Вера, пронесенная сквозь несчастья
Кэрри Монтгомери проявила себя в жизни как Божий служитель, учитель, писатель, редактор, директор дома веры и социальный работник. Она родилась в доме епископа в городе Буффало, штат Нью-Йорк. Кроме нее в семье было еще восемь детей.
В одиннадцать лет Кэрри родилась свыше и позже прошла обряд конфирмации в епископальной церкви. Она знала, что ее будущее окажется тесно связано со служением Богу, несмотря на то, что здоровье девочки было неважным, а двое ее братьев и сестер умерли от туберкулеза.
Еще в школьные годы Кэрри пережила серьезную травму, сделавшую ее инвалидом. Она была вынуждена бросить учебу. Думали, что девочка не выживет. Но через служение одной чернокожей христианки, миссис Эдвард Микс, Кэрри получила исцеление.
В 1880 году Кэрри Монтгомери написала книгу «Молитва веры». В ней она рассказала историю о своем выздоровлении и вдохновляла других стоять в вере за исцеление.
После прочтения этой книги основатель Церкви Христианского и Миссионерского Союза (Christian and Missionary Alliance Church) А. Б. Симпсон стал близким другом Кэрри. Благодаря своему чудесному исцелению Монтгомери стала одним из лидеров быстро растущего в конце девятнадцатого века движения «исцеления верой». Она проповедовала на одной сцене с известнейшими проповедниками того времени Чарльзом Куллисом, В. Е. Бордманом, Марией Вудворт-Эттер и миссис Мишель Бакстер из Лондона.
Что касается ее писательской карьеры, то можно сказать, что началась она в пятнадцать лет. В этом возрасте Кэрри опубликовала в газете свою первую поэму. Позже было опубликовано еще несколько. Она написала также несколько книг, но главным ее литературным достижением можно считать журнал «Триумф веры». Он был основан в 1881 году и издавался на протяжении шестидесяти пяти лет.
Начиная с 1880-х годов, Кэрри стала публично свидетельствовать о своем исцелении. Она задалась целью построить мосты общения между различными религиозными группами. У нее были связи с Епископальной церковью, движениями святости и исцеления, Союзом христианского миссионерства, «Армией спасения», движением пятидесятников. Сама она была помазана на служение евангелиста в «Ассамблее Божьей».
В Буффало Кэрри начала еженедельные служения у себя дома. Вскоре она открыла «Дом отдыха веры». Это было место, где любой больной человек мог получить утешение, поддержку, молитву и учение. В то время в стране существовало еще несколько подобных заведений, которые были основаны людьми, верящими в небесное исцеление.
После своего служения в восточной части страны в 1890 году Кэрри переехала в Оклэнд. Там она познакомилась с богатым бизнесменом Джорджем С. Монтгомери, имевшим свои земли недалеко от Окленда. Эти поместья позже получили название высоты Белуа. Вскоре Кэрри вышла за Джорджа замуж. В 1893 году семья Монтгомери основала «Дом мира». Этот трехэтажный особняк в викторианском стиле существует и принимает гостей до сих пор.
В 1895 году семья Монтгомери построила приют, в котором позже жили от пятидесяти до ста бездомных детей. Этим приютом Монтгомери занимались до 1908 года, а впоследствии он был передан «Армии спасения». В 1894 году Джордж и Кэрри Монтгомери основали школу «Шалом», в которой проходили подготовку будущие миссионеры.
Кэрри Монтгомери приняла крещение Духом в 1908 году в доме подруги. В то же время Бог вложил в ее сердце особую любовь к китайскому народу. Многие китайцы, бывавшие на ее служениях, свидетельствовали о том, что под влиянием силы Святого Духа она иногда говорила на китайском языке.
Одна миссионерка из «Общества друзей», служившая в Китае, рассказывала, например, такую историю. Во время палаточных собраний в парке Белуа, штат Огайо, она оказалась соседкой Кэрри по комнате. И была немало поражена, услышав ее поющей на китайском языке. На самом деле сестра Монтгомери начала петь на языках, а женщина узнала в этом пении народную мелодию на одном из китайских диалектов. Эту песню миссионерка неоднократно слышала в Китае. Весь остаток ночи Кэрри пела и разговаривала на разных диалектах китайского языка. В конце концов соседка по комнате сказала ей: «Ты еще не говорила на мандаринском диалекте, на котором говорю я». На что миссис Монтгомери ответила: «Я попрошу у Господа возможности говорить на мандаринском».
