Преодолевая запинающие страхи
Мне очень неловко, но я все же должен признаться: я смотрел «Роки» трижды, «Роки, часть II» трижды и «Роки, часть III» дважды. Мало того, я еще и «Роки, часть IV» посмотрел. Не стану скрывать, что всякий раз, когда я смотрел очередную часть или повтор предыдущей, меня охватывала легкая дрожь. И дело вовсе не в том, что я считаю эти фильмы особо выдающимися. Просто их создатели непосредственное внимание сосредоточили вокруг одной темы — смелость.
Меня всегда очаровывала смелость. Когда я был совсем маленьким мальчиком, мой отец купил в Ирландии парусную шлюпку и своим ходом доставил ее через весь Атлантический океан, на пути столкнувшись с ураганом. Прежде чем отправиться в опасное путешествие, он собрал огромное количество книг, стремясь узнать как можно больше о том, что ему предстоит испытать. Я тоже прочитал все эти книги. Многие из них были посвящены морским катастрофам. В книгах описывались сцены кораблекрушения, когда людей просто выстраивали на палубе, потому что не знали, что делать, когда корабль тонет, а спасательных жилетов на всех не хватает. В этот момент кто-то из толпы непременно говорил: «Эй, возьмите мой». Когда я читал эти строки, у меня перехватывало дыхание, а пульс учащался.
Всякий раз, когда мне доводилось слышать истории о том, что кто-то проявил смелость вместо трусости, я говорил себе: «Вот на кого я хочу быть похожим». Я мечтал быть смелым. И мне совсем не хотелось трястись от страха или оказаться неспособным справиться с тревогой. Мне вовсе не хотелось прятать голову в песок при виде сложных обстоятельств или идти на компромисс со своими убеждениями, или сдаться под давлением брошенного вызова. Мне не хотелось быть трусом, мне хотелось быть смельчаком. Это желание абсолютно соответствует Писанию, потому что во Втором послании к Тимофею (1:7) Павел говорит: «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы».
Смелость среди повседневных дел
К сожалению, должен признать тот факт, что обычно, когда заходит разговор о смелости, обязательно упоминается некто совершивший выдающийся акт героизма, что привлекло к себе внимание средств массовой информации. Например, кто-то вынес из горящего здания пожилую женщину, кто- то не раздумывая бросился в покрытый льдом пруд, чтобы спасти тонущего ребенка, кто-то, рискуя собственной жизнью под шквальным огнем, вынес раненого друга с поля боя. Я люблю такого рода истории, но они почему-то кажутся мне чем-то слишком значительным, что никак не помещается в рамки повседневной, обычной жизни. Подобные, подворачивающиеся раз в жизни возможности драматического характера, кажется, так никогда и не произойдут в жизни обычных людей, как вы и я. Но чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, что для того, чтобы лицом к лицу встретиться с самыми обычными, повседневными жизненными испытаниями, требуется ничуть не меньше, а порой даже гораздо больше смелости.
Каждый день нам приходится принимать решения, которые явно демонстрируют, насколько мы смелы или трусоваты. Нам приходится выбирать между тем, что правильно, и тем, что удобно, хотим мы во что бы то ни стало придерживаться своих убеждений или готовы сдаться ради собственного удобства, жадности и одобрения. Мы выбираем либо пойти на осторожный, тщательно продуманный риск, либо забиться в угол, где мы наконец-то можем почувствовать себя в безопасности и где ничего не надо делать. Мы принимаем решение либо верить Богу и доверять Ему, даже несмотря на то, что мы далеко не всегда понимаем, что и почему Он делает, либо подвергнуть все Его слова сомнению и укрыться в тени своих переживаний и страхов. Необходимость принятия подобных решений встает перед нами каждый день, возникая неожиданно, как пожар. Мы встаем перед выбором настолько часто, что порой даже забываем о том, что совершаем его, и иногда спохватываемся только тогда, когда понимаем, что плывем по течению, вместо того чтобы крайне осторожно и взвешенно принимать смелые решения.
Смелость быть уязвимым
Люди часто говорят, что христианство — удел слабых и трусов. Меня всегда возмущало подобное обвинение, потому что, судя по личному опыту, истинно совершенно противоположное. Для того чтобы быть и оставаться христианином, человеку может понадобиться немалое количество старой доброй смелости. Моя вера требует всего самого лучшего, что у меня есть. И, кстати говоря, для того чтобы просто стать христианином, также требуется огромная смелость. Библия говорит, что тебе нужно признать свой грех перед святым Богом. Для этого нужна смелость.
В начале каждого семестра профессора в университетах обычно говорят: «В такой-то и такой-то день вы должны будете сдать свой проверочный лист». Будучи студентом, так просто увлечься разнообразной деятельностью, и когда день сдачи экзамена уже завтра, ты вдруг понимаешь, что совсем не готов. Ты идешь в кабинет профессора и говоришь: «Профессор, вы не поверите, что со мной случилось. Моя тетушка Эфель заболела, в библиотеке потеряли одну из рекомендованных книг, как раз ту, которая была мне больше всего нужна, а моя собака съела окончательную версию моей работы, как только я ее распечатал и на минутку оставил на столе». Вы пускаетесь на самые разнообразные выдумки и предлагаете профессору разные версии происшедшего, кроме правды, разумеется, в надежде на то, что профессор окажется человеком милостивым и даст вам отсрочку.
