Стремление к свободе от греха
Надежда - якорь души
Чарльз Сперджен
Содержание
Глава 1Спасены в надежде
Глава 2Якорь вашей души
Глава 3Песни в ночи
Глава 4Дар памяти
Глава 5Когда все выглядит безнадежным
Глава 6Христос в вас
Глава 1
Спасены в надежде
Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим тогда ожидаем в терпении.
— Римлянам 8:24-25
Мы, верующие, сейчас спасены. В определенном смысле мы совершенно спасены. Мы спасены полностью от вины греха. Господь Иисус взял наш грех и вознес его Своим Телом на крест. Он принес благоугодную жертву умилостивления, которая раз и навсегда удалила беззакония всего Его народа. Наш великий Посредник Сам заплатил цену за наш грех, и мы приняли Его жертву верой. ”Верующий в Него не судится" (Иоанна 3:18).
Когда мы по вере принимаем Христа, мы тотчас же обретаем полное спасение от осквернения злом и получаем свободный доступ к Богу, нашему Небесному Отцу. Верой мы спасены от господства греха в нашей жизни. Как сказано в Римлянам 6:14: "Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатию". В сердце каждого верующего с головы греха уже снята корона, а сила его мышцы разрушена силой веры. Грех все еще пытается продолжать господствовать в жизни человека, но он не может одержать победу, так как тот, кто рожден от Бога, не находит удовольствия в совершении греха. Он уже не грешит ежедневно, по привычке. Напротив, верующий хранит и оберегает себя, чтобы лукавый не искушал его.
Итак, давайте более внимательно рассмотрим отрывок из Писания из восьмой главы послания к Римлянам, где говорится: "Мы спасены в надежде". Эти слова, похоже, не согласуются с другими местами Священного Писания. Везде в Божьем Слове говорится, что мы спасены по вере. Например, в Римлянам 5:1 сказано: "Оправдавшись верою...". Вера, а не надежда, является спасительной благодатью, и только в некоторых случаях надежда равна вере. В переводе с греческого оригинала в Римлянам 8:24 указывается именно на то, что "мы спасены в надежде". Если внимательно рассмотреть значение этого отрывка, это предостережет нас от непонимания. Всемирно известный комментатор Библии Бен Гель отмечал:
Слова описывают не значение, а способ спасения. Мы спасены таким образом, что может оставаться еще что-то, на что мы можем надеяться — как в спасении, так и в славе.
Верующие принимают спасение своей души как кульминацию своей веры, Они принимают спасение верой, чтобы также обрести его по благодати. Мы спасены по вере и в надежде.
Таким образом, сейчас мы радуемся в том спасении, которое мы уже обрели и которым уже наслаждаемся посредством веры во Христа Иисуса. Однако нам необходимо осознавать, что кроме этого есть еще что-то, что мы должны приобрести. Мы обретем спасение в большем смысле — спасение, которого мы еще не видим, ибо в настоящий момент мы живем во временных жилищах. "Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем..." (2 Коринфянам 5:4). И везде вокруг нас творение явственно испытывает родовые муки. Мы можем видеть признаки родовых схваток земли в беспокойстве, напряженности и терзаниях, происходящих в природе.
Все обстоит не так, как Бог первоначально сотворил. На распаханных полях земли вырастают тернии; цветы поражает болезнь, на злаках появляется плесень. Небеса плачут, насыщая влагой наш урожай; глубины земли движутся, сотрясая наши города землетрясениями. Частые трагедии и бедствия предвещают великое будущее, которое родится в результате этих родовых мук.
Нигде на земле вы не сможете найти совершенный рай. Даже самое лучшее в этом мире указывает на то, что существует нечто лучшее. И все творение стенает вместе с нами в муках родов. Даже мы, получившие первые плоды Духа, благословленные и спасенные, внутренне стенаем, ожидая чего-то большего, славы, доселе невиданной. Мы еще не достигли спасения, но стремимся к этому. Первая жажда нашей иссохшей, грешной души уже утолена, но внутри нас сокрыты еще большие желания. Мы алчем и жаждем праведности с ненасытным стремлением. Прежде чем мы вкусили небесный Хлеб, мы жаждали чего-то подобного отбросам для свиней. Теперь же наша рожденная вновь природа дала нам новый аппетит, который не сможет утолить и весь мир.
