Нужно пи брать для поста отпуск?»
Сроки и вид поста, который вы намерены предпринять, как и то, следует ли менять ваш график работы, — это зависит главным образом от характера ваших занятий. Естественно, что лицам, занятым канцелярской работой, пасторам, домохозяйкам — в отличие от работников тяжелого физического труда — легче продолжать выполнять свои обязанности и поститься в течение более долгого времени.
Я согласен с Артуром Уоллисом, который пишет: «Нетрудно соблюдать однодневный пост, независимо от вида занятий». Он был знаком с «домохозяйками и матерями, которые извлекали пользу из трехдневного и долее поста, продолжая вести дом... и рабочими, занятыми физическим трудом, пост которых длился дольше без каких-либо болезненных последствий»20, но считал, что не следует рекомендовать это как правило».
Помните, что вы поститесь для Господа. Вам нужно особое время для того, чтобы остаться наедине с Ним в молитвах и медитации над Его Словом. Ли Буэно говорит:
«Некоторые люди сочетают пост с тяжелым трудом. Большинство из них удивляются, почему пост не принес результатов. "В чем дело?" — наивно спрашивают они, будучи не в состоянии понять, что их внимание все время разрывалось между Господом и миром»21.
Когда я постился сорок дней, я сократил свой график в «Кампус крусейд», чтобы уделить больше времени чтению Слова Господа и молитвам. На самом деле, даже мои обязанности проповедника и другие проекты представляли собой служение, были посвящены Господу.
Духовный пост превосходит все, что происходит во время простого поста. Когда я пощусь для Господа, проводя время в молитвах и чтении Священного Писания, я могу ждать сверхъестественного прилива энергии. Внутреннюю работу Святого Духа подчеркивает Священное Писание, которое говорит: «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью...» (2 Кор. 9:8).
Никто не может «проскользнуть» сквозь пост без каких-либо проблем. Один из моих коллег, который во время моего сорокадневного поста ежедневно пропускал одну трапезу, ощущал духовный конфликт. Другой коллега неблагоразумно предпринял полный пост только с водой, продолжая выполнять свой обычный рабочий график.
«Я думал, что я умираю, — говорил он, — мне, в самом деле, казалось, что я подошел к грани физической гибели».
«Не разрушит пи пост мое здоровье?»
Это справедливый вопрос ввиду того, что проблема слабо изучена. Но большинство компетентных диетологов и гигиенистов могут привести сотни, даже тысячи примеров, когда результатом поста оказывалось физическое омоложение.
Христианин-диетолог доктор Хулио Руибаль говорит:
«Пост — это естественный физиологический процесс. Это также и библейский обычай, практиковавшийся в трудные времена. Таким образом, и с точки зрения Священного Писания, и с точки зрения науки мы можем быть уверены в том, что пост не только не вреден, но полезен, если проводится надлежащим образом» 22.
Из моего личного опыта я могу сказать, что артритные боли в пальцах руки значительно ослабевали между четырнадцатым и двадцать первым днями поста. Из-за грыжи я должен был принимать несколько таблеток антацида в день, чтобы ослабить боли в животе. Но мне не потребовалось ни одной таблетки за все время поста. Однако теперь, когда я вернулся к обычной диете, я должен снова принимать таблетки антацида.
В посте мы представляем наши тела «в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим. 12:1). Мы распинаем наши грешные желания, чтобы более действенно служить Господу и исполнять Его волю в нашей жизни.
Ничто не может сравниться с постом и молитвами в личном возрождении и обновлении Церкви. Я верю, что следующим шагом Господа, который Он уже намеревается сделать, будет восстановление библейского поста среди христиан.
Глава 9
Приготовления к посту
У вас, как у многих христиан, могут возникать вопросы относительно поста.
«Честно говоря, я не знаю, как стремиться к Господу посредством поста и молитв. Я хожу в церковь, читаю Библию, немножко молюсь, и это, пожалуй, все». «Я хочу поститься и молиться, но не постился до сих пор. Буду ли я в состоянии ежедневно работать?» «Послушайте, если я буду все время думать о еде, как я буду выполнять свою работу? Как в таком случае я на самом деле буду служить Господу?» «Я на самом деле очень боюсь поста. Не сделает ли это меня раздражительной? Как я буду справляться с детьми?»
