Из баптистов в пятидесятники
Леви Петрус вырос в баптистской церкви и крестился в возрасте пятнадцати лет. Но судьба приготовила ему пасторство в Швеции и лидирующий пост в международном пятидесятническом движении. Бывший пастух и рабочий обувной фабрики услышал призыв Божий и откликнулся на него всем сердцем.
Оставаясь верным своему первому опыту служения, он оставался евангелистом до 1904 года. В 1905-1906 годах он учился в семинарии «Вефиль» в Стокгольме. Его выбрали на пасторство в баптистской церкви в Лидчопинге, и он служил там с 1906-го по 1911 год. В то время он прочел в газетах о пробуждении в Норвегии, поэтому в 1907 году отправился в Осло. Он хотел понять те переживания, что испытал на корабле, пересекая фьорд ранним утром. В 1911 году Петрус принял должность пастора в церкви «Филадельфия» в Стокгольме.
Т. Б. Бэррет оказал на Петруса огромное влияние, в частности, на его хождение в Духе Божьем. Община Леви, как и многие другие церкви в Швеции, приняла послание Пятидесятницы. Однако в 1913 году шведский совет баптистов исключил Петруса и все его собрание из своих рядов под предлогом, что они практиковали «открытое причастие», что шло вразрез с церковным учением. Истинная же причина скрывалась в том, что они начали исповедовать пятидесятническую теологию и литургию.
Леви Петрус утвердил первенство шведского пятидесятнического движения и вывел его на международный уровень. Он был безусловным лидером во всех своих начинаниях. Помимо нескольких церквей он основал миссию спасения, издательский дом, библейскую, среднюю школы, сберегательный банк и всемирную вещательную радиосеть, чьи передачи принимались в девяноста странах мира на всех континентах. Чтобы привлечь больше людей в церковь, он начал работать с новообращенными радиослушателями, организовав для них специальные заочные курсы.
Леви Петрус является автором многих книг. Его первая книга «Jesus Kommer» («Иисус грядет») была написана в 1912 году и сейчас переводится на английский его сыном Ингмаром. Затем была создана десятитомная серия, посвященная разным духовным темам, потом вышли мемуары в пяти томах, а также другие книги, написанные после 1956 года. Кроме того, Петрусом было написано много статей для периодических изданий.
Движимый состраданием к людям, Леви Петрус положил начало множеству различных служений. Среди этих проектов были институты, реабилитационные центры для нарко - и алкогольнозависимых, небольшие предприятия и специальные учебные заведения для инвалидов. В 1939 году Петрус провел у себя в церкви всемирную пятидесятническую конференцию, в которой участвовали представители из двадцати стран.
На примере жизни этого пионера веры мы вновь видим, как Бог претворяет Свои планы в жизнь обходными, как нам кажется, маневрами. В 1940 году этот баптист, обращенный в пятидесятники, пережил в своей церкви серьезный конфликт с одним из сопасторов. В результате Леви Петрус сам уехал в Соединенные Штаты и начал служить там пастором в церкви «Филадельфия» в Чикаго.
Когда Петрус служил там, бразильская «Ассамблея Божья» попросила его приехать и разрешить возникшие у них в работе разногласия. Как я уже говорил раньше, эта бразильская деноминация не была связана с «Ассамблей Божьей» в других странах, в том числе в Соединенных Штатах, Британии и Канаде.
К тому времени шведские миссионеры, следовавшие за Бергом и Вингреном, построили в Бразилии большие церковные здания на три и четыре тысячи человек. Средства на строительство приходили преимущественно от шведских христиан. Многие из них были посланы церковью Петруса. Проблема же состояла в том, что миссионеры никак не могли решиться доверить начатые ими церкви местным лидерам. Когда один пастор оставлял служение, на смену ему прибывал новый пастор-швед.
И вот в Бразилию приехал Леви Петрус. Все замерли в ожидании его решения. Внимательно изучив создавшееся положение, он предложил следующее: «Мы оставим все церкви бразильцам. Я хочу, чтобы все миссионеры оставили здесь свое служение и доверили церкви наиболее подготовленным местным верующим, а сами покинули их. Затем я хочу, чтобы они поехали в бразильские провинции, где Слово еще не проповедовалось и начали там все сначала. Откройте библейские школы, учите бразильцев Слову Божьему, наставляйте их покорности Богу и друг другу, чтобы они не были невеждами и бунтарями».
В то время практика передачи церкви местным лидерам не была распространена. Петрус же был администратором от Бога. Он знал, как передавать ответственность и добиваться исполнения распоряжений.
Однажды Леви Петрус направил в мою церковь в Саут-Бенде пятьдесят шведских проповедников. Эту группу у нас в шутку называли «шведский мужской хор». Члены нашей церкви разместили их по своим домам и почти сразу же влюбились в этих людей, несмотря на то, что большинство из них по-английски не говорили. Петрус умел объединять людей и организовывать их. Среди современников и соотечественников он, безусловно, был величайшим пастором.
После поездки в Бразилию и исправления ситуации на миссионерских полях Петрус услышал слово от Господа о необходимости вернуться в Швецию. Там он проработал пастором церкви до 1958 года, а затем ушел на пенсию. Но до самой смерти Леви Петрус продолжал активную деятельность в пятидесятническом движении. Этот служитель ушел к Господу в возрасте девяноста лет в 1974 году. В последние семь лет жизни он все зимы проводил у своего сына Ингмара в Вентуре, штат Калифорния.
Леви Петрус был очень сильным человеком. Я был свидетелем, как на некоторых встречах он вставал и твердо выражал свое несогласие с оппонентами. Его дух отказывался склониться перед тем, с чем он был не согласен. До самой своей пенсии он ни разу не отступил ни в одном из своих начинаний.
Леви Петрус оставил свою церковь, потому что решил для себя, что для этого пришло время. Но жизнь с Господом не знает пенсии. Это всего лишь человеческое изобретение. Будучи на пенсии, Петрус как-то приехал в свою церковь, но ему не разрешили там проповедовать. Наверное, такое отношение очень ранило его сердце. Думаю, не найдется слов, чтобы описать то, что Петрус мог бы сделать для своей церкви, оставайся он ее лидером до конца земной жизни.
Леви Петрус не поставил на лидерство в церкви ни одного из своих детей, хотя Ингмар и его старший брат, которые многие годы проповедовали в США, могли с успехом заменить отца на должности пастора. Но Петрус был чрезвычайно озабочен тем, чтобы его дети вошли в свое призвание и не оказались под его влиянием на ошибочном пути, и поэтому отказался от этой идеи. Я считаю, что это было его ошибкой.