Когда выбор человека касается жизненно важных вопросов, он в Св. Писании (и во всем библейском мировоззрении) приобретает зловещий смысл.

Выбор и выборы

Тема выбора, когда человек выбирает (бахар בּחר) нечто большее, чем вещи из обихода, скажем, пять камней для пращи, как Давид (1 Цар. 17:40), или воинов для дела, как Иисус Навин или Саул (Исх 17:9; 1 Цар. 13:2), или тельца для жертвы (3 Цар. 18:23),

Когда выбор человека касается жизненно важных вопросов, он в Св. Писании (и во всем библейском мировоззрении) приобретает зловещий смысл.

Перечислим в хронологическом порядке из Св. Истории эти случаи, когда выбор или прямо был грехом, или был следствием прельщения.

1. Первое и сразу самое страшное – перед Потопом. Сыны Божии (потомки праведного Сифа), уже находившиеся в состоянии крайнего прельщения (увидели женщин каинского рода, что они «хороши»), приступили к выборам: «взяли себе жен ото всех, которых они избрали» (Быт. 6:2). Следствием этих первых выборов было совращение сынов Божиих, размывание границ Церкви, растление человечества, Великий Потоп.

2. Когда нужно было Аврааму и Лоту разделиться (ибо земля уже не вмещала их обширных стад), Авраам предложил Лоту пойти, куда тот хочет, чтобы самому пойти в другую сторону. Лот мог пойти, куда глаза глядят… Но Лот «поднял очи и увидел» окрестности Содома и Гоморры, что это страна орошаемая, цветущая – «как рай Божий» (Быт. 13:10). Лот прельстился, и «выбрал себе» Лот пойти в эту землю (Быт. 13:11), жить с грешниками. Лот был праведник (Быт. 19:21), но ко времени истребления Содома Лот с семьей оказался в городе. Следствие выбора, который сделал Лот – гибель жены, кровосмешение, жизнь в изоляции.

3. История о том, как сватали Ревекку и женили Исаака рассказана в 24 главе Книги Бытия. Эта история имеет богословский смысл. Оказывается,

Если дело вести безупречно, то возможно обойтись без выбора.

Исаак и Ревекка были достаточно хороши, чтобы не подвергаться процедуре выбора. Исаак прошел через жертвоприношение, когда сам лежал на жертвеннике. Невеста была «хороша видом весьма» (Быт. 24:16), – добрый знак, но красота здесь ничего не значила (жених не видит ее), главное, у Ревекки – достойный нрав.

Исаака, между прочим, вообще отец не спрашивал, хочет – не хочет: либо жена из родни, либо никакой жены. Тема «выбор жены» исключена из сватовства Исаака, можно сказать, вычищена. Это Авраам так поставил дело, чтобы и духу этого понимания свободы как выбора не было в жизни его сына и сына Божьего Исаака. Однако в заключительной фазе сватовства Ревекку спросили: «Пойдешь ли с человеком сим?» (Быт. 24:58) – послом Авраама, чтобы стать женой Исааку?

Могла Ревекка отказаться? Предполагалось, что могла. Но предполагалось, что Ревекка что-то понимает в жизни:

Жена не выбирает мужа, жена мужу дана.

Ревекка это понимала и отправилась к Исааку. Исаак тоже понимал: муж не выбирает жену, муж жене дан. В данном случае «выбирать» – это не то, что лишнее, это из другой жизни. Например, из жизни Иакова: он согрешил перед отцом, и он будет выбирать жену, выберет, будет обманут, но будет бороться за свой выбор… А как все чисто и тихо было у Исаака и Ревекки.

4. Сходная ситуация выбора:

предлагаются разные варианты, но человек понимает, что в действительности выбора нет.

Так говорил с народом Иисус Навин в своей последней речи. Иисус говорит с теми, кто вошел в землю обетованную. Эти люди все видели, они во всем участвовали, они видели силу Божью. Главное, чтобы они это понимали, и помнили, и не прельщались…

Иисус предлагает народу на выбор – религию, кому поклоняться:

1) «богам (элохим), которым служили отцы наши за рекою» (это отцы Авраама), «и в Египте» – евреи перед Исходом (И.Нав. 24:14).

2) «богам Аморреев, среди которых вы живете на земле их» (И.Нав. 24:15).