У вас возникают и конкретные вопросы по поводу поста. Вы интересуетесь: «Как мне приступать? Должен ли я обходиться совершенно без пищи? Если да, то буду ли я пить только воду или другие жидкости тоже? Сколько времени должен я поститься? Как поддерживать пост? Могу ли я ходить и бегать? Требуется ли дополнительный отдых? Могу ли я рассказать другим о том, что я делаю: пощусь, молюсь, стремлюсь к Богу, справляюсь с моими повседневными обязанностями — и все в одно и то же время? Что я должен делать, когда наступит время заканчивать мой пост? Каких изменений в своей жизни я могу ожидать?»
В этой главе мы рассмотрим практические ответы на эти вопросы. Я сообщу вам некоторые указания, чтобы помочь провести ваш пост безопасно и плодотворно в духовном отношении.
Призыв к посту
Первый шаг к посту и молитвам делается при осознании вашей потребности в этом. Отнеситесь к информации, содержащейся в этой книге, как к «призыву» Святого Духа поститься и молиться.
Чем больше вы узнаете о посте, его духовных и физических благах, тем легче будет Святому Духу повести вас к посту и молитве. Действуя внутри нас, Святой Дух редко заявляет о себе посредством явных событий. Согласно посланию к Филиппийцам (2:13), Он делает так, что вы сами осознаете свою нужду в посте. Вы можете ощущать внутренний порыв стремиться к Господу особым образом. Святой Дух может также использовать вынуждающие обстоятельства или отчаянную нужду как средство призвать вас поститься и молиться.
В течение нескольких месяцев, предшествовавших моему сорокадневному посту, Святой Дух отягощал мою душу картинами быстрого распада морального и духовного уклада нашей страны. По крайней мере, в течение тридцати лет я болел душой за Америку, но теперь это было новое, особое действие Святого Духа. Он направлял меня к тому, чтобы «взыскать лице Господа» с молитвой более глубокой, чем те, с которыми я когда-либо обращался.
Как приступать
Ваш успех будет в значительной мере зависеть от того, как вы начнете и проведете ваш пост. Разрешите мне предложить определенные действия, которые помогут вам сделать ваше общение с Господом более осмысленным и духовно благодатным, и в то же время будут содействовать улучшению вашего физического состояния.
Во-первых, поставьте конкретные цели. Почему вы решили поститься? Делаете ли вы это для духовного обновления, для руководства, для излечения, для разрешения проблем, ради особой милости от Господа в разрешении трудной ситуации? Только сосредоточенность на цели вашего поста поможет вам соблюдать его даже тогда, когда физические соблазны и давление жизненной ситуации будут склонять вас к тому, чтобы отказаться от него.
Лично я верю, что Святой Дух обратился ко всем верующим с настоятельным призывом смирить себя посредством поста и молитв, чтобы Он мог взволновать наши души, пробудить наши церкви, исцелить нашу землю в соответствии с заповедью во 2-й книге Паралипоменон (7:14). Призываю вас сделать это основной целью вашего поста.
Заложите духовные основы
Во-вторых, приготовьте себя духовно. Самым глубоким основанием поста и молитв является покаяние. Нераскаянный грех помешает вашим молитвам. В Священном Писании Господь всегда требует от Своего народа покаяния в грехах, прежде чем Он станет слушать их молитвы. Давид говорил:
«Придите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, что сотворил Он для души моей. Я воззвал к Нему устами моими и превознес Его языком моим. Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь. Но Бог услышал, внял гласу моления моего. Благословен Бог, Который не отверг молитвы моей и не отвратил от меня милости Своей» (Пс. 65:16-20).
В другом месте Давид делится радостью, которая явилась к нему после раскаяния в грехах, включая прелюбодеяние и убийство.
«Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: "исповедаю Господу преступления мои", и Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благо- потребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его» (Пс. 31:1-6).
И как говорит Соломон:
«Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит» (Притч. 15:29).
Я призываю вас в начале поста исповедаться в каждом известном грехе, который Святой Дух возвращает вашей памяти. Включите и явные грехи, и те, которые не так очевидны, такие, как забвение вашей первой любви к Господу, погружение в мирские дела, себялюбие, духовное безразличие — нежелание разделять вашу веру в Христа с другими, нежелание помогать церкви, нежелание уделять время Слову Божьему и молитвам.