Следующим утром на собрании Кэрри начала петь на мандаринском диалекте, а ее соседка по комнате переводила. Это пение порой нота в ноту воспроизводило сложнейшие китайские напевы. Дважды Господь давал ей самой истолкование фразы еще до того, как переводчица успевала перевести. В каждом случае перевод был правильным.
После крещения Святым Духом Кэрри Джуд Монтгомери продолжала поддерживать дружеские отношения с христианами из непятидесятнических движений, например, с А. Б. Симпсоном и другими. Во время кругосветной миссионерской поездки в 1909 году Монтгомери служила на двух собраниях в церкви Симпсона и проповедовала на четырех служениях Христианского Миссионерского Союза.
Кэрри Джуд Монтгомери опубликовала несколько статей о пятидесятническом пробуждении по всему миру. Акцент в своих проповедях и статьях она делала на святости и сверхъестественном исцелении. Она верила в говорение на иных языках, но чувствовала, что некоторые представители пятидесятников слишком много внимания уделяли этому духовному дару. Она же подчеркивала важность единства и любви.
Питер Кристофер Нельсон
Странствие сквозь тьму
(1868-1942)
Впервые я встретился с П. К. Нельсоном в 1933 году на одной из конференций в Оклахоме. Меня тогда попросили проповедовать на вечернем служении, а Нельсон учил на дневных семинарах.
Слова, которые он сказал мне после моей вечерней проповеди, были такими: «Сынок, тебе надо идти в мою библейскую школу».
Я даже помню, о чем тогда проповедовал. Я взял за основу книгу Песни Песней и заявил, что «солнце» представляет нашего Господа Иисуса Христа, а «луна» — это Церковь, потому что собственного света она не имеет, а является лишь отражением Иисуса. Моей проповеди, которая, без сомнения, была весьма слабенькой, он не уделил ни малейшего внимания. Неудивительно, ведь мой стаж проповедника составлял тогда всего два года.
Так случилось, что я даже и не слыхивал о библейской школе Нельсона. В то время она располагалась в городе Энид, штат Оклахома.
Помню, я ответил: «Спасибо, конечно, за приглашение, я бы с удовольствием к Вам приехал, но, к сожалению, не могу. Дела, знаете ли».
В последующие годы до меня доходили разные отрывочные вести о П.К. Нельсоне. Лишь в 1939-1940 годах мне довелось познакомиться с этим человеком поближе.
Однажды он приехал ко мне и заявил: «Моя школа нуждается в пище. Ты бы не мог наполнить фургон (трейлер, прицепленный к его автомобилю) продуктами для моей библейской школы? Студенты хотят есть».
Всей поместной церковью мы наполнили автомобиль и прицеп Нельсона продуктами. Позже мне рассказали, что он устраивал подобные «продуктовые экспедиции» постоянно: ездил на автомобиле по среднему Западу, из города в город, и собирал еду для своих студентов. Несколько раз я помогал Нельсону наполнять его фургон продуктами, и я очень рад, что мне представилась такая возможность. Позже он приезжал к нам на своем грузовике даже в церковь в Саут-Бенд.
Во время наших первых встреч я еще не знал, что П.К. Нельсон был родом из Дании. На английском он говорил правильно, без всякого акцента. Узнав же его поближе, я понял, что это был один из самых образованных людей, каких мне только приходилось встречать в жизни. Бывало, я просто сидел, разглядывал этого человека, как бы изучая его личность. Я был уверен, что в его служении было нечто такое, что намного превосходило занятия большинства проповедников того времени.
Я не думаю, что кто-нибудь из ранних пионеров веры прошел через такие страдания и лишения как Нельсон. Определенно можно сказать, что поздний период его жизни был намного легче, чем все предыдущие.
Отец П.К. Нельсона был лишен наследства дедом, который был человеком зажиточным. Более того, отца посадили в тюрьму за то, что он порвал отношения с государственной церковью Дании, родился свыше и стал одним из первых баптистов в стране.
Некоторых людей начинают по-настоящему ценить только после их смерти. П. К. Нельсон, выдающийся педагог и наставник, относится к их числу. Он сумел вложить жажду к поиску истины Слова Божьего в сердца сотен молодых людей. Он готовил их к встрече с вызовами нового времени.
