По приходскому консультированию
Практическое
Руководство
По приходскому консультированию
Учебно-методическое пособие
Дорогие отцы, братья и сестры,
приходские катехизаторы и сотрудники храмов!
Мы предлагаем Вам коллективный труд пастырей и церковнослужителей Санкт-Петербургской епархии, Ростовской-на-Дону епархии, сотрудников Синодального отдела религиозного образования и катехизации и просто добрых любящих Свою Церковь людей. Он призван помочь в организации службы приходского консультирования, в которую, по благословению настоятеля, помимо штатного приходского катехизатора могут войти и другие сотрудники храма или активные прихожане. Опыт создания таких служб в кафедральных соборах, городских и даже сельских храмах заслужил одобрение и поддержку со стороны Священноначалия Русской Православной Церкви. Данное пособие может также быть полезным для свечниц, уборщиц, тружеников трапезных, дежурных и всех сотрудников храма, работа которых предполагает постоянные контакты с приходящими в храм людьми, лишь начинающими церковную жизнь.
Желаю помощи Божией всем трудящимся на ниве духовного просвещения!
Меркурий, митрополит Ростовский и Новочеркасский,
Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви
Служба приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме на данный момент является одной из перспективных форм духовно-просветительской деятельности на приходе.
При составлении учебно-методического пособия «Практическое руководство по приходскому консультированию» использовался опыт работы консультативных служб на приходах в Санкт-Петербургской и Ростовской-на-Дону епархиях.
Пособие состоит из трех частей с приложениями. Первые две части содержат рекомендации по организации консультативной службы на приходе и практические советы дежурным. В третьей части представлены ответы на наиболее распространенные вопросы, касающиеся правил поведения в храме, православной этики, церковной жизни и православного вероучения.
Пособие предназначено священнослужителям и приходским катехизаторам, организующим подобную службу на своих приходах, дежурным службы приходского консультирования и другим сотрудникам прихода, с которыми наиболее часто контактируют приходящие в храм малоцерковные люди.
Особую благодарность за подготовку, составление и редактирование книги
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации
Русской Православной Церкви
выражает:
Протоиерею Александру Зелененко
Протоиерею Александру Усатову
Иерею Константину Горбунову
Иеромонаху Геннадию (Войтишко)
И. И. Кузнецовой
А. Г. Моисеевой
Д. А. Туголукову
А. В. Ракушину
предисловие
Идея организации службы приходского консультирования возникла не случайно. Несколько раз в году людской поток многократно превышает обычное число прихожан. Такое бывает на Пасху, на Рождество Христово, в Крещение Господне при раздаче святой крещенской воды, в Великую Субботу при освящении куличей, в день Святой Троицы. У большей части людей крещеных, но не приобщенных к церковной жизни пробуждается желание побыть в храме. Они знают несколько дней в году, когда надо идти в храм, чтобы поставить свечи, подать записки, взять святую воду или что-либо освятить. Эту категорию людей можно даже назвать «потенциальными прихожанами». У них есть вопросы, и при виде человека, вовлеченного в жизнь прихода, а чаще всего им оказывается уборщица, свечница или просто прихожанин, начинают их задавать: как подготовиться к Крещению, к Исповеди, к Причастию? Как пользоваться святой водой? Куда поставить свечу, если сын плохо учится? А куда, если муж пьет и в семье скандалы? Кто моя небесная покровительница и почему она, как и я, мученица? Но сотрудники храма, как правило, должны выполнять свои основные обязанности и не могут уделить должного времени, а прихожане не всегда готовы дать верный и точный ответ на подобные вопросы.
