Америка перед судом Господним
У Америки совершенно особенные отношения с Господом. Они начались с Христофора Колумба. Колонисты, отцы-основатели, христианские дома и школы — ни один народ в истории не был столь благословлен Господом. Когда мы салютуем флагу, мы клянемся в верности «стране Господа, неделимой, со свободами и справедливостью для всех». Наш национальный девиз: «Мы верим Богу».
Из рук Господа нам давалось одно благословение за другим. Двести пятьдесят миллионов человек составляют лишь шесть процентов населения Земли, но мы гордимся тем, что нам принадлежит пятьдесят четыре процента богатств мира. Мы открыли наши сердца бедным и помогаем накормить голодных во всем мире. В чрезвычайных обстоятельствах мы великодушно помогали даже нашим врагам. Что касается нас самих, то наши «нужды» на самом деле нередко оказываются нашими «вожделениями». Большинство из нас никогда не испытывает нужду в предметах первой необходимости.
Народ без души
С течением лет Америка сбилась с пути. Мы живем среди народа, который утратил свою душу. Наше изобилие породило алчность. Наша свобода обратилась в дозволение отвернуться от Господа и заниматься мотовством. Наше национальное религиозное наследство забыто, оно высмеивается как неуместное или старомодное.
Америка стала одной из самых греховных стран в мире. Мы сделали для разрушения нравственности в других странах больше, чем какой-либо другой народ в истории. Мы превратились в величайший на Земле рынок наркотиков, мы опережаем другие страны по экспорту порнографических журналов и фильмов.
Посмотрим более пристально на несколько вопиющих примеров урона, понесенного Америкой.
Во-первых, это освобождение общественной жизни от влияния Церкви. Наш народ получил «свободу» выкинуть Господа, Библию и молитвы из классных комнат и рабочих помещений; требовать удаления праздничных религиозных символов из общественных мест и «свободу» преследования христиан, настаивающих на своем праве прославлять Господа там, где они работают и отдыхают.
То, что произошло с певцом Смоки Робинсоном в городе Сарасоте штата Флорида, является наглядным примером такого рода секуляризации. Смоки заключил контракт на выступления во время двухдневного молодежного слета против наркотиков. В первый день он выступил со свидетельствами того, что Господь спас его от употребления наркотиков. В результате его выступление на втором дне слета было отменено.
«Я говорил им о любви к ближним, — рассказывал Смоки,— я сказал, что они должны отказаться от некоторых укоренившихся в их жизни предрассудков... Но когда я стал говорить о том, что сделал Господь для нас, я, видно, наступил кому-то на больную мозоль». «Убивает то, что вы можете ходить в школы, рассказывать про убийства Чарльза Менсона с самыми жуткими подробностями, обсуждать половую распущенность, приносить презервативы, говорить о Гитлере. Но упоминать Господа или Иисуса — это табу! Позор!»1
Уильям Дж. Беннет, министр образования при Рейгане, сказал:
«Проблема не в том, что в общественных школах не учат тому, что Иисус Христос — это Господь. Они не должны делать этого, это запрещено законом. Но вот чего не понимают американцы: почему же тогда группы студентов могут в соответствии с законом собираться и заявлять: "Мы совершим марксистскую революцию!" Во множестве образовательных учреждений Америки религию игнорируют, запрещают или избавляются от нее такими способами, которые не приносят пользы ни образованию, ни Конституции, ни общественной политике. Нет ни правительственных распоряжений, ни конституционных оснований для того, чтобы учебники игнорировали (как это делается во многих из них) роль религии в образовании нашей страны, ее выдающуюся роль в жизни многих ее граждан. Мы должны признать, что религия — начиная с колонистов и до борьбы за гражданские права — является важной составной частью нашей истории, гражданского права, литературы, искусства, музыки, поэзии, политики. Мы должны настаивать на том, чтобы в школах говорили об этом правду»2.
Поддержка Беннетом молитв и практики вывешивания десяти заповедей в общественных школах на добровольных началах была расценена как призыв к хомейнизму.
