Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Нифона Афонского, просиявшего в XIV веке

Сей преподобный отец наш был родом из Аргирокастро, из селения Лукови. Отец его был священником, человеком весьма благочестивым и боявшимся Бога. Когда преподоб­ному исполнилось десять лет, его дядя забрал его с собой в монастырь святого Николая, где был екклисиархом. Эту оби­тель построил приснопамятный царь Константин Мономах на месте, которое до сих пор называется Междуречье.

Сначала дядя обучил его священной грамоте, а затем об­лек в монашескую схиму. Поскольку Нифон преуспел как в учении, так и в послушании монастырском, то был постав­лен во чтеца, а когда пришел в возраст и еще более преуспел духовно, его рукоположили во священника. Будучи весьма одаренным и прилежным, преподобный читал Священное Писание и жития святых, благодаря чему стал многоуче­ным. Любовь же к Богу уязвляла его в самое сердце, а жела­ние безмолвия так разгорелось в нем, что сжигало ум и по­мышление. Поэтому он оставил обитель святого Николая и пришел к одному добродетельному подвижнику на гору Геромерион, у которого научился строгому монашескому жи­тельству. Усладившись медом безмолвия, он более не смог находиться в миру, но, презрев родину, сродников, друзей и всякое имение, он с усердием устремляется на Святую Гору, а там, водительством Божиим, приходит в район Великой Лавры в кафизму (строение близ монастыря для одного монаха) святого Петра Афонского. Найдя там одного удивительной жизни подвижника по имени Феогност, он предал ему себя в полное послушание. Через три года, узнав, что Нифон - священник, и увидев его многочисленные и великие добродетели, старец уже более не захотел, чтобы Нифон был его послушником, но братом, равным ему. Преподобный же, в свою очередь, возражал и говорил: "Нельзя монаху безмолвствовать одному, если он вначале не смирит себя послушанием", и просил по-прежнему оста­вить его в послушниках. Но из-за своего необычайного смирения Феогност не соглашался и божественный Нифон, обогащенный даром слез, вынужден был удалиться оттуда. Он перешел в находившуюся рядом кафизму Василия Ве­ликого, где в крайнем безмолвии пребывал четырнадцать лет, вкушая все это время лишь немного сухого хлеба, да и то один раз в неделю.

В это время в Великой Лавре случилась эпидемия чумы, от которой умерли многие из братии. Поскольку в обители осталось мало священников, игумен позвал святого, но тот из любви к безмолвию отказался, сказав ему: "Прости меня, отче, ибо я некнижен и невежествен". Тогда игумен попро­сил его служить хотя бы в кафизмах за пределами Лавры, и тот, по своему смиренномудрию, подчинился, проведя в этом послушании три года. Поскольку же в сердце препо­добного, продолжало гореть желание безмолвия, он ушел оттуда и пришел в Вулевтирии, где сейчас находится скит святой Анны. Вкушая лишь траву земную, он провел там в безмолвии много лет, не имея никакого крова над головой, даже каливы.

Однако нашлись некоторые братья, которые не смогли взирать на такое высокое житие преподобного. Подвигнутые на зависть ненавистником добра - диаволом, они обвинили подвижника в прелести перед игуменом Лавры, якобы тот ест траву, потому что гнушается хлебом. Игумен вызвал Нифона в монастырь и спросил: "Брате мой и чадо, зачем ты подвизаешься такой суровой и высокой жизнью, от которой рождается возношение и прелесть, а не идешь средним и непрелестным путем, который легче и не таит в себе бездн прелести? Древние отцы питались травой в пустынях, пото­му что у них не было хлеба, а здесь есть и хлеб, и другая еда. Ты должен все это есть с воздержанием, и тогда прогонишь бесовское превозношение и прелесть". По своему крайнему смирению преподобный послушался игумена, и, покинув Вулевтирии, пришел в кафизму Преображения, где прожил много лет подряд, совершая там Божественную литургию. Узнав о нем, у кафизмы собралось множество братьев, ко­торые хотели стать его послушниками и иметь преподобно­го своим наставником и учителем монашеского жития. Но множество народа доставляло подвижнику сильное беспокойство, и он ушел оттуда к преподобному Максиму Кавсокаливиту, вместе с которым и безмолвствовал много лет. И такую они испытывали любовь друг к другу, что, казалось, была у них одна душа в двух телах. Святой Максим подарил свою каливу святому Нифону, а сам соорудил для себя дру­гую, рядом.

