Как мы утрачиваем надежность
Я помню тот день, когда мой сын Рикки впервые столкнулся с человеческой ненадежностью.
Сначала из гостиной донесся вопль и грохот. Мы с женой поспешили на «место преступления» и увидели: на полу валяется разбитая лампа, кошка удирает со всех ног, оба малыша застыли в ужасе.
Мы уже неоднократно натыкались на такие сцены, так что улики показались мне вполне достаточными, чтобы сделать вывод: четырехлетний Рикки опять дергал кошку за хвост, Стрипи попыталась вырваться и, убегая, сбросила лампу. Двухлетний Бенни — ни в чем не повинный свидетель.
Обычно я сперва спрашиваю самих мальчиков, что произошло, но в тот день я устал, поздно вернулся домой и был вполне убежден в виновности Рикки, не раз уже попадавшегося на этом деле. Итак, я велел Рикки отправляться в угол.
— Это не я! — запротестовал сынишка.
Я не обратил внимания на его слова. Малыши часто пытаются уверить родителей в своей невиновности. Но в этот раз Рикки упорно не хотел идти в угол. Он начал рыдать.
И тут произошло нечто неожиданное. Бенни подошел ко мне и сказал:
— Это я сделал, папа.
В тот ужасный миг я усомнился в своей способности быть хорошим отцом. Я ложно обвинил и наказал Рикки, даже не выслушав его. Глубоко сожалея о причиненной ему боли, я извинился перед сыном и попросил его простить меня.
К счастью, стоит родителям признать свою неправоту — и дети быстро оправляются от подобных обид. Не прошло и минуты, как мы с Рикки уже весело боролись на полу.
Инцидент был исчерпан, но я навсегда запомнил, каким сделалось лицо моего сына, когда Рикки понял, что, несмотря на все его протесты, ему придется идти в угол. Это было не огорчение, не возмущение — и то и другое чувства проступили на лице Рикки чуть позже. Но прежде всего я увидел на его лице изумление.
Изумление. Растерянность. Мир вокруг него рушился. У него сложились определенные представления: родители всегда справедливы, и, если ты не виноват, с тобой не случится ничего плохого. Он мог рассчитывать, что папа поверит ему на слово.
И вдруг все известные ему законы жизни перестали действовать. Это равносильно тому, как если бы перестало действовать земное притяжение. В тот день Рикки отчасти утратил невинность — он познакомился с последствиями грехопадения.
Печальная истина
Этот опыт знаком каждому. Когда впервые нам наносит обиду ненадежный человек (а бывает, что и надежный), мы сначала приходим в изумление, а уже потом начинается болезненный процесс приспособления к реалиям ненадежного мира. Мы оплакиваем крах надежды на совершенный, надежный, безопасный мир.
Это очень нелегко. Грустно думать, что мы живем в мире, где в любой момент ненадежный человек может как-то задеть, ранить наши чувства. Люди много значат для нас, а потому и способны глубоко ранить нас.
Один папаша решил преподать шестилетней дочери урок житейской мудрости. Она стояла на краю кроватки, а он, отступив на пару шагов, предложил ей:
— Прыгай, лапонька, я тебя поймаю.
Девочка помедлила, но все-таки спрыгнула, а папа отступил в сторону. Девочка шлепнулась на пол, ударилась и вскрикнула:
— Папочка, почему ты меня уронил?
— Потому что я хочу научить тебя: никому доверять нельзя, — ответил отец.
Этот человек допустил серьезный педагогический промах, пытаясь подготовить ребенка к встрече с реальным миром. Прежде чем мы научимся справляться с ненадежным миром, мы должны приобрести опыт безоговорочной, заслуживающей полное доверие любви. Не пообщавшись с надежными людьми, мы не сможем сами стать нормальными цельными личностями. Было бы правильнее, если бы отец, обнаружив перед ребенком свое несовершенство — рано или поздно это неизменно происходит, — научил бы девочку не требовать от людей совершенства.
Если вам, как Рикки и этой девочке, пришлось внезапно столкнуться с ненадежностью близкого человека, это может помочь вам понять, как и в какой момент вы утратили ощущение безопасности и надежности. Однако прежде всего нам надо понять, какой мир приуготовил нам Бог.
Бог создал надежный мир
Господь вовсе не хотел, чтобы мы страдали от ненадежности этого мира. Он создал стабильный мир, где Адам и Ева могли жить в гармонии с Ним, друг с другом и всеми остальными тварями.
Иисус постоянно говорит о межчеловеческих связях. Молясь, как первосвященник, за Свой народ, Он называет это «быть едино»: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Иоанна 17:21). Надежность наших отношений с другими людьми становится свидетельством перед миром о постоянстве Божьей любви к нам. Бог хочет, что мы были «в» друг друге, подобно Отцу и Сыну. Представьте себе это: мы должны инкорпорировать, принять внутрь себя любовь от другого человека и обратить ее на него, как это делает Бог.
Потом появляется грех...
Но этому состоянию единства и гармонии не суждено было продлиться. Богословы называют роковое событие отпадением от благодати — оно полностью и навсегда изменило структуру отношений. Через Сатану, Адама и Еву в мир вошел грех. Он проявляет себя в четырех аспектах: грех, совершаемый нами, грех, совершаемый против нас, грех в мире и ухищрения Сатаны.
Наш грех
Вспоминаются ли вам случаи, когда автослесарь или врач спрашивал вас: «С чего начать: с плохого или хорошего?» Я всегда прошу начать с плохого, чтобы поскорее с этим покончить.