3) «Я, – говорит Иисус Навин, – и дом мой послужим Господу». «Изберите сами себе сегодня, кому будете служить» (И.Нав. 24:15).

Народ выбрал служить Господу: «Господь – Бог (Элохим) наш» (И.Нав. 24:17). «И сказал Иисус к народу: свидетели вы на себя, что вы избрали Господа, служить ему. И они сказали: свидетели» (И.Нав. 24:22).

Народ участник и свидетель священной войны, до тех пор, пока он не прельщается новой жизнью на завоеванной земле, делает правильный выбор. Точнее,

Когда нам предлагают выборы, и мы должны выбирать, нужно знать, что к этим выборам мы пришли путем греха: в нашей истории это был отказ от царства и истребление священства.

Когда мы все это сотворили, явилась идея «демократических выборов». К современной идее выборов нужно правильно отнестись:

Выборы – это наказание

В нашей истории – это наказание за общенародный грех. Каждый должен решить: принимать ему лично наказание или нет.

[1]«Нет решения без зла» – в собственном смысле трагическая ситуация: она была тщательно исследована в греческой трагедии: Эсхилом – в трилогии «Орестея» и Софоклом – в «Фиванской трилогии». Замечательно, что трагическое и богословское исследование ситуации, что есть выбор, было проведено в демократических Афинах. Мудрейшие люди античного мира понимали отчетливо, что свобода не проявляется в выборе (выборах), но сам выбор уже совершается в несвободе.

[2] Митр. Иоанн Зизиулас. Бытие как общение. С. 119, 120. Митр. Иоанн пишет: «Сама возможность выбора основана на индивидуализации и разделениях… которые порождаются настойчивым человеческим стремлением считать себя точкой отсчета всего на свете… В свете греческой святоотеческой мысли, свобода есть нечто большее, чем так называемая “нравственная свобода”. Выбор, характеризующий моральную свободу, исходит из индивидуализации падшего бытия и представляет собой фактическое ограничение свободы, так как опирается на возможности, которые “даются” и, следовательно, накладывают ограничения. Полагая бытие Бога выше воли (Афанасий Великий) или выше утверждений и отрицаний (Максим Исповедник), греческие отцы стремились избавить свободу от всяческих ограничений, неотъемлемых от категорий выбора и “данности”» (указ. соч., с. 119, 120; курсив наш. – Е.А).

Выбор и выборы

Тема выбора, когда человек выбирает (бахар בּחר) нечто большее, чем вещи из обихода, скажем, пять камней для пращи, как Давид (1 Цар. 17:40), или воинов для дела, как Иисус Навин или Саул (Исх 17:9; 1 Цар. 13:2), или тельца для жертвы (3 Цар. 18:23),

когда выбор человека касается жизненно важных вопросов, он в Св. Писании (и во всем библейском мировоззрении) приобретает зловещий смысл.

Перечислим в хронологическом порядке из Св. Истории эти случаи, когда выбор или прямо был грехом, или был следствием прельщения.

1. Первое и сразу самое страшное – перед Потопом. Сыны Божии (потомки праведного Сифа), уже находившиеся в состоянии крайнего прельщения (увидели женщин каинского рода, что они «хороши»), приступили к выборам: «взяли себе жен ото всех, которых они избрали» (Быт. 6:2). Следствием этих первых выборов было совращение сынов Божиих, размывание границ Церкви, растление человечества, Великий Потоп.

2. Когда нужно было Аврааму и Лоту разделиться (ибо земля уже не вмещала их обширных стад), Авраам предложил Лоту пойти, куда тот хочет, чтобы самому пойти в другую сторону. Лот мог пойти, куда глаза глядят… Но Лот «поднял очи и увидел» окрестности Содома и Гоморры, что это страна орошаемая, цветущая – «как рай Божий» (Быт. 13:10). Лот прельстился, и «выбрал себе» Лот пойти в эту землю (Быт. 13:11), жить с грешниками. Лот был праведник (Быт. 19:21), но ко времени истребления Содома Лот с семьей оказался в городе. Следствие выбора, который сделал Лот – гибель жены, кровосмешение, жизнь в изоляции.

3. История о том, как сватали Ревекку и женили Исаака рассказана в 24 главе Книги Бытия. Эта история имеет богословский смысл. Оказывается,

Наши рекомендации