Херувимы, серафимы и животные
Библия также сообщает нам имена существ особого рода. Их качества, обязанности и то, что мы могли бы назвать «порядковым номером» отличают их от «обычных» ангелов. Некоторые считают эти создания особым родом существ, не имеющим отношения к ангелам.
Как бы то ни было, но одно очевидно — главным среди небесных созданий является херувим. и он ни разу не называется «ангелом» при том. что в целом упоминается 85 раз. Дикасон писал:
«Свойство многих небесных реалий таково, что описать их на человеческом языке едва ли представляется возможным, а тот факт, что они описываются при помощи земных понятий, скорее всего, указывает именно на то, что происходит попытка с их помощью передать нечто совершенно превосходящее человеческое понимание» (Иезекииль 1:5,14; 28:12-14)11
Херувим с пламенным мечом был поставлен охранять Эдемский сад от Адама с Евой. Это должно нам дать понять, что грех и рай несовместимы (Бытие 3:24).9
Именно золотого херувима Бог приказал сделать Моисею для установки на ковчеге завета. В данном случае, каждый херувим имел лицо и два крыла, которые как бы закрывали ковчег. Херувимы были задуманы таким образом, что, скорее, глядели вниз на ковчег, чем друг на друга (Исход 37:9).
Серафимы тоже имеют крылья; у каждого их по шесть. Два закрывают лицо, два — ноги, а при помощи двух других они летают (Исайя 6:2). Они имеют непосредственное отношение к славе Божьей, как и херувимы.
Их «имя» или назначение обозначает «горящие». В 6 главе Исайи они показаны летающими вокруг Иеговы, сидящем на Своем Престоле.
Иезекииль описывает так же и животных, у каждого из которых по четыре лица и крыла; под крыльями у них руки, а шум, с которым они приближаются, «...как бы шум многих вод. как бы глас Всемогущего, как бы шум в воинском стане...» (Иезекииль 1:24).
Животные, упоминаемые Иезекиилем и в Откровении, могут, на самом деле, быть херувимами, потому что вполне подходят под их описание, либо же серафимами. Что-либо окончательное утверждать невозможно.
Функции херувимов, серафимов и животных
Херувимы — самые высокопоставленные из небесных созданий. Одна из причин, почему херувимы нигде не называются ангелами, может заключаться в том, что они никогда не бывают посланниками. Они используются для отстаивания Его славы и провозглашения Его благодати.
Равным образом и серафимы, которые никогда не выполняют роль посланников. Их задача заключается в том, чтобы провозглашать святость и трансцендентность Бога. Когда пророк Исайя исповедал свою греховность и нечистоту, к нему спустился серафим с горящим углем и. коснувшись уст пророка, очистил его от греха (Исайя 6:6-7). Это можно сравнить со священническим служением, которое требует от служащего очищения перед тем, как он приступит к служению Богу.
Задача животных - чем бы, по своей природе, они ни являлись — заключается в непосредственном поклонении Богу и в свидетельстве поклонения Ему искупленных людей, а так же, как следует из Откровения Иоанна, в исполнении Божьего суда.
Функции ангелов
Чафер писал, что главной задачей ангелов является не столько доставлять Божьим людям какие-то послания, сколько непосредственно возносить хвалу и поклоняться Создателю.10 В этом заключается -первая и важнейшая роль ангелов-, — говорит Джеймс Монтгомери Бойс, пастор Первой Пресвитерианской Церкви Филадельфии.11
Михаил - единственный ангел, который в Библии назван «архангелом», очевидно, он выполняет функции военного командующего. Это делает его начальником ангелов-воинов.
Михаил защищает Божьих людей и противодействует Божьим врагам, но неизменно повинуясь Богу. Когда сатана спорил с ним по поводу тела Моисея (Иуды 9), он не стал решать дела сам. Он ответил: «Да запретит тебе Господь».
Гавриил, которого большинство людей считают архангелом, хотя в Библии он ни разу так не называется, выполняет функции главного Божьего посланника.
