Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были (1-е Петра 3:1).
Дороти Хаскин потратила несколько лет, чтобы обратить своего мужа к Богу. Они оба были неверующими, когда женились, но годом позже она обрела веру. Сначала она старалась заставить мужа ходить с ней на служения в церковь. "Это закончилось тем, — говорит она, — что он решил, будто я религиозная фанатичка и больше не интересовался моей верой" 2. Но она продолжала прилагать усилия. Выписала христианские журналы, которые забирал муж и иногда их проглядывал, включала христианские программы по радио, когда они вместе отдыхали, приглашала мужа в церковь по особым случаям. Ей было нелегко, даже когда она видела, что добивается успеха:
"Мне очень нравилось ходить на служения, но я видела, что муж не получает такого удовольствия как я.
Поскольку он должен был вставать рано утром в понедельник, а в воскресенье после обеда отвозить свою маму домой, я решила, что ему удобнее было бы посещать воскресную школу. Так мы стали ходить в воскресную школу, а позже муж решил, что лучше посещать служение в церкви в воскресенье в 11 утра.
Мой муж принял Христа как своего Спасителя и был крещен, когда ему было за сорок. Ничего не требует так много такта и терпения, как обратить неверующего мужа к вере Я уверен, что многие люди в такой ситуации сказали бы то же самое. Это долгая упорная борьба — обратить неверующего супруга к вере. Но если вы терпеливы, то получите результат. "Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем" (Галатам 6:9).
Если вы вступили в брак с неверующим человеком, я хочу, чтобы вы знали, что Бог все равно любит вас и заботится о вас. Он может простить вам эту ошибку. Запрещенный брак может принести в вашу душу глубокую печаль, горечь и даже постоянные мучения. Вы можете настолько отдалиться от Бога, что ситуация вам покажется уже безвыходной. Но Господь всегда готов принять вас назад, если вы осознаете свою ошибку.
Помните, что вы должны вступать в брак телом, душой и духом. Если именно так и произошло, у вас будет счастливая семейная жизнь и гармония в доме.
Примечания
1. Джоан Винмил Браун "День за днем с Билли Грэхемом" (Миннеаполис, 1976).
2. Дороти Хаскин "Бог в моем доме", Андерсон, Индиана, 1973, стр.12.
3. Там же, стр.16.
Секс и развод
Кризис — это развилка на дороге: супруги сворачивают или на дорогу упрочения брака, или на дорогу полного отчуждения.
Говард Клинбелл1
Едва ли не каждая семья в Америке сталкивается с проблемой развода. Эта проблема охватила общество, как спрут, поражая жизнь наших семей. Даже христианские браки не застрахованы от развода. Статистика показывает, что каждый третий брак заканчивается разводом. Эта проблема стала уже всеобщей угрозой.
Секс вплотную связан с проблемой развода. "Часто развод назревает от проблемы в сексе, или сексуальные проблемы играют основную роль. Я убежден, что супруги, живущие гармоничной сексуальной жизнью, вероятно, не будут подавать на развод. Ведь конфликты, которые все же возникают в такой семье, могут решаться открыто и цивилизованно. Здоровые сексуальные отношения помогают сохранить здоровый брак. И, соответственно, нездоровый секс не сможет предотвратить назревающий разрыв брака и даже ускорит его.
Развод — показатель провала. Развод значит, что супруги не смогли приспособиться друг к другу (поверьте мне, каждый брак требует приспособления!). Развод показывает, что мужчина и женщина выбрали разные пути, вместо того чтобы встретить проблемы с поднятой головой и постараться решить их.
