Пять движений, ушедших в заблуждение
После того, как было сказано так много, позвольте мне привести пять примеров движений, которые прошли этим путем. Тем или иным образом я имел контакты с каждым из них.
Обратимся к послевоенному периоду, сразу после Второй Мировой войны: в Канаде произошло излияние Святого Духа на Саскачеван, которое получило название «Поздний дождь». Оно произвело очень мощное влияние и множество людей со всей Северной Америки приезжало тогда в Саскачеван. Могу сказать, что сущностью этого движения было полное восстановление всех даров Святого Духа.
Позднее я познакомился с прекрасным христианином, который был президентом «Общения бизнесменов Полного Евангелия» в Чикаго. Он описал то, что случилось с ним, когда он приехал туда. Он рассказывал, как собрания длились по девять часов, и все были настолько воодушевлены, что не хотели заканчивать служение и куда-то отлучаться. Но что произошло? Лидер стал гордым, самоуверенным, затем впал в блуд и, тем самым, дискредитировал дары Духа.
Позже, в 1957-1962 годах я был миссионером, и сотрудничал с Пятидесятнической Ассамблеей Канады — это были прекрасные люди, но они практически совсем не применяли дары Духа. Однажды я спросил их: "Почему вы не практикуете дары Духа?" Ответ был такой: "Поздний дождь" уже делал это". Другими словами, это сделало дары неприемлемыми для нас, чтобы нам не пойти тем же путем. Видите ли, одна из тактик сатаны — дискредитировать хорошее через злоупотребление этим.
Затем были «Явленные сыны» — уверен, некоторые из вас помнят их. Это была очень сильная группа людей, которые взяли место Писания о том, что все творение ожидает откровения (явления) сынов Божьих. Они имели действительно сильное служение, в частности в изгнании бесов. Но, изгоняя бесов, они стали входить в длительные беседы с бесами и пытались получать откровения от них. Полагаю, что это в корне неверно — искать откровения от бесов.
Они закончили с пышной теологией, которая гласила о том, что некоторые из них уже приняли свои тела воскресения. После этого двое из них погибли в авиакатастрофе. Таким образом, Бог как бы сказал: "Где же ваши тела воскресения сейчас?" Но они начинали, будучи прекрасными людьми.
Затем появились «Дети Божьи». Позднее они изменили свое название и стали называться «Семьей». Среди них была женщина по имени Линда Мейснер, которая имела сильное служение. Мы встречались с ней два или три раза. Она была глубоко посвященной, сильной, духовной женщиной, и она действительно несла бремя о молодом поколении Америки. Но когда к ней пришла гордыня, она стала манипулировать и главенствовать. Многие из молодых людей в «Детях Божьих» попали под ее контроль. Она отрезала их от взаимоотношений с их родителями и семьями, и это закончилось катастрофой. Но я думаю, что когда она начинала, то начинала правильно.
Затем был Уильям Бренхэм. У меня были некоторые контакты с Уильямом Бренхэмом в заключительный период его служения. Я проповедовал на одной кафедре вместе с ним два или три раза в собрании «Бизнесменов Полного Евангелия». В чем-то Уильям Бренхэм имел одно из самых удивительных служений из тех, которые я знал. Он был очень мягким, смиренным, любящим человеком. Его служение в слове знания было совершенно легендарным. Никто никогда не слышал того, чтобы Бренхэм дал хотя бы одно неверное слово знания.
Я был с ним на собрании в городе Фениксе, штат Аризона. Он был за кафедрой и, вызвав женщину из зала, сказал: "Вы здесь не ради себя... Вы здесь из-за вашего внука". И затем он назвал ее имя и ее точный адрес в Нью-Йорке. В тот момент они находились за 2000 миль от Нью-Йорка.
Но, после того, как он использовал свой дар дважды или трижды, внезапно он упал в изнеможении, и его помощники забрали и унесли его. Он объяснял это словами Иисуса о том, что "сила изошла из Меня". Но Иисус не падал в изнеможении. Я не верю в то, что это был Дух Святой. Полагаю, что это было демоническим.
