Когда все выглядит безнадежным
Иисус же, отвечая, сказал... приведите его ко Мне...
— Матфея 17:17
Когда наш Господь Иисус Христос был на земле, Его Царство было настолько широким, что касалось границ небес и ада. В один момент мы видим Его беседующим с Моисеем и Илией в Своей славе, а затем, через несколько часов, видим, как Он противостал злому духу, словно попирая адскую бездну.
От патриархов до бесов, от пророков до демонов — долгая дорога. Однако милость побуждает Его идти, а сила поддерживает Его, так что Он равным образом славен и в том, и в другом месте. Если Он был таким славным Господом даже в Своем унижении, то насколько же Он прославен сейчас! Как далеко простирается Его благость! Воистину Он владычествует от моря до моря. Его империя простирается до самых крайностей человеческого со- стояния. Наш Господь и Повелитель с радостью слышит возглас верующего, который победил своего врага, и в то же самое время склоняет Свое ухо к отчаянному воплю грешника, который оставил свою самоуверенность и желает быть спасенным Им. В одно и то же мгновение Он принимает венец, который Ему принес воин после доброго сражения, и исцеляет сокрушенных сердцем, врачует их раны.
Да, существует значительное различие между видом торжествующего верующего, который умирает и обретает покой в доме Отца своего, и первым слезным покаянием Савла из Тарса, ищущего милости у Спасителя, Которого он преследовал. Тем не менее, сердце Господа и Его очи — с ними обоими. Преображение нашего Господа не сделало Его неспособным изгонять бесов и не заставило его почувствовать Себя слишком великим и духовным для того, чтобы иметь дело с человеческими пороками. Поэтому даже сейчас, когда Он находится одесную Отца, слава небес не отвлекает Его внимания от земных страданий и не побуждает его забыть вопли и слезы слабых людей, ищущих Его в этой долине слез.
Давайте рассмотрим очень интересный пример ситуации с глухонемым одержимым, который мы взяли как основной контекст для этой главы. Всякий грех является признаком того, что душа находится под владычеством сатаны. Все, кто не обратились к Богу, в определенном смысле на самом деле являются одержимыми дьяволом. Он утвердил свой престол в их сердцах, и оттуда царствует и правит членами их тел. "Духа, действующего ныне в сынах противления" (Ефесянам 2:2) — это имя, которое Павел дает князю тьмы. Однако эти владения сатаны не одинаковы в каждом случае, и изгнание сатаны, хотя всегда производимое тем же самым Господом, не всегда совершается одним и тем же способом.
Многие из нас хвалят Господа за то, что когда мы жили во грехе, мы не были отданы во власть страстного желания грешить — в нашем сумасшествии был какой-то порядок. Мы не ставим это себе в заслугу, но действительно благодарим Бога за то, что нас не втянуло в этот смерч, но мы оставались в рамках внешних приличий. Мы также благодарны за то, что в то время, когда мы пробудились и поняли тяжесть и мерзость своего греха, когда мы ощутили, что сатана управляет нами своим железным жезлом, мы не оказались в полном отчаянии, в ужасе великой тьмы, в той мучительной внутренней агонии, которую приходится переживать некоторым людям. И когда Иисус пришел спасти нас, хотя сатана сильно нам препятствовал, у нас не было пены у рта от нашей гордости, мы не валялись в упрямстве похоти и не резали себя в яростном отчаянии по аналогии с описанием этого случая одержимости бесами в Евангелии от Марка. Господь кротко открыл наши сердца Своим золотым ключом, вошел в обитель нашего духа и завладел ей.
Те завоевания, которые Иисус совершает в душах Его народа, хотя и совершаются той же самой силой, большей частью происходят спокойнее, чем в рассматриваемом нами случае. Давайте воздадим за это благодарность Богу благодати. Тем не менее, время от времени имеют место странные, из ряда вон выходящие случаи с людьми, в которых сатана, похоже, бесчинствует и проявляет свою злобу в полную силу. В таких случаях Господь Иисус демонстрирует превосходящее величие Своей силы, когда во всемогущей любви свергает Тирана с престола и изгоняет его навсегда. Если хоть один такой измученный человек читает эту книгу, я буду рад помочь ему, ибо:
Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?
— Матфея 18:12
Я молюсь о том, чтобы достичь тех, кто далек от Бога, и посредством помазания Святого Духа освободить тех, кто связан железными оковами, чтобы они стали свободными в Господе, ибо если Сын освободит их, они станут истинно свободными (Иоанна 8:36).