Нельсон был евангелистом, наставником и одним из известнейших пионеров пятидесятнического движения в Америке. Он родился в Дании 28 января 1868 года. В 1872 году с семьей эмигрировал в Америку, в штат Айова. Родители Нельсона были людьми честными и пользовались уважением окружающих. Жили они в бедности, поскольку дед лишил их наследства. Из-за нехватки денег отец Питера не смог привезти в Штаты трех старших детей.
Встреча с Америкой
Однажды один «приятель» украл у Нельсона все деньги и оставил семью скитаться по Айове с тремя детьми без гроша в кармане. В итоге они оказались в местечке под названием Каппи Гроув, вырыли себе землянку, но вскоре там случился пожар, и все их вещи сгорели дотла. Положение стало еще более отчаянным. Нельсон писал, что хотя они и нашли в скором времени другое место для жилья, но по ночам он часто просыпался от воя волков, рыскавших в округе, от скрежета их когтей, роющих землю под навесом палатки. Когда же семейство Нельсонов сумело, наконец, построить себе домик три на пять метров, им показалось, что это настоящий дворец.
Пол в этой землянке часто представлял собой просто размокшую грязь. Иногда, чтобы добраться до крова, приходилось идти вброд по ледяной воде. Ожидания на романтическую встречу с Америкой не оправдались. Плюс ко всему в июле 1879 года с отцом семейства произошел несчастный случай: он упал с высоченного стога сена и через три дня умер. Чтобы заработать на кусок хлеба, трое детей нанялись батраками к соседям.
Казалось, на семью обрушилось тяжелое проклятие, несущее с собой катастрофы и трагедии. Еще через три месяца один из братьев Питера Нильс, работавший военным инженером в Дании, умер. Двенадцатилетний брат Маринум спустя два года после смерти отца утонул. Фредерик, самый младший из братьев, попал в лечебницу для душевнобольных по причине умственной и физической слабости. Врачи сказали, что его болезнь «неизлечима». У старшей сестры Нельсона Петры через год после приезда в США стали также проявляться признаки сумасшествия. В конце концов, ее тоже поместили в лечебницу.
Когда умер отец, П. К. Нельсону было одиннадцать лет. В этом возрасте он нашел приют у одной пары верующих христиан, которые на два года (1879-1880) стали для мальчика добрыми приемными родителями. В 1881 году Нельсон работал у Якоба Якобсона, отца одного церковного служителя. Он также проявил в отношении парня много милосердия, и его христианский пример произвел хорошее впечатление на П. К. В 1882 году он пошел работать на ферму, однако осенью пришлось работу бросить и проводить все время дома, присматривать за матерью, которая сломала себе руку и ногу. Впоследствии с ней произошло еще несколько подобных случаев.
В 1884 году Питер Нельсон со своим братом Томасом занялся печатью и продажей визитных карточек. В 1885-м поступил на учебу в художественное училище Касса и МакАртура в городе Гарлан, штат Айова. Во время этих четырех лет учебы он посещал по вечерам и обычную школу и 1 июня 1888 года получил диплом о среднем образовании.
Живя в Гарлане, Питер обрел спасение на одном из собраний в Американской баптистской церкви. Позже в Гарланской баптистской церкви он принял водное крещение. Кажется, тот год принес ему гораздо больше удачи, чем все предыдущие, тем более что тогда же он познакомился с мисс Мертл Гармонд, на которой впоследствии женился.
Свое первое «богослужение» Нельсон провел дома с матерью, братьями и сестрой. Он был единственным спасенным христианином в семье. Проповедь Нельсона закончилась тем, что он начал плакать и, опустившись на колени, стал молиться. Мать последовала примеру сына и принялась взывать о милости Божьей.
После того домашнего богослужения на П. К. Нельсона начались гонения со стороны местных мальчишек, с которыми он пас скот. Мальчик отрекся от Господа и после этого почувствовал, что совершил непростительный грех. Через девять лет скитаний Нельсон снова пришел к Господу через одного пастора, который смог убедить, что его грех может быть прощен. Тем же вечером он услышал, как Господь призвал его проповедовать.
В феврале 1889 года П.К.Нельсон получил американское гражданство. Позже, весной 1889-го, в течение одного семестра он работал учителем в одной из школ в тринадцати милях к юго-востоку от Гарлана. Каждое утро в школе он читал Библию и молился.
