Нам, верующим, пришло время перестать считать себя второсортными людьми.

Конкретные признаки неприятия самого себя

Ненависть к себе также называют неприятием самого себя. Люди, ненавидящие себя, не могут принять себя таки­ми, как есть. Неприятие самого себя проявляется различны­ми способами. Я хочу перечислить двенадцать наиболее рас­пространенных симптомов неприятия самого себя, а также дать вам места Писания, которые помогут противостать этим симптомам. Нам всегда нужно сверять свои отношения и убеждения со стандартом Слова Божьего и корректировать их в соответствии с ним.

Чрезмерное внимание к одежде.

Люди, проявляющие чрезмерное беспокойство по пово­ду одежды или моды могут пытаться компенсировать этим воображаемый дефект или нежеланную, но не поддающуюся изменению физическую особенность своего организма. В том, чтобы красиво одеваться, нет ничего плохого, но мы ни­когда не должны позволять одежде определять, кем мы явля­емся. Иисус сказал: "Итак не заботьтесь и не говорите: "что нам есть?" или: "что пить?" или: "во что одеться?" потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небес­ный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Матфея 6:31-33).

Неспособность доверять Богу.

Люди, охваченные неприятием самих себя, часто не спо­собны доверять Богу. Если они испытывают неудовлетворен­ность по поводу Toros какими Бог их сотворил, как они могут доверять Ему в других сферах своей жизни. Наш враг, сатана, старается посеять в наших душах недовольство Богом и недо­верие к Нему, чтобы украсть у нас радость и надежду. Иисус говорил об этом так: "Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком" (Иоанна 10:10). Не бойтесь: мы можем полностью доверять Богу.

Чрезмерная застенчивость.

Застенчивость порождается страхом того, что подумают о нас другие. Чрезмерно застенчивые люди полагают, что у них нет ничего, что они смогли бы дать, и что они не могут сде­лать что-либо значимое. Не желая травмировать себя, они за­мыкаются в своем собственном маленьком мирке. Быть за­стенчивым и быть тихим — это не одно и то же. Некоторые люди просто тихие по своей натуре, застенчивость же порож­дается страхом. Но вот ответ Господа: "Не бойся, ибо Я с то­бою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей" (Исаии 41:10).

Трудности с тем, чтобы любить других.

Это, конечно же, вызвано неспособностью человека лю­бить самого себя, что, в свою очередь, чаще всего происходит от недостатка уверенности в Божьей любви. Нет никаких причин сомневаться в Божьей любви. В Своем Слове Господь говорит: "Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому про­стер к тебе благоволение" (Иеремии 31:3).

Критическое отношение к себе.

Это включает в себя жалобы касательно не поддающихся изменения!м особенностей жизни человека, таких как его фи­зические данные, способности, родословная, прошлое и так далее. В Исаии 45:9 содержится предостережение против по­добного отношения: "Горе тому, кто препирается с Создате­лем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь"? и твое дело скажет ли о тебе: "у него нет рук"?". Не изводите себя из-за тех вещей, которые невозможно изменить. Бог создал и любит вас такими, как вы есть, и может помочь вам совершить то, чего не сможет сделать никто другой. Позвольте Господу сделать вас особен­ным человеком, каким можете быть только вы.

Мечтательное сравнивание себя с другими.

Это связано с критическим отношением к самому себе тем, что включает в себя желание человека быть особенным в тех сферах, где перемены невозможны. Отличие, однако, за­ключается не только в желании измениться, но и в том, что­бы иметь определенные качества, замеченные в других лю­дях. Мы должны стремиться не к тому, чтобы быть похожими на других, но к тому, чтобы становиться похожими на Христа. Обращаясь к верующим Рима, Павел написал: "Не сообра­зуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума ва­шего" (Римлянам 12:2).

Постоянная ожесточенность.

Есть люди, от которых никогда не услышишь ничего по­зитивного. На какой бы оптимистичной ноте ни начался раз­говор, они практически тут же начинают сплетничать, жало­ваться, злословить или еще как-нибудь выражать свой гнев и ожесточенность. Люди, живущие с ожесточенностью в серд­це, страдают от низкой самооценки. В своем Послании веру­ющим в Ефесе Павел говорил о нашей речи следующее: "Ни­какое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим" (Ефесянам 4:29).

8. Перфекционизм (озабоченность достижением совершенства).

В том, чтобы желать хорошо выполнить свою работу или постоянно совершенствоваться, нет ничего плохого. Это — здравое отношение к жизни. Проблема возникает тогда, ког­да потраченное на это время "перевешивает" ценность до­стигнутого результата. Перфекционист не замечает этой раз­ницы. Часто перфекционизм является усилием, направлен­ным на то, чтобы компенсировать низкую самооценку. Пер­фекционисты склонны быть большими законниками, нетер­пимыми к малейшим отклонениям от "нормы". Если у вас есть такая проблема, расслабьтесь! Обращаясь к римлянам, Павел пишет: "Закон духа жизни во Христе Иисусе освобо­дил меня от закона греха и смерти" (Римлянам 8:2).

Отношение превосходства.

Люди, отвергающие самих себя, часто стараются компен­сировать это неприятие, занимая позицию превосходства над другими людьми. Хвастовство своими достижениями, ис­пользование "умных" слов в разговоре и отказ от общения с определенными группами людей - все эти вещи являются признаками гордости и скрытого чувства неуверенности и неполноценности. Отношение превосходства является всего лишь прикрытием. Совет Божьего Слова таков: "Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренно­мудрию почитайте один другого высшим себя" (Филип­пийцам 2:3).

Наши рекомендации