Другие ангелы тоже имеют определенные функции:
• Ангелы суда (Бытие 19:13; 2-Цар. 24:16; 4-Цар. 19:35; Иезекииль 9:1; Псалом 77:49).
• Ангелы-наблюдатели (см. сноску на) (Даниил 4:13. 23).
• Ангелы бездны (Откр. 9:11).
• Ангелы, имеющие власть над огнем (Откр. 14:18).
• Ангелы вод (Откр. 16:5).
Ангелы в целом — наименее высокопоставленные из небесных существ. Они выполняют роль посланников. Как мы видели из библейских примеров:
• Они доставляют послания и избавляют людей от опасности, когда это угодно Богу.
• Они защищают Божьих людей и, даже, помогают им в сражениях, если это совпадает с Божьей волей.
• Они служат Божьим людям различными способами
Будут ли ангелы продолжать служить людям после воскресения?
Лестер Самралл писал в своем учебнике об ангелах, подготовленном для Христианского Университета Индианы:
• Ангелы не являются временными миссионерами. В вечном замысле Бога никогда не наступит момент, когда он повернется к ним и скажет: "Ну, извините, работы для вас больше нет". Ангелы, несомненно продолжат возвеличивать и прославлять Бога в вечности. Они всегда будут готовы послужить Ему и каким Ему угодно образом»12
Ангелы в Откровении Иоанна
В Откровении мы встречаем ангелов семи церквей, ангелов, предстоящих пред Богом, ангелов, которые дуют в семь труб и ангелов, посылающих семь последних язв (Откр. 8:2).
Некоторые считают, что двадцать четыре старца из 4 и 5 глав Откровения — это ангелы, которые предстоят пред Богом наравне с херувимами, серафимами и животными. Другие ученые полагают, что, на самом деле, эти старцы являются двенадцатью патриархами Израиля и двенадцатью апостолами. Достаточные доказательства в пользу и того и другого взгляда отсутствуют.
Есть ангелы, имеющие ключ от бездны и цепь, в которую на тысячелетие предстоит быть закованным сатане (Откр. 20:1-3).
Наконец, есть ангелы смерти и ада (Откр. 6:8; 20:14). В главе 17 я расскажу почему, по моему мнению, существуют ангелы, имена которых — Смерть и Ад.
В Ветхом Завете присутствует ангел по имени «ангел Иеговы» Некоторые считают, что это Иисус, Который время от времени появлялся на земле (см. Приложение В).13
Ангелы служат верующим тем, что дают откровения, направляют, защищают, избавляют от опасностей, укрепляют, обеспечивают необходимым, ободряют, помогают, отвечают на молитвы, а также посещают умерших праведников. В 16 главе Евангелия от Луки Иисус рассказал историю о нищем по имени Лазарь, который после смерти был отнесен ангелами на «лоно Авраамово» (ст. 22). Многие люди, будучи при смерти, рассказывали, что видели ангелов, которые должны были взять их на небеса, и некоторых из них видели также друзья и близкие умирающего
Другие люди свидетельствовали о помощи, которую им оказывали ангелы. Бойс писал, что, с практической точки зрения, подобное знание поможет нам меньше бояться врагов и обстоятельств. Убежденность в ангельской защите помогла бы избавиться от страха множеству Божьих людей. Реформатор Джон Кальвин считал, что Бог посылает нам ангелов не потому, что Ему это нужно, но потому, что это необходимо нам!
Чего не могут ангелы?
Мы представляем себе ангелов, обладающих почти бесконечными возможностями. Есть, однако, определенные вещи, которые им не по силам.
1. Ангелы не могут называть Бога «Отец», а только – Творец».
2. Ангелы не могут проповедовать Евангелие таким же образом, как те, кто были им спасены. Мерилин Хики писала по этому поводу:
«Вы заметили, что в Библии Евангелие проповедуют только люди? Хотя существуют, вероятно, миллионы подходящих ангелов и Бог мог бы послать их на землю, чтобы разнести Благую Весть по всему свету, но Он счел нужным поручить исполнение Великой заповеди исключительно людям».14
3. Ангелы не могут быть искуплены и не могут уподобляться образу Христа.