В августе того же года церковь стала периодически поручать Нельсону проводить собрания, он несколько раз подменял пастора во время его отсутствия. Именно тогда Нельсон решил посвятить свою жизнь тому, чтобы идти проповедовать Евангелие до краев земли. Осенью он пошел учиться в теологическую семинарию Баптистского союза в городе Морган-Парк, штат Иллинойс. В 1890 году Нельсон покинул семинарию и поступил в Дэнисонский университет в Гранвиле, штат Огайо.
Летом в 1891-1892 годах он возвращался домой в Гарлан, где проводил все время, занимаясь своим ремеслом и проповедуя везде, где ему открывали двери. В сентябре 1892-го он снова поехал на учебу в университет, но на этот раз с ним уже была мисс Гармонг. Одновременно приняв водное крещение в одном и том же баптистерии, Нельсон и Мертл Гармонг начали трудиться для Господа в церкви. Мертл играла на органе, а Питер пел в хоре. Они поженились в 1893 году.
В 1897 году Нельсон получил степень бакалавра в области древних и современных языков. В 1899-м вместе с женой и тремя маленькими детьми он переехал в Рочестер, штат Нью-Йорк, и пошел учиться в местную теологическую семинарию на курс Августа Стронга. Стремление Нельсона изучать языки объяснялось его желанием читать Библию в оригинале. В мае 1902 года он получил диплом Рочестерской семинарии.
После учебы П. К. Нельсон начал пасторское служение в баптистской церкви в местечке Седар Фолз, штат Айова. В 1904 году он занялся распространением Евангелия и среди неверующих.
В 1920 году, прослужив к тому моменту тридцать один год в баптистской церкви, Нельсон получил крещение Святым Духом и перешел в пятидесятническое движение. Его церковь отказалась принять учение об исцелении верой и крещении Святым Духом, поэтому он оставил пасторство и провел семь лет (1920-1927) в служении евангелиста.
В октябре 1920 года у супруги Нельсона серьезно пошатнулось здоровье, и она провела какое-то время на реабилитации в доме Кэрри Джуд Монтгомери в Окленде, штат Калифорния. Примерно в то же время самого Питера сбила машина, он получил серьезную травму в области колена, где у него уже был карбункул. Туда попала инфекция, колено распухло. Началось заражение крови. На помощь Питеру пришли друзья: они молились и делились с ним посланием о вере и принятии силы Святого Духа. В результате Нельсон получил исцеление через одну сестру из пятидесятнической церкви. После ее молитвы колено исцелилось мгновенно. Питер встал, оделся и стал ждать возвращения семьи. Некоторые, увидев его неспешно прогуливавшимся, чуть в обморок не упали.
У П. К. Нельсона были также серьезные проблемы со зрением. Позже одна женщина из Техаса молилась за него, и Бог полностью восстановил его зрение.
Жена вернулась домой в феврале 1921 года, также исцеленная и крещенная Святым Духом. Питер заметил, что она стала совсем другой, новым человеком. Он взял на себя обязательство рассчитаться с Богом за тридцать один год жизни, в течение которых проповедовал неполное Евангелие. Господь дал ему особый дар молитвы за больных. В последующие годы он помог многим избавиться от различных проблем и болезней.
Нельсон побывал на нескольких собраниях Ф. Ф. Босуорта в Питтсбурге, где стал свидетелем проявления спасающей и исцеляющей силы Божьей.
Юго-западная библейская школа в Эниде, штат Оклахома, которую П. К. Нельсон основал в 1927 году, теперь выросла в колледж «Ассамблеи Божьей». Он находится в городе Ваксахачи, штат Техас. Школа переехала туда в 1943 году. Еще раньше Нельсон присоединился к «Ассамблее Божьей». В своей деятельности в Генеральном Совете «Ассамблеи Божьей» (он начал там работать в 1925 году) Питер часто использовал опыт, полученный еще во время пасторства в миссионерской баптистской церкви.
Нельсона беспокоили мирское мировоззрение и антипятидесятнические настроения в светских колледжах и институтах. Он чувствовал, что «Ассамблея Божья» должна больше внимания уделять христианским школам. Их, он считал, нужно открывать по всей стране.
П.К. Нельсон получил широкую известность благодаря своим проповедям. Он много разъезжал по стране и рассказывал о своем библейском колледже.
