Как входить в Божье присутствие
Нам нужно научиться входить в Божье присутствие, имея правильный дух, мотивы и надлежащую подготовку - тогда через действенную молитву мы сможем общаться с Богом как священники
Теперь, когда мы понимаем, что сердце молитвы - в общении с Богом, в любви и единстве целей, возникнет вопрос: как молиться? С чего начинать? Прежде всего, нужно научиться входить в Божье присутствие, имея правильный дух, мотивы, подготовку, которые помогут нам общаться с Ним.
Давайте рассмотрим отрывок из ветхозаветной книги Левит, чтобы лучше понять новозаветный принцип - священство верующих. Иисус говорил: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить" (Матфея 5:17). Новый Завет дает нам более глубокое понимание ветхозаветных обычаев и законов, которые исполнились в Иисусе Христе (Евреям 8:5,6; 9:23,24). Нам важно понять эти обычаи и законы, чтобы оценить, как повлияло их осуществление в Новом Завете на наши отношения с Богом после искупления во Христе.
Почитание Бога
Словосочетание "входить в Божье присутствие" употребляется в современной церкви, в основном, когда речь идет о поклонении и молитве. Но в наш век "случайного" христианства многие верующие не понимают истинного значения этих слов. Если даже мы искренне попытаемся докопаться до их смысла, нам вряд ли это удастся. Почему? Откровенно говоря, потому что у многих из нас нет настоящего почтения к Богу. Приведу такой пример. Раньше, во времена моего детства, ни один мужчина не позволял себе войти в церковь, не сняв шляпы в знак уважения к месту, где прославляется Бог. А сегодня можно услышать: "Это совсем не обязательно. Важно ваше отношение к Богу". Однако я думаю, мы утратили не только этот обычай, но и всякое отношение к Богу. Нам нужно стать духовно более чувствительными к факту, что Бог свят, могуществен и достоин нашего почитания.
Согласно одной из популярных современных теологических идей, проповедуемых во многих церквах, благодать отменяет закон. Из-за неправильного понимания природы благодати мы несерьезно относимся к своей обязанности быть послушными Богу. Мы грешим, а потом по дороге в церковь или на молитвенное собрание на ходу просим прощения; и подходя к двери дома Божьего, считаем, что вполне готовы молиться вместе со всеми. Относясь к драгоценной крови Иисуса, отдавшего Свою жизнь за нас, как к временному покрывалу, которым можно прикрыть грязь и беспорядок в нашей жизни, мы грешим вновь и вновь. Грустно признаться, но это не любовь к Иисусу - приходить к Нему, когда нам надо, а потом еще и удивляться, почему Бог не отвечает на наши молитвы.
Истина заключается в том, что благодать, которую мы получаем во Христе, помогает нам исполнять закон Божий. Таким образом благодать отменяет действие закона.
Иисус говорил, что наибольшей из Божьих заповедей есть заповедь любви: "Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всем разумением твоим" (Матфея 22:37). Эти слова Бога означают следующее: "Будьте Мне послушны не потому, что вы хотите что-то получить от Меня. Повинуйтесь Мне потому, что любите Меня: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Иоанна 14:15). Того, кто любит Меня по-настоящему, не нужно заставлять делать то, что Я прошу".
Бог не хочет, чтобы мы использовали Его в качестве страховки от ада. Он жаждет искренних отношений, а не религии. Он желает быть нашим Отцом, общаться с нами. А это невозможно без близости с Богом, через которую и мы сможем выразить нашу любовь к Нему, узнать Его волю, а затем исполнить ее. Общение - это проникновение в само сердце и разум Бога, чтобы стать одним целым с Ним, Его планами и целями. Итак, сближение с Богом не такое простое дело, как нам кажется.
Святость и ценность
Без здорового страха и уважения к Божьим заповедям мы не сможем войти в Его присутствие. Вот почему,
говоря о поисках Божьего лица, мы должны, в первую очередь, учитывать такое Его качество, как святость. Без святости "никто не увидит Господа" (Евреям 12:14), она - залог ответа на молитвы. Иисус подчеркивал важность этой истины такими словами: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Матфея 5:8), причем, уже в своей повседневной жизни на земле, а не на небесах. Узреть Бога сейчас - это любить Его, входить в Его присутствие, познать Его сердце и разум.