В Санкт-Петербурге в конце 90-х годов в храме Святого Пророка Илии на Пороховых возникла служба приходского консультирования. Сейчас этот опыт распространяется и совершенствуется в целом ряде храмов Санкт-Петербургской митрополии, Ростовской-на-Дону, Московской, Саратовской Калининградской, Владивостокской и других епархий. Необходимость организации службы приходского консультирования возникает почти во всех храмах, расположенных в многонаселенных районах крупных городов. Вместе с тем в таких приходах, как правило, есть образованные и опытные миряне, которые могли бы нести такое служение. При этом наличие или отсутствие в храме дежурного священника не влияет на целесообразность введения службы приходского консультирования. Не всякий человек, впервые пришедший в храм, решится обратиться к священнослужителю. Консультант может выслушать такого человека, ответить на простые вопросы, а при наличии сложных – посоветовать обратиться к батюшке, подсказать, в какое время и как это сделать. Важно, чтобы эта служба не воспринималась как некое церковное новшество. В Церкви всегда давались пояснения и оказывалась духовная поддержка новоначальным христианам и людям, желающим больше узнать о Православии. В наши дни, когда в храмы продолжают приходить люди, не имевшие возможности или желания больше узнать об основах православной веры вследствие долгого, массового и насильственного отлучения людей от Церкви, приходское консультирование должно стать одной из естественных составляющих многогранной жизни прихода, сферой приложения имеющегося церковного опыта, знаний, полученных прихожанами на занятиях, катехизаторских курсах, в воскресной школе и др. Предлагаемое пособие – это описание опыта организации и работы действующих служб приходского консультирования.
Часть 1
Объявление о работе службы
Чтобы входящие в храм люди узнали о наличии консультативной службы, при входе в храм можно поместить объявление со схемой, указывающей место расположения дежурных службы (Приложение 1).
Время работы
Проведение приходского консультирования особенно актуально в дни, когда храм обычно посещает большое число людей. Поэтому основные дни работы консультативной службы: двунадесятые, великие, престольные праздники; субботние, воскресные дни, поминальные родительские субботы, нерабочие дни гражданских праздников. В храмах, где имеется возможность, консультативная служба может работать регулярно. Часы работы определяются в соответствии с расписанием храмовых служб и необходимостью.
Правила для дежурных
Для более четкой организации и курирования работы службы приходского консультирования может быть составлена инструкция, где прописываются основные правила, напоминания и указания по осуществлению дежурства.
Организация рабочего места
Рабочее место обычно оборудуется небольшим столиком с табличкой «Приходская консультативная служба» (Приложение 2), который может находиться при входе в храм (в притворе) или внутри храма. Около этого стола обычно и стоит консультирующий со значком (бейджиком) «Дежурный консультант». При желании можно указать фамилию, имя и отчество дежурного или только имя (Приложение 3).
Объявление о службе, табличка на консультативном столике и бейдж дежурного можно оформить единообразно, в одном стиле – с одинаковым орнаментом и фотографией храма.
Перечень необходимой духовной литературы и справочных материалов
На консультативном столике могут быть представлены: Библия, Закон Божий, катехизис, Православный церковный календарь на текущий год, книга с краткими житиями святых, православный молитвослов, брошюры по основам православной веры. Книг не должно быть слишком много. Данная литература используется в качестве примера во время беседы (не для продажи). Данные книги должны быть доступны в церковной лавке.
В качестве раздаточного материала можно разложить приходские просветительские и катехизические листки о правилах поведения в храме, о записках, о таинствах Церкви, церковных праздниках.
Одним из самых распространенных является вопрос о местонахождении икон, поэтому на консультативном столике хорошо иметь подробную схему расположения и описание икон в храме с указанием дней церковного празднования (Приложения 4 и 5).
Приходящие люди иногда интересуются историей храма, поэтому на столик можно положить брошюры и буклет о храме.
Храмовые объявления, например, о работе воскресной школы и библиотеки при храме, о ближайших духовно-просветительских мероприятиях, выставках, конкурсах, праздниках, памятных датах, встречах с интересными людьми, паломнических поездках и др. можно собрать в отдельную папку для просмотра.
В пользовании дежурных должен быть справочник по храмам и монастырям епархии, информация о епархиальных отделах, о центрах помощи в различных нуждах, о центрах реабилитации пострадавших от сект, о катехизических курсах, о духовно-просветительских и миссионерских центрах, о центрах православной семьи, о православных обществах различной специализации, о епархиальных мероприятиях и т.д.
Если нет единого епархиального телефонного справочника, он может быть составлен дежурными службы приходского консультирования с использованием информации епархиальных служб и отделов, а также сайтов православных организаций и обществ.
Основные требования к дежурным консультативной службы
Дежурных для консультативной службы следует подбирать из числа благочестивых прихожан храма, имеющих благословение (рекомендацию) духовника, имеющих достаточный опыт церковной жизни, обладающих основными богословскими знаниями, навыками общения, соответствующими личностными качествами, душевным состоянием. Не желательно привлекать к консультированию слишком молодых прихожан.