В первую очередь, я хочу раскрыть с помощью моего Господа важность этого прискорбного случая, описанного в вышеуказанном тексте. Затем я опишу один доступный всем нам источник и в заключение выражу восхищение несомненным результатом.
Безнадежная ситуация
Физические чудеса Христа являются прообразами Его духовных деяний. Те чудеса, которые Он творил в физическом мире, имеют свои аналогии в духовном мире; внешнее и физическое является символом внутреннего и духовного. Одержимый, которого отец привел для исцеления, не является ярким примером ситуации, когда человек совершил большой грех, хотя дух назван нечистым, и сатана всегда оскверняет. Но это пример великого ужаса, умственного расстройства и неистового отчаяния, производимого лукавым в некоторых умах, чтобы мучить их и подвергать опасности.
Обратите внимание, что болезнь проявлялась периодически в непреодолимых приступах мании, во время которых этот человек был совершенно не в состоянии управлять собой. Эпилептический припадок бросал бедную жертву из стороны в сторону. Нам приходилось встречать подавленных людей, в которых уныние, недоверие, неверие и отчаяние порой бушевали с непреодолимой яростью. Они не столько принимали этих злых гостей, сколько были их жертвами. Как говорит об этом Марк, дух "хватает его" (Марка 9:18). Точно также эти несчастные были схвачены и унесены великаном по имени Отчаяние. Демоны издевались над ними, гоня их в сухие места. Они искали покоя, но не находили. Они отказывались от утешения, и, подобно больным, их души отвергали всякую пищу; они показали, что бессильны бороться со своей меланхолией — они и не думали сопротивляться. Они были сбиты с ног и полностью охвачены бедствием. Такие случаи не так уж необычны. Сатана, зная, что его время коротко, и понимая, что Иисус скоро придет на помощь, с особой злобой издевается над своими бедными рабами, стараясь любым способом уничтожить их прежде, чем придет Избавитель.
Бедная жертва из нашего отрывка временами исполнялась ужасной агонии — такой, что это проявлялось в пене у рта, катании по земле и воплях. Иногда при своих страшных падениях он ранил себя, и в исступлении он бился обо все, что было рядом, нанося себе новые раны. Только пережившие это могут описать боль обличения во грехе, когда она еще усугубляется предложениями Врага. Некоторые из нас в какой-то мере прошли через это и могут заявить, что это — ад на земле. Мы ощущали тяжесть руки разгневанного Бога. Мы знаем, каково читать Библию и не находить ни единого обетования, которое подходило бы к нашей ситуации. Напротив, каждая страница словно излучает угрозы, и проклятия сверкают, словно молнии. Кажется, что даже самые избранные отрывки восстают против нас, словно говоря: "Не вторгайся сюда. Эти утешения — не для тебя. Ты не имеешь ничего общего с этим". Мы ранили себя доктринами, заповедями, обетованиями и даже самим Крестом. Мы молились, но даже наши молитвы усугубляли наше бедствие. Мы даже падали у престола милости. Мы считали свои молитвы всего лишь бормотанием, оскорбительным для Господа. Мы ходили в церковь, и казалось, что проповедник был недоволен нами; хмуря брови, сыпал соль нам на раны и еще больше усугублял наше положение. Казалось, что даже чтение Писания, гимны и молитвы объединились против нас, и мы возвращались домой еще более подавленными, чем раньше.
Надеюсь, что вы не пребываете в таком состоянии ума, ибо из всех вещей после ада это — одна из самых страшных. Находясь в таком состоянии, люди взывали вместе с Иовом:
Не буду же я удерживать уст моих; буду говорить в стеснении духа моего; буду жаловаться в горести души моей. Разве я море или морское чудовище, что Ты поставил надо мною стражу? Когда подумаю: "утешит меня постель моя, унесет горесть мою ложе мое", —
Ты страшишь меня снами, и видениями пугаешь меня. И душа моя желает лучше прекращения дыхания, лучше смерти, нежели сбережения костей моих. Опротивела мне жизнь.
Не вечно жить мне. Отступи от меня, ибо дни мои суета.
— Иов. 7:11-16
Я благодарю Бога за то, что конечный результат этого рабства часто бывает таким, что побуждает ангелов радостно петь, но пока темная ночь продолжается, она действительно является ужасом кромешной тьмы. Вы можете вздернуть мученика на дыбе или даже приковать его к столбу железными цепями и разжечь под ним огонь, но если только Господь одарит его Своей улыбкой, его мучения будут ничто по сравнению с пыткой духа, обжигаемого палящим внутренним чувством гнева Божьего. Такой человек может присоединиться к плачу Иеремии и возопить:
Посадил меня в темное место, как давно умерших; окружил меня стеною, чтоб я не вышел, отяготил оковы мои, и когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою... Натянул лук Свой и поставил меня как бы целью для стрел; послал в почки мои стрелы из колчана Своего...