В результате секуляризации наша страна попала в западню. Обозреватель Кел Томас пишет:
«Мы утратили объективные критерии добра и зла. Начав с нападок на молитвы и чтение Библии в общественных школах, различные активистские группы в конце концов уничтожили все критерии объективной истины. Они заместили их секуляризмом, плюрализмом и отвращением к тому, чтобы что-либо довлело над кем-либо под фальшивым предлогом, что Конституция запрещает это. Тридцать лет игнорирования личности, добродетели, морали, различения добра и зла привели к тому, что происходит сегодня. Страна, которая сосредоточилась на физическом здоровье и на том, чтобы вовремя менять масло в наших все дорожающих автомобилях, игнорирует социальные "механизмы", которые требуют определенных моральных и духовных "добавок", если мы хотим жить в упорядоченном обществе»3.
Во-вторых, это наши, так называемые, «социальные проблемы». Преступления и насилие в среде нашей молодежи, расовые волнения, изнасилования, разводы, сексуальная распущенность, детские беременности, аборты, СПИД, наркомания и алкоголизм приобрели характер эпидемий, и подобно океанскому валу угрожают смыть последние остатки благопристойности, оставшиеся в нашем обществе. В результате американцы испытывают всё углубляющееся чувство бессилия и пессимизма относительно будущего их страны.
Преступность стала самой больной проблемой Америки. Дети, наше будущее, быстро становятся нашим ужасом. Все больше и больше насилия вторгается в наши школы. «Это не только проблема наших городов, — говорит д-р Бернард Фридлендер, профессор психологии в Хартфортском университете, — это проблема всей Америки» 4.
Сообщения о насилии детей друг над другом внутри и вне школ сегодня часто попадают в сводки новостей. Национальная ассоциация школьных психологов сообщает, что каждый седьмой ребенок в школах США либо становится жертвой насилия, либо сам совершает насилие. Поражает, почему дети могут становиться столь жестокосердными, как в недавнем случае, когда двое десятилеток забили пятилетнего мальчика в Чикаго до смерти только из-за того, что он отказался украсть для них конфеты.
Нападение учащихся на учителей стало обычным явлением. Согласно сообщениям школьных психологов, более пяти тысяч учителей средних школ ежемесячно подвергаются физическому насилию. В этом нет ничего удивительного. Учащиеся потеряли всякое уважение к старшим, а учителя совершенно не в состоянии навести порядок среди них.
Оружие стало грозной опасностью в школах. Все больше и больше молодых людей по всей стране приносят его в школы — некоторые в целях безопасности, поскольку хулиганы и наркоманы безудержно распространяются по стране, многие же считают, что насилие — это подходящий способ решать свои проблемы. Мичиганский университет недавно провел опрос среди восьмиклассников по вопросу использования оружия. Исследование показало, что 19% учеников в школе угрожали оружием, а 9% школьников были ранены, 44% учеников воровали, а 34% бессмысленно портили вещи.
В своей статье в журнале «Женский день» Кэтрин С. Штехерт приводит несколько леденящих душу фактов по этой проблеме:
• согласно Национальному отчету о преступности, ежегодно в школах и вблизи них совершается почти три миллиона преступлений;
• две трети работников школьной администрации предсказывают рост преступности в школах;
• приблизительно каждый пятый студент носит с собой какое-нибудь оружие, каждый двадцатый имеет пистолет.
«Преступность вообще, и особенно преступность среди молодежи, — пишет корреспондент "Нью- Йорк тайме" Селия В. Даггер, — стала наваждением страны. По данным ФБР число молодых людей, арестованных за убийства, выросло за десятилетие на 60 процентов» 5.
Чак Колсон, председатель Коллегии тюремных священников в Вашингтоне, говорит:
«Моральный коллапс Америки столь велик, что он порождает институциональный кризис. Мы не в состоянии строить тюрьмы такими темпами, чтобы забирать с улиц подростков, которые совершают безжалостные, бессмысленные преступления. Если мы не доберемся до моральных истоков проблемы, она нас погубит. В тюрьмах Америки сейчас находятся 1014000 человек. Это означает рост преступности в 400 процентов за последние двадцать лет. За этот же период число насилий выросло на 550 процентов. Моральная катастрофа нашего общества станет еще более глубокой, когда наше население увеличится еще на миллион подростков за четыре предстоящих года. Еще миллион! А ведь именно в этой среде совершается большинство насильственных преступлений» 6.
