Нужно пи брать для поста отпуск?»

Сроки и вид поста, который вы намерены предпри­нять, как и то, следует ли менять ваш график работы, — это зависит главным образом от характера ваших заня­тий. Естественно, что лицам, занятым канцелярской работой, пасторам, домохозяйкам — в отличие от ра­ботников тяжелого физического труда — легче продол­жать выполнять свои обязанности и поститься в тече­ние более долгого времени.

Я согласен с Артуром Уоллисом, который пишет: «Нетрудно соблюдать однодневный пост, независи­мо от вида занятий». Он был знаком с «домохозяйка­ми и матерями, которые извлекали пользу из трех­дневного и долее поста, продолжая вести дом... и ра­бочими, занятыми физическим трудом, пост которых длился дольше без каких-либо болезненных последствий»20, но считал, что не следует рекомен­довать это как правило».

Помните, что вы поститесь для Господа. Вам нуж­но особое время для того, чтобы остаться наедине с Ним в молитвах и медитации над Его Словом. Ли Буэно говорит:

«Некоторые люди сочетают пост с тяжелым трудом. Большинство из них удивляются, поче­му пост не принес результатов. "В чем дело?" — наивно спрашивают они, будучи не в состоя­нии понять, что их внимание все время разры­валось между Господом и миром»21.

Когда я постился сорок дней, я сократил свой гра­фик в «Кампус крусейд», чтобы уделить больше вре­мени чтению Слова Господа и молитвам. На самом деле, даже мои обязанности проповедника и другие проекты представляли собой служение, были посвя­щены Господу.

Духовный пост превосходит все, что происходит во время простого поста. Когда я пощусь для Госпо­да, проводя время в молитвах и чтении Священного Писания, я могу ждать сверхъестественного прили­ва энергии. Внутреннюю работу Святого Духа под­черкивает Священное Писание, которое говорит: «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью...» (2 Кор. 9:8).

Никто не может «проскользнуть» сквозь пост без каких-либо проблем. Один из моих коллег, который во время моего сорокадневного поста ежедневно пропускал одну трапезу, ощущал духовный конф­ликт. Другой коллега неблагоразумно предпринял полный пост только с водой, продолжая выполнять свой обычный рабочий график.

«Я думал, что я умираю, — говорил он, — мне, в са­мом деле, казалось, что я подошел к грани физичес­кой гибели».

«Не разрушит пи пост мое здоровье?»

Это справедливый вопрос ввиду того, что пробле­ма слабо изучена. Но большинство компетентных диетологов и гигиенистов могут привести сотни, даже тысячи примеров, когда результатом поста ока­зывалось физическое омоложение.

Христианин-диетолог доктор Хулио Руибаль гово­рит:

«Пост — это естественный физиологический процесс. Это также и библейский обычай, практиковавшийся в трудные времена. Таким образом, и с точки зрения Священного Писа­ния, и с точки зрения науки мы можем быть уверены в том, что пост не только не вреден, но полезен, если проводится надлежащим об­разом» 22.

Из моего личного опыта я могу сказать, что арт­ритные боли в пальцах руки значительно ослабева­ли между четырнадцатым и двадцать первым днями поста. Из-за грыжи я должен был принимать не­сколько таблеток антацида в день, чтобы ослабить боли в животе. Но мне не потребовалось ни одной таблетки за все время поста. Однако теперь, когда я вернулся к обычной диете, я должен снова прини­мать таблетки антацида.

В посте мы представляем наши тела «в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим. 12:1). Мы распинаем наши грешные желания, чтобы более действенно служить Господу и исполнять Его волю в нашей жизни.

Ничто не может сравниться с постом и молитва­ми в личном возрождении и обновлении Церкви. Я верю, что следующим шагом Господа, который Он уже намеревается сделать, будет восстановление библейского поста среди христиан.

Глава 9

Приготовления к посту

У вас, как у многих христиан, могут возникать вопросы относительно поста.

«Честно говоря, я не знаю, как стремиться к Гос­поду посредством поста и молитв. Я хожу в церковь, читаю Библию, немножко молюсь, и это, пожалуй, все». «Я хочу поститься и молиться, но не постился до сих пор. Буду ли я в состоянии ежедневно рабо­тать?» «Послушайте, если я буду все время думать о еде, как я буду выполнять свою работу? Как в таком случае я на самом деле буду служить Господу?» «Я на самом деле очень боюсь поста. Не сделает ли это меня раздражительной? Как я буду справляться с детьми?»

