О чем можно просить Бога в молитве?

– Просить следует о прощении грехов, об очищении от страстей, о примирении враждующих, об исцелении, о даровании молитвы, терпения, разумения, смирения, покаяния, об укреплении веры, о спасении души своей и ближних, об избавлении от опасности, о помощи в различных ситуациях.

В молитве прежде всего следует искать благ не земных, а небесных. Господу лучше ведомо то, что человеку полезно. Поэтому молиться хорошо так: «Предаю, Господи, себя, детей своих и всех родных в Твою святую волю». Перед началом всякого дела хорошо попросить помощи Божией словами «Господи, благослови!» Во время совершения дела – «Господи, помоги!», а совершив его – «Господи, слава Тебе!»

Зачем идти на молитву в храм, если Бог в душе и можно молиться Ему дома?

– Бог, действительно, всегда рядом и молиться Ему можно в любом месте. «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Однако уже много тысячелетий люди посещают храмы – места особого присутствия Божия. Сам Бог так заповедал: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них; все сделайте, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте» (Исх. 25:8–9). В храме совершается общая молитва, для которой люди должны собираться вместе по примеру апостолов: «И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:53). В храме совершаются богослужения и таинства, в которых человеку подается Божия помощь. Когда человек не ходит в храм, он лишает себя этой помощи.

Быть христианином и не ходить в храм, значит, сознательно отстраняться от того, что даровал Христос – очищения от грехов в покаянии, единения с Ним в Евхаристии, исцеления от болезней в Елеосвящении, благодатного общения со святыми и многих духовных даров, которые люди обретают лишь в храме.

Христианская вера предполагает соответствующую жизнь, а жизнь проявляется в конкретных формах. Христианин спасается лишь в единстве с Церковью.

Кто говорит, что он может помолиться и дома, обычно дома не молится. А если он не обращается к Богу, то о какой вере, а значит, и о присутствии в его душе Божества, может идти речь? Вера предполагает, что человек не надеется сам на себя, он не самодостаточен, а зависим от Бога, воле Которого должен следовать. Человек не может быть полностью автономным и независимым, особенно когда это касается такого ответственного вопроса, как спасение души. Если христианин не ходит в храм, то есть опасность, что он лишится подлинного общения с Богом, которому надо приобщаться и учиться там, где богообщение реально совершается, то есть в храме.

Как представлять себе того, кому молишься?

– Молясь Богу, не надо воображать Его никак, а только веровать, что Он близко и все видит и слышит. Святые отцы категорически запрещают что-либо или кого-либо представлять во время молитвы, так как от этого можно впасть в болезненное духовное состояние, называемое прелестью.

Почему Бог исполняет не все просьбы?

– Не все, что человек просит у Бога, полезно для него, а все, что Бог посылает (даже и тяжкие испытания) душеполезно. Есть Промысл Божий о каждом человеке, но поступки и желания людей не всегда сходятся с ним, вот почему и кажется, что Господь не выполняет то, о чем просили, будто бы не слышит. Человек должен понимать, что все посылаемое Богом направлено к его пользе и спасению души, хоть порой это кажется неоправданным с человеческой точки зрения. Таков закон жизни, установленный, опять же, не человеком, а Творцом всего сущего, то есть закон Божественный, понимание которого зачастую не подвластно человеческому ограниченному разуму.

Кому следует молиться о воинах?

– О воинах молятся Господу и Божией Матери, в православных молитвословах есть молитвы о воинах к архистратигу Михаилу и к святым: великомученику Георгию Победоносцу; благоверному великому князю Александру Невскому; благоверным князьям Борису и Глебу; преподобному Сергию Радонежскому; мученику Иоанну-воину; великомученику Димитрию Солунскому; великомученику Феодору Стратилату; священномученику Ермогену, Патриарху Московскому и всея Руси; святителю Никите епископу Новгородскому; преподобному Иову игумену и чудотворцу Почаевскому.

За воинов также читают 90-й и 26-й псалмы.

Какие допустимы формы поминовения номинальных и отпавших от Церкви православных христиан? Можно ли на проскомидии вынимать частицы за тех взрослых христиан, которые не принимают участия в церковной жизни, не исповедаются и не причащаются? А если такие люди отрицательно относятся к Церкви, выражают неверие в Бога или богохульствуют?

Многие святые Православной Церкви (например, св. Симеон Солунский и преп. Лев Оптинский) выражали мнение, что на проскомидии священник не может приносить частиц за отпавших от Церкви и за тех, кто живет нераскаянно. Подобный подход был у святых отцов и относительно усопших христиан.

Существует мнение, что в древности подобный запрет был обусловлен тем, что приношение хлебов на проскомидию христианами сопровождалось их причащением, в чем и выражалась принадлежность к Церкви.

Относительно частиц, вынутых на проскомидии блаженный Августин Иппоннийский (V век) говорил, что «за весьма добрых они служат благодарением; для не совсем дурных они служат очищением от грехов; и хотя не приносят пользы совершенно злым, единственно по причине их упорства во зле, но за то служат утешением для живых».

В настоящее время в каждом конкретном случае священнику и прихожанам весьма затруднительно и даже духовно опасно пытаться искать грань между «совершенно злыми, упорными во зле», «не совсем дурными (т.е. грешными)», кающимися грешниками или маловоцерковленными христианами. К тому же молитва на литургии за отпавших от Церкви, за инославных христиан, или погрязших в грехах дозволяется и прямо предписывается в литургии святителя Василия Великого: «лукавыя благи сотвори», «прельщенныя обрати и совокупи Святей Твоей Церкви», «и любящих…, и ненавидящих нас помяни».

Поэтому на проскомидию следует принимать записки за крещенных православных христиан, исповедующих веру в Святую Троицу и Боговоплощение во Христе, не хулящих Святую Православную Церковь и Святые Таинства (или умерших в мире с Церковью). За ушедших в секты, потерявших веру и богохульствующих, тяжко и открыто согрешающих без покаяния христиан можно молиться своими словами о спасении и Божьем вразумлении.

Что означают поклоны?

– Поклоны – символическое действие, служащее выражением чувства благоговения перед Богом. Коленопреклонение и восстание символизирует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа. Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, в знак смирения молитву сопровождают поклонами.

Отказ от поклонов с Великой Среды до праздника Св. Троицы выражает уверенность христиан в победе Господа над смертью: «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим.6:9). По словам патриарха Вальсамона, «дни пятидесятницы означают ожидаемое нами воскресение».

Какие бывают поклоны?

– Поклоны бывают поясные, когда наклоняются до пояса, и земные, когда, кланяясь, становятся на колени и касаются головой земли (пола).

Наши рекомендации