Нравственное воспитание на основах православия

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ОСНОВАХ ПРАВОСЛАВИЯ

(Три года обучения)

Воскресная православная школа при Благовещенском храме г. Вольска Саратовской епархии

Авторская программа для дошкольного и младшего школьного возраста Алексеева Галина Григорьевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

I

Цель педагогики

Йаставъ юношу при начале пути его:

он не уклонится от него, когда и состареет (Притч. 22,6).

К педагогике каждый, рожденный в этот мир, имеет самое прямое отношение, т.к. сло^о "педагог" означает детоводи-тель, а ("педагогика", соответственно, де-товождение.

В отрочестве мы были водимы своими родителями, воспитателями, учителями; в зрелости - супружескими обязанностями, жизненными обстоятельствами, государ­ственны]^ укладом. Слово "вождение" предполагает точное знание цели, к кото­рой нуж^о привести вверенное дитя.

На протяжении почти тысячи лет цель нашего православного Отечества заключа­лась в тфм, чтобы создать такие условия жизни православным христианам, насе­ляющим государство, которые не будут препятствовать верующим в Господа наше­го ИисусА Христа после земной жизни на­следовать; Царствие Божие. Точкой отсчета была Вечйость и главное сокровище рус­ской нации была бессмертная душа, которая в горниле земных испытаний должна очиститься, освятиться, обожиться, вернуть­ся в горний мир и там уже войти в ту меру радости, с какой на земле служила Богу.

Мудро, с присущей русскому народу простецой подметив, что еще никому из живущих на земле не удалось пройти мимо смерти, вся бытовая укладность как бы нанизывалась на основной духовный стержень в сердце каждого - хождение пред очами Божьими. Незримое Божье присутствие вдохновляло добротно, на со­весть, делать любое дело, за которое брал­ся русский человек, благословясь и пере­крестясь (достаточно приглядеться к архи­тектурным строениям дореволюционного периода, заглянуть в ближайший исто­рический музей подивиться мастерству

наших дедов, вдохновленных Божиим вез­десущием на созидание).

Земные блага, богатства, деньги нико­гда не были для истинно верующего право­славного самоцелью, все это рассматрива­лось лишь как средство послужить ближне­му и поводом благодарить Бога за даро­ванную Им возможность утешить скорбя­щего, накормить алчущего, посетить в тем­нице страждущего.

Если подойти к понятию "педагогики" как к социальному институту, занимаю­щемуся подготовкой ко взрослой жизни российского юношества, то стоит отме­тить качественную переориентацию глав­ных детоводителей страны, которые вос­питались, сформировались, состоялись на атеистических (богоборческих) ценностях.

Православная педагогика предпола­гает 3 основных направления в формиро­вании зрелой личности - становление: 1) Семьянина; 2) Гражданина; 3) Наследника Царствия Божиего.

Первый год обучения

Урок нравственности на основах Пра­вославия - 1 час в неделю (35 часов в год).

ЗАНЯТИЕ 1

Жизнь дана на добрые дела Тема урока: СОВЕСТЬ

Дом, мир, мироздание. Творец мира - Бог.

Храм - домБожий.

Церковь - народ Божий.

Молитва - разговор с Богом.

Совесть - советчик, частица Бога в человеке, голос Божий в душе.

Сравнение совести с пламенем за­жженной свечи.

Искра Божья - совесть - сердце - ку­пол храма.

Совесть - промысел Бога о человеке.

Практическое задание:

Везде и всегда, пред началом любого дела советоваться со своей совестью: "А хорошо ли то, что я делаю?"

ЗАНЯТИЕ 2

Каков строитель - такова и обитель Тема урока: ДУША ЧЕЛОВЕКА

Человек состоит из тела, души и духа.

Тело - храм души.

Зачем надо хранить тело?

Сравнение тела человека с храмом Божиим.

Время и вечность.

Земная жизнь - подготовка к вечности.

Что возьмем с собой в вечность?

Зачем надо делать добрые дела?

Как отличить, какое дело доброе, а какое злое?

Рассказ о святых людях, которые своими добрыми делами угодили Богу и стали называться угодниками Божьими.

Практическое задание:

Учимся просить прощение друг у дру­га, у старших, у родных, если мы их оби­дели, огорчили.

ЗАНЯТИЕ 3

У каждого плода свои семена Тема урока: ГРЕХ

Грех есть беззаконие против закона любви к Богу и людям.

Грех - промах мимо цели. Мимо ка­кой цели промахнулся человек? Быть до­брым человеком, которого любят Бог и хорошие люди.

