Отсутствие сострадания приводит к духовному бесплодию
Мне неизвестно ни одно из описанных в Библии чудес Иисуса, в основе которого не лежало бы сострадание. Отсутствие в нас сострадания - вот, видимо, в чем причина бесплодия в Церкви. Нам необходимо возродить в себе сострадание, которое побудит наши сердца делить тем, что мы имеем, с теми, кто на социально-экономической лестнице стоит ниже нас. Очень может быть, что именно Божье сострадание явится одним из тех духовных ключей, которым откроется для нас доступ к чистой силе сверхъестественного и чудесного. Будьте так богаты, как можете быть, но так щедры, как должны быть. А если вы считаете себя бедным, то больше работайте, но главное - "научитесь быть довольным тем, что есть" (Флп. 4:11). Не дайте вашей бедности стать почвой, где взойдут семена обиды на вашего брата. Не дайте вашему богатству стать убежищем жестокосердия. Разве вы не замечали, что и то, и другое с равной силой разит обоюдоострый меч Слова Божьего? Иисус сказал, что "от всякого, кому дано много, много и потребуется" (Лк. 12:48). И если материально вам много не дано, то и материальных требований к вам меньше. С другой же стороны, уже если вы благословлены, то обязаны благословлять других: "много и потребуется". Каковы бы ни были ваши материальные обстоятельства, не позвольте экономическим различиям расстроить нашу общую судьбу.
В нашем обществе существует колоссальная пропасть между низшими и высшими классами. Но мы, Церковь, должны найти место во Христе и тому, кто пришел к нам из-за бдительно охраняемых ворот, за которыми прячутся от глаз толпы роскошные дворцы богачей; и тому, кто явился из обычной квартиры в стандартной многоэтажке; и тому, кто пришел к нам из ночлежки. Поднимается новое поколение церквей, где нищий без зависти и обиды сидит рядом с преуспевающим, но и преуспевающий не таит в сердце отвращения к нищему и "обиды" на него. О Господь, да будет так!
Культурные отличия в церкви
Культура восстает на нас войной даже в самом церковном собрании. Некоторые христиане - сторонники "высокой церкви". Получается, что все, кто с ними не согласен, автоматически зачисляются в сторонники "низкой церкви"? И вот уже из того простого факта, что на вкус и на цвет товарищей нет, раздуваются огромные, несдвигаемые доктрины разделения: петь классические оратории или только современные песни - вот, оказывается, в чем весь вопрос. Единственный. Величайший за все время моего пасторского служения прорыв Духа Божьего сопровождался в нашей церкви зарождением и немедленным уничтожением культурного конфликта. "Случайно" моя жена пригласила одну женщину петь в нашей церкви (разговор о случайности отложим до другого раза, ибо я уверен, что через эту "случайность" Бог, гонимый в дверь, постучался в окно). В культурном отношении эта женщина была полной противоположностью всем нам. Кроме всего прочего, она принадлежала к иной расе. И вот, без особых предисловий, она запела очень традиционную песню в оперном стиле. Ни к таким песням, ни к такому пению мы в нашей церкви не привыкли.
Наступило всеобщее замешательство. Мне самому стало стыдно, я даже покаянно склонил голову пред Господом за то, как плохо мы Ему служили. Служение казалось мертвым, и я был в тупике. И тут я вдруг с удивлением увидел, что не только те люди, до которых, как мне казалось, я уже раньше смог достучаться, но и те, до которых до сих пор я никак достучаться не мог, стали воздымать руки к небу и наполнять Духом Святым! Мне оставалось только наблюдать, как исцеления, дары Святого Духа и спасения наполняют всю церковь, в которой Бог сразу сломал культурный барьер. В Церкви так же много культурных отличий, как и в нашем обществе в целом, и это нормально! Ведь состав Церкви должен быть почти зеркальным отражением тех общественных сословий, которым Церковь служит. И в то же самое время в Церкви, как в зеркале, должна отразиться Божья милость и терпимость к нашим отличиям. Например, церковь, где служат традиционную литургию, должна не только открыто принимать, но и поддерживать дар уличного проповедника и его нетрадиционные методы, ибо он достигает тех, которых литургическая церковь никогда не достигнет (но так же верно и обратное: литургическая церковь достигает тех, которых никогда не достигнет уличный проповедник). Культурные отличия - это наше благословение, но культурные барьеры должны быть разрушены очищающей кровью Иисуса, который не гнушался общества блудниц и не избегал пророков. Он видел в тех и других людей, нуждающихся в Его спасении, а отличия были для Него не важны, как это должно быть и для нас. Каждому свое, но всем - Христос, Который да пребудет с нами вовек!