Наверняка очень немногие, входя в кабинет профессора, обращались к нему так: «Профессор, несколько месяцев назад вы дали нам задание. Вы все хорошо объяснили, и я все понял. К сожалению, я слишком много времени уделил игре в карты и баскетболу. Я пренебрег тем, что должен был сделать. Я был недисциплинированным и постоянно откладывал „на потом“. Все кончилось тем, что задание я так и не выполнил. Я не пытаюсь придумать оправдание, это была моя вина. И вы вправе поступить со мной так, как считаете нужным». Почему же люди не поступают таким образом? Потому что очень часто признавать истинное положение дел очень неприятно и болезненно. Для этого нужна смелость.
Когда я говорю с людьми о христианстве, то обращаюсь примерно с такими словами: «Вы должны покаяться перед святым Богом. Вы должны рассказать Ему всю правду о себе — что вы лгали, обижали людей и воровали. Вы были жадными, нечестными, неверными своему супругу, эгоистами». Когда я это говорю, то вижу ужас в глазах людей. Они не хотят быть настолько открытыми и уязвимыми. Они начинают ерзать на своих стульях. Они смотрят на часы и лихорадочно соображают, как бы им выбраться из этого неловкого положения.
Что происходит? Внутри себя они слышат голос, говорящий: «Исповедание будет болезненным и унизительным, ты почувствуешь себя очень неуютно, как будто тебя перед всеми раздели догола, но это то, что правильно. Настало время, когда тебе нужно это сделать». В тот же момент другой голос, обращаясь к ним, говорит: «Не смотри на себя так пристально. Относись к этому проще. Плыви по течению. Заметай следы».
Слишком многие люди уступают своим страхам и говорят: «Я не могу этого сделать, это будет слишком трудно, слишком унизительно». Они начинают говорить такие нелепости, как например: «Кто? Я? Грешник? Нет, нет, только не я. Да, вот Гарри ужасен, а Мэри, так та вообще великая грешница, но я прожил неплохую благочестивую жизнь. Может быть, я и совершил несколько незначительных ошибок — никто же несовершенен, но не так много, уверяю тебя. Ничего серьезного».
Когда я слышу подобного рода ответы, мне так и хочется сказать: «Пол, ты просто трус. Ты знаешь, что нужно делать, но слишком трусоват для этого. Ты боишься боли и трудностей. Ты слишком напуган, чтобы признать очевидное». Затем мне хочется добавить: «Если ты трус и боишься раскаяться, тогда, пожалуйста, никогда не говори, что христианство — удел слабых. Совершенно очевидно, что христиане — люди, обладающие гораздо большей смелостью, чем ты». Поскольку, чтобы только стать христианином, нужна смелость, а для того чтобы христианином быть, смелости нужно значительно больше.
Смелость следовать
Я вспоминаю, как в летнем лагере мы играли в игру, когда одному из детей завязывали глаза и заставляли бежать через лес, полагаясь исключительно на словесные инструкции друга.
■ Поверни налево, впереди дерево!
■ У тебя под ногами бревно — прыгай!
Некоторые ребятишки никак не могли положиться на эти словесные директивы. Они шарили ногами и передвигались очень медленно, даже когда их друзья кричали, что путь свободен. Другие же дети бежали, никого вокруг себя не слушая. И еще несколько ребят объединялись в группу и все вместе двигались вперед. Так или иначе, но всем детям в определенный момент приходилось сдерживать желание сорвать с лица повязку, чтобы увидеть, что впереди. Для того чтобы следовать руководству другого человека, требуется огромная смелость.
Будучи христианами, мы иногда чувствуем себя подобно детям с повязками на глазах. Павел во Втором послании к Коринфянам (5:7) говорит: «Мы ходим верою, а не видением». Мы не одиноки в нашем лесу, мы знаем, что Бог «направит стези твои» (Прит. 3:6). Но следование за Иисусом Христом требует от нас бесчисленного количества смелости. Довольно часто Его руководство кажется нелогичным, нерациональным, выделяющимся из культурной среды, в которой мы живем. Иногда Его вызов становится таким требовательным и в то же время сомнительным, что я предпочитаю сказать: «Нет, спасибо, я уж лучше здесь пережду. Здесь спокойней как-то». И тогда мой внутренний голос говорит: «Ну и где твоя смелость, Хайбелс? Вставай и иди. Богу ты можешь доверять».
Трусы не слишком далеко уходят в своих духовных путешествиях. Проходит совсем немного времени, и они начинают съеживаться и исчезают. Для того чтобы покаяться и стать христианином, требуется огромная смелость. Для того чтобы, оставаясь христианином, следовать за Божьим руководством, требуется огромная смелость. Некоторые Его вызовы предполагают максимальную мобилизацию вашего потенциала. Некоторые Его испытания растягивают вас до предела. Авантюры, на которые Он побуждает вас пойти, вызывают в вас сильный страх и сомнения. Что и говорить, духовная смелость по праву занимает первое место в нашем списке черт характера, наиболее подвергающихся опасности.