Незрелость
В большинстве случаев развод — это белый флаг, который выбрасывает пара в борьбе за зрелость. Это правда! Многие пары незрелы с самого начала. Они не имеют ни малейшего понятия об ответственности, которую несет за собой брак; и когда груда ответственности сваливается на их голову, они не знают, что делать. Лестер Дэвид говорит о таком браке:
"Свадьба была чудесной. Правда, невесте было всего 16, а жениху 19, но они выглядели довольно взрослыми, она такая цветущая и сияющая, он — высокий, казалось, умеющий защитить. Никто не мог предположить, что менее чем через год этот приятный молодой человек скажет этой красивой девушке: «Лучше бы ты умерла, тогда я был бы свободен. Или что позже, в этот же день, она перережет себе вены»
Как же такое могло случиться? Они едва созрели физически и, конечно же, духовно, эмоционально, интеллектуально. Они не могли справиться со стрессами совместной жизни. Они действовали друг другу на нервы, поэтому их брак стал проклятием, а не благословением. Развод стал для них способом бежать с поля битвы и залечить раны.
Небрежное отношение
В какой-то степени к разводам приводит небрежное отношение к браку. Многие думают, что брак — это просто удобное положение дел, которым вы управляете по своему желанию, будто подписывая договор об аренде жилья. Когда вам надоедает обстановка, вы просто собираете вещи и уходите. Такое отношение ярко демонстрирует неуважение к духовной стороне брака. После второй мировой войны, когда число разводов в Америке приняло катастрофические размеры, социолог Генри А. Боумен сделал такой комментарий:
"У браков, регистрируемых государством, больше вероятности закончиться разводом, чем у тех, которые благословляет церковь. Конечно это не значит, что неверующая пара увеличит возможность успеха своего брака, обвенчавшись в церкви. Значимость такого бракосочетания зависит от того, насколько это серьезно и важно для пары
И закончил свой комментарий доктор Боумен такими ключевыми словами:
"Чем глубже браки поражены неверием, тем меньше вероятности у них сохранить брак
И это говорил социолог, не служитель церкви. Он говорит о том, что чем меньше супруги обращают внимания на духовную сторону брака, тем большая вероятность того, что брак распадется. В таком случае браку не хватает жизненно важного, скрепляющего брак элемента, так как мужчина и женщина находятся в браке только телом и душой, а духом — нет.
Помните, что при разводе разрываются те моральные и духовные невидимые нити, которые связывали супругов. Если они разрезают те духовные нити, которые Бог использовал, чтобы связать двух людей как мужа и жену, они начинают видеть все меньше общего, связывающего их. Они чувствуют разочарование и неудовлетворение друг другом.
Ложные идеалы
Многие пары заканчивают бракоразводным процессом, потому что с самого начала имеют ложное представление о браке. Романтическая картина о том, каким должен быть брак, делает их не в состоянии справиться с безумной реальностью жизни, с которой они сталкиваются на следующий день после свадьбы. Доктор Клайд Нарратоэ рассказывает о молодой девушке, которая принесла в редакцию папку, полную стихотворений, надеясь, что ее работы напечатают в ведущем журнале. Когда ее наконец приняли в редакции, она довольно весело сообщила редактору, что у нее есть несколько стихов о любви.
— А скажите, что такое любовь? — спросил редактор.
Глаза девушки приобрели таинственное выражение
и, счастливо вздохнув, она прошептала:
— Любовь — это наполнение чьей-то души красотами ночи, мерцающим лунным светом на берегу озера, где благоухают лилии и...
— Постойте, постойте, — воскликнул редактор, — вы совершенно не правы. Я скажу вам, что такое любовь: это когда вы бодро встаете из теплой постели посреди ночи, чтобы поухаживать за больным ребенком5.
Тысячи молодых пар шествуют по свадебному ковру примерно с такими же представлениями, как у этой девушки, а с годами они приобретают все более реальное представление о любви, как у редактора. Это довольно неожиданный и, может быть, неприятный сюрприз, поэтому многие браки не выдерживают этого шока.