Дежурный приходской консультативной службы должен:
– быть благожелательным, приветливым, чутким к состоянию человека, внимательным к его просьбе; делиться знаниями со смирением, но и без человекоугодия, храня достоинство христианина;
– действовать в соответствии с инструктажем руководителя (куратора) службы, не выходя за рамки определенных полномочий и своей компетенции; непереоценивать свои возможности, не подменять собой священника и не брать на себя роль духовника-исповедника;
– правильно отвечатьна задаваемые вопросы; хорошо ориентироваться в литературе для новоначальных;
– понимать, в каких случаях направлять людей к священнику или настоятелю храма, к катехизатору, смотрителю, свечнице, а в каких – к директору, завучу или конкретному преподавателю воскресной школы, в приходскую библиотеку и т.д.
Дежурным необходимо знать историю храма, расписание богослужений в храме, когда совершается Крещение и Венчание, когда можно поговорить со священником, исповедоваться, причаститься; быть в курсе информации, которая содержится на досках объявлений, какие группы и кружки есть в воскресной школе при храме, когда занятия, как на них записаться. Если храм расположен на кладбище, консультирующим надо знать, кто из известных священников и мирян захоронен на этом кладбище и где находятся их могилы.
Внешний вид дежурного должен соответствовать православной традиции.
Основные принципы общения
Прежде всего дежурный должен понять, что за человек пришел в храм, с какой целью, нуждается ли он в помощи и в какой именно. Для этого надо дать человеку возможность высказаться и внимательно его выслушать. При общении с людьми консультант должен быть терпеливым, чутким, тактичным, не допускать употребления резких, некорректных слов. Беседу следует вести спокойно, ясно и вразумительно. Постараться помочь человеку в его нуждах, утешить в скорби, по возможности полно ответить на заданные вопросы.
В общении с людьми не должно быть навязчивости.
Если дежурный видит, что человек стоит перед иконой погруженный в себя и ни о чем не спрашивает, не надо в этот момент мешать ему: не убирать с подсвечника перед этой иконой огарки свечей, не пытаться начать разговор, не подсказывать ему, кто изображен на иконе или как правильно креститься. Пусть он побудет наедине с Тем, к Кому мысленно и сердечно в этот момент обращается.
Есть люди, которых интересует только получение краткого ответа на их вопрос и не больше. Таким людям не надо пытаться говорить больше, чем они спрашивают.
Другие люди, получив ответ, готовы продолжить беседу. Ответы на простые вопросы могут послужить поводом к другим, более серьезным вопросам, темам и понятиям, а короткий разговор может перейти в продолжительную беседу, в результате которой человек выскажет намерение подготовиться к первой Исповеди.
Распространенный вопрос, который задают дежурным службы приходского консультирования люди, приходящие в храм, где находится та или иная икона. Контекст ответов на эти вопросы можно использовать для продолжения общения, то есть не ограничиваться показом местоположения интересующей иконы, а кратко рассказать житие святого или наиболее яркие случаи чудотворений, произошедшие по молитвам, обращенным к нему. Часто также спрашивают о том, куда поставить свечи о здравии или упокоении; как можно освятить крестик; есть ли святая вода и можно ли ее взять. В рамках завязавшегося разговора можно сказать, что поставить свечу, конечно, очень хорошо, но можно еще написать записку о здравии или упокоении родных и объяснить, как это сделать. Подсказать, что в храм можно приходить не только для того, чтобы ставить свечи, а можно еще участвовать в богослужении, в таинствах, через которые Господь исцеляет душевные недуги и подает благодатную помощь. При ответах на вопросы об освящении крестиков (квартир, машин) можно сказать, что хорошо бы освящать не только предметы, которыми человек пользуется, но и самому человеку, его душе надо освящаться участием в таинствах Исповеди и Святого Причащения.
Отвечая на вопросы: «Как правильно написать записку? Как заказать молебен, панихиду? Куда поставить свечу, чтобы все было хорошо?» и другие, подобные им, дежурные также не должны ограничиваться краткими формальными ответами, а должны объяснять, что необходимо не просто заказать молебен или панихиду, а лично поучаствовать в церковной молитве, богослужении, таинствах; для того, чтобы все было хорошо, мало поставить свечу, надо учиться терпеть скорби, прощать обидчиков.