Колсон сказал, что если положение не изменится, люди будут готовы отказаться от своих свобод, чтобы обрести порядок.
В-третьих, это распад традиционной семьи. К несчастью, разрушенные семьи стали заметной чертой американской жизни. Нью-Йоркская корпорация Карнеги, которой руководит совет из выдающихся политиков, врачей, деятелей в области образования и бизнесменов, рисует мрачную картину распада семей, беспросветной нужды, крайне жестокого обращения с детьми.
Недавно журнал «Тайм» в передовой статье писал, что сегодня многие отцы либо бросают своих детей, либо совершенно не занимаются ими. Корреспондент Ненси Гиббс сообщила: «Сегодня семей, где нет отца, больше, чем когда-либо за всю историю Америки»7. Этот феномен стимулируется легкостью и быстротой разводов. Арман М. Николи-младший, адъюнкт-профессор клинической психиатрии Гарвардского университета, заявляет: «Число разводов в этом столетии выросло на 700 процентов и продолжает расти. Сегодня один развод приходится на 1,8 браков. Ежегодно в бракоразводных делах фигурирует около миллиона детей. Число детей, лишившихся одного из родителей, достигло 13 миллионов» 8.
Николи называет несколько серьезных факторов распада семьи:
• чрезмерная занятость работающих матерей, особенно имеющих маленьких детей. Это увеличивает напряжение в семейных отношениях и влияет на рост числа разводов;
• точка зрения, что традиционная роль жены и матери осталась в прошлом;
• атмосфера несдерживаемой агрессивности в семье, результатом которой становится более жестокое обращение с детьми;
• перемены в характере воспитания детей, связанные с беспорядочными сексуальными отношениями, извращениями, передачей функции воспитания специальным учреждениям;
• раздражение родителей на детей из-за того, что они им мешают.
«Сегодня мы наблюдаем всеобщее наступление на семью, — говорит Николи, — оно направляется из самых разных источников. Мы должны знать эти источники для того, чтобы можно было благоразумно возвести духовную "оборонительную стену" вокруг семьи как гарантии возвращения нашей нации к Господу»9.
Ответственность за феноменальный рост преступности среди молодежи мы должны возложить на распад семьи. «Обследования малолетних преступников, — пишет Гиббс, — показали, что более 70% молодых людей в исправительных учреждениях — безотцовщина» 10.
В-четвертых, — это дух себялюбия, который, очевидно, овладел большой частью нашего народа. Библейские заповеди: «возлюбить ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27), а также «...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...» (Мф. 7:12) по существу подменены другими заповедями: «я — прежде всего» и «опереди ближнего прежде, чем он примется за тебя». Алан Блум, профессор социологии Чикагского университета, пишет:
«Студенты теперь свободны от большей части ограничений, их семьи жертвуют для них всем, не требуя взамен никакого послушания или уважения. Религия и национальное происхождение не играют почти никакого роли в их общественной жизни и перспективах карьеры... Прежде всего они заняты самими собой, в самом узком смысле».
Около двухсот лет назад Жан Жак Руссо с тревогой наблюдал первые проявления распада семьи. Обращаясь к этой проблеме, он установил, что индивидуализм подрывает те отношения между мужчиной и женщиной, которые являются критически важными. «Сегодня, — говорит Блум, — каждый живет в своей собственной маленькой изолированной системе... поэтому самым адекватным способом характеристики состояния студенческого сознания будет психология отчужденности... Наиболее очевидным проявлением нашей растущей отчужденности является развод, он же, в свою очередь, является причиной еще большей отчужденности» 12.
