Отличительные черты действия истинного Духа
«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Иоанна 4:1).
В апостольскую эпоху произошло величайшее излияние Духа Божьего из всех, которые были, которое проявилось как в Его чрезвычайном влиянии и дарах, так и в его обычных действиях, в убеждении, обращении в веру, просвещении и освящении душ людей. Но наряду с изобилием влияний истинного Духа было и изобилие фальшивок; дьявол в изобилии передразнивал как обычные, так и чрезвычайные влияния Духа Божьего, как это видно из бесчисленных пассажей в посланиях апостолов. Это было необходимым, чтобы Церковь Христа вооружилась определенными правилами, ясными отличительными признаками, с помощью которых она смогла бы уверенно различать истину и ложь, не подвергаясь опасности оказаться обманутой. Предложение таких правил является простым замыслом этой главы, в которой этот вопрос рассматривается более выразительно и полно, чем где-либо в другом месте Библии. Апостол, поставив перед собой цель, берет на себя труд снабдить Церковь Божью такими признаками истинного Духа, которые будут простыми и безопасными, а также легко применимыми на практике; а для того чтобы этот предмет был рассмотрен четко и в достаточной мере, он настаивает на этом на протяжении всей главы, что делает удивительным то, что на сказанное здесь больше не обращается внимание в это чрезвычайное время, когда существует такое необычайное и широкое действие в умах людей, такое многообразие мнений об этом и так много говорится о, действии Духа.
Рассуждения апостола по этому предмету предваряются упоминанием о пребывании Духа как о верном свидетельстве жизни во Христе: «И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам». Из этого мы можем предположить, что замысел апостола заключается не только в том, чтобы дать нам признаки, по которым можно отличать истинный Дух от ложного в его чрезвычайных дарах пророчества и чудес, но и в его обычных влияниях на умы его людей, в порядке их союза со Христом и назидания в Нем, что также проявляется в самих этих признаках, как мы увидим позже.
Слова этого текста являются вступлением к рассуждению об отличительных признаках истинного и ложного духа. Прежде чем приступить к изложению признаков, апостол увещевает христиан, во-первых, против чрезмерной доверчивости и поспешного принятия каждого внешне правдоподобного действия за действие истинного Духа: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они». Во-вторых, он показывает, что было много подделок, «потому что много лжепророков появилось в мире». Они не только делали вид, что имеют Духа Божьего в Его чрезвычайных дарах вдохновения, но и что являются великими друзьями и любимцами небес, выдающимися святыми личностями, имеющими столько обычных, спасительных и освящающих влияний Духа Божьего в своих сердцах. Поэтому мы должны смотреть на эти слова как на указание исследовать и проверять их претензии на Дух Божий в обоих этих аспектах.
Итак, мой замысел сейчас заключается в том, чтобы показать, каковы истинные, верные и особенные свидетельства действия Духа Божьего, руководствуясь которыми мы сможем уверенно судить о всяком действии, которое обнаруживаем в себе или видим в других. Здесь я хочу отметить, что в таких случаях мы должны брать Писание в качестве проводника. Это великое и нерушимое правило, которое Бог дал Своей Церкви для того, чтобы вести ее в том, что касается больших переживаний ее душ; это правило непогрешимо и достаточно. Без сомнения, даны достаточные признаки, чтобы направлять Церковь Божью в этом великом деле различения духов, без которых она бы оказалась открытой для страшного заблуждения, необратимо подверглась бы обману и была бы поглощена ее врагами. Нам не нужно бояться доверять этим правилам. Без сомнения, Дух, автор Писания, знал, как дать нам хорошие правила, с помощью которых следует отличать Его действия от всего того, что ложно приписывается Ему. Это, как я уже замечал ранее, Дух Божий сделал с определенным умыслом, и сделал более подробно и полно, чем в любом другом месте; чтобы в моем настоящем рассуждении я не обращался в другие места за правилами и признаками для испытания духов, но ограничил себя теми, которые нахожу в этой главе. Но прежде чем я начну подробно говорить о них, я подготовлю путь, во-первых рассмотрев негативное, то есть некоторые примеры того, что не является признаками или свидетельствами действия Духа Божьего.
