Те, кто думают, что потеряли спасение
Теперь я хочу показать принцип памяти применительно к верующему, который думает, что потерял свое спасение. У меня есть привычка в своем служении всячески избегать крайностей и держаться узкого пути истины. Я верю как в доктрину предопределения, так и в доктрину свободной воли, и следую узким путем между этими двумя горами. Точно так же обстоит дело и со всеми другими истинами. Я знаю некоторых людей, полагающих, что сомнения не являются грехом. Я сожалею о том, что они так думают. Я знаю и других, которые считают, что сомнения невозможны там, где есть хоть сколько-нибудь веры. Я не могу согласиться с ними. Я слышал о людях, которые высмеивали весьма драгоценный и замечательный гимн, начинающийся словами "Это то, что мне хочется знать". Я не осмеливаюсь сам смеяться над ним, ибо мне много раз приходилось петь его. Я хотел бы, чтобы это было не так, но вынужден признать, что сомнения беспокоили меня. Истинная позиция в отношении сомнений и страхов верующих такова: эти вещи греховны, их не нужно поощрять и следует избегать. Однако большинство христиан в большей или меньшей степени от этого страдают. Но это не является доказательством того, что человек не имеет веры, ибо этому подвергались и самые лучшие из христиан.
Если вы сражаетесь с беспокоящими вас мыслями, позвольте мне побудить вас прежде всего вспомнить о прошлом. Возможно, вам следует остановиться и позволить своему сердцу поговорить с вами. Помните ли вы то место, ту точку на земле, где Иисус впервые встретился с вами? Возможно, что нет. Хорошо, а помните ли вы те счастливые моменты, когда Он приводил вас в Свой дом на пир? Можете ли вы вспомнить моменты, когда Он милостиво избавлял вас? Как сказано в Псалмах: "Я изнемог, и Он помог мне" (Псалом 114:6) и "Ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь" (Псалом 62:8). Когда вы были в подобных обстоятельствах в прошлом, вы думали, что неприятности одолеют вас. Однако вы пережили их. Разве вы не можете теперь найти утешение, вспоминая об этом?
Много лет назад море возле южной части Африки обычно было таким неспокойным, что португальцы, плывущие на юг на своих хрупких парусниках, назвали это место Мысом Бурь. Однако потом, когда окрестности мыса стали хорошо известными благодаря более смелым морякам, его назвали Мысом Доброй Надежды. В своем опыте вы имели множество встреч с Мысом Бурь, но прошли их все, и теперь пусть он станет для вас Мысом Доброй Надежды. Вспомните: "Ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь" (стих 8). Скажите вместе с псалмопевцем: "Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего" (Псалом 41:6).
Я помню горы, подобные Цоар (стих 7), на которых моя душа имела такое сладостное общение с Богом, что я думал, что был на небесах. Я помню моменты жуткой агонии в моей душе, когда в одно мгновение мой дух возносился к вершинам блаженства при упоминании имени моего Спасителя. Во время Трапезы Господней, в личной молитве и во время слушания Его Слова бывали моменты, когда я мог сказать:
Моя душа готова остаться здесь навсегда, Сидеть и петь так всегда, до вечного блаженства.
Позвольте мне вспоминать обо всем этом и иметь надежду, ибо:
Раз Иисус однажды меня осиял, значит, Иисус навеки мой.
У Бога не бывает так, чтобы Он сначала любил, а потом ненавидел. Его воля неизменна. Невозможно, чтобы Тот, Кто сказал: "Вот, Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною" (Исаия 49:16), забыл бы или выгнал вон тех, кто однажды был дорог Ему.
Возможно, однако, это не является утешением для вас. Я призываю вас вспомнить о том, что другие люди находили Господа истинным для себя. Они взывали к Богу, и Он избавлял их. Быть может, одним из таких людей была ваша мать. Быть может, сейчас она на небесах, а вы трудитесь и страдаете здесь, на земле. Разве вы не помните, что она сказала вам перед смертью? Она сказала, что Бог был верным и истинным для нее. Она осталась вдовой, когда вы были еще ребенком, и она рассказала вам, как Бог заботился о ней, о вас и обо всех остальных членах вашей небольшой нуждающейся семьи, отвечая на ее мольбы. Вы верите свидетельству своей матери? Так не обретете ли вы покой с верой вашей матери, в Боге вашей матери?