Эгоизм
Эгоизм — еще одна общая причина разводов. Один из партнеров начинает говорить: "Я не получаю того внимания, которое предполагается получать в браке" или "Почему он (или она) не дает мне столько любви, сколько я должна получать?" Начинаются перебранки. Муж и жена начинают отпускать колкости в адрес друг друга. Они становятся саркастичными друг к другу, чтобы отомстить, так как считают себя обманутыми. Как в войне между двумя сторонами, мелкие перестрелки усугубляются; супруги атакуют друг друга все язвительнее и язвительнее. И вскоре ненависть закипает так, что все заканчивается разводом.
Это симптом упадка общества сегодня в Америке. Наша нация становится все более нестабильной, а это приводит к нестабильности личности. Супруги начинают ссориться и спорить из-за любой мелочи и более склонны решить все проблемы на бракоразводном процессе. Но суд не решает всех проблем, а просто приводит их к определенному выводу. Юристы, специализирующиеся на разводах, богатеют и не стараются предотвратить разводы своих клиентов. Судьи выносят решения, которые совершенно не базируются на Библии или хотя бы на общих правилах приличия; они просто следуют прецеденту и продолжают повторять ошибки предшественников. Один судья мне как-то сказал: "Мистер Самралл, вы должны понять, бывают случаи, когда суд является Богом".
— Сэр, суд никогда не сможет заменить Бога, — ответил я.
Поверьте этому! Бог — повелитель всех людей, судов, культур. Власти могут меняться, Бог же остается неизменным. В первую очередь наша преданность должна относиться не к закону нашей земли, а к Книге Законов нашего Господа. Если мы будем повиноваться Его закону, у нас не будет проблем с требованиями человеческого закона.
Слово Божье о разводе
Многие консультанты по вопросам брака и даже некоторые служители говорят, что развод — лучшее решение проблем в браке.
Но такой ли совет дает Бог? Что Он говорит о разводе? Иисус сказал фарисеям:
21. Он говорит им: Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так. Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Матфея 19: 8, 9).
Человек может истолковывать этот отрывок, чтобы составить свое мнение о разводе, но сказанное, я думаю, говорит само за себя. Иисус говорит в точности то, что думает: развод — это не выход.
Заметьте, Он сказал: сначала не было так. Бог с самого начала установил только брак, но не развод. И только позже, когда мужчины и женщины нарушили понятие о браке прелюбодеянием и разными извращениями, Бог решил, что необходимо разрешить развод. Лучше совершить формальное разделение мужа и жены, чем позволить им демонстрировать их извращенные отношения перед обществом. Прочитайте внимательно особый закон, который Бог дал о разводе:
22. Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа (Второзаконие 24:1, 2).
Бог сказал: если муж найдет что-нибудь противное в своей жене (имеется в виду — если она прелюбодействует), он не обязан с ней жить. Он может дать ей разводное письмо и таким образом формально положить конец их браку. Только такую причину развода позволяет Господь.
Но израильский народ стал по-своему использовать этот закон. Они начали разводиться из-за мелочей. Правители стали свободно обращаться с фразой "она не найдет благоволения в его глазах" и стали толковать ее подругому, подразумевая любое недовольство мужа женой. Фактически многие еврейские женщины угнетались мужьями и жили в страхе, что муж разведется, как только прогневается, и они вынуждены будут кое-как перебиваться. Поэтому Бог обратился через пророка Малахию, чтобы разъяснить этот закон:
23. ...Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя. Но не сделал ли того же один, и в нем пребывал превосходный дух? что же сделал этот один? Он желал получить от Бога потомство. Итак, берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности твоей. Если ты ненавидишь ее, отпусти, говорит Господь Бог Израи- лев; обида покроет одежду его, говорит Господь Саваоф; посему наблюдайте за духом вашим и не поступайте вероломно (Малахия 2:14-16).
Бог ненавидит развод! Он недоволен, когда муж и жена разрывают отношения. По правде, я бы сделал все возможное, чтобы избежать делать то, что не нравится Господу; я бы нашел какой-то другой способ, чтобы разрешить ситуацию. Развод — это прикрытие брачных грехов, но Господь видит истину, даже если она замаскирована! Он знает, что случилось на самом деле, и Он ненавидит это.
