Выливая младенца вместе с водой для купания
С наступлением XX века, и особенно во время: Первой Мировой войны, идея об ангелах была сочтена заумной или явно странной, даже в большей части христианского царства.
Большая часть скептицизма по отношению к сверхъестественному могла корениться в эпидемии гриппа в 1918 и 1919 гг., которую назвали «забытой панделией»14. Она, похоже, обладала тем же эффектом, что и Черная Смерть XIV века, из-за которой люди становились подавленными и теряли иллюзии о сверхъестественном. Результатом было отхождение прочь от одержимости сверхъестественным. Однако, вместо того, чтобы оказаться в положении баланса, маятник качнулся до другой крайности — рационализма.
Однако, если люди в церкви отвергают существование ангелов, это наносит удар по самому божеству Иисуса. Другими словами, если Иисус учил о том, что ангелы существуют, а они не существуют, то тогда Он не может быть Богом.15
Зрелище этого исторического образца, скачка от крайнего легковерия к крайнему цинизму, от романтизма к рационализму, дает сильный аргумент к тому, чтобы отыскать баланс в крайностях ангелологии сегодня.
Церкви сверхъестественных визитов
Хотя общество в XX веке повернулось в сторону крайнего рационализма и церковь, казалось, была в опасности следования этому, по-прежнему христиане отличали деятельность ангелов. Где-то в начале века евангелист Мария Вудвурт-Эттер стала очень известна благодаря сверхъестественным проявлениям на ее собраниях Несколько случаев наблюдения ангелов и видений ангелов отмечались на этих собраниях. Также время от времени говорилось о том, что большая часть собрания слышала Ангельские хоры.16
Также об ангелах сообщалось на собраниях Эмми Симпл Макферсон, которая обосновала Интернациональную Церковь Прямого Евангелия в начале этого века.
Господин Рой Хикс. бывший генеральный руководитель Интернациональной Церкви Прямого Евангелия, написал в «Ангелах-хранителях» об одном из инцидентов, происходивших во время первых дней служения Макферсон. Она проводила собрания на открытом воздухе, и ненамеренно натянула тенты на поле, где местные жители играли в бейсбол.
«Когда служение началось, она увидела разозленных молодых людей, выходящих из кустов вокруг тента. Они несли канистры с бензином, и она поняла, что они намеревались поджечь тент.
Она поделилась: "Я спросила у Господа, что же мне делать?"
Господь сказал ей поднять руки и начать прославлять Его. Когда она послушалась, се глаза в Духе открылись, и она увидела, что палатка полностью окружена воинством ангелов Их крылья были распахнуты и касались друг друга, край и край. Когда она открыла глаза, она увидела изумление на лицах всех молодых людей. Они побросали канистры и стояли с широко раскрытыми ртами. Позже многие из них стали приходить на служения и многие приняли спасение.
Когда Храм Молитвы к Пресвятой Богородице был возведен, она заказала у художников трафареты ангелов, стоящих крыло к крылу, по периметру аудитории просто под огромным куполом, в память об атом событии».17
Один из наиболее известных случаев действия ангелов в церкви протестантизма XX века произошел во время служения Вильяма Брэнхама. которого назвали «целителем-пророком» " Его круссейды длились годы, со времен Первой Мировой войны до I960 х.
Брэнхам говорил, что за его правым плечом стоял ангел и передавал ему точные детали и события из жизни людей, о которых Брэнхам йотом говорил и использовал для служения. Даже лидеры церкви, которые не были в восторге от служения Брэнхама, должны были признать, что точность того, что он говорил людям была феноменальной.
Брэнхам также заявил, что именно ангел творил все исцеления в его служении. Он цитировал библейский прецедент из Иоанна 5 главы, где ангел исцелял людей при купальне Вифезды (Иоанна 5:4).
Скептики в церкви сегодня
В то время, как светский мир сегодня жаждет сверхъестественного, похоже, что некоторые люди в церкви сместились в полярно-противоположную сторону, к скептицизму.
Дж. Родмаи Внллиамс, профессор теологии в Регентском Университете (бывшем Университете CBN) говорит, что во многих христианских кругах сегодня, ангелы воспринимаются как символичные или «мифическо-поэтические образы различных измерений человеческого состоянии».
В 1988 он ссылается на «растущий скептицизм» среди христиан относительно существования ангелов. Не из-за «анти-сверхъестественных» убеждений, а из-за сомнений в актуальности." Он задал несколько ключевых вопросов:
• Нуждается ли христианская вера в ангелах?