4. Ангелы, состоящие на службе у Бога, не могут обитать в людях. Это может только Святой Дух. Билли Грэм писал:
«Святой Дух запечатлевает людей и наполняет их после того, как возродит их. Святой Дух вездесущ, всеведущ и всемогущ Ангелы могущественнее людей, но они не боги и не обладают качествами божественного лица... Насколько мне известно. Писание нигде не говорит, что Святой Дух когда-либо являлся в человеческом обличии... Мы знаем Святого Духа как духа, а не как плоть. Но ангелов мы иногда видим в телесной форме, а не как духов».15
5. Божьи Ангелы не могут действовать своими силами и по собственной воле.
6. Ангелы могут являться в человеческом обличии, но людьми «становиться» не могут; и человеческие существа никогда не становятся ангелами. В послании к Евреям 12:22-23 проводится различие между ангелами и «духами праведных людей, достигшими совершенства».
7. Ангелы не судят людей, но праведные люди будут судить ангелов (1-Коринф. 6:3).
8. Ангелы не могут быть одновременно в нескольких местах. Только Бог вездесущ.
9. Божьи ангелы не принимают поклонения, это делают только «ангелы света», что является искажением их первоначального достоинства. Покойный Роланд Бук сказал:
«Ангелам никогда не следует поклоняться; они так созданы, что совершенно не предназначены для хвалы и поклонения Их называют "Божьим воинством" и их цель — служить вечному Богу».16
Бук сказал, что ангелы передали ему список из семи вещей, о которых они, прежде всего, должны говорить с людьми: 1) Кровь Иисуса; 2) общение с Богом и причастие; 3) «Иисус жив!»; 4) обетование Святого Духа; 5) «Идите, поведайте миру»; 6) «Очищение Иисуса вечно»; 7) «Иисус вернется».17
Ангелы — Божьи создания; и вкупе с водительством Святого Духа они помогают нам исполнять свой долг верующих.
Тем не менее, не все ангелы стоят на стороне Бога, и не все они питают добрые намерения по отношению к человечеству. Чтобы получить объективное представление об ангелах, нам следует посмотреть на другую часть ангелов, на тех, что принадлежат темному царству сатаны.
Глава 13
Возвышение и крах Люцифера
Один из самых эффективных приемов сатаны в его
борьбе против Бога — обман. С незапамятных времен
он представал пред людьми в любом обличии,
кроме своего истинного, и тем самым облегчал себе
задачу отлучения их от Бога.1
— Основы пятидесятничкской теологии
ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ в существование сатаны? Падших ангелов? Демонов? Опрос, проведенный американской газетой «Тайм», показал, что 49 процентов американцев верят в существование злых ангелов.2 Таким образом, другая половина людей считает, что либо сверхъестественных существ нет, либо они только добрые. Некоторые христиане верят в злых ангелов, но при этом полагают, что лишь добрые способны влиять на их жизнь.
К сожалению, убеждения не делают чего-либо истинным или ложным. Они определяют только то, как человек относится к истине или лжи. Искренность не способна заменить правду. На вопрос: «Существует ли сатана?», — Библия отвечает положительно.
Сатана упоминается в семи книгах Ветхого Завета и о нем говорит каждый из авторов Нового. Из двадцати девяти непосредственных упоминаний о сатане, двадцать пять принадлежат Иисусу. Отвергать что-либо, что Сам Иисус почитал истинным, включая существование ангелов, значит отрицать правдивость Библии и существование Господа Иисуса Христа.3
Основная причина отрицания современными христианами существования сатаны заключается в тех стереотипных представлениях о нем, которые сложились в течение Средних веков. На представление средневековых людей об ангелах и сатане сильный отпечаток наложила греческая мифология. По Бойсу. средневековая церковь разработала символическое изображение сатаны, чтобы доносить библейские истины до практически совершенно неграмотного населения.4
В результате, образ языческого сатира — получеловека, полу-зверя — был перенесен на библейского дьявола. Но, вместо того, чтобы остаться только символом, эта карикатура сделалась в нашем представлении истинным образом сатаны — этакой рогатой фигурой в красном, с хвостом и копытами, с вилами в руках.