Он пресытил меня горечью, напоил меня полынью.
— Плач Иеремии 3:6-8, 12-13,15
"Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух — кто может подкрепить его?" (Притчи 18:14). Страдания из-за непрощенного греха, боязнь вполне заслуженного наказания, страх вечного огня — это вещи заставляют людей сильно страдать и побуждают их думать, что жизнь — это тягостное бремя.
Из текста мы узнаем, что в те моменты, когда злой дух полностью овладевал сыном этого человека, он стремился погубить его, бросая в разные стороны. Иногда дух бросал его в огонь, а иногда — в воду. То же самое происходит с глубоко измученными душами. В один день они кажутся полными огня, искренности и рвения, нетерпения и волнения, а на следующий день погружаются в ужасную холодность и апатию души, из которой их, кажется, совершенно невозможно вывести. Вчера они были такими чувствительными, а сегодня такие апатичные. Они непостоянны. Вам бывает трудно определить, в какой стадии они сейчас находятся. Если вы будете поступать с ними, как с людьми, которым угрожает огонь нетерпеливости, ваши усилия окажутся напрасными, ибо через несколько минут им уже будет угрожать вода безразличия. Они впадают в крайности. Их ситуация подобна сказкам о душах в чистилище, которые страдают попеременно то в печах, то в ледяных камерах.
Основываясь на том, что такой человек говорит вам в один момент, вы можете предположить, что он считает себя самым страшным из грешников, но через некоторое время он уже все отрицает, и у него нет никакого желания покаяться в грехе. Услышав его слова в один момент, вы можете вообразить, что он не перестанет молиться до тех пор, пока не найдет Спасителя, но позже он скажет вам, что совершенно не может молиться и что считает лицемерием преклонять свои колени в молитве. Такие люди постоянно меняются; они более переменчивы, чем погода. Они меняют свою окраску, как хамелеон. Они импульсивны и беспорядочны, часто колеблются и искажают истину. Нужно быть больше, чем человеком, чтобы знать их мысли на месяц вперед, ибо они меняются чаще, чем луна. Их состояние презрительно смеется над нами, их проблемы не поддаются нашим попыткам утешения. С ними может справиться только Сам Иисус Христос. Стоит добавить, что Он обладает особым навыком в исцелении безнадежных болезней и находит удовольствие в том, чтобы исцелять тех, кого все остальные считают безнадежными.
Этот печальный случай был осложнен еще и тем, что сын был глухим. В рассказе Марка об этом случае Иисус говорит: "Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него" (Марка 9:25). Так как сын был глухим, с ним никак нельзя было поговорить, его закупоренные уши не пропускали ни одного звука. С другими людьми можно поговорить, и кроткое слово может успокоить раздражение их ума. Но никакое слово, даже самое кроткое, не могло достичь этого бедного угнетаемого духа, который был неспособен ни слышать, ни ощущать. А разве сегодня нет таких людей, для которых слова — это пустое колебание воздуха? Вы можете цитировать обетования, предлагать ободрение, объяснять доктрины, но все это будет для них пустым звуком; они заканчивают там, где начали. Подобно белкам в колесе, они никогда ни к чему не приходят.
О, все повороты и изгибы сложного и искаженного мышления бедных угнетаемых умов! Несомненно, достаточно легко сказать им поверить в Иисуса, но если они и поймут вас, то настолько туманно, что понадобится снова это объяснять, а затем еще и еще раз более простым языком рассказать об этом. Самое простое из всего, что только может быть, — это просто положиться на кровь Иисуса и обрести покой в Его завершенном деле. Детская азбука не может быть проще этого, однако для них это не ясно. Они будут делать вид, что понимают вас, а потом внезапно начнут вести себя странно; они будут казаться убежденными и на какое-то время оставят свои сомнения и страхи, но встретьтесь с ними через полчаса, и вы обнаружите, что вы говорили со стеной и обращались к глухим. О, что за угнетающая ситуация! Да помилует Господь таких людей, ибо в таких случаях человеческая помощь бесполезна. Хвала Богу, что Он даровал помощь в Том, Кто могуч, Кто может сделать глухих слышащими, и Чей голос будет звучать сладостным ободрением в смертной тишине подземелий отчаяния.
