Разрывая замкнутый круг враждебности

итак, мы с вами рассмотрели любовь с несколь­ких различных ракурсов. Мы выяснили, что она должна быть суровой и в то же время нежной, и она почти всегда требует от нас жертвы. И все же в Евангелии от Матфея (5:39-41), в Нагорной проповеди, Иисус раскрывает перед нами еще одну сторону любви: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два».

Мне кажется, что в тот момент, когда Иисус произносил эти широко известные слова, Он пытался побудить Своих учеников сделать следующий шаг в своем понимании любви Христа. Он говорит им: «Ребята, вы неплохо продвинулись в своем понимании, как следовать за Мной, но когда дело ка­сается межличностных взаимоотношений, которые должны установиться между вами, чего Я, собственно, и хочу добить­ся, вы все еще нуждаетесь в некотором количестве прямой, практической информации, которая помогла бы вам про­зреть. Поэтому послушайте внимательно, сейчас я поделюсь с вами несколькими очень реальными, приземленными, по­вседневными иллюстрациями о том, что же все-таки означа­ет любить так, как люблю Я».

Пощечина

Подумайте о том, как, должно быть, ученики воспринимали примеры, которые приводил Иисус.

Представьте, что это вы идете по оживленным улицам Иерусалима. И вот на углу улицы вы замечаете нескольких человек, занятых обсуждением политических вопросов. Не­которые из них вам знакомы, так что вы решаете подойти поближе и прислушаться к тому, что они говорят. В этот мо­мент кто-то просит вас изложить вашу точку зрения на то, что происходит на политической арене Иерусалима. Вы с эн­тузиазмом соглашаетесь, предлагая несколько хорошо про­думанных, взвешенных решений, которые, по вашему мне­нию, могли бы решить проблемы Иерусалима, отлично по­нимая, что некоторые из них все же слишком смелы. В этот момент краем глаза вы замечаете, что один из стоящих рядом мужчин побагровел от злости. В ту же секунду он совершенно неожиданно оказывается рядом с вами и со всей присущей ему эмоциональностью, хорошенько замахнувшись, дает вам пощечину.

В культурных слоях Иерусалима первого столетия поще­чина считалась чем-то совершенно унизительным. Даже се­годня, когда нам наносят оскорбление, мы говорим: «Ну, ска­жу я вам, вот это была пощечина». В этом нет сомнений — вы только что были публично унижены неким высокомерным, чрезмерно самоуверенным невежей. Вы все еще чувствуе­те внезапную резкую боль от его пощечины. Вы чувствуете прилив адреналина, вы раздражены до предела. Ведь на кону ваша честь. Вы знаете, что способны сравнять этого парня с землей, стоит вам только захотеть. А в вашей голове все громче и настойчивей звучит: «Роки, Роки, Роки...»

Наступил момент истины. Как вы поступите? В Нагорной проповеди Иисус заповедует Своим последователям проявить радикальную любовь. Не надо давать сдачи. Не надо на него кричать. Не нужно бить его по голени. И незачем осыпать его проклятиями. Вместо этого посмотрите этому человеку пря­мо в глаза и напомните себе о том, что, невзирая на все его превозношение и злобу, он имеет для Бога огромное значе­ние. И даже в этот момент Бог пытается прикоснуться к нему. Кстати говоря, Он все еще ищет кого-то, с чьей бы помощью Он мог проявить Свою любовь к этому парню. Поэтому, пря­мо сейчас, покопайтесь где-то очень глубоко-глубоко в осно­вании своей веры и любите его. Сделайте нечто радикальное, что могло бы оставить в его жизни неизгладимый след. Если предложение подставить ему для удара другую щеку сможет послужить этой цели, сделайте это.

Можете ли вы представить, как сложно, наверное, было ученикам услышать брошенный Иисусом вызов? Будучи рождены и воспитаны в культуре, которую хлебом не корми, дай взять реванш, они были прекрасно осведомлены о том, что такое мужская честь, напускная храбрость и отвага. Под­ставить другую щеку? Что за глупости!

Забыть о своих правах

Вторая иллюстрация Иисуса предполагает краткий экскурс в гардероб обычного человека, живущего на Ближнем Востоке во времена Нового Завета. В то время люди носили на теле некий предмет одежды из мягкой ткани (в нашем понимании рубашка). У большинства людей было несколько смен таких «рубашек». Поверх этого непосредственно прилегающего к телу предмета одежды они носили тяжелую, теплую, свобод­но сидящую верхнюю одежду, которая служила двум целям. В течение дня она выполняла функции пиджака или спортив­ного костюма, но ночью служила одеялом.