Есть люди, которые имеют много вопросов, но не решаются их задавать, боясь выглядеть смешными. Они очень неловко и неуверенно чувствуют себя в непривычной для них обстановке храма. Эта категория людей – очень благодарные слушатели. Обрадовавшись, что им пришли на помощь, а не сделали замечание за неправильное поведение в храме, они задают много вопросов и с интересом слушают ответы. Таким можно рассказать о важности церковной жизни, посоветовать приобрести литературу по основам православной веры, предложить поучаствовать в богослужении, рассказать о существовании при храме воскресной школы для взрослых и детей, в которой можно получить необходимые знания о церковной жизни и православной вере.
Иногда люди, приходящие в храм, из-за незнания веры и церковной жизни не могут даже правильно сформулировать свой вопрос. Дежурные должны им помочь и уметь ненавязчиво, деликатно объяснить, например, что молитва – это не магический заговор, после прочтения которого моментально исполнится просимое, пост – не диета для улучшения физического здоровья, свеча – не волшебная палочка для исполнения желаний, поклоны – не физические упражнения для демонстрации своих религиозных чувств и т.д. Все эти внешние действия являются вспомогательными средствами для приближения человека к Богу и будут плодотворными только при правильном к ним отношении и понимании. Только когда человек имеет искреннюю веру в Бога, осознание своих грехов и раскаяние в них, твердое намерение изменить свою жизнь по церковному укладу и духовную ревность о Богоугождении, только тогда его молитва будет беседой с Богом, пост – воздержанием и отложением злых дел, слов, помыслов, свеча – малой благоприятной жертвой, а поклоны – проявлением покаянного чувства.
Нельзя забывать, что каждый человек имеет Богом данную ему свободу. У каждого человека свой путь к Богу и свое время пути. За внешне неправильными действиями может стоять искреннее движение души. Ни в коем случае нельзя ни с кем спорить, доказывая свою правоту. Надо просто информировать людей, делиться знаниями по интересующим их вопросам, а делать выводы предоставить им самим. Не надо пытаться мгновенно обратить человека к церковному образу жизни.
Сложные ситуации общения
Среди приходящих в храм людей можно выделить категории, с которыми у дежурного консультанта могут возникнуть сложные ситуации. Это происходит, как правило, при общении с психически нездоровыми людьми, нетрезвыми, пришедшими по направлению экстрасенсов, «целителей», пострадавшими от сект и деструктивных организаций, недоброжелательно настроенными по отношению к Церкви и излишне разговорчивыми. В разговоре с ними следует придерживаться определенных правил.
Отношение к слову
Ниже приведены советы дежурным консультантам об отношении к слову, почерпнутые из Библии, творений святых отцов:
· «Прежде нежели выслушаешь, не отвечай, и среди речи не перебивай» (Сир. 11:8).
· «Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему» (Притч. 18:14).
· «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен» (Притч. 10:19).
· «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою» (Притч. 13:3).
· «Прежде речи – подумай, что сказать» (преподобный Макарий Египетский).
· «Мудрый передумывает многое, прежде чем он говорит, именно: что, кому, где и когда он должен говорить!» (преподобный Амвросий Медиоланский).
· «Пусть твои беседы будут взвешены на весах, чтобы они были полезны тем, которые их услышат» (преподобный Антоний Великий).
· «Не медли слушать добрый совет и полезное наставление, но не спеши сам давать советы и наставления» (преподобный Антоний Великий).
· «Многоглаголание есть седалище тщеславия» (преподобный Иоанн Лествичник).
· «Безрассудный болтун как барабан: гремит из всех сил, а внутри пуст» (преподобный Исаия Отшельник).
· «Не тот разумен, кто говорит, но тот, кто знает время, когда должно говорить. В разуме молчи и в разуме говори; прежде, нежели начнешь говорить, обсуди, что должно говорить; говори одно нужное и должное» (преподобный Исаия Отшельник).
Часть 2
ВОПРОСЫ,
И ОТВЕТЫ НА НИХ
(по разделам)
_______________________________________________________
Эта часть пособия содержит вопросы, отражающие примерный объем знаний, необходимый для дежурных службы приходского консультирования и ответы, доступные для понимания малоцерковного человека.
В основу этой части первоначально были положены вопросы, которые на протяжении нескольких лет записывались в специальный журнал дежурными консультативной службы. Впоследствии количество вопросов было увеличено с целью отражения приблизительного объема знаний, необходимых дежурным службы.
