Из обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов
Г. Москвы 2000-2004 годов
Социальные проблемы для нас с вами не просто абстрактные вопросы, решение которых можно отложить до лучших времен.
...Мир все более погружается во тьму равнодушия, ненависти, эгоизма, и мы с вами призваны светом любви Христовой светить в мире и являть свою веру делом. Слава Богу, что сегодня у Церкви опять есть возможность творить дела милосердия, что у каждого верующего есть возможность послужить своим ближним.
Рядом с нами, в одном с нами городе много страдающих и оставленных всеми людей. Бездомные замерзают на улицах. Дети-сироты с младенчества не знают любви и живут по жестокому закону "каждый сам за себя". В больницах пациенты умирают от отсутствия ухода только потому, что к ним некому подойти. В домах инвалидов заперты несчастные люди разного возраста. В домах престарелых и своих квартирах заканчивают жизнь в нужде и тоскливом одиночестве старики.
...Социальные проблемы для нас с вами не просто абстрактные вопросы, решение которых можно отложить до лучших времен. Мы призваны Христом на служение любви, и мы не можем не сострадать тем, кого Христос называет Своими меньшими братьями, и не стараться сделать все от нас зависящее, чтобы им помочь.
...Не каждому приходу может быть по силам организовать сестричество милосердия, приют для сирот или гимназию. Но взять попечение о нескольких одиноких стариках, которые пережили десятилетия гонений, а сейчас не в состоянии порой добраться до храма, может каждая приходская община. И отцы-настоятели должны организовать эту приходскую заботу о немощных, бедных, больных и одиноких.
Наверное, в каждом приходе есть многодетные семьи, которые выбиваются из сил, буквально едва выживая в крайне тяжелых условиях рыночной экономики. Разве не является заботой настоятеля организация регулярной и достаточной, подчеркиваю - достаточной, помощи христианам, отважившимся на подвиг рождения и воспитания детей чадами Церкви? С первых лет существования Церковь заботилась о вдовах и сиротах. А теперь, когда нас не гонят, будем ли мы ограничивать свою деятельность только обустройством храмов и домов притча? Организовать это служение нетрудно. (1)Достаточно поставить в храме специальную кружку для сбора пожертвований для помощи бедным и обратиться к нашим самоотверженным прихожанам с увещанием о необходимости жертвы не только на любимый храм, но и на нужды рядом стоящего брата или сестры во Христе. Уверен, что такое обращение не останется безответным. Только надо, чтобы помощь оказывалась адресно. (2)Необходимо составить списки нуждающихся прихожан: вдов, одиноких матерей, болящих, которым необходимы лекарства, стариков, нуждающихся в уходе, - и каждого посетить, чтобы убедиться в том, что не будет никаких злоупотреблений. Кто же в приходе должен взяться за такое служение, которое называется диакония? Думаю, ответ ясен. Отцы диаконы по благословению настоятеля должны заниматься этим делом, к которому призваны Самим Богом, организовав для этого необходимое количество членов Приходского собрания, которые окажутся способными к исполнению такого послушания. Где нет диаконов, такое служение обязан нести священник.
...Я уверен, что у каждого священнослужителя болит сердце, когда он видит или вспоминает наших страждущих сограждан. Многие священнослужители посещают больницы, детские дома или интернаты. Но, к сожалению, пока картина социального служения Церкви в Москве не очень отрадна.
Рядом с нами живут немощные старики, больные, инвалиды. Их родственники выбиваются из сил, ухаживая за ними, и очень часто пытаются искать помощи у Церкви, помощи не только молитвенной, но и практической. Можем ли мы не откликнуться на их нужду?
Отцы благочинные и настоятели должны подумать о развитии православных патронажных служб, которые могли бы охватить своей заботой и помощью большое количество страдающих людей. У государства такой службы нет, поэтому множество безпомощных больных людей остаются без ухода. Церковь могла бы восполнить этот недостаток - у нее есть для этого профессиональные кадры (выпускники трех московских училищ сестер милосердия).
...Я рад сообщить вам, что все московские государственные дома престарелых, по сведениям, предоставленным комиссией, окормляются православными приходами. Но существует огромная нужда в организации епархиальной богадельни. Желающих провести свои последние годы в таком заведении с каждым годом все больше. Тех богаделен, которые существуют в Москве, не хватает. Я знаю клириков, которые могли бы взяться за создание такой богадельни. Комиссия должна приложить все силы, чтобы помочь им организовать это святое дело.
Многие московские клирики уже активно трудятся на поприще служения милосердия. Один настоятель московского храма, община которого заботится о нескольких больницах, имеет церковный детский дом, богадельню и много других социальных служб, сказал, что специально не искал способов для развития такой масштабной деятельности. Он просто старался не отказывать никому, кто приходил к нему за помощью. Господь, видя такое расположение, благословил его труды, посылая и помощников, и средства.
...Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что до сих пор в Москве существуют больницы, которые не окормляются ни одним священником, тогда как некоторые другие окормляются клириками сразу нескольких приходов. (3)Нужно выявить больницы, которым Церковь никак не помогает, и с помощью ответственных лиц в благочиниях решить эту проблему.
...Окормлением больницы называется ее регулярное посещение, ежегодное поздравление больных и персонала с Рождеством и Пасхой, организация при больнице группы добровольцев, миссионерская работа, проведение бесед с больными.
...Что должно включать в себя такое окормление? Минимум для больницы - это требная сестра и священник. Сестра должна собирать сведения о больных, которые хотят участвовать в церковных Таинствах, и передавать их священнику. Чтобы руководство больницы не препятствовало такой работе, необходимо заключить договор с администрацией - по образцу того договора, который будет заключен между епархией и правительством Москвы. К каждой больнице должен быть прикреплен священник или несколько священников, а отвечающая за больницу требная сестра должна иметь возможность в любое время связаться с ними по телефону.
...(4)Необходимо организовать попечение о безпризорных детях, которые направляются на лечение в московские больницы: Тушинскую, больницу № 7, Морозовскую детскую больницу и больницу № 21. Несчастные дети, не знающие человеческого отношения, и в больнице предоставлены сами себе, что еще больше их ожесточает. В Морозовской больнице, где организовано церковное попечение о безпризорных детях, плоды такой работы уже заметны. Однако сил сестер милосердия и окормляющего больницу духовенства явно недостаточно, и потому Комиссии по социальной деятельности необходимо потрудиться для решения этого вопроса.
Проблему сирот верующие могли бы помочь решить и другим способом: брать детей в семьи. Когда с подобным призывом обратилась к своим верующим Румынская Церковь, сотни людей взяли к себе в семьи детей-сирот. Думаю, наши соотечественники не менее милосердны. Нужно просто поддержать их в этом благородном деле.
...(5)В тюрьмах и СИЗО... в настоящее время пастырскую работу проводят единичные священники. Это сложная и трудная работа, потому что приходится иметь дело с искалеченными грехом, преступлением душами, часто - с раздвоенными, ожесточенными или сломленными личностями. Но все же у большинства заключенных есть искреннее сознание своей вины, есть стремление искупить свое преступление, есть желание исправиться и вернуться в нормальное общество, к здоровому и полезному образу жизни. В местах заключения у многих осужденных появляется религиозное чувство, и они обретают веру. Неслучайно многие заключенные просят дать им Библию, молитвословы, они своими силами строят часовни, пишут иконы, мастерят церковную утварь.
Кто им поможет, кто утешит, ободрит, кто наставит на путь истинный, если не православный пастырь? А мы часто равнодушно проходим мимо этой проблемы, отталкивая тем самым людей от Церкви, оставляя их на произвол темных сил.
...(6)Остро стоит проблема с бездомными, с беженцами, с безприютными детьми. Часто это люди обиженные обществом, безработные, выброшенные или ушедшие из семьи, люди одинокие, которые чувствуют себя никому не нужными, изгоями. И неужели этим несчастным ждать "милосердных самарян", а наши "левиты и священники" пройдут мимо них?.. Принять под свой церковный кров, обогреть, накормить, одеть - наша первейшая христианская обязанность.Где есть хотя бы малейшая материальная возможность, надо строить странноприимные дома, приюты. На Руси это исстари считалось богоугодным, святым делом, на которое не жалели ни сил, ни денег.
...Служение милосердия невозможно без участия священнослужителей. Невозможно оно и без широкого, деятельного участия мирян. Ваше слово, обращенное к ним, могло бы вдохновить многих на дела милосердия, послужить духовному единению верующих в служении ближним. Из среды прихожан должен быть выбран ответственный за социальное служение прихода. Если на приходе есть желающие потрудиться для других, но им не хватает знаний и умений, то они могут пойти на безплатные патронажные курсы или курсы воспитателей детских домов, организованные Епархиальной комиссией по социальному служению.
Кому не хватает информации о том, где нужна ваша помощь, можно воспользоваться небольшими объявлениями с такой информацией. Их можно разместить в притворе храма и обратить внимание прихожан на то, что невозможно быть христианином и оставаться в стороне от людских бед и страданий. Надо помнить слова апостола, "...вера без дел мертва" (Иак. 2,26).
...(7)Нужно изыскивать средства на создание при храмах различных детских воспитательных и образовательных учреждений, возрождать приюты и богадельни, столовые для бедных. Если приход не в состоянии сам образовать какое-либо из перечисленных учреждений, то он должен помогать тем из них, которые уже созданы в других местах, или взять шефство над одним из расположенных поблизости светских заведений с подобного рода направленностью. Когда же нет возможности сделать и этого, следует помнить, что на любом приходе найдутся отзывчивые люди с добрым сердцем, готовые с радостью помочь ближним: многодетной матери, инвалиду, одинокому старику. Нужно только проявить желание и организовать этих людей.
