У них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей
человеческих, что они красивы, и брали их себе в
жены, какую кто избрал... В то время были на
земле исполины, особенно же с того времени, как
сыны Божии стали входить к дочерям человеческим
и они стали рождать и.и. Это сильные, издревле
славные люди».
— Бытие 6:1-2, 4
КТО БЫЛИ ЭТИ «сыны Божии» - падшие ангелы или сыны Сифовы, которые стали жениться на женщинах из рода Каинова?
Те, кто утверждает, что речь в данном месте идет о сыновьях Сифа. в качестве подтверждения приводят слова Иисуса о том, что ангелы ни женятся, ни выходят замуж (Матф. 22:30; Марка 12:25; Луки 20:34-36).
С другой стороны, в книге «Основы пятилесятнической теологии» говорится, что концепция породнения Сифа и Каина есть «некоторое упрощение проблемы и что она создает не меньше неясностей, чем разрешает».
К неясностям теологи-пятидесятннки относят следующие моменты:
1. На каком основании потомки Каина и Сифа называются «сынами Божьими»? Как Сиф, так и Каин произошли от родителей, имевших падшую природу. О Сифе говорится, что он родился «по образу и подобию» Адама, то есть унаследовал природу Адама (Быт. 5:3).
2. Во всех остальных местах Ветхого Завета термин «сыны Божии. (Б-наи или Бене Элохим) относится к ангелам и никогда — к людям (Иов 1:6; 38:7).
3. Как могло соединение этих двух человеческих линий привести к такому странному последствию, как рождение гигантов?
4. Иисус сказал, что люди не будут жениться и выходить замуж на небесах, тем не менее, на земле они, несомненно, это делают.
5. Если эти «сыны Божии» — не ангелы, тогда почему Иуда в своем послании пишет об ангелах, «не сохранивших своего достоинства», которые содержатся в вечных узах до суда за «блудодействие» и «хождение за иной плотью»? (Иуда 6-7).1
Чафер также пишет, что видеть в «сынах Божьих» детей Сифа можно только на основании допущений, которые не подтверждаются Библией:
1. Что потомки Сифа и Каина жили порознь почти до самого потопа. «Очень маловероятно, — пишет Чафер, — чтобы потомки Сифа и Каина не заключили браков в своих линиях».
2. Что потомки Сифа остались «чистым и святым» родом. Из Бытия 4:16-24 мы видим, что многие из потомков Каина были людьми безбожными, но нигде не говорится, что потомки Сифа остались «чистыми и святыми». Все имели падшую природу, иначе Ной не был бы единственным праведником (Быт. 6:5-8).
3. Что когда Моисей писал «дочери человеческие», то имел в виду, что «сыны Божии» не обязательно мужчины, потому что слово «сыны» обозначало все человечество, то есть и мужчин, и женщин.2
Поскольку Ветхий Завет - еврейская книга, разумно узнать, что думали об этих стихах евреи времен Христа и до Его прихода.
Чафер писал, что в иудейских синагогах и у эллинистических предпринималась та точка зрения, что под «сынам», Божиим следует понимать ангелов. Христианская церковь, вплоть до четвертого века, тоже принимала этот взгляд. Затем он вновь стал считаться верным уже в период Реформации.3
Как еврейские, так и христианские взгляды основывались на более подробном описании того, что происходит, в 6 главе Бытия источником которого служила Первая книга Еноха. В этой книге существа которые вступают в связь с женщинами, называются «святыми» и «наблюдателями» - до того, как они поддаются искушению. Всем сексуальным извращениям людей научили именно эти падшие ангелы, утверждает Первая книга Еноха.
(Первую книгу Еноха не следует путать со Второй, которая появилась в среде гностиков после 250 года н. э. Первую книгу принимал и не только евреи, но и христиане до примерно четвертого века. Ее цитирует в Новом Завете: Иисус, Пётр, Павел и Иуда.4 Но, ссылаясь на нее, мы не говорим, что она богодухновенна как остальные 66 книг канона).
Возможно, Иуда в своем послании (стихи 6, 7) говорит о наказании именно тех падших ангелов, что вступили в связь с женщинами. В еврейском Новом Завете, эти стихи из послания Иуды переведены следующим образом:
«И ангелов, которые не устояли в своем изначальном достоинстве, но покинули свое должное обиталище, Он содержит во тьме, закованных в узы вечные до Великого Дня. А Содом и Гоморра и прилежащие области, последовавшие примеру падших ангелов и совершившие те же сексуальные прегрешения и извращения, служат грозным предупреждением тем, кого ожидает наказание вечного огня».
Вот сходные стихи из Второго послания Петра 2:4-5:
«Ибо если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя»...
Слово, переведенное здесь как «ад», на самом деле звучит - «тартарус» то есть самая глубокая пропасть в аду (в соответствии с симфонией Стронга).6 Если это не особый род падших ангелов то должно означать всех падших ангелов. В таком случае мы должны задаться вопросом: кто же правит сейчас с сатаной, являясь начальствами и властями?
Единственное объяснение, которое, как кажется, способно растолковать все имеющиеся факты, заключается в том, что некоторые ангелы согрешили не только вселением в человеческое тело - что, как известно, ангелы иногда делают - но и полнотой жизненных проявлений в этом теле, включая секс. Это преступление было намного тяжелей даже восстания против Бога, так что они были навечно помещены во тьму незадолго до или во время потопа.
Также ясно, что даже эти ангелы пока еще не попали в «огненное озеро» но находятся «в низшей области ада», выполняющей, видимо, функции тюрьмы предварительного содержания Обсуждаемый вопрос таков, что окончательно доказать правильность какой-то одной точки зрения невозможно.
Приложение Б