Работа по составлению ответов осуществлялась приходскими консультантами. Задача состояла в том, чтобы, используя современные брошюры по основам веры и другие материалы, составить доступные для понимания малоцерковного человека ответы, дающие представление о вере и церковной жизни.
В ответах на большинство вопросов приведены цитаты из Священного Писания – основного источника вероучительных знаний.
В церковном знании следует различать:
догматы – непреложные истины христианского вероучения, (свод которых заключен в Символе веры), отклонение от которых никому не дозволяется, ибо ведет к ереси (лжеучению) и расколу – нарушению единства Церкви;
каноны – правила-предписания (апостольские, соборные и святоотеческие), относящиеся к церковному строю жизни, управлению, к обязанностям священнослужителей и каждого христианина, вытекающим из нравственных основ евангельского и апостольского учения, церковного благочиния, отклонения от которых могут привести к разномыслию, расстройству отношений и нестроениям в церковной среде;
и наконец традиции и обычаи, которые могут быть в чем-то несхожими на разных приходах без всякого ущерба для веры и верующих.
Буквальное соблюдение Закона требовалось в Ветхом Завете. Новый Завет отменил обрядовые постановления ветхозаветного человечества, утверждая людей в той мысли, что соблюдение внешних правил не имеет решающего значения для духовной жизни. В Новом Завете угождение Богу совершается покаянным сердечным сокрушением, смирением, благодарением с любовью, готовностью к милосердию, самопожертвованию, исполнением евангельских заповедей и безусловным запрещением себе греха.
Поэтому на некоторые вопросы не существует однозначных ответов. Исходя из сложившейся традиции на разных приходах, на один и тот же вопрос могут быть даны разные ответы.
Вопросы, требующие обращения к священнику
В практике приходского консультирования встречаются вопросы, касающиеся личных духовных проблем и сложных жизненных ситуаций. Такие вопросы также записывались в журнал, но в данном пособии они не представлены, так как ответы на них может дать только священник, учитывая особенности каждого конкретного случая.
Это целый комплекс сложных вопросов, выходящих за пределы компетенции дежурных службы приходского консультирования, требующие обращения за помощью к священнику:
– вопросы личного характера, требующие разъяснения, наставления, благословения;
– вопросы исповедального характера, требующие пастырского участия и совета;
– вопросы, связанные с индивидуальной подготовкой к участию в таинствах;
– вопросы, требующие знания церковно-канонического права.
Дежурным консультативной службы следует направлять этих людей к священнику, воздерживаясь от ответов на подобные вопросы.
О посещении храма
________________________________________________________________________________
Как вести себя в храме?
– Людям, идущим в храм, надо знать, что в Церкви существуют свои правила и установления. Приходя домой к своим друзьям или знакомым, любой человек соблюдает установленный в нем порядок, определенные правила приличия и ведет себя скромно, особенно если пришел просить хозяина дома о какой-либо помощи. Приходя в храм – дом Божий, тем более надо соблюдать установленные в нем правила, вести себя благочестиво и не создавать неудобств другим людям. Правила эти распространяются и на внешний вид. Женщинам не следует приходить в храм в очень коротких юбках, в кофтах и блузках совсем без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Голова женщины должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчинам не следует приходить в храм в шортах и майках. Перед входом в храм мужчины снимают головные уборы.
Приходить в храм хорошо за 10–15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, поставить свечи, приложиться к иконам. После этого встать на свободное место. По традиции во время богослужения мужчины молятся в правой части храма, а женщины – в левой. Если свободного места достаточно, не следует занимать главного прохода от входных дверей к Царским Вратам. В Церкви существует традиция, когда во время помазания елеем, Причащения или прикладывания к кресту, мужчины подходят первыми, а женщины после них.
Не следует ходить по храму во время богослужения, вести разговоры. Вошедшим в храм после начала службы желательно не ставить свечи или передавать их, отвлекая людей от молитвы.
Непозволительно в храме сидеть нога на ногу, держать руки в карманах или за спиной. Вести себя в доме Божием надо благопристойно и благоговейно.
О свечах и ладане
________________________________________________________________________________
Когда надо ставить свечи?