ЧАСТЬ 1
Негативные признаки, или Что не является признаками, по которым мы должны судить о каком-либо действии, — и особенно: Что не является свидетельством того, что действие происходит не от Духа Божьего
I. Нельзя делать никаких определенных выводов, когда какое-либо действие происходит весьма необычно и чрезвычайно; при всем многообразии или различии оно все равно может быть постигнуто в рамках установлений Писания. То, к чему привыкла церковь, не является правилом, по которому мы должны судить, потому что могут быть новые и чрезвычайные действия Божьи, и Он до этого уже действовал чрезвычайным образом. Он совершал нечто новое и чудные дела, действовал таким образом, что удивлял и людей, и ангелов. А поскольку Бог действовал так в прошлом, у нас нет никаких причин думать, что Он не может действовать так сейчас. Пророчества Писания дают нам основание думать, что Бог будет совершать такие вещи, которые прежде еще никто не видел. Никакое отклонение от того, что было обычным до сих пор, каким бы большим оно ни было, не является аргументом в пользу того, что это действие не от Духа Божьего, если это не является отклонением от Его предписаний. Святой Дух суверенен в Своих действиях, и мы знаем, что Он действует весьма разнообразно. Мы не можем сказать, насколько многообразно Он будет действовать в рамках тех правил, которые Он Сам утвердил. Мы не должны ограничивать Бога там, где Он Сам не ограничивает Себя.
Поэтому будет неразумным определять, что какое-либо действие происходит не от Божьего Святого Духа, из-за чрезвычайной степени, в которой это действие оказывает влияние на умы людей. Если они переживают чрезвычайное обличение в страшной природе греха и весьма необычное чувство бедственности своего положения без Христа, — или чрезвычайные взгляды на уверенность и славу божественных вещей — ив соответствующей мере движимы весьма необычайными чувствами страха и печали, желания, любви и радости; или если явные перемены будут весьма внезапными, и действие будет производиться с необычайной быстротой, и оно повлияет на очень большое число людей, многие из которых весьма молоды, а также будет сопровождаться и другими необычными обстоятельствами, не нарушающими изложенные в Писании признаки действия Духа, — то все эти вещи не являются аргументом в пользу того, что это действие не от Духа Божьего. Чрезвычайная и необычайная степень влияния и силы этого действия, если его природа согласовывается с установлениями и признаками, приведенными в Писании, скорее является аргументом в его пользу, ибо чем в большей степени природа этого действия согласовывается с Писанием, чем больше оно соответствует этим установлениям, тем более очевидно это соответствие. Когда что-то происходит в малой степени, хотя и весьма согласовывается с установлениями, не так легко увидеть, совпадает ли с ними природа этого действия.
Люди весьма склонны сомневаться в том, что им незнакомо; особенно пожилые люди, которым сложно признать правильность того, к чему они не привыкли в своей жизни и не слышали, чтобы это происходило в дни их отцов. Но если считать необычайность достаточным аргументом в пользу того, что действие не от Духа Божьего, тогда следует заметить, что то же самое происходило и во дни апостолов: действие Духа тогда происходило таким образом, что во многих аспектах было совершенно новым, невиданным и неслыханным от начала мира. В то время это действие совершалось с такой видимой и удивительной силой, как никогда, и никогда раньше никто не видел таких могущественных и чудесных проявлений Духа Божьего во внезапных переменах, а также такой великой увлеченности и рвения у великого множества людей; таких внезапных перемен в селениях, городах и странах; такого быстрого прогресса и такой обширности Божьей работы. Можно также упомянуть и многие другие чрезвычайные обстоятельства. Великая необычайность этого действия удивила иудеев; они не знали, как к этому относиться, но не могли поверить, что это действие Божье. Многие смотрели на людей, подвергшихся этому действию, как на умалишенных, что видно из Деяний 2:13; 26:24 и в 1-м Коринфянам 4:10.