В чем причина этого голода? На этот вопрос ответить нетрудно. Наши огорчения, стремления и неудовлетворенные желания подразделяются на две основные группы. Во-первых, мы стремимся быть совершенно свободными от греха во всех его формах. Во-вторых, мы хотим освободиться от своего физического тела и обрести воскресшее тело.
Цель нашей надежды
Полное совершенство
Наша надежда прежде всего заключается в нашем полном совершенстве во Христе. Мы обратили свои взоры к святости, и по Божьей благодати мы не остановимся до тех пор, пока не достигнем ее. Всякий имеющийся в нас грех обречен не только на поражение, но и на смерть. Божья благодать помогает нам не прятать свои грехи, а уничтожать их.
Мы должны расправиться с грехом в своей жизни, как Иисус Навин расправился с пятью вражескими царями, когда они спрятались в пещере в Македе. В то время как Иисус Навин был занят битвой, он сказал: "Привалите большие камни к отверстию пещеры" (Иисус Навин 10:18). В течение какого-то времени наши грехи охраняются сдерживающей благодатью, словно в пещере. К отверстию пещеры приваливают большие камни, так как наши грехи постоянно вырывались бы снова наружу, чтобы опять ухватиться за поводья и править в нашей жизни. Тем не менее, нам все Грех, бывший раньше моим злейшим врагом, более не будет раздражать мои глаза и уши; все мои внутренние враги будут умерщвлены, и сатана уже не нарушит моего покоя.
Вот это будут небеса! Я думаю, что если бы я мог стать абсолютно свободным от всякой склонности ко греху, мне было бы все равно, где жить — на земле или на небесах, на дне моря вместе с Ионой или в темнице с Иеремией. Чисто- та — это мир, святость — это счастье. Тот, кто свят, как свят Бог, будет счастлив, как счастлив Бог. Это главная цель нашей надежды.
Искупление наших тел
Другая цель — это искупление наших тел. Прочтите стихи, в которых Павел учил этой истине:
А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
— Римлянам 8:10-11
Когда мы умираем, мы на какое-то время покидаем наши тела. Таким образом, все наше естество не будет совершенным до Воскресения. Мы будем совершенными нравственно, но так как совершенная личность состоит из души и тела, мы не будем физически совершенными до тех пор, пока одна наша часть будет оставаться в могиле. Когда прозвучит труба воскресения, наши тела восстанут, но восстанут они в искупленном состоянии. Наш возрожденный дух весьма отличается от того, каким был наш дух, когда он находился под гнетом греха. Точно так же, когда наши тела воскреснут, они будут весьма отличаться от того состояния, в котором они находятся сейчас.
Болезни, вызываемые немощью и возрастом, будут неведомы прославленным верующим, ибо они будут подобны ангелам Божьим. Ни один человек не войдет в славу хромым, увечным, слабым или искалеченным. Там не будет ни одного слепого или глухого. Там не будет паралича или угасания от туберкулеза. Мы будем вечно молодыми. Тело, посеянное в слабости, будет воскрешено в силе и будет немедленно повиноваться повелениям своего Господа. Павел сказал: "Сеется в тело душевное" (1 Коринфянам 15:44) в отношении души, и "восстает тело духовное" (ст. 44) в отношении духа, высшей человеческой природы. Я полагаю, что мы будем обитать в таком теле, которое имеют херувимы, когда летят "на крыльях ветра" (2 Царств 22:11), или в таком теле, как у серафимов — "как пламенеющий огонь" (Евреям 1:7), когда они спешат повиноваться повелениям Иеговы. Какими бы они ни были, наши бедные тела будут весьма отличаться от нынешних наших тел. В настоящее время это сморщенные семена, которые закопают в землю. Но они восстанут, как славные цветы, как золотые чаши, чтобы вместить сияние лица Иеговы.
Мы еще не знаем величия их славы. Знаем только, что они будут подобны славному телу Иисуса Христа. Следовательно, второй целью нашей надежды является то, что мы получим прославленные тела, которые смогут воссоединиться с нашими очищенными духами.