Поскольку многие приходили к святому Максиму из-за совершаемых им чудес и пророчеств, через некоторое вре­мя святой Нифон, будучи не в силах выносить это беспокойство, ушел оттуда в пещеру, что находилась напротив кафизмы святого Христофора, где и остался на безмолвие. Позже пришел с его родины некий монах по имени Марк, и просил взять его в послушники, чтобы научиться мона­шескому житию. Преподобный принял его, но велел постро­ить рядом с его каливой другую, для его брата. Изумившись от слов святого, Марк отвечал: "Отче, разве возможно, что­бы мой брат пришел сюда, он же мирянин и имеет семью?" Тогда с присущим ему великим смиренномудрием святой сказал: "Брат, я выжил из ума, поэтому и не знаю, что говорю Ты же поступай как хочешь". На праздник святого Афанасия преподобный послал Марка по какой-то необходимости Лавру, сказав: "Возвращаясь с праздника, приведи с собой и своего брата, посмотрим на него". Марк же, снова удивившись, отвечал ему теми же самыми словами. Однако, придя в Лавру, он обнаружил, что брат его сидит у дверей. Поняв прозорливость святого, он с радостью обнял брата, хотя и ис­пытывал угрызения совести оттого, что не поверил своему старцу. Позвав брата с собой, Марк привел его к святому и, припав к его ногам, просил прощения за свое неверие. Через некоторое время Марка разбил сильный паралич, он не мог ни ходить, ни пошевелить рукой или ногой. Он попросил святого сжалиться над ним и исцелить, но тот, желая чтобы Марк познал свой грех неверия и преслушания, сказал: "Ис­целить тебя, чадо, могут лишь святые чудотворцы и бессребреники, а меня, грешного и недостойного, Бог не слышит". Брат же Марка, из сострадания к нему, очень просил святого простить его. Нифон взял елея из лампадки и помазал тело больного, и - о чудо! - Марк тотчас же исцелился и встал с одра, на котором лежал. Тогда святой сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14). Но Марк снова впал в преслушание. Он просил благословения старца пойти ловить рыбу, но, не получив его, все равно спустился к берегу, чтобы якобы по­стирать одежду, а на самом деле стал ловить рыбу. И когда он занимался этим, вдруг из воды выпрыгнула огромная аку­ла с раскрытой пастью, чтобы проглотить его. Испуганный Марк призвал в молитвах старца и, чуть отпрянув назад, едва-едва смог избавиться от чудовища. Он тотчас же при­бежал к святому, держа в руках свой улов. Святой же, взгля­нув на него, сказал: "Не будь неверен, ослушник, ибо тот, кто преобразился в змия перед прародителями и научил их преслушанию, тот же самый и превратился в акулу за твое преслушание, которому научил тебя прежде, желая ввергнуть в погибельный ров и духовно, и телесно. Но Христос, пришедший в мир, чтобы мы имели жизнь, помог тебе сегодня, ожидая по безграничной Своей благости, твоего покаяния. Я же никогда не стану есть рыбу преслушания". Услышав это, Марк далеко отбросил рыбу и, припав к ногам святого, с го­рячими слезами просил прощения. По необычайному свое­му состраданию святой простил его. С тех пор Марк всегда пребывал в полном послушании своему наставнику, до тех пор, пока не окончилась его земная жизнь, и он не перешел в мир иной с благими надеждами на тысячекратную награ­ду за послушание. Преемником своего послушания, чтобы служить святому, Марк назвал своего племянника Гаври­ила, отца которого звали Досифей. Этот Досифей однажды попросил святого послать Гавриила по какой-то нужде в Ватопедский монастырь, и тот отправил его, назначив, однако, точный день его возвращения. Пришел назначенный день, а Гавриила не было. Досифей начал плакать, думая, что сын его попал в рабство, ибо он слышал, что те места подвер­гались пиратским нападениям агарян. Святой же, прозрев духовными очами, узнал о том, что случилось, и сказал: "Не плачь, старец Досифей, о своем сыне, потому что он на свободе". И действительно, Гавриил, с которым не случилось ничего дурного, пришел до захода солнца.

Зная, что через шесть месяцев святой Максим заснет по­следним сном, святой сказал своим сподвижникам: "Пой­демте к святому Максиму, насладимся его обществом, ибо уже не увидим его в настоящей жизни". Когда они пришли к нему и дали последнее целование, святой Максим сказал: «Радуйтесь о Христе, возлюбленные братия. Сие есть наше последнее приветствие, потому что более мы не увидимся». И это было истинное пророчество святых.