Пророчества Писания дают нам основание полагать, что в начале этого последнего величайшего излияния Духа Божьего, которое должно быть в последнее время этого мира, вид этого действия будет весьма необычайным и таким, какого никто прежде не видел, так что можно будет сказать, как в Исаии 66:8: «Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих?» Резонно ожидать, что необычайная манера этого действия будет пропорциональной весьма чрезвычайным событиям и той славной перемене в состоянии мира, которую Бог произведет посредством этого.
II. О действии не следует судить по каким-либо проявлениям его в телах людей, как, например, слезы, дрожь, стоны, громкие вопли, потеря чувств или физических сил. О том влиянии, под которым оказываются люди, не следует судить так или иначе по проявлениям его в теле по той причине, что нигде в Писании нам не дается такой установки. Мы не можем прийти к выводу, что люди находятся под влиянием истинного Духа, видя такие проявления в их телах, потому что это не дано как признак истинного Духа; с другой стороны, мы не имеем никакой причины на основании этих внешних проявлений делать вывод, что эти люди не находятся под влиянием Духа Божьего, потому что Писание не дает нам ни одного установления, которое прямо или косвенно исключает подобные телесные проявления, как не исключает и здравого их смысла. Если рассмотреть природу божественных и вечных вещей, природу человека и законы союза между душой и телом, то легко объясняется, как правильное влияние, истинное и правильное чувство вещей может производить подобное воздействие на тело, даже самого чрезвычайного рода: потерю физических сил и чувств, ощущение агонии, громкие вопли. Все мы полагаем и в любой момент готовы признать, что, без сомнения, ад настолько страшен, а вечность настолько безгранична, что если человек получит ясное представление об этом, то оно будет сильнее, чем он в своей слабости сможет вынести, особенно если в то же самое время он увидит себя находящимся в страшной опасности оказаться там и будучи совершенно неуверенным, будет ли он от нее избавлен, и ни на день, ни на час не имеющим уверенности в этом. Если мы посмотрим на природу человека, то мы не должны удивляться, когда люди переживают сильное ощущение того, что потрясающе страшно, а также ясно видят свое собственное нечестие и Божий гнев, предвещающий им скорую и немедленную погибель. Мы видим природу человека такой, что, когда он находится в опасности подвергнуться какому-либо ужасному бедствию, которому он весьма подвержен, он готов при каждом случае думать, что это наступает сейчас. Когда во время войны сердца людей полны страха, они дрожат от страха даже от шороха листьев, каждую минуту ожидая врага и говоря про себя: «Сейчас меня убьют». Если мы предположим, что человек увидел себя висящим над великой бездной, полной страшных языков пламени, на нити, которая, как он знал, была весьма слабой и недостаточной для того, чтобы выдержать его вес, и он знал, что множество людей уже побывало в таких же обстоятельствах прежде него, и что большинство из них упало и погибло, и не видел в пределах досягаемости ничего, за что он мог бы ухватиться, чтобы спастись, какой бы ужас он переживал! Он бы думал, что сейчас нить оборвется, что сейчас, в эту минуту, его поглотит это ужасное пламя! Разве он не был бы готов возопить в таких обстоятельствах? Насколько же больше это чувствуют те, кто видят себя таким же образом висящими над бесконечно более страшной бездной или удерживаемыми над нею рукой Божьей, Которого они в то же самое время видят весьма разгневанным! Неудивительно, что когда гнев Божий является душе даже в малой степени, он превосходит человеческую силу.
Итак, можно легко увидеть, как истинный смысл славного превосходства Господа Иисуса Христа и его чудесной жертвенной любви и проявления воистину духовной любви и радости могут быть такими, что весьма превозмогают физические силы. Мы все готовы признать, что ни один человек не может увидеть Бога и остаться жить, а это — всего лишь малая часть того представления о славе и любви Христа, которым святые наслаждаются на небесах, которую в состоянии вынести наш организм. Поэтому нет совершенно ничего странного в том, что Бог может иногда давать Своим святым такие предвкушения небес, что их физические силы оставляют их. Если было написано, что царица Савская не могла удержаться и лишилась физических сил, когда увидела славу Соломона, то тем паче та, которая является противоположностью царице Савской, а именно Церковь, которая собрана от концов земли, будучи чужаком и пришельцем, удаленная, в состоянии греха и бедствия должна лишиться сил, когда увидит славу Христа, Который является противоположностью Соломону. Это особенно проявится в том преуспевающем, мирном, славном Царстве, которое Он утвердит в мире в последнее время.