У вас возникают и конкретные вопросы по пово­ду поста. Вы интересуетесь: «Как мне приступать? Должен ли я обходиться совершенно без пищи? Если да, то буду ли я пить только воду или другие жидкости тоже? Сколько времени должен я по­ститься? Как поддерживать пост? Могу ли я ходить и бегать? Требуется ли дополнительный отдых? Могу ли я рассказать другим о том, что я делаю: по­щусь, молюсь, стремлюсь к Богу, справляюсь с мои­ми повседневными обязанностями — и все в одно и то же время? Что я должен делать, когда наступит время заканчивать мой пост? Каких изменений в своей жизни я могу ожидать?»

В этой главе мы рассмотрим практические отве­ты на эти вопросы. Я сообщу вам некоторые указа­ния, чтобы помочь провести ваш пост безопасно и плодотворно в духовном отношении.

Призыв к посту

Первый шаг к посту и молитвам делается при осознании вашей потребности в этом. Отнеситесь к информации, содержащейся в этой книге, как к «призыву» Святого Духа поститься и молиться.

Чем больше вы узнаете о посте, его духовных и физических благах, тем легче будет Святому Духу повести вас к посту и молитве. Действуя внутри нас, Святой Дух редко заявляет о себе посредством яв­ных событий. Согласно посланию к Филиппийцам (2:13), Он делает так, что вы сами осознаете свою нужду в посте. Вы можете ощущать внутренний по­рыв стремиться к Господу особым образом. Святой Дух может также использовать вынуждающие обсто­ятельства или отчаянную нужду как средство при­звать вас поститься и молиться.

В течение нескольких месяцев, предшествовав­ших моему сорокадневному посту, Святой Дух отяго­щал мою душу картинами быстрого распада мораль­ного и духовного уклада нашей страны. По крайней мере, в течение тридцати лет я болел душой за Аме­рику, но теперь это было новое, особое действие Святого Духа. Он направлял меня к тому, чтобы «взыскать лице Господа» с молитвой более глубокой, чем те, с которыми я когда-либо обращался.

Как приступать

Ваш успех будет в значительной мере зависеть от того, как вы начнете и проведете ваш пост. Разреши­те мне предложить определенные действия, которые помогут вам сделать ваше общение с Господом более осмысленным и духовно благодатным, и в то же время будут содействовать улучшению вашего фи­зического состояния.

Во-первых, поставьте конкретные цели. Почему вы решили поститься? Делаете ли вы это для духовного обновления, для руководства, для излечения, для разрешения проблем, ради особой милости от Госпо­да в разрешении трудной ситуации? Только сосредо­точенность на цели вашего поста поможет вам со­блюдать его даже тогда, когда физические соблазны и давление жизненной ситуации будут склонять вас к тому, чтобы отказаться от него.

Лично я верю, что Святой Дух обратился ко всем верующим с настоятельным призывом смирить себя посредством поста и молитв, чтобы Он мог взволно­вать наши души, пробудить наши церкви, исцелить нашу землю в соответствии с заповедью во 2-й книге Паралипоменон (7:14). Призываю вас сделать это ос­новной целью вашего поста.

Заложите духовные основы

Во-вторых, приготовьте себя духовно. Самым глубо­ким основанием поста и молитв является покаяние. Нераскаянный грех помешает вашим молитвам. В Священном Писании Господь всегда требует от Свое­го народа покаяния в грехах, прежде чем Он станет слушать их молитвы. Давид говорил:

«Придите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, что сотворил Он для души моей. Я воззвал к Нему устами моими и превознес Его языком моим. Если бы я видел беззаконие в серд­це моем, то не услышал бы меня Господь. Но Бог услышал, внял гласу моления моего. Благословен Бог, Который не отверг молитвы моей и не от­вратил от меня милости Своей» (Пс. 65:16-20).

В другом месте Давид делится радостью, которая явилась к нему после раскаяния в грехах, включая прелюбодеяние и убийство.

«Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Гос­подь не вменит греха, и в чьем духе нет лукав­ства! Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я ска­зал: "исповедаю Господу преступления мои", и Ты снял с меня вину греха моего. За то помо­лится Тебе каждый праведник во время благо- потребное, и тогда разлитие многих вод не дос­тигнет его» (Пс. 31:1-6).

И как говорит Соломон:

«Далек Господь от нечестивых, а молитву пра­ведников слышит» (Притч. 15:29).

Я призываю вас в начале поста исповедаться в каждом известном грехе, который Святой Дух воз­вращает вашей памяти. Включите и явные грехи, и те, которые не так очевидны, такие, как забвение вашей первой любви к Господу, погружение в мирс­кие дела, себялюбие, духовное безразличие — неже­лание разделять вашу веру в Христа с другими, не­желание помогать церкви, нежелание уделять вре­мя Слову Божьему и молитвам.