Позже я близко подружился с Эрном Бакстером, который в течение значительного периода времени был Библейским учителем на евангелизационных собраниях Бренхэма. Эрн очень любил Бренхэма, и его сердце было разбито тем, что произошло с тем в конечном итоге. Однажды он собрал небольшую группу служителей и сказал нам: "Я хочу рассказать вам о Бренхэме. Я не хотел бы, чтобы вы говорили кому-либо об этом, я просто хочу, чтобы вы знали".
Сейчас, после того как все люди, к которым это относилось, ушли в вечность, я чувствую себя свободным, чтобы поделиться тем, что Эрн Бакстер сказал о Бренхэме. Он сказал: "Бренхэм имел два духа; один был Духом Божьим, другой — нет". Однажды, когда мы были вместе с Бренхэм, он сказал, указывая на лампочку, висящую под потолком: "Сила, которой я обладаю, может заставить эту лампу начать двигаться".
Полагаю, что Бренхэм оставался во Христе до самого конца, но он был захвачен людьми, которые желали эксплуатировать его. Хотя он не называл себя Илией, но он позволил своим последователям делать это. Он погиб в автомобильной катастрофе, когда его машиной управлял пьяный водитель. Последователи Бренхэма набальзамировали его тело и хранили его до Пасхи, будучи убежденными в том, что он воскреснет. Он не воскрес.
Когда он был в Духе, под помазанием, он был практически неоспорим. Однажды на собрание пришел одержимый человек, чтобы напасть на него. Бренхэм приказал ему встать на колени и стоять так до тех пор, пока он не окончит свою речь. Человек стоял на коленях, в одной и той же позе все время, пока тот проповедовал. Но я должен сказать, что конец Уильяма Бренхэма был, мягко говоря, разочаровывающим.
Затем мы имели так называемое «Ученичество» или «Пастырское движение». Я был лично связан с этим движением, и могу сказать вам, что оно началось со сверхъестественного вмешательства Божьего. Я был там, когда это происходило. Три других служителя, кроме меня: Боб Мамфорд, Чарльз Симпсон, Дон Бэшэм — все мы были проповедниками на съезде этого движения. Посреди всего этого мы обнаружили, что человек, который вел и организовывал съезд, активно практиковал гомосексуализм. Мы подумали: "Как нам поступить с этим?" Мы согласились собраться в гостиничном номере одного из нас, — это был не мой номер. Все мы вчетвером опустились на колени и молились, и когда мы поднялись, то каждый из нас знал, без каких-либо предварительных переговоров, без специальной молитвы за это, даже без стремления к этому, что Бог соединил нас вместе.
Несмотря на это, я думаю, что это движение начало приходить к закату еще годом ранее. Это мое личное мнение: проблемы начались с личных амбиций в самых разнообразных формах. Один хотел быть лидером движения, другой хотел проповедовать с кафедры и т. д., и я был одним из них. Основываясь на своем опыте, я хочу сказать, что нет большей проблемы в церкви сегодня, чем личные амбиции в служении.
Другой проблемой было то, что мы не были обновлены в нашем сознании. Мы продолжали мыслить старыми церковными категориями. Всякий, кому мы не нравились, говорил: "На самом деле, это просто новая деноминация". Наш лидер отвечал: "О, нет. Мы не являемся деноминацией и никогда ею не будем". Но логика вещей неумолима. Лидер и его группа превратились в деноминацию.
Наша основная проблема заключалась в том, что мы не были обновлены в нашем сознании. Мы продолжали думать реалиями того пути, которым церковь традиционно делала что-либо. Но я не думаю, что церковь делает это правильно. Я верю, что должна произойти революция в нашем сознании перед тем, как мы сможем точно следовать Божьему предназначению.
В заключение позвольте мне указать на два элемента, которые, как я полагаю, присущи всем этим движениям. Номер один: гордость. По моему мнению, гордость — это наиболее опасный из всех грехов. Я слышал, как один известный проповедник сказал однажды: "Гордость — это единственный грех, из-за которого дьявол не будет заставлять вас чувствовать вину". Давайте прочтем очень короткий стих, Притчи 16: 18:
Погибели предшествует гордость, и падению — надменность.
