Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Евфимия Нового, подвизавшегося в X веке

Сей преподобный отец наш Евфимий был родом из Иверии, из города Тао, сын благочестивых, знаменитых и бо­гатых родителей. Когда отец Евфимия отрекся от времен­ной и преходящей знатности и славы мира сего, предпочтя обогащающую во Христе нищету и облекшись в ангельский монашеский образ (с именем Иоанн), он отправился в Кон­стантинополь. Евфимий же, будучи еще весьма малым, остался со своим дедом, мужем знаменитым в славе и доб­родетели. Дед и воспитывал его в «учении и наставлении Господнем» (Еф.6: 4). Прошло немного времени и дед, взяв с собой Евфимия, пришел в Константинополь, чтобы най­ти сына своего Иоанна. Найдя его, дед, плача, уговаривал сына вернуться на родину, но тот не только не послушался, но всячески пытался удержать с собой сына Евфимия, что заставило отца сильно опечалиться.

Поскольку между ними вышел спор: Иоанн хотел оста­вить сына у себя, а дед не позволял этого, царь Никифор, узнавший о распре, приказал обоим прийти к нему и при­вести с собой Евфимия. Когда они втроем предстали перед царем, и он услышал всю историю, то велел не тянуть дитя силой, каждый к себе, а оставить суд об этом Богу. К кому ребенок захочет пойти сам, к тому пусть и идет. Как только ребенка отпустили, он тотчас же подбежал к своему отцу, которого никогда не видел и до того часа не знал. Поступок ребенка у присутствующих вызвал изумление и слезы.

Приняв как бы из рук Божиих своего сына, блаженный Иоанн немедленно облек его в монашеский образ и отдал учиться. Добрый Евфимий обладал не только острым умом, но имел большую горячность и прилежание, так что в скором времени изучил и внешнюю премудрость и внутреннее богомудрие, вместив в себя учения духовные. Вскоре он тяжело и сильно заболел, но попечением и помощью Пресвятой Владычицы нашей Богородицы через некоторое время избавился от болезни. Он продолжал преуспевать в доброде­тели, премудрости, благодати и во многом другом, достой­ном удивления, из чего всем становилось понятно, каким дивным мужем он будет. Поэтому мы расскажем об одном из чудес Евфимия во уверение истинности многих других.

Однажды пришел к Евфимию один еврей, чтобы побесе­довать с ним о вере. Блаженный же Евфимий никак не хотел говорить с ним, так как был убежден, что с евреями напрас­но беседовать. Однако, поддавшись на уговоры отца, он все же согласился и вынужден был опровергать слова еврея до­казательствами из Ветхого Завета. Не в силах вынести по­ражения, мерзкий еврей стал хулить Господа нашего Иису­са Христа, а блаженный Евфимий воспылал божественной ревностью и сказал: "Да заградятся уста, яже глаголют хулы на Господа и Бога нашего". И - о чудо! - тотчас еврей оне­мел, упал на землю, испуская из богохульных уст пену, и так лежал, представляя собой жалкое зрелище. На другой день он изверг мерзкую свою душу. Это чудо вызвало у всех страх и удивление, сделав дивного Евфимия знаменитым во всем Константинополе.

Ненавидя славу человеческую, как противную славе Божиеи, блаженный тотчас же ушел из столицы и отправился месте со своим отцом на Святую Афонскую Гору. Встретив там преподобного Афанасия, они хотели все вместе поселиться с ним в Священной Лавре, но божественный Афанасий, провидя прозорливыми душевными очами по Божию откровению благодать Святаго Духа, обитавшую в Евфимие, убедил его принять священнический сан. Тот поначалу не хотел, ссылаясь на свое недостоинство, но позже послушался преподобного и был рукоположен во священника.