Вдобавок к этому, оказывается, страдалец был немым. Из-за демонической одержимости он был неспособен членораздельно говорить. Так как он закричал, когда дьявол оставил его, похоже, что в этом случае присутствовали все органы речи, но он не умел членораздельно говорить. Издаваемые им звуки были бессвязными; речевой аппарат не издавал ничего вразумительного, кроме душераздирающих криков боли.
Есть много таких "духовно немых" людей. Они сами не могут объяснить свое состояние. Когда они говорят с вами, их речь непоследовательна; они противоречат сами себе через каждые пять предложений. Вы знаете, что они считают правдой то, о чем говорят, но если бы вы этого не знали, то могли бы подумать, что они рассказывают вам противоречащие друг другу небылицы. Их переживания — это цепь противоречий, а их речь еще сложнее, чем их переживания.
С ними очень тяжело и сложно говорить хоть какое-то время; на это не хватает терпения. А если на это не хватает терпения у слушающего, насколько обременительным это должно быть для жалкого говорящего! Они молятся, но не осмеливаются назвать это молитвой. Для них это похоже на крик чайки или щебет ласточки. Они говорят с Богом о том, что есть в их бедных, беспомощных сердцах, но это такая путаница, что, закончив, они сомневаются в том, молились они или нет. Это вопль, горький, мучительный вопль боли, который невозможно передать словами. Это ужасные стенания, неизреченные стремления Духа (Римлянам 8:26), но они и сами едва понимают, что это означает.
Возможно, вы уже устали от деталей этого прискорбного случая, но я еще не завершил эту печальную историю. Если вы никогда не переживали ничего подобного, благодарите за это Бога, но в то же время будьте сострадательны и молитесь о тех, кто пребывает в таком состоянии ума. Молите Бога о том, чтобы Он даровал им надежду на великого Исцелителя, ибо их бедствие превосходит человеческие способности.
Отец одержимого сказал Иисусу, что его сын погибает. Как же могло быть иначе с человеком, отягощенным столькими страданиями, который постоянно терпел мучения, так что нарушался естественный покой его сна? Маловероятно, чтобы человек смог долгое время сохранять силы, если его организм был так изможден. Не забывайте о том, что отчаяние очень сильно ослабляет душу. Я даже знаю, что оно ослабляет и тело, пока исто- щенный страдалец не вое- кликнет вместе с Давидом: "Свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху" (Псалом 31:4).
Чувство вины греха, страх грядущего наказания, страшное предупреждение, звучащее в ушах: "Кто внушил вам бежать от будущего гнева" (Матфея 3:7), страх смерти и ожидание ее каждое мгновение, но превыше всего неверие в Бога и написание злобных слов против Него — это то, от чего начинают гнить кости человека и высыхать его сердце. Джон Буньян в своей книге "Изобилующая благодать" великолепно описывает человека, который остался, словно куст в пустыне, так что неспособен увидеть доброе, когда оно приходит. Буньян изображает разум, бросаемый вверх и вниз на десяти тысячах волн неверия, никогда не имеющий покоя, но постоянно озабоченный предположениями, подозрениями и дурными предчувствиями. Если бы эти атаки продолжались непрестанно, никогда не прекращаясь, если бы между припадками неверия не было перерывов, то сердце человека уже наверняка не выдержало бы, и он умер бы и отправился в свой вечный дом, став жертвой своего собственного жестокого неверия.
Самое худшее в истории этого одержимого то, что все это продолжалось уже много лет. Иисус спросил, как долго он находился в таком состоянии, и родитель ответил: "С самого детства". Иногда Бог с какими- то целями, которых мы не понимаем, позволяет глубокому страданию искушаемой души продолжаться многие годы. Я не знаю, сколько лет человеку приходится бороться, но некоторым пришлось сражаться с неверием почти до самого конца своей жизни, и только на закате своих дней они обрели веру и духовное понимание. Когда они думали, что им суждено умереть во тьме, Святой Дух явился им, и они получили ободрение и утешение.