Некоторые возражают против таких чрезвычайных переживаний, говоря, что мы не имеем примеров этому, описанных в Новом Завете как чрезвычайные излияния Духа. Если это допустить, то я не вижу никакой силы в этом возражении, если ни здравый смысл, ни какое-либо установление Писания не исключают этого; особенно если учесть, что наблюдалось в примере, упомянутом ранее. Я не знаю, есть ли в Новом Завете ка- кое-то явное упоминание о чьих-либо рыданиях, стонах или вздохах, вызванных страхом ада или чувством Божьего гнева; но неужели найдется глупец, который на основании этого будет утверждать, что у любого человека, с которым происходят такие вещи, эти обличения не от Духа Божьего? И причина, почему мы не утверждаем так, заключается в том, что это легко объяснить на основании того, что мы знаем о природе человека, и того, что нам в общем говорит Писание о природе вечных вещей и природе обличения Духа Божьего; поэтому нет никакой нужды говорить что-либо конкретное относительно этих внешних проявлений. Никто не полагает, что существует необходимость в явных местах Писания по каждому внешнему, случайному проявлению внутреннего движения разума; и хотя такие обстоятельства не записаны конкретно в священной истории, все же будет не вполне резонно заявлять на основании тех общих повествований, которые мы имеем, что не могло быть ничего иного, кроме тех событий, что происходили в те дни. Также есть причина думать, что такое великое излияние Духа не обошлось совершенно без каких-либо необычных проявлений в телах людей. В частности, тюремщик, похоже, имел переживание такого рода, когда он в крайнем потрясении и страхе, дрожа, пал перед Павлом и Силой. Его падение в это время не кажется продуманным принятием позы для прошения или смиренного обращения к Павлу и Силе, ибо он, по-видимому, ничего им не сказал; но сначала он их вывел, а затем сказал им: «Государи мои! что мне делать, чтобы спастись?» (Деян. 16:29-30). Но его падение, похоже, вызвано той же причиной, что и его трепет. Псалмопевец говорит о своем вопле и о великой слабости его тела под воздействием обличения совести и чувства вины за грех: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху» (Пс. 31:3-4). Мы можем, по крайней мере, сказать на основании этого, что такое проявление обличения в грехе вполне можно предполагать в некоторых случаях; ибо если мы и предположим в этих выражениях какое-то преувеличение, псалмопевец не представляет свой случай так, чтобы довести это до абсурда, и то напряжение ума, о котором он говорил, никак не указывает на склонность к этому. Мы читаем об учениках в Евангелии от Матфея 14:26, что когда они увидели Иисуса, приближающегося к ним во время бури, и приняли его за призрака, угрожающего им погибелью в этой буре, они «от страха вскричали». Почему же тогда должно считаться странным, что люди могут кричать от страха, когда Бог является им словно страшный враг, и они видят себя в страшной опасности оказаться поглощенными бездонной пучиной вечного бедствия? Невеста снова и снова говорит о том, что она изнемогает от любви к Христу, так что ее тело ослабело и она лишается сил: «Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви» (Песн. 2:5). Также: «Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? что я изнемогаю от любви» (Песн. 5:8). На основании этого мы можем утверждать, что в некоторых случаях такого эффекта вполне можно ожидать по такой причине у святых и что такой эффект иногда будет виден в Церкви Христа.
То, что впечатления энтузиастов оказывают сильное влияние на их тело, является слабым возражением. То, что квакеры дрожали, не является аргументом, подтверждающим, что Савл (впоследствии Павел) и тюремщик не дрожали от настоящих обличений совести. В самом деле, все эти возражения, опирающиеся на телесные проявления, будь они большими или малыми, кажутся весьма пустыми; те, кто утверждает такое, двигаются во тьме, они не знают, по какой земле ступают и по каким установлениям судят. Нужно смотреть в корень этих вещей и на их развитие, а также интересоваться природой этих действий и чувств и исследовать это согласно предписаниям Божьего Слова.