В двадцатом веке сатана стал рисоваться в виде загадочного Мефистофеля, героя немецкой пьесы восемнадцатого века «Фауст». Вскоре это представление сделалось общепринятым. Дьявол получил выгодную внешность, черные волосы, тонкие прямые усы и хорошие манеры. Ни один из этих образов не соответствует библейским представлениям и оба легко вызывают у людей недоверие.
Авторы «Основ пятидесятничкской теологии» пишут, что тенденция превращать дьявола в некую метафору или фигуру речи наблюдается только в исторически христианских странах.5 Нехристианские народы легко верят в злых духов.
Очень важно понять, кто же он на самом деле: сатана — отец лжи и прародитель зла. Он есть первый и главный грешник.
Чафер писал: «Падение этого могущественного ангела не было компромиссом между добром и злом. Он стал воплощением зла, чем-то начисто лишенным добра». Тем не менее, мы не должны делать из него бога, только злого.6 Из Библии следует, что сатана ограничен в своих действиях и никогда не мог бы сравниться с Богом по власти.
Бог всеведущ, а сатана нет. Ему неизвестно будущее. Единственное его преимущество над человеком заключается в том, что он наблюдал человеческую природу в течение тысячелетий. Поэтому, если человек живет по плоти — падшей адамовой природе — сатана может предвидеть его шаги и наносить человеку вред. Лучший способ противостоять сатане — жить под водительством Святого Духа. Природу искупленного человека сатана никогда не был в состоянии понять.
Сатана не может находиться в нескольких местах одновременно, а Бог может. Сатана вынужден отдавать указания своим приспешникам.
Власть сатаны ограничивается тем, что было ему дано в момент создания. Он не может сравниться в этом с Богом. Значительная часть его власти всегда заключалась в том влиянии, которое он оказывал на людей, заставляя их делать его дела. Он, однако, имеет абсолютную власть над падшими ангелами и демонами.
Проблема происхождения зла
Существует классическая проблема возникновения зла: Бог свят и не может создавать ничего, что не было бы свято. Это приводит к вопросу, которым каждый из нас, так или иначе, задавался.
Как могло святое, совершенное существо пасть?
Как могло в ангельском создании возникнуть первое не святое желание?
Откуда могла воля почерпнуть первый импульс отвратиться от Бога?
Тиссен писал: «Полезно помнить, что все создания изначально имели то, что латинские теологи называли способностью "posse peccare et posse nonpeccare" — то есть способностью "грешить и не грешить"».7
Мы называем такую способность свободной волей или способностью выбирать. Нам не говорится о том, когда произошло «падение», но, наверняка, это должно было произойти до создания человека, потому что уже в Эдемском саду сатана предстает как лживое и падшее существо (см Иезекииль 28:11-19; Исайя 14:4-17).
Августин (5-век), писал о проблеме происхождения зла в книге «Град Божий». Он пришел к выводу, что добро может существовать само по себе, а зло нет. Следовательно, зло — это просто извращение того, что изначально было добром.8
Вот почему сатана никогда ничего не создает. Он искажает, извращает, копирует и уничтожает. Зло не может существовать само по себе, оно должно иметь добро в качестве основания. Поэтому, заключал Августин, зло есть выбор, а не изначальное свойство творения.
Есть и другой вопрос, сопровождающий любую дискуссию о зле на протяжении веков: почему Бог допускает существование зла? Зло существует только с Божественного допущения. Поэтому зло всегда содержится Богом в определенных рамках, иначе бы оно уничтожило человеческий род еще во времена Ноя, когда «конец всей плоти» пришел пред Богом (Бытие 6:12-13). Поток смыл с земли только тех, чья природа была извращена их выбором. Зло уничтожило всех людей, за исключением Ноя и его семьи.
Мне кажется, что лучше прочих о проблеме существования зла написал Чафер:
«Становится ясно, что намерение сатаны, — в котором и состоял его изначальный грех — создать вокруг себя совершенно независимый от Бога миропорядок... не было остановлено Творцом по той причине, что требовалось экспериментально довести его до логического конца...