Включите и грехи против нашей страны — такие, как пренебрежение выборами, мошенничество при уплате налогов и другие.
Просите Святой Дух открыть вам все, что в вашей душе не угодно Господу.
Возможно, Он напомнит вам о том, что вами было сказано что-то, ранившее кого-либо, или повредившее чьей-либо репутации. Или об отсутствии доверия к Господу, что помешало вам полностью предаться Его воле. Перечислите ваши грехи на листочке бумаги и настаивайте на соблюдении Его обещания, о котором говорится в Первом послании Иоанна:
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).
Одна из важнейших истин Священного Писания, постижение и применение которой обогатило мою жизнь как никакая другая истина, состоит в идее, которую я обозначил как «духовное дыхание».
Подобно физическому дыханию, «духовное дыхание» представляет собой выдыхание нечистого и вдыхание чистого. Если вы согрешили действием преднамеренного неповиновения — сделайте духовный вдох, чтобы восстановить полноту Святого Духа в вашей жизни.
Выдох совершается посредством исповеди. Как обещает Слово Господа, если мы исповедуемся в наших грехах, Господь простит нас. В греческом, оригинальном языке Нового Завета, слово «исповедаться» (homologeo) означает «согласиться с...» или «вести разговор с...».
Такого рода согласие включает ряд соображений.
Во-первых, признаете ли вы, что ваш грех или грехи, которые следует конкретно перечислить Господу, - являются ошибкой и огорчают Его ?
Эвелин Кристенсон, признанный во всем мире специалист по молитвам, предлагает перечень возможных грехов1, который может помочь вам. Каждый ответ «да» представляет грех в вашей жизни и требует исповеди.
«За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:18).
Не беспокоит ли вас что-нибудь? Не забыли ли вы поблагодарить Господа за все — и за то, что кажется вам плохим, и за то, что видится вам хорошим? Не
упускайте случая время от времени воздавать благодарность.
«А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем...» (Еф. 3:20).
Терпели ли вы неудачи в своих попытках сделать угодное Господу из-за отсутствия таланта? Удерживало ли вас от служения Господу чувство неполноценности? Когда вы совершаете что-либо для Христа, разве вам не удается принести Ему славу?
«Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).
Не упускали ли вы случая свидетельствовать своим примером о Христе? Считали ли вы достаточным жить подобно христианину, но не обращаться к потерянным лицом к лицу?
«...Всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим. 12:3). Не гордитесь ли вы своими свершениями, своими дарованиями, своей семьей? Не упускаете ли вы случай увидеть, что другие лучше вас, значительнее вас для Тела Христова? Считаете ли вы свое поведение достойным христианина? Протестуете ли вы против Господа, когда Он хочет изменить вас?
«Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас...» (Еф. 4:31).
Не предаетесь ли вы стенаниям, не ищете ли виноватых, не препираетесь ли? Есть ли у вас критический дух? Ощущаете ли вы неприязнь к некоторым христианам или какой-либо другой группе из-за того, что они смотрят на вещи иначе, чем вы? Не говорите ли вы о людях недоброе за глаза? Злитесь ли вы на себя? На других? На Господа?
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19).
Не относитесь ли вы к своему телу беззаботно? Не виновны ли вы в том, что обращаетесь с ним в отношении пищи и привычек не как с храмом Святого Духа? Не оскверняете ли вы его греховным сексом?
«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших...» (Еф. 4:29).
Употребляете ли вы непристойные выражения, рассказываете ли неприличные анекдоты? Останавливаете ли вы других, когда они делают это в вашем присутствии или в вашем доме?
«...И не давайте места диаволу...» (Еф. 4:27).
Не упускали ли вы случай увидеть, что даете место для сатаны, практикуя трансцендентальную медитацию, йогу, ясновидение, увлекаясь оккультной литературой, фильмами с насилием и сексом? Пользовались ли вы в обыденной жизни указаниями гороскопа чаще, чем указаниями Господа? Не позволяли ли вы сатане использовать вас против дела Христа в вашей церкви посредством критики, слухов и неоказания поддержки?
«...5 усердии не ослабевайте...» (Рим. 12:11).
Бывало ли, что вы не возвращали вовремя долги? Не возвращали их совсем? Не превышали ли кредит по кредитной карточке? Бывало ли, что вы неправильно заполняли налоговую декларацию? Не впутывались ли вы в какие-нибудь темные дела?