Включите и грехи против нашей страны — такие, как пренебрежение выборами, мошенничество при уплате налогов и другие.

Просите Святой Дух открыть вам все, что в вашей душе не угодно Господу.

Возможно, Он напомнит вам о том, что вами было сказано что-то, ранившее кого-либо, или повредив­шее чьей-либо репутации. Или об отсутствии дове­рия к Господу, что помешало вам полностью предать­ся Его воле. Перечислите ваши грехи на листочке бу­маги и настаивайте на соблюдении Его обещания, о котором говорится в Первом послании Иоанна:

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).

Одна из важнейших истин Священного Писания, постижение и применение которой обогатило мою жизнь как никакая другая истина, состоит в идее, ко­торую я обозначил как «духовное дыхание».

Подобно физическому дыханию, «духовное дыха­ние» представляет собой выдыхание нечистого и вдыхание чистого. Если вы согрешили действием преднамеренного неповиновения — сделайте духов­ный вдох, чтобы восстановить полноту Святого Духа в вашей жизни.

Выдох совершается посредством исповеди. Как обещает Слово Господа, если мы исповедуемся в на­ших грехах, Господь простит нас. В греческом, ори­гинальном языке Нового Завета, слово «исповедать­ся» (homologeo) означает «согласиться с...» или «вести разговор с...».

Такого рода согласие включает ряд соображений.

Во-первых, признаете ли вы, что ваш грех или грехи, которые следует конкретно перечислить Господу, - явля­ются ошибкой и огорчают Его ?

Эвелин Кристенсон, признанный во всем мире специалист по молитвам, предлагает перечень воз­можных грехов1, который может помочь вам. Каж­дый ответ «да» представляет грех в вашей жизни и требует исповеди.

«За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:18).

Не беспокоит ли вас что-нибудь? Не забыли ли вы поблагодарить Господа за все — и за то, что кажется вам плохим, и за то, что видится вам хорошим? Не

упускайте случая время от времени воздавать благо­дарность.

«А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем по­мышляем...» (Еф. 3:20).

Терпели ли вы неудачи в своих попытках сделать угодное Господу из-за отсутствия таланта? Удержива­ло ли вас от служения Господу чувство неполноцен­ности? Когда вы совершаете что-либо для Христа, разве вам не удается принести Ему славу?

«Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).

Не упускали ли вы случая свидетельствовать сво­им примером о Христе? Считали ли вы достаточным жить подобно христианину, но не обращаться к по­терянным лицом к лицу?

«...Всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим. 12:3). Не гордитесь ли вы своими свершениями, своими дарованиями, своей семьей? Не упускаете ли вы слу­чай увидеть, что другие лучше вас, значительнее вас для Тела Христова? Считаете ли вы свое поведение достойным христианина? Протестуете ли вы против Господа, когда Он хочет изменить вас?

«Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас...» (Еф. 4:31).

Не предаетесь ли вы стенаниям, не ищете ли ви­новатых, не препираетесь ли? Есть ли у вас крити­ческий дух? Ощущаете ли вы неприязнь к некото­рым христианам или какой-либо другой группе из-за того, что они смотрят на вещи иначе, чем вы? Не го­ворите ли вы о людях недоброе за глаза? Злитесь ли вы на себя? На других? На Господа?

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19).

Не относитесь ли вы к своему телу беззаботно? Не виновны ли вы в том, что обращаетесь с ним в отно­шении пищи и привычек не как с храмом Святого Духа? Не оскверняете ли вы его греховным сексом?

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших...» (Еф. 4:29).

Употребляете ли вы непристойные выражения, рассказываете ли неприличные анекдоты? Останав­ливаете ли вы других, когда они делают это в вашем присутствии или в вашем доме?

«...И не давайте места диаволу...» (Еф. 4:27).

Не упускали ли вы случай увидеть, что даете место для сатаны, практикуя трансцендентальную медита­цию, йогу, ясновидение, увлекаясь оккультной лите­ратурой, фильмами с насилием и сексом? Пользова­лись ли вы в обыденной жизни указаниями гороско­па чаще, чем указаниями Господа? Не позволяли ли вы сатане использовать вас против дела Христа в ва­шей церкви посредством критики, слухов и неоказа­ния поддержки?

«...5 усердии не ослабевайте...» (Рим. 12:11).

