Взращивайте страх Господень.
Поставьте и держите Крест в центре.
В заключение давайте процитируем Послание Галатам 6: 14. Вы можете произнести вслух это место Писания, слово за словом:
А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
Эпилог
Что есть истина?
Повстречавший истину
Нашей темой будет очень глубокий и далеко идущий вопрос: «Что есть истина?» Я постараюсь ответить на него на основании Писания и опыта многолетнего христианского служения.
Один из способов понять смысл вопроса и найти ответ на него — это поразмышлять над словами, которые имеют противоположное значение. Что может быть противоположным истине? Заблуждение, обман, неправда, ложь. Конечно же, никто из нас не хочет оказаться в том, что есть в этом списке. Мы не хотим быть обмануты. Мы не хотим быть в заблуждении. Мы не хотим жить, опираясь на какую-либо ложь. Потому что если мы окажемся там, то в конечном итоге это приведет к разочарованию и крушению. Поэтому, уже ради самих себя, мы должны знать надежный ответ на вопрос: «Что есть истина?»
Истина — это нечто такое, что охватывает всю жизнь человека. Один человек так прокомментировал слова другого: «Хотя для него это правда, но это никак не истина». Думаю, немного трудно понять, что он имел в виду. Он говорит, что это является правдой в данной ситуации — т. е. того человека нельзя обвинить в том, что он говорит неправду. Но эту «правду» нельзя применить ко всем ситуациям и ко всей Вселенной — это не будет правильным всегда и во всем. Таким образом, это правда, но далеко не истина (в конечной инстанции).
Поэтому мы возвращаемся к вопросу: что же есть истина? Этот вопрос задавали разные люди, в самых разных ситуациях, и по разному поводу, в самом разном контексте. Контекст, в котором мы будем рассматривать этот вопрос, является самой драматической и важной встречей, зафиксированной в истории человечества. Понтий Пилат допрашивает Иисус на основании обвинений, что Тот объявил Себя царем иудейским. В Своем ответе Иисус концентрируется на сути истины. Вот описание этого диалога в Евангелии от Иоанна 18: 33-38:
Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина?
Мы не знаем, каким тоном Пилат задавал этот вопрос. Было ли это сказано с цинизмом? Занял ли он позицию, типичную для мирских людей, озабоченных политикой и видимой реальностью, а не абстрактными философскими вопросами? Или же он был, подобно многим людям его времени и его положения, немного философом? Был ли он под влиянием греческой философии? Именно греческая философия была полем моего профессионального изучения, до того, как я стал христианином. Поэтому всякий раз, когда я встречаю что-то связанное с философией, это вызывает у меня особое отношение.
В любом случае, Пилат парировал слова Иисуса вопросом: «Что есть истина?» Поэтому мне бы хотелось предложить некоторые комментарии на заданный Пилатом вопрос, который стал темой нашего изучения: что есть истина? Казалось бы, это очень простой вопрос. Но должен сказать вам, как бывший профессиональный философ, что до сих пор человеческая мудрость не смогло дать на него удовлетворительный ответ. Философы так и не пришли к более-менее приемлемому определению, что является истиной.
Человеческий ум, встречаясь с этим вопросом, всегда думает о какой-то абстрактной относительной истине, которая и истиной является только относительно чего-то другого. Но когда мы пытаемся дать определение, что же такое сама истина, то сразу же пускаемся в самого разного рода логические и метафизические завороты. Я не ставлю себе задачей исследовать все эти проблемы в нашем изучении, потому что не кормлю людей философией, а предоставляю им Слово Божье. Однако, мне бы хотелось указать вам на то, и это очень интересный исторический факт, что вопрос Пилата, хотя и выглядит простым, никогда не получил удовлетворительного ответа просто на уровне человеческого мышления и понимания.