При существующем климате человеку, у которого не ока­зывалось такого рода внешнего предмета одежды, который мог бы согреть его ночью, можно было только посочувство­вать. И, кстати говоря, этой верхней одежде придавалось та­кое огромное значение, что она была даже защищена зако­ном. Во время совершения неких торговых или бартерных операций бизнесмены тех дней брали в качестве залога и га­ранта поступления товара одежду. Обычно для этих целей использовались рубашки, потому что даже у самого бедно­го человека всегда оказывалась еще одна. Как правило, теп­лую верхнюю одежду не использовали, потоку что забирать верхнюю одежду другого человека на ночь было нарушением закона даже в том случае, если этот человек нарушил свою часть договора. Верхний покров должен был быть возвращен ему до захода солнца, потому что иначе у него не будет ниче­го, что могло бы защитить его от ночной прохлады?

В свете важности, которая придавалась теплой верхней одежде, заповедь Иисуса становится чем-то еще более уди­вительным. Если вы заключили с кем-то сделку и по той или иной причине не можете исполнить свою часть договора, и если этот человек требует в качестве залога вашу рубашку, конечно же, отдайте ее ему. Но помимо этого пойдите еще дальше. Предложите ему и вашу теплую верхнюю одежду. Посмотрите ему прямо в глаза и скажите: «Я знаю, что дол­жен сделать. Сделка есть сделка, и я не исполнил свою часть. Поэтому, пожалуйста, возьми и мою верхнюю одежду, хотя по закону я имею полное право тебе ее не отдавать. Для меня очень важно, чтобы меня знали, как торговца, которому мож­но доверять, и одну ночь без покрывала я как-нибудь выдер­жу. Кстати говоря, есть ли еще что-то, что я мог бы сделать для твоей семьи?»

В соответствии с принципами Иисуса, требования ради­кальной любви часто превосходят прописанные в законе. Любовь никогда не стремится отделаться простым миниму­мом. Она идет дальше простого исполнения закона и выдви­гает какие-то совершенно невероятные варианты служения.

Вторая миля

Затем мы переходим к третьей иллюстрации Иисуса, той са­мой, которая буквально резала своих слушателей без ножа, потому что имела прямое отношение к той практике, кото­рую все они ненавидели и с которой никак не могли согла­ситься, — практике принуждения. В те дни в Израиле правил Рим. По всей империи были поставлены римские правители, а в некоторых провинциях стояли солдаты. Римский солдат имел законное право прийти к любому гражданину в любое время дня и ночи и привлечь — то есть, заставить, — его к службе. Солдат мог заставить местного жителя заниматься приготовлением пищи, стиркой его белья, предоставить ему место жительства, иными словами, делать все, что могло по­требоваться этому солдату.

Евреи чувствовали особую ненависть, когда римские солда­ты заставляли их носить свои вещи. В любое время, как только солдаты получали новый приказ, они могли прийти в дом ев­рея, с ухмылкой похлопать его по плечу и сказать: «Возьми-ка вот этот чемоданчик и этот рюкзак и неси туда, да побыстрее». Совершенно не важно, чем в это время занимался местный житель — спал ли он, вспахивал ли поле или продавал свой товар, — он должен был все бросить и делать то, что требовал солдат. Однако все же существовали некоторые ограничения. Евреи ненавидели существующую практику настолько сильно, что римские офицеры проинструктировали своих людей ста­раться ограничивать требования. Они могли принудить еврея нести их вещи не дальше, чем на одну милю за раз.

Давайте предположим, что римский солдат хватает вас за загривок, пихает вам в руки тяжеленный рюкзак и гово­рит: «Понеси-ка вот это, приятель». И вот он прогулочной походочкой идет рядом с вами, ест виноград, в то время как вы горбитесь и сгибаетесь под тяжестью его вещей. И как же Иисус предлагает на это реагировать? В тот момент, когда вы наконец добираетесь до конца обязательной мили, вмес­то того чтобы, швырнув рюкзак на землю, в надежде разбить что-то хрупкое, стряхнуть пыль со своей одежды и пренебре­жительно плюнуть, чтобы показать свое отношение к этому языческому солдату и его отвратительным привычкам, пока­жите ему радикальную любовь.

Дойдя наконец до конца этой мили, скажите: «Сэр, могу ли я послужить вам еще? Бог вложил любовь в мое сердце ко всем Его творениям, включая и вас, причем не важно, в курсе вы или нет. В Его глазах вы имеете такую ценность, что для меня служение вам это привилегия. Поэтому, если вам угод­но, чтобы я прошел с вами еще одну милю, я это сделаю».

Понять смысл историй

В соответствии с совершенно четкими и недвусмысленны­ми учениями Иисуса наивысшим приоритетом нашей жизни должна быть любовь к Богу — от всего сердца, всей души и всего разума (Мат. 22:27-40). Нашим вторым по значимости приоритетом должна быть любовь к людям, каждый из кото­рых крайне важен для Бога. Любовь радикальная, не требую­щая вознаграждения, готовая пройти две мили.