Последовательные стадии - степени греха: стремление - желание - привычка -порок - страсть.





Три источника греха: от собственной плоти человека, от мира и от дьявола.

Два колодца, из которых человек черпает силы для своих дел, слов, мыслей.

Первый: "я хочу" - "по собственной воле".,

Второй: по совести -" по-Божьи".

Рассказ о совестливых и бессовестных поступках.

П тактическое задание:

Учимся прощать, если нас обидели, нас огОрчили.

ЗАНЯТИЕ 4

'.то Бога не боится, тот и людей не стыдится

ЗАНЯТИЕ 5

Не хвали сам себя, есть много лучше тебя

Тема урока: РОДИНА

Отечество, защитники.

Святые угодники Божий - молитвен­ники на земле - ходатаи на небе.

Преподобный Сергий Радонежский -собиратель земли Русской.

Рассказ о житии пр. Сергия, о его подвиге, о его ученичестве, значение его в объединении князей вокруг Московского князя Дмитрия Донского.

Практическое задание:

Молитва к преподобному Сергию о помощи в учебе.

ЗАНЯТИЕ 6

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает

Тема урока: СЕМЬЯ

Род, родня, родные.

Зачем нужно беречь родных?

Что такое "забота"?

Что значит "заботиться о своих род­ных"?

Чем мы сможем дарит близким ра­дость?

Зачем нужно заботиться о близких?

Знакомство с 5-й заповедью Божьей:

"Чти отца и мать".

Кто такие старшие?

Рассказ о сиротках, о детских домах, интернатах.

Практическое задание:

Каждое утро просить у Бога здоровья своим родителям, родным, благодетелям.

ЗАНЯТИЕ 7

Ангел помогает, а бес подстрекает Тема урока: ДУХОВНЫЙ МИР

Видимый мир - невидимый мир.

Ангелы, небеса, поднебесье.

Что такое противление Богу, своево­лие?

Откуда появилось в мире зло?

У зла нет сущности.

Падшие ангелы, поднебесье.

Воздействие злых духов (падших ан­гелов) на людей.

Как защитить себя от них?

Ангел-хранитель, когда он появляется у человека?

Молитва к ангелу-хранителю.

Рассказ. Дети вспоминают, когда они чуть-чуть не попали под машину, не упали с балкона и т.д.

Практическое задание:

Учимся обращаться к ангелу-храни­телю во всех жизненных ситуациях.

ЗАНЯТИЕ 8

Кто без крестов, тот не Христов

Тема урока: КРЕСТНОЕ ЗНАМЕ­НИЕ



Духовный меч - крестное знамение. От кого защищает крест? Крест - древо жизни. Значение крестного знамения. Зачем носим крестик рядом с сердцем? Что такое милое сердце? Какие дела милосердия бывают? Зачем надо делать дела милосердия? Рассказ. О силе крестного знамения. Практическое задание:

Осенять крестным знамениемсебя,еду, одежду, постель.

ЗАНЯТИЕ 9

На глазах преподобен, да за глазами от | греха не свободен

Тема урока: ИМЯ

Значение имени, которое носит человек.

О святом угоднике Божием, который молится у престола Божиего за всех кре­щеных, носящих его имя, которые обра­щаются к нему за помощью. Как беседо­вать со своим святым.

Закрепление. В сердце человека - со­весть, советчик. Рядом с человеком всегда ангел-хранитель.

В руках имеем оружие - крестное зна­мение.

Ходатай на небе у престола Божьего -Святой угодник Божий, имя которого но­сишь. |

Знакомство с заповедью "Не укради".

Рассказ. О Божьем воздаянии за воров­ство.

Практическое задание:

В течение дня постараться несколько раз о' тратиться к своему Святому Угодни­ку.

ЗАНЯТИЕ 10

Доброе дело на два века: на тот и на этот

Тема урока: БЛАГОДАРНОСТЬ

Кто податель всех благ?

Что такое - дарить благо?

Закон благодарения - Десять запове­дей Божиих; первые 4 объясняют наше дарение блага Богу; 6 заповедей - дарение блага пюдям.

Сердце - (хранилище) - сокровищни­ца всех наших дел, мыслей, чувств.

Что происходит, если человек живет без благодарности?

Рассказ. О происхождении слова "спасибо".

Практическое задание:

За все, что с нами происходит в жиз­ни, говорить: "Слава Богу за все".

ЗАНЯТИЕ 11

Все по-новому, да по-новому, а когда же будет по-доброму?