Бог мог помешать сатане, но предпочел попустить тому идти своим путем, чтобы сам этот путь сделался основанием для его вечного осуждения.
Когда сатана и его замысел предстанут пред окончательным судом, "смолкнут всякие уста" (Рим. 3:19) и все окажутся виновными... в свете неудачи этого колоссального предприятия. Ложь будет признана ложью» (курсив добавлен).9
Очевидно, что Бог, из уважения к свободной воле человека, желает раз и на всю вечность показать, что никакой иной путь, кроме Его пути для человека, не годится. В конце концов, зло перестанет оказывать влияние на Вселенную: больше не будет болезней, нищеты, греха, войн и смерти. Отец лжи станет посмешищем для всего создания (Исайя 14:16-17).
Пока же мы вынуждены жить в мире, на который сатана оказывает непосредственное влияние. Поэтому мы должны уметь ответить на следующие вопросы:
Какова природа и характер сатаны?
Что он за личность?
Имена сатаны
Более сорока имен, которыми величается сатана в Писании, указывают нам на его основные черты и характер.10 «Стержнем» же его натуры является переплетение гордости, самоволия и непокорности. Вместе же эти качества составляют его «независимость» от Бога или дух беззакония.
Вот имена, которые относятся к его статусу:
• Помазанный херувим и Люцифер — «денница» («сын зари») (прошлое).
• Князь демонов (настоящее).
Имена, указывающие на его характер:
• Дьявол, что означает «клеветник» или «спотыкающийся», встречается 35 раз.
• Древний змий, что означает «хитрый, умелый».
• Великий дракон — ужасный, сеющий разрушение зверь.
• Злой; по-гречески — это «не удовлетворенный только своей растленностью, но желающий растлить и других».
• Аваддон, то есть «разрушитель».
• Убийца и лжец, отец лжи и неверующих (Иоан. 8:44).
• Вельзевул, что изначально значило «повелитель мух», но потом было изменено иудеями в «повелителя навозной кучи», где мухи любят собираться (Матф. 10:25).
• Нечестивый или беззаконный.
• Тот, кто приходит как «рыкающий лев» — другими словами тот, кто рычанием пытается вселить в вас страх, парализовать и, после этого, сожрать.
Имена, отражающие дела сатаны:
• Сатана – «противник, Божьего замысла. Божьей воли и Божьих людей — встречается 56 раз.
• Соблазнитель, обвинитель, обманщик, дух, обитающий в сынах противления.
• Ангел света — величайшая ложная роль сатаны.
Другие имена указывают на его нынешнее положение:
• Князь мира — указывает на его власть над миром и мировыми системами (Иоан 12:31; 14:30; 16:11). Греческое слово «аркон», переведенное как «князь», на самом деле означает «политический руководитель».
• Князь духов поднебесных — предполагает его власть над падшими ангелами. Из послания к Ефесянам 6:12 следует, что за мировыми политическими системами стоит хорошо организованная духовная армия.
• Князь века сего. «Век» по-гречески — «аион», что часто означает «преобладающий образ мышления». Поэтому смысл этого названия — «бог культуры».
Каким образом сатана обрел эти титулы?
В «Победоносной церкви» Хейгин писал, что если бы люди осознали, что сатана - князь века сего, то это разрешило бы множество недоуменных вопросов относительно существования в мире зла. Хейгин указывает, что преобладание в мире зла стало настолько очевидным, что многие решили, что мир изначально зол и что таким его создал Бог. Хейгин и прочие верующие считают, что в результате определенных событий сатана на время сделался «богом космоса».11
1. Бог через Адама дал землю «во владение» людям (Быт. 1:26, 28). Библия не говорит, что Бог дал людям саму землю, но право владения (Псалом 8:4-7). Земля в целом — принадлежность Бога (Псалом 23:1; 49:12). Чафер замечает, что, несмотря на то, что падение человека и оказало влияние на творение, оно по-прежнему осталось во владении Бога.12
2. В результате падения, права Адама были переданы сатане (Рим. 5:14). Мы знаем, что сатана не имел власти над землей до тех пор, пока Адам не «отдал» их ему, поскольку из книги пророка Иезекииля 28:16-18, и Евангелия от Луки 10:18 мы узнаем, что сатана потерял свою власть, когда восстал против Бога.
