Друг о друге, а Бог обо всех
«Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин. 4. 12), потому что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, а Бог в нем» (1 Ин. 4. 16).
О важности духовного единения и братолюбия для современных христиан часто говорил старец Паисий Святогорец: «Будьте между собой дружны и согласны, – призывал старец, – будьте духовно подготовлены и отважны, будьте единым телом и ничего не бойтесь. Помогает и Бог. Возделайте духовную любовь, имейте ее такой, какую питает мать к своему ребенку. Пусть отношения между вами будут братскими, пусть живет среди вас жертвенность. А трудные дни мы потихонечку переживем»; «Сейчас мы воюем с диаволом. Поэтому постарайтесь еще больше сродниться друг с другом, еще больше стать друг другу братьями»; «Наш долг в эти трудные времена, нести всем прочим народам свет Православия.Так как все мы дети Адама и Евы, все мы по плоти братья. А с православными, естественно, мы братья и по плоти, и по духу».
«Будучи преисполненными евангельского учения и пытаясь жить в соответствии с ним, – говорил иеромонах Серафим (Роуз), – мы должны иметь любовь и сострадание к несчастному человечеству наших дней. По-видимому, никогда не было людей столь несчастных, как люди нашего времени, несмотря на все удобства и технические достижения, которыми нас обезпечивает современное общество. Люди страдают, умирают без Бога, а мы можем помочь им обрести Его. Любовь многих действительно охладела в эти дни, но мы-то давайте не будем равнодушны. Пока Христос посылает нам Свою благодать и согревает наши сердца, нам нельзя быть холодными…»
… Именно сейчас нужно явить всему миру такую же «живую жизнь», какая была у первых христиан, у которых, как говорит нам слово Божие, «было одно сердце и одна душа» (Деян. 4,32). ...
В последней проповеди в своей жизни иеромонах Серафим (Роуз) привел слова одного современного румынского священника-исповедника православной веры о том, что значит в действительности быть членом Православной Церкви, истинного Тела Христова:
«Вы в Церкви Христовой всегда, когда поднимаете кого-то, или подаете милостыню бедному, или посещаете больного.
Вы в Церкви Христовой, когда вы милостивы и терпеливы, когда вы отказываетесь прогневаться на брата своего, даже если он и ранил ваши чувства.
Вы в Церкви Христовой, когда вы молитесь: "Господи, прости его".
Когда вы честно трудитесь на работе, возвращаясь домой усталым, но улыбающимся, когда вы воздаете за зло любовью – вы в Церкви Христовой.
Разве ты не видишь, юный друг, как близко Царствие Христово? Ты Петр, и Бог созидает свою Церковь на тебе. Ты камень Его Церкви, который ничто не может одолеть... Построим же Церковь нашею верою. Церковь, которую не сможет разрушить никакая человеческая сила, Церковь, основа которой Христос... Чувствуй брата своего рядом! Никогда не спрашивай: "Кто это?" – Лучше говори: "Это не чужой, это мой брат. Он – Церковь Христова, так же, как и я"».
Имея в наших сердцах такой призыв, – заключил о. Серафим свою проповедь, – станем же по-настоящему принадлежать Церкви Христовой, Церкви Православной.
Внешнего членства недостаточно, внутри нас должен произойти сдвиг, который сделает нас отличными от внешнего мира. Если мы действительно живем православным мировоззрением, наша вера выдержит ожидающие нас удары и послужит источником вдохновения и спасения для тех, кто еще только будет искать Христа даже среди начавшегося уже крушения человечества.конецформыначалоформыконецформыначалофо
СТОЙ ТВЕРДО!
"Cтой твёрдо, как наковальня, по которой бьют, - писал свт. Игнатий Богоносец своему другу свт. Поликарпу, - великому борцу свойственно принимать удары и побеждать... Для Бога должны мы всё терпеть, потому что и Сам Он потерпел за нас". Этим двум ученикам апостола Иоанна Богослова претерпеть пришлось немало, но они стояли твёрдо и жизнь свою отдали за Христа. Священномученик Игнатий не просто так признан Церковью Богоносцем. Он действительно носил Самого Бога в своём сердце, - а это надо заслужить. К этому все мы призваны, но у нас, по словам преп. Серафима Саровского, решимости не хватает. Игнатий был мужественным и решительным полководцем на поле брани за стяжание благодати Святого Духа, потому и стал Богоносцем.