Обратите внимание, что люди обычно говорят так: "Гордость предшествует падению". Но это не то, что говорит Библия. Она говорит: "Гордость предшествует погибели". Итак, обратитесь! Не продолжайте идти этим путем, потому что конец его — погибель. И я говорю об этом себе также, как и вам.
Полагаю, что второй характерной чертой, присущей всем пяти движениям, было то, о чем я уже говорил: смешивание духов. Там была истина, но там же была и ложь. Там был Дух Святой, и там же — другие духи. И путь, по которому иные духи получили доступ, был через ту же нисходящую: от земного — к душевному, и далее — к бесовскому.
Помните, душевное в сути своей эгоцентрично. Во Втором послании Тимофею 3: 1-5 Павел описывает состояние человечества в конце времен, и я верю, что это то время, в которое мы живем. Он дает список из 18 грехов или моральных пороков:
Знай же (и это единственный раз, насколько я помню, когда Павел использует столь подчеркнуто-выразительный язык — будь абсолютно уверен в том), что в последние дни наступят времена тяжкие.
Греческое слово, переведенное как "тяжкие", использовано в другом месте лишь однажды — в Евангелии от Матфея 8: 28, при описании двух одержимых, которые вышли навстречу Иисусу. Заметьте, что словосочетание, использованное там: "весьма свирепые". Итак, приближаются свирепые времена, и они уже наступают! Вы можете молиться, как вы только умеете, но вы не в состоянии изменить этого. Потому что Бог сказал: "Знай же... это будут свирепые времена". Ты не можешь изменить этого, но ты можешь просить Бога подготовить тебя к ним. Затем Павел дает перечень этих 18 моральных пороков:
Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы...
Заметьте, этот список начинается и заканчивается тем, что люди любят: любовь к себе, любовь к деньгам и любовь к удовольствиям. Но я хочу обратить ваше внимание: корнем всего этого является любовь к себе — себялюбие. Это и есть то, в чем заключается зло. Душевность. Быть сфокусированным на себе: «Что Бог собирается сделать для меня... ?» «Что я буду иметь от этого... ?» Затем продолжение в стихе 5:
... Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
Итак, эти люди, со всеми приведенными выше 18 низкими моральными пороками, имеют вид благочестия. Это не неверующие; это не атеисты. Лично я не верю, что Павел когда-нибудь мог использовать слово "благочестие" вне христианского контекста. Это люди, исповедующие христианство. В чем же проблема? Самолюбие. Именно оно открывает путь для каждой из всех остальных проблем. Сосредоточенность на своем «я». А это, в свою очередь, ведет к смешению духов.
Путь же, по которому смешивание действует, таков: оно производит смятение и затем — разделение. Потому что частично оно приносит доброе, частично — злое. Часть этого истина, но другая часть — заблуждение.
Это означает, что существуют две ответные реакции людей: одни фокусируются на ошибочном и потому отвергают и истинное; другие фокусируются на истинном, принимая вместе с этим и ложь. Вследствие этого, происходит смятение, а вслед за ним — и разделение. Люди начинают агрессивно посвящать себя одной из сторон. Что послужило причиной этого? Смешивание. Мы не можем допустить снисходительного отношения к смешиванию.
Какой ответ на смешивание? Истина! Чистая, неразбавленная истина Божьего Слова!
Однажды мне пришлось быть единственным свидетелем происшествия, имевшим место на улице рядом с нашим домом. В результате чего, меня пригласили в суд. Перед тем, как я дал свое свидетельство, от меня потребовали, чтобы я говорил правду, одну только правду и ничего кроме правды. Таков был стандарт, установленный мирским судом. Насколько больше мы, как христиане, должны стоять за истину, одну только истину, и ничего кроме истины!
Часть 3
Четыре защиты
Наше провозглашение для этой части взято из Псалма 18: 13-15:
Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения. Да будут слова уст моих и помышления сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
В первой части было описано то, что, как я считаю, является серьезной проблемой. Во второй части я постарался дать Библейский анализ тому, как эта проблема возникает. В этой третьей части, я хочу предложить четыре духовные защиты, чтобы уберечь нас от подобных проблем.
