Кирпич или папиросная бумага?
Лично для меня терпение является чрезвычайно ценным качеством. Оно помогало мне бесчисленное количество раз, когда я чувствовал себя прижатым к стенке, когда мне приходилось бороться с искушением отказаться от моего служения и вернуться в бизнес. По причине того, что терпение значит для меня очень многое, я добровольно нагружаю себя дополнительными проектами, которые помогли бы мне его укрепить.
Когда я бегаю в спортзале, то всегда принимаю упреждающее решение о том, сколько кругов хочу пробежать. Достигая своей цели, я обычно чувствую себя измотанным, все у меня болит, и я нахожусь на крайней точке. В этот момент я часто говорю: «Я пробегу еще один круг. Эта крайняя точка не сделана из кирпича, это всего лишь папиросная бумага, которую я смогу прорвать».
Когда я ухожу в отпуск и провожу время на пляже, больше всего мне нравится заниматься виндсерфингом. Я захожу в воду снова и снова, до тех пор пока мои руки не начинают гореть, ноги гудят, и я готов буквально рухнуть от усталости. В этот момент я говорю себе: «Сейчас я развернусь и повторю еще разочек». Снова я делаю это для того, чтобы доказать себе, что мои крайние точки состоят вовсе не из кирпича, а всего лишь из папиросной бумажки.
Когда я работаю над проповедью, иногда я дохожу до такой степени усталости, что готов сказать: «Ну, все! Мозги кипят! Больше ни одной мысли не придет в голову». В этот момент я встаю, прохожу кружочек вокруг здания церкви и решаю: «Сейчас я снова сяду, и эта крайняя точка вновь окажется не чем иным, как папиросной бумагой».
Всякий раз, когда вам удается прорваться сквозь свою крайнюю точку, вы доказываете себе, что все эти крайние точки не так уж и тверды, как кажется. С Божьей помощью вы сможете проходить через них куда чаще, чем этого ожидаете. Всякий раз, когда вы прорываетесь через очередную крайнюю точку, вы одерживаете победу на небесах и в своей жизни. Терпение становится все крепче и сильнее в вашем духе. В следующий раз, даже если гора окажется выше, у вас будет больше терпения, чтобы на нее взобраться.
Крайние точки очень болезненны — Иисус знает это куда лучше нас с вами. Он претерпел все, вплоть до креста. Всякий раз, когда солдаты дергали Его за бороду, когда кто-то ударял Его по лицу или шип распарывал Его спину, весь ад вопил: «Покончи с этим!» Когда гвозди пронзили Его руки, а зеваки насмехались над ним, и Он больше не чувствовал рядом с Собой присутствия Отца, Его душа кричала: «Покончи с этим!» Но благодаря силе свыше и Своей собственной решимости Иисус Христос, Спаситель, пробился сквозь все эти крайние точки и умер смертью, которая отныне делает спасение возможным для всякого живущего человека.
Я так рад, что мы с вами следуем за Спасителем, Который «вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест» (Евр. 12:2). Я так рад, что терпение, даже несмотря на то, что оно никогда не станет первым призом лотереи штата, все же можно развить. И я так рад, что Дух Святой, обращаясь к нам, всякий раз когда мы подходим к очередной крайней точке, говорит: «Прорвись через это, а Я дам тебе силу. Ведь это сделано из папиросной бумажки, а не из кирпича».
Глава 6
НЕЖНАЯ ЛЮБОВЬ
Залезть в «шкуру» другого
Огромный цветок, стоящий в нашей гостиной, оказался поражен заболеванием. Моя жена, забеспокоившись о том, что он может заразить и другие цветы в доме, решила от него избавиться. Как-то утром, пока дети еще были в школе, она срезала все ветки и положила их в мешки для мусора. Большой горшок с остатками цветка она оставила в гостиной, чтобы я мог вынести его в гараж, когда вернусь домой.