– Пришедшие в храм должны ставить свечи до начала службы. Нехорошо нарушать благочиние в храме, передавая свечи во время богослужения или протискиваться к подсвечнику, отвлекая молящихся. Опоздавшим на богослужение следует ставить свечи после его окончания. Ставя свечи и молясь перед иконами, которые являются изображениями Господа и святых Его, нельзя пренебрегать священнодействием, происходящим в алтаре во время богослужения, к которому и должно быть обращено первоочередное внимание во время нахождения в храме.
О церковных записках
________________________________________________________________________________
Зачем освящают яблоки?
– Обычай приносить плоды на благословение был установлен еще в Ветхом Завете: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх. 23:19) и сохранился в христианстве.
Сам по себе обычай освящения первых плодов глубоко назидателен. Он учит человека помнить, что все – от Бога. Навык все начинать и заканчивать молитвой был хорошо усвоен нашими благочестивыми предками. Молитва сопровождала человека практически во всех сферах его деятельности: при возделывании огорода, насаждении виноградника, копании колодца, строительстве жилья.
Конечно, такому важному событию в жизни земледельца, как собирание урожая, уделялось особое внимание. Как и во времена пророка Моисея, первый сноп пшеницы, первая корзина фруктов, первая чашка меда приносились в храм в дар Богу, в знак благодарности, с надеждой, что милость Божия пребудет с человеком и в дальнейшем. Конечно, этот дар домой не забирали, приношение оставалось в храме для причта и неимущих.
Когда можно освятить вербу?
– Освящение верб бывает во время праздничного богослужения субботним вечером накануне праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья). Священники совершают каждение верб благоуханным ладаном, читают молитву и окропляют ветви святой водой.
Иногда освящение верб совершается и в сам день праздника после Божественной литургии.
Как освятить машину?
– Для того чтобы освятить машину, надо обратиться с этой просьбой к священнику.
Об иконах
________________________________________________________________________________
Что такое икона?
– Слово «икона» – греческое, означает «образ», «изображение». Икона – это священное изображение Господа, Матери Божией, ангелов, святых и наиболее значимых событий из священной и церковной истории (иконы праздников).
Икона – это образ, помогающий сосредоточиться в молитвенном обращении к тому, кому молятся.
5.2. Что означают надписи на иконах, например, буквы над головой Спасителя?
– Традиционно на иконах имеются надписи. В древности икона считалась законченной лишь тогда, когда была поименована: в духовном смысле это выявляет связь личности святого и его образа. Иконы Господа нашего Иисуса Христа всегда имеют нимб – символ божественного света и святости. В нимбе Спасителя ставят греческие буквы οΏν. Это слово в переводе на русский язык означает «Сущий» – всегда присутствующий и вечно существующий Бог. Над головой Божией Матери ставят греческие буквы MP ΘY. Это первые и последние буквы греческих слов, которые означают «Матерь Бога», или «Божия Матерь».
На иконах святых начертаны буквы, обозначающие чин их святости и их имена.
5.3. Не является ли иконопочитание нарушением второй заповеди: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4–5)?
– Иконопочитание не противоречит второй заповеди. Церковь учит, что икона основывается на самом факте воплощения второго Лица Святой Троицы – Сына Божия.
В Ветхом Завете не изображали Всевышнего потому что «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18). Но в Новом Завете «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан.1:18). «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16). Бесплотный воплотился и Невидимый стал видим! Теперь Он уже Сам говорит ученикам: «Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели» (Мф. 13:17). Слова Спасителя значат, что апостолы, в отличие от древних пророков, уже непосредственно видят явившегося на земле Бога, Который в Ветхом Завете пребывал невидимым. «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9), – говорит Сам Господь. В этом существенное отличие Евангелия от Синайского Законодательства. Там не видели никакого образа, здесь Бог является в конкретном, видимом, зримом образе, а значит, и изобразимом.
Первые иконы – это образы Христа – Воплотившегося Бога и Богоматери, посредством Которой Бог воплотился. На этих двух образах основывается вся христианская иконография.
Зачем иконы освящают?
На протяжении многих веков специального чина освящения икон не существовало. Икона создавалась в Церкви и признавалась святой своим соответствием иконописному канону, то есть своду правил, согласно которым определяется подлинность священного изображения. С древности икона признавалась за святой образ, благодаря надписанию на иконе имени изображаемого.
Современный чин освящения икон возник в эпоху оскудения православного иконописания, во время заимствований из светской и западной живописи, которые привносились в православную икону, так что для подтверждения святости изображаемого такие иконы стали освящать.