Бог дал израильтянам строгие правила, чтобы предотвратить спекуляцию разводом. Например, родители невесты должны были хранить постель молодой пары после первой брачной ночи, и если муж обвинял жену в блуде, они могли предъявить доказательство девственности:
24. Если кто возьмет жену и войдет к ней, и возненавидит ее, и будет возводить на нее порочные дела, и пустит о ней худую молву, и скажет: "я взял сию жену, и вошел к ней, и не нашел у нее девства", то отец отроковицы и мать ее пусть возьмут и вынесут признаки девства отроковицы к старейшинам города, к воротам; и отец отроковицы скажет старейшинам: дочь мою я отдал в жены сему человеку, и ныне он возненавидел ее, и вот он возводит на нее порочные дела, говоря: "я не нашел у дочери твоей девства"; но вот признаки девства дочери моей. И расстелют одежду перед старейшинами города.
Тогда старейшины того города пусть возьмут мужа, и накажут его, и наложат на него сто сиклей серебра пени, и отдадут отцу отроковицы за то, что он пустил худую молву о девице Израильской; она же пусть останется его женою, и он не может развестись с нею во всю жизнь свою (Второзаконие 22:13-19).
У некоторых людей сначала все идет неплохо; но вот они начинают обвинять друг друга в том, что супруг(а) разрушил(а) брак, вступив во внебрачную связь. Но Бог рано или поздно откроет правду.
Я ведь сказал, что Бог защищает нас в сексе, не так ли? Бог также определил строгие правила о повторном браке после развода. Вы, к примеру, скажете, что в отрывке из Второзакония 24 разрешено разведенной женщине снова вступать в брак. Но внимательнее прочитайте, что говорит Бог:
25. Но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего. То не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того, как она осквернена; ибо сие есть мерзость перед Господом... (Второзаконие 24:3,4).
Вы видите, что Бог не одобряет браки в духе Голливуда. Непостоянные браки то с одним, то с другим — мерзость в Его глазах.
Как считает Господь, разведенная женщина осквернена вторым мужем и первый муж, взяв ее опять в жены, осквернит себя. Даже если Господь разрешил развод, Он контролирует его, чтобы быть уверенным, что никто не спекулирует на разводе, прикрывая свои беспорядочные связи.
Лучшие решения
Если у вас существуют проблемы в браке, найдите альтернативу, исключая развод. Всеми силами попытайтесь получить совет опытного христианина. Это может сделать ваш пастор; если он не может, пусть отправит вас к тому, кто мог бы дать вам совет. Но первое на пути решения этой проблемы — это ваше желание говорить о ней, и тогда хороший консультант сможет вам помочь.
Если у вас есть дети, консультант, возможно, порекомендует вам посоветоваться в семье; другими словами, он может собрать всю семью у себя, чтобы поговорить о вашей проблеме. Возможно, вам не хотелось бы вовлекать детей в болевые стороны брака, но, хотите вы того или нет, дети — часть этих болевых отношений, поэтому будет лучше позволить им быть частью исцеления. Известный семейный консультант Вирджиния Сатир говорит:
"Если психотерапевт убеждает мужа, что он неотъемлемая часть лечебного процесса и что никто вместо него не может говорить или принять участие в лечении, он с готовностью начинает его. Жена (в роли матери) может начать терапию в семье, но если терапия уже проходит, то муж вовлекается в нее так же, как и жена. Семейная терапия имеет смысл и необходима для всей семьи. Муж и жена говорят: «Теперь наконец мы вместе и можем все преодолеть»
Вы вдвоем должны признать, что существует проблема. Вашей семье необходимо повернуться лицом к проблеме. Вы должны понять, что семья становится сильнее, если вы сядете вместе поговорить обо всех неприятностях в вашем браке.