Тема урока: ПРАЗДНИК

Какими праздниками жила Русь Православная на протяжении тысячи лет? Двунадесятые праздники: семь относятся к земной жизни Спасителя, пять - к собы­тиям земной жизни Пресвятой Богороди­цы. Когда появились советские праздники, которые мы знаем?

О Ком вынуждали забыть людей?

Что такое "память", "памятование". О Ком, о чем?

Что такое "беспамятство"?

Рассказ. О рождении Пречистой Девы Марии, ее жизни в Иерусалимском храме.

Практическое задание:

Каждый вечер, перед сном, вспомнить весь прошедший день, назвать каждый свой поступок по имени: обманул маму, обидел друга. Засыпать с твердым намере­нием исправиться. Просить у Бога для этого сил.

ЗАНЯТИЕ 12

Как ни живи, только Бога не гневи

ЗАНЯТИЕ 13

Что лживо, то и гнило Теми урока: ПОРЯДОЧНОСТЬ

Что такое порядок?

Что такое беспорядок?

Наши руки умеют делать добрые дела (примеры).

Они же (руки) умеют делать злые (примеры).

Кто приказывает нашим рукам?

Как навести порядок в мыслях?

Зачем надо вырасти порядочным человеком? |

Как можно вырасти порядочным?

А кем растем мы, есть ли порядок в наших мыслях?

Знакомство с заповедью "Не лги". Что такое"хвастовство"?

Практическое задание:

Постараться в течение всего завтраш­него дня ни разу никого не обмануть, ничем не похвастаться.

ЗАНЯТИЕ 14

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром

Тема урока: НРАВСТВЕННОСТЬ

Добрый человек делает добрые дела. Добрый человек говорит добрые сло­ва.

Доброму человеку нравится делать

добро, у него добрые нравы. Про него

можно сказать, что он нравственный

; человек.

: Злой человек делает злые дела. Злой человек говорит злые слова. Злому человеку нравится делать зло, него злые нравы. Про него можно ска-

Ить, что он безнравственный.

Зачем нам нужно делать добрые дела?

Что от добрых дел человек собирает в сердце?

Кому человек должен угождать свои­ми делами?

Как быть, если мы делаем то добрые дела, то злые?

Как очистить наше сердце?

Рассказ. О вреде осуждения другого, если тот нарушает заповеди.

Практическое задание:

Перед любым делом научить себя по­думать: "А нравятся ли Богу мои дела?"

ЗАНЯТИЕ 15

За Христом пойдешь, добрый путь найдешь

Тема урока: ИКОНА

Откуда пришло название "икона"?

Кто пишет иконы, как люди подго­тавливаются к иконописанию?

Кто изображен на иконах?

Где иконы размещаются в домах?

Чудотворные иконы.

Почему православные христиане почи­тают Святые лики?

Что такое иконоборчество?

Зачем вместе с храмами уничтожали иконы?

Знакомство с заповедью "Не убий".

Рассказ. О рождестве Спасителя, ис­полнении обетования.

Практическое задание:

Записывать все случаи, когда замах­нулись на кого-либо, тем более ударили.

ЗАНЯТИЕ 16

Вольному - воля, спасенному -рай

Тема урока: РОЖДЕСТВО СПАСИ­ТЕЛЯ

Новое летоисчисление - от Рождества Христова.

5508 лет от сотворения мира ждало человечество освобождения от рабства греха.

Христос -Мессия, Сын Божий, Пома­занник.

Как встретил мир Спасителя: простые пастухи, мудрецы Востока?

В чем сейчас волен человек?

Подготовка к празднику.



Пост - время воздержания от злых слов, дел, мыслей.

Рождественский сочельник.

Рождественский стол.

Рождество - семейный праздник.

Практическое задание:

Рассказать дома всем домочадцам о приближающемся Рождестве и как надо к нему приготовиться.

ЗАНЯТИЕ 17

Делу - день, веселью - час •РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПРАЗДНИК

Участники:

Батюшка, родители, учителя, воспи­татели, ребята.

ЗАНЯТИЕ 18

Упавшего на считай за пропавшего

ЗАНЯТИЕ 19

Совесть - не повесть, в архив не сдашь Тема урока: РАДОСТЬ

Зачем нужно радоваться? Зачем дарить близким радость доб­рыми словами, делами?

Радость бывает: явная (через слова, дела), тайная (просить у Бога здоровья близким).

Что такое сны, можно ли доверять снам?

Как вести себя, когда приснился кош­мар, кого звать на помощь?

Кто нагоняет ночные страхи, как из­бавиться от них?