Читая об этом допросе у Пилата, мне бы хотелось обратить ваше внимание, какую важность придавал истине Сам Иисус. Давайте еще раз рассмотрим Его слова. Иисус сказал Пилату, что тот верно назвал Его Царем, потому что: «Я для того и был рожден, и для того пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине. Каждый, кто от истины, слышит Мой голос». Итак, именно для этой цели родился Иисус. Именно для этой цели Он пришел в мир — чтобы свидетельствовать об истине. И это, несомненно, придает истине самую большую важность, если Сам Христос ради нее пришел на эту землю.
Затем Иисус говорит, что когда человек слышит истину, то это вызывает в нем нечто, что показывает ему, где он находится по отношению к истине: «всякий, кто от истины, слышит голос Мой». Тем самым Иисус сказал, что мир нуждается в том, чтобы распознать истину. Посреди всего нашего замешательства, мы нуждаемся в том, чтобы знать, что есть истина. Мы нуждаемся в чем-то надежном, за что мы могли бы ухватиться и на что мы могли бы опереться и сказать: «Вот она — истина!»
Из слов, которые Иисус сказал Пилату, мы видим, что царское достоинство выражается в отстаивании истины. Вопрос звучал так: «Значит Ты царь?» Ответ Иисуса был таким: «Да, Я Царь, и для этой цели Я родился и пришел как Царь, чтобы свидетельствовать об истине». Эти слова производят глубокое движение во мне. Свидетельствовать об истине — это по-царски. В определенном смысле, можно сказать, что истина выявляет царское в человеческой природе. Идти на компромисс — это низко и недостойно царя и лидера, который поставлен для руководства другими людьми — для царя и лидера недостойно бояться стоять за истину.
Полагаю, что именно эта проблема Пилата видна из его слов и действий. Он не хотел посвятить себя истине. Хотя он занимал позицию лидера и, фактически, был ответственен за выявление истины и за правосудие, но в тот критический момент он не захотел отстаивать истину.
В то время как Иисус сказал, что является Царем, и как Царь Он находится здесь, чтобы свидетельствовать об истине — стоять за истину — и Он не пойдет на компромисс. Иисус хорошо осознавал, что такая позиция будет стоить Ему жизни. Однако, находясь под политическим или любым другим давлением, Он ни на йоту не отступал от истины. Поэтому, позвольте еще раз подчеркнуть, что стоять за истину — означает проявлять царское достоинство. А идти на компромисс в вопросе истины — это низко и недостойно. Затем, в тот самый момент, когда Пилат спрашивал: «Что есть истина?», сама Истина стояла перед ним в личности Иисуса. Удивлюсь, если он осознавал это. Мы не узнаем об этом наверняка до тех пор, пока ни окажемся в вечности. Но запомните, что когда Пилат задавал этот вопрос, он впервые в своей жизни стоял лицом к лицу с полной истиной в личности Иисуса. Почему он задал этот вопрос? Мой ответ: он задал его для того, чтобы уклониться от ответственности. Он не спрашивал потому что хотел узнать истину. Он спрашивал потому что хотел уйти от встречи с истиной. Мне бы хотелось прочитать о действиях Пилата, описанных в Евангелии от Матфея 27: 24:
Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
Скажу вам то, что хотя Пилат и умыл свои руки — это не освободило его от ответственности, и такие действия не помогут ни вам, ни мне избежать нашей ответственности. Когда мы встречаемся с истиной, тогда не стоит говорить: «Я не желаю в это ввязываться... Меня это не касается... Моя хата с краю... Я умываю руки... Я не принимаю ответственность... ». Нам не удаться снять с себя ответственность.
Иисус есть истина
Итак, в предыдущей части мы с вами исследовали очень показательный диалог, который произошел между Иисусом и Понтием Пилатом, когда римский наместник Пилат допрашивал Иисуса в качестве самопровозглашенного Царя иудейского. Это описание находится в Евангелии от Иоанна 18: 33-38. Оно очень важно для нас, поэтому мы прочитаем его еще раз:
Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь; Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина?
К этому диалогу между Иисусом и Пилатом, и к последнему вопросу Пилата: «Что есть истина?», я дал четыре комментария, которые мы сейчас вкратце повторим.