Защита первая
Первая защита находится в Первом послании Петра 5: 5-6:
... Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время... Полагаю первое основное требование, — чтобы мы смирили сами себя. Библия говорит: "Бог гордым противится". Таким образом, если мы пытаемся прийти в присутствие Божье, но мы горды, то мы можем давить изо всех сил, но Он будет давить нам навстречу (противится нам) — и Он давит сильнее, чем можем давить мы.
Нигде в Библии не сказано, что Бог сделает нас смиренными. Бог всегда возлагает на нас ответственность смирить самих себя. Это решение, которое именно мы должны сделать. Никто не сделает этого за нас. Люди могут молиться за нас и проповедовать нам, но мы должны принять решение "смирить себя под крепкую руку Божью, чтобы Он вознес нас в свое время".
Как уже было сказано, я полагаю, что гордость — это та величайшая проблема, которая более всего распространена и наиболее губительна. Также было сказано о том, что "гордость предшествует погибели". Если мы не сворачиваем с пути гордости, то в конце нас ожидает погибель.
Однако, в Писании находится очень ободряющее и вдохновляющее место. Псалом 24: 8-9: Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь, направляет кротких к правде и научает кротких путям Своим. Это благодать Господа, что Он хочет наставлять нас, грешных, во всем. Но Бог заносит нас в списки Своих учеников не из-за нашего интеллектуального уровня, но основываясь на нашем характере. Многие могут быть зачислены в Библейскую школу или семинарию, или куда-либо еще, но так никогда и не попасть в Божью школу, потому что Бог зачисляет туда лишь смиренных. Он "направляет кротких к правде и научает кротких путям Своим".
Я обнаружил, что слово "кроткий" отсутствует в современных переводах. В чем же отличие смиренного от кроткого? Вот мое понимание этого: слово "смиренный" описывает ваше внутреннее состояние; слово же "кроткий" описывает не только внутреннее состояние, но и то, как вы выражаете его.
Вероятно, у нас нет нужды в слове "кроткий" сегодня, потому что есть очень немного людей, к которым оно применимо! Это типичная причина того, почему слова исчезают из современной речи.
Защита вторая
Следующая защита находится во Втором послании Фессалоникийцам 2: 9-12:
Того (Антихриста), которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными...
Итак, помните, что сатана способен являть силу, знамения и чудеса. Я часто говорил о том, что очевидным местом для появления Антихриста является харизматическое движение, потому что большинство харизматов, судя по всему, считают, что если что-либо происходит сверхъестественно, то это обязательно от Бога. Это не так. Сатана способен на великие сверхъестественные знамения и чудеса. Как же нам предохранить себя? Об этом написано далее в стихе 10:
... И со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.
Итак, в чем наша защита от обольщения? — В принятии любви истины. И опять-таки, это то, что именно мы должны сделать сами для себя. Бог предлагает это для нас, а мы должны принять это.
Ну, а что же с теми, кто не принял любви истины? Бог говорит следующее в стихах 11 и 12:
И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (другой перевод: «... но находящие удовольствие в неправде и неправедном»).
Это устрашающий стих. Один из переводов говорит так: "Бог пошлет им сильное заблуждение". Если Сам Бог пошлет вам сильное заблуждение, — то вы будете заблуждаться! В 1994 году в Иерусалиме — это личное, субъективное свидетельство — я встал однажды ночью, чтобы сходить в ванную комнату, и когда я возвращался в свою спальную комнату, Бог вложил в мой разум, очень ясно, что Он пошлет сильное заблуждение на существовавшее в тот момент правительство Израиля (избранное в 1992 г. ). Думаю, что все то, что произошло с того момента, является достаточным подтверждением этого. Это действительно знаменательно, потому что если Бог пошлет сильное заблуждение, — в таком случае бесполезно молиться за то, чтобы эти люди не были обольщенными.
В такой ситуации есть два способа, как мы можем молиться. Во-первых, чтобы Бог начал действовать через посланное на людей заблуждение и достиг Своих целей (в том случае было похоже на то, что целью было смещение того правительства). Во-вторых, чтобы Бог защитил нас самих от заблуждения.
