А. Главные пункты приходят из выбранного вами текста.

Проповеднику необходимо помнить свою тему и цель.

1. Главные пункты должны относиться к ним.

2. Пример.

а) Текст: Иоан.4:23

Тема: Бог ищет поклонников.

Цель: Увещевать, чтобы люди всей жизнью поклонялись Богу.

Главные пункты:

1) Бог ищет тебя.

2) Поклоняешься ли ты в Духе?

3) Поклоняешься ли ты в Истине?

3. Не уходить от темы!

Даже если отрывок содержит что-то еще, что могло бы представлять интерес.

Б. Стоит постоянно напоминать себе, что это раскрывающая проповедь.

а) Вы объясняете отрывок Библии;

б) вы проповедуете по этому тексту, а не свои собственные идеи!

Для проповедников, особенно для пасторов, всегда будет сложно удержаться от возможности использовать кафедру для достижения некоторых пасторских целей или решения насущных проблем. Все же мы обязаны проповедовать чистое Слово Божие.

В. Главные пункты помогут нам не сбиться даже при существующих внешних давлениях или внутренних влияниях.

Приведем еще несколько примеров, определяя главные пункты проповеди:

а) 1 Пет.5:5, 6

1. Если ты возносишь себя. Бог смирит тебя.

2. Если ты смиряешься. Бог вознесет тебя.

3. Бог сделает это тогда, когда захочет.

б) 1 Пет.5:7

1. Возложи свои заботы на Бога.

2. Ведь Бог заботится о тебе.

или:

1. У нас у всех есть нужды.

2. Кто понесет их?

3. Бог хочет нести их вместо тебя.

в) 1 Пет.5:8, 9.

1. Будь готов!

2. Сатана реален!

3. Но ты можешь противостоять ему.

Г. Сделайте так, чтобы пункты были легкими для запоминания.

· Короткие. Слово или фраза.

· Интересные слова – используйте свои слова, привлеките внимание.

· Иногда допустимо, чтобы пункты начинались с той же буквы или рифмы.

· Всего 2, 3 или 4 пункта.

Наиболее легко запоминаются три пункта.

Набросаем в общих чертах схему раскрывающей проповеди.

Пример:

Текст: Филипп. 4:6, 7.

Вступление: О чем ты беспокоишься? Школа, деньги, семья, здоровье матери.

1. Перестань беспокоиться.

Беспокойство никаким образом не поможет.

2. Начинай молиться.

Бог слышит молитвы! Тоже молись о незначительных вещах.

3. Следующий раз, когда появится большая проблема, что ты будешь делать?

Кульминация и применение.

Такая проповедь может длиться от 5 до 45 минут.

Развитие главных пунктов раскрывающей проповеди.

Определяя текст, тему, цель и главные пункты мы как бы собрали скелет проповеди. Теперь нам необходимо надеть "плоть на скелет".

Напишите больше, чем просто наброски. Развейте, украсьте и эффектно подайте. Можно использовать несколько способов развития главных пунктов.

Иллюстрация.

Используя кисти, краски, карандаши и прочие инструменты изобразительного искусства, человек способен изобразить некий образ, смотря на который, зрители воспринимают точку зрения художника.

Слово не менее изящный инструмент, способный создать картину в умах слушателей.

Так описанием знойной пустыни и томящегося жаждой путника, который вдруг находит спасительный источник воды, можно даже спровоцировать желание попить воды.

Или подробный рассказ приготовления блюда, с описанием всех запахов и реакций действующих лиц, можно поднять аппетит у слушающих.

Также через словесное описание страданий, боли и чувств, связанных с ними, вызвать сострадание и слезы.

Так и проповедник может использовать подобные приемы для описания Библейских истин.

Перечислим те из них, которые являются приемлемыми в богослужебной практике и не являются манипуляцией или психологическими приемами.

а) Картина.

Нарисуйте словами картину!

Иисус – Пастырь Добрый.

Можно использовать описание заботливого, верного и мужественного пастуха. Пастух, который не щадя своей жизни, заботится и оберегает стадо. Не требует постоянного надзора и лишних указаний. Его не нужно понукать и заставлять. Он любит.

Исайя 49:15

Бог поступает с нами заботливее, чем мать о своём грудном младенце.

Описание материнской любви, чувств, нежности и проявления всех этих переживаний.

Настоящая мама не забывает своего грудного младенца, а Бог более заботливый и любящий, чем любая мама!

Исайя 49:16: Наши имена записаны на Божьей руке.