• Разве недостаточно просто веры в Бога, без добавления к сапер-структуре ангелов?
• Является ли неосмотрительным в христианской доктрине устремляться снова в эту сферу, учитывая как ангелология зашла за рамки духовного в Средние века?
Как автор «Систематической теологии с харизматической точки зрения», Виллиамс исходит из движения, основное внимание в котором уделяется сверхъестественным дарам Святого Духа. Тем не менее, он считает, что церковь настолько «обжигается» ложными проявлениями и теологиями, что может быть лучше оставить ангелологию в покое.
С другой стороны, он добавил, «если визиты ангелов по-прежнему возможны, то тем более есть нужда в проделывании подобных исследований». Он цитировал книгу 1980-х годов «Ангелы на задании», в которой местный пастор, Рональд Бак из Бойза, штат Айдахо, описывает, как его навещали ангелы.20 (Позже преподобный Бак стал моим личным другом. Я расскажу еще о его истории позже).
Похоже, что Виллиамс нашел лучший ответ: если появляются ангелы или существа, называющие себя ангелами, и общие массы людей близки к тому, чтобы броситься с головой в «ангелопоклонничество», то это обязывает церковь найти истину среди крайностей, и дать какие-то ответы христианам и нехристианам.
Брэнхам, Макферсон и другие обеспечивают нас примерами деятельности ангелов в церкви во времена рационализма в середине XX века. Как мы увидим, ангелы были активны среди верующих и неверующих в одной из самых стрессовых среди человеческих ситуаций — войне.
Глава 4
Ангелы — воины в XX веке
«Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять
тебя на всех путях твоих».
— Псалом 90:11.
«(Бог) располагает всей вечностью, чтобы прислушаться к оборванной молитве пилота, длящейся мгновение, в то время, как его самолет разбивается
в пламени».1
— Си. С. Льюис.
МНОГИЕ ВОЕННЫЕ ИСТОРИИ включают в себя случаи, в которых, казалось, происходили чудеса. Происходившее не имело никакого естественного объяснения — это то, что считается атрибутом ангелов. В некоторых историях замешаны народы, а в некоторых — отдельные люди. В некоторых историях присутствует более чем один свидетель, когда люди видели либо то же самое, либо аналогичное.
Почему ангелы появляются в определенное время, а не в какое-либо другое?
Принимает ли Бог что-либо «сторону», предпочитая один народ другому?
Кажется, что все происходит так, как сказал однажды Джон Весли: «Бог не делает ничего, пока кто-либо не помолится». Как мы увидим, читая истории об ангелах в Библии, получается, что самые искренние молитвы людей, взывающих к Богу, часто приносят освобождение. Временами это освобождение приходит в форме служения ангелов.
Другой основной фактор, который проявляется в библейском образце ангельской помощи, заключается в том, что у Бога есть общий план на эту планету и Своих детей. Если человеческие события прямо вторгаются в Его план, вы можете быть уверены в задействовании ангелов.
И вот еще: нет, Бог не «принимает сторон». Просто иногда в сражениях и войнах одна из сторон находится на стороне Бога. Божьи ангелы не сражаются на стороне тех, кто не верит в Него. Фактически, ангелы будут непосредственно принимать участие в суде, который настигнет тех, кто были против Него (посмотрите на роль ангелов в книге Откровение).
Несколько из наиболее хорошо известных случаев с ангелами, о которых повествует эта глава, касаются Великобритании и Союзников на одной стороне и держав оси Берлин — Рим — с другой. Получилось так, что ангелы вмешивались в ход событий на стороне Союзников более чем единожды. Эти истории уже много раз появлялись в печати, но они так важны и имеют так много свидетелей, что они еще выдерживают повторение.
Означает ли факт вмешательства Бога на стороне Союзников, что Он не приемлет всякого гражданина стран оси Берлин — Рим?
Конечно нет. Хотя люди в этих странах находились под властью правительств, к которым это относилось. А именно, в Германии правящая нацистская партия явно противостояла Божьим моральным законам и Божьим людям. Мы часто слышим и читаем о намерениях Гитлера стереть еврейскую расу.
Бог не «принимает сторон», скорее, Он помогает стоящим на Его стороне, и действительно сносит царства зла, как мы видим в Ветхом Завете.