«...Не будем оставлять собрания своего...» (Евр. 10:25).
Не посещаете ли вы церковь неаккуратно, от случая к случаю? Не присутствуете ли вы на собрании одним лишь своим телом, перешептываясь, читая или планируя дела, когда проповедуется Слово Божие?
Не пропускаете ли молитвенные собрания? Не пренебрегаете ли вы семейными обязательствами?
«Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его...» (Кол. 3:9).
Вы способны лгать? Преувеличивать? Не считаете ложь во спасение грехом? Рассказываете ли вы о событии так, как вам хочется его видеть, а не так, как было на самом деле?
«Возлюбленные! прошу вас... удаляться от плотских похотей, восстающих на душу...» (1 Петр. 2:11). Не смотрите ли вы похотливым взглядом на лиц противоположного пола? Не заполоняют ли вашу душу сексуальные телепрограммы, кинофильмы, книги, журналы, их обложки, содержание? Не совершаете ли вы грехов, которые Слово Господа предает анафеме — блуд, прелюбодеяние, извращение?
«...По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Не виновны ли вы в том, что являетесь членом какой-либо фракции и участвуете в расколах в вашей церкви? Не разжигаете ли вы ссоры вместо того, чтобы уладить их? Любите ли вы только членов своей собственной церкви, воспринимая членов других деноминаций как не принадлежащих к Телу Христову? Не радуетесь ли вы про себя неудачам других?
«...Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:13).
Не упускали ли вы случая простить кому-нибудь то, что они могли сказать или сделать против вас? Не отталкивали ли вы других людей? Не завидовали ли вы?
«Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись...» (Еф. 4:28).
Не обкрадывали ли вы своего нанимателя, выполняя меньшую работу, оставаясь на работе меньшее время, чем то, за которое вам было заплачено? Не «раздували» ли вы ваши отчеты о расходах?
«Никто не может служить двум господам... Не можете служить Богу и маммоне » (Мф. 6:24).
Заключается ли цель вашей жизни в том, чтобы приобрести как можно больше денег? Собрать вещей? Не оставляли ли вы себе причитающуюся Господу долю вашего дохода? Не являются ли для вас богом деньги?
«... Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:28).
Не сознаете ли вы, что в глубине души являетесь лицемером, только притворяющимся христианином? Не прячете ли вы за участием в церкви жизнь, полную греха? Не притворяетесь ли вы христианином ради социального статуса, допуска в церковь, общину? Не принадлежите ли вы к тем, кто набожно улыбается во время воскресной службы, а всю неделю живет в грехе? Являетесь ли вы дома тем же человеком, каким стараетесь показаться людям?
«Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп. 4:8).
Нравится ли вам слушать сплетни? Распространять их? Верите ли вы слухам или полуправдам, особенно если они относятся в вашим врагам или конкурентам? Бывает ли, что вам не хватает времени, чтобы читать Библию каждый день? Бывает ли так, что вы перестаете постоянно думать об угодном Богу — только о добре, истине и чистоте?
Составьте список из этих вопросов, а также других, которые Господь подсказал вам. Настаивайте на соблюдении обещания, содержащегося в 1-м Послании Иоанна (1:9). Когда вы исповедуетесь в своих грехах перед Богом, вспомните, что Он простил нас смертью Христа на кресте (Евр. 10:1-23).
Затем вы должны покаяться, что равносильно изменению вашего отношения к этому греху. Сила Святого Духа позволит вам изменить и отношение к нему, и свое поведение. Вместо того чтобы делать то, к чему вас влечет прежняя греховная природа, плоть, делайте то, что угодно Господу.
Вы вдыхаете, верой усваивая изобилие Господнего Духа. Доверьтесь Ему, пусть Он сдерживает и поощряет вас в соответствии со Своей заповедью в Послании Ефесяпам (5:18): «...исполняйтесь Духом...». На самом деле это означает, что вас постоянно и непрерывно направлял Святой Дух. Согласно Своему обещанию (1 Ин. 5: 14,15), Господь слышит вас и удовлетворяет вашу просьбу, если вы молитесь в соответствии с Его волей. И если мы знаем, что Он слышит нас, — о чем бы мы ни просили — мы знаем, что мы обладаем тем, о чем просим.
