Мученичество святого мученика Георгия, пострадавшего в Новом Ефесе в 1801 году
Благословен Бог! Сколько бы враги не восставали с яростью на христианство, столько же Восток ясно проповедует и возвеличивает подвигами Истинного Бога, Спасителя мира и Судию всех, Господа нашего Иисуса Христа. Наряду с тем, что вы, братия мои христиане, прочли в прежде изданном мартирологе, мы добавляем здесь, в Новом Эклогионе, повести и об этих новых подвижниках Христовых, чтобы ваша любовь не была лишена пользы от чтения их житий.
Итак, сообщаем вам, что в 1801 году, в Новом Ефесе, обыкновенно называемом Кусантаси, пострадал за Христа новомученик Георгий. Пострадал же он следующим образом. Был Георгий уроженцем этого города, а отца его звали Николай Ланхус. Было Георгию сорок два года, у него была законная жена и дети. Однако жил он во грехе, распутстве и пьянстве. В июле 1798 года без принуждения или побуждения извне, но от помрачения пьянства он приехал на Крит и в присутствии многих отрекся (о горе!) от веры во Христа. Но прежде чем пройти обряд обрезания, он протрезвел и, сильно опечалившись, выбрал время и переправился на лежащий напротив остров Самос. В те дни на Крите, по разрешению султана, строилась христианская церковь. Противники христианской веры решили из зависти ее разрушить. Они убедили всех, что христиане убили Георгия за то, что тот отрекся от веры, а тело спрятали под фундаментом церкви. По этой причине вокруг церкви собралось великое множество иноплеменных, которые хотели разрушить фундамент и извлечь тело. Увидев в какое возбуждение пришла толпа, и что могут быть убиты церковные сторожа и другие христиане, а церковь разрушена, христиане послали своих старейшин к судье и в присутствии местных властей заверили всех, что человек тот находится на Самосе, и предложили послать туда людей, чтобы самим убедиться. Так и сделали. Были посланы люди, которые нашли Георгия и бросили закованным в железо в темницу. Наконец, через три дня он прошел обряд обрезания и его определили служкой в мечеть. Но если Георгий изменил веру, то пьянству изменить не смог, и настолько предался ему, что чуть не обратил мечеть в таверну.
Прослужил он в мечети десять месяцев, а потом ушел оттуда и жил то на Самосе, а то на Патмосе в покаянии и исповедании своего беззакония. Первого марта 1801 года он вернулся на родину, но не распутником и пьяницей, а воздержным и грустным, в сильном сокрушении и со многими слезами. Он часто просил прощения у всех знакомых и друзей и, казалось, только и готовился, чтобы совершить великий подвиг. Причем подготавливался к нему с большим умом. Прежде чем открыто заявить о своем намерении, он позаботился переправить детей в безопасное место, а за три дня до события пошел туда, где был повешен на тутовом дереве мученик Полидор и внимательно смотрел на это дерево. Прежде своего отречения Георгий имел друга-христианина, своего соотечественника, который потом стал избегать его. В тот день, когда Георгий собрался предстать перед иноверными, они встретились в кофейне, и тот христианин, увидев, что ноги Георгия опухли и изранены, со сдавленным сердцем спросил, что у него с ногами. Тот отвечал, что это от болезни. "Что это за болезнь, если она только на ногах, а на остальном теле ничего нет?", - спросил христианин. Тогда Георгий рассказал ему правду, что, находясь на Самосе, пришел к тамошнему правителю и исповедал себя христианином, тот же приказал его растянуть и дать тысячу ударов по ногам, после чего бросил в темницу. Потом пришли старосты общин Самоса и с помощью денег убедили правителя вывести его из темницы и прогнать. Так что до того, как этот мужественный предстал в Ефесе, он имел на теле уже достаточно знаков мученичества. Притупив каким-то образом боль от невыносимого избиения, вернувшись на родину, чтобы войти в совершенный подвиг, Георгий решил принять желанный конец за Христа своего Спасителя.
Итак, чтобы дать повод, Георгий попытался подраться с владельцем кофейни, положив, таким образом, доброе начало. Но увидев, что у него не получается задуманное, он отказался от такого долгого способа и третьего апреля, в среду, в три часа дня, пришел и предстал перед судьей. Судья спросил его:
- Чего ты хочешь?
- У меня была заложена отличная вещь, но вы взяли ее у меня и взамен дали другую. Вот, я возвращаю ее вам, а мне дайте мою.