Днем наши дети вернулись из школы, направились в гостиную и тут же увидели цветок и то, что с ним стряслось. Наш сын, которому тогда было шесть, залился слезами: «Зачем ты поступила с ним так жестоко? — спросил он Лайон. — А тебе обязательно было убивать цветок? А ему было больно? А у него шла кровь? А нельзя было вызвать врача?» Потребовалось добрых полчаса, чтобы Лайон смогла объяснить ситуацию и успокоить ребенка.
Тем временем наша дочь, девочка девяти лет, с отвращением сказала: «Тодд, это был всего-навсего старый больной домашний цветок. Не беспокойся о нем. Я рада, что мама его срезала и избавила от страданий. Мама, а ты еще какие-нибудь цветы будешь выбрасывать? Может быть, тебе нужна помощь?» Двое детей, которые родились от одних и тех же родителей, выросли в одной и той же семье и получили равную меру любви, — но, посмотрите, один из них был гораздо более чувствительным, чем другой.
У моих друзей была собака, которая была преданным, верным другом семьи на протяжении тринадцати лет. Но в определенный момент здоровье собаки ухудшилось настолько, что единственным добрым поступком, который эти люди могли для нее сделать, было отвезти ее в лечебницу и усыпить. Семья очень переживала. Они постоянно откладывали наступление ужасного дня. Однажды, когда все члены семьи, кроме отца, отправились за город, он решил отвезти собаку к ветеринару. Он рассказывал мне: «Я взял собаку на руки и отнес к машине. Пока я ехал в больницу, она забралась на сиденье, опустила голову на мои ноги и понюхала меня. Ты не представляешь, как мне было трудно отнести ее в кабинет. После того как ветеринар ее все же усыпил, я отправился к машине и некоторое время просто сидел там, прежде чем смог вернуться на работу».
Этот мужчина работал вместе со своим братом. Когда он вошел в офис, брат поинтересовался, где он был. «Знаешь, сегодня был тот самый день, — ответил он. — Я отвез собаку в больницу, чтобы ее усыпили».
Его брат не задумываясь ответил: «И ты заплатил ветеринару, чтобы усыпить собаку? Привез бы ее ко мне. Я бы пару раз стукнул ее по голове, и никаких проблем». Двое братьев от одних и тех же родителей, с одинаковым воспитанием, но один очень добрый и мягкосердечный, а другой — жесткий и грубый.
Кто-то нежен, кто-то груб
В Послании к Ефесянам (4:32) Павел говорит: «Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг другу, как и Бог во Христе простил вас». Многим из нас не так просто следовать этой заповеди. Для некоторых людей нежность это не что иное, как самая обычная, порой даже рефлекторная реакция, а для других это что-то чуждое и очень непростое. Вы замечаете это в таких общественных местах, как аэропорты или торговые центры. Пожилая женщина никак не может управиться со своими сумками или коробками, а в этот момент мимо нее протекает бурный поток здоровых и сильных людей. Кто-то даже хмурится и говорит: «Отойди с дороги, бабуля». В этот момент к ней подходит один-единственный нашедшийся мягкосердечный человек и уделяет ей время, желая помочь.
В притче о добром самарянине Иисус ясно указал на то, что быть религиозным не то же самое, что и добросердечным (Лук. 10:30-37). Священник и левит обошли израненного путника аж по другой стороне дороги, потому что им не хотелось в это ввязываться. Но человек неверующий, самарянин, оказал помощь, потому что у него было доброе сердце.
Существует множество причин, почему кто-то может быть человеком нежным, а кто-то — жестким и даже грубым. Отчасти это можно объяснить Божьим промыслом. Он сделал нас разными. Иногда это имеет отношение к семейному наследию, к темпераменту личности, и к прошлому опыту, который ему или ей довелось пережить. При этом нужно заметить, что и нежность, и жесткость являются важными качествами характера. Оба качества являются необходимыми составляющими любви.
