КонецформыначалоформыконецформыначалоформыНаркотическая катастрофа
Подвизавшийся в Средней Азии великий врач и святой исповедник,
архиепископ Лука (Ясенецкий-Войно) говорит:
«Душа человеческая по природе христианка, и если не питается она пищей духовной, то наступает тяжелое хроническое голодание этой несчастной души. И как человек голодающий, не имеющий пищи, становится раздражительным, так и эти люди, голодающие духовно, раздражаются: легко брызжут слезы из глаз их. И нет им покоя, и не могут забыться они ни в каких развлечениях, ибо душа их жаждет пищи духовной, а они этой пищи не дают им... Если человек живет в атмосфере множества духов злобы поднебесных, среди соблазнов, среди тяжких примеров нечестия, развращенности, в атмосфере безудержных страстей человеческих, если он живет в атмосфере глупости и пошлости, то не может эта атмосфера не заражать его душу. Изо дня в день вдыхает он этот ядовитый воздух, который кишит духами злобы поднебесными. И заражается несчастная душа и сама становится жилищем бесов».
конецформыначалоформыНаркотическая и алкогольная катастрофа в современной России по своей чудовищности превосходит все исторические примеры. Наркотизация стала одной из главных составляющих «российского креста» – совершающегося на наших глазах духовного и физического уничтожения огромного русского народа, преступления, неслыханного в веках. Статистика ужасающа: каждый третий российский школьник употребляет наркотики. Подобный эффект получился бы, если бы над несчастной страной взорвали сотни атомных бомб и поразили треть молодежи лучевой болезнью. Неужто уже начали сбываться пророчества Апокалипсиса, и от адских «огня, дыма и серы умерла третья часть людей» (Откровение 9, 18)? Нет. Причина этого тотального бедствия – вполне земная: попустительство государственной власти, подмена демократии вседозволенностью.
Демократия в точном значении слова – есть власть народа. А любой народ в подавляющем большинстве состоит из добрых людей, желающих жить в мире, наслаждаться дружбой, любовью, семейным счастьем, растить детей и быть спокойными за их будущее. Люди безнравственные, подлые, преступные в любом народе составляют ничтожное меньшинство. И когда такое отребье получает свободу творить зло, истязать народ, – это никакая не демократия.
Нынешние российские псевдодемократы постоянно усиленно ратуют за «права и свободы» разных аморальных меньшинств, громко призывая «жалеть» меньшинства криминальные, то есть преступников. Но «добрых загубит, кто злых щадит», – гласит старинная народная мудрость. И вот результат усилий «правозащитников» и «жалельщиков»: вседозволенностью отравлена современная Россия. Мы видим жуткий разгул коррупции и уголовщины.
конецформыначалоформы«Кесарь не напрасно носит меч», – так сказано в Священном Писании. Из древнерусской истории известно заблуждение, в которое однажды впал Креститель Руси, святой равноапостольный Владимир. Приняв христианство, он настолько проникся любовью и жалостью ко всем людям, что ему показалось недопустимым казнить даже разбойников. И грабежи, разбои от безнаказанности страшно умножились на Русской земле. Тогда к великому князю пришли христианские учителя, епископы и духовенство, и вразумили его: «Ты государь, твой долг – карать злодеев».
Некоторым покажется странным слышать от меня, православного иерарха, призывы к непримиримой борьбе с наркомафией: мол, христианство – это «ударят по одной щеке, подставь другую». Но не надо путать веру Христову с «толстовством» – непротивленчеством злу насилием. Христос заповедал прощать личные обиды, но восставать на борьбу с сатанинским злом, угрожающим твоим ближним, всему народу Божию. Нам Богом дана свободная воля, и если мы обратим ее на добро, соединим усилия, – мы сумеем восторжествовать над любым злом.
конецформыначалоформы Верующим же надо помнить слова Священного Писания: «Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Послание св. апостола Иакова: 5, 20).
конецформыначалоформыМитрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир.