Во-первых, на вопрос Пилата до сих пор не был найден ответ человеческой философией. Вся человеческая философия так и не дала удовлетворительного определения, что такое истина.
Во-вторых, одной из главных целей, ради которых пришел Иисус, была задача свидетельствовать истину. Иисус сказал, что именно для этого Он был рожден. Это показывает нам, что мир нуждается в том, чтобы узнать истину. Это было настолько важным в глазах Божьих, что Он послал Иисуса, чтобы засвидетельствовать и явить истину.
В-третьих, стоять за истину — это проявление царского достоинства. Когда Иисусу был задан вопрос о том, является ли Он царем, Иисус ответил, что это так и что Он стоит за истину. Намного легче пойти на компромисс, но это низко. Стоять за истину — это по-царски.
В-четвертых, в тот момент, когда Пилат задавал вопрос: «Что есть истина?», он в действительности находился лицом к лицу с Истиной, воплощенной в личности Иисуса. И он задал этот вопрос не потому, что хотел узнать ответ — этот его вопрос был всего лишь попыткой соскользнуть с этой темы. Затем он взял воду, умыл свои руки и сказал: «Я не виновен». Он сказал евреям: «Это ваша ответственность». Однако мы имеем законное право утверждать, что Пилат не снял с себя ответственности и не был невиновен, и когда мы с вами, встретившись с истиной, идем на компромисс с ней — как мы сможем быть невиновны?
В этой части мы рассмотрим ответ, какой дал Сам Иисус на вопрос: «Что есть истина?» Пилат не знал того, что Иисус немного ранее уже ответил на этот вопрос в личной беседе со Своими учениками. Эта беседа описана в Евангелии от Иоанна 14: 2-6. Иисус говорит:
В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам». И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
Здесь Иисус делает о Себе три утверждения: «Я есмь путь, Я есмь истина, и Я есмь жизнь». Он представляет Себя как полный и окончательный ответ. Другими словами Его ответ Фоме звучит так: «Вы хотите знать, куда идти? — Я есмь путь. Вы хотите знать, во что верить? — Я есмь истина. Вы хотите знать, как жить? — Я есмь жизнь. Я являюсь ответом на эти вопросы».
Предметом нашего исследования является истина. Пилат спросил: «Что есть истина?» Мы видим, что Иисус сказал ученикам: «Я есмь истина». Очень важно увидеть, что Божьим ответом на вопрос: что есть истина? — ответом на этот вопрос является конкретная Личность, а не какое-то отвлеченное понятие. Ничто кроме Личности не может вместить в себе полноту истины, которая бы удовлетворила человеческие искания истины и жажду по ней.
Помню как, будучи молодым человеком, студентом, изучающим философию, я томился и искал ответ на вопрос: что есть истина? Я искал ответ в сфере отвлеченных понятий, в сфере абстрактного, в трудах и сочинениях древних философов Платона, Аристотеля и современных философов. Порой мне казалось, что я вот-вот найду ответ, однако он ускользал от меня и это вызывало во мне такое глубокое чувство пустоты и разочарования, что я мог обратиться к самым грубым формам плотских удовольствий, чтобы только заглушить свое разочарование.
Однако, по благодати Божьей, спустя некоторое время, я пережил личную встречу с Иисусом, как когда-то Пилат. Но я так рад, что не отреагировал на это как Пилат. Я принял Иисуса как истину, и какой была та глубина удовлетворения, которую я получил в познании истины как Личности! Видите ли, что такое личность (а Бог всех нас сотворил личностями) — это одна из великих тайн и одно из чудес мироздания. Явно, что любой ответ на вопрос о том, что есть истина, который обходит стороной нашу личностность, является недостаточным. Но Иисус — это совершенный ответ! Он сказал: «Я есмь истина».