Эту главу я посвящаю клонам Рэмбо — людям, которые, подобно мне, по своей природе занимают место на более жесткой стороне весов. Я хочу показать, что в вашей жизни все же должно произойти некое смягчение и что, если вы хотите иметь характер Христа, вам нужно научиться быть добрыми и мягкосердечными. Но следующая глава посвящена более нежным, чувствительным христианам, которым предстоит узнать о том, что такое суровая любовь, — как говорить истину даже тогда, когда это больно, как внести оживление во взаимоотношения, чтобы не дать им застояться, и как обличить человека, прежде чем его жизнь разлетится на куски. Итак, людям жестким предстоит научиться нежности, а людям мягкотелым и добросердечным — приобрести в своем характере немного жесткости. Оба эти качества являются важными аспектами любви Христа.
Дилемма черствого человека
Если христиане с сердцами более жесткими, чем у других, будут честны, то они будут вынуждены признать, что жесткий подход способен причинить вред. Мы шутим над людьми, над которыми шутить не должны, а когда они обижаются, мы говорим: «Ты что, шуток не понимаешь?» Мы не слишком внимательно слушаем других людей. Обычно в тот момент, когда они нам что-то говорят, наши мысли заняты чем-то другим, не имеющим отношения к разговору, либо мы мысленно отвечаем им на то, что они говорят. Мы часто никак не можем понять, почему многие люди настолько слабы и застенчивы. Мы используем людей и бесцеремонно от них избавляемся сразу после того, как они послужили нашим целям. Хотя мы можем этого не понимать, окружающие люди говорят, что мы ведем себя высокомерно. Нам нравится, когда мы оказываемся в чем-то правы, мы обожаем соревнование, но больше всего мы любим побеждать. Если уж говорить всю правду, то втайне мы воспринимаем мягкосердечных людей, как неких эмоциональных слабаков или неприспособленных к жизни неудачников. Мы их просто не понимаем.
Но в те минуты, когда мы все же уединяемся и погружаемся в размышления, — что происходит раз в полгода, если не реже, и обычно это происходит только в те моменты, когда мы чувствуем себя подавленными из-за некоего финансового спада, несчастного случая, болезни, развода или любого другого кризиса, — нам совсем не нравится то, что мы видим в наших душах. Это особенно заметно в том случае, если мы поддерживаем здоровые взаимоотношения с Иисусом Христом. Во время моих собственных редких моментов созерцания своего внутреннего мира я часто спрашивал себя: «Как может мое сердце быть таким жестким? Я лично пережил любовь Иисуса Христа что называется «из первых рук». Его любовь пометила мою душу и изменила меня. Я знаю, что Дух Святой пребывает в моей жизни и выворачивает меня наизнанку, пытаясь сделать меня любящим человеком. Я знаю, что Бог по милости Своей поместил меня во главе сообщества братьев и сестер, которые изо всех сил стараются стать любящими людьми. Но и теперь я все еще остаюсь слишком черствым и холодным. Что еще мне нужно для того, чтобы стать более мягким? Какие еще практические шаги я могу предпринять для того, чтобы научиться относиться к людям в более мягкой и чувствительной манере?
Искаженное видение
Вскоре после того как я стал христианином, я понял, что мне срочно нужно становиться мягче. Мне нужна была помощь, чтобы стать добрым, нежным и отзывчивым по отношению к другим людям. Однажды, читая Библию, я наткнулся на эпизод из жизни Иисуса, когда Он исцелил слепого человека. Обычно, когда Иисус исцелял людей, Он просто прикасался к ним или говорил слово. В тот же миг их недуг полностью исцелялся. Но в случае, рассказанном в Евангелии от Марка (8:22-26), исцеление имело две фазы. Иисус прикоснулся к глазам мужчины, а потом спросил: «Что ты видишь?»
Мужчина ответил: «Я вижу проходящих людей, как деревья». Иисус прикоснулся к нему еще раз, и на этот раз его зрение было полностью восстановлено. Наконец он смог видеть людей совершенно четко, без искажения.
