Что помогает людям в начале церковной жизни
Дежурным важно также иметь представление о том, что помогает людям, когда они делают первые шаги в храме Божием.
Можно выделить целый ряд факторов, содействующих вхождению человека в жизнь Церкви. Главным среди них является личностное общение, так как человек является носителем веры, опыта, знания, доброго примера, благодатных сил и обладает возможностью этим поделиться.
Явную помощь люди получают, когда начинают следовать годовому богослужебному кругу, регулярно исповедоваться и причащаться.
Кто способствует приходу к вере и в начале церковной жизни:
– священник, личным примером веры, мудрости и любви, с отеческой любовью ведущий духовное окормление;
– пример жизни знакомого верующего человека;
– верующая бабушка, в детстве научившая молитвам;
– работники храма, отвечавшие на любые волнующие вопросы;
– знакомый человек, посоветовавший читать Евангелие;
– школьный учитель на уроках литературы, знакомивший с содержанием Священного Писания;
– друзья, уважительно и с пониманием реагирующие на изменения в жизни в связи с началом церковной жизни.
Что способствовало приходу к вере и помогало в начале церковной жизни:
– семейное воспитание в православной вере;
– вера и молитвы родственников;
– память о посещении в детстве Пасхальных богослужений, о прочитанном Законе Божием;
– увиденные чудеса исцелений по молитвам верующих;
– получение помощи от Бога в сложной ситуации после искренней молитвы;
– болезнь и смерть близкого человека, побудившие обратиться к Богу с молитвой;
– пробуждение интереса к религии после таинства Крещения;
– проповеди и беседы со священнослужителями, доступность и внимательность священников;
– чтение Нового Завета, наставлений святых отцов;
– паломнические поездки по святым местам и купание в источниках;
– православные теле- и радиопередачи, духовные песнопения;
– учеба в церковно-приходской воскресной школе;
– посещение храма, ощущение покоя и радости в нем;
– внутреннее стремление к Богу и Церкви, осознание, что помочь и дать силы может только Бог;
– сравнение опыта общения с людьми верующими и неверующими;
– выполнение послушания в храме;
– поиск ответа на вопрос: «Неужели жизнь дана ради смерти?»;
Ответственность дежурных за произносимые слова
При общении с прихожанами и отвечая на вопросы зашедших в храм людей, дежурным консультативной службы надо быть предельно внимательными к каждому своему слову и осознавать ответственность пред Богом за свое поведение и слова. Если на какой-то вопрос дежурный затрудняется ответить, то лучше не отвечать, чем рассуждать, не имея четкого представления по этому вопросу. Рассуждения на духовные темы, оторванные от истинно правильного понимания вещей, могут сформировать в сознании малоцерковного человека искаженное представление об учении Церкви.
Отношение к слову
Ниже приведены советы дежурным консультантам об отношении к слову, почерпнутые из Библии, творений святых отцов:
· «Прежде нежели выслушаешь, не отвечай, и среди речи не перебивай» (Сир. 11:8).
· «Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему» (Притч. 18:14).
· «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен» (Притч. 10:19).
· «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою» (Притч. 13:3).
· «Прежде речи – подумай, что сказать» (преподобный Макарий Египетский).
· «Мудрый передумывает многое, прежде чем он говорит, именно: что, кому, где и когда он должен говорить!» (преподобный Амвросий Медиоланский).
· «Пусть твои беседы будут взвешены на весах, чтобы они были полезны тем, которые их услышат» (преподобный Антоний Великий).
· «Не медли слушать добрый совет и полезное наставление, но не спеши сам давать советы и наставления» (преподобный Антоний Великий).
· «Многоглаголание есть седалище тщеславия» (преподобный Иоанн Лествичник).
· «Безрассудный болтун как барабан: гремит из всех сил, а внутри пуст» (преподобный Исаия Отшельник).
· «Не тот разумен, кто говорит, но тот, кто знает время, когда должно говорить. В разуме молчи и в разуме говори; прежде, нежели начнешь говорить, обсуди, что должно говорить; говори одно нужное и должное» (преподобный Исаия Отшельник).
Часть 2
ВОПРОСЫ,
Относящиеся к компетенции дежурных службы приходского консультИрования,
И ОТВЕТЫ НА НИХ
(по разделам)
_______________________________________________________
Эта часть пособия содержит вопросы, отражающие примерный объем знаний, необходимый для дежурных службы приходского консультирования и ответы, доступные для понимания малоцерковного человека.
В основу этой части первоначально были положены вопросы, которые на протяжении нескольких лет записывались в специальный журнал дежурными консультативной службы. Впоследствии количество вопросов было увеличено с целью отражения приблизительного объема знаний, необходимых дежурным службы.
Работа по составлению ответов осуществлялась приходскими консультантами. Задача состояла в том, чтобы, используя современные брошюры по основам веры и другие материалы, составить доступные для понимания малоцерковного человека ответы, дающие представление о вере и церковной жизни.
В ответах на большинство вопросов приведены цитаты из Священного Писания – основного источника вероучительных знаний.
В церковном знании следует различать:
догматы – непреложные истины христианского вероучения, (свод которых заключен в Символе веры), отклонение от которых никому не дозволяется, ибо ведет к ереси (лжеучению) и расколу – нарушению единства Церкви;
каноны – правила-предписания (апостольские, соборные и святоотеческие), относящиеся к церковному строю жизни, управлению, к обязанностям священнослужителей и каждого христианина, вытекающим из нравственных основ евангельского и апостольского учения, церковного благочиния, отклонения от которых могут привести к разномыслию, расстройству отношений и нестроениям в церковной среде;
и наконец традиции и обычаи, которые могут быть в чем-то несхожими на разных приходах без всякого ущерба для веры и верующих.
Буквальное соблюдение Закона требовалось в Ветхом Завете. Новый Завет отменил обрядовые постановления ветхозаветного человечества, утверждая людей в той мысли, что соблюдение внешних правил не имеет решающего значения для духовной жизни. В Новом Завете угождение Богу совершается покаянным сердечным сокрушением, смирением, благодарением с любовью, готовностью к милосердию, самопожертвованию, исполнением евангельских заповедей и безусловным запрещением себе греха.
Поэтому на некоторые вопросы не существует однозначных ответов. Исходя из сложившейся традиции на разных приходах, на один и тот же вопрос могут быть даны разные ответы.