В настоящее время после написания икона освящается в храме. Читаются особые молитвы, и образ окропляется святой водой. Однако важно учесть, что к иконе до освящения необходимо относиться также благоговейно и почтительно, как и после него.
Что такое намоленные иконы?
– Намоленными в народе называют иконы, перед которыми молятся поколения верующих не одну сотню лет. Вера этих молитвенников прошлого не была постыжена, они получили просимое. Воспоминание об этом и сейчас укрепляет веру, способствует более крепкой и глубокой молитве.
Как обращаться с просфорой?
– Просфора – это освященный церковный хлеб, относиться к нему нужно с благоговением, как к святыне. Хорошо разделить просфору на части, просушить и хранить в специальном мешочке из ткани, в святом углу рядом с иконами. Просфору принято вкушать натощак после утреннего молитвенного правила, прочитав молитву «На употребление просфоры и святой воды», не допуская, чтобы крошки падали на пол.
Бумагу, в которую была завернута просфора, сжигают, так как на ней могут остаться крошки. Если в результате небрежного хранения освященный хлеб испортился, то его необходимо сжечь, а в будущем позаботиться о более тщательном хранении святыни.
Не следует кормить просфорой животных и птиц.
Что такое святая вода?
– Это обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), приобретающая освящающие Богом дарованные благодатные свойства после совершения особого молебна с водосвятием.
Что такое агиасма?
– Агиа́сма (в переводе с греческого «святыня») – так называют воду, освященную по особому великому чину в праздник Крещения Господня или в крещенский Сочельник.
О нательных крестиках
И крестном знамении
________________________________________________________________________________
О наречении имени
И ОБ ИМЕНИНАХ
________________________________________________________________________________
Как выбрать имя младенцу?
– В Русской Православной Церкви существует обычай нарекать имя младенцу в честь святых (по святцам). Младенца обычно называют именем святого, память которого отмечается Церковью в сам день рождения, в восьмой день после его рождения, или в день Крещения. Но можно выбрать имя любого святого, память которого празднуется вскоре после дня рождения младенца. Иногда ребенка называют в честь святого, которого избрали заранее и молились ему еще до появления чада.
Как определить день именин?
– Именинами, Днем тезоименитства, является день памяти одноименного святого, ближайший после дня рождения, или того, в честь которого Вас нарек священник при совершении таинства Крещения.
О смерти, погребении
И поминовении усопших
________________________________________________________________________________
Почему люди умирают?
– «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем. 1:13–14). Смерть появилась в результате грехопадения первых людей. «Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» (Прем. 1:15–16).
Чтобы разобраться в вопросе о смертности, необходимо различать смерть духовную и телесную. Смерть духовная – это разлучение души с Богом, Который для души есть Источник вечного радостного бытия. Эта смерть – самое страшное следствие грехопадения человека. От нее человек избавляется в Крещении.
Смерть же телесная после Крещения хотя и остается в человеке, но она приобретает иной смысл. Из наказания она становится дверью в рай (для людей, которые не только крестились, но и жили богоугодно), и она называется уже «успением».
Как помочь усопшему?
– Облегчить участь усопшего возможно, если творить за него частые молитвы и раздавать милостыню. В память об усопшем можно потрудиться для Церкви, например, в монастыре.
Что такое канун?
– Канун (или канунник) – это специальный стол квадратной или прямоугольной формы, на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Здесь можно поставить свечи и положить продукты для поминовения усопших.
О помощи в различных нуждах
________________________________________________________________________________
Почему люди болеют?
– «Страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1 Пет. 4:1–2). Господь иногда попускает болезни как повод для покаяния и возможность исправить образ жизни, для понимания того, что земная жизнь – это краткий миг, за которым стоит вечность, а какой она будет у каждого, зависит от его жизни на земле.
Болезнь часто становится поводом к проявлению любви. Поэтому болеющий человек может способствовать ценой своих страданий спасению родственников и близких людей.
Можно ли лечиться?
– «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание... Господь создал из земли врачества, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими... Для того он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его» (Сир. 38:1–2, 4, 6–7).
Бог создал врачей и медицину. Если бы болезнь приветствовалась Господом, то Иисус Христос не исцелял бы больных. В Священном Писании читаем: «И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют» (Лк. 7:22). Но Господь не