С этими словами он снял с себя шапку и бросил ее на землю.
- Кто ты, - спросил его судья, - и что у тебя за дело?
- Я был христианином и отрекся от моей веры, а сейчас пришел сюда, чтобы перед вами исповедать, что я был и есть, благодатью Божией, христианин.
Тогда судья спросил, как он отрекся от своей веры, и тот ответил, что по своей воле и без всякого принуждения.
- Может ты пьян или сумасшедший?
- Нет, не сумасшедший, я в здравом уме и трезв, но поскольку я познал и убедился, что вера моя свята и непорочна, я и вернулся в святую эту мою веру. Я хочу быть христианином, и говорю это, и заявляю: я был христианином и им остаюсь. Зовут меня Георгий.
Разгневавшись на такое дерзновение, судья приказал тотчас же отвести его связанным в темницу. Тогда мученик обратился к тому, кто должен был вести его в темницу:
- Человек, зачем ты собираешься меня связать, разве я вор или убийца? Я пришел сюда по своей воле, чтобы исповедать веру мою святую, и то, что я христианин.
Но его все равно отвели в темницу и надели на шею большую цепь, а ноги забили в колодки. Каким только мучениям не подвергали его в ту ночь. В четверг же вечером его вывели на суд и убеждали исповедать мусульманскую веру, обещая, что тогда дадут много денег, а потом начали угрожать. Мученик же только и повторял: "Я христианин и христианином хочу умереть". Тогда эти бесчеловечные, видя его непреклонность, от ярости сжали ему яички и разорвали их.
В пятницу все снова собрались на суд и приказали привести мученика. Его привели как осужденного, со связанными за спиной руками. Судья начал говорить ему с кротостью, уговаривая как отец:
- Ну, давай, чадо, покайся, а потом пойдешь куда хочешь и будешь кем хочешь. Хочешь, будешь турком, а хочешь - ромеем.
Мученик же отвечал:
- Я христианин и хочу быть в своей вере.
Тогда один из них сказал:
- Он не виноват, а виноваты их священники, которые учат, что там, где они отреклись от своей веры, там и должны исповедать ее снова.
- Давайте не будем его вешать, а обезглавим его мечом.
Потом обратился к мученику:
- Что больше, девяносто или сто?
- То, что ты меня спрашиваешь, знают и младенцы.
А муфтий спросил его для того, чтобы узнать, в здравом ли он уме, потому что если бы оказалось, что он сумасшедший, то они бы прогнали его. Наконец, поняв его непреклонность, судья произнес приговор: обезглавить через усечение мечом. Мученика схватили палачи и привели на место казни. Они поставили Георгия на колени, и один из палачей взмахнул мечом, чтобы испугать его. В это время подошел турок Осман, который, показывая, что как будто жалеет его, сказал:
- Люди, подождите, что вы хотите делать?
Затем он обратился к мученику:
- Человек, пощади свою жизнь. Скажи только, что согрешил, и освободишься, пойдешь отсюда и будешь жить как хочешь.
- Я христианин Георгий и не нуждаюсь в твоих разъяснениях.
После этого палач спросил его:
- Раскаиваешься?
- Я христианин.
- Склони голову.
Мученик с радостным лицом склонился, и палач отрубил святую его голову в пятницу пятого апреля, в третий час дня. Блаженная же его душа отошла к Желанному Христу и прияла неувядаемый венец. Святые же его мощи осияла Божественная благодать, потому в ночь с пятницы на субботу, на рассвете, многие, не только христиане, но и агаряне, видели, что мощи мученика светились, испуская дивный свет, как светится зеркало, когда в нем отражается солнце. Свет тот исходил от крови мученика, пока она еще была на этом пологом и вымощенном камнями месте. С наступлением субботы о чуде узнал весь народ, и судья приказал поместить святые мощи в гробницу святого великомученика Полидора. Пока мощи несли к гробнице, некоторые из христиан оторвали несколько волосков с головы мученика, другие взяли окровавленную его одежду. Позже они сообщили, что от одежды исцеляются те, кто испытывает сильный жар. Один из иноплеменных взял себе частицу одежды для брата, который лежал в горячке.
Это мученичество послужило к неисцельному стыду супротивных, а для благочестивых стало духовной радостью и весельем неизреченным во славу Господа нашего Иисуса Христа со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.