Зачем злые духи хотят лишить чело­века радости в жизни?

Какое плохое чувство приходит к человеку вместо радости?

Знакомство с заповедью: "Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближнего твоего". Что такое - желать чужого?

Рассказ. Что бывает с завистниками?

Практическое задание:

В течение всего сегодняшнего вечера ни разу не огорчить никого из своих родных.

ЗАНЯТИЕ 20

Тому тяжело, кто помнит зло

Тема урока: ЗАКОН НРАВСТВЕН­НОСТИ

У каждого человека свой жизненный путь и продолжительность жизни (100, 17, 70, 50 лет).

Как прожить жизнь, чтобы своими добрыми делами подготовиться к вечн­ости?

Правила дорожного движения.

Закон движения по жизни (золотое правило нравственности):

"Как хочешь, чтобы с тобой поступа­ли люди, так поступай и ты с ними".

Как вы хотите, чтобы с вами поступа­ли?

Какими делами мы уже наполнили наше сердце: обзывали ли мы кого когда-нибудь, может, ударили, а может, обману­ли или украли?

Болезни.Что сжигается в сердце чело­века?

Как вести себя во время болезни.

Рассказ. О чуде выздоровления.

Практическое задание:

Учить себя делать добрые дела, учить себя говорить добрые слова.



ЗАНЯТИЕ 21

Простота, чистота, правота -наилучшая лепота

ЗАНЯТИЕ 22

За терпение Бог дает спасение Тема урока: ВОЗДЕРЖАНИЕ

Возможность держать себя: от чего? от кого?

Почему семь заповедей Божиих на­чинаются с частицы "не"?

Тленный человек, живущий в нас. Ка­ким образом его узнавать?

От чего произошло первое преступле­ние Адама и Евы?

Что такое добродетель?

Как быть самому себе делателем доб­ра?

К кому обращаться за помощью, если нет сил сдержать себя от злых дел, слов? Какими словами?

Знакомство с заповедью "Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши (в них) вся дела твоя, в день же седьмый суббота, Господу Богу твоему.'

Рассказ из жизни Святого угодника Божьего (пример воздержания). Практическое задание:

Побуждать себя всматриваться в свои мысли, чувства, желания. Стараться разо­браться, из какого источника это желание, мысль или чувство.

ЗАНЯТИЕ 23

Что худо, того бегай, что добро, тому следуй

Тема урока: ВНИМАНИЕ

Внимание- что это такое?

Через что похищается наше внимание, кем?

Развитие фантазии, воображения;

иллюзорность пребывания в мире - что это?

Где зародился первый грех?

Что значит - внимать себе, для чего?

Зачем надо уловить человека?

Что такое "жить сегодняшним днем"?

Что такое "трудолюбие"?

Труд души, есть ли плоды этого тру­да?

Духовное возрождение - это возрож­дение в духе. Каком?

Русский дух (вспомнить сказки) - ка­кой Дух?

Почему Русь называлась Святой?

Трудиться в радости, с любовью, по-совести, по-Божьи.

Рассказ. На примере русской народной сказки "Про Ивана и чудище" (дракона) вы­яснить, что за дракон живет в каждом из нас.

Увидеть православную основу всех русских народных сказок на примере од­ной сказки.

Практическое задание:

Постараться каждый день начинать утро с благодарения, в радости и быстро делать свои домашние обязанности.

ЗАНЯТИЕ 24

Человек не для себя родится Тема урока: ТАЛАНТ

Талант, дар - это избранность или до­верие?

Притча о талантах - дети объясняют, как они ее поняли.

Мера ответственности за дар.



Н отчая С В (1Кор подш 1 1 ради ства' имен мат> носи ли: I

Ми ло” на! ня ее; бо не

Дйр - даром - подарили. Кто податель дара? |

Что такое "послушание"? Слушать - слышать - услышать. Жить в послушании своего дара. Каждый человек - образ Божий, у ка­ждого свой дар.

Можно ли "взвешивать" одаренность на наших людских весах осуждения?

Почему человек берет на себя роль "судьи"?

Чгго такое "гордость"? Бывает ли ослепленность даром? Возможно ли послушание своему да­ру, если нет послушания родителям, стар­шим?

Г ослушание - тоже дар. Когда он да­ется?

Можно ли испросить этот дар? Как захотеть жить в послушании? Практическое задание:

Стараться видеть в другом дары Бо­жий, радуясь (а не завидуя) за ближнего.

