Четыре шага к решению проблемы

«Ну, знаешь, — можете сказать вы. — Это же совершенно очевидно, что Хайбелс просто никогда не был в моей шкуре.

Если бы мою проблему можно было решить так просто, я бы это сделал уже в самом начале». Что ж, вынужден признать, что в вашей шкуре я не был. Я не знаю вашего шефа, вашу жену, вашего ребенка, вашего друга или вашего врача. Но так же как и вам, мне приходилось и приходится сталкиваться с некоторыми серьезными проблемами, которые с человече­ской точки зрения могут показаться неразрешимыми. Но я не хочу созывать «вечеринку жалелыциков» и цепляться за свою проблему. Поэтому с Божьей благодатью и при помощи других людей я действую, сталкиваясь с очередной пробле­мой. Следующие четыре практических шага могут помочь и вам, когда вы в следующий раз столкнетесь с проблемой, ка­жущейся неразрешимой.

Во-первых, я повторяю то, что написано в Евангелии от Матфея (19:26): «Человекам это невозможно, Богу же все возможно». Я выучил этот отрывок Писания очень давно, но мне нужно применять его к каждой новой проблеме, которая возникает на моем пути. Когда решение кажется невозмож­ным, эта истина так и норовит вылететь в окно. Мне прихо­дится тащить ее назад и крепко-крепко за нее держаться. Бог больше всех моих проблем.

Во-вторых, я отправляюсь туда, где могу побыть один, и там применяю еще один стих Писания, так как есть, ничего не придумывая. В Послании Иакова (1:5) написано: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему». Я буквально за­ставляю себя поверить в то, что Бог исполнит это обетова­ние в моей ситуации. Если я не могу безоговорочно поверить этому в ту же минуту, я убеждаю себя в этом. Я говорю себе: «Я буду вести себя так, словно это обетование является исти­ной». Я говорю Богу: «Я пойду прогуляюсь, я буду гулять до тех пор, пока у меня не появится ощущение, что Ты услышал мою молитву о мудрости, до тех пор, пока я не узнаю, что Ты поможешь мне найти решение этой проблемы». Иногда про­гулки затягиваются, но в результате я начинаю в это верить.

В-третьих, я встречаюсь с братьями и сестрами во Христе, о которых знаю, что они люди, ориентированные на реше­ние. Я не хочу встречаться с людьми, которые только и могут, что сочувствовать. «Бедняжка Билл, с какой ужасной проб­лемой ему пришлось столкнуться». Это не слишком-то мне поможет. Может быть, какое-то время я и буду чувствовать себя лучше, но на следующее утро, проснувшись, я обнаружу, что проблема никуда не делась, она здесь, большая, как сама жизнь. Поэтому я предпочитаю встречаться с людьми, кото­рые могут поделиться со мной тем, как им в прошлом удалось решить точно такую же проблему.

И, в-четвертых, пребывая в духе смирения, молитвы и от­крытости Духу Святому, я записываю то, что кажется четырьмя-пятью лучшими из возможных решений моей проблемы. Затем, исполнившись веры, я начинаю двигаться по направле­нию к одному из этих возможных решений, веря Богу, что Он закроет одни двери и откроет другие, откроет мне еще больше возможных путей решения или сделает что-то, чтобы перело­мить ситуацию, до тех пор пока моя проблема не будет реше­на. Я часто трясусь от страха в тот момент, когда делаю эти первые шаги, но для меня предпочтительнее двигаться вперед в страхе, нежели застрять в этой крайне нехорошей ситуации.

Не важно, с какой проблемой вам пришлось столкнуть­ся — в сфере взаимоотношений, брака, финансов, духовной, эмоциональной или профессиональной, — вы всегда смо­жете найти решение, если пожелаете быть человеком виде­ния. Провозгласите, что с Богом все возможно. Просите Его о мудрости. Обсудите свою ситуацию с несколькими мудры­ми друзьями. Запишите варианты решения и идите вперед в вере. Как только вы встанете на путь решения, ваша жизнь потрясающим образом изменится.