Следующее, что мне хотелось бы сказать — надеюсь, вы внимательны! — мы познаем эту истину интуитивно — верой. Мы не достигаем ее рассуждениями. Позвольте прочитать несколько слов из Послания Евреям, — сначала 11: 1:
Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Только верой мы можем устанавливать отношения с невидимым миром. Наши чувства не сделают этого. Наш ум не сделает этого. Существует вид интуитивного восприятия, который Библия называет верой. Далее, Послание Евреям 11: 3:
Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. Вера ведет к познанию. Правильный порядок очень важен: не знание идет первым — не так, что мы сначала знаем, а потом верим. Но верой мы познаем — когда мы верим, тогда мы знаем. Хочу сказать, что истина об Иисусе совершенно обоснована. Я являюсь профессиональным логиком, и нахожу Библию и в частности то, что она говорит об Иисусе, самым логически обоснованным утверждением, которое только можно найти в записях человечества. Однако логика вам не откроет этого. Сначала вера распознает это, а затем логика подтверждает это. Вы должны придерживаться правильного порядка. Должно иметь место интуитивное принятие, момент посвящения невидимой истине, когда вы делаете шаг из знакомой реальности в незнакомую, и делаете это посвящение веры: «Иисус, я признаю, что Ты являешься истиной — я принимаю Тебя».
Скажу еще немного об интуитивном принятии Иисуса как истины, когда мы делаем шаг по вере, не пытаясь понять все до конца. Очень наглядной иллюстрацией являются Божьи инструкции Израилю перед выходом из Египта, о том, как надо приготовить и съесть пасхального агнца. Мы знаем о том, что пасхальный агнец является прообразом Иисуса. Когда пришел Иисус, Иоанн Креститель сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Давайте найдем эти инструкции об агнце в книге Исход 12: 8-11:
Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его. Не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями. Не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня.
Пять моментов, о которых говориться здесь, помогут вам понять, что означает принимать Иисуса интуитивно верой.
Во-первых, агнец должен был запечен на огне целиком. Огонь я понимаю как акт поклонения. Это огонь поклонения. Во время того, как мы встречаемся с истиной, приходит момент, когда мы должны признать Бога в истине с поклонением.
Во-вторых, есть агнца следовало с горькими травами, что говорит о благочестивом сожалении обо всех наших преступлениях и о нашем неправильном, растраченном впустую прошлом.
В-третьих, есть агнца следовало с пресным хлебом (в котором не было закваски). Новый Завет говорит, что пресный хлеб означает искренность, честность и чистосердечность.
В-четвертых, ничего не должно было остаться до утра. Это говорит о том, как мы должны принимать истину. Мы не можем брать ее частями. Мы не можем сказать: «сейчас я возьму одну часть, а остальное оставлю на потом, и тогда подумаю, готов ли я принять это». При встрече с истиной мы должны принять ее целиком.
Наконец, в-пятых, есть агнца следовало с поспешностью. Во всем этом нельзя медлить. При встрече с истиной мы не можем долго раскачиваться. Она не будет долго ждать нас. Есть особые решающие моменты истины в нашей жизни и тогда мы должны принимать решение — нам нельзя оттягивать момент решения. Истину необходимо принять тогда, когда Бог предлагает ее нам.
Итак, давайте вкратце повторим наши пять пунктов:
1. Запеченный в огне — это поклонение.
2. Горькие травы — это праведное сожаление.
3. Безквасный хлеб — это искренность и чистосердечность.
4. Ничто не оставлять до утра — это полное принятие.
5. Поспешность — это незамедлительная реакция на явленную истину.
Божье слово есть истина
Итак, мы говорили о том, что человеческая философия всех веков так и не дала удовлетворительный ответ на вопрос, который был задан Пилатом: «Что есть истина?» С другой стороны (хотя Пилат не знал об этом), Иисус немного ранее уже ответил на этот вопрос в беседе со Своими учениками. Его слова записаны в Евангелии от Иоанна 14: 6:
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
Иисус представил Себя как полный и совершенный ответ. Другими словами: «Если вы хотите знать, куда идти — то Я есмь путь. Если вы не знаете, во что верить — Я есмь истина. Если вы не знаете, как жить — Я есмь жизнь».