В те дни я еще не слишком много понимал в вопросе истолкования Библии, но знал, что эта история имеет ко мне непосредственное отношение. Я буквально упивался словами «вижу проходящих людей, как деревья». Я думал: «Вот она, моя проблема. Я просто не вижу людей так, как должно. Люди, в моем понимании, не что иное, как часть земной поверхности. И они важны для меня не больше деревьев».
Я помню, как говорил себе: «Когда я смотрю по сторонам и вижу других людей, я вовсе не думаю: „Ух ты, этот чело век словно изготовленное под заказ творение Всемогущего Бога. На нем словно запечатлен образ Божий. И он является предметом Божьей привязанности. Иисус пролил за него Свою кровь. Дух Святой ищет его день и ночь для того, чтобы помочь наладить его взаимоотношения с Отцом. Он очень важен для Бога“. Я так не думаю. Для меня люди подобны деревьям, и не более того». Когда я понял, насколько далеко мое восприятие людей отстоит от того восприятия, которым был движим Иисус, то я осознал, что мое видение должно измениться. Я остро нуждался в том, чтобы научиться видеть людей так, как должно.
Видеть Божьими глазами
Я знаю многих жестокосердных людей. Они склонны передвигаться по жизни на максимальной скорости. Они бегают то тут, то там, стремясь все успеть. Адреналин буквально бьет через край. Перед ними стоит множество целей, которые обязательно нужно достичь, норм, которые во что бы то ни стало нужно выработать, сделок, вопросов, требующих немедленного решения. То, что они делают, кажется им настолько важным, что они воспринимают людей исключительно как приложение к себе, к своим проектам и стремлениям. Люди в их случае являются либо необходимыми средствами удовлетворения их нужд, либо ненужными препятствиями, мешающими им на пути. Для такого рода жестокосердных, всегда и всюду спешащих людей другие являются либо инструментами, которые они могли бы использовать, либо проблемами, которых следует избегать.
Подобные жестокосердные люди склонны делить людей на победителей и неудачников, на тяжеловесов и борцов легкого веса, на тех, кто выживает, и тех, кто прячется, на сильных и слабых. Для них так трудно бывает понять, что они редко встречаются с обычными людьми, что всякое живое, дышащее, движущееся существо является исключительным сокровищем в Божьих глазах. Для них очень трудно бывает понять, что неудачники и те, кто прячется, значат для Бога ничуть не меньше, чем победители и борцы за выживание, что русские, кубинцы, ливийцы и палестинцы так же важны для Бога, как и американцы, что Бог любит заключенных, гомосексуалистов и бабушек ничуть не меньше, чем он любит брокеров, зубных врачей и выпускников духовных семинарий.
Всякое человеческое существо является Божьим возлюбленным творением, и все эти люди получили приглашение принять прощение у креста. Бог приглашает каждого присоединиться к Его семье через Христа, и это значит, что всякий человек, с которым мы сталкиваемся, потенциально приходится нам братом или сестрой. Когда мы поймем эту истину и начнем воспринимать людей в свете значения, которое они имеют для Бога, мы начнем смягчаться и относиться к людям с нежностью.
Жестокосердные люди, послушайте внимательно. В следующий раз, когда вы соберетесь нагрубить кому-то просто потому, что этот человек всего лишь официант, всего лишь дежурный оператор на стоянке, всего лишь мясник или пекарь или свечник, — остановитесь! В Божьих глазах нет никого «всего лишь». Может быть, эти люди и занимаются неквалифицированным трудом, но каждый из них важен для Бога. Каждый из них имеет в Божьих глазах огромную ценность. Работодатели, если вы собираетесь уволить своего работника, то постарайтесь избежать того, чтобы это было «как мешком по голове». Мой неженатый брат, моя незамужняя сестра, если ты чувствуешь, что должен разорвать отношения с человеком, с которым встречаешься, тебе не стоит просто списывать этого человека со счетов. Помни, что этот человек крайне важен для Бога. Водители, в следующий раз, когда кто-то, стоя в пробке, грозит вам кулаком, не огрызайтесь в ответ. Помните о том, что даже такие «горячие головы» важны для Бога. А к Божьим сокровищам следует относиться с нежностью.