Нате духовное наследие
Если смотреть в ином свете, цель нашей надежды заключается в том, чтобы мы вошли в свое духовное наследие. Павел сказал: "А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу" (Римлянам 8:17). Сколько бы мы ни имели в этой жизни, много или мало, наши владения — ничто по сравнению с тем, что Бог приготовил для нас, что мы получим в тот День, когда мы придем в полноту времени согласно Его обетованию. Полнота Божья — наследие верующих. Для нас приготовлено все, что может сделать человека благословенным, благородным и совершенным. Попробуйте измерить наследие Христа, Который является Наследником всего! Какова часть наследия возлюбленного Сына Всевышнего? Какой бы она ни была, она принадлежит нам, ибо мы сонаследники Христу. Мы будем с Ним и увидим Его славу, мы облечемся в Его образ, мы воссядем на Его престоле. Я не могу сказать вам больше, ибо слова мои поражены нищетой. Мне хотелось бы, чтобы мы все размышляли о том, что открывает Писание по этому вопросу, доколе не узнаем всего, что можно об этом узнать. Наша надежда ищет многого, она ищет всего. От Божьей десницы к нам текут реки удовольствия, вечного удовольствия.
Павел писал о "славе, которая откроется в нас" (Римлянам 8:18). Он сказал, что это "вечная слава в безмерном преизбытке" (2 Коринфянам 4:17). Слава — вот так слово! Слава будет принадлежать нам, несмотря на то, что мы всего лишь несчастные грешники. Благодать прекрасна, но какой должна быть слава? И эта слава будет явлена в нас, вокруг нас, над нами и через нас во всей вечности.
Павел также писал о том, что мы будем освобождены от рабства тления в "свободу славы детей Божьих" (Римлянам 8:21). Свобода — какое прекрасное слово! Нам нравится мысль о свободе, особенно когда мы слышим звуки свободы, доносящиеся из серебряных труб тех, кто сражается с тиранами. Каково же будет, когда трубы небесные провозгласят вечную свободу каждому духовному рабу! Невозможно сравнивать человеческую и небесную свободу, свободу детей Божьих. Мы обретем свободу входить во Святое Святых, пребывать в Божьем присутствии и вовеки и веки видеть Его лицо.
Апостол также написал об "откровении сынов Божьих" (ст. 19). Здесь, на земле, мы сокрыты во Христе подобно драгоценным камням в шкатулке. Позже нам предстоит быть явленными подобно драгоценным камням в короне. Христос был явлен язычникам после того, как был некоторое время сокрыт. Точно так же и мы, в настоящее время неизвестные, будем явлены перед людьми и ангелами. "Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их" (Матфея 13:43). Я не могу сказать вам, каким будет это явление. "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Коринфянам 2:9). И хотя "нам Бог открыл это Духом Своим" (ст. 10), наш дух был способен принять лишь малую часть этого откровения.
Я полагаю, что только тот, кто имел привилегию увидеть вечную обитель ставших совершенными во Христе, может рассказать нам, как она выглядит. Но я думаю, что даже он не смог бы сделать этого, ибо язык не в состоянии это описать. Когда Павел был на небе, он слышал слова, но не передал нам, что это за слова, ибо по его словам человеку невозможно произносить их. Они были божественными, язык смертного не мог их произнести.
Объект нашей надежды еще не открыт нам, но он будет открыт позже. Не пренебрегайте этим из-за того, что это произойдет в далеком будущем, ведь мы не знаем времени. Что такое несколько месяцев или лет? Что, если пройдет несколько сотен лет, прежде чем мы будем воскрешены? Они быстро пронесутся мимо нас, словно птица махнет крылом, и тогда... О, тогда! Невидимое станет видимым, неизреченное станет слышимым, вечная жизнь станет нашей навеки. Это наша надежда.
Природа нашей надежды
Итак, надежда, в которой мы спасены, из трех составляющих: веры, желания и ожидания.
Наша надежда быть полностью избавленными от греха в нашем духе и освобожденными от всякой болезни в наших телах рождается из твердой уверенности в нашем спасении. Откровение Того, Кто вывел на свет жизнь и бессмертие, свидетельствует нам о том, что и мы обретем славу и бессмертие. Мы будем воскрешены в образе Христа и разделим Его славу. Мы верим в это, потому что знаем, что Христос был воскрешен и прославлен, а мы едины с Ним.
Мы не только верим в это, но и страстно этого желаем. Мы желаем так сильно, что порой хотим умереть, чтобы в это войти. Наши души жаждут быть с Ним постоянно, особенно тогда, когда мы хотя бы мельком видим Христа.
Это желание сопровождается уверенным ожиданием. Мы ожидаем увидеть славу Христа и разделить ее с Ним также, как ожидаем увидеть завтрашнее утро. В действительности же мы можем не дожить до того, чтобы увидеть солнце завтра утром, но мы наверняка увидим Царя в Его красоте в очень далекой стране.