Бывало ли, что вы не возвращали вовремя долги? Не возвращали их совсем? Не превышали ли кредит по кредитной карточке? Бывало ли, что вы непра­вильно заполняли налоговую декларацию? Не впу­тывались ли вы в какие-нибудь темные дела?

«...Не будем оставлять собрания своего...» (Евр. 10:25).

Не посещаете ли вы церковь неаккуратно, от слу­чая к случаю? Не присутствуете ли вы на собрании од­ним лишь своим телом, перешептываясь, читая или планируя дела, когда проповедуется Слово Божие?

Не пропускаете ли молитвенные собрания? Не пре­небрегаете ли вы семейными обязательствами?

«Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого челове­ка с делами его...» (Кол. 3:9).

Вы способны лгать? Преувеличивать? Не считае­те ложь во спасение грехом? Рассказываете ли вы о событии так, как вам хочется его видеть, а не так, как было на самом деле?

«Возлюбленные! прошу вас... удаляться от плотских похотей, восстающих на душу...» (1 Петр. 2:11). Не смотрите ли вы похотливым взглядом на лиц противоположного пола? Не заполоняют ли вашу душу сексуальные телепрограммы, кинофильмы, книги, журналы, их обложки, содержание? Не совер­шаете ли вы грехов, которые Слово Господа предает анафеме — блуд, прелюбодеяние, извращение?

«...По тому узнают все, что вы Мои ученики, если буде­те иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Не виновны ли вы в том, что являетесь членом какой-либо фракции и участвуете в расколах в вашей церкви? Не разжигаете ли вы ссоры вместо того, чтобы уладить их? Любите ли вы только членов сво­ей собственной церкви, воспринимая членов других деноминаций как не принадлежащих к Телу Христо­ву? Не радуетесь ли вы про себя неудачам других?

«...Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:13).

Не упускали ли вы случая простить кому-нибудь то, что они могли сказать или сделать против вас? Не от­талкивали ли вы других людей? Не завидовали ли вы?

«Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись...» (Еф. 4:28).

Не обкрадывали ли вы своего нанимателя, выпол­няя меньшую работу, оставаясь на работе меньшее время, чем то, за которое вам было заплачено? Не «раздували» ли вы ваши отчеты о расходах?

«Никто не может служить двум господам... Не може­те служить Богу и маммоне » (Мф. 6:24).

Заключается ли цель вашей жизни в том, чтобы приобрести как можно больше денег? Собрать ве­щей? Не оставляли ли вы себе причитающуюся Господу долю вашего дохода? Не являются ли для вас богом деньги?

«... Так и вы по наружности кажетесь людям праведны­ми, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:28).

Не сознаете ли вы, что в глубине души являетесь лицемером, только притворяющимся христиани­ном? Не прячете ли вы за участием в церкви жизнь, полную греха? Не притворяетесь ли вы христиани­ном ради социального статуса, допуска в церковь, об­щину? Не принадлежите ли вы к тем, кто набожно улыбается во время воскресной службы, а всю неделю живет в грехе? Являетесь ли вы дома тем же челове­ком, каким стараетесь показаться людям?

«Наконец, братия мои, что только истинно, что чест­но, что справедливо, что чисто, что любезно, что дос­тославно, что только добродетель и похвала, о том по­мышляйте» (Флп. 4:8).

Нравится ли вам слушать сплетни? Распростра­нять их? Верите ли вы слухам или полуправдам, осо­бенно если они относятся в вашим врагам или конку­рентам? Бывает ли, что вам не хватает времени, что­бы читать Библию каждый день? Бывает ли так, что вы перестаете постоянно думать об угодном Богу — только о добре, истине и чистоте?

Составьте список из этих вопросов, а также дру­гих, которые Господь подсказал вам. Настаивайте на соблюдении обещания, содержащегося в 1-м Посла­нии Иоанна (1:9). Когда вы исповедуетесь в своих грехах перед Богом, вспомните, что Он простил нас смертью Христа на кресте (Евр. 10:1-23).

Затем вы должны покаяться, что равносильно из­менению вашего отношения к этому греху. Сила Свя­того Духа позволит вам изменить и отношение к нему, и свое поведение. Вместо того чтобы делать то, к чему вас влечет прежняя греховная природа, плоть, делайте то, что угодно Господу.

Вы вдыхаете, верой усваивая изобилие Господне­го Духа. Доверьтесь Ему, пусть Он сдерживает и по­ощряет вас в соответствии со Своей заповедью в Послании Ефесяпам (5:18): «...исполняйтесь Ду­хом...». На самом деле это означает, что вас постоян­но и непрерывно направлял Святой Дух. Согласно Своему обещанию (1 Ин. 5: 14,15), Господь слышит вас и удовлетворяет вашу просьбу, если вы молитесь в соответствии с Его волей. И если мы знаем, что Он слышит нас, — о чем бы мы ни просили — мы знаем, что мы обладаем тем, о чем просим.