Имейте по отношению друг к другу дух прощения. Не бойтесь вспомнить то, что вы сделали и сказать: "Знаешь, я был(а) не прав(а). Прости меня". Такой дух исключил бы много разводов. Дух же упрямства и непрощения продолжает вытаскивать старые неприятности из хранилищ памяти и усугубляет их новыми. В результате — разбитые сердца и семьи. Иисус — наш пример прощения. Если мы будем следовать Его духу любви и понимания по отношению к нашим супругам, мы вернем гармонию в самых, казалось бы, непоправимых ситуациях.
Говоря о прощении, нужно сказать, что измену тоже можно простить, как и любой другой грех. Некоторые христиане думают, что Бог требует развода из-за измены, даже если супруг(а) раскаивается в содеянном. Но вернитесь еще раз к тому, что было сказано. Он не требует развода из-за измены; Он позволяет развод по этой причине. Он ведь говорит, что ненавидит развод, разрыв отношений между мужем и женой.
Намного лучше простить человека, чем наказать навсегда. Если вы храните недовольство против своей второй половины, вы вводите себе в вены яд. Вы становитесь неприятным человеком. Вы причиняете себе столько же страдания, сколько ваш партнер. Но если вы протяните своему партнеру руку любви, вам вернется эта любовь. Вы станете крепче и более зрелым как христианин. Доктор Куртис Джоунс рассказал о таком случае:
"Однажды я служил в церкви, где в течение 50-ти лет отделом опеки заведовал человек, у которого все это время дома были проблемы. Его оставила жена. Прошли годы. И вдруг она попросилась вернуться".
Этот замечательный христианин принял ее назад, сказав: "Она моя жена и мать моего сына". Такое прощение напоминает об Осии, который принял снова свою жену после неверности. Неудивительно, что прихожане в его честь повесили мемориальную доску7.
Если ваш партнер прелюбодействует, я настоятельно советую вам почитать книгу Осии, чтобы изучить, что та-
кое прощение в действительности. Осия любил свою жену, которая постоянно изменяла ему. Закон позволял развестись с ней, и так было бы справедливо. Но победила его любовь. Он простил ее и принял снова в дом. Вместе они восстановили свою семью.
Я так хочу, чтобы в ваших домах было все хорошо. Хочу, чтобы Иисус благословил ваш брак. Если у вас проблемы в браке, читайте вместе Библию, чтобы понять, что Бог говорит об этом. Затем молитесь вместе и позвольте Духу Господа наполнить вас вновь. Пусть Его прощение войдет в ваше сердце. Затем поговорите друг с другом о ваших проблемах. Сделайте первый шаг на пути к исцелению ран в ваших отношениях, сказав ^'Извини, дорогой(ая). Я был(а) не прав(а)".
— Но как же, — скажете вы, — я не виноват(а).
Друзья, в неприятностях виновны два человека. И поэтому необходимо, чтобы вы вдвоем восстановили порядок в семье. Итак, не важно, виновны ли вы в том, что послужило началом неприятностей, вы виноваты, потому что позволили проблемам развиваться. Признайте это. Попросите у партнера прощения. И тогда Бог сможет снова соединить вас.
Примечания
1. Говард Клинбелл "Рост, рекомендующийся для обогащения брака", Филадельфия, 1975, стр. 65.
2. Лестер Дэвид "Супружество не для того, чтобы иметь детей", Плисенвил, Нью-Джерси, 1965, стр. 44.
3. Генри А. Боумен "Брак для современных", Нью-Йорк, 1954,стр. 502.
4. Там же, стр.502.
5. Клайд Наррамо "Этот путь к счастью", Гранд Раридс, Мич., 1969, стр. 22.
6. Вирджиния Сатир "Общая семейная терапия", Роло Атло, Калифорния, 1967, стр. 5.
7. Куртис Джоунс "Человек и его религия", Сент-Луис, 1967, стр. 65.