Мы верим в это, мы желаем этого и ожидаем. Такова природа нашей надежды. Это не неопределенное, расплывчатое, безосновательное желание, чтобы все сложилось хорошо, подобно тому, как люди говорят: "Надеюсь, мои дела пойдут хорошо", хотя они живут безрассудно и не ищут Бога. Напротив, эта надежда заключается в том, что мы точно знаем, твердо верим, духовно желаем и ожидаем того, что обязательно произойдет.
Эта надежда основывается на Божьем Слове. Бог пообещал нам полное спасение. Следовательно, мы верим в него, желаем его и ожидаем. Иисус сказал: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет" (Марка 16:16). Самый широкий смысл слова "спасен" — это Божий смысл этого слова, ибо Его мысли всегда выше наших мыслей. Мы ожидаем, что Бог исполнит Свое Слово в полном объеме, ибо Он никогда не отказывается от Своего Слова и всегда сдерживает Свои обещания. Мы вверили свои души заботе Спасителя, Который объявил, что спасет Свой народ от их грехов. Мы уповаем на нашего Искупителя.
А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога.
— Иов 19:25-26
Наши тела будут воскрешены нетленными. Слово Божье содержит еще множество подобных драгоценных слов, и мы держимся за них, будучи уверенными, что Бог способен исполнить обещанное. Мы умрем без всякого сомнения в том, что снова воскреснем, и уже предали земле многих наших близких в твердой и уверенной надежде на их воскресение для вечной жизни. Земледелец бросает свое семя в землю, не сомневаясь, что увидит его снова всходящим. Подобно этому и мы погребаем тела верующих, и, в конце концов, предадим могиле свои собственные тела в уверенном ожидании, что они снова оживут, как они ожили в первый раз. Такую надежду стоит иметь, так как она основана на Божьем Слове, на Божьей верности и на Его силе исполнить Свое обещание. Итак, мы имеем твердую надежду, и ни один имеющий ее человек не будет постыжен.
Эту надежду в нас возбуждает Дух Божий. Мы никогда не познали бы этой надежды, если бы Святой Дух не пробудил ее в наших сердцах. Нечестивые люди не имеют такой надежды и никогда не будут ее иметь. Эта надежда входит в людей только тогда, когда они обновляются, потому что тогда в них живет Святой Дух. Из-за этого я радуюсь невыразимой радостью. Если моя надежда на совершенство и бессмертие была рождена во мне Богом, тогда она должна исполниться, ибо Господь никогда не стал бы сеять надежду, кото-рая постыдила бы Его народ. Истинный Бог никогда не давал людям ложной надежды. Это никогда не произойдет. Бог надежды, научивший вас ожидать спасения от греха и всех его последствий, совершит все согласно ожиданиям, которые Он Сам вдохновил. Поэтому будьте твердо уверены и терпеливо ожидайте того радостного Дня, когда явится Господь.
Эта надежда действует внутри нас, освящая нас, как и все благодатное и святое, что исходит от Бога. Она нас очищает. Вот что сказал об этом Иоанн: "И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так-как Он чист" (1 Иоанна 3:3). Мы настолько уверены в этом наследии, что готовимся к нему, удаляя все противоположно ему и облекаясь во все для этого необходимое. Мы стараемся жить в ожидании явления славы.
Как часто мне (и вам, я думаю) случалось говорить о чем-либо: "Как это будет выглядеть в День Суда?" Мы поступали щедро или посвящали себя не потому, что нас беспокоило, что об этом подумают люди, но потому, что мы смотрели на это в свете грядущей славы. Самым важным мотивом для нас должно быть то, что нам уготован венец жизни, который никогда не увянет.
Эта благословенная надежда побуждает нас чувствовать стыд, когда мы думаем грешить. Принцам и принцессам королевской крови должно быть стыдно играть в грязи, подобно беспризорным детям. Вместо этого мы по своей воле принимаем решение жить, как те, кому суждено вечно жить в невообразимом свете. Мы не можем ходить во тьме, потому что нам должно жить в таком величии, рядом с которым блекнет солнце. Нам необходимо пребывать в общении с Троицей. Неужели мы будем продолжать быть рабами сатаны или служителями греха? Упаси Бог! Эта благословенная надежда влечет нас к Богу и поднимает из ямы греха.