Образовательные отличия в церкви
Меня вдохновляет каждая встреча с истинно образованным человеком, т.е. таким, который понимает всю ограниченность человеческого разума и человеческих знаний. Я убежден, что для нас возможно прийти туда, где мы узнаем больше, чем сможем выразить. Чем в безмолвной немощи вглядываться в бесконечность, давайте лучше равнять на Иисуса. Он знал все, но выражался так ясно, что его понимали маленькие дети. Он не был подобен тем чванливым и заумным религиозным вождям, которые слишком заняты, чтоб возиться с детьми и нисходить до детской "глупости". Он с удовольствием сажал их к Себе на колени - а они с удовольствием к Нему шли. (Знаете, лично я не слишком доверяю людям, которым не доверяют дети.) Увешав все стены своими дипломами и уповая лишь на собственное понимание и собственное образование, мы рискуем упустить из виду простоту евангельской истины. У меня есть полномочия призвать Церковь вернуться к простым основам. Нынче не время для заумных лекций по библейской герменевтике вместо простой воскресной проповеди, которой люди так ждут от нас. У меня нет времени даже на то, чтобы понять, что это такое. Страдают и гибнут люди. Они ждут, что кто-то излечит их от смертельных ран, и они приходят к нам из всех сословий, из все6х образовательных кругов и из всех культур Земного шара.
Книга пророка Осии содержит предупреждение: "Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения…" (Ос. 4:6). Наша привычка жить с закрытыми глазами, наша страусиная политика зарывания головы в песок - вот что может привести нас к гибели. Погибая от недостатка ведения и мудрости, мы унесем с собой в могилу и то же семя пробуждения, что было пролито в лоно наших сердец. Если вы так же этого не хотите, как я, то мы должны подняться - посмотреть вокруг себя - и заговорить! Настало время сломать барьеры взаимного непонимания. Мы должны найти простой общий язык и договориться о простых понятиях, ясных для простого человека. Мир с нетерпением ожидает, когда же, наконец, ему явится Церковь, чьи вожди не будут громоздить под собой пьедесталы собственных философий и проповедовать с этих пьедесталов, высоко задрав носы.
Я не против образования. Своим собственным детям я очень настойчиво стараюсь дать хорошее образование. Однако не позволяйте образованию встать на пути вашего безоговорочного послушания Богу и вашей полной от Него зависимости. Я против того, чтоб уповать на образование. Было время, когда некоторые гордились своей необразованностью, но по своей необразованности точно так же выдвигали абсурдные учения, игнорируя простейш8ие истины Библии. Нынче не время смирения. Да будут взорваны состраданием стены превознесения, невежества и гордости.
Барьеры традиций
Как бы сходно или как бы различно не было наше с вами происхождение, оно есть у вас точно так же, как оно есть и у меня. За каждым из нас тянется целый шлейф генетических и культурных предков, и наше видение мира окрашено в тона наших культурных традиций почти столь же явно, как если бы мы носили, предположим, черные или розовые очки. Ваше наследие, а особенно гордость наследием, может стать одним из мощных препятствий к созиданию единства в ваших взаимоотношениях и в вашей поместной церкви. Но будь вы наследниками хоть самого великого африканского царя или хоть самого дяди Сэма - не позволяйте вашему прошлому встать на пути у вашего будущего. Честно говоря, поря уже нам сменить некоторые традиции наших земных отцов на традиции Отца нашего Небесного.
Результатом истинно библейского единства должно стать пробуждение, не знающее барьеров, обновление в Теле Христовом. Оно принесет с собой огромный приток новых верующих и предельно ограничит власть сатаны в этом мире. Стоит ли удивляться, что враг хочет остановить этот процесс еще до его начала, повсюду разбрасывая семена своих излюбленных сорняков - несогласия и раздоров. Несколько лет тому назад вышла книга Пола Брэда и Филипа Янси "Благоговение пред чудно созданным". Она вызвала оживленную дискуссию как о нашем физическом теле, так и о том, насколько оно может быть образом Тела Христова. Неверующие читатели. Разумеется, больше внимания уделили затронутой в книге теме разрушительных болезней, которые в физическое тело человека приходят извне (СПИД, венерические и т.п. вирусные заболевания). Однако самые страшные враги христиан подстерегают их изнутри Тела Христова.