Видеть в глубину

Видение, естественно, предназначается не только для реше­ния проблем. Второе определение видения таково: видение — это способность видеть в жизни другого человека нечто та­кое, что скрыто от посторонних глаз. Люди видения знают, что способность видеть сквозь очевидное и умение понимать то, что заставляет других людей поступать так или иначе, окупится сторицей.

Большинство из нас удивительно одарены в своей способ­ности видеть друг в друге очевидное. «Он такой высокомер­ный (талантливый, эгоистичный или показной)», — говорите вы, и друзья соглашаются: «Да, мы тоже это заметили». Вы согласно улыбаетесь друг другу и с удовлетворением отмеча­ете свое удивительное взаимное чутье. Но все, что вы видели, это очевидное. Люди видения не останавливаются на очевид­ном — для них это слишком просто. Они стремятся взглянуть сквозь очевидное и отыскать в этом человеке нечто уникаль­ное, присущее только ему. Они смотрят на сердце, на харак­тер, на надежды и страхи, которые мотивируют поступки че­ловека.

Иисус продемонстрировал пример видения в тот момент, когда дал Симону новое имя. Все, что видели в жизни Симона все остальные, это его импульсивность, агрессия и трусость. Но Иисус приподнял верхний слой и увидел потенциал, ко­торого никто другой разглядеть не смог. Симон обладал не­ким стержнем, силой, о которой не подозревал даже он сам. Поэтому Иисус дал ему имя Петр, что по-гречески означа­ет «скала» или «столб» — что-то, пригодное для того, чтобы быть в основании высокого здания. «На этом камне, — сказал Иисус, — Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мат. 16:18). Можете представить себе шок, отразившийся на лицах других учеников в тот момент, когда Иисус это сказал? Но Петр все же стал той колонной (см. Гал. 2:9), всеми ува­жаемым лидером и основателем церкви в Риме. В основе его руководящей карьеры лежит видение Иисуса, Его желание и готовность посмотреть на истинную суть сквозь очевидное, сквозь то, что лежало на поверхности, сквозь все черты его характера.

Мне так нравится отрывок из книги Притч (20:5): «По­мыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разум­ный вычерпывает их». В сердцах всех людей, сотворенных по образу Божьему, скрыто нечто великолепное, но кому-то обладающему видением придется это найти и вытащить на поверхность.

Люди видения наделены важной миссией, которую им предстоит исполнить в жизни других людей, — заглянуть сквозь очевидное, рассмотреть то, что скрыто в тени, попы­таться извлечь на поверхность величие, которое Сам Бог туда поместил. Мы так нуждаемся в родителях, исполненных ви­дения, — в матерях и отцах, которые проявят усердие в том, чтобы понять своего ребенка, которые будут готовы горячо молиться и проводить время в общении со своими детьми, чтобы понять и поднять на поверхность их уникальность. Мы так нуждаемся в исполненных видения супругах. Боль­шинство из нас предпочитает крепкой хваткой уцепиться за очевидное. Нам же нужно попытаться поднять верхний слой и искать, до тех пор пока мы не найдем сокровища, сокрытые глубоко в душе нашего супруга.

Мы нуждаемся в исполненных видения лидерах бизнеса, которые будут относиться к своим работникам как к насто­ящим, живым людям и которые приложат все старание, что­бы попытаться сочетать их уникальные способности с соот­ветственными задачами. В наших церквях мы так нуждаем­ся в исполненных видения наставниках, зрелых христианах, способных увидеть сквозь кувырки yi спотыкания младен­цев во Христе и сказать: «Я вижу потенциал и вытащу его на поверхность». Мы также нуждаемся в исполненных видения свидетелях, которые были бы способны взглянуть на неве­рующих, которые только и ждут, чтобы поскорее прийти к Христу и сказать: «Интересно, что же сделает преобразую­щая сила Христа в жизни этого человека?»

