Никогда не слышал об этом в церкви?»

Ранняя Церковь следовала в обычае молитвы и поста по стопам нашего Господа и апостолов. Но в Средние века пост как дисциплина был оставлен. Верующие видели в нем суровый аскетический обы­чай, подходящий лишь для монахов в монастырях. В течение столетий пост покрылся ржавчиной и ос­тался лежать забытым в темном углу Церкви.

Пост, как дисциплина, так и остается отвергнутым — за исключением тех, кто знает его особые преимуще­ства. Комментатор Библии Мэтью Генри писал: «Пост — это достойный похвал обычай, и у нас есть основания сожалеть... что христиане так пренебрегают им»

В наше время идея поста и молитв большинству христиан просто не приходит в голову. Преподава­тель Библии Дерек Принс говорит: «Пост — это по­терянный ключ, благодать, которую можно обнару­жить почти на каждой странице Библии. Но она от­вергнута и искажена христианской Церковью»2. Профессор Ричард Фостер так подытоживает эту проблему сегодня: «В нашей культуре пост кажется неуместным и несовременным. Действительно, пост уже долгие годы не признается ни Церковью, ни вне ее. Например, в ходе своего исследования я не смог найти ни одной книги по проблеме христи­анского поста, опубликованной с 1861 по 1954 год, то есть почти за столетие. В последнее время инте­рес к посту возобновился, но нам еще далеко до вос­становления библейского уровня»3.

«Действительно ли в Библии говорится о том,

Что мы должны поститься?»

Пост часто упоминается в Священном Писании. Обычно он связывается с плачем и другими актами смирения перед Господом. Господь указывает:

«...обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца

ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему...» (Иоил. 2:12,13).

Господь призывал Свой народ поститься для очи­щения от грехов в Иом Кипур, который евреи празд­нуют как День искупления:

«И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый день месяца смиряй­те души ваши и никакого дела не делайте, ни ту­земец, ни пришлец, поселившийся между вами; ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним» (Лев. 16:29,30).

Дерек Принс пишет: «Из истории мы знаем, что 3 тысячи лет еврейский народ соблюдал Йом Ки­пур... как день поста. Об этом также свидетельствует и Новый Завет. В Деяниях, где описывается путеше­ствие апостола Павла в Рим морем, говорится:

"Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже про­шел..." (Деян. 27:9)

Упомянутый здесь пост — это День искупления, который всегда приходился на конец сентября или начало октября. Как раз в то время, когда наступала зима... Господь требовал от Своего народа, чтобы он смирил перед Ним свои души в коллективном посте. Таким было предопределение для Дня искупления, самого священного дня в еврейском календаре».

«Заметьте два факта: во-первых, в данном случае пост был откликом человека на то, что Господь давал прощение и очищение. Господь установил церемо­нию, в которой первосвященник входил в самое внут­реннее святилище храма и совершал примирение. Во-вторых, это примирение было действенно только в отношении тех людей, кто принимал Его в посте» 4.

Подобная же ситуация описывается и в Новом Заве­те в отношении покаяния. Священное Писание гласит:

«...очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные; сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в пе­чаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:8,9,10).

В Ветхом Завете пост был тем способом, которым люди индивидуально и коллективно смиряли себя (Пс. 34:13, Пс. 68:11, Ис. 58:5, Поил. 2:12-17). Народ Господа всегда постился, чтобы смирить себя, полу­чить очищение от своих грехов благодаря действен­ному покаянию, для духовного обновления и для по­мощи в конкретных делах. Как мы видели раньше, Ездра провозгласил пост в поисках защиты Господа для евреев, возвращающихся из Вавилона в Иеруса­лим (Езд. 8:21).

Относительно Ездры Эдит Шефер в книге «Жизнь молитвы» пишет:

«Этот торжественный пост, скромное прекло­нение перед Господом с покаянием и надеждой на Его милость, имели место в контексте прак­тических нужд — нужды в защите и руковод­стве, в помощи правильного выбора и получе­нии материальных благ»5.

В Новом Завете Лука сообщает об Анне-пророчице, которая в свои 84 года никогда «... не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:36,37).

Иисус дал пример сорокадневного поста после Своего крещения. Для Него вопрос заключался в том, когда верующим поститься, а не в том, постить­ся ли. Он говорил такими словами:

«...когда творишь милостыню...», «когда молишь­ся...», «когда поститесь...» (Мф. 6:2,5,16). Он также сказал: «...могут ли печалиться сыны чер­тога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15).

Жених — это Иисус. Гости Жениха — Его последо­ватели, все христиане. «Отнимется» относится к смерти нашего Господа, воскресению и вознесению на небеса. Пост, говорил Иисус, — одна из составляю­щих христианской жизни, когда мы трудимся ради Его Царства.

«Намерением Христа не было отвергнуть пост или отнестись к нему с пренебрежением, — писал Мартин Лютер, — Его намерением было восстано­вить истинный пост»6.

Пророки и учителя постились в Антиохии (Деян. 13:2). Павел, который написал большую часть Ново­го Завета, говорил, что он «часто был в посте» (2 Кор.11:27).

Таким образом, для верующего вопрос состоит не в том, должен ли он поститься, а в том, намерен ли он это делать?

«Является ли пост заповедью? Дал ли Господь

Наши рекомендации