Чувствовать Божьим сердцем
Значит, для того, чтобы научиться нежности, мы, жестокосердные люди, должны сперва начать смотреть так, как смотрит Бог. Во-вторых, мы должны быть готовы к тому, чтобы буквально оказаться в «шкуре» другого человека. Мягкосердечные люди обладают естественной склонностью придавать окружающим их людям особое значение, чувствовать то, что чувствуют они. Жестокосердные же люди, напротив, могут взглянуть на человека, которому больно, который сокрушен или расстроен, и сказать: «Кажется, у него проблема». Для них гораздо легче анализировать проблемы других, чем сопереживать вместе с ними.
Несколько лет назад мы с Лайон пошли посмотреть «Выбор Софи», довольно тяжелую психологическую драму, часть сюжетной линии которой происходила в концлагере Второй мировой войны. В тот вечер у меня было очень хорошее настроение. Чувствуя себя словно подросток на свидании с самой красивой девочкой школы, я купил попкорн, обнял жену и уселся поудобнее, приготовившись получить удовольствие.
Фильм подходил к концу, сюжет становился все напряженней. Вот на экране Софи, она держит на руках двоих детей и сейчас ей предстоит принять непростое решение, в результате которого одного из них придется отдать нацистскому офицеру на верную смерть. «Тяжелый фильм, — подумал я в этот момент. — Но что-то он затягивается. Интересно, буфет все еще открыт? Не пойти ли купить еще попкорна». Повернувшись к Лайон, я увидел, что она сотрясается в рыданиях. Я понял, что попкорн откладывается, а Лайон проплакала до конца фильма.
Возвращаясь к машине, я мог без особого труда понять, что сейчас не время для искрометных шуток. Домой мы вернулись в полной тишине, и тут же, не говоря ни слова, легли спать. Я никак не мог понять, что с ней не так, до тех пор пока, через полтора дня, она наконец смогла заставить себя это обсудить. «Я хочу сказать, почему была так расстроена, — сказала она. — Дело все в том, что я представила, как держу Тодда в одной руке, Шауну в другой, и у меня есть всего тридцать секунд на то, чтобы решить, кто из них будет жить, а кто умрет. Мне кажется, что я бы просто не смогла принять такое решение». Лайон не только поставила себя на место Софи. Она буквально влезла в ее «шкуру». На какое-то время она стала Софи.
Со мной этого не произошло. Я просто сидел и со стороны наблюдал за ходом фильма. Кстати говоря, до меня даже не сразу дошло, почему это кино оказало на мою жену такое сильное влияние. Сопереживание является для нас, людей жестокосердных, чем-то неестественным. Мы должны остановиться, подумать и приложить немалые усилия, чтобы попытаться залезть в «шкуру» другого человека. Мы должны прежде спросить себя, что мы будем чувствовать, окажисьв их ситуации.
Что бы мы чувствовали, если бы оказались прикованными к инвалидной коляске, не имея возможности стоять, ходить самостоятельно одеваться, ни даже найти подходящее место в церкви, потому что там нет места для коляски?
Что бы мы чувствовали, если бы нас вдруг уволили, а нам во что бы то ни стало нужно выплачивать кредит за дом, за машину и кормить детей?
Что бы мы чувствовали, будучи черным в белом сообществе, не испытывающем особенной привязанности к меньшинствам?
Что бы мы чувствовали, если бы нам вдруг пришлось развестись, овдоветь, потерять ребенка или близкого родственника?
Что бы мы чувствовали, если бы мы вдруг заболели раком, рассеянным склерозом или СПИДом?
В тот момент, когда мы останавливаемся и уделяем время, чтобы попытаться понять кого-то, чтобы залезть в «шкуру» другого человека, на тех наростах жестокости, которые толстым слоем окружают наше сердце, появляется несколько маленьких трещинок.