Даже христиане не избежали западни новой максимы «я — прежде всего». Многие забыли про честь ради личной наживы. Развод, причина растущей отчужденности, распространен среди христиан почти так же, как в обществе в целом. По всей стране церкви испытывают те же трудности, что и другие общественные институты, когда они обращаются к своим членам за поддержкой. Тем не менее, «в этом случае себялюбие само по себе не является ни моральным пороком, ни грехом, а естественной необходимостью. Понятия "поколение я-чества" и "нарциссизм" представляют собой простые описания, а не выявляют причины»13.
Профессор Дэвид Ларсен указывает, что, в противоположность индивидуализму современного секуляризованного общества, «любое описание Церкви в Новом Завете подчеркивает взаимосвязь верующих во Христе. Как Тело Христа Церковь состоит из множества различных частей, совместно работающих с чрезвычайной согласованностью и эффективностью». Ларсен утверждает, что «наш опыт подлинного духовного сообщества неполноценен», что частично связано с гипертрофированным индивидуализмом культуры Запада. «Любой верующий, претендующий на то, что он является одиноким странником, не видит реальности. Верующие нуждаются друг в друге в связи с той духовной борьбой, в которую они вовлечены... Святой Дух наставляет, что мы связаны друг с другом в течение жизни, и наша взаимозависимость как верующих имеет принципиальное значение для обновления нашего ума»14.
В-пятых, это решения Верховного суда. Решения судей в 1940-е и 1960-е годы, привели к тому, что правительство непосредственно столкнулось с религиозной жизнью в США. В деле «Эверсон против министерства образования» (1947 год) суд категорически подтвердил «отделение Церкви от государства». В самом деле, большинство судей — в противоречии с верой наших отцов-основателей — дали неправильное толкование Конституции. Они заявили, что основной документ, гарантирующий свободу, требует, чтобы Бог был удален за пределы государственной и общественной жизни. Это решение пошло на пользу тем, кто стремился исключить влияние христианской веры на школы и другие общественные сферы.
Решения Верховного суда нередко отражали особенности нашей культуры. Хотя решение суда 1947 года и оказало значительное влияние на ее разложение, семена этого распада были посеяны гуманистами, отвергшими христианство.
В деле «Энгель против Витали» (1962 год) Верховный суд запретил в общественных школах молитву как обязательный ритуал. В деле «Абингтонский школьный округ против Шемпа» (1963 год) суд высказался против чтения Библии в общественных школах для религиозных целей. Позднее судьи подтвердили изучение Библии и других религиозных текстов как предмета литературы, но не как религиозного ритуала, обязательного для всех детей.
Большинство руководителей школ ревностно выполняли это решение. Однако некоторые присоединились к сопротивлению решению суда, которое оказали многие учащиеся, родители, общественные и религиозные деятели по всей стране. Например, недавно директор средней школы в городе Джексоне штата Миссисипи согласился с просьбой своих учащихся, когда они попросили его произнести следующую молитву относительно школьной системы:
«Всемогущий Господь, благослови наших родителей, учителей и страну. Мы молимся Твоим именем».
Хотя инициатива молитвы принадлежала учащимся, т. е. это была процедура, допускаемая законом, директор был уволен. В знак протеста более 4000 человек всех религиозных убеждений собрались на ступенях Капитолия в Джексоне, чтобы поддержать директора.
В 1973 году решение по делу «Роу против Уэйд» узаконило аборты. К 1994 году было убито больше 30000000 детей — сожжено солевыми растворами в утробе или вырвано холодными стальными инструментами по воле безжалостных, морально несостоятельных докторов.
В 1980 году суд постановил, чтобы в школах больше не вывешивались Десять заповедей. Расценив их как чисто религиозные, постановление указало, что вывешивание Десяти заповедей может подтолкнуть детей к тому, чтобы они их читали, обдумывали, принимали и подчинялись.
Беннет называет крайности, до которых некоторые доходят в попытках лишить религию места в жизни Америки, «манипулированием сознания».
Здесь уместно упомянуть, что в суде обсуждается вопрос о том, чтобы убрать Десять заповедей даже из судебных помещений.