Мы рассматриваем ту часть ответа Иисуса, где Он утверждает, что Он есть истина. В предыдущей части мы говорили о том, что Божий ответ на вопрос: что есть истина? — не является абстрактным понятием или определением. Истиной является Личность. Это так чудесно.
Не думаю, что многие люди оценят это так же высоко, как я, потому что в прошлом я был профессиональным философом и на протяжении многих лет изо всех сил пытался найти истину в философских системах и измышлениях, но все эти поиски заканчивались глубоким разочарованием. Поэтому, когда я обнаружил, что истина заключается в личности Иисуса, мое сердце пело. Это было настоящее освобождение и облегчение. Поэтому позвольте еще раз повторить, только личность — и ничто меньше — может вместить всю полноту истины, потому что основная часть мироздания — это личность. И ничто меньшее личности не сможет удовлетворить человеческую жажду.
В этой части мы рассмотрим другой способ ответа на вопрос: что есть истина? Второй ответ, который также дается Иисусом, не противоречит первому, но напротив помогает нам в более полной мере понимать и применять первый ответ.
Этот второй утверждение Иисуса об истине мы находим в Его молитве Отцу об Его учениках, которая записана в Евангелии от Иоанна 17: 17:
Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина.
Таким образом, Иисус молится Богу Отцу такими словами: «Слово Твое есть истина». Итак, Слово Божье является истиной.
Нам надо очень ясно осознавать, что понимал под Словом Божьим Иисус. И нам снова следует обратиться к Его собственным словам. В Новом Завете записано, как Иисус цитировал слова из Псалтыря: «Я сказал: вы боги... ». Вот как Он прокомментировал эти слова в Евангелии от Иоанна 10: 35:
Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание.
Мы не будем рассматривать все стороны этих слов, а обратим внимание на то, что, как ясно видно из этих слов Иисуса, для Него слово Божье и Писание — это совпадающие понятия. «Он назвал богами тех, к которым было слово Божье... » и «не может нарушиться Писание... » Это говорит нам две очень важные вещи: во-первых, Божье слово — это Писание, и, во-вторых, Писание (или Слово Божье) не может нарушиться — оно полностью авторитетно и абсолютно надежно.
Итак, совместив два утверждения, мы видим, что Иисус является истиной, и, в то же самое время, Божье Слово (Писание) является истиной. И в этом нет никакого противоречия. Нам необходимо понять, и это имеет жизненно важное значение для нас, что они всегда идут в согласии. Иисус и Писание всегда находятся в совершенной гармонии друг с другом. На самом деле, Иисус в Библии назван «Словом» и «Словом Божьим» — и это один из самых великих Его титулов.
Вот как, например, сказано об Иисусе в Евангелии от Иоанна 1: 1-2:
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога.
В первом стихе Евангелия от Иоанна Иисус был трижды назван Словом. Затем, в той же самой главе об Иисусе сказано следующее, Евангелие от Иоанна 1: 14:
И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца.
Итак, Иисус является Словом. Затем, в самом конце Нового Завета, в последней его книге, мы имеем пророческое описание возвращения Иисуса во славе и силе в конце века сего. Вот как апостол Иоанн описывает это в книге Откровение 19: 11-13:
И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим; Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого; Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: Слово Божие.
Вот Он — Слово Божье! Итак, Писание — это Слово Божье, Иисус — это Слово Божье. Интересно, что здесь говорится о том, что никто не знает Его имени, кроме Него самого. Другими словами, здесь показана еще одна истина, что только Иисус полностью понимает Слово Божье. Он находится в совершенной гармонии и согласии с Писанием. Он является истолкованием Слова. Он является исполнением Слова. Он является ответом. Он находится в полном согласии с Писанием.
Позвольте мне указать на одну интересную деталь. Практически все эти места Писания, которые мы использовали для ответа на вопрос о том, что есть истина, включая место Писания, откуда собственно и был взят этот вопрос — все эти отрывки взяты из записей одного человека — апостола Иоанна. Начав самостоятельное изучение темы истины, вы удивитесь, что вам практически постоянно придется обращаться к записям апостола Иоанна. Это одна из самых великих тем Иоанна.