После этого святой прилагал подвиги к подвигам воздержание к воздержанию и умножил в себе все те блага, что имел, став божественным сосудом Пресвятаго Духа. Он перевел Священное Писание на язык иберов, написал много книг учительных, построил множество храмов и больниц и всю Святую Гору украсил обителями. Кто сможет достойно поведать о его благородном отношении к людям о его несравненном смирении, благодаря которому он че­тырнадцать лет обихаживал своего немощного отца и помо­гал великому Афанасию? Когда оба они отошли ко Господу, блаженный Евфимий заботился о Священной Лавре, и не только о ней, но и о всех монастырях Святой Горы. Он был ревностен и скор в заботах о душах и телах братьев, а бо­жественные его уста всегда источали реки премудрости и учение во славу Божию. Однако, любовь к крайнему без­молвию возобладала, и он поставил игуменом Лавры своего родственника Георгия, а сам стал подвизаться в одиночест­ве, угождая Богу день и ночь. И никто не знал о его духовных подвигах и плодах, потому что преподобный старался совер­шать их втайне, чтобы о них знал только Бог, Который и сде­лал его подвиги известными, о чем будет рассказано далее.

Однажды преподобный пришел в Салоники и был с боль­шой любезностью принят местным архиереем, который был дивен в добродетели, но и сам, в свою очередь, поражался жизни преподобного. Архиерей дружил с одним евреем, ко­торый служил ему, поэтому архиерей, в награду за дружбу, всегда советовал и убеждал его многими поучениями уверо­вать во Христа. Однако тот никак не слушался. Все то время, что преподобный был с архиереем, и еврей тоже приходил к нему. Епископ давал ему спасительные советы, которые не убеждали еврея, и, во время бесед о вере, он употреблял слова, полные бесстыдства, уничижая и вменяя ни во что слова архиерея. Однажды архиерей попросил преподобного опровергнуть высокомерного еврея мудрыми своими речами, однако истинный ученик кроткого и смиренного Иисуса Христа сказал, что он земля и пепел, и что уговаривать еврея подобает архиерею, а не ему, но епископ просил его снова и снова и преподобный вынужден был согласиться. Блаженный Евфимий опроверг слова еврея доказательствами из пророков, заставив того умолкнуть, ясно проповедал о домостроительстве Господа нашего, так что еврей, не в силах вынести стыда, начал говорить хульные слова на Хри­ста Посмотрев на него, святой произнес: "Да заградятся твои нечестивые уста, глаголющие ложь и хулу против Творца и Владыки всего Христа". В тот же миг еврей онемел и упал на землю, при этом глаза его окосели, а рот свернулся набок. Увидев такое, все бывшие там евреи и христиане изумились и очень испугались. Припав с мольбой к преподобному, они стали просить его сжалиться над евреем и исцелить его. Услы­шав их мольбы, святой Евфимий пожалел еврея и, осенив его знамением Животворящего Креста, исцелил, сделав здо­ровым, как и прежде. После этого еврей стал громогласно возвещать, что Иисус Христос есть Истинный Бог и Творец всего, Хранитель и Промыслитель всех живых существ, а затем крестился не только сам вместе со своими домочад­цами, но и все бывшие там евреи, которые присутствовали при этом чуде, а многие другие евреи уверовали во Христа. В благодарность исцелившийся принес преподобному много денег, но тот не принял их и велел раздать нищим.

Случилось однажды на Святой Горе сильное бездождие, и все отцы по причине засухи были объяты скорбью. Они ста­ли просить преподобного помолиться Богу и лишь с большим трудом смогли убедить его. Преподобный Евфимий поднялся в Часовню пророка Илии, что вблизи Иверского монастыря, и со слезами стал молиться Всемилостивому Богу, принося Ему Словесную и Бескровную Жертву. И - о чудо! - тотчас же полил такой сильный дождь, что досыта напоил землю, и все прославили Бога, прославляющего прославляющих Его.

Издревле у Святогорских монахов повелось в светлый праздник Преображения Спасителя подниматься на вершину Горы Афон, служить Всенощное бдение, а на следующий день, после совершения Божественной литургии, спускаться вниз. Однажды, в этот праздник, поднялся на вершину и божественный Евфимий вместе со многими другими братьями. Когда же они захотели совершить Божественную литургию, то стали единодушно просить об этом преподобного. Евфимий с великим смирением послушался и начал служить. Когда же он произнес: "Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще", а братья ответи­ли: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф", внезапно всех объял невыносимый свет, и затряслась земля. Все братья тут же по­падали на землю вниз лицом, только блаженный Евфимий стоял без движения, похожий на столп огня. Это чудо сдела­ло его еще более известным повсюду.