Прошло много лет, и на Святой Горе опять началась эпи­демия чумы. Эта болезнь поразила и Гавриила, которому угрожала смерть. Отец его безутешно плакал, а святой так утешал его: "Не плачь, брат, ибо сын твой сейчас не умрет, потому что так хочет Бог, ибо он послужил мне. Повернувшись на восток, святой стал тайно молиться о больном Всемилостивому Богу, и молитва эта длилась довольно долго, после чего произошло чудо и больной поднялся здоровым, прославляя Бога. Тогда, обратившись к Гавриилу, святой про­изнес: "Вот, брат наш, с помощью Божией, обрел здоровье а я во время Петрова поста умру".

Наступил Петров пост. В первую субботу поста святой встал, помолился, причастился Пречистых Тайн, а затем сказал братии: "Чада мои, возлюбленные о Господе. Вот, пришло мне время пойти ко Господу, Которого от юности желала душа моя". Видя, что все смутились, он сжалился над ними, и сказал: "Чада, не должно вам жалеть меня, ибо отныне я буду ходатаем о вас к Богу, моля Его о вашем спасе­нии. Вы же только соблюдайте Его заповеди".

В воскресенье он велел братиям сначала поставить трапе­зу, а затем ископать и подготовить ему могилу, чтобы, как он сказал, возвратиться «в землю, из которой был взят» (Быт. 3: 19). После того как все было сделано, святой встал, поднял очи свои к Небу, долго молился с поднятыми руками. Затем, благословив и простив братьев, и получив от них прощение, он скрестил на груди руки и предал святую душу свою в ру­ки Божий. При этом лицо его просияло как солнце, показав тем самым его дерзновение к Богу. Преставился сей присно­памятный отец четырнадцатого июня, в возрасте девяноста шести лет, совершив при жизни множество чудес, о некото­рых из которых мы расскажем.

Некий духовный и добродетельный старец по имени Феодул захотел однажды пойти к святому ради пользы душев­ной. По дороге, вблизи обрыва, он поскользнулся и ударился ногой о большой камень. От сильного кровотечения и боли он чуть не умер. Провидя, что старец находится в таком пла­чевном состоянии, Нифон из глубины души воззвал: "Госпо­ди Иисусе Христе, Сыне Божий, если раб Твой Нифон имеет к Тебе дерзновение, то пусть остановится кровотечение и прекратятся боли Феодула, чтобы, по его молитвам, я пришел в себя, и меня не сожрали здесь дикие звери". Как только он произнес эту молитву, случилось чудо: кровь остановилась, боли прекратились, полуживой до этого старец встал и сно­ва зашагал по дороге, славя Бога.

Некий Лаврский монах, относившийся с большим благо­говением к святому Нифону, послал ему с другом сосуд масла. Друг же тот, идя по дороге, оступился и упал. Все, что он дал, разбилось, кроме сосуда с маслом, который остался целым, и когда брат отдавал его святому, тот с улыбкой, опережая его, сказал: "Видишь, какую силу имеет вера брата, послав­шего масло, она и тебя избавила от опасности, и сосуд, в от­личие от всего остального, не разбился". Принесший масло брат удивился прозорливости святого и прославил Бога.

Другой монах, много лет страдая от головных болей, ис­тратил большие средства на врачей, не получив однако ни­какого исцеления. Придя к святому и припав к его ногам, он горячо молил исцелить его, говоря: "Я знаю, святейший отче, что все, что бы ты ни попросил у Бога, Он даст тебе, ибо ради любви к Нему ты и избрал себе эту пустыню". Святой по смиренномудрию своему отвечал: "Отче, я грешен, а греш­ников Бог не слушает". Больной же не переставал со слезами припадать к нему и просить об исцелении. Побежденный ес­тественной своей добротой и состраданием, блаженный Ни­фон прочел молитву над головой больного, после чего по­слышался шум, как от сильного ветра, и - о чудо! - больной исцелился, поблагодарил святого и прославил Бога.

Другой монах-келлиот понадеялся на себя и на свои знания, поэтому и не стал открывать свои помыслы более опытному духовному отцу. Так он и жил, как подсказывал ему помысел. Вследствие этого несчастный впал в прелесть и принял ангела тьмы за Ангела света. Наученный им мно­жеству непристойностей, монах впал в гордыню и думал, что своими добродетелями превосходит всех. Однажды он пришел к святому Нифону. На вопрос, зачем он пришел, тот отвечал:

- Посмотреть на тебя, который знаменит добродетелью.

Святой на это заметил:

- Как это ты, такой великий и дивный, снизошел до того, что пришел ко мне, ничтожному и убогому?

- Бог оказал мне благодеяние, и дар, который я имею - от Бога.