Что мы пишем на своих руках? Только самое важное, чтобы помнить и использовать в самом ближайшем будущем. Бог записал вас на Своих руках.

Исайя 35: Пустыня становится садом с цветами.

Что собой представляет пустыня? Что собой представляет сад? Что должно произойти, чтобы пустыня стала садом? Что может произойти в твоей жизни, чтобы твоя жизнь расцвела?

б) Истории. Притчи.

Возможно использование повествования событий из вашей собственной жизни или из жизни друзей, но не ставьте их в неловкое положение и не возносите себя! Используя истории, лучше всего говорить от третьего лица. Что вот в одном месте, у одного человека…

Для того, чтобы избежать отталкивающей безликости истории, допустимо изменить имена, времена, географию. В итоге нам необходим смысл истории.

В некоторых случаях допустимы реальные истории с реальными персонажами. Например, история с Наполеоном, в которой на прошение о милости император произносит: «Он не заслужил милости». На что проситель ему сказал: «Милость не заслуживают, её оказывают».

Подобные истории должны быть достоверны и не содержать фантастических приемов. Как рассказ о некоем солдате, которого заставили ехать на автомобиле без двигателя. Конечно, солдат не знал об отсутствии такой важной части машины, но он молился. После «удачной» поездки покаялся весь гарнизон … и так далее.

Неправдивые истории обесценят проповедь, поставив её в один ряд со сказками и баснями.

Людям всегда нравится слушать разные истории, однако не стоит ими увлекаться.

в) Физический объект.

Физический объект тоже может быть хорошей иллюстрацией.

Некоторые преподаватели библейских институтов, чтобы проиллюстрировать возможности физических объектов при передаче некоторых истин, просят студентов положить на стол по одному предмету. И просит на минуту составить рассказ на тему предмета.

Или можно взять двухметровую палку, приставить к своему глазу и попытаться приблизиться к другому человеку, иллюстрируя человека с «бревном в глазу», пытающегося вытащить занозу из глаза ближнего. Такая картина может быть красноречивее многих слов.

Также используют и емкости с различными жидкостями, которые символизируют человека, грех и так далее. Вливая каплю чернил в чистую воду, уже не можем добиться прежней чистоты, какое бы количество воды мы туда дополнительно не вливали.

Обыкновенное яблоко может символизировать целостность и чистоту девушки. Если просто дать нескольким из присутствующих откусить фрукт, а после, оставшийся огрызок предложить в качестве свадебного посвящения. Подобная ассоциация может вызвать неподдельное отвращение.

Иллюстрации делают проповеди интересными!

Примеры. Применения.

Вторым способом, которым можно развить главные пункты, является предоставление примеров использования. Перечисляя возможные варианты, вы подвигаете людей к применению истины, проповедуемой вами. Этот прием делает проповедь личной и практичной.

Например: Проповедь о служении другим.

Спросите людей: Как можно служить? И предложите варианты применения:

- Мы можем служить дома: мыть посуду, готовить пищу.

- Мы можем служить в церкви: встречать, показывать людям, как пройти к своим местам.

- Мы можем служить, посещая престарелых людей, больницы.

- Мы можем служить молитвой.

Анализ.

Еще одним способом развития главных пунктов является подробный анализ вашего тезиса. С помощью этого способа вы осветите неясные или незнакомые постулаты вашей проповеди. Анализ может быть выражен в проповеди следующим образом.

а) Объяснение.

Например: Что это значит, что «мы посажены со Христом на небесах одесную Бога»? Для этого необходимо объяснение, а не ожидание, что все прихожане ясно представляют себе смысл данного утверждения.

б) Определение.

Пример: Что же все-таки значит "простить"?

- Конечно же, это не значит просто сказать "ничего страшного"!

Давая определение термину, вы связываете термин с восприятием его значения. Тем самым делаете возможным его применение.

в) Анализ отвечает на вопросы: Кто, Что, Где, Когда, Почему, Как?

При подготовке к проповеди, задайте себе эти вопросы, это поможет расставить правильные акценты в ваших утверждениях.

Приведем пример развития главных пунктов, используя все основные способы, приведенные выше.

Проповедь на тему Евреям 12:1- 2:«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия».

1. Иллюстрация - пример: когда я был бегуном;

2. Примеры - виды запинающих грехов, примеры мыслей, подавляющих нас.

3. Анализ - определите Иисуса, как "начальника и совершителя".

Наши рекомендации