конецформыначалоформы«Нужно любить всякого человека, и в грехе его, и в позоре его. Не нужно смешивать человека - этот образ Божий - со злом, которое в нем.
Милостыня хороша и спасительна, когда соединяется с исправлением сердца от гордости, злобы, зависти, праздности, лености, чревоугодия, блуда, лжи, обмана и прочих грехов. А если человек не заботится об исправлении сердца своего, надеясь на свою милостыню, то он мало получит пользы от нее, ибо что одною рукою созидает, то другою разрушает».Св. прав. Иоанн Кронштадтский
конецформыначалоформыСемнадцать лет пребывал о.Иоанн Кронштадский во священном сане, служа в Кронштадтском Андреевском соборе, но сколько ни раздавал он милостыню нищим, число бедных людей в Кронштадте не уменьшалось, и по утру в субботу их можно было во множестве видеть в Гостином дворе и по всем улицам.
О. Иоанн был одним из первых, кто понял остроту социального вопроса, пребывая в убеждении: богатство дается человеку не для праздности, а для помощи бедным.
конецформыначалоформыДля отца Иоанна служение Богу и служение ближнему были неразделимы. Для него не существовало понятия «личная жизнь». Была «жизнь во Христе». «Я священник, значит, я принадлежу другим, а не себе», — говорил он. Известны и его слова, обращенные к жене: «Счастливых семей, Лиза, и без нас довольно. А мы с тобой посвятим себя на служение Богу».
Он был "человеком Церкви", стремившимся, как мог, проводить в жизнь евангельские идеалы. Что это значило? Прежде всего - помощь ближнему. Стремясь утешать "униженных и оскорбленных", отец Иоанн стремился облегчить им жизнь. Дело доходило до курьезов: он мог полностью раздать свое жалованье и прийти домой в буквальном смысле слова без сапог.
Коренным образом изменить материальное положение бедных людей по мысли о.Иоанна, могло устройство в Кронштадте “Дома Трудолюбия”, в котором эти люди могли бы заработать себе дневное пропитание, ночлег и немного денег.
В 1872 г. Кронштадтский пастырь написал два воззвания к своей пастве, дабы она помогла ему осуществить эту великую идею.
Идея была проста: бедняки, не имевшие специальности, получали возможность заработать честным трудом хотя бы небольшие деньги, позволявшие купить пропитание и нанять угол для ночлега. Это была своеобразная борьба с тунеядством: здоровые нищие, побиравшиеся в Кронштадте, с тех пор не могли оправдываться отсутствием работы.
Предусматривалась и помощь тем, кто не имел возможности заработать (малолетним и престарелым). Среди причин бедности и нищеты о. Иоанн указал на главные: бедность от рождения, сиротства, от бедствий, кражи, от неспособности к труду по старости или инвалидности, по маловозрастности, бедность от потери места (безработицы), от лености, пьянства, недостатка труда (отсутствия рабочих мест) и недостатка средств, с которыми можно взяться за труд (отсутствия первоначального капитала, а зачастую просто и “порядочной одежды, обуви, насущного хлеба, инструмента или орудия”).
Батюшка обратился ко всем жителям города, по всему кронштадтскому обществу — духовному, военному, чиновничьему, торговому, мещанскому — образовать попечительства и братства при разных церквах, по примеру петербургских, и позаботиться о создании для бедных в Кронштадте рабочего дома, жилья и ремесленного училища для детей бедняков. «…Муравьи делают муравейники, в которых им бывает зимою тепло и сытно; звери - логовища; пчелы – ульи ... “Братья, во имя Христа и Креста возвышаю мой голос: кто еще?..Ужели муравьям и пчелам мы дадим преимущество перед собою? Теперь многим городам России известна кронштадтская нищета; они ожидают, что мы сделаем что-нибудь к сокращению ее. Нужно занять чем-нибудь этих людей, сделать их оседлыми; иначе выйдет и возрастет неизбежное зло, воровство и грабительство, и мирные граждане не будут безопасны везде и всегда”. Не пугайтесь, господа, громадности предпринимаемого дела, доброму делу поможет Бог, - а где Бог, там скоро явится все как бы из ничего», — писал о. Иоанн.