Есть пожилые христиане, которые могли бы засвидетельствовать вам, что за те пятьдесят или шестьдесят лет, которые они ходили с Господом на земле живых, они не могли бы указать ни одного дня, чтобы сказать: "Вот здесь Бог оказался неверен", или: "Здесь Он бросил меня в трудную минуту". Я молод, но уже пережил много скорбей, бывших в определенной мере болезненными, и я могу сказать, — и должен сказать, ибо если я не заговорю, камни могут возопить против моего неблагодарного молчания, — что Он верный Бог, Он помнит Своих слуг и не оставляет их в трудный момент. Можете ли вы также сказать словами нашего текста: "Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю"?
Задумайтесь на минуточку и, быть может, это станет утешением для вас. Несмотря на то, что вы думаете, что сейчас вы ни в какой мере не являетесь дитем Божьим, если вы заглянете внутрь вас, то увидите слабые следы руки Святого Духа. Там нет еще полного образа Христа, но разве вы не видите, как карандаш рисует контуры, набросок? "Что вы имеете в виду?" — спросите вы. Вы хотите быть христианином? У вас есть хоть какое-нибудь стремление к Богу? Можете ли вы сказать вместе с псалмопевцем: "Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому" (Псалом 83:3). О, мне приходилось утешать себя этим, когда я не мог увидеть ни одной христианской благодати, сияющей в моем духе. Мне приходилось говорить: "Я знаю, что никогда не успокоюсь, пока не стану таким, как мой Господь". "Одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу" (Иоанна 9:25) — вижу достаточно хотя бы для того, чтобы знать мои собственные недостатки, пустоту и бедствие. Я имею лишь столько духовной жизни, чтобы ощущать, что хочу большего и не смогу насытиться, если не получу большего. Что ж, там, где Бог Святой Дух сделал уже столько, Он сделает еще больше. Там, где Он начинает доброе дело, нам сказано, что Он будет продолжать его, и совершит его в День нашего Господа Иисуса Христа (Филиппийцам 1:6). Вспоминайте об этом, и вы будете иметь надежду.
Я хочу, чтобы вы знали, что в Библии есть обетование, которое в совершенстве описывает и подходит к вашей ситуации, но вы должны исследовать Библию и молиться, чтобы найти его. Есть одна история, которая служит хорошей иллюстрацией этому. Некий молодой человек стал наследником всего имения своего отца, но другой оспорил его право. Дело должно было перейти в суд, и хотя этот молодой человек был уверен, что имеет законное право на наследование всего, он не мог этого доказать. Его юрист сказал ему, что необходимо было иметь больше доказательств, чем он смог предоставить. Этот человек не знал, как добыть эти доказательства. Он заглянул в старый сундук, где его отец хранил свои бумаги, перевернул его, и когда вновь и вновь перелистывал бумаги, обнаружил старый пергамент. С великим трепетом он развязал красную ленту и обнаружил, что это было именно то, что ему требовалось — завещание его отца, в котором было сказано, что все имение переходит к нему. С этим он отправился в суд уже достаточно смелым.
Итак, когда у нас возникают сомнения, будет полезно обратиться к Древней Книге и читать ее до тех пор, пока, в конце концов, мы не сможем сказать: "Вот оно — обетование, данное мне!" Быть может, вот оно: "Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их" (Исаия 41:17). Или, возможно, вот это: "Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром" (Откровение 22:17). Я умоляю вас тщательно исследовать Древнюю Книгу, и тогда вы — бедный, сомневающийся, отчаявшийся христианин — вскоре наткнетесь на некий драгоценный пергамент, который Бог Святой Дух сделает для вас завещанием бессмертия и жизни.