ЗАНЯТИЕ 25

щпо малым доволен, тот Богом не забыт Тема урока: ПРОЩЕНИЕ

Молитва "Отче наш... якоже и мы ос­тавляем должником нашим".

Что в человеке обижается?

Что такое обида, "самоцен" (слова святителя Феофана Затворника).

Все наши обидчики - наши благодете­ли, открывающие нам язвы нашей души.

Зачем молиться за обижающих нас, какими словами?

Тайна Божьего вездеприсутствия.

"Терпением спасайте души ваши".

Замечаем ли мы, как раним близких?

Что такое невнимание, неуважение, непослушание, дерзость, наглость, хамст­во, вседозволенность, беспредел?

Рассказ. О Прощеном воскресенье, как над у вести себя. Какой обычай был на Руси?

Практическое задание:

Каждый вечер перед сном просить у каядого из родных прощение за огорчения, коюрые, возможно, вы им доставили в течрние дня.

ЗАНЯТИЕ 26

Худые дела не доведут до добра

Тема урока: ВОЛЯ

Самодисциплина - возможна ли?

Точно знать, что хочешь, т.е. выбор жизненных ориентиров.

Этика (учение о нравственности).

Христианская этика.

"Религия" в переводе с латинского оз­начает "связывать, соединять".

Кого? Творение с Творцом?

Человек сам выбирает, хочет ли он жить в правде.

Что такое правда отношений?

Три стороны человеческой жизни:

1) жизнь телесная, 2) жизнь душевная, 3) жизнь духовная.

Жажда истины - свойство духа.

Что такое "духовная жизнь"?

Духовное богатство - собранные в сердце за целую жизнь мысли, чувства, желания,дела.

Что мы собрали в свои сердца за про­шедшие годы?

Понятия "каменные сердца", "черная душа".

Человек сам волен захотеть исправит­ся от дурных привычек.

Если нет сил справиться с навыком, к кому обращаться за помощью, какими словами.

Рассказ. О преподобной Марии Еги­петской, ее жизни, ее выборе.

Практическое задание:

Выписать дома в тетрадь (для себя) все, от чего хотелось бы избавиться.

ЗАНЯТИЕ 27

Кто Богу угоден, тот и людям при­ятен

ЗАНЯТИЕ 28

Душа дороже всего т)емаурока: БЛАГОВЕЩЕНИЕ

Благая весть о Рождении Спасителя Мира, принесенная Архангелом Гаврии­лом.

Ангельское приветствие (выучить наизусть).

Перепись. История царя Ирода. Убийство 14 тысяч младенцев. Жизнь Иисуса в Назарете. Когда начал Иисус свою проповедь? Заповедь любви. Кто может ее испол­нять?

Знакомство с первой заповедью "Аз семь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене."

Что делает грех с сердцем человека? Неузнавание, невменяемость, закосте­нелость.

Новое рождение в жизнь духовную. Проповедь о Царствии Небесном. Кто войдет в Царствие Божие? Рассказ. Из книги "Сказание о земной жизни Богородицы".

Практическое задание:

Попросить бабушку и дедушку рас­сказать, как было раньше в городе, куда делись храмы, когда они исчезли.

ЗАНЯТИЕ 29

Грехи любезны доводят до бездны

ЗАНЯТИЕ 30

Богат Бог милостию Тема урока: ВОСКРЕСЕНИЕ

Как происходило дело нашего спасе­ния?

Как искупил нас Спаситель?

Как "потребилась клятва"?

Свободен ли теперь человек в выборе, с Кем быть в вечности?

Крест - древо жизни. Что значит "Возьми крест свой и иди за мной"?

Что значит слово "Пасха"?

Откуда вывел людей Сын Божий?

За чьи дела человек может попасть в преисподнюю?

Как мир встретил избавление от смер­ти?

После каких событий уверовали учени­ки в Воскресение Господне?



Как наставлял Иисус Христос учеников в течение 40 дней после Воскресения?

Рассказ. Как обычно на Руси встречали праздников Праздник - Пасху. Как к нему готовились?

Практическое задание:

Рассказать домочадцам о Воскресении Спасителя, о свободе выбора человека, с Кем быть в вечности, как человек готовит­ся к вечности?

ЗАНЯТИЕ 31 ПРИЕЗД БАТЮШКИ

Великим Постом дети готовились к Причастию. Родителей предупредили о под­готовке на родительском собрании. Они приступают к Святым Христовым Таинст­

вам.

ЗАНЯТИЕ 32

Христос воскрес! Воистину воскрес!

НА СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЕ ПРАЗД­НОВАНИЕ ПАСХИ

Участники: Батюшка, родители, учителя, воспитатели, ребята.