Средний христианин не понимает, что «духовное дыхание» — это акт веры. В результате его жизнь по­добна перекати-полю. Его несет от одного эмоцио­нального переживания к другому, так что большую часть времени он проживает как мирской человек, самовольно управляющий своей жизнью, несостояв­шейся и бесплодной.

Если и ваш опыт таков, «духовное дыхание» по­зволит вам оставить эти эмоциональные шатания и наслаждаться полнотой христианской жизни, кото­рую обещал наш Господь Иисус, когда сказал: «...Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с из­бытком» (Ин. 10:10). «Дыхание Духа» позволит вам также воспринимать любовь и всепрощение Госпо­да, а кроме того — мощь и руководство Святого Духа в повседневной жизни.

В тот миг, когда вы призвали Христа в свою жизнь как Спасителя и Господа, духовно вы пережи­ваете второе рождение. Вы становитесь чадом Гос­пода и исполняетесь Святым Духом. Бог простил вам ваши грехи — прошлые, настоящие и будущие — делая вас праведным, благочестивым и угодным Ему благодаря жертве Христа на кресте ради вас. Вам даны силы, чтобы вести благочестивую жизнь, быть плодотворным свидетелем Господа. Если вы с верой последуете за Святым Духом, прибегая к «духовному дыханию», вы не потерпите поражения.

Физические приготовления

В-третьих, вы должны подготовить себя к посту фи­зически.

Начинайте пост без спешки. Если вы собираетесь обходиться без еды несколько дней, целесообразно начинать с уменьшения пищи, прежде чем совсем отказаться от нее.

Ли Буэно, убежденный сторонник приготовле­ний, говорит:

«Поскольку при отказе от обычного рациона с большим содержанием жира и сахара содержа­ние сахара в крови значительно падает, жела­тельно, чтобы вы отучили себя от такой пищи еще за день или два до поста»2.

Некоторые врачи-гигиенисты рекомендуют за два дня до начала поста ограничиться исключитель­но сырой пищей.

Физическая подготовка облегчает резкое измене­ние вашего обычного рациона. Вы сможете напра­вить все ваше внимание на Господа.

В-четвертых, нужно просить Святой Дух, чтобы Он открыл вам, какого рода пост Он ожидает от вас. Хочет ли Он, чтобы вы обходились совершенно без еды и пили только воду или воду и соки. Просит ли Он вас поститься на одну трапезу в сутки или один день в не­делю, или несколько дней, или же несколько недель кряду? Направляет ли Господь вас к тому, чтобы пред­принять сорокадневный пост? Обратитесь к Святому

Духу за руководством в этих делах, чтобы ваше обще­ние с Господом стало более значительным.

Символический пост — такой, как отказ от шоко­лада или лимонного пирога, или другого любимого блюда — так же может быть рекомендован. Но такой пост не создаст условий для того, чтобы Святой Дух смог проделать внутреннюю работу, необходимую для реальных изменений в вашей духовной жизни. Он также не убедит Господа, что вы всерьез озабоче­ны возрождением Америки.

Как я указывал выше, библейский пост обычно ог­раничивают водой, только водой. Я много раз про­водил такие посты в течение одного или нескольких дней подряд с особым благословением. Однако я очень рекомендую вам добавлять овощные и фрукто­вые соки. Диетолог д-р Джеймс Ф. Балч не рекомен­дует апельсиновые или томатные соки ввиду их по­вышенной кислотности. Он считает, что лучшими соками являются свежий кабачковый, свекольный, морковный, сельдерейный, виноградный и яблоч­ный. Он также рекомендует «зеленые» напитки, ко­торые приготавливаются из зеленых листьев ово­щей, поскольку они являются прекрасными детоксикаторами3. Если вы изберете пост только с водой, пожалуйста, делайте это под наблюдением врача, сведущего в вопросах голодания.

Подобно д-ру Балчу, диетолог Памела Смит не ре­комендует соки цитрусовых из-за лимонной кисло­ты. Она предлагает «мягкие» соки, такие, как сок не­сладких яблок, яблочной клюквы и белый виноград­ный сок4.

Я рекомендую фруктовые соки по двум причинам: их натуральный сахар дает энергию, а вкус и сила стимулируют продолжать пост.