Ожидание нашей надежды
На самом деле мы уже приняли то большее спасение, о котором я писал. Это произошло, когда мы впервые поняли и приняли надежду вечной жизни. Верой мы обрели первую часть спасения — прощение грехов и оправдание через Христа. Верой мы также имеем общение с Богом и доступ к Его бесчисленным благословениям. Для некоторых из нас это так же реально, как еда и питье. Но кроме этого, посредством нашей надежды мы приняли залог более полного спасения — полное избавление от греха и полное искупление наших тел от боли и смерти. Мы имеем это спасение в надежде, и мы "хвалимся надеждою славы Божьей" (Римлянам 5:2). Так что же это значит?
В нашей надежде мы увидели, что спасение было обеспечено нам обетованием благодати. Как только мы уверовали в Христа, наша вера обеспечила нам прощение, и мы воскликнули: "Мы еще не освободились от своей склонности ко греху, но так как мы уверовали в Христа ради спасения, мы станем совершенными. Он не мог прийти и дать нам частичное, несовершенное спасение. Он начал и совершит в нас все до конца". Надеясь, мы увидели в обетовании спасения многое из того, что мы еще не испытали. Зная, что все обетование равным образом верно, мы ожидаем будущей милости с такой же уверенностью, как по вере наслаждаемся нынешним благословением.
Более того, в надежде мы увидели в первых плодах обетование полной жатвы. Грех уже подчинился благодати, но мы желаем увидеть его полностью уничтоженным в нашей жизни. Когда Святой Дух пришел, чтобы жить в нас, наша надежда пришла к выводу, что тело будет так же избавлено, как была избавлена душа. В тот момент, когда вера вселила в сердце надежду, надежда сказала: "Я имею полное спасение — не в том смысле, что я полностью переживаю его сейчас, но в том, что Христос Иисус хранит его для меня".
Подобно тому, как священник в Ветхом Завете потрясал перед Господом снопом первых плодов как благоугодной жертвой, мы с надеждой предложили Богу первые плоды нашей веры, и тем самым получили весь урожай спасения. Бог даровал нам с вами любовь к Иисусу и избавление от господства зла. Эти первые плоды говорят о том, что мы получили совершенное спасение, которое еще должно открыться в нас в будущем. Наша первая радость в спасении была подобна настройке наших арф для вечной песни. Наш первый мир был подобен лучам рассвета бесконечного дня. Когда мы впервые увидели Христа, мы в особом почитании поклонялись Ему, склонившись перед престолом Бога и Агнца. Итак, мы были спасены в надежде. Надежда открыла для нас источник совершенства, залог бессмертия, начало прославления.
Более того, имея надежду, мы настолько уверены в этом грядущем благословении, что считаем, что уже получили его. Предположим, что вы получили подтверждение от заокеанского торговца, с которым заключили сделку. Он сказал: "Я достал товары, которые вы заказывали, и пошлю их со следующим кораблем, который, вероятно, прибудет в такое-то время". Затем вам звонит другой торговец и спрашивает, хотите ли вы приобрести такой же товар. Вы отвечаете: "Нет, у меня уже это есть". Сказали ли вы правду? Конечно, потому что хотя этого товара еще нет у вас на складе, он уже отгружен вам. Вы знаете, что он уже в пути. Вы настолько привыкли доверять своему зарубежному партнеру, что считаете товар уже вашим. Заключение и подписание договора сделало этот товар вашим.
То же самое происходит с небесами, совершенством и бессмертием. Договор, который был заключен, делает их наследием верующих. Мы имеем подтверждение от Того, в Ком невозможно сомневаться — нашего Господа Иисуса — о том, что Он отправился на небеса, чтобы приготовить нам место, и что Он придет снова и примет нас к Себе (Иоанна 14:3). Имея надежду, мы настолько уверены в этом, что считаем это свершившимся фактом. Мы также можем сделать из нашей надежды практические выводы.
Добрая старая пословица гласит: "цыплят по осени считают". В этом случае, однако, вы можете с такой же уверенностью считать цыплят, когда птицы еще сидят на яйцах, как и тогда, когда цыплята уже вылупились. Как сказал апостол: "Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас" (Римлянам 8:18). Он был настолько уверен в надежде вечной жизни, что вел учет. Он заносил страдания своей жизни в графу расходов, а славу, которая должна явиться, в доходы. Он утверждал, что его доходы велики, а расходы настолько незначительны, что на них не стоит обращать никакого внимания.
