Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства и преподобные отцы
Эти и другие аналогичные события в Украине, Молдавии и Румынии служат для того, чтобы подчеркнуть растущее давление на всех пастырей Церкви, чтобы откликнуться на опасность для единства Церкви со стороны плохо спланированного, неудовлетворительно проведенного и, наконец, антиправославного Критского «Собора».
История Церкви ясно указывает нам, что это бесценное единство во Христе существует и процветает только тогда, когда все имеют «один разум» и исповедуют одну и ту же веру в Единую Церковь. Более того, недавняя история также учит нас тому, что принятие или безразличие к новой, инновационной экклесиологии, такой как та, что была выражена на словах и на деле на Крите – это плохой вариант, который приведет только к дальнейшей поляризации и отклонениям, как налево, так и направо от Царского Пути. Именно в таких скалистых духовных морях проверяется и подтверждается мастерство духовного лидера, показывая, что он не только знает Истину, но и знает ПУТЬ, благодаря которому все могут безопасно достигнуть спасения.
По Божьему промыслу Русская православная церковь заграницей продолжает занимать уникальное место в Православной Церкви, благодаря которому Она может свободно и даже пророчески говорить слово Истины – «слово», которое объединяет верных, исцеляет старые расколы и предотвращает новые. Единство Церкви нуждается в этом сейчас, в эти трудные времена.
Молитвами святых отцов наших и особенно святых новомучеников и исповедников, а также благодаря мудрому пастырскому руководству наших архипастырей, мы все можем продолжать спасительное исповедание веры в Единую Церковь, которая является продолжением Воплощения – ради возрастания Церкви и спасения мира!
Я благодарю всех вас за ваше внимание и любезность, которую вы оказали, выслушав меня сегодня, и желаю вам всей яркой и сияющей Пасхи!
ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Γκοτσόπουλος, Ἀναστάσιος, Πρωτοπρεσβύτερος, «Πῶς δ 'αὖθις Ἁγία καί Μεγάλη, ἣν οὔτε ..., οὔτε ..., οὔτε ...;» 10 Δεκεμβρίου 2016
Митрополит Навпактский Иерофей (Влахос), «Выступление и доклад на Архиерейском Соборе Элладской Церкви (ноябрь 2016 года) по поводу Критского собора»: https://orthodoxethos.com/post/intervention-and-text-in-the-hierarchy-of-the-church-of-greece-november-2016-regarding-the-cretan-council
Примечания:
[1] Митрополит Иерофей (Влахос), «Выступление и доклад на Архиерейском Соборе Элладской Церкви (ноябрь 2016 года) по поводу Критского собора»: https://apologet.spb.ru/ru/церковная-жизнь/85-vsepravoslavnyj-sobor/2984-vystuplenie-i-doklad-na-arkhierejskom-sobore-elladskoj-tserkvi-noyabr-2016-g-2016-mitropolita-navpaktskogo-i-svyatovlasievskogo-ierofeya-vlakhosa-po-povodu-provedeniya-i-reshenij-svyatogo-i-velikogo-sobora.html
[2] Это всего лишь одно из нескольких тревожных экклесиологических новшеств, введенных на Крите, которое по серьезности превосходит только принятие внутренне противоречивых «инославных Церквей». При этом первое – распад соборности – сделало возможным последнее – принятие несоответствия (если не чудовищности), которое являет собой выражение «инославные Церкви». Это верно более чем в одном отношении. Если бы право голоса имели все епископы, а не только Предстоятели, маловероятно, что был бы принят этот отвратительный документ об инославии. Однако также, если бы архиепископ Афинский уважал ясное, соборное решение, принятое на Архиерейском Соборе Элладской Церкви, который единогласно голосовал за отказ принять термин «церковь» для инославия, он не принял бы эту недобросовестную «поправку», совершенно не соответствующую истине.