Христос воскрес! Звучит благая Над миром весть с Святых небес, И тварь ликует, воспевая:

Христос воскрес! Христос воскрес! Какой восторг и ликованье, О дети Божий, для вас! Христос воскрес! - в том упованьи . ?се оправдание для нас.

ЗАНЯТИЕ 33

Молись, а злых дел берегись Тема урока: МОЛИТВА

; ачем человеку беседовать с Богом, Бого юдицей, Святыми, своим Ангелом-хранителем?

] Молитвы бывают 3-х видов:

]) хвалебные и благодарственные,

^) просительные,

':) покаянные.

^то такое покаяние, зачем надо каять­

ся?

Молитвы, необходимые в течение дня. Про утреннее и вечернее правило. Рассказ о силе молитвы.

Как устроить день по-христиански, какие слова говорить, встав с постели, ка­кие перед едой и после, перед началом лю­бого дела, по окончании дела, в течение дня, перед сном, на сон грядущий?

Практическое задание:

Испрашивать у Бога благословение на каждое дело словами "Господи, благосло­ви".

ЗАНЯТИЕ 34

Добрый конец - всему делу венец Тема урока: СВЯТЫЕ ОБИТЕЛИ

Размышление, зачем люди уходят из мира?

Монашеские общежития - монастыри.

Лавры - духовные центры.

Кто такие "паломники"?

Как они должны вести себя в Святых местах?

Зачем люди ходят по Святым местам?

Как мы можем помочь нашим умер­шим родственникам?

Молитва за усопших. Милостыня.

Где находится душа по выходе из те­ла?

Второе пришествие Иисуса Христа.

Всеобщее воскресение.

Рассказ о загробной жизни.

Знакомство с заповедью:"Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им".

Практическое задание:

Попросить родных вспомнить всех усопших родственников, записать их в блокнот (помянник) и постараться каждое утро, перед уходом в школу, в течение двух минут перечислять их имена и про­сить у Бога им Царствия Небесного.

ЗАНЯТИЕ 35

Силен враг, да милостив Бог ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Участники: Батюшка, родители, учи­теля, родные, ребят, воспитатели.

В заключение - совместная празд­ничная трапеза(чаепитие).

Благодарственный молебен об окон­чании учебного года.



ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ХРИСТИАНСКАЯ ИСТОРИЯ НА­РОДА РУССКОГО

ЧАСТЬ 1. КНЯЖЕСКАЯ РУСЬ Пояснительная записка:

Данная программа продолжает 3-х годичный курс по предмету "Нравствен­ное воспитание на основах Православия".

Задачей 1-го года обучения являлось:

а)1 пробудить совестливые движения в сердце,

б) дать направленность воле желать делать^ добро,

в) обрести навык перед любым делом советоваться со своей совестью.

Задачей 2-го и 3-го годов обучения является воспитание совестливого гражда­нина своего Отечества.

Программа называется: "Христиан­ская история народа русского".

Первая часть по "христианской исто­рии народа русского" предусматривает знакомство с Княжеской Русью; овладение историческими терминами и осознание понятий и событий: род, племя, славяне, язычники, князь, княжеская воля, походы в Грецию, Крещение Руси, княжеские уде­лы, разделение Руси, последствия разде­ления, объединение Руси, единение в вере, Божие воздаяние за раздоры, заступ­ничество Божией Матери, помощь Божия в борьбе с иноземцами, явление чудо­творных икон, основание храмов, мона­стырей в честь важнейших исторических событий, Святая Русь.

Вторая часть - это знакомство с Русью Самодержавной и обретение навыка само­стоятельного рассуждения на конкретном историческом материале, также обретение понятий: Самодержец, держава, Пома­занник Божий, самозванец, верность, пат­риотизм! бесстрашие, свобода, Ново-мученики российские, возрождение в Пра­вославной вере.

Организация занятий

Первые 3-4 минуты - это летучий оп­рос по пройденным темам. Затем вспом­нить, какое домашнее задание было; кто выполнял? Кто хотел? Кто забыл? Кто бу­дет после этого занятия выполнять?

Далее в течение 5-7 минут педагог да­ет новый информационно-исторический блок с д ;монстрацией иллюстраций, ис­

пользованием наглядностеи, зарисовок на доске.

Основная часть

Исторический сюжет является средст­вом, целью является размышление вслух о судьбе Отечества.