III. Когда то или иное действие в умах людей поднимает большой шум вокруг религии, это не является аргументом в пользу того, что это действие не является действием Духа Божьего. Ибо хотя истинная религия по своей природе является противоположностью религии фарисеев, которая была показной и любила выставлять себя перед людьми ради их одобрения, все же человеческая природа такова, что морально невозможно, чтобы сильная озабоченность, сильные чувства и общая увлеченность разума людей не вызывала заметного, видимого и открытого смятения и перемен среди этих людей. Конечно, то, что люди весьма тронуты, не является аргументом в пользу того, что умы людей не находятся под влиянием Божьего Духа, потому что духовные и вечные вещи в самом деле настолько велики и столь бесконечно важны, что, когда люди оказываются всего лишь умеренно тронуты и задеты ими, в этом проявляется большая абсурдность. Равно как и то, что они подвергаются влиянию этих вещей в той мере, насколько они этого заслуживают или пропорционально своей важности, не является аргументом в пользу того, что они не движимы Духом Божьим. Когда с момента сотворения мира бывало что-то такое, чтобы люди подвергались сильному влиянию любого рода без шума или возбуждения? Природа человека этого не допускает.
В самом деле, Христос говорит в Евангелии от Луки 17:20: «...не придет Царствие Божие приметным образом». Другими словами, оно не будет состоять из чего-то внешнего и видимого; оно не будет подобно земным царствам, утвержденным со внешней помпезностью в каком-либо определенном месте, которое будет царским престольным городом; как Христос и поясняет в следующих словах: «И не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». Царство Божье будет установлено на руинах царства сатаны с весьма видимым, огромным эффектом, с великими переменами в состоянии вещей, к наблюдению и изумлению всего мира; ибо такой эффект возвещается в пророчествах Писания, а также самим Христом в этом месте и даже в Его собственном объяснении упомянутых выше слов, в ст. 24: «Ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой». Так будет для того, чтобы отличить пришествие Христа для установления Его Царства от пришествий лжехристов, которые, как Он говорит нам, будут происходить в частном порядке в пустыне и в потаенных комнатах, в то время как это событие — установление Царства Божьего - будет открытым и публичным, на виду у всего мира с ясным проявлением, подобно молнии, которую невозможно скрыть, но которая всем слепит глаза и сияет от одного края небес до другого. Мы находим, что когда пришло Царство Христа, то посредством удивительного излияния Духа во дни апостолов оно произвело большое возбуждение повсюду. Какое сильное противостояние было в Иерусалиме по поводу этого великого излияния Духа! То же самое было и в Самарии, Антиохии, Ефесе, Коринфе и других местах! Это действие произвело в мире шум и дало повод некоторым людям сказать апостолам, что они перевернули вверх дном весь мир (Деян. 17:6).
IV. То, что многие люди, чьи умы подверглись этому действию, имеют сильные впечатления в своем воображении, не является аргументом в пользу того, что это действие не от Духа Божьего. То, что у людей много впечатлений в их воображении, не доказывает, что они больше ничего не имеют. Легко объяснить, что среди людей должно происходить что-то такого рода, когда великое множество разных по своему настрою умов напряжены в мыслях и наполнены сильными чувствами о невидимых вещах; в самом деле, было бы странным, если бы этого не было. Наша природа такова, что мы не можем думать о невидимых вещах без доли воображения. Я осмелюсь обратиться к любому человеку самой большой силы ума и спросить, может ли он сосредоточить свои мысли на Боге или на Христе, или на вещах другого мира без воображаемых идей, которые сопровождали бы его размышления? И чем больше задействован разум, и чем сильнее размышления и чувства, тем живее и сильнее обычно будет воображаемая идея; особенно когда это сопровождается неожиданностью. Именно так обстоит дело, когда умственная перспектива весьма нова и сильно хватается за страсти, такие как страх или радость; когда перемена состояния и взглядов ума происходит внезапно, переходя в противоположную крайность, как от чего-то крайне жуткого к чему-то крайне восхитительному. И неудивительно, что многие люди не очень хорошо отличают воображаемое от разумного и духовного и склонны придавать слишком большой вес воображаемой части и весьма готовы говорить об этом в рассказах о своих переживаниях, особенно люди с меньшей способностью к пониманию и различению.