Средний христианин не понимает, что «духовное дыхание» — это акт веры. В результате его жизнь подобна перекати-полю. Его несет от одного эмоционального переживания к другому, так что большую часть времени он проживает как мирской человек, самовольно управляющий своей жизнью, несостоявшейся и бесплодной.
Если и ваш опыт таков, «духовное дыхание» позволит вам оставить эти эмоциональные шатания и наслаждаться полнотой христианской жизни, которую обещал наш Господь Иисус, когда сказал: «...Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). «Дыхание Духа» позволит вам также воспринимать любовь и всепрощение Господа, а кроме того — мощь и руководство Святого Духа в повседневной жизни.
В тот миг, когда вы призвали Христа в свою жизнь как Спасителя и Господа, духовно вы переживаете второе рождение. Вы становитесь чадом Господа и исполняетесь Святым Духом. Бог простил вам ваши грехи — прошлые, настоящие и будущие — делая вас праведным, благочестивым и угодным Ему благодаря жертве Христа на кресте ради вас. Вам даны силы, чтобы вести благочестивую жизнь, быть плодотворным свидетелем Господа. Если вы с верой последуете за Святым Духом, прибегая к «духовному дыханию», вы не потерпите поражения.
Физические приготовления
В-третьих, вы должны подготовить себя к посту физически.
Начинайте пост без спешки. Если вы собираетесь обходиться без еды несколько дней, целесообразно начинать с уменьшения пищи, прежде чем совсем отказаться от нее.
Ли Буэно, убежденный сторонник приготовлений, говорит:
«Поскольку при отказе от обычного рациона с большим содержанием жира и сахара содержание сахара в крови значительно падает, желательно, чтобы вы отучили себя от такой пищи еще за день или два до поста»2.
Некоторые врачи-гигиенисты рекомендуют за два дня до начала поста ограничиться исключительно сырой пищей.
Физическая подготовка облегчает резкое изменение вашего обычного рациона. Вы сможете направить все ваше внимание на Господа.
В-четвертых, нужно просить Святой Дух, чтобы Он открыл вам, какого рода пост Он ожидает от вас. Хочет ли Он, чтобы вы обходились совершенно без еды и пили только воду или воду и соки. Просит ли Он вас поститься на одну трапезу в сутки или один день в неделю, или несколько дней, или же несколько недель кряду? Направляет ли Господь вас к тому, чтобы предпринять сорокадневный пост? Обратитесь к Святому
Духу за руководством в этих делах, чтобы ваше общение с Господом стало более значительным.
Символический пост — такой, как отказ от шоколада или лимонного пирога, или другого любимого блюда — так же может быть рекомендован. Но такой пост не создаст условий для того, чтобы Святой Дух смог проделать внутреннюю работу, необходимую для реальных изменений в вашей духовной жизни. Он также не убедит Господа, что вы всерьез озабочены возрождением Америки.
Как я указывал выше, библейский пост обычно ограничивают водой, только водой. Я много раз проводил такие посты в течение одного или нескольких дней подряд с особым благословением. Однако я очень рекомендую вам добавлять овощные и фруктовые соки. Диетолог д-р Джеймс Ф. Балч не рекомендует апельсиновые или томатные соки ввиду их повышенной кислотности. Он считает, что лучшими соками являются свежий кабачковый, свекольный, морковный, сельдерейный, виноградный и яблочный. Он также рекомендует «зеленые» напитки, которые приготавливаются из зеленых листьев овощей, поскольку они являются прекрасными детоксикаторами3. Если вы изберете пост только с водой, пожалуйста, делайте это под наблюдением врача, сведущего в вопросах голодания.
Подобно д-ру Балчу, диетолог Памела Смит не рекомендует соки цитрусовых из-за лимонной кислоты. Она предлагает «мягкие» соки, такие, как сок несладких яблок, яблочной клюквы и белый виноградный сок4.
Я рекомендую фруктовые соки по двум причинам: их натуральный сахар дает энергию, а вкус и сила стимулируют продолжать пост.
Д-р Балч говорит, что фруктовые соки являются очистительными, их лучше всего принимать утром. Поскольку овощные соки являются восстановителями и строителями, их лучше всего принимать вечером.