Более того, апостол Павел был настолько уверен в том, что получит свое наследие, что страстно этого желал. Мы, пребывающие в теле, стенаем, ожидая нашего полного усыновления как детей Божьих (Римлянам 8:23). Наши стенания происходят не от сомнений, а от нетерпения. Наше уверенное ожидание разжигает в нас еще большее желание получить обетованное. Бесполезно плакать о том, что вы никогда не получите. Ребенок, который плачет из-за того, что не может получить луну, глуп. В то время как совершенно уместно и позволительно стенать о том, что я наверняка получу, и это показывает силу моей веры.
Апостол Павел был настолько уверен в получении надежды своего спасения, что торжествовал. Он сказал, что мы "все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас" (Римлянам 8:37). Другими словами, хотя мы еще не совершенны, и хотя наши тела еще не избавлены от боли, мы настолько уверены в совершенстве и полном избавлении, что с радостью переносим все, торжествуя над любыми трудностями.
Дорогой друг, вам недолго осталось быть бедным. Вы будете жить там, где улицы вымощены золотом. Вашей голове недолго осталось болеть, ибо она будет носить венец славы и блаженства. Не позволяйте стыду или неловкости беспокоить вас, ибо людям недолго осталось над вами смеяться. Вы будете находиться одесную Бога Отца, и слава Христова будет вечно облекать вас. Это безграничное благословение, что мы имеем такую надежду и настолько уверены в ней, что ожидаем ее радостей еще до того, как они придут к нам. Да, мы были спасены в надежде.
Сфера нашей надежды
Сфера нашей надежды — это "невидимое" (Евреям 11:1). Как говорится в нашем основном месте Писания: "Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться?" Следовательно, настоящие владения христианина заключаются не в том, что он видит. Предположим, что Бог даст ему преуспевание в этом мире, и у него будут богатства. Пусть он будет благодарен, но пусть признается, что это не его сокровище. Один час с Господом Иисусом Христом принесет верующему больше удовлетворения, чем самое большое богатство. Хотя верующий может преуспеть в этом мире, он посмеется над мыслью сделать мир своим наследием. Тысяча миров со всеми радостями, которые они могут дать, ничто в сравнении с обещанным нам наследием. Наша надежда не беспокоится о незначительных вещах. Она оставляет амбарных мышей совам и парит на орлиных крыльях туда, где более благородные радости ожидают востребования.
Выше, выше этого низкого неба, туда, где проходит вечность, где не прекращаются настоящие удовольствия, и душа наслаждается непреходящими плодами.
Ясно, однако, что в настоящее время мы не наслаждаемся той славой, которую в надежде ожидаем. Неверующий воскликнет: "Где ваша надежда?", и мы признаемся, что не видим пока результатов нашей надежды. Например, мы не можем утверждать, что уже совершенны, равно как и не ожидаем, что будем совершенными, находясь в этом теле. Однако мы верим, что будем изменены в образ Христа в назначенное Отцом время. Сейчас наши тела не избавлены от возможности болезни. Боли, немощи и усталость напоминают нам, что наши тела находятся под властью смерти из-за греха. Однако мы твердо убеждены, что облечемся в небесный образ, так же, как сейчас облечены в земной образ.
Это предметы надежды. Следовательно, они находятся за пределами видимого нами сейчас. Давайте не будем расстраиваться из-за этого. Надежде нужно чем-то питаться. Мы не можем обладать небесами и при этом оставаться на земле. Дорогой мой верующий, даже если Вы сегодня чувствуете, что изнутри Вас мучит грех, а Ваша святость кажется истрепанной и запятнанной, Вы можете быть совершенно уверены в том, что Тот, Кто пообещал полное спасение, силен сделать это при вашем послушании.
Не судите себя больше по тому, что Вы делаете, что видите, что чувствуете или что из себя представляете. Поднимитесь в сферу будущего. Когда в настоящее время нет радости, будьте уверены, что в будущем вас ожидает бесконечная радость. Не говорите: "О, но это так далеко". Это неверно. Сколько бы вам ни было лет, ваше время встречи со Христом приближается. Кому за восемьдесят, нить вашей жизни на земле скоро оборвется. Некоторые из нас в сред- нем возрасте, но так как мы уже достигли середины жизни, мы должны признать, что наше время тоже скоро истечет. А так как столь много людей уходят в расцвете лет, мы можем в любой момент быть восхищены в страну, встречи с которой в надежде ожидаем.
