Как можно оградить себя и своих близких от сглаза, порчи?
– Господь наш Иисус Христос сказал: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц»
(Мф. 10:29–32). Следовательно, ничто и никто (даже диавол) человеку не повредит, если сам человек не отпадет от Бога через нарушение Его святых заповедей. Без попущения Божия бесы не смогли войти даже в свиней (Мк. 5:12–13).
Писание упоминает о чародействе лишь как об одной из разновидностей тяжких грехов. Под народными понятиями «сглаза» и «порчи» подразумевается воздействие на человека демонических сил через другого человека, занимающегося оккультизмом и магией. Причиной подобных ситуаций бывают непримиримая вражда, семейные раздоры и тяжкие нераскаянные грехи. Недопустимо прибегать к услугам колдунов, экстрасенсов, гипнотизеров, разного рода целителей и т.д. Не следует держать в доме и использовать: гороскопы, гадальные карты, обереги, талисманы, книги по магии, оккультизму и т.п.
Для того чтобы по милости Божией избежать влияния бесовских сил необходимо исповедовать Православную веру, вести благочестивую христианскую жизнь, регулярно участвовать в Таинствах Церкви. Только благодать Божия, подаваемая в Таинствах Церкви, защищает человека от власти тьмы. «Очи Господа на любящих Его. Он – могущественная защита и крепкая опора, покров от зноя и покров от полуденного жара, охранение от преткновения и защита от падения; Он возвышает душу и просвещает очи, дает врачество, жизнь и благословение» (Сир. 34:16–17).
Что сказать человеку, который проходит лечение от алкоголизма и боится причащаться, так как ему нельзя ни капли даже разбавленного вина?
– В Церкви причащают не вином, а Кровью Христовой под видом вина. В Причащении человек получает от Бога благодатную силу для борьбы с греховными привычками.
В особых случаях священник может причастить человека лишь Телом Христовым.
Как быть, если не у кого спросить, как поступить?
– У человека есть достаточное руководство – совесть, и никто не лишен ее помощи. Если последовать своей воле нельзя и спросить не у кого, то надо подумать, как поступил бы Господь по Своей кротости. Основанием жизни всегда было и будет Евангелие.
«Держись совета сердца твоего, ибо нет никого для тебя вернее его; душа человека иногда более скажет, нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте для наблюдения. Но при всем этом молись Всевышнему, чтоб Он управил путь твой в истине» (Сир. 37:17–19).
Что делать, если к 11 годам ребенок начинает отходить от Церкви?
– Родителям остается усилить молитву за ребенка и ждать, что добрые семена, посеянные в раннем возрасте, когда-нибудь прорастут.
Часто при отдалении ребенка от Церкви родители склонны обвинять школу, неверующих учителей, товарищей ребенка. Однако на основе искренних отношений родители могут сохранить влияние на интересы ребенка, мягко направляя их к его душевной пользе. Только на основе полного доверия можно сохранить близкий контакт с ребенком в период переходного возраста.
Что делать матери, у которой дочь втягивается в тоталитарную секту? К кому обратиться?
– Безусловно, есть повод для беспокойства. Тоталитарные секты не имеют ничего общего с Православной Церковью.
В отношениях с дочерью самое главное – сохранить доверительные отношения. Постараться вести себя спокойно, признать за ней право на поиск, свой выбор, даже ошибочный, и показать всем своим поведением, что дочь дорога матери сама по себе, независимо от ее убеждений. При контактах с дочерью поддерживать и стимулировать в ней то, что остается вне контроля секты: ее прошлые увлечения и интересы, семейные или дружеские воспоминания, связанные с жизнью вне секты.
Следует избегать паники. Не следует думать, что все потеряно. Не позволять себя запугать давлением, клеветой, шантажом или угрозами. Записывать имена, адреса, телефоны лиц, связанных с новыми интересами вашей дочери; сохранять всю информацию, касающуюся секты.
По-хорошему матери необходимо обратиться за помощью к специалистам епархиального миссионерского отдела.
О святыне и святых
________________________________________________________________________________
Кто такие святые?
– Святость (в отличие от человеческой праведности) – это причастность человека Богу, его преображение под действием Божией благодати. В святом человеке восстановлена поврежденная грехом природа человека и возрожден союз человека с Богом, как «чада Божьего».