Закрепление нового исторического материала осуществляется через вопросы по поводу этих событий с нравственными выводами:

- почему так произошло;

- что случилось с сердцем главного исторического лица, когда он был такого возраста, как сейчас ребята;

- почему так важно с детства наблю­дать за своим сердцем, за всеми сер­дечными движениями;

- какими христианскими добродете­лями обладал данный исторический пер­сонаж, каковы его поступки;

- каковы последствия нарушения хри­стианских заповедей.

На это уходит основное время заня­тий. Затем новое домашнее задание и ле­тучий обзор всех предыдущих.

Вряд ли ребята выполняют добросо­вестно все домашние задания, но сознание того, что они не делают доброго дела, пробуждает чувство совестливости.

ЗАНЯТИЕ 1

Если Бог за нас, кто против нас? (Римл.8:31)

Тема урока: УЧЕНИЕ

Зачем православному христианину нужно учиться?

Для чего нужно развивать свой ум?

Как развивается ум, от чего? От каких дел? От каких слов?

Умеет ли глупость разговаривать, на­зовите, какими словами?

Зачем глупость хочет, чтобы мы были ленивыми?

Почему лень боится, что мы будем развивать свой ум?

А зачем нам нужно вырасти умными, добрыми, заботливыми?

Что от добрых дел человек собирает в свое сердце?

Пригодится ли когда-нибудь человеку духовное богатство?



После земной жизни, что нас ждет впереди?

Сами ли мы выбираем, с Кем нам быть в вечности?

Были ли на Земле люди, которые со­брали в свое сердце только свет?

Кто хочет стать святым?

Какие дела для этого нужно делать?

Какие слова говорить?

Как нужно думать?

Практическое задание:

Пе^ ед каждым делом размышлять, -развива ;т это ум или питает глупость?

ЗАНЯТИЕ 2

Хранит Господь всех любящих Его (Пс. 144:20)

Тема урока: ИСТОРИЯ

Что такое история?

Бывает ли история у человека? у се­мьи? у города? у страны? у человечества? (всех людей, которые жили, живут и будут жить на Земле)?

В какой книге написана история всего человечества?

Кто помнит, сколько лет Библии?

Мы живем в Русском государстве?

Говорим на русском языке?

Полезно ли нам знать свою историю?

Будет ли развиваться наш ум от того, что мы узнаем историю своего народа?

Полезны ли нам такие знания?

Почему ученики в школе, когда слу­шают учителя, складывают руки перед со­бой?

Кто хочет открыть "окошечко" для знаний в свое сердечко?

Так как должен сидеть ученик во вре­мя занятий?

Для чего?

А если крутиться во время занятий, куда пролетают знания?

Развивается ли от этого ум?

А есть ли своя история у каждого человека?

Когда началась история вашей семьи?

История - это то, что люди придумали или то, что было на самом деле?

Практическое задание:

Дома попросить маму и папу расска­зать о том, как родилась ваша семья, уз­нать день рождения семьи.

ЗАНЯТИЕ 3

Помышления духовные суть жизнь и мир (Рим.6:8)

Тема урока: ЯЗЫЧНИКИ

Как называется наше Отечество? Всегда ли наше государство называ­лось Русью, Россией?

Кто жил на Северных землях раньше? Как жили наши предки-славяне? У каждого ли рода был старейшина? Когда несколько родов объединялись вместе, кто был главным в племени?

Зачем им нужно было объединяться? Чем занимались мужчины? Чем занимались женщины? Чем занимались дети? Нужно ли было младшим слушаться старших?

Как дети-славяне чтили своих родите­лей?

Знали ли славяне Бога Истинного? Кому поклоняются язычники? Есть ли Божия заповедь, которая за­прещает поклоняться идолам?

Много ли было богов у язычников? Приносили ли они в жертву богам людей?

Почему их сердца выдерживали крики и стоны тех людей, которых сжигали?

Когда грех вошел в сердце человека и людские сердца окаменели? Практическое задание:

Подумать, каким кумирам (идолам) служат сейчас люди, настоящие ли мы христиане.

ЗАНЯТИЕ 4

Над царством человеческим вла­дычествуют Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет (Дан. 5:21)

Тема урока: РУССКИЕ КНЯЗЬЯ

Бывало ли, что славяне не всегда мир­но жили в своих родах?

Случается ли нам ссориться в своих семьях?

Кто-нибудь когда-нибудь примирял нас?

Почему славяне обратились за помо­щью к варяжскому народу?



Согласились ли храбрые воины - Рус­ские князья - приехать в наши Северные земли?

Сколько русских князей приехало вместе со своими друзьями-дружинни­ками?