Господь упомянул о "чистых сердцем" во время своей первой публичной проповеди (Матфея 5). Он учил людей соблюдать истины, которые мы сегодня называем заповедями блаженства. Мне нравится название "Заповеди наших отношений" - тех отношений, которые определяют, какими мы должны быть во Христе. Обращаясь к людям, Иисус сказал: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся" (Матфея 5:3,4). Плакать и скорбеть - это смирять себя в посте. Именно это подразумевал Господь, когда говорил: "Блаженны плачущие, ибо они утешатся" (ст. 4). Бог удовлетворит тех, кто ищет Его всем своим сердцем. И в этом контексте нужно понимать 8-й стих 5 главы Евангелия от Матфея: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят".
Сделав такое заявление, Иисус не имел в виду нашу физическую смерть и встречу с Богом на небесах. Он показал, к каким отношениям мы должны стремиться каждый день, как можем поддерживать единство с Богом.
Что значит "быть чистым сердцем"? Чистый - это святой. Следовательно: "Блаженны святые сердцем, ибо они увидят Бога". Слово святой означает "отделенный, посвященный". "Блаженны посвященные сердцем, ибо они увидят Бога". Если вы чисты сердцем, все ваши помыслы будут сосредоточены на Боге и Его путях.
"Ибо Я Господь, Бог ваш: освящайтесь [отделитесь ] и будьте святы, ибо Я... свят " (Левит 11:44). "Я Господь, освящающий вас" (Левит 20:8). Нет слова более точного для описания Бога, чем святость. В этих стихах Бог говорит: "Станьте такими, как Я; будьте святы, как свят Я”. Освятить себя означает занять такую жизненную позицию, когда вы сможете сказать: "Я не остановлюсь до тех пор, пока не добьюсь своего". В книге Левит 20:26 сказано: "Будьте предо Мною святы., ибо Я свят, Господь, Бог ваш, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои”. Святость всегда предполагает отделение от влияния людей, не желающих познавать
Бога, не верящих в Его Слово; она требует полного посвящения Господу.
Как можно "узреть" Бога в молитве? Писание говорит: "...Стойте - и увидите спасение Господне" (Исход 14:13; 2 Паралипоменон 20:17). Вот смысл этих слов: "Если вы будете святы, тогда Я открою вам Себя, и вы увидите Мое спасение в своей жизни". Если своим разумом вы сосредоточены на молитве и уверены, что Бог сделает все, что обещал сделать, если вы чисты в своих намерениях и делах, тогда Он откроется вам, и вы "узрите" Его. Святость поможет вам быть настойчивыми в молитве и дождаться ответа. Святость - это выражение вашей уверенности в том, что Слово Бога не расходится с Его делами.
Можете молиться о чем угодно, но ответ вы получите, если будете святы. Господь говорит нам:
"Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. Но да просит с верой, нисколько не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих”.
(Иакова 1:5-8)
Но просить - не значит получить. Можно часами молиться и безрезультатно. Человек с двоящимися мыслями не может быть святым, потому что его слова расходятся с его мыслями и поступками. Бог предупреждает нас: "Если вы просите Меня о чем-то и сомневаетесь, что Я исполню вашу просьбу, тогда даже и не думайте, что получите". Бог не может ответить на нашу просьбу, если мы сомневаемся, потому что Он свят и верен тому, что сказал в Своем Слове.
Святость - это не что-то мистическое, смутное, непостижимое для нас. Она очень практична и весьма реальна. Смысл святости можно выразить словом "один". Имеется в виду не цифра один, а один в смысле "единый, полный, законченный, совершенный". Святость передает концепцию целостности, честности, чистоты. Бог обладает целостностью, потому что Он, Его дела и слова составляют единое целое.
Бог всегда выполняет то, что обещает, потому что Он честен с Самим Собой. Почему святость так важна для молитвы? Все, что не свято не может оставаться в Его присутствии. Из Ветхого Завета мы знаем, когда кто-то нечистый входил в присутствие Бога, то умирал. Бог предупреждал священников: "Не входите в Мое присутствие, если вы не святы, потому что Я свят. Если вы войдете, будучи нечисты, Моя святость уничтожит вас". Умирали таким образом не потому, что Богу нравится убивать людей, а потому, что нечистота и святость несовместимы друг с другом. Отец Небесный обещает: "Чистые сердцем увидят Меня" (Матфея 5:8). Тот, кто нечист, не сможет встретиться с Ним.