В этом отношении я опять-таки чувствую свою близость к нему, потому что многие годы вопрос — что есть истина? — был моим вопросом. И какая радость найти в апостоле Иоанне того человека, который имеет ту же жажду по истине и находит тот же самый ответ.
Итак, мы увидели два ответа на вопрос: что есть истина? Оба этих ответа даны в Библии. Первый ответ: Иисус — это истина. Второй ответ: Слово Божье, Писание — это истина.
Сейчас мне хотелось бы показать вам очень важное применение этого двойного ответа. Хочу показать вам, как это защищает нас от обольщения. Мне бы хотелось прочитать отрывок из письма Павла христианам Коринфа. Второе послание Коринфянам 11: 3-4:
Но боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. Ибо, если бы кто, пришед, начал проповедыватъ другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, — то вы были бы очень снисходительны к тому.
Павел был очень озабочен тем, чтобы христиане Коринфа не попали в заблуждение. Он предупреждает их об обольщении и говорит им, что, в сущности, есть три разных, но связанных между собой способа, которыми вы можете быть обольщены. Вы можете начать с того, что поверите в «иного Иисуса». Вы можете принять «иной дух» — не тот, который вы первоначально получили. Или же вы можете принять «иное благовестие», т. е. «иное евангелие». Итак, здесь указаны три варианта обольщения: иной Иисус, иной дух, или иное евангелие.
Как мы можем быть защищены от этих обольщений? Ответ такой: благодаря Писанию. Мы должны помнить о том, что истинный портрет Иисуса дан в Писании. И если мы держимся Иисуса, открываемого Писанием, то мы не будем обольщены.
Хочу предостеречь вас, что сегодня есть много людей, которые были совращены в веру в иного Иисуса. Казалось бы, этот тот же Иисус из Назарета, но он не отвечает описанию, данному в Библии. Поэтому, говоря, что «Иисус — это истина!», мы должны помнить, что и «Писание — это истина!» Мы должны держать эти два факта вместе.
Какие же эти «иные Иисусы», верить в которых сегодня совращают людей? Позвольте дать три примера самых распространенных сегодня ложных представлений об Иисусе.
Во-первых, «сентиментальный Иисус» -только любовь и никакого осуждения: «Бог любит вас, а значит все будет хорошо и вам все сойдет с рук, как бы вы ни жили». Но Иисус говорил совершенно о другом. На самом деле, Иисус настолько сильно верил в суд Божий, что Он умер, чтобы спасти нас от суда Божьего. Таким образом, «Иисус» не говорящий о суде — это лже-Иисус.
Второе обольщение — это «Иисус», который одной ногой стоит в оккультизме и метафизике — этакий «супер-гуру», суперучитель, который знает множество «духовных» расплывчато-мистических ответов. Настоящий Иисус был очень практичен и, в определенном смысле, «приземлен». Он установил очень ясные стандарты практической праведности, чистоты и святости. Таким образом, такая оккультная версия — это «иной Иисус». И в данном случае Писание сохраняет нас от обольщения.
Третье представление об Иисусе, которое появилось сравнительно недавно - это «Иисус» марксист-революционер, который намерен изменить существующий мировой порядок, отобрать богатство у сильных и богатых, и раздать их имущество бедным (Или же, вовлечь как можно больше христиан в политику и дать им мирскую власть, чтобы «изменить мир в лучшую сторону... » — примеч. редактора).
Библия много говорит о проявлении заботы о бедных, но Иисус не был таким революционером. Истина в Иисусе, Он всегда за истину, но эта истина должна подтверждаться Писанием. Как вы можете соединить революционера, призывающего к свержению существующего порядка, с Писанием? Некоторые говорят по этому поводу, что нам нужна не революция насилия, а революция любви.
Как бы там ни было, всегда помните о том, что Иисус является истиной и Писание является истиной — они всегда находятся в согласии.