Из какого бы источника ни происходил раздор, его результатом всегда становится раковая болезнь, разъедающая Церковь. Между прочим, симптомы разъединения и симптомы рака подозрительно напоминают друг друга. Рак начинается тогда, когда нормальные, здоровые клетки тела превращаются в злокачественные, утратившие свою прежнюю функцию. Такая независимость раковых клеток приводит к тому, что они становятся паразитическими. Это именно то, чем является и что приносит в Церковь разъединение. Разъединенная Церковь - это Тело, которое съедает само себя, это саморазрушительный "христианский каннибализм"! И часто болезнь принимает неизлечимые формы - именно в том случае, когда тот или иной индивид отказывается подчинить свою деятельность служению Телу как целому. Человеческое тело неплохо оснащено против болезней, приходящих извне. Но оно очень часто неспособно защититься от рака, ибо раковые клетки маскируются под здоровые, нормальные клетки. Вот как это объясняет доктор Брэнд:
"Под микроскопом их можно принять за здоровые жировые клетки… Они прекрасно функционируют, за одним только маленьким исключением: у них отсутствует функция подчинения командам и процессам, общим для всего организма. В своей деятельности они как бы не принимают во внимание потребности организма как целого… И вот уже в теле вспыхивает мятеж, результатом которого и становится опухоль. А все начинается с одной-единственной жировой клетки, которая прекрасно справляется с функцией накопления жира, однако бунтует против тела, отказываясь отдавать ему свои резервы. Принимает вложения, но не признает отчислений. Берет и никогда не отдает. Когда такая клетка начинает размножаться, то подчиняет себе дочерние клетки, и опухоль растет как гриб, наполняя все промежности, давя на мышцы и органы". Павел писал Тимофею:
"Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться". 2 Тим. 2:17 Неконтролируемое деление клеток - это не рост, а рак. Среди нас есть злокачественные клетки, желающие "расти" любой ценой. Борясь за власть в Теле, они поражают жизненные органы, неумеренно поглощают питательные элементы и в конце концов вносят в Тело разложение и спад. Не все то золото, что блестит. "Ваш рост" на самом деле может не идти на пользу Царству Божию. Наша общая судьба важнее наших личных биографий.
Расовые барьеры
Есть еще некоторые особые враги единства, особые орудия раздора и разложения, которые могут красть обновление и пробуждение и у личности, и у отдельной церкви, и у всего Тела Христова. Одна из сильных сторон истинного единства состоит в том, что это единство в многообразии. Сатана коварно пытается использовать язык, цвет кожи, культуры, материальное и общественное положение как средства раздора. Но Божий призыв таков: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною…" (Мк. 8:34). Бог не ограничивает эту возможность ни по признаку пола, ни по расовому или какому-либо иному признаку.
В сегодняшнем мире межрасовые отношения по-прежнему остаются напряженными. В Америке время от времени случаются рецидивы расистской "куклуксклановской" психологии. На других континентах идут племенные войны. Мы не можем, не имеем права допускать все это в Церковь. Интересно, что когда служители, принадлежащие к разным деноминациям и приверженные разным учениям, начинают дружить между собой, они, говоря о том, что их разделяет, часто не то в шутку, не то всерьез пользуются терминами "племенная рознь" или "трайбализм". Трайбализм, национализм - разновидность расовой ненависти, часто возникающей между людьми не только одного цвета кожи, но и близкородственного происхождения. В Древнем Израиле именно племенные войны отличались особой жестокостью. Книга Судей повествует о том, как в результате одной из таких войн было почти полностью истреблено целое племя вениамитян, т.е. одно из колен Израиля - колено Вениаминово (см. Суд. 20 - 21). И в ХХ столетии мы повсюду видели то же самое. Достаточно просто посмотреть на то, что происходит в Руанде и Уганде, чтобы увидеть, что племенные войны все еще существуют.
Но хуже всех войн - войны религиозные, хотя по сути своей они тоже "племенные". Кажется, за всю историю человечества не было более нескончаемых, более изнурительных войн, нежели религиозные. Войны в Югославии, терроризм в Северной Ирландии - все это возникло как результат религиозных несогласий. Духи религии находят плодотворную почву в расистских сердцах Но расизму нет места на небесах и не должно быть места в Церкви. Чтоб было "и на земле, как на небе" (Мф. 6:10), люди "из всякого колена и языка, и народа и племени" (Откр. 569) каждое воскресное утро должны все вместе славить Его на земле. Как в утро небесного воскресения будут славить Его на небесах.
Сокрушение барьеров
Единство достигается терпимостью. Библия дает нам привилегию терпимо относиться к тому, кто отличается от нас - мнением, культурой, традициями. Один из журналистов, писавших о пробуждении на улице Азуса, заметил: "Границы между цветами кожи размыты здесь цветом Его крови". Терпимость - это не компромисс. Вебстеровский толковый словарь определяет "компромисс" как "улаживание разногласий посредством третейского суда или достигнутого консенсуса", а "терпимость" - как "симпатию или приятие по отношению к верованиям или поведению, отличающимся от чьих-либо или противоречащим чьим-либо верованиям и поведению".
