Братство или супериндивидуализм?

«И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42).

Мы призваны жить в братстве друг с другом. Вера, ко­торую мы имеем, не является тем, что мы используем в одиночку или в форме своих собственных понятий. Нам нужно проводить время с Иисусом индивидуаль­но, это важно и чудесно — поступать именно так. Для нас жизненно важно иметь личное, интимное обще­ние с Ним. И в то же время человек не создан жить в одиночку, он создан, чтобы жить в содружестве с дру­гими людьми.

Есть одно чисто западное явление, настоящее про­клятие, хотя мы этого зачастую и не понимаем. Речь идет о супериндивидуализме, который существует на разных уровнях как в Западной Европе, так и в Се­верной Америке. Мы были научены жить очень ин­дивидуалистично и независимо. Это исходит от ли­берального мышления девятнадцатого столетия. Оно выросло в то, что со временем произвело моральный релятивизм, изоляцию и одиночество в том смысле, что люди изолировались от Кого-то более великого, чем они сами, и стали своими собственными господа­ми во всех сферах.

Реформация, которая была по многим причинам необходима, к сожалению, открыла дверь немало­му количеству ложных идей. Реформация указала на великую нужду в восстановлении значения Слова Божьего, в понимании того, что называется оправда­нием через веру, на саму веру как средство спасения и вхождения на Небеса. Лютер учил, что каждому нуж­но читать Библию для себя, что собственные чувства, основанные на Писании, обличат человека в грехе и заставят что-то сделать с грехом в своей жизни. Это было важно на личном уровне, но привело к ложной концепции о том, что каждый является учителем са­мому себе и что никакие другие формы учения, пусть даже учрежденные Святым Духом, не нужны. В ли­дерскую среду проникла слабость, и это касалось как учения, так и различных норм, которые позднее при­вели к беспорядку и разделениям.

Коротко можно сказать, что происшедшее во вре­мена Просвещения в восемнадцатом веке, рациона­лизм девятнадцатого века и учение Реформации о необходимости человеку читать Писание, руководст­вуясь лишь своей совестью, привели к убежденности в том, что общественное мнение и общественные ин­тересы должны быть управляемыми и автономными. Вместо того чтобы подчиниться Писанию и позво­лить своей совести принять то, что говорит Святой Дух, было сказано, что вы можете читать и интерпре­тировать Библию по своей воле. То, что понятно и с чем можно согласиться, вы принимаете, а чего не по­нимаете, то отвергаете. Таким образом, сверхъестест­венные элементы христианской веры, которые в эти времена преподносились как суеверие и нечто нена­учное, начали искореняться. Это было прямым путем перехода от Реформации к Просвещению, к либераль­ной теологии девятнадцатого столетия и к синкретиз­му, иными словами, к слиянию религий двадцатого столетия. Тем самым уверенность в откровениях была подорвана, а «благоразумие» взяло верх.

В результате, теперь в некоторых церквях и дено­минациях есть разные Евангелия, которые во многих аспектах подогнаны под этот мир, а люди больше не верят в сверхъестественные проявления или в исцеле­ние. Они не верят ни в достоверность и установления Слова Божьего, ни в то, что оно живо и могуществен­но, ни в пророчества, ни в водительство Святого Духа в наше время. В некоторых местах Церковь, которая есть не что иное, как Тело Христово, была принижена до места встреч, где люди собираются для того, чтобы следовать этическим принципам, с которыми соглас­но большинство.

Тело важно

Тело Христово является местом для учения и получе­ния откровений. Если мы не верим в реальность Тела Христова, то не будем способны приблизиться к нему, а это означает изоляцию и одиночество.

В Деяниях Апостолов (2:42) сказано, что ученики продолжали твердо и последовательно пребывать в общении друг с другом, иными словами, в том, что по-гречески называется koinonia. Слово koinonia оз­начает гораздо более широкое понятие, чем «ходить в церковь» по воскресеньям. Стих 44 говорит, что все верующие были вместе. Это вовсе не значит, что они просто сидели в одном доме в одно и то же время. Это означает что-то гораздо более глубокое. Они имели близкое, посвященное общение и в то же время жили рядом друг с другом повседневной жизнью.

Именно это и означает слово koinonia. Такой тип братства пришел не с Востока и не с Запада. Иисус ро­дился в Вифлееме. Он был евреем. Он жил на Ближ­нем Востоке, где вы едва ли пройдете метр, не встре­тив кого-то очень близкого вам.

Мы прожили в Иерусалиме несколько лет, и было чудесно видеть ортодоксальных евреев, празднующих субботу. Они одевали свою лучшую одежду и гуляли всей семьей, со всеми детьми, и непрерывно разгова­ривали. Даже мирские евреи всегда проводят субботу среди близких, часто устраивая пикники с барбекю. Кажется, они всегда очень стремятся к тому, чтобы вся семья была вместе. Это нормально. Мы, сканди­навы, живем в культурной тундре. Мы никогда не бы­ваем в центре происходящего, хотя и живем здесь, но с легкостью полагаем, что все как раз наоборот и мы где-то сбоку. А ведь, скорее всего, существует более широкое, наполненное, глубокое общение, причем не только в Церкви, но и в обычной жизни, которое мы упускаем из-за глубоко индивидуалистичного образа поведения.