Д-р Балч говорит, что фруктовые соки являются очистительными, их лучше всего принимать ут­ром. Поскольку овощные соки являются восстано­вителями и строителями, их лучше всего прини­мать вечером.

Разумно придерживаться поста, представляюще­го собой сочетание чистой воды и соков, особенно для тех, кому пост в новинку, поскольку он помогает им больше сосредотачиваться на Господе, чем на чув­стве голода, возможном дискомфорте, болезненных ощущениях, которые иногда сопровождают пост только с водой.

Если у вас есть некоторый опыт, при коротких по­стах от одного до трех дней не требуется ничего, кроме воды. Те христиане, которые делают это сис­тематически, часто могут поститься только с водой в течение десяти дней и дольше — даже до сорока дней — с благотворными результатами в духовном и физи­ческом отношении под ежедневным наблюдении кого -либо, кто знаком с таким постом. Вы обладаете значительно большими ресурсами пищи, накоплен­ными в жире вашего тела, чем можете вообразить, и большинство из нас были бы счастливы избавиться от этого жира.

Однако пока вы не обзавелись «костылями» для поста или если вы предпринимаете долгий пост, вам, вероятно, следует добавлять овощные или фруктовые соки для питья (предпочтительно без са­хара или подсластителей).

Д-р Хулио Руибаль убежден, что человек может прекрасно поститься с соками столько времени, сколько, как он чувствует, Господь определяет ему. Он рекомендует соки, начиная с третьего дня. «При посте с соками ваше тело получает некоторые пита­тельные вещества, — говорит д-р Руибаль, — фрукто­вые соки дают глюкозу. Арбуз превосходен, посколь­ку, по сути, это вода с глюкозой. Его сок мягок и не реактивен. Употребляйте его без добавления воды. Хорош также и сок из свежих яблок. Зеленый сок из сельдерея, салата-латука и моркови, смешанных примерно в одинаковой пропорции, дает минера­лы, в которых нуждается нервная система нашего организма. Это позволит вам в какой-то мере зани­маться творческой деятельностью».

Диетологи рекомендуют, чтобы вы избегали на­питков, содержащих кофеин, таких, как кофе, чай или кола. «Кофеин, серные и фосфорные кислоты в этих напитках не только не полезны для организма, но даже вредны, — подчеркивает д-р Руибаль. — По­скольку кофеин является стимулятором, то, когда вы воздерживаетесь от пищи, его влияние на нервную систему еще сильнее. Это работает против физичес­ких и духовных благ поста».

«Когда из-за отсутствия стимуляции вы чувствуе­те рези в желудке, увеличьте прием жидкости, — го­ворит д-р Руибаль, — допустимы травяные чаи — по­немногу, с медом».

Для холодного климата д-р Руибаль рекомендует теплый бульон. Просто вскипятите нарезанные по­мидоры, морковь и сельдерей, соли не добавляйте. Примерно через полчаса слейте воду и пейте её. Этот бульон также добавляет вкусовые ощущения разным жидкостям.

Д-р Балч предлагает другой рецепт бульона: «Три моркови, две веточки сельдерея, турнепс, две свеклы, полкочана капусты, четверть пучка пет­рушки, четверть луковицы, ползубка чеснока»5.

Он рекомендует кипятить овощи на медленном огне и затем пить бульон два-три раза в день.

Д-р Руибаль рекомендует дневной график, кото­рый может оказаться полезным во время поста.

5-00 - 8-00:

фруктовые соки, желательно свежеотжатые и наполовину разбавленные чистой водой, если фрукты кислые. Хороши апельсины, яблоки, груши, грейпфруты, папайя или другие фрук­ты. Если вы не можете сами приготовить соки, купите, но без сахара и добавок.

10-30 — полдень:

зеленый свежеприготовленный овощной сок из латука, сельдерея и моркови в трех равных частях.

14-30 - 16-00:

травяной чай с капелькой меда. Убедитесь, что это не черный чай или чай со стимуляторами.

18-00 - 20-30:

бульон из помидоров, сельдерея и моркови без соли. Кипятите полчаса, затем слейте жид­кость и пейте её.

Я имею в виду, что вы не будете пить молоко, по­скольку это настоящая пища, и это было бы наруше­нием поста.

Воды вы можете пить столько, сколько хотите. Во время поста организму нужно много воды — как для очищения, так и для предотвращения обезвожива­ния. Чтобы вода была легко доступна, вам нужно по­ставить рядом с собой небольшую бутылку с чистой водой. Питье воды в трапезное время «обманывает» ваш желудок. Он перестает «разговаривать», по­скольку думает, что его насытили.