Почему города, которые основывали Русские князья, были неприступны для врагов?

Как стали называться эти города?

Как' стало называться наше государ­ство?

Когда князь Рюрик остался один, кого он поставил управлять русскими города­ми?

Все ли дружинники выполняли княже­скую волю?

Как поступил князь Рюрик с Асколь-дом и Диром?

По какой реке добрались Аскольд и Дир к городу Киеву?

Кто основал город Киев?

От каких врагов освободили дружин­ники Аскольд и Дир киевлян?

Практическое задание:

Весь вечер постараться с первого сло­ва выполнить любое поручение своих род­ных.

ЗАНЯТИЕ 5

Ест о чем попросите во имя Мое, я то сделаю (Иоанн, 14:14)

ПОЕЗДКА В ХРАМ

Молебен преподобному Сергию Ра­донежскому о помощи в учебе.

ЗАНЯТИЕ 6

Во всех путях твоих познавай Его (Господа), и Он направит стези твои (Притч. 3:6)

Тема урока: КИЕВСКАЯ РУСЬ

Каждая ли река впадает в море? В какое море впадает река Днепр? Зачем отправились Аскольд и Дир со своими воинами военным походом в Гре­цию?

Почему Греция была очень богатой страной? |

Знали ли греки Бога Истинного? Как защитили свою страну право­славные греки-христиане от разора?

Как называется разговор с Богом, ко­да люди просят об одном и том же все вме­сте?

Что случилось после молебна с вои­нами Аскольда и Дира?

Как вернулись Аскольд и Дир в Киев?

Когда умер князь Рюрик, кто стал управлять Русским государством?

Как князь Олег захватил Киев?

Кто сказал, что Киев будет матерью всех русских народов?

Почему наше государство стало назы­ваться Киевская Русь?

Почему князь Олег пошел в военный поход на Грецию?

Как завершился поход князя Олега?

Какой щит прикрепили на главных водных вратах Киева?

Практическое задание:

Играть дома в игру "Учитель и ученик" и рассказывать родным все, что узнали на занятиях.

ЗАНЯТИЕ 7

Кто возвышает себя, тот унижен бу­дет, а кто унижает себя, тот возвысится (Матф. 23:12)

ЗАНЯТИЕ 8

Не делай зла, и тебя не постигнет зло (Сир. 7:1)

Тема урока: РАЗУМНОСТЬ

-Гго значит слово "воин"?

Зачем люди воюют?

Когда впервые на Земле пролилась кровь человека?

(Почему человеку хочется отнять?

   

рсть ли Божия заповедь, которая за­прещает людям завидовать?

Что такое зависть?

Умеем ли мы завидовать?

Почему мы завидуем?

Что в это время гасится в сердце?

Почему надо дарить радость родным, близким?

Как закончился поход князя Игоря на греческую землю?

Как грекам удалось защититься?

Что предпринял князь Игорь после поражения в Греции?

Как греки встретили на этот раз рус­ское воинство?

Что такое благоразумие?

Умеем ли мы быть разумными во бла­го?

Есть ли разница между умным и бла­горазумным?

Кто хочет быть благоразумным?

Какие народы жили рядом с русским государством?

Почему древляне платили дань рус­ским воинам?

Как обошелся князь Игорь с соседним народом?

Бывает ли наказание за жадность?

Часто ли мы жадничаем?

Практическое задание:

Заметить "жадину", которая живет в глубине сердца и понаблюдать, какими словами она говорит.

ЗАНЯТИЕ 9

Да не унываем, делая добро, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем (Еф. 6:1)

Тема урока: МУДРОСТЬ

Как называется человек, который свой развитый ум направляет на добрые дела?

Как называется человек, который свой развитый ум направляет на злые дела?

Кто хочет быть хитрым?

Кто хочет быть мудрым?

Как поступила жена князя Олега -княгиня Ольга - после гибели мужа?

Что такое месть?

Легко ли жить человеку, когда в его сердце постоянно горит огонь мести?

Можно ли за зло платить злом?

Полезно ли это для нашего сердца?

Почему княгиня Ольга после того, как закопала живыми древлян, стала приду­мывать и выполнять другие казни?

Можно ли насытить дух мести?

Как освободить свое сердце от злых желаний, свою голову от злых мыслей?

Бываем ли мы, как язычники, когда смеемся над чужой бедой, радуемся чужому горю?

Что такое злорадство?

Как мы должны вести себя, когда дру­гому плохо?

Какие слова говорить? Какие дела де­лать?

Хотим ли

Наши рекомендации