Поскольку Бог дал нам такую способность, как воображение, и сделал нас таким образом, что мы не можем думать о невидимых и духовных вещах без какого-либо применения этой способности, мне кажется, что наше состояние и природа таковы, что эта способность на самом деле является способствующей и полезной другим способностям разума, когда они используются надлежащим образом; хотя иногда, когда воображение слишком сильно, а другие способности слабы, оно превозмогает и беспокоит их. Мне кажется явным во многих случаях, с которыми я был знаком, что Бог использовал эту способность для воистину божественных целей, особенно у тех, кто более невежествен. Бог, похоже, снисходит к их обстоятельствам и обращается с ними как с младенцами; как в древности Он наставлял Свою Церковь образами и внешними представлениями, когда она была в состоянии неведения и меньшинства. Я не вижу в такой позиции ничего неразумного. Пусть другие, кто имел много поводов работать с душами в духовных вопросах, рассудят, не подтверждает ли это опыт.
То, что некоторые люди, подвергшиеся этому действию, пребывали в неком экстазе и выходили из себя, а их умы увлекались чередой сильных и приятных воображаемых представлений и разного рода видений, словно они были восхищены до самого неба и видели там славный свет, не является аргументом в пользу того, что это действие не от Духа Божьего. Я был знаком с некоторыми такими случаями, и я не вижу никакой необходимости объяснять эти вещи помощью дьявола, равно как и полагать, что эти переживания не имеют такой же природы, как видения пророков или восхищение св. Павла в рай. При таком напряжении чувств все это объясняется только лишь человеческой природой. Если вполне можно объяснить, что люди, воистину чувствующие славное и чудное величие и превосходство божественных вещей и упоительные для души виды красоты и любви Христа, оказываются не в силах выдержать это, возможность чего я уже показал, то я думаю, что нет ничего странного в том, что среди великого множества людей, подвергшихся такому влиянию, найдутся некоторые люди особенного склада, у которых это произведет такое влияние на воображение. Это следствие ничем не отличается от других следствий сильного напряжения ума и может быть соотнесено с ними. Неудивительно, что когда мысли так сосредоточены, а чувства так сильны, и вся душа настолько увлечена и поглощена, что все другие части тела подвергаются такому влиянию, что лишаются своей силы, и все тело может не выдержать. Что же удивительного в том, что в таком случае мозг (особенно у людей определенного склада), который, как мы знаем, подвергается особенному влиянию напряженных размышлений и представлений ума, подвергнется такому влиянию, что его сила и дух на какое-то время будут отвлечены от впечатлений, производимых внешними органами чувств, и будут полностью увлечены чередой приятных воображаемых впечатлений, соответствующих настрою ума в это время? Некоторые готовы истолковывать такие вещи как неправильные и придавать им слишком большой вес как пророческим видениям, божественным откровениям и иногда знамениям с небес относительно того, что произойдет; но в некоторых известных мне случаях практика показывает обратное. И все же мне кажется, что такие вещи иногда явно происходят от Духа Божьего, хотя и косвенно; то есть их чрезвычайное состояние ума и сильное и живое ощущение божественных вещей, которое является причиной этого, происходят от Его Духа; также, по мере того как разум продолжает пребывать в этом святом состоянии и сохраняет божественное чувство превосходства духовных вещей даже в своем восхищении, - это святое состояние и это чувство происходят от Духа Божьего; хотя сопутствующие этому впечатления всего лишь привходящие, и поэтому обычно в них бывает что-то запутанное, неправильное или ложное.