Дух истины
Итак, мы продолжаем изучение темы: «Что есть истина?» В действительности, это вопрос идет очень глубоко и охватывает очень многое.
Мы рассмотрели два разных способа, которыми Библия отвечает на этот вопрос. Во-первых, Иисус говорит в Евангелии от Иоанна 14: 6: «Я есмь путь, и истина, и жизнь... » Здесь Иисус дает Себя самого как ответ на этот вопрос. Он говорит: «Я есмь истина».
Однако немного далее в Евангелии от Иоанна 17: 17 в молитве к Отцу Иисус говорит следующее: «Освяти их (учеников) истиной; слово Твое есть истина». Итак, мы видим, что истина находится: во-первых, в личности Иисуса; во-вторых, в Слове Божьем, в Писании. Другими словами, истина находится в Иисусе, как об этом свидетельствуется в Писании. Библейский портрет Иисуса дает нам истину об Иисусе, Который есть истина.
Мы говорили о том, что в наши дни людям навязываются различные образы Иисуса, которых Павел называет «иными Иисусами». Это «Иисусы», которые не подтверждаются Писанием. Я дал вам три примера, которые мы вкратце перечислим:
1. «Сентиментальный Иисус» — только любовь, никакого суда: «Бог любит нас, а значит все прощает нам и все будет в порядке, как бы ты ни жил».
2. «Оккультный Иисус» — этакий «супергуру», делящийся мистическим знанием.
3. «Марксист-революционер», выступающий за захват имущества богатых и распределение его среди бедных.
Ни одно из этих описаний не соответствует Библейскому портрету Иисуса. Итак, не забывая, что Иисус является истиной, мы всегда должны выяснять, каким Писание открывает Иисуса.
В этой части я собираюсь поделиться с вами еще одним способом ответить на наш вопрос: «Что есть истина?» Мы рассмотрим то, что я называю «третьим измерением истины». Первым измерением истины является Иисус. Вторым измерением истины является Писание. Третьим измерением истины является Святой Дух. Вот что написал Иоанн - обратите внимание, это апостол Иоанн снова пишет об истине — в Первом послании Иоанна 5: 6:
Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию (и Духом), не водою только, но водою и кровью; и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина.
Обратите внимание, что Дух (т. е. Святой Дух) — Он является истиной. Итак, это третье измерение. Во-первых, Иисус является истиной. Во-вторых, Писание является истиной. В-третьих, Святой Дух является истиной. Мы должны увидеть, что каждый из них подтверждает двух других. Иисус подтверждается Писанием, Писание подтверждается Святым Духом.
Видите ли, есть много проповедников, которые цитируют много мест Писания, однако они не всегда дают истину. Их мотивы могут быть нечистыми. Может быть они движимы похотью или жадность, или иметь какой-то дух заблуждения. Я не всегда готов принять за истину что-то, только из-за того, что оно наполнено цитатами из Писания. Более того, меня всегда настораживают люди, которые имеют полдюжины любимых мест Писания, которыми они постоянно щеголяют. Когда я слышу человека, который прячется за полудюжиной цитат, то, на самом деле, я практически на сто процентов уверен в том, что этот человек находится в заблуждении. И чем больше он пытается бомбардировать меня этими цитатами, тем меньше я верю ему. Как видите, есть что-то еще — вот Иисус, вот Писание — но есть еще что-то неуловимое: Святой Дух. Он есть истина. Видите ли, истина об Иисусе и истина Писания — эта истина является сверхъестественной. Она не находится лишь на человеческом уровне. А сверхъестественная истина требует сверхъестественного подтверждения. Если же не так, то все выходит из баланса. Сам Иисус очень ясно сказал это Своим ученикам, что если они собираются найти истину и остаться в истине, то им необходимо будет быть зависимыми от Святого Духа.
Вот что Он сказал в Евангелии от Иоанна 14: 25-26:
Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
Таким образом, даже для того, чтобы помнить слова Иисуса, они должны были полагаться на Святой Дух, а не на свою естественную память. Вот почему мы можем полностью доверять точности записи Нового Завета, потому написание его не зависело только от точности человеческой памяти.
