Христиане могут стать помехой переменам
Насколько мне известно, на протяжении всей истории человечества ни одна из деноминаций не решилась на радикальные изменения. Сами люди меняться могут, но что касается больших церковных объединений, то с ними это происходит чрезвычайно редко. Одна из причин в том, что духовные лидеры часто приходят в смущение, если люди обнаруживают недостаток знания о Боге.
Иисуса гнали за то, что Он принес перемены, провозгласил возвращение к Божьему Слову в тех областях, где оно превратилось в традицию. Когда Иисус предстал перед религиозными лидерами в новой силе и благословениях, они были в шоке! Фарисеи даже не знали, что с Ним делать. Они лишь кричали: «Убейте Его!»
В 1900 году евангелисты молились: «Бог, дай нам пробуждение для нового века». Бог послал пробуждение Святого Духа, подобное тому, что описано во второй главе книги Деяний Апостолов. И те же самые люди, которые просили о пробуждении, назвали его «фанатизмом».
В начале каждого пробуждения его плоды принимают бедные и смиренные сердцем. Им все равно нечего терять. Так обстоят дела во всем мире.
Когда пришло пробуждение начала века, новые духовные лидеры стали проповедовать о четырех вещах: спасении, водном крещении, исполнении Святым Духом и втором пришествии Христа. Эти основополагающие истины составили суть движения Полного Евангелия и распространили его по всей земле.
Я начал проповедническую деятельность в 1930 году, как раз в то время, когда общества и национальные культуры переживали серьезные изменения. Люди приходили к Иисусу, и Великая депрессия была отнюдь не самой главной причиной этому. Движущим фактором было учение о пророчествах последнего времени. Если проповедник не мог учить о пророчествах, то большого количества новообращенных ждать было бесполезно. Многие служители так и не смогли продвинуться от четырех доктрин Пятидесятницы в сторону пророчеств.
Еще в молодости я начал учиться изменяться вместе со временем — двигаться вместе с Богом. Во время Великой депрессии миллионы людей спасались по двум причинам: трудности в экономике толкали их к Богу, а пророчества вели их к Господу через страх. Многие проповеди заставляли тогда людей поверить в то, что Иисус придет прямо завтра в шесть утра!
Однажды в нашей церкви в городе Мобайле, штат Алабама (туда переехали мои родители), во время одного из собраний поднялся дьякон и заявил: «Так говорит Господь Иисус Христос: в этот сочельник в одиннадцать вечера будет Мое второе пришествие к вам». Все, разумеется, перепугались. Меня это тоже несколько потрясло, поскольку тогда я был еще зеленым подростком. Когда наступил вечер, зал для собраний был забит до отказа. Я залез под кресло и, перепуганный, наблюдал за происходившим вокруг. А боялся я потому, что был уверен, что не готов еще к Его пришествию. Вся церковь замерла в ожидании. За три минуты до того, как часы должны были пробить одиннадцать, дьякон поднялся и произнес такие слова: «Так говорит Господь. Я только что передумал!»
Мне очень хотелось взять бейсбольную биту и заехать этому типу по лбу! Не думайте, что чудаковатые пророки и христиане, у которых поехала крыша, это что-то новое! Они были всегда. С другой стороны, мы ни в коем случае не должны пренебрегать истинным даром пророчества.
По окончании Второй мировой войны началось движение «позднего дождя». Родилось оно в Канаде, затем переместилось в Детройт, в церкви «Ассамблеи Божьей». Я приезжал туда два или три раза в год. Люди там были благословлены, счастливы, радовались и танцевали. Но лидеры деноминации выступили против движения «позднего дождя» и закрыли церкви.
Это был дар пророческого движения, и почти все были против него. Как раз в то время было модным изучать пророчества, но сам никто не пророчествовал. Если кто-то один начинал пророчествовать, остальным это казалось не вполне нормальным. Хотя я тогда был еще слишком молод, меня печалило то, как люди подавляли дары Святого Духа. Знаете, я не боюсь дикого огня Духа. Знаю, как с ним справиться. Но я боюсь айсбергов!
Если бы деноминации полного Евангелия приняли движение «позднего дождя», к ним бы примкнули сотни тысяч новых людей, потому что это было настоящим дыханием Божьим.
В некоторых местах не обошлось, конечно, без некоторого фанатизма, но это можно было исправить через лидеров, любящих людей, которые бы стали их учить, а не бранить. Верующих обвиняли в одержимости бесами. Но Бог по Своей великой милости почти в то же время начал пробуждение исцеления.