В течение ряда лет Ричард Суре, пожилой человек, атеист из Северной Каролины, протестовал против того, что позади кресла судьи в главном зале Хейвудского окружного суда висят настенные доски с Десятью заповедями. Возбудив иск об удалении досок, он утверждал, что наличие этих досок нарушает первую поправку к Конституции, гарантирующую свободу религии.
«Мне страшно надоел диктат ханжей, — заявил Суре, — многие годы я протестую против того, чтобы библейские писания развешивались на стенах в зале суда. Во-первых, потому что это реклама церкви в общественном помещении. Во-вторых, по прихоти Христа, присяжные должны читать законы Моисея и будут выносить свой вердикт на основе законов Моисея вместо законов Северной Каролины».
Хотя более 16000 граждан подписали обращение в защиту досок, атеист заявил, что будет продолжать борьбу «за свое право быть свободным от религии».
Согласно «Шарлот обсервер» этот атеист заявил, что ему доставляет удовольствие причинять неприятности своим соседям. «Мне все это смешно, — сказал Суре, — если бы я переживал из-за этого, я бы заболел» 15.
В-шестых, «взрыв» гомосексуализма. Согласно опросу Джоржа Варна, гомосексуалисты представляют в процентном отношении небольшую группу в нашей стране. «Большая часть данных, — говорит он, — показывает, что приблизительно от одного до трех процентов взрослого населения вступает в гомосексуальные контакты с некоторой степенью частоты, и лишь относительно одного процента можно предполагать, что они исключительно гомосексуальны» 1В. Однако несмотря на свою относительную малочисленность, воинствующие гомосексуалисты при пособничестве средств массовой информации во всеуслышание заявили о себе.
Нагло настаивая на своих «правах», активные геи и лесбиянки получили голос в американской политике, влияя на выборы и политику высших правительственных чиновников. Их публичные демонстрации и политическое лоббирование ввели в заблуждение многих в нашей стране, поверивших, что гомосексуалистам положен особый статус.
Секуляризованные гуманисты и другие антихристианские силы в нашей стране, которые признают гомосексуалистов в качестве меньшинства, борются за то, чтобы гарантировать их права специальными законами. Если это удастся, остается только взвешивать потенциальный удар этих законов на деятельность религиозных организаций. Первая глава Послания к Римлянам ясно показывает, что Господь проклял тех, кто настаивал на допущении гомосексуализма и содействии ему:
«Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1:26,27).
Господь говорит в Книге Левит:
«Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость; да будут преданы смерти, кровь их на них» (Лев. 20:13).
Из 1-й главы Послания к Римлянам видно, что то же самое можно сказать и о лесбиянках.
Хотя Господь явно выразил Свое неодобрение гомосексуального образа жизни, Его Слово говорит нам, что Он любит гомосексуалистов так же, как самых преданных, духовно зрелых христиан. Нам заповедано следовать Его примеру, любить грешников, отвергая их греховный образ жизни. То же самое относится к другим индивидам и их греховным действиям, которые огорчают Господа.
Хотя гомосексуалисты немногочисленны, их широкое влияние на общество является причиной тревоги. Наша любовь к грешникам не должна ослаблять наше неприятие греха. То, что такая большая часть нашего народа утратила когда-то высокую моральную стойкость, является еще одним свидетельством упадка Америки.
Выживание нашей страны
Нас должно отрезвить, что мы перестали быть «народом под властью Бога». Пока весь народ Америки не обратится к Нему вновь, у нашей страны нет шансов выжить.
Господь разрушил города порока — Содом и Гоморру (Быт. 19:1-29). В 70 году новой эры Господь осудил Свой народ, евреев, наслав на них римскую армию. Солдаты сровняли с землей Иерусалим, убили тысячи людей. Затем остатки евреев рассеялись среди других народов и подвергались с тех пор суровым преследованиям.
Рим был самой могущественной империей в мировой истории. Он морально деградировал до тех пор, пока не разразилось гражданское неповиновение широкого масштаба. Империя стала такой слабой, что в конце концов распалась, разрушенная внутренними восстаниями и нападениями орд варваров извне.
