Последование таинства Крещения
Любое священнодействие имеет свою определенную форму, основанную на молитве к Богу и вере Ему. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», - напоминает Христос (От Матфея 18:20). Разумеется, и Крещение начинается с совместной молитвы – крещающего священника и подготовившегося и пришедшего креститься.
Первая, подготовительная и молитвенная часть называется оглашением.
Обыкновенно перед началом чина таинства Крещения, священником читается молитва наречения имени. В традиции Русской Церкви давать имена в честь святых, выбирая имя из святцев (или из богослужебного календаря).
Читаются 5 молитв, 4 из которых – запрещающие действие сатаны, или «князя мира сего». Из Евангелий известно, что сатана (дьявол) искушал Самого Христа перед выходом Его на общественное служение (От Матфея, 4, от Луки, 4). И если к Нему Самому он имел доступ, то что же говорить про нас, всех остальных? Соблазн материальных благ, соблазн власти и жажда чудес любой ценой постоянно преследуют как верующих во Христа, так и все человечество в целом, а именно это предлагал сатана Христу на «горе искушений» в Иудейской пустыне. Христос как Человек, во всем подобный нам, отверг эти искушения, и всякий, желающий следовать за Ним, призывается отречься от сатаны и от всех предлагаемых им соблазнов. Соблазн всеведения и неограниченной власти над миром был предложен тем же сатаной первым людям, Адаму и Еве, на заре человеческой истории: вкусить запретный плод с дерева познания добра и зла, чтобы стать, «как боги, знающие добро и зло» (Бытие 3:1-7). Причем невзирая на волю Бога-Творца, призвавшего первых людей плодиться, размножаться, наполнять землю и осваивать ее, нарекая имена всякой твари (т.е. познавать окружающий мир), одарившего наших прародителей изобилием земных и духовных благ в первозданном Раю, но – совершенно независимо от Него Самого, и даже претендуя на равенство Ему! Одно из печальных последствий того, что первые люди тогда не послушались голоса Божия, но вняли голосу дьявола, также одного из первых разумных и одаренных созданий Божиих, первого восставшего против Создателя, явилась утрата Адамом и Евой первозданного Рая, утрата связи с Богом, смертность и путаница добра и зла в жизни последующих поколений вплоть до сего дня. Христос – Новый Адам – не принявший, но отвергнувший предложенные Ему искушения, пришел спасти каждого из нас, в том числе и от этого смешения понятий добра и зла, как вне, так и внутри нас, разрушить дела дьявола и изъять нас из поля его действия.
Во время чтения одной из этих запретительных молитв священник дует в лицо крещаемого, обращаясь к Богу: «Изгони из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его. Духа прелести, духа лукавства, духа лжи и всякой нечистоты, действуемой по научению диавола; и сотвори из него овцу словесную святого стада Твоего, честной член Церкви Твоей, сына и наследника Царства Твоего…». По прочтении всех молитв следует вопрос ко крещаемому:
Отрекаешься ли от сатаны, и всех дел его, и всех аггелов его(т.е. служителей, бесов), и всего служения его, и всей гордыни его?
- Отрекаюсь,- отвечает крещаемый. Вопрос повторяется еще два раза, т.е. отречение от сатаны полагается трижды.
- Отрекся(лась) ли от сатаны?– спрашивает снова от имени Бога священник.
- Отрекся(лась), - отвечает крещаемый(мая) (также трижды).
- И дунь и плюнь на него!– призывает далее священник.
Крещаемый плюет в западную сторону себе под ноги, подтверждая этим, что презирает сатану и не желает иметь с ним ничего общего. (Естественно, надо быть по жизни готовым, что сатана нам будет пытаться после этого мстить, нападая на нас либо через наши собственные смущающие нас мысли, подавленность, раздражение, плохое настроение, либо через отдельных людей или обстоятельства. Вот тут и требуется вера, молитва и жизнь по заповедям Божиим, и тогда, как восклицает апостол Павел, «Если Бог за нас, кто против нас?» (К Римлянам 8:31).
Следующий вопрос священника ко крещаемому – об обещании соединиться (сочетаться) со Христом, последуя Ему:
- Сочетаешься ли Христу?
- Сочетаюсь,- подтверждает крещаемый(мая) (вопрос и ответ на него повторяются также трижды).
- Сочетался(лась) ли Христу?
- Сочетался(лась).
- И веруешь ли Ему?
- Верую Ему, как Царю и Богу,- отвечает крещаемый(мая) и произносит православное исповедание веры, т.е. Символ Веры, изложенный выше.
По прочтении Символа Веры опять следует троекратное вопрошание:
- Сочетался(лась) ли Христу?
- Сочетался(лась).
- И поклонись Ему,- призывает священник. Крещаемый совершает земной поклон с крестным знамением, отвечая:
- Поклоняюсь Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной.
- Благословен Бог, всем человекам хотящий спастись и в познание истины придти, ныне и присно, и во веки веков!– отвечает священник, и чтением заключительной краткой молитвы заканчивается чин оглашения.