Когда мы приходим к Богу в молитве, то должны быть такими же целостными и чистыми, как Он, потому что святость означает говорить правду и жить по правде. Как написано: "И взыщите Меня - и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим" (Иеремия 29:13). Недостаточно делать вид, что ищешь Бога, нужно действительно искать Его. Иными словами, мы должны быть целеустремленными и настойчивыми в своем желании найти Его. Мы должны следовать примеру Иакова, который сказал: "Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня" (Бытие 32:24-30).
А как вы приближаетесь к Богу? Если вы ищете Его всем своим сердцем, разумом, совестью, если вы ищете Его всем своим естеством, то обязательно найдете. Так Он постановил. Но если вы не ищете его всем своим сердцем, разумом, душой, а Он все равно явится вам, значит, Он не верен Своему Слову, которое говорит, что Бог приходит только к тем, кто ищет Его всем сердцем.
Если Бог нарушит Свое Слово, значит Он не свят. Если Он не делает то, что обещает, значит, на Него нельзя рассчитывать. Ему нельзя доверять. Он должен быть верен Своему Слову всегда и не отвечать нам, если мы молимся, сомневаясь и не веря. В этом плане Бог связан Своим Словом. Вспомните, Святой Дух был дан ученикам и последователям Иисуса только тогда, когда они собрались все вместе как единомышленники, объединенные одной целью и желанием (Деяния 2:1).
Зная, что Бог свят, верим, что Всевышний нас не подведет и выполнит все, что обещает. Когда просим согласно с Его волей, Он дает по нашей просьбе. Но если мы сомневаемся, значит, у нас двоящиеся мысли, как писал апостол Иаков. Тогда мы не одно целое с самими собой, а значит, не святы. Поскольку Бог свят, мы должны тоже быть святы, если хотим получить ответ на нашу молитву.
Этот момент настолько важен, что я хочу остановиться на нем еще раз: двоедушие - качество прямо противоположное святости и чистоте. Если вы честный человек, тогда между вашими словами, мыслями и поступками нет противоречий. Если же вы говорите Богу, что верите Ему, а с детьми друзьями и сослуживцами видите себя как неверующий, тогда в вашей жизни имеет место порок. О человеке с двоящимися мыслями сказано: "Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа” (Иакова 1:7).
Царство священников
Эти истины о сути наших взаимоотношений с Богом служат основой принципов, которые можно найти в 16 главе книги Левит. Нам нужно понять, что требования, изложенные в Ветхом Завете, также касаются и нас, живущих в новом завете с Богом. Разница состоит только в том, что эти требования теперь могут быть исполнены во Христе.
Книга Левит названа по имени левитов, людей одного из колен Израилевых. Левит Аарон, брат Моисея, был первым священником Израиля. Потомки Аарона тоже были священниками. Книга Левит содержит заповеди, которые Бог дал священникам.
Левитские священники были ходатаями или посредниками между Богом и народом Израиля. Они были избранными в среде израильтян, призванных выполнять эту миссию. Но Библия говорит, что Бог придавал слову священник более широкое значение, чем посредник. Священник - это тот, кто обладает особыми молитвенными способностями.
После освобождения сынов Израилевых из египетского рабства, прежде чем учредить левитское священство, Господь велел Моисею идти и сказать своему народу: "...вы будете у Меня царством священников и народом святым" (Исход 19:6, выделено автором). Кто должен был стать священниками? Весь народ: дети, подростки, юноши, зрелые и пожилые - все должны были стать священниками.
Как изначально планировал Всевышний, священниками должны быть все, кто принадлежит Ему, а не только группка избранных людей. Так было задумано Им с самого начала сотворения человека. Божьи цели вечны. Его изначальный план искупления человека (в который был включен и Адам), передавался из поколения в поколение.
Бог подтверждал Свои намерения относительно человечества, когда обращался к Аврааму, Исааку и Иакову. Потомки Иакова стали Израилем.
Израиль унаследовал Божье обетование, данное Аврааму: "От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли" (Бытие 18:18). Оно стало частью изначального Божьего плана по восстановлению прав и полномочий человечества на владение землей. Значит, когда Бог назвал детей Израилевых "царством священников и народом святым", Он привел в действие план для всего человечества, начиная от Адама, затем включая Авраама, Иакова, детей Израилевых и дальше. Согласно Божьему намерению, человек должен стать Его представителем на земле. И первый человек был создан священником - Божьим посланником на земле. Все потомки Адама должны были стать священниками. Зачем бы тогда Богу нужно было учреждать левитское священство?