Разумно придерживаться поста, представляющего собой сочетание чистой воды и соков, особенно для тех, кому пост в новинку, поскольку он помогает им больше сосредотачиваться на Господе, чем на чувстве голода, возможном дискомфорте, болезненных ощущениях, которые иногда сопровождают пост только с водой.
Если у вас есть некоторый опыт, при коротких постах от одного до трех дней не требуется ничего, кроме воды. Те христиане, которые делают это систематически, часто могут поститься только с водой в течение десяти дней и дольше — даже до сорока дней — с благотворными результатами в духовном и физическом отношении под ежедневным наблюдении кого -либо, кто знаком с таким постом. Вы обладаете значительно большими ресурсами пищи, накопленными в жире вашего тела, чем можете вообразить, и большинство из нас были бы счастливы избавиться от этого жира.
Однако пока вы не обзавелись «костылями» для поста или если вы предпринимаете долгий пост, вам, вероятно, следует добавлять овощные или фруктовые соки для питья (предпочтительно без сахара или подсластителей).
Д-р Хулио Руибаль убежден, что человек может прекрасно поститься с соками столько времени, сколько, как он чувствует, Господь определяет ему. Он рекомендует соки, начиная с третьего дня. «При посте с соками ваше тело получает некоторые питательные вещества, — говорит д-р Руибаль, — фруктовые соки дают глюкозу. Арбуз превосходен, поскольку, по сути, это вода с глюкозой. Его сок мягок и не реактивен. Употребляйте его без добавления воды. Хорош также и сок из свежих яблок. Зеленый сок из сельдерея, салата-латука и моркови, смешанных примерно в одинаковой пропорции, дает минералы, в которых нуждается нервная система нашего организма. Это позволит вам в какой-то мере заниматься творческой деятельностью».
Диетологи рекомендуют, чтобы вы избегали напитков, содержащих кофеин, таких, как кофе, чай или кола. «Кофеин, серные и фосфорные кислоты в этих напитках не только не полезны для организма, но даже вредны, — подчеркивает д-р Руибаль. — Поскольку кофеин является стимулятором, то, когда вы воздерживаетесь от пищи, его влияние на нервную систему еще сильнее. Это работает против физических и духовных благ поста».
«Когда из-за отсутствия стимуляции вы чувствуете рези в желудке, увеличьте прием жидкости, — говорит д-р Руибаль, — допустимы травяные чаи — понемногу, с медом».
Для холодного климата д-р Руибаль рекомендует теплый бульон. Просто вскипятите нарезанные помидоры, морковь и сельдерей, соли не добавляйте. Примерно через полчаса слейте воду и пейте её. Этот бульон также добавляет вкусовые ощущения разным жидкостям.
Д-р Балч предлагает другой рецепт бульона: «Три моркови, две веточки сельдерея, турнепс, две свеклы, полкочана капусты, четверть пучка петрушки, четверть луковицы, ползубка чеснока»5.
Он рекомендует кипятить овощи на медленном огне и затем пить бульон два-три раза в день.
Д-р Руибаль рекомендует дневной график, который может оказаться полезным во время поста.
5-00 - 8-00:
фруктовые соки, желательно свежеотжатые и наполовину разбавленные чистой водой, если фрукты кислые. Хороши апельсины, яблоки, груши, грейпфруты, папайя или другие фрукты. Если вы не можете сами приготовить соки, купите, но без сахара и добавок.
10-30 — полдень:
зеленый свежеприготовленный овощной сок из латука, сельдерея и моркови в трех равных частях.
14-30 - 16-00:
травяной чай с капелькой меда. Убедитесь, что это не черный чай или чай со стимуляторами.
18-00 - 20-30:
бульон из помидоров, сельдерея и моркови без соли. Кипятите полчаса, затем слейте жидкость и пейте её.
Я имею в виду, что вы не будете пить молоко, поскольку это настоящая пища, и это было бы нарушением поста.
Воды вы можете пить столько, сколько хотите. Во время поста организму нужно много воды — как для очищения, так и для предотвращения обезвоживания. Чтобы вода была легко доступна, вам нужно поставить рядом с собой небольшую бутылку с чистой водой. Питье воды в трапезное время «обманывает» ваш желудок. Он перестает «разговаривать», поскольку думает, что его насытили.