Возможно, жизнь, которой мы живем, не является всей полнотой, предназначенной для нас Богом. Воз­можно, есть что-то, чего мы не замечаем и чему не посвящаем себя. Это «что-то» — не что иное, как ис­тинное и глубокое общение с другими людьми. Когда Бог сотворил человечество, Он создал его по Своему образу и подобию. Он сотворил двух людей. Вы и я не сотворены для того, чтобы пребывать в одиноче­стве. Западное общество характеризуется одиночест­вом более, чем какое бы то ни было другое. Мы жи­вем анонимно в своих жилищах, изолированы друг от друга и вечно куда-то спешим. В Швеции мы имеем особенно изолированное, одинокое и эгоистичное об­щество, которое пытаемся оправдать пустыми фраза­ми об общении и солидарности.

Но это не срабатывает, особенно когда дело касает­ся больных и престарелых людей в нашей стране. Вы­ход из подобной ситуации не в революции или новом правительстве. Нет, нам нужно видеть Тело Христо­во, выполняющее ту роль, которая ему предназначена. Тогда мы будем способны ответить на нужды людей более полноценно, чем кто бы то ни было. Вот почему Церковь всегда имела школы и больницы. Вот поче­му она развивает социальные учреждения и заботит­ся о престарелых, посвящает себя благотворительной работе, помогает выброшенным из общества. Это и есть выражение сердечной милости, которая живет в сердце Иисуса, и она исходит из нашего глубокого об­щения друг с другом.

Общение

Общение — один из четырех столпов Тела Христова, согласно Деяниям Апостолов (2:42). Первый столп — это апостольское учение, доктрины, переданные через апостолов и привнесенные в жизнь Святым Духом. Второй столп — это общение, или koinonia. Третий — преломление хлеба, или Причастие. И четвертый — молитвы. Церкви, которые не выделяют Причастие в нечто особенное, часто и общению не придают долж­ного значения. Причастие символизирует общение — один хлеб на всех. Нам нужно жить в братстве, в «об­щении святых», как велит вероисповедание. Если вы не понимаете этого, ваше восприятие христианской жизни индивидуалистично. Вы кончите тем, что по­лучите слабое христианство, которое мало на что влияет, и не воспользуетесь всеми возможностями, данными Богом: апостольским учением, общением, преломлением хлеба и молитвами. В общении суще­ствует поток молитв и откровений. Мы ощущаем этот поток в Причастии, вкушая Тело и Кровь Христовы, мы вкушаем также и koinonia, общение во Христе. Мы имеем общение друг с другом в Святом Духе все вре­мя, каждый день. Это и есть то общение, к которому мы призваны, и именно в таком общении бывает яв­лено и восстановлено Тело Христово, которое стано­вится сильным и эффективным.

Глава 5

Призванные возвещать

Нести имя Иисуса

«Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой из­бранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед на­родами и царями и сынами Израилевыми. И Я пока­жу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» (Деян. 9:15, 16).

Господь сказал это Анании, которому было велено идти к Савлу (или Павлу), пребывавшему в молитвах, а до этого ослепленному Славой Господней. Бог из­брал и призвал Павла нести имя Иисуса трем катего­риям людей: язычникам, царям и детям Израилевым. Язычники включают в себя все нееврейские народы, под «царями» подразумеваются любые формы власти, а дети Израилевы — это еврейский народ.

Уже довольно много сказано об имени Иисуса, том самом имени, которое Павел был призван нести языч­никам, царям и еврейскому народу. Имя Иисуса выше всякого другого имени. Оно содержит в себе спасе­ние, власть, силу, исцеление и освобождение. Это не какая-нибудь магическая формула, оно суммирует в себе все, Чем и Кем является Человек по имени Иисус, все, что Он может и хочет нам дать. Весть о спасении и все, что Бог делает на протяжении истории, сосре­доточено в этом имени. Вот почему имя Иисуса выше всех других имен (см. Фил. 2:9, 10); вот почему еван­гелист Иоанн убеждает нас, чтобы мы веровали в это имя (см. 1 Иоан. 3:23).

Призваны к язычникам

В том и есть наша задача как христиан — нести Еван­гелие каждому человеку в этом мире, а не какой-то особенной группе. Мы должны достичь как самой высокой персоны, так и самой низкой в нашем обще­стве. Все люди во всех социальных группах нуждают­ся в Евангелии.

Мы проповедуем Евангелие, как сказал Иезекииль (2:5), независимо от того, слушают нас или нет, тем более, что люди слушают далеко не всегда. Когда мы несем имя Иисуса и проповедуем Евангелие, Господь присутствует среди нас Духом Святым. В этом присут­ствии, слушают нас люди или нет, в любом случае про­поведь касается их чувств, они осознают, что Бог при­сутствует и говорит прямо с Небес. Мы проповедуем не только словами, но несем также и силу Божью.

Наши рекомендации