Поэтому святой – это всякий раз явление спасения, милости Божией к людям, благодати, посылаемой Богом Своему народу.
Святые стали друзьями Божьими и заступниками за людей пред Богом. Их, как и ангелов Божиих, называют старшими братьями в духовной семье Отца Небесного.
Приобщение к святости совершается через Христа во Святом Духе, причем внешние поступки являются лишь формами и способами «стяжания Духа Святого». Среди них – молитва, милостыня, чтение Священного Писания и важнейшее – участие в Таинствах: «душею и телом да освящуся, Владыко… причащением священных Таин…» (Песнь 9 Канона ко причащению).
Почитание святых в Церкви обусловлено убеждением, что их подвиг был не столько достижением человеческих усилий, сколько выявление в земном мире действия Божьей благодати. В качестве святых почитаются те, чья причастность Богу была явлена Церкви как достоверный факт, спасение которых (т.е. вхождение в Царствие Небесное) обнаружилось еще теперь, до Страшного Суда. Канонизация святых представляет собой, по сути, церковное удостоверение в причастности святого к Богу, в том, что этот человек стал очень похож на Господа (по-славянски: «преподобен»).
Как почитать святого?
– Почитание святого состоит в изучении его жития, в подражании его святой жизни, в молитвенном обращении к нему, в посещении церковных служб, посвященных дням его памяти. Совершить паломничество и приложиться к мощам святого.
11.3. Зачем молиться святым, если есть Бог, ведь в Священном Писании сказано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10)?
– Почитание святых – это древняя христианская традиция, сохраняющаяся с апостольских времен. Мученики, пострадавшие за Христа, сразу после своей смерти благоговейно почитались верующими. На гробницах первых христианских святых совершали Божественную литургию, им возносили молитвы. И сейчас Литургия может совершаться только на антиминсе (четырехугольный льняной или шелковый плат с изображением композиции «Положение во гроб» или «погребения Христа» и подписью епископа), в центре которого зашиты частицы мощей святых мучеников. Антиминс постилается на Престол в алтаре храма.
Православные христиане поклоняются только Богу, а святых почитают как старших наставников, как людей проживших жизнь в Боге и для Бога, достигших духовной высоты и удостоившихся Царства Небесного. А основание для почитания наставников было дано апостолом Павлом: «Поминайте наставников ваших... и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Вера святых есть вера Православная, и она с апостольских времен призывает к почитанию святых. Церковь Небесная – торжествующая вместе с Церковью земной – воинствующей составляет единую Церковь Христову – Его Тело. А все люди, в том числе святые угодники, являются членами Церкви Христовой. Святые для верующих являются помощниками, молитвенниками и небесными покровителями. Их благодатное присутствие в Церкви, внешне являемое в иконах и мощах, окружает верующих молитвенным облаком славы Божией. Оно не отделяет людей от Христа, но приближает к Нему, соединяет с Ним. Святые не посредники между Богом и людьми, которые отстраняли бы Единого Посредника Христа, но сомолитвенники и помощники в служении Христу и общении с Ним. Посредник же «...един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2:5-6). Церковь есть тело Христово, и спасающиеся в Церкви получают силу и жизнь Христову, обоживаются, становятся «богами по благодати». Таким образом, святые это те люди, которые подвигом веры и деятельной любви достигли богоподобия, чем и привлекли к себе изобильную благодать Божию. Ведь Сам Христос говорит в Евангелии: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Апостол лишь подтверждает эти слова: «не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).
При молитве к святым угодникам верующие не забывают о молитве Господу, потому что только Он – Податель всех благ. Именно к Нему направляется и молитвенная просьба через предстательство святых, ведь и святые служили именно Богу. Святые помогают не в силу изобилия своих заслуг, но в силу обретенной ими духовной свободы в любви, которая достигнута их подвигом. Она дает им силу предстательства перед Богом в молитве, а также и в деятельной любви к людям. Бог дает святым, наряду с ангелами Божиими, совершать Свою волю в жизни людей деятельной, хотя обычно и невидимой, помощью. Помощь во всех житейских нуждах по молитвам святых даруется Самим Господом.