Если вы не хотите следовать рекомендованному д-ром Руибалем графику, вы можете пить овощные и фруктовые соки в течение всего дня. Но осуществляйте самоконтроль. Помните, что у вас духовный пост. Если вы не ограничите потребление сока, вы можете не достигнуть ваших целей. Еще один совет д-ра Балча:
«Не жуйте ничего похожего на жвачку во время поста. Процесс пищеварения начинается с жевания — в желудочно-кишечный тракт выделяются энзимы. При отсутствии в желудке пищи для переваривания с этими энзимами происходят неприятности» 6.
В-пятых, ограничьте вашу активность. Занимайтесь делами умеренно. Отдыхайте столько, сколько позволяет ваш график. Очень полезен короткий сон. «Отдых — это не грех, — разъясняет д-р Руибаль. — Пост — голодание в строгом смысле слова — это физиологический отдых. Ваш организм отдыхает от переваривания и ассимиляции пищи, чтобы сосредоточиться на выделении». Поэтому во время поста могут наблюдаться побочные эффекты. «У многих бывает головная боль, боли в желудке, тошнота, неприятный вкус во рту, обложенный язык, — говорит д-р Руибаль. — Ваша моча может потемнеть, а ее запах — стать неприятнее обычного, может иметь место рвота. Это нормально. При долгом посте не будет чем-то необычным лихорадка. Главное, что организм использует пост для того, чтобы очистить и излечить себя».
В-шестых, подумайте о медицинской помощи. Чрезвычайно важно, чтобы до поста вы посоветовались со своим врачом, если вы проводите какой-то курс лечения. «Вы можете столкнуться с проблемами в физическом самочувствии, если вы начинаете пост, но продолжаете свое лечение», — предупреждает д-р Руибаль.
«Большинство людей могут отказаться от лекарств от гипертонии, если они следуют надлежащей диете, делают упражнения и справляются со стрессом, — говорит он. — Но нужно быть осторожным. Систематически проверяйте кровяное давление. Если вы видите, что требуется прием лекарства, принимайте его снова»7. Все изменения в приеме лекарств должны производиться с согласия вашего доктора и под его наблюдением.
Как молиться
Седьмой шаг в проведении поста состоит в том, чтобы больше времени оставаться наедине с Господом. Чем больше времени вы проведете в общении с Ним, в служении, поклонении, чем больше вы будет читать Его Слово и размышлять над ним, тем более действенными будут ваши молитвы и более значимым пост.
Стремитесь к Господу с молитвой каждое утро до ухода из дома или до того, как приступаете к обычным домашним делам. Возвращайтесь к молитве во время полдника. Снова обращайтесь к Нему вечером, когда некуда спешить, чтобы «взыскать Его лик». Разумеется, вы должны «пребывать в Его присутствии» и постоянно сохранять единение с Ним, пока вы «творите непрерывную молитву» в течение дня.
Не существует догмата, как молиться во время поста. Мы вольны молиться вслух и про себя, а также просить Господа отозваться на конкретные просьбы. Я советую составить перечень молитвенных просьб и пополнять его ежедневно, как только в голову придет какая-нибудь идея. Искренно молитесь за свою семью, своего пастора, свою церковь, свою общину, свою страну.
Молитесь за возрождение нашей страны и великую духовную жатву по всему миру. Молитесь за исполнение миссии благовествования.
Вы можете ожидать Его в спокойном созерцании, прося Святой Дух направлять вас и ниспосылать вашей душе то, что Он хочет услышать в ваших молитвах.
Вы должны подходить к вашим повседневным делам обдуманно, помня, что вы поститесь и стремитесь к Господу. Некоторые глубокие прозрения пришли ко мне, когда я исполнял пасторские обязанности и в то же время «искал Его лица» и «пребывал в Его присутствии».
Если вы не знаете, о чем молиться, или же чувствуете, что вы «вымолились», ждите Его спокойно. Обратитесь к Псалтырю, к любимым местам Священного Писания и молитесь этими словами. Например, найдите 23 Псалом и громко читайте каждый стих, благодаря Его за исполнение каждого из этих обещаний в вашей жизни. Служите Господу и хвалите Его. Скажите, как сильно вы Его любите и хотите служить Ему. Снова просите о Его присутствии в вашей жизни.