Пуритане описали удивительную историю миссис Ханивуд как пример того, каким необычайным способом Господь избавляет Своих избранных. Многие годы она пребывала в рабстве меланхолии и отчаяния, но была освобождена милостивым Божьим провидением почти сверхъестественным образом. Она взяла изящный бокал из венецианского стекла и со словами "Я так же верно буду проклята, как этот бокал разобьется вдребезги" швырнула его на пол. Но к ее удивлению и удивлению всех присутствующих на стекле не оказалось ни трещины. Это обстоятельство впервые принесло ей луч света, и впоследствии она положилась на Господа Иисуса. Иногда в самую кромешную тьму приходит сверхъестественный луч света. Бог вывел этого пленника из внутренней камеры, где его ноги были крепко закованы в цепи, и после многих лет плена ему, наконец, была дарована совершенная, прекрасная свобода.
Еще одно замечание относительно этого случая. Ученики не смогли изгнать беса. В других случаях они добивались успеха. Они говорили своему Повелителю: "И бесы повинуются нам о имени Твоем" (Луки 10:17). Но на этот раз они потерпели полное поражение. Они сделали все, что смогли; похоже, что у них была какая- то вера, иначе они не стали бы браться за это дело, однако их веры оказалось совершенно недостаточно для этого случая. Книжники и фарисеи собрались вокруг них и стали смеяться над ними, и если бы кто-нибудь из апостолов был способен освободить этого человека, они бы с радостью это сделали. Однако они стояли там пораженные и смущенные. Бедный пациент, находящийся перед ними, страдал и мучился, а они не могли предложить ему даже самого малого утешения.
Ситуация становится по-настоящему болезненной, когда ищущая душа много лет ходит в дом Божий, но не находит утешения; когда человек, имеющий проблемы в духе, ищет помощи у служителей или других христиан, но не получает ее; когда возносимые молитвы не находят ответа; когда пролитые слезы не приносят результатов; когда книги, бывшие утешением для других, изучаются безрезультатно; когда учения, обратившие в веру тысячи людей, оказываются неэффективными.
Однако бывают такие случаи, когда все человеческие усилия терпят поражение, и утешить бедного страдальца кажется таким же невозможным делом, как успокоить морские волны или заставить умолкнуть раскаты грома. В некоторых людях злой дух и Святой Дух вступают в непосредственный конфликт, когда злой дух проявляет всю свою злобу и доводит человека до крайней степени расстройства. Но я верю, что даже в таких чрезвычайных ситуациях Святой Дух являет Свою спасительную силу и выводит эту душу из ее темницы, чтобы восхвалять имя Господа.
Если вы не знаете Господа, вы, возможно, думаете про себя: "Благодарение Богу, что я ничего не знаю о таких ситуациях". Остановитесь, прежде чем благодарить Бога за это, ибо каким бы плохим и жалким не являлось такое состояние, вам лучше будет оказаться в нем, чем оставаться вообще не имеющими никакой духовной чувствительности. Вам лучше будет попасть на небеса обожженным, заклейменным, избитым и израненным на каждом шагу, чем мягко соскользнуть прямо в ад, как делают многие люди, которые сладко спят, пока демоны уносят их по пути погибели. В конце концов, временные мучения и беспокойство от внутреннего расстройства кажется чем-то малым после того, как Бог вступается за вас и в конечном счете вы обретаете радость и мир в вере. Однако неизмеримо более опасна ситуация в жизни человека, когда в ушах звучит "мир, мир", в то время как "мира нет" (Иеремия 6:14), а затем навсегда обнаружить, что вы — изгнанник, брошенный в бездну, из которой нет спасения.
Вам нужно трепетать вместо того, чтобы быть благодарным. Ваше спокойствие — это тот самый страшный предвестник, с которым путешественники часто встречаются в альпийских горах. Все тихо. Птицы перестают петь, начинают летать низко и ежатся от страха. Стихает жужжание пчел среди цветов. Настает зловещая тишина, словно смерть заставила все умолкнуть, протянув свой страшный жезл. Разве вы не понимаете, что сейчас произойдет? Собирается гром, скоро молния блеснет своим могучим огнем. Земля задрожит, гранитные пики рассыплются. Вся природа вздрогнет от ярости бури. Таково ваше сегодняшнее спокойствие. Не радуйтесь ему, ибо грядет ураган; близится буря и скорбь, которые сметут и совершенно уничтожат вас. Пусть лучше дьявол беспокоит вас сейчас, чем будет беспокоить вас вечно.
Один источник
Пока я говорил с вами о довольно трудной ситуации. Молюсь, чтобы Дух Святой помог мне сейчас, когда я хочу напомнить вам об одном источнике.