Кронштадцы, в том числе и Кронштадтская Городская Дума, чтили и горячо любили своего доброго пастыря и широко откликнулись на его призыв, “живо дело закипело и поспело в полчаса”.
Первый в России, Кронштадтский Дом Трудолюбия, основанный
о. Иоанном, послужил примером к созданию подобных заведений сначала в близлежащих к Кронштадту местах — в самом С.-Петербурге и в ближайших к нему пригородах Ораниенбауме, Царском Селе, Царской Славянке, Луге. За 13 лет, с 1882 по 1895 годы по всей России было выстроено 43 Дома Трудолюбия, по прошествии еще 14 лет, к 1909 г. число их возросло еще на 38 и составило 82, к началу 1917 г. в стране было свыше ста Домов Трудолюбия. Все провинциальные Дома Трудолюбия состояли под Высочайшим покровительством Императрицы Александры Феодоровны.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК МИТРОПОЛИТ СЕРАФИМ (ЧИЧАГОВ)
(1856 - 1937)
В сонме мучеников Русской Православной Церкви XX века особое, одному ему присущее место занимает священномученик митрополит Серафим. Родовитый русский аристократ и блестящий гвардейский офицер, благочестивый православный мирянин и вдохновенный приходской батюшка, самоотверженный монастырский игумен и строгий епархиальный архиерей - таковы яркие образы, которыми запечатлелась в русской церковной и гражданской истории замечательная личность святителя Серафима. В историю же русской святости святитель Серафим вошел прежде всего как мужественный исповедник и величественный священномученик, сочетавший эти два подвижнические служения в своей долгой и праведной жизни.
Незадолго до своей кончины духовный отец святителя Серафима, св. праведный Иоанн Кронштадтский, в последний раз благословляя своего духовного сына, произнес слово, предопределившее все дальнейшее священномученическое служение владыки Серафима. «Я могу спокойно умереть, зная, что ты и преосвященный Гермоген будете продолжать мое дело, будете бороться за православие, на что я вас благословляю». Оба святителя в полной мере исполнили благословение своего духовного отца, хотя в отличие от святителя Гермогена, принявшего мученическую смерть уже 29 июня 1918 г., священномученик Серафим пришел к своей мученической кончине 11 декабря 1937 г. через 20-летнее исповедническое архипастырское служение. Многим русским православным христианам суждено было пройти вместе со священномучеником Серафимом по голгофскому пути христианского мученичества, на котором некогда была воздвигнута и отныне и до века будет стоять Православная Церковь в мире дольнем, имея в мире горнем в сонме своих святых заступников и ходатаев перед Престолом Всевышнего священномученика митрополита Серафима…
Владыка Серафим отчетливее многих своих современников осознавал катастрофичность для Русской Православной Церкви переживавшейся эпохи и провидел, что уготованная православным христианам в России мера искупительных страданий еще не исполнена, но глубокая вера в неизбежное и непреложное торжество Православной Церкви никогда не покидала святителя. Именно в эти, казавшиеся многим безысходными, годы святитель Серафим увещевал своих духовных чад такими поистине пророческими, как по отношению к судьбе Русской Православной Церкви, так и по отношению к его собственной судьбе, словами: «Православная Церковь переживает сейчас время испытаний, кто останется сейчас верен святой апостольской Церкви - тот спасен будет. Многие сейчас из-за преследований отходят от Церкви, другие даже предают ее. Но из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они окончились торжеством христианства. Так будет и с этим гонением. Оно окончится, и православие снова восторжествует. Сейчас многие страдают за веру, но это - золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства»…
В наше время на высшем государственном и церковном уровне обсуждаются вопросы, которые были прозорливо намечены преосвященным Серафимом еще в начале ХХ столетия. Сослужащим с ним он говорил, что только единство людей на приходах может быть фундаментом единения граждан во всем государстве. И над этим единством должны кропотливо работать священнослужители.