Если этих воспоминаний вам недостаточно, у меня есть еще одно. Я не скажу вам ничего нового, но все же это лучшее, что когда-либо было сказано по эту сторону небес: "Христос Иисус пришел в мир спасти грешников" (1 Тимофея 1:15). Вы слышали это тысячу раз, и это — самая лучшая музыка, которую вы можете услышать. Если я не святой, тогда я грешник, и если я не могу прийти к престолу благодати как дитя, я приду как грешник.
У одного царя был обычай по определенным поводам оказывать прием всем нищим города. Рядом с ним сидели богато одетые царские гости. Нищие сидели за тем же столом в своих лохмотьях. Однажды так случилось, что один из постоянных гостей царя испортил свои шелковые одежды так, что не осмелился их надевать. Он подумал: "В этот раз я не смогу пойти на царский пир, ибо мои одежды запятнаны". Он сидел и плакал, пока к нему не пришла мысль: "Завтра, когда у царя будет пир, одни придут туда, как царедворцы, радостные и одетые в свои прекрасные одежды, но другие придут одетыми в лохмотья и будут Также радушно приняты. Я войду вместе с нищими, только бы мне увидеть царя и сидеть за его столом". И он без сожаления о том, что испортил свои шелковые одежды, облачился в лохмотья нищего и увидел лицо царя так же, как если бы был одет в пурпур и виссон. Моя душа делала так множество раз, и я прошу Вас поступать точно так же. Если Вы не можете прийти, как святой, придите как грешник; только придите, и Вы обретете радость и мир.
Однажды на одной из угольных шахт на севере Англии произошел несчастный случай: верх шахты обвалился и завалил выход. Под землей оказалось довольно много шахтеров. Те, кто были внизу, сели в темноте и стали петь и молиться. Они собрались в одном месте, где еще оставался воздух, чтобы дышать. Они сидели там и пели, когда уже погасли их лампы, потому что воздуха не хватало для пламени. Они находились в полной темноте, но один из них сказал, что из этой шахты есть лаз в другую, старую шахту, на которой давно уже не работали. Он сказал, что этот лаз небольшой, но человек сможет пробраться через него, если ляжет на землю и поползет. Лаз был очень длинным, но они проползли через него и, в конце концов, вышли на свет на другой шахте, так что их жизни были спасены.
Если мой нынешний путь к Богу как святого оказывается перекрытым, если я не могу подняться по шахте и увидеть в вышине свет моего Отца, остается старый способ, старый путь, которым идут грешники, несчастные воры, проститутки. Я смиренно поползу по земле. Я буду ползти до тех пор, пока не увижу моего Отца, и тогда воскликну: "Отче, я недостоин называться твоим сыном! Пусть я буду как один из твоих наемных слуг, только позволь мне жить у тебя в доме". В самой худшей ситуации вы все равно можете прийти как грешник. "Христос Иисус пришел в мир спасти грешников" (1 Тимофея 1:15). Вспоминайте об этом, и будете иметь надежду.
Ищущие Бога
Возможно, вы ищете Бога и вас преследует страх, что вы не можете быть спасены. Я поделюсь с вами несколькими основными истинами, которые могут дать вам надежду.
Прежде всего, некоторые из вас обеспокоены доктриной избрания. Я верю в нее и принимаю ее с радостью, и вы можете быть уверены, что она истинна, как бы она вас ни беспокоила. Хотя она может вам не нравиться, она истинна. Не забывайте, что истина не зависит от вашего мнения, от того, что вам нравится или не нравится, как вы думаете и как не думаете. Вам всегда необходимо обращаться за истиной к Библии, и когда найдете, то должны в это верить. Обратите особое внимание на то, что я скажу об этом. Вы считаете, что некоторые люди будут посланы в ад только лишь потому, что такова воля Божья, чтобы они “отправились туда. Сразу же выбросьте эту идею прочь, потому что она весьма нечестива и ее нет в Писании.