Вы можете стремиться приблизиться к Господу через молитву «Отче наш» (Мф. 6:9-13). Вообще эта молитва покрывает собой все, что мы можем просить у Господа или сказать Ему. Как введение к этой молитве звучит напоминание Иисуса Его ученикам, что «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:8).
Теперь, когда вы знаете, как проводить пост, пора устремить взгляд на Того, Кто видит вас и знает, Того, кто радуется за вас и ждет, когда вы явитесь к Нему.
Глава 10
Начало поста
Вот и пришло для вас время приступить к посту и молитвам. Вы полностью отказываетесь от плотной пищи и стремитесь к Господу. Странно, но именно в этот момент некоторые испытывают легкое разочарование, даже чувство беспокойства: «Ну вот, началось, а что дальше?»
Если вы оцениваете достижения духа теми чувствами, которые они порождают, или их зримыми результатами, тогда это — тот период, когда вы будете чувствовать растерянность. Если это происходит, вы должны проявить решимость и терпение: обратитесь к Господу, призовите Святой Дух помочь вам. Если вы с верою стремитесь к Господу, вы можете быть уверены, что Он даст вам силы завершить пост, который Он призвал вас начать.
Разрешите мне поделиться с вами некоторыми соображениями, которые вы могли бы принять во внимание во время поста.
Во-первых, ограничьте ваши занятия. Тяжелые упражнения, такие, как езда на велосипеде, быстрая ходьба, бег, рекомендуются в сочетании со специальными гигиеническими диетами и диетами для потери веса, но не для поста.
Пройти милю-другую умеренным шагом может быть полезно для человека с хорошим здоровьем, если он соблюдает пост с соками. Однако никто из тех, кто предпринимает пост только с водой, не должен делать никаких упражнений без наблюдения специалиста по голоданию.
Если вы заняты напряженной работой, для вас может оказаться подходящим пост лишь в течение одного дня в неделю с неполным голоданием. Или же для воздержания от пищи вам следует иметь в виду уик-энд.
Во-вторых, учтите, что вам придется часто посещать «удобства». При большом количестве выпиваемой воды это неизбежно. До, во время и после поста вы можете посчитать нужным поставить клизму или принять слабительное. Диетологи, рекомендующие голодание, по этому вопросу расходятся во мнениях. Все они согласны, что, когда вы перестаете есть, ваш кишечник перестает нормально функционировать. Когда вы снова начинаете принимать пищу, ваш пищеварительный тракт возобновляет нормальную работу. Если вы решаетесь на длительный пост, вам нужно основательно с этим разобраться.
Во время моего сорокадневного поста я пил Psyllium, который можно купить почти в любой аптеке или диетическом магазине. Разведенный в воде порошок становится как желе. Для меня он оказался фильтром для очистки организма.
В-третьих, приготовьтесь к душевному дискомфорту. Вы будете переживать определенные внутренние конфликты, когда откажете себе в удовольствии вкусно поесть. Во время трехдневного поста эта борьба усилится к концу второго дня. По-видимому, это самое подходящее время для «Я» восстать и заявить: «Больше не хочу. Не довольно ли?»
Вы можете чувствовать себя обеспокоенным и раздраженным. Нередко во время длительного поста люди становятся капризными и мнительными. Вонетта, которая постилась вместе со мной последние две недели, в некоторой степени испытывала эти чувства.
Можно ожидать еще одного недруга, который выступит против вас, — подступающих исподтишка мыслей, которые будут испытывать вашу решимость. Если это произойдет, призовите Господа очистить ваш) душу Его кровью и укрепить вас Его Святым Духом.
В-четвертых, ожидайте физического дискомфорта. В течение первых нескольких дней поста вы можете испытывать своего рода физическое «неблагополучие». Если это произойдет, чаще пейте воду и соки, отдыхайте, обретая силу в молитвах, служении и Слове Іоспода.
К концу второго дня вы можете почувствовать, что страшно голодны — желудком и душой — но к концу третьего дня у вас уже не будет голода. Однако вы можете чувствовать известную слабость.
Голод и слабость не будут постоянными. Буэно говорит:
«После первых двух или трех дней чувство голода пропадает... исчезает вожделение к еде. Помните, что аппетит — это душевное движение, а чувство голода — потребность организма»
Вы будете думать, что чем дольше пост, тем слабее вы будете становиться. Однако здоровые люди сообщают, что во время длительных постов они на самом деле <