Есть два слова, которые используются душевным образом для манипуляции людьми: одно слово — мир; другое — любовь. Люди на Ближнем Востоке, впрочем (как я думаю) и все люди мира, становятся жертвой манипуляции тех, кто говорит о мире. Поэтому если вы не согласны с ними, то вы против мира, а значит — вы плохой человек. Понятно, что всякий, кто против мира — это плохой человек. И вы будете чувствовать вину, если не согласитесь с ними.
Но существуют определенные условия для мира. В Книге пророка Исайи 48: 22 сказано:
Нечестивым же нет мира, говорит Господь.
А в Послании к Римлянам 14: 17 мы читаем:
Ибо Царство Божие... праведность и мир и радость во Святом Духе.
Вы не можете иметь мира и радости без праведности. Мне приходилось встречать много христиан, которые молились о радости. Но если они не исполняли условия праведности, радость ускользала от них. Политики, которые используют слово мир, чтобы манипулировать людьми, обманывают их, потому что мир не придет к неправедным.
Другое слово, используемое для манипуляции, это — любовь. В церквах говорится так много о любви Божьей: "Будьте любящими... Бог такой любвеобильный... Он такой добрый... " Все это правда, но Он еще и требовательный Бог. Я лично пришел к следующему выводу (он основывается на моем собственном опыте и на наблюдениях за жизнью людей, которых я хорошо знаю): вы не избежите наказания от Бога, делая что-либо злое, — ни в чем! Вы можете думать, что избежали наказания за что-то, и Бог может действительно простил вас, но вам обязательно придется столкнуться с последствиями сделанного. Видите ли, Бог прощает; но Он не избавляет нас автоматически от всех последствий того, что мы сделали.
Поэтому откажитесь от сентиментального представления о Боге. Он не Дед Мороз, раздающий детям сладости. Он очень справедливый, действительно праведный, по-настоящему любящий — но, в известном смысле, очень строгий. Вы не сможете улизнуть от наказания Божьего, делая какое-либо зло. Лучше и не пытаться!
Я вижу, как сегодня любовь используется для манипуляции людьми. Некоторые люди говорят о любви Божьей, и что Бог такой любвеобильный... Все это истина, но Божья любовь порой выражается неожиданным образом. Иисус сказал Лаодикийской церкви: "Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю". И это любовь. Бог наш Отец и любит нас, но Он также и воспитывает нас. Существуют два неверных пути реагирования на воспитывающую руку Божью. Заглянем в Послание к Евреям 12: 5-8. Эти слова адресованы христианам:
И забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны.
Есть два неправильных способа отреагировать на Божье обличение и наказание. Во-первых, мы предупреждены: "Не пренебрегай наказания Господня". Не пожимайте плечами, говоря: "Ну и что?" Есть верующие, которые не воспринимают наказание всерьез или стараются делать вид, что у них все в порядке (обманывая других и самих себя). По моим наблюдениям многие христиане (даже имеющие значительный стаж христианской жизни) не верят, что Бог будет наказывать их. Однако, истина в том, что Он никогда, пока мы находимся на этой земле, не прекратит наказывать и воспитывать нас.
Это стало очень наглядным для меня после прочтения истории, которая приключилась с Моисеем. Бог избрал его в возрасте 80-ти лет, назначив избавителем Израиля из Египта, а затем послал назад, в Египет. Однако, по дороге в Египет Господь встречает Моисея и пытается убить его (Исх. 4: 24-26). Удивительно!
Почему? Потому что Моисей не сделал обрезание своему сыну. Он не подчинился знамению завета, который Бог заключил с Авраамом и его потомками. Таким образом Бог предпочел бы видеть Моисея мертвым, чем идущим на свое служение с непослушанием. Порой мы говорим: "Сатана противится мне". Но зачастую истина состоит в том, что нам противится не сатана, а Бог. Потому что: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1-ое Петра 5: 5).
Другая неправильная реакция, когда вы обнаруживаете, что Бог наказывает вас, это разочарование. Не говори: "Это более, нежели можно вынести. Бог, почему Ты позволил этому случиться со мной? Я не могу устоять! Я не собираюсь принимать это". Итак, вот две неверные реакции: пренебречь обличением либо впасть в разочарование.