V. То, что пример является сильным средством действия, не является признаком того, что это действие не от Духа Божьего. Без сомнения, использование каких-либо средств для совершения действия не является аргументом в пользу того, что это действие не от Бога; ибо мы знаем, что в манере Бога использовать средства для совершения Своего дела в мире и использование этого средства, как и любого другого, не является аргументом против божественности этого действия. То, что люди должны подвергаться влиянию хорошего примера друг друга, соответствует Писанию. Писание велит нам показывать хороший пример (Мф. 5:16; 1 Пет. 3:1; 1 Тим. 4:12; Тит. 2:7), а также велит следовать хорошему примеру других и подражать им (2 Кор. 8:1-7; Евр. 4:12; Флп. 3:17; 1 Кор. 4:16; 9:1; 2 Фес. 3:9; 1 Фес. 1:7). Из этого видно, что пример является одним из Божьих средств; и наверняка то, что Божьи средства используются для совершения действия, не является аргументом в пользу того, что это действие не от Бога.
Исполнение Божьего действия посредством примера является не только соответствующим Писанию способом, но и разумным способом. То, что люди подвергаются влиянию примера, не говорит о том, что они не подвергаются влиянию разума. Такой способ предложения людьми истины друг другу имеет тенденцию просвещать и убеждать разум. Никто не станет отрицать, что когда люди выражают друг другу что-то словами, тем самым они могут просвещать умы друг друга. Но то же самое можно сказать и о поступках, которые говорят намного полнее и эффективнее. От слов нет никакой пользы, если только они не доносят наши идеи до других; но поступки в некоторых случаях могут сделать это намного полнее. У действий есть свой язык, и в некоторых случаях он намного яснее и убедительнее, чем язык слов. Поэтому нельзя выдвигать аргумент против благости действия на основании того, что люди подвергаются сильному влиянию, видя, как это происходит с другими; более того, впечатление будет произведено только посредством вида признаков великих и чрезвычайных чувств в поведении других людей, принимая как должное то, чему они подвергаются, и не слыша от них ни единого слова. В таком случае само их поведение выскажет достаточно, чтобы передать их мысли другим и сообщить им свое понимание вещей более полно, чем это можно сделать одними лишь словами. Если один человек увидит другого в крайнем телесном мучении, он может получит намного более четкое представление и более убедительное свидетельство того, как он страдает от своих поступков, чем получил бы только посредством слов бесстрастного и безразличного рассказчика. Подобным образом он получит большее представление о чем-либо превосходном и восхитительном, наблюдая за поведением того, кто получает удовольствие от этого, чем слушая скучное повествование того, кто сам по себе неопытен и нечувствителен. Я желаю, чтобы этот вопрос исследовался со всей строгостью рассуждений. — Разве не очевидно, что эффекты, производимые в умах людей, рациональны, поскольку не только слабые и невежественные люди подвергаются весьма сильному влиянию примера, но и те, кто больше всех хвалится силой своих рассуждений и больше подвергается влиянию таким образом изложенных убеждений, чем чему-либо иному. В самом деле, религиозные чувства многих людей, будучи возбуждаемыми этим способом, как и посредством проповеди слова или любым другим способом, могут оказаться кратковременными и вскоре исчезнуть, как Христос показывает на примере слушателей, подобных каменистой почве; но чувства некоторых людей, тронутых примером, остаются и оказываются спасительными.
Не было ни одного случая необычайного излияния Духа и великого пробуждения религии, в котором пример не играл бы важной роли. Так было во время Реформации и во дни апостолов, в Иерусалиме и Самарии, в Ефесе и в других частях света, и это будет вполне очевидно любому, кто обратится к повествованиям, которые мы имеем в Деяниях Апостолов. Как в те дни один человек был движим другим, так и один город или селение были побуждаемы примером другого; Первое Послание Фессалоникийцам 1:7-8: «Так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии. Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога».
То, что Писание говорит о Слове как об основном средстве выполнения Божьей работы, не является обоснованным возражением против такого широкого использования примеров; ибо Слово Божье является главным средством, благодаря которому действуют и становятся эффективными другие средства. Даже таинства имеют эффект только благодаря слову, так что пример становится эффективным; ибо все, что видимо глазу, является бессмысленным и напрасным без Божьего Слова, которое будет наставлять и вести разум. В самом деле, именно Слово Божье предлагается и применяется посредством примера, как оно звучало к другим городам в Македонии и Ахаии благодаря примеру верующих в Фессалониках.