Нам не нужно беспокоиться о том, что мы будем делать через десять-двадцать лет, ибо весьма вероятно, что к тому времени мы уже войдем в обещанный покой. Мы будем день и ночь служить Господу в Его храме (Откровение 7:15) и смотреть на Его лицо с невыразимой радостью. А для тех из нас, кому суждено еще пятьдесят лет не видеть небес, это время пролетит быстро.
Давайте изо всех сил трудиться для Божьей славы, пока мы еще на земле, ибо эти мгновения ускользают. Помните ли вы этот день год назад?
Кажется, слов- но это было вчера. Мальчики и девочки думают, что год — это долгое время, но у старшего поколения иное мнение. Сейчас, когда мы становимся седыми, годы уже не кажутся нам длинными. На мой взгляд, время бежит так быстро, что его оси нагреваются от скорости.
Страх восклицает: "О, еще немного пожить!" Надежда отвечает: "Нет, пусть года пролетают, потому что так мы скорее будем дома".
Между нами и небесами — только шаг. Давайте не будем беспокоиться о земном. Мы — как люди, едущие в экспрессе, которые увидели в окно неприятную картину; она пропала, прежде чем они успели подумать об этом. А даже если им приходится ехать с некоторыми неудобствами, потому что их посадили в вагон третьего класса, а у них билет в купе первого класса, они не переживают об этом, так как поездка коротка. "Не стоит беспокоиться, — говорят они. — Мы уже проехали последнюю остановку и скоро прибудем на вокзал".
Давайте будем стремиться в будущее. Нам не нужно много динамита воображения, чтобы отправить нас туда. Благодаря надежде мы можем преодолеть это небольшое расстояние и воссесть среди престолов на небесах. Примите решение, хотя бы на сегодня, что вы не останетесь в этом туманном, ограниченном земными рамками мышлении, но подниметесь к яркой, безоблачной вечности. О, как чудесно оставить эти мутные ручьи, чтобы плескаться в реке надежды, чьи кристально чистые воды текут из чистого источника божественной радости.
Результат нашей надежды
Теперь давайте посмотрим на результат нашей надежды, о котором говорится в нашем отрывке из Писания следующим образом: "ожидаем в терпении". Мы ожидаем, и должны ожидать, но не как преступники, ожидающие своей казни. Мы ожидаем, как невеста ждет своей свадьбы. Мы ожидаем с терпением, постоянством, желанием и в послушании. Радость непременно придет, в этом мы не сомневаемся. Поэтому мы не жалуемся и не ропщем на обстоятельства, словно Бог опоздал и заставил нас напрасно ждать. Нет, Бог назначил определенное время и оно лучшее для нас, поэтому мы спокойны.
Мы не хотим ни задерживаться здесь, ни уходить отсюда раньше назначенного Господом времени. Говорят, что Роуланд Хилл, реформатор английской почты, отыскал умирающего друга в преклонных летах, чтобы тот передал весточку его друзьям на небесах. Он в шутку добавил, что надеется, что Господь не забыл о старом Роуланде и в свое время позволит ему вернуться домой. Однако он никогда не думал, что может на самом деле остаться здесь. Последними словами знаменитого Джона Донна были: "Я был бы крайне несчастен, если бы мне не суждено было умереть". Действительно, это был бы ужасный мир, если бы мы были обречены жить в нем вечно. Вообразите такую ужасную действительность.
Много лет назад я познакомился с одним человеком, который сказал мне, что никогда не умрет, но через определенные периоды времени будет избавляться от последствий возраста и начинать новый этап жизни. Однажды он любезно пришел рассказать мне, как я могу воспользоваться тем же самым. Но так как я не стремлюсь к земному бессмертию, такое предложение не стало для меня искушением. Он сказал мне, что я смог бы вернуть свою юность и сотни лет оставаться молодым, но я отказался от этого дара. Я совершенно не желаю ничего подобного. Моя самая приятная перспектива в этой жизни — это то, что она перейдет в вечную жизнь.
Мне кажется, что самое радостное в самой радостной жизни заключается в том, что она ведет вверх, к иному, лучшему состоянию. Я не несчастен и не недоволен, так как имею добрую надежду, что моя душа и тело станут совершенными, и уверенность в том, что буду общаться с Богом лицом к лицу. Как я могу хорошо отзываться о том, что отделяет меня от моей радости?