А как насчет любви истины? Греческое слово любовь здесь это всем нам хорошо известное "агапэ". Это очень сильное слово. Это самое сильное слово, обозначающее любовь в греческом языке. Любовь к истине — это не просто чтение Библии по утрам или посещение церковных служений и слушание проповедей. Это страстное посвящение себя истине Божьей. Это то, что мы должны культивировать, если мы не хотим впасть в заблуждение. "Бог пошлет сильное заблуждение всем не принявшим любви (агапэ) истины". Это означает нечто большее, чем просто иметь «тихое время» или читать свою Библию по выходным. Это страстное посвящение истине Божьей.
Думаю, что могу сказать без бахвальства о том, что Бог дал мне это. Полагаю, что могу засвидетельствовать о том, что Бог дал мне страстное посвящение истине. Всякий раз, когда я слышу что-либо, что является неправдой, то что-то во мне восстает против этого. Бог может сделать это и для вас, но вам надо позволить Ему сделать это. Итак, вторая защита: прими любовь истины.
Защита третья
Третья защита — культивировать страх Господень. Многие христиане говорят, что в христианской жизни нет места страху, но это не истина. Определенные виды страха исключаются, но не все. Я дам вам места Писания, которые мы с Руфью заучили наизусть, — по крайней мере дюжину отрывков о страхе Господнем. Обетования, связанные со страхом Господним, настолько прекрасны, что я не могу понять, почему кто-то не хочет страха Господня.
Вот несколько из них. Псалом 33: 12-15:
Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас. Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.
Смысл такой: если у тебя будет страх Божий, то Бог даст тебе многие дни хорошей жизни. Что стоит первым в списке того, с чем Бог хочет разобраться? Язык. Итак, "удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов".
Псалом 18: 10:
Страх Господень чист, пребывает вовек.
Страх Божий никогда не пройдет, он пребывает вовек.
Книга Иова 28: 28:
... Вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум.
Заметьте, что первоначальное условие для мудрости и разумения не интеллектуальное, но моральное — удаление от зла. Согласитесь, как много умных глупцов мы видим сегодня.
Притчи 8: 13:
Страх Господень — ненавидеть зло; гордость, и высокомерие, и злой путь, и коварные уста я ненавижу. Обратите внимание, если вы имеете страх Божий, то вы не можете быть нейтральным ко злу; вы ненавидите его. И что в первую очередь вы ненавидите? Гордость. Высокомерие.
Притчи 9: 10-11:
Начало мудрости — страх Господень, и познание Святого — разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни. Итак, ты хочешь долгой жизни? Культивируй в себе страх Господень. Однако это не только долгая жизнь, — можно жить долго и несчастливо. Но в страхе Господнем Бог предлагает нам долгую и благословенную жизнь.
Притчи 14: 26-27 (Перевод Российского Библейского общества):
Страх Господень — надежная защита (сильная уверенность), прибежище тебе и твоим детям...
Итак, страх Господень не делает тебя робким, он дает тебе сильную уверенность. Он предусмотрел прибежище для твоих детей, что сегодня, я думаю, очень важно. А следующий стих говорит:
Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
Это очень наглядная картина. Сатана расстилает сети смерти. Как мы можем избежать их? Благодаря страху Господнему.
Сказанное в Притчах 19: 23 почти невероятно. Может быть трудно поверить этому, но это написано в Библии:
Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.
Неужели мы сможем отвернуться от подобного обетования? Всегда доволен. Зло не постигнет его. Что совсем не обязательно означает, что ты будешь иметь легкую жизнь, но будешь доволен жизнью и преодолеешь всякое зло.
Притчи 22: 4:
За смирением следует страх Господень, богатство, и слава, и жизнь.
Ты обнаружишь, что, по крайней мере, в 50-ти процентах случаев страх Господень напрямую связан с жизнью. Он является ключевым условием для хорошей жизни.
Затем, я полагаю, что наиболее важным из всего является пророческое описание Мессии (Христа) в Книге пророка Исайи 11: 1-3:
И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его (весь Новый Завет подтверждает, что это Иисус); и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится...