...Особо прошу вас о том, чтобы в такие важные для православных христиан праздники, как Рождество и Пасха, не были забыты наши страдающие ближние: дети детских домов и домов ребенка, пациенты больниц, жители домов престарелых. Разве трудно поделиться радостью праздника, найти возможность подать маленькие подарки? К этим поздравлениям надлежит привлекать не только священнослужителей, но певчих, и мир.
...В наше время пастырь более чем когда-либо должен являть свет Христов подвигом своей благочестивой жизни, самоотверженного, бескорыстного труда. Можно много говорить о социальной работе, о разных концепциях в нашей деятельности. Это, несомненно, нужно, но все это остается лишь пустыми словами, если не засияет пред людьми свет живой любви, личного подвига веры, чистой семейной жизни, безвозмездного служения людям.
...XX век страшен своим немилосердием. И сейчас мы видим, как умножается зло вокруг нас: теракты, насилие, ложь, коррупция, плотская нечистота, культ денег, злоба и себялюбие. В этом мраке греха особенно важно свидетельство о любви Божией, свидетельство делами любви.
Один афонский старец недавно сказал, что мир устал от слов. Сейчас нужны не слова, а дела, свидетельствующие о вере,
в том числе дела милосердия. Эти дела должны стать проповедью без слов, проповедью более убедительной и действенной.
Призывая всех вас к делам милосердия, хочу напомнить забытую пословицу: "Не бойся сильной грозы, а бойся убогого слезы".
"Нам надо сохранить семью.
Всё, что этому мешает, должно быть отсечено!"
28 июня 2007, в Нижнем Новгороде открылась четвертая ежегодная Всероссийская научно-богословская конференция "Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России", сообщает наш корреспондент из Нижнего Новгорода.
На открывшейся Всероссийской научно-богословской конференции "Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России", с докладом в рамках круглого стола выступил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Круглый стол был посвящён вопросам сотрудничества Церкви, региональной власти и местного самоуправления.
Создавшуюся в современной России ситуацию владыка сравнил с понятием критической массы, накопление которой приводит к ядерной реакции: "Я сегодня не знаю, подошли ли мы к этой критической массе разрушения России или перешли её вообще. При внешнем успехе, при строительстве множества храмов мы имеем такие явления, которых никогда не знала Русская земля: сотни тысяч сирот, сотни тысяч детей, брошенных на произвол судьбы...", - передает слова владыки наш корреспондент из Нижнего Новгорода. Виновниками создавшегося положения архиепископ Георгий видит всё современное общество. "Это мы с вами бросаем детей! У нас сейчас тысячи детских суицидов - это мы с вами создали такой адский мир, в котором не хотят жить даже дети! Сейчас существует множество всяких государственных программ, но я считаю, что самое главное, первое из них - это сохранение семьи. Нужно сохранить семью. Всё, что мешает этому, должно быть отсечено!"
Государство, по словам владыки Георгия, "сегодня просто не знает, куда впихнуть Церковь". Значение Церкви, её место в жизни людей, её смысл потеряны. В связи с этим владыка призвал "вспомнить опыт и историю действий князя Владимира Красно Солнышко, который знал, для чего нужна Церковь, знал, что Церковь - это основа сохранения русского народа!"
"Мы же сегодня, в первую очередь, заняты строительством, строительством зданий и храмов, - сказал владыка в своём слове. - Вот приходит человек в храм, а нас, священников, там нет - мы заняты тем, что строим. А кто будет заниматься духовностью народа, кто будет сохранять его дух?! Нам наконец-то нужно понять, что мы находимся в одной лодке, нам нечего делить, и мы все погибнем, если эта лодка потонет. Спроси сегодня у губернатора: "Почему продали храм?" "Ну не я же продавал", - отвечает он. "Почему разрушили монастырь?" "Ну не я же разрушал", - говорит он. И что же теперь? А то, что у нас с вами сегодня коллективная безответственность!".
Хотя на местах в докладах чиновников очень часто даётся информация о благополучной ситуации в регионе, отмечает архиепископ Георгий, однако, на конкретные вопросы о сиротах, разврате и разваливающихся семьях ответы следуют неутешительные. "К сожалению, ложь и обман для очень многих сегодня стали образом жизни", - констатирует владыка. "У нас сейчас говорят о демографическом кризисе, решают его на уровне Президента. Китайцев и индусов скоро будем приглашать(прим. ред.- ныне китайцев в Нижегородскую обл. уже пригласили). И я уверен - они заберут у нас нашу землю, и правильно сделают!"
"На сегодняшний день существует информация, что в детские дома Нижнего Новгорода за год поступило 83 ребёнка, 67 были усыновлены и 57 из них вывезены за границу. А за это кто будет отвечать?! Мы с вами: и власть, и общество, и Церковь!", - восклицает Нижегородский архипастырь. "Вы знаете, сейчас мне кажется, что наша страна до царствования Императора Петра I занималась тем, что вела народ к Царствию Небесному, а после Петра стремится только к тому, чтобы построить рай на земле.
Пора бы уже одуматься!", -подытожил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.