Братство или супериндивидуализм?
«И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42).
Мы призваны жить в братстве друг с другом. Вера, которую мы имеем, не является тем, что мы используем в одиночку или в форме своих собственных понятий. Нам нужно проводить время с Иисусом индивидуально, это важно и чудесно — поступать именно так. Для нас жизненно важно иметь личное, интимное общение с Ним. И в то же время человек не создан жить в одиночку, он создан, чтобы жить в содружестве с другими людьми.
Есть одно чисто западное явление, настоящее проклятие, хотя мы этого зачастую и не понимаем. Речь идет о супериндивидуализме, который существует на разных уровнях как в Западной Европе, так и в Северной Америке. Мы были научены жить очень индивидуалистично и независимо. Это исходит от либерального мышления девятнадцатого столетия. Оно выросло в то, что со временем произвело моральный релятивизм, изоляцию и одиночество в том смысле, что люди изолировались от Кого-то более великого, чем они сами, и стали своими собственными господами во всех сферах.
Реформация, которая была по многим причинам необходима, к сожалению, открыла дверь немалому количеству ложных идей. Реформация указала на великую нужду в восстановлении значения Слова Божьего, в понимании того, что называется оправданием через веру, на саму веру как средство спасения и вхождения на Небеса. Лютер учил, что каждому нужно читать Библию для себя, что собственные чувства, основанные на Писании, обличат человека в грехе и заставят что-то сделать с грехом в своей жизни. Это было важно на личном уровне, но привело к ложной концепции о том, что каждый является учителем самому себе и что никакие другие формы учения, пусть даже учрежденные Святым Духом, не нужны. В лидерскую среду проникла слабость, и это касалось как учения, так и различных норм, которые позднее привели к беспорядку и разделениям.
Коротко можно сказать, что происшедшее во времена Просвещения в восемнадцатом веке, рационализм девятнадцатого века и учение Реформации о необходимости человеку читать Писание, руководствуясь лишь своей совестью, привели к убежденности в том, что общественное мнение и общественные интересы должны быть управляемыми и автономными. Вместо того чтобы подчиниться Писанию и позволить своей совести принять то, что говорит Святой Дух, было сказано, что вы можете читать и интерпретировать Библию по своей воле. То, что понятно и с чем можно согласиться, вы принимаете, а чего не понимаете, то отвергаете. Таким образом, сверхъестественные элементы христианской веры, которые в эти времена преподносились как суеверие и нечто ненаучное, начали искореняться. Это было прямым путем перехода от Реформации к Просвещению, к либеральной теологии девятнадцатого столетия и к синкретизму, иными словами, к слиянию религий двадцатого столетия. Тем самым уверенность в откровениях была подорвана, а «благоразумие» взяло верх.
В результате, теперь в некоторых церквях и деноминациях есть разные Евангелия, которые во многих аспектах подогнаны под этот мир, а люди больше не верят в сверхъестественные проявления или в исцеление. Они не верят ни в достоверность и установления Слова Божьего, ни в то, что оно живо и могущественно, ни в пророчества, ни в водительство Святого Духа в наше время. В некоторых местах Церковь, которая есть не что иное, как Тело Христово, была принижена до места встреч, где люди собираются для того, чтобы следовать этическим принципам, с которыми согласно большинство.
Тело важно
Тело Христово является местом для учения и получения откровений. Если мы не верим в реальность Тела Христова, то не будем способны приблизиться к нему, а это означает изоляцию и одиночество.
В Деяниях Апостолов (2:42) сказано, что ученики продолжали твердо и последовательно пребывать в общении друг с другом, иными словами, в том, что по-гречески называется koinonia. Слово koinonia означает гораздо более широкое понятие, чем «ходить в церковь» по воскресеньям. Стих 44 говорит, что все верующие были вместе. Это вовсе не значит, что они просто сидели в одном доме в одно и то же время. Это означает что-то гораздо более глубокое. Они имели близкое, посвященное общение и в то же время жили рядом друг с другом повседневной жизнью.
Именно это и означает слово koinonia. Такой тип братства пришел не с Востока и не с Запада. Иисус родился в Вифлееме. Он был евреем. Он жил на Ближнем Востоке, где вы едва ли пройдете метр, не встретив кого-то очень близкого вам.
Мы прожили в Иерусалиме несколько лет, и было чудесно видеть ортодоксальных евреев, празднующих субботу. Они одевали свою лучшую одежду и гуляли всей семьей, со всеми детьми, и непрерывно разговаривали. Даже мирские евреи всегда проводят субботу среди близких, часто устраивая пикники с барбекю. Кажется, они всегда очень стремятся к тому, чтобы вся семья была вместе. Это нормально. Мы, скандинавы, живем в культурной тундре. Мы никогда не бываем в центре происходящего, хотя и живем здесь, но с легкостью полагаем, что все как раз наоборот и мы где-то сбоку. А ведь, скорее всего, существует более широкое, наполненное, глубокое общение, причем не только в Церкви, но и в обычной жизни, которое мы упускаем из-за глубоко индивидуалистичного образа поведения.