Интересно заметить, что Дух, Который почил на Иисусе, имеет семь качеств — число семь, это всегда число Духа Святого. В Откровении 4: 5 сказано, что перед троном Божьим горит семь светильников, которые «суть семь духов Божьих».
Лично я понимаю это место из Книги пророка Исайи, как открывающее для нас семь духов Божьих. Во-первых — это Дух Господень: это Дух, Который говорит в первом лице, как Бог. Затем все они идут попарно:
Дух мудрости и разумения
Дух совета и силы
Дух знания и благочестия (в оригинале: страха Господня — примеч. переводчика)
Важно увидеть, что знание должно быть сбалансировано страхом Божьим, поскольку знания надмевают, поэтому страх Господень держит нас в смиренном состоянии. Для меня о многом говорит тот факт, что Дух страха Господня почил на Иисусе. Хотя Он был Сыном Божьим, но Он имел страх Господень. Страх Господень почил на Нем, и никогда не оставлявший Его.
Продолжая говорить о страхе Божьем, необходимо отметить, что он уравновешивает радость. Очень важно, когда мы возбуждены, иметь якорь страха Божьего. Полагаю, что в этом опять-таки имеется вопиющий дефицит в харизматическом движении. Все возбуждены и счастливы, хлопают в ладоши, танцуют, — что само по себе чудесно, — но не без страха Господня.
Псалом 2: 11 говорит:
Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом.
Возможно, это выглядит несовместимым, но в этом есть баланс. Ты радуешься, но с трепетом. Ты пребываешь в благоговении все время, пока радуешься. Это актуально и в Новом Завете. Вот как описан рост церкви в Деяниях 9: 31:
Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались.
Обратите внимание, здесь снова баланс: Дух Святой утешает нас, но мы должны ходить в страхе Господнем. Мы можем быть воодушевлены, мы можем укрепляться и расти, но все это должно быть сбалансировано страхом Господним.
Вы можете сказать: "Ну, брат Принс, я все же искуплен. Я дитя Божье. Поэтому мне просто нет больше нужды бояться Бога". Наоборот, ты должен бояться больше всех, зная цену, которую Бог заплатил, искупив тебя. Об этом сказано в Первом послании Петра 1: 17-19:
И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам (и слово "каждого" подразумевает тебя и меня), то со страхом проводите время странствования вашего (или «временного пребывания»), зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца...
Итак, именно факт того, что мы были искуплены, является причиной проведения времени странствования нашего здесь со страхом — поскольку Бог вложил так много в нас, Он заплатил за нас кровью Христа. Это все не оставляет места для легкомыслия, которое в действительности является отвержением страха Господнего.
Защита четвертая
Четвертая и последняя защита, — поставьте и держите Крест в центре.
Мы видим пример Павла в Первом послании Коринфянам 2: 1-5:
И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие (или «тайну Божью») не в превосходстве слова или мудрости... Вы должны помнить, что в культуре тех времен высшим достижением почиталось обладание ораторским искусством; если вы были кем-то, занимали какую-либо должность, то вы должны были быть прекрасным оратором, в противном случае вами просто пренебрегли. Итак, Павел говорит: "Я отказываюсь от прекрасной речи", что подразумевает: "Я не преклоняюсь пред этой культурой".
... Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете.
Как уже было сказано в предыдущей части, Божья сила достигает совершенства в немощи. Когда мы в самих себе имеем всю силу, необходимую нам, то мы уже не нуждаемся в Божьей силе. Поэтому Бог часто должен привести нас туда, где мы больше не имеем силы (если, конечно, мы согласны идти за Ним туда — примеч. редактора). Я постоянно переживаю это в своем служении. Если Бог собирается использовать меня каким-то особенным образом, Он приводит меня к тому осознанию, что это невозможно для меня — на то место, где я осознаю, что полностью завишу от Него, что я немощен. Тогда Его сила достигает совершенства (совершается) в моей немощи.
Позвольте мне добавить еще нечто по этому поводу: я обнаружил, что настоящая возможность послужить Богу редко бывает удобной для нас. Проще говоря, если Бог предоставляет вам возможность послужить Ему, то это будет в чем-то неудобно для вас. Это проверяет искренность наших мотивов.