Если вы не хотите следовать рекомендованному д-ром Руибалем графику, вы можете пить овощные и фруктовые соки в течение всего дня. Но осуществ­ляйте самоконтроль. Помните, что у вас духовный пост. Если вы не ограничите потребление сока, вы можете не достигнуть ваших целей. Еще один совет д-ра Балча:

«Не жуйте ничего похожего на жвачку во вре­мя поста. Процесс пищеварения начинается с жевания — в желудочно-кишечный тракт выде­ляются энзимы. При отсутствии в желудке пищи для переваривания с этими энзимами происходят неприятности» 6.

В-пятых, ограничьте вашу активность. Занимай­тесь делами умеренно. Отдыхайте столько, сколько позволяет ваш график. Очень полезен короткий сон. «Отдых — это не грех, — разъясняет д-р Руи­баль. — Пост — голодание в строгом смысле слова — это физиологический отдых. Ваш организм отдыха­ет от переваривания и ассимиляции пищи, чтобы сосредоточиться на выделении». Поэтому во время поста могут наблюдаться побочные эффекты. «У многих бывает головная боль, боли в желудке, тош­нота, неприятный вкус во рту, обложенный язык, — говорит д-р Руибаль. — Ваша моча может потемнеть, а ее запах — стать неприятнее обычного, может иметь место рвота. Это нормально. При долгом по­сте не будет чем-то необычным лихорадка. Главное, что организм использует пост для того, чтобы очис­тить и излечить себя».

В-шестых, подумайте о медицинской помощи. Чрез­вычайно важно, чтобы до поста вы посоветовались со своим врачом, если вы проводите какой-то курс лечения. «Вы можете столкнуться с проблемами в физическом самочувствии, если вы начинаете пост, но продолжаете свое лечение», — предупреждает д-р Руибаль.

«Большинство людей могут отказаться от ле­карств от гипертонии, если они следуют надлежа­щей диете, делают упражнения и справляются со стрессом, — говорит он. — Но нужно быть осторож­ным. Систематически проверяйте кровяное давле­ние. Если вы видите, что требуется прием лекарства, принимайте его снова»7. Все изменения в приеме лекарств должны производиться с согласия вашего доктора и под его наблюдением.

Как молиться

Седьмой шаг в проведении поста состоит в том, чтобы больше времени оставаться наедине с Госпо­дом. Чем больше времени вы проведете в общении с Ним, в служении, поклонении, чем больше вы будет читать Его Слово и размышлять над ним, тем более действенными будут ваши молитвы и более значи­мым пост.

Стремитесь к Господу с молитвой каждое утро до ухода из дома или до того, как приступаете к обычным домашним делам. Возвращайтесь к молитве во время полдника. Снова обращайтесь к Нему вечером, когда некуда спешить, чтобы «взыскать Его лик». Разумеет­ся, вы должны «пребывать в Его присутствии» и по­стоянно сохранять единение с Ним, пока вы «твори­те непрерывную молитву» в течение дня.

Не существует догмата, как молиться во время по­ста. Мы вольны молиться вслух и про себя, а также просить Господа отозваться на конкретные просьбы. Я советую составить перечень молитвен­ных просьб и пополнять его ежедневно, как только в голову придет какая-нибудь идея. Искренно моли­тесь за свою семью, своего пастора, свою церковь, свою общину, свою страну.

Молитесь за возрождение нашей страны и вели­кую духовную жатву по всему миру. Молитесь за ис­полнение миссии благовествования.

Вы можете ожидать Его в спокойном созерца­нии, прося Святой Дух направлять вас и ниспосы­лать вашей душе то, что Он хочет услышать в ваших молитвах.

Вы должны подходить к вашим повседневным де­лам обдуманно, помня, что вы поститесь и стреми­тесь к Господу. Некоторые глубокие прозрения при­шли ко мне, когда я исполнял пасторские обязаннос­ти и в то же время «искал Его лица» и «пребывал в Его присутствии».

Если вы не знаете, о чем молиться, или же чув­ствуете, что вы «вымолились», ждите Его спокойно. Обратитесь к Псалтырю, к любимым местам Свя­щенного Писания и молитесь этими словами. На­пример, найдите 23 Псалом и громко читайте каж­дый стих, благодаря Его за исполнение каждого из этих обещаний в вашей жизни. Служите Господу и хвалите Его. Скажите, как сильно вы Его любите и хотите служить Ему. Снова просите о Его присут­ствии в вашей жизни.