Апостол Павел учит нас терпимости к различным мнениям во имя общей святой цели благовествования. Однако он не терпит никакого компромисса там, где речь идет об основах вероучения или библейских нормах поведения. В1-ом Послании к Коринфянам Павел пишет: "Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобресть Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но позаконен Христу, - чтобы приобресть чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтоб быть соучастником его" (1 Коринфянам 9:20 - 23).
Павел ясно дает нам понять: наше место - посреди всех ветров. "Кротость" ваша да будет известна всем человекам" (Флп. 4:5). Когда мы несем Евангелие по всему миру, то должны быть открыты навстречу всем ветрам и всем культурам. Но мы не должны становиться каннибалами, чтобы приобресть каннибалов Южной Америки, или охотниками за черепами, чтоб приобресть некоторые острова Юго-Восточной Азии.
И в самом Теле Христовом тоже могут быть различия: различия мнений, различия культур, различия толкований. И это будет подлинное единство - единство в многообразии, коль скоро мы научимся быть, как Павел, "всем для всех". Как часто мы цепляемся за наши личные мнения, наши собственные узкие толкования, жертвуя при этом единством в Теле. Самомнение разрушает библейское единство; самоотречение его создает. Божье спасение важнее вашего мнения. Мы часто цитируем то место Писания, что велит нам "отдавать всякому должное: …кому честь, честь" (Рим. 13:7), особенно когда мы чествуем друг друга за какие-то достижения или по случаю юбилея. Но этот библейский принцип слишком важен, чтоб ограничивать его применение торжественными случаями. Стремление к единству приводит нас к тому, что мы охотно поступаемся собственной честью, славой, правотой тем, с чьими убеждениями и верованиями мы не вполне согласны, - и приветствуем их в своих рядах так же восторженно, как и тех, с кем согласны почти во всем. Не идя на компромисс, не поступаясь духом библейского учения, вы вполне можете быть терпимы к тем, кто в рамках этого учения имеет верования и убеждения, отличные от ваших.
Лоно единства
Истинное единство во Христе выше деноминоционных барьеров и личных пристрастий. Мы должны научиться дружить с нашими братьями на основе тех 90%, в которых мы согласны, вместо того, чтобы спорить на основе тех 10%, по которым расходимся. Единство не означает полной бесконфликтности. "Мирись с соперником твоим…", - говорится в Евангелии от Матфея (5:25). Есть времена, когда Бог отказывается принимать ту или иную сторону. Быть гибким и в бескомпромиссности - значит нести Телу единство, а не разделение. Зрелость во Христе часто достигается согласием. Прежде, чем единство будет рождено в наших действиях, оно должно зародиться в лоне наших сердец.
"И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями", - говорит Павел (Еф. 4:11). В каком-то смысле здесь уже содержится зародыш конфликта. Пастырь будет рассматривать все события с пастырским сердцем и в пастырской перспективе. Учитель будет стремиться поучать и образовывать. Пророк захочет больше думать не о том, что есть, а о том, что может быть. Но библейское единство приходит тогда, когда мы соглашаемся, что наша сила - в наших различиях, и становимся собранным. Целеустремленным. Но не единообразным Телом Христовым. Расовые различия могут служить наглядным образом такого единства: ведь представители различных рас отличаются не только цветом кожи, но и столь противоположны по культуре, по исходным традициям. Но кровь Иисуса соединяет всех без национальных и расовых отличий: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал. 3:28). Вожди Церкви чаще всего несут всю полноту ответственности за ее разъединение, ибо именно они позволяют "обожествлять" различие мнений. Но если мы истинно Божий народ, осуществляющий Божий замысел, мы можем достичь всех людей этого мира Евангелием - но лишь тогда. когда станем поистине ОДНО во Христе. Все силы ада не смогут нас победить, когда мы вооружимся тем смирением, что нераздельно свяжет нас друг с другом и сделает просто неспособными "соблазниться о Нем". "И блажен, кто не соблазнится о Мне" (Лк. 7:23).
Если Бог не позволил расовых споров сестре Моисеевой, почему мы думаем, что Он позволит их сегодня? То, что Он считал недопустимым вчера, Он не допустит и сегодня. Но сегодня нет сообщества, более разделенного всевозможными барьерами (по крайней мере в Америке, чем церковь, собравшаяся на свое воскресное служение. И в самой глубине моего сердца я не вижу иной возможности пробуждения, как только в безраздельном единстве под радугою Духа. Однажды наступит день, когда не останется ни одного разделяющего нас барьера, и тогда воссияет пробуждение! О Господь, сокруши все барьеры, разделяющие нас. Вот так, как Ты разорвал завесу в Храме, отделявшую Твоих детей от Тебя, сокруши стены, отделяющие Твоих детей друг от друга.
Глава 8