Почему? Да потому, что в совести человека бушевал бы сущий ад, если бы он знал, что осужден просто потому, что этого захотел Бог. Однако это совершенно не так, потому что сама сущность ада — это грех и чувство добровольного совершения этого греха. Никакого адского пламени не было бы, если бы не было этого убеждения в умах людей, страдающих от него: "Я знал свои обязанности, но не исполнил их. Я намеренно, добровольно согрешил против Бога, и теперь я здесь — не из-за того, что Он сделал или не сделал, но из-за моего собственного греха". Таким образом, вы можете получить утешение, если прогоните прочь эту мрачную мысль о том, что Бог посылает людей в ад без разбора.
Также обратите внимание на то, что независимо от того, имеет ли под собой истинное основание доктрина избрания, Евангелие делает свободное приглашение нуждающимся грешникам. "Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром" (Откровение 22:17). Теперь вы, может быть, скажете: "Я не могу совместить одно с другим". Есть еще очень много разных вещей, которые вы не можете сделать. Даже если вы не знаете, как можно соединить две эти вещи, Бог точно знает это. И я надеюсь, что вы не намереваетесь ждать, пока станете философом, прежде чем спастись. Если вы решите поступить таким образом, то есть вероятность, что пока вы будете пытаться быть мудрым, упрямо оставаясь настоящим глупцом, вы окажетесь в аду, где ваша мудрость не принесет вам никакой пользы.
Бог повелевает вам доверять Христу и обещает, что все верующие будут спасены. Оставьте все свои трудности и непонимания и доверьтесь Христу, тогда вы станете способны- ми понять их лучше, чем понимаете сейчас.
Для того, чтобы понять евангельское учение, вам прежде необходимо уверовать во Христа. Что говорит Христос? "Я есмь путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Иоанна 14:6). Избрание — это дело Отца. Отец избирает грешников, Христос приносит жертву умилостивления. Поэтому, прежде чем вы сможете понять Отца, Бога избрания, обратитесь ко Христу, Жертве умилостивления. Не пытайтесь упорно сначала пробиться к Отцу. Идите к Сыну, как Он говорит вам.
И даже если бы ваше собственное понятие о доктрине избрания было истиной, вы ничего не потеряли бы, если ищете Господа.
Если я пойду, я могу погибнуть,
Но я решил попытаться,
Ибо если я останусь, то знаю,
Что должен будут навеки умереть.
Но если я умру в поисках милости,
Обращаясь к Царю,
То даже мысль о смерти мне приятна,
Потому что я не умру грешником.
Уповайте на Христа, даже если вам предстоит погибнуть, и вы никогда не погибнете, если будете доверять Ему.
Наконец, эта преграда убрана с пути, но некоторые из вас могут тут же возразить: "Да, но мой грех слишком большой, его невозможно простить". Вспомните слова апостола Павла, и у вас появится надежда: "Христос пришел в мир спасти грешников, — сказал Павел, — из которых я первый" (1 Тимофею 1:15). Если Павел был главным грешником, но и ему открылась дверь милости, ваш грех не может быть больше, чем грех Павла. Если Павел получил прощение, вы тоже можете получить милость Божьего прощения. Если главный грешник обрел спасение, почему же не спасетесь вы? Почему не вы?
Я слышал рассказ о женщине, которая не соглашалась пройти по мосту Солт-Эш в Плимуте (Англия) после того, как он был построен. Она говорила, что не верит в его надежность. Она видела, как по нему проезжали поезда, и мост одновременно выдерживал нагрузку в сотни тонн, но качала головой и говорила, что удивляется, как люди могут быть настолько самонадеянными, чтобы проходить по нему. Когда на мосту не было никакого транспорта и ни одного поезда, ее спросили, пройдет ли она по нему теперь. Она отважилась и немного прошла, но всю дорогу дрожала, боясь, что мост рухнет из-за ее веса. Он мог выдержать сотни тонн, но она думала, что он не выдержит ее! Это во многом похоже на то, что происходит с вами. Тот громадный мост, который Христос перебросил через Божий гнев, выдержит вес вашего огромного греха, ибо он уже выдержал десятки тысяч людей, которые перешли по нему, и выдержит еще миллионы грешников, приведя их к вечному покою. Помните об этом, и будете иметь надежду.