Но если мы желаем Божьей силы, действующей в наших жизнях, в нашем служении, в нашей общине, мы должны культивировать страх Господень. Мы должны взращивать чувство зависимости, подтверждения нашей абсолютной зависимости от Бога.
Это очень личное, но каждый раз, перед тем как проповедовать, я говорю Богу: "Я знаю, что не способен на это. Я полностью завишу от Тебя. Если Ты не помажешь меня, если Ты не вдохновишь меня, если Ты не укрепишь меня, я не смогу это сделать". Всякий раз, когда я начинаю проповедовать, забыв сделать это, то мысленно, про себя, во время проповеди я говорю: "Господь, пожалуйста, вспомни, что я завишу от Тебя. Я не могу это делать моей собственной силой".
Затем Павел продолжает в стихах 4 и 5:
И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.
Я уже подчеркивал, что ключ к высвобождению силы Святого Духа — это быть сфокусированным на Кресте. Вспоминаю христианский гимн, в котором есть такие слова:
Когда я смотрю на чудный Крест,
На котором умер Князь Славы,
Испаряются великие достижения,
Которых я добился;
И с презреньем смывается всё,
Чем я мог бы гордиться.
Когда мы действительно видим Крест, то нам нечем хвалиться.
Интересно, что в первоначальной версии этого гимна, который был написан англичанином, были слова:
Когда я вижу чудный Крест,
Где умер юный Князь Славы.
Автор подчеркивал, что Иисус был казнен в расцвете сил. Он умер в самом лучшем Своем возрасте.
Я верю, что наша величайшая нужда в том, чтобы оставаться сфокусированными на Кресте. Мне пришлось наблюдать, как много людей становятся очень амбициозными, стремятся к успеху, желают построить огромные церкви и служения. Иногда они достигали определенного успеха в этом, но пока все их послание не будет сосредоточено на Кресте, — всё, что они имеют, это лишь огромное количество дерева, сены и соломы.
Я вспоминаю хорошо известного английского проповедника предыдущего поколения, баптиста Чарльза Сперджена. Он постоянно подчеркивал для своих студентов важность фокусирования на Кресте. Однажды он сказал примерно следующее:
"Проповедовать принципы христианской жизни и не упоминать о Кресте, это подобно тому, как если бы сержант, обучающий строевым приемам, отдавал бы приказы подразделению солдат, которые не имеют ног. Они могут слышать его приказы и понимают его, но не могут выполнить их... Запомните, только через Крест мы получаем способность делать то, что Бог говорит нам делать".
Теперь давайте вновь вернемся к первым пяти стихам из 2-ой главы Первого послания Коринфянам. Они всегда были одними из моих самых любимых стихов, потому что я пришел к Богу, оставив греческую философию. Когда Павел говорит о мудрости — он подразумевает в частности греческую философию. По этой причине я думаю, что могу оценить силу его слов о мудрости.
Нам необходимо понять, когда мы читаем эти слова о переживаниях Павла, что он связывает их с определенной частью своего миссионерского путешествия. В 17-ой главе книги Деяний описано его пребывание в Афинах, которые были интеллектуальным центром, университетским городом античного мира. Там он произнес проповедь, непохожую ни на одну из его проповедей, когда-либо записанных. Это была, скорее, интеллектуальная речь. Он подстраивал себя под своих слушателей и даже цитировал им греческого поэта (чего, как я думаю, он никогда больше не делал, обращаясь к неверующим людям). Для меня остается вопросом: был ли Павел в данной ситуации (во время проповеди в Афинах) действительно водим Святым Духом? В любом случае, результаты были весьма разочаровывающими. Лишь несколько человек уверовали.
После этого Павел идет в Коринф. Это был портовый город и, подобно большим портовым городам сегодня, это был очень нечестивый город, где процветали все виды греха. Где-то по пути из Афин в Коринф Павел принял решение, о котором Павел написал так, в своем Первом послании Коринфянам 2: 1-5:
И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил (в других переводах: «принял решение») быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповед