Угнетение, наваждение и одержимость
ТЕРМИН «демоническая (бесовская) одержимость» ввел, очевидно, известный еврейский историк первого века нашей эры Иосифус. Термин вскоре стал частью церковного языка.1
В Ветхом Завете есть пять различных еврейских слов, которые переводятся «демон», хотя точного соответствия греческому слову «Даймонион» в еврейском языке нет. Вот эти еврейские слова: «шедшм», «сеирим», «элилим», «гад» и «кетер» или «разрушение». «Разрушение, приходящее днем» считалось злым духом».2
В Новом Завете используются пять основных терминов для описания человека, находящегося под демоническим влиянием.
1. Даймонизомай - подверженный демону.
2. Ехон — имеющий демона.
3 Ен — человек с нечистым духом.
4. Охлоуменоус - одержимый нечистым духом.3
Наиболее часто в Новом Завете употребляется термин «даймонизомай». Значение его подразумевает, что человек не способен сопротивляться демону, и тот владеет человеком. Подверженный демону не имеет сил сопротивляться. Подверженные демону обычно носят в своем теле как минимум одного демона, что подтверждается библейскими цитатами об изгнании и вселении демонов (Матф 8:16. 31-32; 9:33; 12:22-24; Марка 1:13, 34).
Второй термин, означающий «имеющий демона, тоже используется часто. Он тоже подразумевает, что жертва находится под влиянием демона.
Слово, означающее «человек с нечистым духом, встречается только дважды (Марка 1:23; 5:2). Он употребляется в отношении человека, находящегося под властью демона.
Последний термин - «одержимый нечистым духом. - употреблен только один раз (Деян. 5:16).
Новозаветные писатели дают примеры обращения с демонами (бесами) и одержимыми демонами людьми, не толкуя их Иисус однако, в одной из речей сказал о демонах (Матф. 12:43-45) Он объяснил, что человек может избавиться от демонов, и все же остаться несвободным. При этом Иисус говорил не столько о демонах, сколько о духовном состоянии книжников и фарисеев. Все же несколько выводов из слов Иисуса сделать можно:
1. «Демонизация» человека означает вселение демона в его тело.
2. Демоны жаждут подобного вселения.
3. Подобное вселение происходит не так легко, как представляют себе некоторые люди. Демону требуется «желание» человека.
4. Демоны могут на время покидать свои жертвы и потом возвращаться.
5. Одержимые демоном, если и избавятся от него, все равно подвержены повторному вселению, при условии. что их духовное состояние не изменилось.
Большинство христианских лидеров, считающих, что христиане могут подвергаться нападению демонов, выделяют три этапа подобной атаки:
• Угнетение, или влияние, которое вызывает злые мысли и стимулирует плотские грехи, а также воздействует на эмоции.
• Наваждение, что подразумевает непрекращающуюся атаку в определенной области — от похоти до религии. Все, что извращает естественный путь, может считаться наваждением. В случае наваждения демоны могут вселяться в душу или тело человека.
• Одержимость, что означает наличие вселившегося злого духа или духов, которые управляют всей жизнью одержимого человека. Их местонахождение — в человеческом духе.
Большинство церковных учителей, пасторов и ученых не верят в то, что христиане могут быть одержимы. Они считают так потому, что человек, воистину рожденный свыше, становится новой тварью и имеет в себе Святого Духа. Злому духу нет места в духе нового человека. Однако душа и тело человека перерождаются не сразу. Спасение души — процесс длительный (Иакова 1:21; Филлипийцам 2:12), а спасение тела произойдет при воскресении (1-Коринф. 15:44).
Кеннет Хейгин (старший) объясняет:
«Если бы вы жили в старом доме, пораженном термитами это не означало бы, что вы тоже ими поражены Что ж, ваше тело есть дом, в котором вы живете. Ваше тело не есть подлинный вы Подлинный вы - это внутренний духовный человек. Если вы родились свыше, то ваш внутренний человек не может иметь дьявольского духа. Но ваше тело — дом духа — может подвергаться воздействию злых духов…
Полная одержимость означает передачу своего духа, души и тела целиком во владение злого духа... Христианин может быть подвержен действию демона (влияние, угнетение, наваждение), но ни в коем случае не может быть, им одержим духом, душой и телом».4
Приложение В
Ангел Иеговы
МНОГИЕ ПОЛАГАЮТ, что ветхозаветный термин «ангел Иеговы» обозначает теофанию или Христофанию, то есть проявление Божества в Личности Иисуса в видимой телесной форме до Его воплощения.
Другие считают, что только часть подобных посещений принадлежит Иисусу, а в остальных участвуют ангелы. Другие трактуют слова «ангел Иеговы» буквально и считают, что речь идет об ангеле, посылаемом Иеговой по особым случаям.
В пользу того, что этот ангел - Иисус, говорят несколько обстоятельств, а именно:
1. Языковое выражение «малак Йавех» является именем и указывает, что речь идет о чем-то большем, чем просто об ангеле.
2. В Ветхом Завете, Он постоянно предстает как Иегова: явился ангел, но Бог, или Господь, изрек.
3. Указания или обещания, которые лает это существо таковы, что дать их мог только Сам Бог.
Этот ангел, обозначаемый нами как Иегова, тем не менее, представлен в виде, отличном от Иеговы и призывает имя Иеговы. Следовательно, разумно предположить, что этот ангел – никто иной как Сын Божий до воплощения. Иисус Христос. К тому же, служения этого ангела очень напоминают служения Иисуса на земле.1
Те, кто считают, что это просто ангел Иеговы, приводят следующие доводы:
1. Допустить, что Иисуса называют ангелом нельзя, потому что это ставит нас на точку зрения мусульман, мормонов и др.
2. Хотя ангел и означает «посланник», подобное обозначение умаляет божественную природу Иисуса, превращая Его в простого посланника Божия.
3. У Иисуса есть особый ангел, которого Он называет «Ангел Мой, и который был послан, чтобы «засвидетельствовать вам сие в церквах» (Откр. 22:16). Так почему бы Богу не иметь Своего ангела, который бы говорил от Его имени?
4. В Евангелии от Луки явившийся 3 ах арии и Марии ангел называет себя «ангел Господень» (Куриос), а затем Гавриилом. Куриос — это греческий эквивалент еврейского имени Иегова, как утверждает словарь Вайна. «Будучи «ангелом Господним», Гавриил мог говорить и действовать от имени Бога, в чем мы уже убедились.
Рой Хикс (старший) пишет, что если принять, что ангелом Господним был Иисус, то следует смириться с тем фактом, что именно Он умертвил всех ассирийских воинов, нападавших на Езекию (4-Пар 19:35) и совершил много других подобных действий. Он задается вопросом, соответствуют ли подобные действия характеру Иисуса?' Из Откровения видно, что приговоры исполняют ангелы, а не Иисус.
Хикс также указывает, что от лица Бога иногда говорят ангелы, которые вовсе не является ангелом Иеговы. Это не должно смущать, ибо, независимо от того, действует ли ангел Иеговы или просто Его ангел, он все равно символизирует непосредственное вмешательство Самого Бога в дела людей.
Опять-таки, на основании Писания этот вопрос нельзя разрешить однозначно, поэтому я представляю вам делать выводы самим.
Приложение Г
Ложные боги Дня Земли
Примечание автора: Поскольку злые ангелы играют
столь важную роль в движении «Новая Эра», я считаю
необходимым указать на связь между «Новой Эрой»
и некоторыми движениями защитников окружающей среды.
[Перепечатано с позволения Уолл Стрит Джорнал,
© 1994, Доу Джонс и Ко., Инк., все права защищены,
и с разрешения автора, отца Роберта Сирико].
ДЕНЬ ЗЕМЛИ, отмечаемый теперь 22 апреля, принимает все более-религиозный характер. Это явное следствие растущих усилий современной политической теологии свести воедино религию, государственную политику и взгляды «зеленых» экстремистов. К примеру, «Национальное Религиозное Объединение» в защиту окружающей среды раздает в дни праздника десятки тысяч «Пособий по экологической грамотности» общей стоимостью в 4,5 миллиона долларов, в которых религиозным организациям предлагается посвятить свои воскресные собрания откровенно политическим вопросам.
Среди прочего, традиционным протестантским церквям предлагается проводить исповедь экологических грехов, как сообщает газета «Вашингтон Пост». Проповедник говорит: «Мы превышаем свои полномочия в отношении использования природных ресурсов. В загрязнении земли, воздуха и воды нужно обвинять только нас... Мы бездумно выбрасываем мусор повсюду: возле ломов, школ, церквей, мест работы и отдыха... Мы разбазариваем ресурсы на создания средств уничтожения. Бомбы у нас делаются прежде хлеба». Собрание отвечает: «Мы убиваем землю... Мы убиваем волу... Мы убиваем небо».
Для многих людей экологическое движение стало самостоятельной религией, представители которой пытаются поставить свое экзальтированное представление о роли природы выше традиционных учений церкви. Хорошим примером этого служит Мэттью Фокс, бывший католический священник, автор книги «Пришествие космического Христа». М-р Фокс уподобляет Землю Христу и называет «христофашизмом» любую теологию, которая считает откровение о личностном воплощении Христа единственно правильной. Он призывает христиан перешагнуть через теологию, основанною на грехе и искуплении и принять теорию о духовности творения, в которой главным откровением считается природа.
Экологическое движение возродило языческий культ Геи, извлеченный на Божий свет двадцать лет назад синоптиком Джеймсом Ловероком. Суть культа Геи заключается в том, что земля является сверх-организмом живым и имеет божественную природу. Это учение нашло поддержку в феминистских кругах, которым импонирует идея Матери-Земли и богини Земли.
Хотя велик соблазн отмахнуться от этих «учений», как от бреда воспаленной фантазии, но все не так просто. Вице-президент Гор посвятил «экологии духа» целую главу в своей широко разошедшейся книге «Равновесие Земли». А участники санкционированной Организацией Объединенных Наций демонстрации Объединенной Церкви Христа в Рио-де-Жанейро в 1992 году изменили слова традиционного христианского гимна «Где был ты. когда они распяли моего Господа?» и пели «мою Землю» вместо «моего Господа». Подобные эксцессы несут угрозу традиционным убеждениям.
В западной религиозной традиции основным пафосом в общественной жизни была борьба за справедливость и улучшение условий жизни человека, а не растений и животных. Критическое отношение экологических верующих к «прогрессу» и «потребительству» свидетельствует о непонимании той важной роли, какую экономическое развитие сыграло в обеспечении людям более гуманного образа жизни. К тому же, не вызывает сомнений тот факт, что окружающая среда находится в гораздо лучшем состоянии там. где экономика свободна от стагнации, за которую так ратуют экологи.
Более того, попытка сделать из Дня Земли религиозный праздник уводит нас в сторону от главной цели традиционной веры: избавиться от личной греховности и достичь спасения. Для этого человек должен повиноваться закону Божьему, который дан в Десяти заповедях. Заповеди относительно загрязнения нет, зато есть четкое указание не поклоняться ложным богам. Эта заповедь должна помочь апологетам Дня Земли понять, что подменять Бога Землей недопустимо.
Отчет о сотворении мира, данный в книге Бытие, однозначно свидетельствует в пользу того, что «зеленые» находят столь возмутительным, а именно, что земля была даром Бога людям и предназначена для использования. Создав мужчину и женщину по своему образу и подобию. Бог благословил человека словами: «...плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею. и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28). Это первое задание человека, данное ему еще задолго до падения и непосредственно Богом.
Во второй главе читаем, что после того, как Бог создал для человека землю, он создал самого человека, который должен на ней трудиться. Это есть прямое указание на то, что человеку следует преобразовывать естественное состояние земли своим трудом. При этом не следует эксплуатировать землю, лишая ее возможности плодоносить, и не следует причинять ни одной из тварей Божьих ненужной боли, но не более того.
Представление о том, что земля имеет особое метафизическое значение, право на неприкосновенность и поклонение, не соответствует еврейским и христианским верованиям. На Судном дне мы предстанем пред Богом, а не Геей.