Вот уже в течение более двух тысяч лет люди читают и пе­речитывают Нагорную проповедь, прося Духа Святого по­мочь им понять и применить эти принципы. На основании этих иллюстраций верующие пришли к огромному множест­ву выводов и заключений, да и у меня самого все еще остает­ся много вопросов относительно их практического примене­ния. Но все же в этих историях содержатся некоторые базо­вые принципы, обозначенные настолько четко, что четче и быть не может. И в них нет никакой тайны и никакого скры­того смысла.

Один очевидный принцип, красной нитью проходящий сквозь все эти истории, заключается в том, что возмездие является дорогой, ведущей в «никуда», иными словами, ту­пиком. Реванш всего лишь способен явиться источником возникновения и усиления враждебности. Кто-то должен прекратить это бессмысленное обострение — и Бог желает, чтобы этим кем-то был я.

Другая совершенно четко обозначенная идея всех этих историй заключается в том, что такая вещь, как мужское до­стоинство, вовсе не является наиболее важной субстанцией в мире. Мне и самому пришлось научиться поглощать некото­рые пощечины из тех, что все мы получаем день за днем, — когда меня подрезали в пробке, когда кто-то влезал в очередь прямо передо мной или когда меня перебивали. Я и до сих пор нуждаюсь в том, чтобы научиться не защищаться и «про­глатывать» пощечины, вместо того чтобы давать сдачи.

И, наконец, во всех этих историях очень четко прослежи­вается скрытая сила «второй мили». Когда мы делаем что-то, что превышает необходимый минимум служения, когда мы делаем что-то, что не входит в круг наших обязанностей, это способно оказать на окружающих нас людей такое влияние, о котором они еще не скоро забудут.

Тот путь любви, который использовал Иисус, был ради­кально новым. Ветхозаветные законы крайне осторожно относились и следили за соблюдением законности — «глаз за глаз и зуб за зуб», — но в этих трех иллюстрациях Иисус пошел гораздо дальше требований законности и справедли­вости. А как вам кажется, почему Он хотел, чтобы Его учени­ки стали такими радикальными, настроенными на невозвра­щение обид, любителями прогуляться две мили?

Разрывая порочный круг

Во-первых, Бог прекрасно знал, что для того, чтобы разо­рвать бесконечный цикл радикальной вражды, Ему понадо­бится приверженец радикальной любви. В тот день, когда «Каин восстал на своего брата Авеля и убил его», этот цикл был приведен в движение, и с тех пор его никому не удава­лось остановить.

Один из моих друзей работает парамедиком в Хамбольдт Парк, районе Чикаго, пользующемся дурной славой благо­даря местным бандитам. «Ты знаешь, с чего все начинает­ся, — как-то сказал он мне. — Все начинается с банального недопонимания и усиливается в тот момент, когда кому-то наносят обиду, и тот человек в ответ позволяет себе несколь­ко полных сарказма высказываний. Его сарказм провоцирует ответную реакцию, в которой содержится угроза, а потом и прямой вызов. И теперь в дело вступают мужская бравада и достоинство. А потом на свет появляются кулаки, дубинки, ножи и пистолеты. Льется кровь, рвется плоть, и когда все кончено и люди корчатся в пыли и грязи, они звонят нам, мы приезжаем и собираем то, что осталось».

Я знаю, с чего все начинается. Так происходит вот уже не одну тысячу лет. К счастью, в нашем «утонченном» обществе большая часть нашей вражды и военных действий все же не заканчивается уличными драками и столкновениями «стенка на стенку». Они заканчиваются холодными войнами: отчуж­денностью, недоверием, охлаждением отношений, горечью, официозом, клеветой, разделением, одиночеством и судеб­ными исками.

Но если мы хотим, чтобы в этом мире когда-нибудь во­царилась гармония отношений, этот цикл враждебности дол­жен быть остановлен. Для того чтобы его остановить, нам потребуются радикальные, настроенные на невозвращение обид любители прогуляться две мили. Кто-то должен пере­терпеть удар, оскорбление или пощечину, вместо того чтобы дать сдачи. Кто-то должен «проглотить» несправедливость вместо того, чтобы нанести обиду другому человеку; кто-то должен разорвать эту цепь бесконечной жестокости. Бог го­ворит: «Ты способен на это, если желаешь стать последова­телем радикальной любви». В своем браке готов ли ты стать тем, кто нарушит ледяное молчание, возникшее после того, как были ранены ваши чувства? На своем рабочем месте го­тов ли ты сказать: «Прости, могу ли я помочь тебе с одним из твоих проектов, чтобы твой груз стал чуточку легче?» В шко­ле готов ли ты исполнять свои задания с радостью и быть готовым сделать больше, особенно тогда, когда учитель или профессор такой неприятный и требовательный? Бог ищет последователей такого рода радикальной любви, которые могли бы за это взяться.

Наши рекомендации