Даже после того, как Иисус победил сатану на Кресте, последнего по-прежнему называют «богом века сего» (2-Коринф. 4:4). Сатана сохранит власть, полученную от человека до тех пор, пока Бог не установит на земле Свое Царство.
Если бы сатана не был богом сего века, то его предложение дать Иисусу царства этого мира не являлось бы соблазном (Луки 4:5-7).
Иисус, как истинный человек и истинный Бог, владеет землей, являясь подлинным Царем царей и Господом господствующих (Откр. 17:14). Он, однако, не вступит в Свои права окончательно
до тех пор, пока не окончатся полномочия Адама. Только тогда завершится господство сатаны
А до тех пор, до полного обновления миропорядка, мы вынуждены жить посреди мировых систем сатаны. Сколько продлится такое состояние? Точно сказать мы не можем. Зато мы точно знаем, что Бог положил предел правлению князя тьмы. Вероятно, Дерек Принс лучше других выразил эту мысль об ограниченности срока правления сатаны:
«Идея времени непосредственно и неразрывно связана с нынешним миропорядком. Время начало быть с началом этого миропорядка и с его концом оно исчезнет».13
У зла, было, начало, значит, будет у него и конец. Реальность — известная нам как «время» — преходящая, и когда окончится ее срок, земля будет освобождена от окутавшей ее тьмы.
Космос Диаболикус: все мировые системы
Чтобы понять разницу между землей и правом владения ею, надо разобраться в значении греческого слова «космос». В буквальном переводе это слово означает «порядок, организация, украшение, орнамент».14 В Новом Завете это слово употреблено 187 раз, причем Иисус употребляет его более, чем кто бы то ни было.
Слово «космос» обозначает экономические, политические, культурные, образовательные, социальные и даже «религиозные» системы, действующие в этом мире. Это системы, созданные человеком по стандартам сатаны и для достижения его целей. Это включает очень широкий спектр систем и не только такие, как нацизм. По словам Чафера это «вся цивилизация, функционирующая отдельно от Бога».15
Я согласен с Хал Линдси в том. что далеко не каждое правительство совершенно аморально и всецело стоит на стороне зла Тем не менее, любое правительство — даже Израильский двор при царях Ветхого Завета — это смешение Божьих путей и путей этого мира. А пути мира, чаще всего — пути сатаны. Линдси писал:
«Сатана — это не существо из преисподней, непрестанно мечущее уголь в адский пламень. Это постоянный "законодатель мод", он всегда в курсе последних событий... Что за зрелище! Сатана, "колесящий" по всему свету, "делающий свое дело" всюду, где только может! Он проводит свои идеи через все структуры этого мира правительственные, образовательные, деловые, культурные. Куда ни кинешь взгляд, он всюду наследил!
Уголовные преступления далеко не единственное проявление его деятельности. Контроль, установленный им над общественным сознанием, куда страшнее дула пистолета в спину. Его modus operandi был настолько успешен, что даже христиане постоянно сбиваются с Божественного пути и попадают в его сеть».16
Лучший способ не угодить в этот космос диаболикус и прожить в мире отдельно от мира (2-Коринф. 6:17) — это следить за своим сознанием.
Любое действие, любая философия или мировая структура в своей основе имеют мысли, находящиеся под контролем сатаны (подробнее об этом см. гл. 15).
Джон Унмбер, писатель и проповедник, основатель сети церквей «Виньярд», назвал человеческое сознание «взлетно-посадочным полем» демонов.
Даже после спасения наши умы не сразу переходят на Христов образ мыслей (Рим 8:29; 12:2). Практически все, о чем мы размышляем и во что верим, должно соотноситься с библейской истиной.