Подобное видение, способное заглянуть сквозь верхний слой, сквозь очевидное и увидеть, что действительно проис­ходит в человеческой душе, можно развить. Для этого нужно время — время для осмысленного размышления о характе­ре человека, для вдумчивых разговоров, для упорной молит­вы о внутреннем понимании и для того, чтобы спокойно все обдумать. Для этого также нужна смелость, потому что Дух Святой может побудить вас утвердить в этом человеке что-то такое, чего никто другой не увидел.

Видеть Божьими глазами

И сейчас я хочу предложить вам третье определение видения, которое мне сформулировать, пожалуй, сложнее всего, пото­му что видение, согласно этому определению, находит свой отклик и в моих отношениях с Господом. Я не могу точно сказать, как это работает и не всегда знаю, как его активизи­ровать, но я точно знаю, что этот тип видения крайне важен. Видение является Богом данной способностью бросить мимо­летный взгляд на то, что Бог планирует сделать через вас в том случае, если вы примете решение посвятить себя Ему.

Как-то Бог пришел к Моисею и сказал: «Я нуждаюсь в ли­дере, который смог бы исполнить крайне важное, но при этом очень сложное поручение, ради Моих людей».

Трясясь от страха, Моисей сказал: «Вот я, Господи, по­шли моего брата. Он человек одаренный. Он способен про­извести впечатление. И он может говорить». В этот момент у Моисея не было никакого видения о том, как Бог может его использовать.

Должен признаться, что я понимаю Моисея. Глядя на себя в зеркало, я говорю: «Я вовсе не тот парень, которого Бог мог бы использовать, чтобы совершать чудеса». Моя жизнь вовсе не предназначена для величия. Меня вовсе не окружает аура драмы. Напротив, большую часть времени я чувствую себя самым обычным человеком и часто размышляю, имею ли я в этой жизни хоть какое-то значение.

Но время от времени (я не могу сказать, что это происхо­дит слишком часто), когда я настраиваюсь и сосредоточива­юсь на Господе, Дух Святой шепчет мне: «Хайбелс, открой глаза. Где твое видение? Да, ты незначителен, но Бог значи­телен. Ты важен для Него. Почему же ты не веришь в то, о чем сам проповедуешь? Бог получает удовольствие, когда использует немудрых и немощных людей, чтобы посрамить мудрых. Он любит использовать слабых, чтобы удивлять сильных. Ему бы так хотелось использовать тебя, если бы ты только поверил в то, что все возможно».

Может быть, в твоей жизни был момент, когда ты почувст­вовал, как Бог говорит тебе: «Я хочу использовать тебя особен­ным образом. Настало время двигаться в новом направлении. Я хочу, чтобы ты поменял род занятий (вернулся в институт, бросил институт, начал служение, завел новых друзей, вос­пользовался той возможностью, устроился на эту работу или отправился на миссию), потому что ты важен для Меня. У Меня относительно тебя великие планы, и Я собираюсь работать че­рез тебя. Если ты откроешь глаза и сбросишь повязку, Я буду использовать тебя». В этот момент твое сердце начало трепе­тать, и ты подумал: «Может быть, это был Божий голос». Но потом, вместо того чтобы взглянуть на звезды, ты вновь уви­дел решетку. Перед лицом этого металлического напоминания реальности ты просто закрыл уши руками, отказываясь слу­шать и заглушая голос. Ты подавил Дух Божий. Ты сказал: «Я думаю, мне лучше остаться в своей камере». И Бог огорчился. Я не могу просить тебя сделать что-то, к чему сам не го­тов. Я хочу быть более открытым и всегда готовым сказать: «Боже, вот я. Используй меня. Веди меня. Если Ты заплани­ровал для моей жизни нечто удивительное, можешь на меня рассчитывать. Я пойду за Тобой и сделаю для этого все са­мым лучшим образом, насколько смогу, трепеща, но дове­ряя. Я хочу увидеть звезды, а не решетку. Я хочу возрастать в видении».

Глава 5

ТЕРПЕНИЕ

Наши рекомендации