Тогда у меня была только что построенная церковь на тысячу мест, а членов церкви было лишь триста человек. К нам приехал евангелист Рекс Хамбарт, с ним были еще тринадцать членов его семьи. Он спросил, можно ли ему провести собрание исцеления. Я, конечно, согласился.
Здание было совсем новым, поэтому к нам еще не так часто приезжали проповедники из других мест. Мы собирали для Хамбарта пожертвования прямо во время служения. Пока он проповедовал, мы насчитали в зале сто пятьдесят вновь пришедших. Если сравнивать с сегодняшними масштабами, то для нас это было как нынешние две тысячи. Через несколько месяцев Хамбарты снова приехали к нам со своей палаткой, и снова к нашей церкви присоединились сто пятьдесят человек.
Затем к нам приехал Орал Роберте. В тот раз я сам был распорядителем собрания. После тех служений к нам присоединились еще несколько сотен человек. К нам приезжали и другие проповедники, и церковь постоянно пополнялась новыми людьми.
В конце концов, наша церковь стала второй по величине на территории Соединенных Штатов. Первой была церковь Чарльза Блэйра в Денвере, штат Колорадо. Обе наши общины приглашали одних и тех же проповедников.
Тогда лидеры пятидесятнического движения вдруг заявили, что ни один из этих служителей не должен принадлежать к их деноминации. Их просто вышвырнули, в том числе и меня! Бог давал нам новое благословение, а старые мехи не могли выдержать нового вина!
Я поехал на Филиппины, и там спаслись сто пятьдесят тысяч человек. Приехал Орал Роберте, и еще двадцать пять тысяч приняли спасение за одну неделю. Приехал Гордон Линей, и еще почти тридцать тысяч человек обратились к Христу. После этого страна была буквально затоплена волной пробуждения.
Движение исцеления тогда уже начало сбавлять темпы. Многие из его лидеров умерли. Изучая жизни этих людей, можно увидеть, что духовная сила может оказаться опасной, если не пользоваться ею в истине, чистоте и святости. Бог требует от людей святости, и если мы не живем в ней, Он покидает нас.
Затем Бог по своей милости начал новое пробуждение — харизматическое. Насколько я знаю, началось оно с Международной организации бизнесменов полного Евангелия (Full Gospel Buisness Men's Fellowship International). Они высвободили силу Святого Духа на разные деноминации. Это было замечательно. Тогда появились разные статьи, в которых говорилось о том, что между пятидесятниками и харизматами нет почти ничего общего.
И те, и другие говорили на языках.
И те, и другие верили в Святого Духа.
И те, и другие верили, что Иисус скоро придет.
И вместе с этим люди умудрились воздвигнуть барьеры, отделив харизматов от всех остальных деноминаций.
Моя церковь в Саут-Бенде состоит из католиков, баптистов, методистов, пресвитериан, меннонитов, амишей — людей из различных деноминаций. И все они вместе любят Иисуса.
По всей земле миллионы людей получили благословение через харизматическое пробуждение, но затем это движение начало затухать. Пробуждение угасало, а Бог продолжал двигаться. Он поднял двух техасцев — Кеннета Хейгина и его помощника Кеннета Коупленда. Бог сказал: «Мое Слово истинно. Вы считаете его истинным. Научите Мой народ вере».
Их учение некоторые называли «гиперверой». И снова христианам был дан шанс продолжить духовное развитие о том, что было названо «движением веры». Но этого не произошло.
В моем доме нет ни одной таблетки аспирина. В домах некоторых христиан можно смело открывать аптеки, столько лекарств там накопилось. Мы с женой вырастили своих детей без всяких лекарств. «Они никогда не болели?!» — спросите вы. Конечно, болели, но мы возлагали на них руки, молились, и они получали исцеление. Мы проходили проверки и испытания, и Божье Слово доказало свою истинность. Я прожил много лет и никогда не думал, что кто-то осмелится говорить унизительные слова в адрес веры и Слова — тех двух вещей, которые необходимы каждому христианину, но и это произошло.
Лидеры предыдущих духовных пробуждений обычно оказываются самыми ярыми противниками новых движений Божьего Духа. Люди по своей плотской природе не любят перемены, и христиане — не исключение. Большинство из нас противится изменениям, насколько это возможно.