Вы можете стремиться приблизиться к Господу через молитву «Отче наш» (Мф. 6:9-13). Вообще эта молитва покрывает собой все, что мы можем про­сить у Господа или сказать Ему. Как введение к этой молитве звучит напоминание Иисуса Его ученикам, что «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:8).

Теперь, когда вы знаете, как проводить пост, пора устремить взгляд на Того, Кто видит вас и зна­ет, Того, кто радуется за вас и ждет, когда вы яви­тесь к Нему.

Глава 10

Начало поста

Вот и пришло для вас время приступить к посту и молитвам. Вы полностью отказываетесь от плотной пищи и стремитесь к Господу. Странно, но именно в этот момент некоторые испытывают легкое разоча­рование, даже чувство беспокойства: «Ну вот, нача­лось, а что дальше?»

Если вы оцениваете достижения духа теми чув­ствами, которые они порождают, или их зримыми результатами, тогда это — тот период, когда вы буде­те чувствовать растерянность. Если это происходит, вы должны проявить решимость и терпение: обра­титесь к Господу, призовите Святой Дух помочь вам. Если вы с верою стремитесь к Господу, вы можете быть уверены, что Он даст вам силы завершить пост, который Он призвал вас начать.

Разрешите мне поделиться с вами некоторыми со­ображениями, которые вы могли бы принять во вни­мание во время поста.

Во-первых, ограничьте ваши занятия. Тяжелые уп­ражнения, такие, как езда на велосипеде, быстрая ходьба, бег, рекомендуются в сочетании со специаль­ными гигиеническими диетами и диетами для поте­ри веса, но не для поста.

Пройти милю-другую умеренным шагом может быть полезно для человека с хорошим здоровьем, если он соблюдает пост с соками. Однако никто из тех, кто предпринимает пост только с водой, не дол­жен делать никаких упражнений без наблюдения специалиста по голоданию.

Если вы заняты напряженной работой, для вас мо­жет оказаться подходящим пост лишь в течение одно­го дня в неделю с неполным голоданием. Или же для воздержания от пищи вам следует иметь в виду уик-энд.

Во-вторых, учтите, что вам придется часто посе­щать «удобства». При большом количестве выпивае­мой воды это неизбежно. До, во время и после поста вы можете посчитать нужным поставить клизму или принять слабительное. Диетологи, рекомендующие голодание, по этому вопросу расходятся во мнениях. Все они согласны, что, когда вы перестаете есть, ваш кишечник перестает нормально функционировать. Когда вы снова начинаете принимать пищу, ваш пи­щеварительный тракт возобновляет нормальную ра­боту. Если вы решаетесь на длительный пост, вам нужно основательно с этим разобраться.

Во время моего сорокадневного поста я пил Psyllium, который можно купить почти в любой ап­теке или диетическом магазине. Разведенный в воде порошок становится как желе. Для меня он оказался фильтром для очистки организма.

В-третьих, приготовьтесь к душевному дискомфорту. Вы будете переживать определенные внутренние конфликты, когда откажете себе в удовольствии вкусно поесть. Во время трехдневного поста эта борьба усилится к концу второго дня. По-видимому, это самое подходящее время для «Я» восстать и зая­вить: «Больше не хочу. Не довольно ли?»

Вы можете чувствовать себя обеспокоенным и раз­драженным. Нередко во время длительного поста люди становятся капризными и мнительными. Вонет­та, которая постилась вместе со мной последние две недели, в некоторой степени испытывала эти чувства.

Можно ожидать еще одного недруга, который выс­тупит против вас, — подступающих исподтишка мыс­лей, которые будут испытывать вашу решимость. Если это произойдет, призовите Господа очистить ваш) душу Его кровью и укрепить вас Его Святым Духом.

В-четвертых, ожидайте физического дискомфорта. В течение первых нескольких дней поста вы можете испытывать своего рода физическое «неблагополу­чие». Если это произойдет, чаще пейте воду и соки, отдыхайте, обретая силу в молитвах, служении и Слове Іоспода.

К концу второго дня вы можете почувствовать, что страшно голодны — желудком и душой — но к кон­цу третьего дня у вас уже не будет голода. Однако вы можете чувствовать известную слабость.

Голод и слабость не будут постоянными. Буэно го­ворит:

«После первых двух или трех дней чувство голо­да пропадает... исчезает вожделение к еде. По­мните, что аппетит — это душевное движение, а чувство голода — потребность организма»

Вы будете думать, что чем дольше пост, тем слабее вы будете становиться. Однако здоровые люди сооб­щают, что во время длительных постов они на самом деле <

Наши рекомендации