“О возрождении приходской жизни”
…В своем послании «О возрождении приходской жизни», обращенном к духовенству Тверской епархии, архиепископ Серафим утверждает, что «началовозрождения приходской жизни должно исходить от епископа. Если последний не объединится со своими помощниками-пастырями, то и они не объединятся между собой и прихожанами»…
…«По моему убеждению, необходимо было все реформы начать с возрождения приходов, ибо, пока народная и общественная нравственность не улучшится и жизнь наша не будет согласована с верою, никакие свободы, новые узаконения и реформы не приведут к ожидаемому результату и благополучию. Без улучшения нравственности не могут кончиться испытания, ниспосланные Господом, и не начнется возрождение духовное. Духовное же возрождение России возможно только тем путем, каким совершилось ее духовное рождение. А именно: необходимо вернуться к церковно – общественной жизни древнерусского прихода, чтобы приходская община единодушно занималась не только просвещением, благотворительностью, миссионерством, но и нравственностью своих сочленов, восстановлением прав старших над младшими, родителей над детьми, воспитанием и руководством молодого поколения, утверждением христианских и православных установлений.
Многие, сомневаясь в пользе учреждения приходских советов, однако за столько лет не придумали никакой другой меры и ничего лучшего не предложили. А беда росла, вера падала, народ и юношество гибли! На наших глазах совершались невероятные события (невероятные по христианским понятиям!), и сколько раз за это время мы задавались вопросом, вдумываясь в газетные известия и в дикие проявления современной безнравственности: как это изменить, что делать? Ответ ясен: иного средства и пути нет, как возрождение духовное, которое возможно лишь в приходе и в школах. Этой целью должны задаться все русские люди, без различия положения, состояния, профессии, развития, и сплотиться по приходам в дружные общины»…
…ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этом довольно обширном очерке и обращении к вам, дорогие братья-пастыри, я передал все свои мысли, сведения, весь мой жизненный и духовный опыт, соединил воедино пережитое и выстраданное мною при возрождении приходской жизни в Орловской епархии. С таким запасом сведений и разъяснений по всем вопросам (так что вряд ли может возбудиться у вас еще вопрос, на который здесь нет ответа) вы можете спокойно и бодро взяться за великое дело. Одно несомненно, что возрождение приходской жизни требует громадного труда и непременно соединенными силами прихода. Но оно возможно!
Никто нам не препятствовал начать возрождение давным-давно и тем предотвратить многие постигшие нас бедствия, а теперь уже этот громадный труд сделался нашим неотложным долгом! Будем ли спорить, что все должное — несомненно возможное?!
Я уверен, что вы, дорогие пастыри врученной мне Господом епархии, после пережитых Россиею ужасов и бедствий ныне не замедлите взяться за возрождение народной нравственности с искренней и горячей любовью к Богу и родине и в полном сознании, что нет ничего дороже для России, как ее сокровище — единая, истинная, православная христианская вера.
…Тысячу раз повторяю вам, братья и друзья, что без пастырей не может воскреснуть и возродиться Россия!
Начинайте же, Бог в помощь»…
Митрополит Серафим (Чичагов)
Куда приходят прихожане
«Мы часто думаем о себе, что мы благочестивы и составляем живые члены Церкви, а на самом деле мы мертвы, грех как бы неведомо для нас самих живет в нас и разрушает постепенно жизнь нашей души и тела. Весьма часто, начавши хорошо духовную, богоугодную жизнь, мы потом расслабеваем и, таким образом, не доканчиваем своего дела. Буди верен, сказано, до смерти, идам ти живота венец (Откр. 2, 10). Чтобы не расслабевать в делах добродетели, надобно непременно испытывать свою веру, како приял и слышал, соблюдать принятое и — каяться в том, что оставил, словом; надобно бдеть над собою — над своим умом, волею и сердцем. В противном случае Домохозяин придет к нам как тать и строго взыщет с нас за то, что мы не делали заповеданных Им дел».
Св. прав. Иоанн Кронштадтский
Православный журнал Фома
Беседа с протоиереем Дмитрием Смирновым.