По преданию, Игнатий - это то самое дитя, которого обнял Спаситель и сказал: "Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдёте в Царство Небесное" (Мф. 18, 3). Конечно, не случайно, что именно он стоял тогда ближе всех к Богу. Юношей Игнатий неотступно следовал за ап. Иоанном Богословом, и не только каждое слово апостола принимал в своё сердце, но и дух его, дух великой любви к Богу самого любимого ученика Христа.
Учеников апостолов именуют в истории Церкви "мужи апостольские". В этом именовании - и мужество, и преемственность апостольского служения. Все они, как апостолы, отдали жизнь проповеди Евангелия, основанию Церкви Христовой, приняли мученическую кончину.
Свт. Игнатий Богоносец был епископом Антиохийским. Во епископы его поставил сам ап. Пётр. Ревностный пастырь, он защищал христиан от нападения еретиков. Уже тогда, при самом основании Церкви, их было много. Они приходили к простодушным первым христианам, называли себя тоже христианами и говорили о том, что христианство - это только дополнение к иудейству, а Христос - не Сын Божий, а один из пророков.
Малое Христово стадо было в растерянности. Ведь если Христос не Воскрес, то вера наша тщетна. - Не было нашего искупления, нет надежды на наше воскресение... Сколько и ныне таких "учителей". И, что удивительно, многие им с какой-то даже радостью верят. Впрочем, не удивительно. Трудиться над своей душой - лень. Со страстями расставаться не хочется. Решимости-то - нет.
И потому, если воскресения нет - то всё дозволено: отвечать ни за что и ни перед кем не придётся...
Придётся, даже ещё и на этом свете за всё ответим. И на том, если не раскаемся. Этому-то и учил нас Христос, апостолы и мужи апостольские. Но нам легче, "для здоровья" по снегу бегать, по-язычески от деревьев "энергией заряжаться" - это ереси нашего времени. Их всё больше.
Святитель Игнатий пишет свт. Поликарпу:"Умоляй всех, чтобы спасались, старайся о церковном единении, лучше которого ничего нет. Пастырь несёт ответственность за каждую душу, если она по его нерадению погибнет..., не строгостью, а любовью привлекай в ограду Матери Церкви.
Ко всем снисходи, как к тебе Господь. Ко всем имей терпение в любви... Носи немощи всех.., где больше труда, там больше приобретения", - эти слова ведь и к нам обращены. И мы (все христиане - род царственный, освящённый) несём ответственность за души наших ближних. Не нравоучениями должны мы помогать друг другу в деле спасения, а любовью, снисхождением, терпением. Нас-то Господь терпит. Вот оно, настоящее-то христианство. Ему и учил всю жизнь свт. Игнатий Богоносец. Он писал: "Если любишь только добрых учеников, ещё нет в тебе кротости... Во всём будь мудр, как змия и незлобив, как голубь".
Покорение древнего государства даков было последним крупным завоеванием Древнего Рима при императоре Траяне. Во всей империи по случаю победы он всем повелел приносить жертвы языческим богам. В 107 году Траян прибыл в Антиохию, сам встретился со свт. Игнатием, зная о его авторитете среди христиан, которых тогда в империи было уже довольно много. Уговаривал святителя прилюдно принести жертву (ну, просто "для видимости", в душе пусть себе остаётся христианином). Но так не бывает. Если бы муж апостольский, пастырь, принёс жертву - разбрелись бы все овцы Христовы. Впрочем, такое и представить себе невозможно. Император повелел отдать святого на растерзание львам на арене римского цирка. Недолго могло просуществовать государство, жители которого любили подобные кровавые зрелища. Это и к нам относится, к нашим хладнокровно - заворожённым посиделкам у "ящиков", где реками льётся кровь.
Мужество и готовность святителя к мученическому подвигу засвидетельствована римскими воинами, сопровождавшими его из Антиохии в Рим. Они тоже стали христианами и мучениками. На пути ему была Богом дарована встреча с другом во Христе Поликарпом, епископом Смирнским. В пути он успел написать ещё шесть посланий христианам. Бесценное для нас наследие: какая вера, какая радость духа в человеке, идущем на смерть за Христа!
Львы растерзали его, но сердце не тронули. По преданию, палачи, слышавшие от свт. Игнатия о том, что Христос - в его сердце, решили проверить: так ли это? Они разрезали сердце и увидели там золотом начертанное имя Иисуса Христа. Всё может быть по воле Божией. Во всяком случае известно, что Траян раскаялся в том, что приказал казнить праведника, и прекратил гонения на христиан. Разрешил беспрепятственно перенести мощи свт. Игнатия Богоносца из Рима в Антиохию.