То, что пример является важным средством распространения Церкви Божьей, показывается в Писании: так Руфь последовала за Ноеминью из земли Моавитской в землю Израильскую, когда она решила, что не оставит ее, но пойдет везде, куда бы та ни пошла, и будет жить там же, где будет жить и она; и что народ Ноемини будет ее народом, а Бог Ноемини — ее Богом. Руфь, которая была праматерью Давида и Христа, без сомнения, является великим прообразом Церкви; из-за этого ее история и включена в канон Писания. В том, что она оставила землю Моавитскую и ее богов, чтобы прийти и довериться сени крыльев Бога Израиля, мы видим прообраз обращения в веру не только языческой церкви, но и каждого грешника, который по природе своей является чужаком и пришельцем, но при своем обращении забывает свой собственный народ и дом своего отца и становится согражданином святых и истинным израильтянином. То же самое, очевидно, показывается и в том влиянии, которое пример невесты, когда она изнемогала от любви, оказывал на дочерей иерусалимских, то есть на видимых христиан, которые сначала пробуждаются, видя невесту в таких необычайных обстоятельствах, а затем обращаются в веру (Песн. 5:8-9 и 6:1). Это, без сомнения, является одним из способов, «И Дух и невеста говорят: приди!» (Откр. 22:17), то есть Дух - в невесте. Предсказано, что действие Божье должно во многом выполняться с помощью этого средства, в последнем великом излиянии Духа, которое должно представить тот славный день церкви, о котором так часто говорится в Писании; Захария 8:21-23: «И пойдут жители одного города к жителям другого и скажут: «пойдем молиться лицу Господа и взыщем Господа Саваофа»; и каждый скажет: «пойду и я». И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа. Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами - Бог».
VI. То, что многие люди, которые, как кажется, были подвержены этому действию, виновны в сильной нерассудительности и нерегулярности в своем поведении, не является признаком того, что это действие не от Духа Божьего. Мы должны обратить внимание на то, что Бог изливает Свой Дух на людей для того, чтобы сделать их святыми, а не для того, чтобы сделать их политиками. Неудивительно, что в разнообразном множестве людей, — мудрых и немудрых, молодых и старых, обладающих слабыми и сильными естественными способностями, находящихся под сильным впечатлением разума, — есть многие, кто ведет себя неблагоразумно. Немногие могут правильно вести себя под воздействием сильных чувств любого рода, будь они преходящими или духовными по своей природе; для этого требуется большая рассудительность, сила и стойкость ума. Но и тысяча проявлений неблагоразумия не доказывает, что это действие не от Духа Божьего; более того, даже если имеют место не только проявления неблагоразумия, но и множество странностей, весьма противоречащих правилам святого Божьего Слова. Такое положение дел вполне объясняется большой слабостью человеческой природы в совокупности с остатками тьмы и развращения в тех, кто, тем не менее, подвержен спасительному влиянию Божьего Духа и имеет настоящую ревность по Богу.
В Новом Завете мы имеем удивительный пример людей, которые в большой мере были причастниками этого великого излияния Духа во дни апостолов, но среди которых все же изобиловали проявления неблагоразумия и больших странностей; речь идет о церкви в Коринфе. Практически никакая другая церковь в Новом Завете не удостаивается стольких похвал за благословения большой меры Духа Божьего, как в Его обычном влиянии, в обличении и в обращении грешников в веру, так и в Его чрезвычайных чудесных дарах; однако с какими разнообразными проявлениями неблагоразумия, какими великими и греховными странностями и странным смятением они сталкивались во время вечери Господней и в вопросах церковной дисциплины! К этому можно добавить их неприличную манеру уделять внимание другим частям публичного поклонения, их споры и раздоры по поводу их учителей и даже проявления их необычайных даров пророчества, говорения языками и тому подобного, когда они говорили и поступали по непосредственному вдохновению Духа Божьего.
Если мы видим большие проявления неблагоразумия и даже греховные странности в некот