Все это является Господним предупреждением: Он не терпит греха. В Священном Писании говорится: «Если вы будете повиноваться Мне, то Я благословлю вас. Если вы не повинуетесь Мне, Я накажу вас. А если вы продолжите неповиновение, Я вас истреблю».
Во 2-й книге Паралипоменон (28:5-8) мы видели, как Господь осудил Иудею. Цари Сирии и Израиля убили мужчин Иудеи и увели в плен их женщин и детей.
Господь использует также и природу для исполнения Своих приговоров. Древний Египет страдал от загрязнения Нила, нашествия вшей, туч песьих мух и саранчи, падежа скота, эпидемий, гнойных язв, суровых бурь с градом и молниями и, наконец, от смерти первородных сыновей египтян. Эти бедствия превратили страну в руины, семьи погибали в скорбях (Исх. 7:15-11:6). Я верую, что Господь пытается привлечь наше внимание лавиной «естественных» катастроф — пожаров, наводнений, ураганов, торнадо и землетрясений. Америка сеет позор и пожнет осуждение. Библия говорит: «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю...» (Ос. 8:7) По приговору Господа мы пожинаем то, что посеяли.
Куда нам обратиться?
Мы наблюдаем кризис за кризисом, и с точки зрения человека уже нет никакой надежды. Естественно возникает вопрос: куда нам обратиться за помощью?
Как насчет Верховного суда? Обычно судьи являются самыми уважаемыми, достопочтенными людьми в нашей стране. Во времена моей молодости каждый член Верховного суда представлялся мне почти что святым. Однако решения некоторых судей увели народ от традиционных библейских ценностей наших отцов-основателей и навлекли гнев Господа на нашу землю. В противоречии с нашей Конституцией судьи часто узурпировали законодательные полномочия и принимали решения, которые находятся в исключительной компетенции конгресса.
Мы знаем, что Германия и Япония принадлежат к числу самых образованных наций в мире. Но именно они несут ответственность за Вторую мировую войну. Не описать никакими словами растленное поведение немцев и японцев во время войны.
В Америке влиятельные просветители «вышвырнули» Господа из наших учебников, они пропагандируют эволюцию и отвергают библейский взгляд на сотворение мира. Моральный релятивизм губит наших молодых людей. Рекомендуя им поступать так, «как им кажется правильно», эти просветители отвергают авторитет Бога, утверждая, что ценности субъективны и зависят от обстоятельств.
Как насчет правительства? Оно стало совершенно коррумпированным, и нашему народу это хорошо известно. Национальный долг в 3 триллиона долларов грозит банкротством стране, а конгресс упорно отказывается принимать надлежащие меры. Законодатели обречены на то, чтобы устраивать шоу для народа в стремлении завоевать популярность. Им приходится считаться с ловкими лоббистскими приемами проталкивания программ для своих клиентов. Избиратели уже не доверяют своим представителям. Люди понимают, что страна в большой беде, и упрекают за это Вашингтон. По словам Чака Колсона, «вы не можете изменить политическими средствами то, что является нравственной и культурной болезнью, имеющей глубокие корни».
Как насчет бизнеса и профессиональных групп? Сегодня вы едва ли можете доверять кому-либо даже среди христиан. Не приходилось ли вам слышать: «Не занимайся бизнесом с верующим»? Моральные стандарты небывало понизились. Рукопожатие, обещание, обязательство, контракт — все это теперь мало что значит. На бизнесменов и специалистов теперь смотрят как на эгоистичных, алчных людей, которые могут «вас ободрать», если вы зазеваетесь.
Как насчет средств массовой информации? Наша пресса пользуется такой свободой, какой нет ни в одной другой стране. Для нее существует лишь несколько ограничений, но отсутствует требование быть ответственной. Пресса, которая вместе с радио и телевидением именуется теперь «средствами массовой информации», отбросила когда-то высокие идеалы. Поток эмоций заменил солидные, ответственные сообщения о событиях. Сегодня средства массовой информации привлекают наше внимание кровью, насилием, сексом. И, разумеется, если вы упрекнете их в этом, их лидеры скажут: «Это то, чего хотят люди», или: «Не пытайтесь навязывать нам ваши христианские ценности, мы пользуемся нашими конституционными правами».