Поэтому, когда отошел ко Господу архиепископ Кипрский, тогдашний царь ромеев послал к святому людей с письмом, горячо прося его принять попечение над архиепископией. Преподобный же не хотел об этом и слышать, говоря, что не­достоин такового попечения, и что заслуживает он только, чтобы его окормляли, а не он должен окормлять других, ибо в сердце его укоренена была мать всех добродетелей - сми­ренномудрие.

Диавол-отступник, который всегда завидует и воюет на добрые и богоугодные дела, не мог спокойно взирать на бого­угодные подвиги святого, которые он совершал всякий день, во славу Христа, Бога нашего, и от зависти и злобы сгорал еще больше. Найдя монаха, который только по внешнему ви­ду был таковым, а в сердце - прескверным и нечистым, достойным жилища диавола, он вошел в него и внушил убить преподобного, нашептывая монаху, как некогда в древности нашептал Еве: "Если убьешь преподобного, то получишь великую награду". И тот несчастный с ревностью взялся за дело, приготовив нож и поднявшись в башню, где была келья преподобного. Ученик святого, заметив, что тот полностью покорен демону и держит в руке нож, закрыл дверь кельи, не дав ему войти. Не найдя преподобного, чтобы утолить бешенство, которое он в нем вызывал, убийца вонзил нож в его блаженного ученика. Убежав оттуда с бесчинными криками и шумом, он встретил другого ученика преподобного, на которого напал тем же образом. Затем, пробежав небольшое расстояние. монах упал лицом на землю, и с бесовскими ре­чами на устах изверг гнусную свою душу. А святой, благода­тью Духа Святаго узнав о случившемся с учениками по дей­ствию диавола, спешно спустился с башни и постриг обоих своих учеников в великую схиму, после чего оба они скоро отошли ко Господу.

Бесстыдный же и грязный пес диавол не мог взирать на подвиги преподобного во славу Божию, и снова подговорил некоего садовника зарезать святого. Тот приготовил нож, подошел к святому и ударил его в живот. Но - о чудо! - свя­той не потерпел никакого вреда, конец ножа стал как воск, а рука, ударившая преподобного, высохла и осталась без движения. Тогда садовник, со слезами припав к ногам пре­подобного, исповедал ему диавольский замысел и просил о прощении и исцелении. Сжалившись, святой помолился о нем Богу, и его душе и телу было даровано здоровье.

Какими словами можно достойно поведать о добродете­лях преподобного? Он был сострадательным, веселым, без­гневным, смиренным, проводил все ночи в непрестанной молитве и стоянии пред Богом, соблюдал скудость и в пище, и в одежде, сурово обращался с телом, ибо носил тяжелые вериги. Проще говоря, он был ангелом в земном теле и све­тильником в мире, имеющим слово жизни.

Но поскольку повсюду нас преследуют соблазны, ведь земля по преимуществу есть место соблазнов, случались не­которые и на Святой Горе. По этой причине отцы попросили святого пойти в царствующий град, чтобы царским указом искоренить из их среды соблазны и обеспечить в этом месте прочный мир. Послушавшись их, преподобный отправился в Константинополь. Царь со всем синклитом архонтов с благоговением приняли его, дружелюбно приветствовали и тотчас же исполнили его просьбу.

Находясь в столице, преподобный однажды поехал с одним монахом на муле по какой-то нужде в ту часть города, которая называлась Платия. По дороге им встретился нищий, просивший милостыню. Увидев его, святой сжалился и хотел ему что-нибудь дать, но вдруг мул испугался, рассвирепел и, сильно дернув преподобного, побежал, бесчинно стуча копытами, и не останавливался до тех пор, пока не сбросил святого Евфимия на землю, отчего тот сильно раз­бился. Подбежали христиане, подняли его и отвели туда, где он жил. Через несколько дней преподобный предал святую душу свою в руки Божий тринадцатого числа мая месяца. При погребении его случилось множество исцелений и чу­дес в доказательство святости и дерзновения преподобного к Богу.

Впоследствии святые мощи преподобного Евфимия пере­несли на Святую Гору и положили в обители Честного Про­рока, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которую построил он сам, и которая была названа Иверской во славу Отца, Сына, и Святаго Духа, Единого Божества же и Царства, Которому подобает слава, честь и поклонение, ныне и при­сно и во веки веков. Аминь.

Наши рекомендации