Я слышу, как кто-то говорит: "Но я совершил непростительный грех". Мой дорогой друг, мне не верится, что вы это сделали. Я хочу, чтобы вы помнили: непростительный грех — это грех к смерти. Грех к смерти означает грех, который несет смерть совести. Человек, совершивший его, с этого момента больше не имеет совести; в этот момент он умер. Вы же испытываете определенные чувства, в вас достаточно жизни, чтобы желать быть спасенным от греха; в вас достаточно жизни, чтобы хотеть быть омытым в драгоценной крови Иисуса. Вы не совершили непростительный грех, поэтому имейте надежду. В Библии сказано: "Всякий грех и хула простятся человекам" (Матфея 12:31).
На что вы тут же отвечаете: "О, я не могу покаяться, мое сердце такое черствое!" Помните, что Иисус Христос был превознесен, чтобы дать покаяние и прощение грехов, и вы можете прийти к Нему, чтобы получить покаяние. Вам не нужно приносить его к Нему. Придите без всякого покаяния и попросите Его дать его вам. Он даст вам его. Нет никакого сомнения в том, что если душа ищет мягкости и нежности, она уже в какой-то мере имеет эту мягкость и нежность, и вскоре будет иметь ее во всей полноте.
"О, — скажете вы, — я просто вообще не подхожу для спасения и не способен принять его". Тогда, дорогой друг, я хочу, чтобы вы помнили, что Иисус вполне подходит для того, чтобы спасать грешников, и способен сделать это. Я не знаю, в чем нуждаетесь именно вы, но точно знаю, что у Христа это есть. Я не знаю всех масштабов вашей болезни, но знаю, что Христос — Великий Врач, Который сможет исцелить ее. Я не знаю, каким тяжелым, упрямым, тупым, невежественным, слепым и мертвым может быть ваш характер, но я знаю, что Христос "может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу" (Евреям 7:25). То, что вы из себя представляете, не имеет с этим вопросом ничего общего, кроме того, что необходимо ликвидировать причиненный вам ущерб. Истинный ответ на вопрос о том, как вы обретете спасение, заключается в истекающем кровью Теле чистого Агнца Божьего. Христос имеет в Себе все спасение. Он — Альфа, Он — Омега. Он не начинает спасать, чтобы потом оставить вас погибать, равно как и не предлагает закончить то, что вам нужно будет начать. Иисус — и фундамент, и вершина здания. Он начинает работать с вами, как с зеленым ростком, и закончит, когда вы станете спелым кукурузным початком.
О, как бы я хотел иметь голос, подобный трубе Божьей, которая разбудит мертвых в последний День! Если бы он был дан мне, чтобы произнести лишь одно предложение, это предложение было бы таким: "Ваша помощь заключается во Христе". Что касается вас, то в вашей человеческой природе невозможно найти ничего внушающего надежду. Она — сама смерть, гниль и разложение. Отвернитесь, отвернитесь прочь от этой отчаявшейся массы черной греховности и посмотрите на Христа. Он — жертва за вину человека. Он — праведность, которая покрывает грешников и делает их угодными пред Господом. Посмотрите на Него такие, как вы есть: с темным прошлым, грязные, виновные, прокаженные, осужденные. Идите такими, как есть. Доверьтесь Иисусу Христу, что Он спасет вас, и не забывайте об этом, тогда вы будете иметь надежду, которая "не постыжает" (Римлянам 5:5), которая пребудет вовек.
Я попытался предложить вам слова утешения и слова, сказанные в правильное время. Я также старался выразить их простым языком. Но что мы можем сделать без Тебя, о, Утешитель? Только Ты можешь удалить нашу печаль. Утешать души — дело Самого Бога. Итак, позвольте мне завершить эту главу слова- ми обетования Спасителя: "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек" (Иоанна 14:16). И пусть наша молитва будет о том, чтобы Он оставался с нами для Своей славы и нашего вечного утешения.
Глава 5