Как насчет Церкви? В этом немалая часть проблемы. Массы взывают о помощи, но они не обращаются к людям Господа.
Почему?
«Церковь разнородна, в ней существуют разные направления, — говорит Колсон. — В ней почти такая же конкуренция, как в мире политики». Многие священники уличены в сексуальных прегрешениях или стали участниками бракоразводных процессов; некоторые проповедники выклянчивают у паствы денег; в наших общинах царит распущенность; в средствах массовой информации священников представляют в виде молокососов, фигляров и мошенников. Благодаря всему этому неверующие сделали вывод, что христиане ничем не отличаются от других членов общества.
Таким образом, мы живем в самый критический момент в истории Америки, время, имеющее самое большое значение со времен Войны за независимость. Опасность сейчас даже больше, чем в годы Гражданской войны. Мне кажется, что в плане человеческих возможностей у нашего народа не осталось уже шансов на выживание.
Кроме как к Господу нам не к кому обратиться.
Глава 4
Бессильная Церковь
Большинство христиан в Америке утратило понятие о том, что «свят Господь». Им неведомы Его божественные атрибуты — могущество, мудрость, любовь и благодать. Многим членам Церкви неизвестно, что Он действует и может быть доступен и понятен им. Согласно многочисленным опросам, половина из ста миллионов, посещающих церковь каждое воскресенье, не имеют даже представления о спасении. Девяносто пять процентов из них ничего не знают ни о Святом Духе, ни о Его деяниях. Только два процента верующих в Америке систематически обсуждают свою веру в Христа с другими.
Бог представляется чрезвычайно далеким от обыденной жизни. В результате очень легко поддаться влиянию мирских взглядов, проистекающих через кино, телевидение, рекламу и повседневное давление окружающих.
Для значительного числа христиан Бог — это некая интеллектуальная концепция, о которой вспоминают воскресным утром. Главным грехом Церкви сегодня стало безверие. А ведь невозможно «гореть» для Бога, если Он не является для вас реальным.
Джорж Варна, который, чтобы почувствовать пульс христианской жизни в Америке, систематически проводит опросы, сделал вызывающее тревогу заключение.
Он пишет, что наблюдатели в Англии пришли к убеждению в том, что Америка переживает разрушительные духовные изменения, подобные тем, которые произошли недавно у них. Эти наблюдатели «вспоминают, что Англия когда-то была страной, в которой Церковь занимала центральное положение в обществе. Моральные ценности, социальное поведение, культурная деятельность, образ жизни, даже принятие политических решений — все это определялось религиозными перспективами и духовным настроем нации. В основании мышления нации лежала вера в то, что высшей целью жизни является почитание Бога и служение Ему». Варна продолжает:
«С недавних пор [в Англии] эти ценности были подорваны вторжением секуляризма. Сейчас больше заботятся о материальном, чем о духовном. Религия уже не находится в центре национальных проблем. Почти исчезла христианская община. Когда-то представлявшие собой огромное большинство населения великой страны, истинно верующие сейчас, по оценкам, составляют около 2% населения. Существует поразительное сходство между этим духовным упадком Англии и современным состоянием в Соединенных Штатах. Аналитическая оценка современной Америки — социальных, политических, духовных, моральных и экономических условий — показывает, как постепенно разрушаются наши духовные основы. Мы тоже стали материалистическим обществом, больше заботящимся о сегодняшнем физическом комфорте, чем о духовных нуждах будущего. Нас чрезвычайно трудно убедить задуматься о влиянии этих изменений на религиозные убеждения и поведение народа. И результате христианское сообщество, в вихре изменений и во враждебной социальной среде, проигрывает битву... В итоге Америка в 90-е годы загнивает изнутри... Жажда самовозвышения заняла место служения Богу»