Петрус Леви Петрус
Великий организатор
(1884-1974)
Еще, будучи в Китае, мы с Говардом Картером встречались там с некоторыми шведскими миссионерами. Мы проповедовали в их миссиях. Они писали о нас в письмах на родину, и как-то раз один человек, которого звали Леви Петрус, — он был пастором огромной пятидесятнической церкви — пригласил нас проповедовать в Стокгольме.
Мы приехали в Швецию в 1936 году, и сам Петрус встречал нас на вокзале. Мне хорошо запомнилось то, что ростом он был невысок. Однако в Царстве Божьем он был настоящим великаном. Петрус был одним из лучших организаторов, каких я только встречал. Будучи тогда еще молодым человеком, я многому научился от него.
Когда в 1911 году церковь Леви Петруса начала стремительно расти, он понял, что его община нуждается в большом здании. На примете у него был один старинный замок. Но представители властей заявили: «Нет, нет, вы не имеете права прикасаться к этому замку». Петрус им ответил: «Все, что мы собираемся там сделать, это лишь разместить офисы. Что касается большого зала для собраний, то мы будем строить его рядом. В конце концов, вы же не хотите, чтобы замок оставался пустым и заброшенным и разваливался у вас на глазах. А мы сможем позаботиться о нем ».
В результате после переговоров правительственные чиновники разрешили построить рядом с замком зал на четыре тысячи мест. Не очень-то многим удается соединить новое и старое да еще заручиться при этом поддержкой властей. Леви Петрусу это удавалось. Плюс ко всему церковь была построена в самый разгар мирового экономического кризиса, начавшегося в 1929 году, и даже вопреки протестам некоторых самых богатых прихожан его церкви.
Когда я впервые оказался в офисах замка Петруса, у меня аж дыхание захватило. Я был тогда слишком молод, чтобы иметь собственный офис, и не видел еще человека, который бы управлял работой столь многочисленных секретарей и помощников. Я очень внимательно наблюдал за всеми его действиями. В той мудрости, с какой он управлялся со всеми делами, Леви Петрус был почти «Соломоном».
Он смог привлечь к своей работе лучших профессионалов и сам управлял церковью настолько искусно, что снискал уважение по всей стране. При этом он в течение более чем тридцати лет являлся частью «последнего излияния» Святого Духа на землю.
В первый мой приезд Петрус сказал мне: «Знаешь, я хочу начать выпускать свою газету, а то в этих светских газетенках печатают одно вранье». Он так и сделал: в 1945 году основал издание «Даген», которое существует и по сей день. Но когда он рассказывал мне о своих планах, я внутренне был с ним не согласен. Я думал, что проповедник не должен заниматься журналистикой, а люди в свою очередь никогда не будут покупать газету, издаваемую проповедником. Тем не менее если это издание до сих пор живет и здравствует, то из этого следует вывод, что я был не прав в обоих случаях!
Еще одна замечательная вещь, характерная для скандинавов, и я заметил это, будучи у Петруса дома, — уважительное отношение к матерям. У Петруса было девять детей, еще один родился мертвым. Я любил его большую семью. Мы часто все вместе сидели за столом — мать, отец, дети, гости. В дополнение к молитве благодарения Господу за пищу все кланялись матери и благодарили ее за вкусно приготовленную трапезу. В конце обеда, перед тем как выйти из-за стола, все снова кланялись в сторону матери и говорили: «Мама, все было так вкусно. Спасибо». Примерно то же самое я наблюдал и в Норвегии в доме Варрета. В других странах такого почтения и уважения к матерям я не видел.
Недавно из интервью сына Петруса Ингмара я узнал, что его оуцу было всего восемнадцать лет, когда он исполнился Святым Духом. Ингмар сказал, что его отец в то время жил в Осло, в Норвегии, и ходил в маленькую баптистскую церковь.
Вот отрывок из того интервью: «Мой отец рассказывал мне много раз, как однажды на выходные его послали в один из близлежащих городов, где он свидетельствовал о Христе. В понедельник, где-то около трех часов утра, он сел на обратный пароход до Осло. Он помнит, как стоял на палубе и наблюдал за солнцем, поднимавшимся на горизонте из морской пучины. В тот момент он начал петь и поклоняться Богу и вдруг обнаружил, что произносит слова, смысл которых не понимает. Это случилось в 1902 году, за пять лет до того, как Т. Б. Бэррет принес весть о Пятидесятнице в Швецию».