Ученики были в смятении. Господь, однако, оставался спокойным и сказал: "Приведите его ко Мне". Когда мы сталкиваемся с трудными ситуациями, нам необходимо использовать все имеющиеся у нас средства по максимуму. В наши непосредственные обязанности также входит постараться сделать все более эффективно, чем обычно. Наш Господь сказал Своим ученикам, что с помощью молитвы и поста мы подключаемся к большей силе, чем та, которую мы обычно имеем. Чтобы некоторые люди могли обратиться к Иисусу, не всегда бывает достаточно обычных методов христиан. Нам необходимо больше молиться и содержать свои тела под полным контролем, ежедневно распиная свою плоть. Проводя больше времени в более близком общении с Богом через молитву и пост, мы сможем справиться с более сложными случаями. Церковь Божья имела бы намного больше силы, чтобы сражаться с этим безбожным веком, если бы ее члены чаще молились и постились.
В молитве и посте, этих двух евангельских установлениях, заключается огромная сила. Первое связывает нас с небесами, второе отделяет нас от земли.
Молитва при- водит нас к столу на Божьем пире, пост переворачивает земные столы потворства. Молитва позволяет нам вкушать Хлеб Небес, а пост избавляет наш дух от преград насыщения тленным хлебом.
Когда христиане поднимутся к максимальным возможностям в духовном мире, они смогут посредством действующего в них Божьего Духа изгонять бесов, которые сегодня, без молитвы и поста, просто смеются над ними. Но и при всем этом даже самые прогрессивные, действующие в силе Духа христиане все равно будут сталкиваться с огромными трудностями, справиться с которыми не могут помочь даже ни молитва, ни пост. Как узнали на своем личном опыте ученики Христа, такие трудности необходимо принести непосредственно к Господу, потому что только Он может все. Господь нежно повелевает нам: "Приведите их ко Мне".
Рассматривая с вами практическую сторону этого сложного случая в нашем тексте, позвольте мне просить вас при этом всегда помнить, что Иисус Христос все еще жив. Какой бы простой ни была эта истина, вам нужно напоминать ее. Мы очень часто оцениваем силу церкви, смотря на ее служителей, ее установления и ее членов. Однако сила церкви заключается не в этом, она кроется в Святом Духе и вечно живом Спасителе. Иисус Христос умер, это правда, но Он снова живет, и мы можем точно так же прийти к Нему сегодня, как это сделал обеспокоенный отец, когда наш Господь был на земле. Говорят, что чудеса прекратились. Возможно, физические чудеса и прекратились, но духовные — нет. У нас нет силы творить ни те, ни другие. Христос имеет силу творить чудеса любого рода, и Он все так же желает и может творить духовные чудеса в Своей церкви. Мне нравится думать о моем Господе как о живом Христе, с Которым я могу разговаривать и обсуждать каждую ситуацию, которая происходит в моем служении. Как о живом Помощнике, к Которому я могу обратиться за помощью при любых проблемах, которые возникают в моей душе и в душах других людей. Не думайте, что Он мертв и погребен! Не ищите Его среди мертвых! Иисус жив и точно так же способен исцелить израненную душу человека, изгнать демонов, помочь в самой неразрешимой ситуации, как и тогда, когда Он был здесь на земле.
Помните также и о том, что Иисус живет там, где установлена власть. Будучи на земле, Он имел власть над демонами, но на небесах Он обладает еще большей властью. Здесь, на земле, Он скрывал величие Своей божественности, но теперь в небесах Его слава сияет во всем великолепии, и весь ад признает величие Его силы. Нет ни одного демона, каким бы сильным он ни был, который бы не задрожал, если бы Иисус заговорил или даже просто посмотрел на него. Сегодня Иисус является Господином сердца и совести. Своей тайной силой Он может действовать в разуме каждого из нас, Он может смирять нас, а может возвышать нас, Он может повергать, а может возносить.
Никакая ситуация не будет для Него слишком сложной. Нам нужно только лишь приносить к Нему все наши нужды. Он живет, живет там, где установлена Божья власть, и может исполнить желания наших сердец. Более того, Иисус живет и наблюдает за жизнью каждого из нас, и все так же милостиво напоминает нам об ответственности.