Бог хотел, чтобы Адам распространил по всей земле Его волю и сущность, чтобы он управлял Его царством, наполнил землю единым народом, состоящим из людей, исполненных Духа и ведомых Им. Адам не справился с этой задачей, и землю заселили разные народы, которые не знали Бога. Тогда Небесный Царь избрал один - Израиль, чтобы сделать его священником среди всех остальных народов земли. Все израильтяне должны были стать священниками. Но Израиль, как и Адам, не справился с призванием, данным ему Богом. Тогда Господь избрал маленькое племя из колена Левия, чтобы те служили священниками: ходатайствовали перед Богом за всех израильтян, говорили народу от имени Бога и примирили его с Богом. Восстановление Божьей цели для Израиля - такой была миссия левитов-священников.
Что же произошло? Священники Израильские развратились и оставили истинного Бога. Творец посылал к ним пророков, чтобы вернуть их Себе, но Израиль одних пророков убил, а других отказался слушать. Тогда Богу ничего не оставалось делать, как прийти Самому. С этой целью Он решил поднять Священника из рода Авраамова и Своего собственного дома, Того, Кто будет верен Ему - Иисуса, третью личность Святой Троицы, Сына Божьего, нашего Первосвященника:
И никто сам не принимает этой чести [стать священником], но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему:"Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя”; как и в другом месте говорит:
"Ты. Священник вовек по чину Мелхиседека".
(Евреям 5:4-6)
Этот Первосвященник выполнил Божье поручение. Он Один знал, как входить в Божье присутствие и как представить человека Богу, а Бога человеку. Он создал новый народ, который должен был стать священством в мире. Этот народ - церковь. С чем же Бог обратился к церкви? С теми же словами, которые Он говорил Израилю. Апостол Петр писал: "...И сами, как живые камни, будьте выстраиваемы как дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом... Но вы-род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет" (1 Петра 2:5,9).
Что Бог готовил, обещая Аврааму, что из чресел того произойдет великий народ, через который будут благословлены все народы мира? Он задумал спасти мир. Чтобы сдержать слово, данное Аврааму, Бог создает новый род от его потомка, Иисуса из Назарета, - тех, кто верит "по вере Авраама" (Римлянам 4:16), его духовных последователей.
"Ибо не законом даровано Аврааму или семени его обетование - быть наследником мира, но праведностью веры... Итак, по вере, чтобы, было по милости, дабы обетование было непреложно для всех потомков, не только по закону, но и по вере Авраама, который есть отец всем нам, как написано: "Я поставил тебя отцом многих народов" пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее как существующее".
(Римлянам 4:13,16,17)
Этот новый народ состоит из израильтян (евреев) и язычников (не евреев), принявших Христа; вера убрала барьеры между людьми. Это народ, объединенный единым духом, что и было изначальным замыслом Бога: "Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Галатам 3:28). Священники из колена Левин составляли небольшую группку мужчин. Но в Исходе 19 Бог заявил, что весь народ Израиля должен стать "царством священников и народом святым”, священством, к которому должны были принадлежать и мужчины, и женщины. Но когда народ грешил, одним из последствий стало отделение священников, чтобы среди них не было женщин. А с духовными наследниками Авраама дело обстоит иначе. Пророк Иоиль говорил:
И будет после того: изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни изолью от Духа Моего.
(Иоиль 2:28,29)
Когда Сам Господь сошел на землю как Сын Бога, Его намерением было создать новое поколение, в котором каждый получит Святого Духа и станет заступником перед Богом за этот падший мир. Во времена пророка Иоиля женщинам не разрешалось служить священниками. Такое было просто немыслимо! Никто никогда в Израиле не слышал, чтобы женщина была помазана священнодействовать. И все-таки Иоиль предсказывал, что придет время, когда сыны и дочери Израиля будут пророчествовать, на молодых и старых изольется Дух. Людей больше не будут делить на касты. Если человек искренне раскаялся в своих грехах и принял Христа, Бог наполнит его Своим Духом и сделает Своим священником.
Итак, как верующие мы с вами являемся священниками Бога. Библия называет священство уставом вечным (Числа 18:8). И это навсегда.