Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Достояние –наследие. На сопротивныя– над противниками, над врагами. Жительство– жилище, то есть народ божий – православных христиан.
+ Крест Христов имеет особенную силу сохранять нас от всякого зла. Эту силу мы и призываем в молитве Кресту на все достояние Божие – на все, принадлежащее Христу: на людей Его, то есть православных христиан, которые даже имя Христово носят; на наше отечество и в особенности на Святую Церковь – общество всех истинно верующих, среди которых Господь невидимо пребывает и живет.
^Молитва о живых
Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго(имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена их)и всех православных христиан.
^Молитва о усопших
Упокой Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей(имена их)и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
^Помянник
«Поминать в молитве о мире Святых Церквей и прочее за за сим последующее – хорошо, ибо о сем апостольское есть завещание; но, исполняя сие, надобно сознавать себя недостойным и не имеющим на то силы. Евангельское и апостольское слово говорит: Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак.5:16), и: Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк.6:31). Кто нерадит о заповеди, тот и сам себя осуждает; а потому могу или не могу, понуждаю себя к исполнению заповеди».
Преподобный Варсонофий Великий
Помянник обычно помещается в молитвословах в конце утренних молитв, однако не каждому удобно и возможно молиться за живых и усопших именно утром. Надо найти наиболее приемлемое время для помянника; для кого-то это будет вечер, когда переделаны все дела, для кого-то – середина дня, обеденный перерыв…
Если можешь, читай вместо кратких молитв о живых и усопших этот помянник: (на последующих 2-х страницах ред. сайта).
^О живых
Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоея от века сущия, ихже ради и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя верующих, претерпети изволил еси; и воскрес из мертвых, вознеслся еси на небеса, и седиши одесную Бога Отца, и призираеши на смиренныя мольбы всем сердцем призывающих Тя; приклони ухо Твое, и услыши смиренное моление мене, непотребнаго раба Твоего, в воню благоухания духовнаго, Тебе за вся люди Твоя приносящаго. И в первых помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси Честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи, и разшири, умножи, умири, и непреобориму адовыми враты во веки сохрани; раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей восстания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати. (Поклон)
Щедроты– проявления милосердия, сострадания. От века сущия– извечные, существующие с начала мира. Ихже ради – для которых, по которым Призераеши –милостиво смотришь сверху, склоняешься с любовью. В воню благоухания духовнаго– как благоуханную духовную жертву (воняя – запах, аромат; форма в воню подобна здесь форме «в жертву» в выражении «прими в жертву»). В первых – в первую очередь, прежде всего. Юже– которую.Снабдел еси– спас, охранил (снабдевати – беречь, сохраняя; спасать). Адовыми враты– силами ада (древнее, частое в Библии выражение). Раздирания– раздоры, разделение на части, разъединение. Шатания – возмущения, мятежи.
+ Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоея от века сущия… Первоепомянимолитвы – прошение к Господу Иисусу Христу воспамянуть содеянные Им милости, ради которых Он и вочеловечился, и претерпел распятие и смерть, и воскрес, и вознесся. В молитве воспоминается все дело домостроительства Божия – Божия промысла. Все это – от века явленная милость Божия к роду человеческому – и есть основание для наших последующих прошений за весь мир.
Спаси, Господи, и помилуй богохранимую страну нашу, власти и воинство ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.(Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй Великого Господина и Отца нашего Святейшаго Патриарха (имя), преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо, и молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго.(Поклон)
Яже– которых. Словесное – здесь: духовное, разумное (встречается также выражениестадо словесных Твоих овец).
Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго(имя его), и святыми его молитвами прости моя согрешения.(Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их), братию и сестры, и сродники моя по плоти, и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая.(Поклон)
Мирная Твоя и премирная благая – Твои земные и небесные блага (буквально:мирское Твое и надмирное благо).
Спаси, Господи, и помилуй старцы и юныя, нищия и сироты и вдовицы, и сущия в болезни и в печалех, бедах же и скорбех, обстояниих и пленениих, темницах же и заточениих, изряднее же в гонениих, Тебе ради и веры православныя, от язык безбожных, от отступник и от еретиков, сущая рабы Твоя; и помяни я, посети, укрепи, утеши, и вскоре силою Твоею ослабу, свободу и избаву им подаждь.(Поклон)
Сущия – находящихся, пребывающих. Обстояниих– трудных обстоятельствах жизни, напастях (основное значение слова «обстояние» — осада). Изряднее– особенно, более всего. Тебе ради и веры православныя– за Тебя и веру православную. От язык– от язычников. Я– их. Ослабу– облегчение. Избаву– избавление.
Спаси, Господи, и помилуй посланныя в службу, путешествующия, отцы и братию нашу, и вся православныя христианы.(Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй ихже аз безумием моим соблазних, и от пути спасительного отвратих, к делом злым и неподобным приведох; Божественным Твоим Промыслом к пути спасения паки возрати. (Поклон)
Ихже– тех, которых. Аз – я. Соблазних, отвратих, приведох– я соблазнил, отвратил, привел (форма 1-го лица един. ч. Прошедшего времени – аориста). Паки– снова.
Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мя, и творящия ми напасти, и не остави их погибнути мене ради грешнаго.(Поклон)
Творящия ми напасти– делающих мне зло.
Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти.(Поклон)
Причти – причисли.
^О усопших
Помяни, Господи, от жития сего отшедшия правоверныя цари и царицы, благоверныя князи и княгини, святейшия патриархи, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, во иерейстем же и в притче церковнем, и монашестем чине Тебе послужившия, и в вечных Твоих селениях со святыми упокой.(Поклон)
Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих, родителей моих(имена их), и всех сродников по плоти; и прости их вся согрешения вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благих и твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение.(Поклон)
Благих –благ.
Помяни, Господи, и вся в надежди воскресения и жизни вечныя усопшия, отцы и братию нашу, и сестры, и зде лежащия и повсюду, православныя христианы, и со святыми Твоими, идеже присещает свет лица Твоего, всели и нас помилуй, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.(Поклон)
Идеже присещает– там, где светит (присещати – посещать, навещать).
Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отошедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братьям и сестрам нашим, и сотвори им вечную память.(Трижды)
+ Сотвори им вечную память. Словавечная память за десятилетия употребления в безбожном обществе для многих совершенно обессмыслились: вечная память каким-то образом предполагалась вне вечности, вне Бога (видимо, в череде поколений: детей, внуков…). В земном измерении мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым (Еккл.2:16). Вечно помнить может только вечное Божество. Мы начинаем наш помянник о всем мире прошением: Помяни, Господи… — и, наконец, просим Его вечно помнить, непрестанно поминать тех, кто отошел из временной жизни в вечную. Об этой-то памяти Божией и говорит псалом: в память вечную будет праведник (Пс.111:6). Молясь: Помяни, Господи… — вспомним также слова благоразумного разбойника: Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое! и ответ Иисуса: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк.23:42-43). Если Бог тебя держит в памяти – ты существуешь (это можно противопоставить знаменитым словам Декарта: «Я мыслю, следовательно существую»).
^Окончание молитв
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова родшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Достойно есть– следует, должно.Яко воистинну – поистине, по справедливости (яко– как). Блажити– восхвалять. Присноблаженную – всегда блаженную (присно – всегда). Пренепорочную– самую непорочную, вполне безгрешную. Честнейшую Херувим– достойную большей чести, чем Херувимы. Славнейшую без сравнения Серафим – заслуживающую несравненно большего прославления, чем Серафимы. Без истления – без нарушения чистоты. Сущую– действительную.
Херувимы(по-древнееврейски это слово означает «излияние мудрости») и Серафимы(«пламенеющие») – высшие Ангелы, ближайшие к Богу.
+Вторая половина молитвы – «Честнейшую Херувим…» (она до сих пор и самостоятельно употребляется в богослужении) – сложена в VIII веке святым Космой, епископом Маиумским… По преданию, песнь эта была сложена им в Великую Пятницу, день, особо скорбный для Божией Матери. Пресвятая Богродица после этого явилась преподобному и с радостным лицом сказала: «Приятны Мне песни твои, но эта приятнее всех других; приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я так близко не бываю к ним, как когда поют они эту новую песнь твою». Слова Честнейшую Херувим восходят к похвальному слову Богоматери Ефрема Сирина: «Честнейшая Херувимов, несравненная пред всеми небесными воинствами…»
В Х веке эта избранная Богоматерью песнь получила еще более чудесное начало.
В одном из монастырей Святой Горы Афон послушник молился в своей келье. В дверь постучали, вошел незнакомый, прекрасным видом инок и присоединился к песнопению. Когда афонский послушник собрался начать величание Богоматери «Честнейшую Херувим…», гость остановил его и пропел иное, неизвестное начало: «Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего», и уже к этим, неизвестным дотоле, словам прибавил окончание: «Честнейшую Херувим».
Умилился афонский инок и дивным словам, и звуками ангельского голоса, и стал просить незнакомца- инока, чтобы он написал ему начало заветной песни. Но в келье не оказалось ни пергамента (на котором писали до изобретения бумаги), ни чернил. Тогда гость попросил принести каменную плиту и концом пальца написал на плите пропетые им слова. Подавая плиту изумленному иноку, он сказал: «Отныне всегда так пойте и вы, и все православные христиане» — и стал невидим. Тогда инок понял, что его посетил Ангел Божий.
С тех пор осталась в Церкви эта удивительная молитва, в которой к вдохновенному творению человеческому присоединилась песнь ангельская: с 980 года песнопение по соборному определению Церкви стало петься в новой, полной редакции.
Примечание. От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:
Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся!
Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе; Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего.
Это замечание относится и к молитвам на сон грядущим.
Слава, и ныне: Господи, помилуй.(Трижды)