Далее опять Иисус сказал, Евангелие от Иоанна 16: 12-14:
Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на (Новая Интернациональная версия: «введет вас во... ») всякую истину...
Обратите внимание, Он говорит о Святом Духе именно как о Личности. Иисус употребляет местоимение «Он», которое на языке оригинала использовалось только для обозначения личности.
... ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
Как видите, Святой Дух является величайшим Истолкователем Иисуса и Писания. И мы зависим от Святого Духа в правильном их понимании. Затем Иисус говорит опять, и эти слова являются одними из последних, которые Он сказал Своим ученикам перед самым Своим вознесением, после того как Он воскрес из мертвых. Деяния 1: 8:
Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Как видите, чтобы быть верными свидетелями, они должны были иметь Святой Дух. Они имели сверхъестественное свидетельство, которому необходимо сверхъестественное подтверждение. Это было подтверждение Святого Духа. И снова мы читаем в Послании к Евреям 2: 3-4:
То как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле?
Обратите внимание, одна из причин, почему нам необходимо принять истину Писания об Иисусе, состоит в том, что она была сверхъестественным образом подтверждена Святым Духом. Таким образом, мы имеем эти три измерения истины: 1) Иисус являет истину; 2) Писание являет истину; и 3) Святой Дух (Дух истины) являет истину. Когда все они согласуются, тогда мы знаем, что имеем истину. Когда есть только два, и нет надежного подтверждения в третьем, то мы должны быть осторожны — не всегда это может оказаться истиной.
Проповедник может использовать много цитат из Писания и много говорить об Иисусе, но, тем не менее, не предоставлять нам истину. Или же он может иметь много сверхъестественной силы, но то, чему он учит, может не соответствовать Библии. Или же он может иметь много религиозной теории и теологии, но не чтить Иисуса и не давать Ему позиции, которая принадлежит Ему по праву. Поэтому, для того чтобы быть уверенными, чтобы знать, что мы находимся в истине, мы должны иметь всех трех вместе: Иисуса, Писание и сверхъестественное свидетельство Святого Духа.
В заключение, мне бы хотелось немного сказать об этом сверхъестественном свидетельстве Святого Духа, которое подтверждает истину. Мне бы хотелось прочитать — угадайте откуда? — из писаний апостола Иоанна. Вначале Первое послание Иоанна 2: 18-21:
Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши.
Здесь апостол Иоанн предупреждает христиан о людях, которые поначалу считали себя частью Церкви и, видимо, действительно были христианами - возможно, даже действительно были наделены дарами и талантами — но они не остались в истине. Поэтому Иоанн говорит, что вам надо быть на страже, в отношении этих людей. И вот каким образом мы можем быть на страже.
Впрочем, вы имеете помазание от Святого...
Слово «помазание» всегда говорит нам о Святом Духе. Поэтому «помазание от Святого» это «помазание Святого Духа».
... и знаете все. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины.
Итак, Иоанн говорит, что время от времени вам предстоит встречаться с обманщиками и обольстителями. Но вам нет необходимости попадать под их влияние, потому что вы имеете это помазание Святого Духа. И как только вы встретились с чем-то лживым, даже если это звучит очень религиозно, внутри вас есть что-то — там начинает мигать маленькая сигнальная лампочка, которая говорит: «Будь осторожен — он не тот, кем кажется». Это мы называем свидетельством Святого Духа. Дорогие друзья, это не просто что-то, что может быть не помешает в духовной жизни — это то, в чем все мы нуждаемся, особенно в последнее время, когда обольщение стремительно увеличивается по всем направлениям. Сказано, что помазание Святого пребывает в нас и мы знаем все. Мы должны иметь это пребывающее помазание.
Затем, немного далее в той же самой главе, Первое послание Иоанна 2: 26-27:
Это я написал вам об обольщающих вас.
Новая Интернациональная версия: «... о тех, кто пытается вести вас в заблуждение». Как видите, буду