Да, вечная жизнь непременно наступит; итак, давайте будем терпеливо ожидать ее. Когда сатана атакует нас, когда искушение угрожает одолеть нас, когда нас изнуряют страдания, когда нас мучают сомнения, давайте стоять твердо и переносить это временное испытание, ибо вскоре мы окажемся вне досягаемости. Наступит финал. Он должен наступить. И когда он наступит, мы уже больше не вспомним свои страдания. Мы будем полны радости от того, что небеса были созданы для нас, а мы — для них.
Итак, теперь, если вы не верите в Бога, скажите мне, в чем ваша надежда. Поведайте о ней миру и позвольте всем оценить ее. В чем ваша надежда? Долго жить? Хорошо, а потом? Создать семью? Хорошо, а потом? Увидеть, что ваши дети хорошо устроились в жизни? Хорошо, а потом? Стать дедушкой или бабушкой множества внучат? Хорошо, а потом? Дожить до глубокой старости в мире и покое? Хорошо, а потом? Занавес опускается. Позвольте мне поднять его. Кладбище. Престол Божий. Вашему духу вынесен приговор. Звучит труба Воскресения. Окончательная погибель. Тело и дух навеки в аду Без Христа у вас нет лучшей перспективы, чем эта. Я умоляю вас открыть глаза и увидеть то, что нужно увидеть.
Да явит Господь вам Свою милость и даст вам лучшую надежду. Что же касается вас, верующих во Христа, я призываю вас сегодня же начать петь песни вечной жизни. Облегчите вашу жизнь странника на этой земле песнями надежды.
Глава 2
Якорь вашей души
Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за принадлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу Куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.
— Евреям 6:17-20
Вера — это божественно определенный способ принятия благословений благодати. Одним из основных утверждений Евангелия являются слова Иисуса: "Кто будет веровать... спасен будет" (Марка 16:16). Чудеса творения, получение божественного откровения и действие провидения — все это предназначено для того, чтобы создавать и поощрять принцип веры в живого Бога. Когда Бог что-либо открывает, Он хочет, чтобы мы поверили в это. Слова "сие же написано, дабы вы уверовали... и, веруя, имели жизнь во имя Его" (Иоанна 20:31) справедливы в отношении всех книг Священного Писания.
Если Бог что-то скрывает, он делает это для того, чтобы мы научились доверять Ему. То, что мы уже знаем, практически не оставляет места для доверия, и, напротив, мы вынуждены полагаться на Бога в том, чего не знаем. В жизни нам приходится сталкиваться с различными испытаниями, благодаря которым испытывается и взращивается наша вера. В то же время, получая ответы на молитвы, мы имеем множество доказательств верности Бога, и эти свидетельства служат для укрепления нашей веры.
Таким образом, Божьи дела и слова в совокупности обучают людей благодати веры. Однако из доктрин некоторых учителей можно предположить, что евангельская весть звучит так: "всякий сомневающийся спасется", и что нет ничего полезнее или достойнее, чем человеческий разум, пребывающий в постоянной неопределенности, когда человек ни в чем не уверен и не может положиться ни на чью истину, включая и Самого Бога.
В Библии вспоминаются герои веры, и о них написано: "Все сии умерли в вере" (Евреям 11:13). Однако современное Евангелие высмеивает веру и утверждает новую добродетель, стараясь не отстать от самых последних идей времени. Простое упование на истинность Божьего Слова, которое наши предки преподавали как основание всякой веры, сейчас, похоже, находится в опале у так называемых образованных мужчин и женщин, которые владеют "современным мышлением".
Нам должно быть стыдно, что некоторые служители, исповедующие Христа, также поклоняются в этом капище и усердно стараются заработать репутацию интеллектуалов и философов, повсюду сея сомнения. Учение о "блаженном сомнении" также противоположно Евангелию Иисуса Христа, как тьма свету или как сатана — Самому Христу. Оно было выдумано, чтобы заглушить совесть гордых мужчин и женщин, которые отказываются подчинить свой разум Божьему авторитету.
Имейте веру в Бога, ибо вера сама по себе является добродетелью высшего порядка. Нет добродетели более превосходной, чем простая уверенность в Вечном, которую человек получает благодатью Святого Духа. Вера не только является добродетелью сама по себе, но от нее происходят все добродетели. Человек, верящий Богу, обретает силу для труда, терпение для страданий, откровенность для любви, искренность для послушания и рвение для служения. В<