Я знаю, что нам больше хочется думать о Нем как о Том, кто находится где- то далеко и не видит печальных ситуаций в жизни Своей церкви. Однако я хочу сказать вам, возлюбленные, что в этот момент Христос так же озабочен победой или поражением Его слуг, как и тогда, когда Он спустился с горы и встретился с тем человеком и его одержимым сыном. С небесной вышины Иисус взирает на дела Своих служителей, и когда Он видит, что они терпят поражение, Он ревнует о чести Своего Евангелия, и так же готов вмешаться и одержать победу сейчас, как и тогда. Нам необходимо всего лишь обратить свой взор на нашего Господа. Он не спит, как спал лжебог Ваал в Ветхом Заве- те. Он не бесчувствен к нашим неприятностям и не безразличен к нашим печалям. Благословенный Господин наш, Ты способен утешить и силен избавить! Нам нужно только лишь принести к Тебе то, что нас беспокоит, и Ты по Своей неиссякаемой милости решишь любую ситуацию.
Хочу ободрить вас в том, что нам нужно всегда помнить о том, что Иисус Христос ожидает от нас веры в
то, что Он живой, могущественный, милосердный Господь, Которому мы будем доверяться полностью. Мы даже представить себе не можем, как много мы теряем из-за недостатка веры. Мы считаем, что некоторые люди находятся в безнадежном состоянии, и этим позорим Христа и раним самих людей. Мы часто сдаемся, считая некоторые ситуации в жизни людей безнадежными, вместо того, чтобы постоянно при- носить их к Нему; мы ограничиваем Святого Израилева. Мы огорчаем Его Дух и печалим Его святой разум. Однако если бы научились доверять Иисусу, как дети доверяют своим отцам, и непоколебимо уповали на Него, имея веру Авраама и веря, что Он способен исполнить то, что обещал, тогда мы увидели бы в нашей жизни такие случаи, как описанный в нашем тексте, и даже большие чудеса. Вместо плача мы получили бы "елей радости", а вместо "унылого духа — славную одежду" (Исаии 61:3).
Я искренне призываю родителей, родственников и всех, чьи дети или друзья имеют какие-либо проблемы или находятся в сильной депрессии, поставить перед собой цель привести дорогих им людей к Иисусу. Не сомневайтесь в Нем. Он расстроится, если будете сомневаться в Нем. Не медлите рассказать Ему ситуацию с вашим любимым человеком. Спешите к Нему и принесите больного к Нему. Даже если ситуация станет хуже, а не лучше, пока вы молитесь — не медлите. Вы имеете дело с безграничным Сыном Божьим, и вам не нужно бояться, вы не должны сомневаться. Пусть Бог дарует нам благодать приносить к Господу Иисусу все наши ежедневные проблемы — особенно то, что касается нашего духа.
Верный результат
Когда сын этого человека предстал перед нашим Господом, его ситуация выглядела совершенно безнадежной. Он был глухим и немым. Как же Господь может помочь ему? Ко всему этому он еще пускал пену и валялся по земле. Где же здесь можно было найти окно для божественной силы? Я не удивляюсь тому, что сказал его отец: "Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам" (Марка 9:22). Как я уже писал, в большинстве других случаев голос Иисуса успокаивал дух человека, однако в этом случае Его голос не мог достичь разума, ибо его уши были закрыты. До этого мы не встречаем в Библии, чтобы Спаситель сталкивался с таким серьезным случаем, который для всех казался совершенно безнадежным. Однако Бог имел исцеление для этого человека, поэтому Иисус, не медля ни мгновения, сказал нечистому духу: "Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него" (стих 25). Христос имеет силу со властью повелевать демонам. Они не осмеливаются ослушаться. Спаситель добавил: "И впредь не входи в него" (стих 25). Когда Иисус исцеляет, Он исцеляет навсегда. Когда душа освобождается из тюрьмы, она больше туда не попадет. Если Христос говорит: "Я прощаю", грех прощен. Если Он провозглашает мир, мир будет неиссякающей рекой. Она будет течь до тех пор, пока не сольется с океаном вечной любви. На выздоровление не было никакой надежды, но исцеление стало совершенно несомненным, когда Иисус простер Свою исцеляющую руку. Если вы разбиты и в унынии, то ни вы, ни я ничего не сможем сделать; однако нет ничего, чего не смог бы сделать Он. Просто обратитесь к Нему, и одним словом Он даст вам мир, который больше никогда не будет нарушен, но будет продолжаться до тех пор, пока вы не войдете в вечный покой.
Тем не менее, мы читаем, что слово Христа, хотя и наверняка должно было одержат^ победу, встретило яростное сопротивление. Дьявол весьма разгневался, ибо знал, что его время было коротко. Он начал терзать бедную жертву изо всех своих дьявольских сил. Несчастный сын стал испускать пену и валяться по земле, а после такого ужасного возбуждения упал, словно мертвый. Часто вначале голос Христа приводит дух человека к еще большему раздражению, чем это было раньше — не потому, что Иисус хочет поразить нас, а потому, что сатана восстает против Него. Бедный искушаемый человек может даже лежать в отчаянии, словно мертвый, а окружающие могут восклицать: "Он умер!", но затем придет исцеляющая рука нежности и любви, и ее прикосновение оживит человека.
