бравада и достоинство. А потом на свет появляются кулаки, дубинки, ножи и пистолеты. Льется кровь, рвется плоть, и когда все кончено и люди корчатся в пыли и грязи, они звонят нам, мы приезжаем и собираем то, что осталось».
Я знаю, с чего все начинается. Так происходит вот уже не одну тысячу лет. К счастью, в нашем «утонченном» обществе большая часть нашей вражды и военных действий все же не заканчивается уличными драками и столкновениями «стенка на стенку». Они заканчиваются холодными войнами: отчужденностью, недоверием, охлаждением отношений, горечью, официозом, клеветой, разделением, одиночеством и судебными исками.
Но если мы хотим, чтобы в этом мире когда-нибудь воцарилась гармония отношений, этот цикл враждебности должен быть остановлен. Для того чтобы его остановить, нам потребуются радикальные, настроенные на невозвращение обид любители прогуляться две мили. Кто-то должен перетерпеть удар, оскорбление или пощечину, вместо того чтобы дать сдачи. Кто-то должен «проглотить» несправедливость вместо того, чтобы нанести обиду другому человеку; кто-то должен разорвать эту цепь бесконечной жестокости. Бог говорит: «Ты способен на это, если желаешь стать последователем радикальной любви». В своем браке готов ли ты стать тем, кто нарушит ледяное молчание, возникшее после того, как были ранены ваши чувства? На своем рабочем месте готов ли ты сказать: «Прости, могу ли я помочь тебе с одним из твоих проектов, чтобы твой груз стал чуточку легче?» В школе готов ли ты исполнять свои задания с радостью и быть готовым сделать больше, особенно тогда, когда учитель или профессор такой неприятный и требовательный? Бог ищет последователей такого рода радикальной любви, которые могли бы за это взяться.