Возможно, жизнь, которой мы живем, не является всей полнотой, предназначенной для нас Богом. Возможно, есть что-то, чего мы не замечаем и чему не посвящаем себя. Это «что-то» — не что иное, как истинное и глубокое общение с другими людьми. Когда Бог сотворил человечество, Он создал его по Своему образу и подобию. Он сотворил двух людей. Вы и я не сотворены для того, чтобы пребывать в одиночестве. Западное общество характеризуется одиночеством более, чем какое бы то ни было другое. Мы живем анонимно в своих жилищах, изолированы друг от друга и вечно куда-то спешим. В Швеции мы имеем особенно изолированное, одинокое и эгоистичное общество, которое пытаемся оправдать пустыми фразами об общении и солидарности.
Но это не срабатывает, особенно когда дело касается больных и престарелых людей в нашей стране. Выход из подобной ситуации не в революции или новом правительстве. Нет, нам нужно видеть Тело Христово, выполняющее ту роль, которая ему предназначена. Тогда мы будем способны ответить на нужды людей более полноценно, чем кто бы то ни было. Вот почему Церковь всегда имела школы и больницы. Вот почему она развивает социальные учреждения и заботится о престарелых, посвящает себя благотворительной работе, помогает выброшенным из общества. Это и есть выражение сердечной милости, которая живет в сердце Иисуса, и она исходит из нашего глубокого общения друг с другом.
Общение
Общение — один из четырех столпов Тела Христова, согласно Деяниям Апостолов (2:42). Первый столп — это апостольское учение, доктрины, переданные через апостолов и привнесенные в жизнь Святым Духом. Второй столп — это общение, или koinonia. Третий — преломление хлеба, или Причастие. И четвертый — молитвы. Церкви, которые не выделяют Причастие в нечто особенное, часто и общению не придают должного значения. Причастие символизирует общение — один хлеб на всех. Нам нужно жить в братстве, в «общении святых», как велит вероисповедание. Если вы не понимаете этого, ваше восприятие христианской жизни индивидуалистично. Вы кончите тем, что получите слабое христианство, которое мало на что влияет, и не воспользуетесь всеми возможностями, данными Богом: апостольским учением, общением, преломлением хлеба и молитвами. В общении существует поток молитв и откровений. Мы ощущаем этот поток в Причастии, вкушая Тело и Кровь Христовы, мы вкушаем также и koinonia, общение во Христе. Мы имеем общение друг с другом в Святом Духе все время, каждый день. Это и есть то общение, к которому мы призваны, и именно в таком общении бывает явлено и восстановлено Тело Христово, которое становится сильным и эффективным.
Глава 5
Призванные возвещать
Нести имя Иисуса
«Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» (Деян. 9:15, 16).
Господь сказал это Анании, которому было велено идти к Савлу (или Павлу), пребывавшему в молитвах, а до этого ослепленному Славой Господней. Бог избрал и призвал Павла нести имя Иисуса трем категориям людей: язычникам, царям и детям Израилевым. Язычники включают в себя все нееврейские народы, под «царями» подразумеваются любые формы власти, а дети Израилевы — это еврейский народ.
Уже довольно много сказано об имени Иисуса, том самом имени, которое Павел был призван нести язычникам, царям и еврейскому народу. Имя Иисуса выше всякого другого имени. Оно содержит в себе спасение, власть, силу, исцеление и освобождение. Это не какая-нибудь магическая формула, оно суммирует в себе все, Чем и Кем является Человек по имени Иисус, все, что Он может и хочет нам дать. Весть о спасении и все, что Бог делает на протяжении истории, сосредоточено в этом имени. Вот почему имя Иисуса выше всех других имен (см. Фил. 2:9, 10); вот почему евангелист Иоанн убеждает нас, чтобы мы веровали в это имя (см. 1 Иоан. 3:23).
Призваны к язычникам
В том и есть наша задача как христиан — нести Евангелие каждому человеку в этом мире, а не какой-то особенной группе. Мы должны достичь как самой высокой персоны, так и самой низкой в нашем обществе. Все люди во всех социальных группах нуждаются в Евангелии.
Мы проповедуем Евангелие, как сказал Иезекииль (2:5), независимо от того, слушают нас или нет, тем более, что люди слушают далеко не всегда. Когда мы несем имя Иисуса и проповедуем Евангелие, Господь присутствует среди нас Духом Святым. В этом присутствии, слушают нас люди или нет, в любом случае проповедь касается их чувств, они осознают, что Бог присутствует и говорит прямо с Небес. Мы проповедуем не только словами, но несем также и силу Божью.