[3] См.: «От Второго Ватиканского собора (1965) до Всеправославного Собора (2016): Указатели на пути на Крит»: https://orthodoxethos.com/post/from-the-second-vatican-council-1965-to-the-pan-orthodox-council-2016-signposts-on-the-way-to-crete
[4] В статье, относящейся к тому времени, когда Вселенский Патриарх Варфоломей все еще был митрополитом, в журнале «Национальный католический репортер» Патриарх сказал следующее, раскрывая свои намерения относительно Всеправославного Собора: «Наши цели – те же, что и у Иоанна (Папы Иоанна XXIII): обновить Церковь и содействовать христианскому единству... Собор также будет означать открытие Православной Церкви для нехристианских религий, для всего человечества. Это означает новое отношение к исламу, к буддизму, к современной культуре, к стремлениям к братству, свободному от расовой дискриминации... другими словами, это будет означать конец двенадцати столетий изоляции Православной Церкви». См.: «Подготовка собора для Православия», интервью Десмонда О'Грэди, «Национальный католический репортер», в редакции от 21 января 1977 г. См. Также: http://orthodoxinfo.com/ecumenism/towards.aspx
[5] В текстах Второго Ватиканского собора ситуация немного лучше. В «Свете народам» («Lumen Gentium) дьявол упоминается четыре раза, хотя в «Восстановлении единства» («Unitatis Redintegratio») он не упоминается.
[6] Единственным исключением из этого последнего случая является то, что экклесиологическая ересь филетизма упоминается в энциклике Предстоятелей, что также вполне указывает на приоритеты этого «собрания».
[7] См.: Романидис И. С., «Экклесиология святого Игнатия Антиохийского» / Греческий православный богословский обзор 7: 1 и 2 (1961-62), с. 53-77.
[8] http://orthodoxinfo.com/ecumenism/encyc_1848.aspx.
[9] http://www.parembasis.gr/index.php/menu-prosfata-arthra-apopseis/347-2014-03-29-13-23-51
[10] http://www.romfea.gr/epikairotita-xronika/9264-mpatskas-eirinaios-giati-den-upegrapsa
[11] Этот раздел моей лекции широко посвящен прекрасным исследованиям и тексту, написанному о. Анастасием Гоцопулосом, настоятелем храма св. Николая в епархии Патра (Греция), с его разрешения.
[12] Из-за его важности и характера предмета анализ этого текста будет проведен отдельно.
[13] См.: http://www.pravoslavie.ru/english/90489.htm.
[14] Мой анализ будет следовать и в значительной степени основываться на результатах митрополита Иерофея (Влахоса) Навпактского, Греция.
[15] Συνοδικἀ, ΙΧ, σ. 107, Γραμματεία Προπαρασκευής της Αγίας και Μεγάλης Συνόδου της Ορθοδόξου Εκκλησίας, Διορθόδοξος Προπαρασκευαστική Επιτροπή της Αγίας και Μεγάλης Συνόδου 16-28 Ιουλίου 1971, έκδ. Ορθόδοξο Κέντρο Οικουμενικού Πατριαρχείου Chambesy Γενεύης 1973, σ. 143, και Γραμματεία Προπαρασκευής της Αγίας Μεγάλης Συνόδου της Ορθοδόξου Εκκλησίας, Προς την Μεγάλην Σύνοδον, 1, Εισηγήσεις, της Διορθοδόξου Προπαρασκευαστική Επιτροπή επί των εξ θεμάτων του πρώτου σταδίου, έκδ. Ορθόδοξο Κέντρο Οικουμενικού Πατριαρχείου Chambesy Γενεύης 1971, σ. 63.
[16] Примечание переводчика: официальная английская версия звучит «non-Orthodox», в то время как в оригинальной греческой версии говорится «Heterodox».
[17] «Можно думать об универсальной Церкви как об общении, при разных уровнях полноты, об организациях, которые являются более или менее полными церквами ... Это настоящее общение, реализованное с разной степенью плотности или полноты, разных организаций, все из которых, в большей или меньшей степени, имеют поистине церковный характер» (Фрэнсис А. Салливан, С. Дж. «Значение Декларации Второго Ватиканского собора о том, что Церковь Христа поддерживает «Римско-католическую церковь» / Рене Латурелле, ред., Ватикан II: оценка и перспективы, двадцать пять лет спустя (1962-1987) (Нью-Йорк: Paulist Press, 1989), 283).
[18] 267. Иосиф Ратцингер «Экклесиология Второго Ватиканского собора», беседа, представленная на Пастырском съезде епархии Аверса (Италия), 15 сентября 2001 года. http://www.ewtn.com/library/CURIA/CDFECCV2.HTM