Если когда-нибудь вы сочтете себя мертвым, если умрет ваша последняя надежда, когда покажется, что перед вами нет ничего, кроме "некоего страшного ожидания суда и ярость огня" (Евреям 10:27), именно в это время Иисус обязательно вмешается. Запомните для себя навсегда один очень важный урок — вы не можете отойти слишком далеко от Христа. Поверьте, что ваши ограничения являются предела- ми только для вас, но не для Него. Величайший грех вместе с глубочайшим отчаянием не смогут воспрепятствовать силе Христа.
Иисус Христос может спасти вас, даже если бы вы оказались в самой пасти ада. Если ваши грехи привели вас к вратам ада, так что пламя дышит вам прямо в лицо, и тогда если вы обратитесь к Иисусу, Он может спасти вас. Если вас приведут к Нему, когда вы уже будете на пороге смерти, Его вечная милость примет вас. Как у сатаны хватает дерзости приводить людей в отчаяние? То, что он осмеливается это делать, несомненно является частью его дьявольского бесстыдства. Отчаиваться, когда у вас есть всемогущий Бог, Который помогает вам? Отчаиваться, когда драгоценная кровь Сына Божьего была отдана за грешников? Отчаиваться, когда Богу угодна милость? Отчаиваться, когда звенит серебряный колокольчик надежды: "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Матфея 11:28)? Отчаиваться, когда жизнь продолжается, когда врата милости остаются открытыми, когда вестники милости призывают вас войти? Отчаиваться, когда у вас есть Божье Слово: "Если будут грехи ваши как багряное, — как снег убелю; если будут красны как пурпур, — как волну убелю" (Исаии 1:18)?
Я хочу еще раз повторить, что только дьявольская дерзость осмелилась предложить грешнику мысль о безнадежности. Христос неспособен спасать? Такого никогда не может быть. Христос побежден сатаной и грехом? Это невозможно. Грешник, у которого так много болезней, что Великий Врач не может исцелить его? Заявляю вам, что если бы в вас сосредоточились болезни всех людей, если бы на вас пали грехи всех людей, если бы вы богохульствовали, убивали, блудили, прелюбодействовали и совершили все возможные и немыслимые грехи, то драгоценная кровь Иисуса Христа, возлюбленного Божьего Сына все равно очистит вас от всякого греха. Если вы только доверитесь моему Господину, а Он достоин доверия и заслуживает вашей уверенности, то Он спасет вас прямо сейчас. Зачем медлить, зачем задавать вопросы, зачем спорить, зачем взвешивать, не доверять и подозревать? Придите в Его объятия. Он не может отвергнуть вас, ибо Он Сам сказал: "Приходящего ко Мне не изгоню вон" (Иоанна 6:37).
Вас может спасти только Господь. Моя обязанность — рассказать вам о Евангелии, но я твердо знаю, что вы не услышите ничего, либо услышите, но отвергнете эту вечную истину, если Христос не обратится к вам в силе Духа Святого. О, пусть Он придет сегодня и скажет злому духу в вас: "Выйди из него, дух нечистый, и больше не входи в него. Оставь его, ибо Я искупил его Своей драгоценнейшей кровью". Дорогой друг, я молюсь о том, чтобы Бог Святой Дух благословил эти слова, дабы железные запоры раскрылись, медные ворота распахнулись, и пленники Врага смогли выйти на свободу. Да благословит Господь этих пленников ради имени Своего.
Глава 6
Христос в вас
А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
— Римлянам 5:5
Пятидесятница повторяется в сердце каждого верующего, когда Божья любовь изливается в его сердце Святым Духом. Позвольте мне предложить вам небольшую историческую аналогию, чтобы проиллюстрировать это. Ученики Господа были весьма опечалены, когда Он умер на кресте. Они находились в огромной депрессии и испытывали особую боль при одной только мысли о Его трагической смерти и погребении в гробнице Иосифа. Но после непродолжительного ожидания и терпения их надежда вновь ожила, так как их Господь воскрес из мертвых, и они увидели Его возносящимся на небеса. Они вновь загорелись особой надеждой, потому что их Господь вошел в славу на небесах, оставив им обещание, что снова придет и даст им участвовать в Его побе<