- Брат, дар Божий есть смиренномудрие. Помысел от Бо­га - думать о себе, что ты самый последний из всех, помы­сел от Бога - достичь великих добродетелей и думать, что ты хуже всех. А то, что ты возомнил о себе, это прелесть от сатаны, который тебя и научил всему.

После таких слов святого монах как бы пришел в себя и сказал:

- Отче, если гордыня моя от лукавого, то прогони ее, про­шу тебя, своей молитвой и избавь меня от высокомерия.

Возвысив душевные свои очи к небесам, блаженный Ни­фон сказал:

- Господи, Иисусе Христе, взыскавший и обретший за­блудшую овцу и сопричисливший ее прочим незаблудшим, прогнавший мысленного волка, искавшего погубить ее, и показавший нам путь спасения. Ты, Владыко, раба Твоего сего, который по простоте своей и по коварству диавола-обольстителя впал в прелесть, избавь от высокомерия бе­совского, - да познает Тебя, Истинного Бога, ради нас крест и смерть претерпевшего, и да прославит имя Твое святое во веки. Аминь.

Так молился преподобный, и тотчас же с очей брата спа­ла как бы пелена, и он ясно познал, в какое зло он, несчаст­ный, впал. С тех пор, избавившись от сатанинского высо­комерия, он с благоразумием и смирением стал проводить богоугодную жизнь.

Из святой Лавры за какое-то согрешение был изгнан не­кий монах, который пришел к святому Нифону и пожало­вался, что его выгнали несправедливо. Этот брат просил, если возможно, позволить остаться у него послушником. Однако святой, провидя будущее, велел ему вернуться в мо­настырь, припасть к ногам игумена с покаянием и смиренномудрием, чтобы тот снова принял его. "Если же ты не вер­нешься, - сказал святой, - то и здесь не сможешь вынести все тяготы, и лишишься того доброго, что мог бы получить монастыре. Ибо если ты вернешься, то через некоторое время станешь екклисиархом, а затем игуменом. Однако те­бе более всего должно иметь смиренномудрие". С улыбкой святой продолжил: "Когда с помощью Божией ты станешь игуменом, вспомни о нас, и уделяй нам средства от части об­щежительной". Когда монах вернулся в обитель, то действи­тельно, через некоторое время, согласно проречению препо­добного, стал екклисиархом, а затем игуменом, и посылал святому все необходимое для жизни.

Трое монахов захотели навестить преподобного, но по­скольку один из них был безбородый, они оставили его на дороге, далеко от кафизмы преподобного. Когда эти два мо­наха пришли к святому, тот спросил их: "Почему вы не при­вели с собой и того юношу, который станет обителью Свята­го Духа". Удивившись словам святого, они пошли и привели юношу. Получив большую пользу от беседы с преподобным и приняв от него благословение, все трое ушли, прославляя Бога. Юноша же тот, преуспев в добродетели, согласно слову святого, просиял в монашеском житии.

Досифей, отец Гавриила, о котором мы уже говорили, про­сил святого позволить Гавриилу пойти по какому-то делу в Иверский монастырь. Провидя открытую ему Божиим Про­мыслом опасность, которая должна была с ним случиться, он возражал. Однако Досифей утверждал, что никакой опас­ности нет, и что на следующий день он пойдет в Амальфинский монастырь, называемый ныне Морфинским. Нифон возразил: "А если Гавриил попадет в рабство в Амальфинском монастыре, что тогда будет? Пусть идет, моей вины не будет в том, что с ним случится". Досифей поверил сло­вам святого и более уже не противоречил. В тот же вечер пришел к ним некий брат и возвестил, что от Морфинского монастыря отошел корабль с пиратами, которые захватили трех монахов, случайно оказавшихся на той дороге.

Однажды, пришел к преподобному один Лаврский монах и возвестил, что иеромонах Иоанникий послан игуменом вместе с другими братьями на остров Скирру, но в море на монастырский корабль напали пираты и всех взяли в плен Лаврские отцы собрали деньги для их выкупа, и этот монах дал от себя одну золотую монету. В это время Нифон сказал ему: "Лучше бы ты, чадо, отдал этот золотой нищим, потому что Иоанникий и прочие уже освобождены, и с ними все в порядке. Ах, если бы и мы могли поучаствовать в том уте­шении, какое имеют они сейчас". Услышав эти слова, монах запомнил день, когда святой Нифон это сказал, и по воз­вращении Иоанникия в Лавру, рассказал ему о пророчест­ве преподобного. Нужно отметить, что именно в тот день Иоанникий с братьями поймали много рыбы, поэтому они и получили великое утешение во славу Бога, прославляющего прославляющих Его. Аминь.

Наши рекомендации