Рассматривая различные последствия грехопадения, нарушившие надежность наших отношений, я тоже начну с плохого, а именно: кое в чем это наша собственная вина. А теперь хорошие новости: это не целиком наша вина.
Мы унаследовали греховность от своих прародителей, от первой злополучной супружеской пары
— Адама и Евы. Они поддались искушению, отвергли смиренную зависимость от Создателя, пожелали уподобиться Богу и познать добро и зло (см. Бытие 3:5). Тем самым они нарушили свои отношения и с Богом, и друг с другом.
Греховность нашей природы часто понимается неверно. Многие считают, что греховные наклонности проявляются в желании «поступать дурно». Это желание причинять другим боль, поддаваться лени, совершать прелюбодеяние, плохо относиться к людям и т.д.
Рэнди шел на очередное собрание группы поддержки медленно, опустив голову. Он был женат, имел любящую супругу, однако вот уже несколько лет не мог отделаться от пристрастия к порнографии. Накануне этой встречи с группой поддержки Рэнди во время обеденного перерыва вновь заглянул в книжный магазин «для взрослых». Теперь, исповедуясь перед друзьями, Рэнди подвел итог: «Что ж, ребята, со мной это снова случилось. Нынче верх одержала греховная человеческая природа. Видно, я еще недостаточно укрепился в Слове».
Такая трактовка греха весьма популярна, поскольку она вроде бы звучит в соответствии с Писанием. На самом деле эта мысль не соответствует Библии, не вполне отражает библейскую концепцию. В нашу греховную природу входит также желание обойтись без Бога. В своей гордыне мы начинаем тяготиться зависимостью от Него, беспомощностью. Из творения человек жаждет превратиться в Творца.
Сатана, первым восставший против Бога, провозгласил: «Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Исайя 14:14). Дьявол возмутился своим «униженным» положением, необходимостью подчиниться Богу. Он не мог признать тварность своей природы.
То же самое Сатана предложил Адаму с Евой. «Отведайте от плодов, запрещенных вам Господом, — сказал он, — и вы уподобитесь Ему». Адам и Ева охотно последовали этому совету. Дальнейшее всем известно. От Адама и Евы и нам досталась по наследству эта болезнь — желание построить свою жизнь без Бога.
Грех порождает четыре черты, делающие человека ненадежным: 1) мы завидуем; 2) мы считаем себя самодостаточными; 3) мы претендуем на особое отношение к себе; 4) мы преступаем законы Божьи.
Рассмотрим каждый из этих аспектов.
Мы завидуем
Паула, мать-одиночка, вновь начала ходить на свидания. Поначалу это давалось ей нелегко, но она хотела встречаться с мужчинами и выйти замуж за доброго христианина. Ее приятельница Марджи никогда не была замужем и стеснялась знакомиться с мужчинами. Чтобы поддержать друг друга в нелегких перипетиях поиска знакомств, они стали вместе ходить на различные церковные и общественные мероприятия.
Скоро Марджи приметила Брэда и, что называется, положила глаз на этого симпатичного холостяка. Из-за своей замкнутости она никак не могла дать Брэду понять, насколько она им заинтересовалась. Паула тем временем познакомилась с Чаком, и не прошло и нескольких недель, как они стали назначать друг другу свидания.
Однажды за обедом Марджи сказала Пауле:
— Почему у тебя всегда все так гладко? Ты, того и гляди, замуж выскочишь, а я еще даже не познакомилась. Это несправедливо!
Марджи завидовала, она не могла порадоваться удаче Паулы, а в результате дружба между этими двумя молодыми женщинами пошатнулась.
Так зависть лишает нас надежности, побуждает дурно относиться к людям, у которых есть то, чего лишены мы. Зависть делает любящих, надежных, великодушных людей дурными в наших глазах.
Всем нам присуща зависть — спутница вожделения. Точнее всего зависть можно определить как ненависть или недоброжелательство к другим людям, вызванные тем, что они имеют то, чего бы и мы желали. Зависть бормочет: «У меня все плохо, все хорошо там, где меня нет, я ненавижу тех, кто обладает чем-то хорошим».
В одной притче Иисус обнажил природу зависти. Работник трудился на своего хозяина целый день под палящим солнцем и получил за свой труд динарий, по тем временам вполне справедливую плату. Но за час до конца рабочего дня хозяин нанял еще одного помощника и ему тоже уплатил динарий — столько же, сколько первому за целый день работы.
Виноградарь, возмущенный этой «несправедливостью», обратился с жалобой к хозяину, но тот возразил: «Друг, я не был несправедлив к тебе. Разве ты не взялся работать за динарий? Возьми свою плату и ступай. Я решил дать человеку, пришедшему последним, столько же, сколько и тебе. Я вправе распорядиться своими деньгами по собственному усмотрению. Или ты завидуешь, потому что я проявил щедрость?» (см. Матфея 20:13-15).
Завистливый человек посчитал, что щедрость несправедлива. Зависть — противоположность любви, которая не ревнует, «а сорадуется истине» (1 Коринфянам 13:6). Вспомним: первосвященники выдали Иисуса Пилату из зависти (см. Марка 15:10). Они возненавидели Его, ибо в Нем было больше любви, чем в них самих.
Зависть — первый плод нашей духовной природы. Христианский философ Фрэнсис Шеффер говорит, что в последней заповеди подведены итоги всех десяти: «Не вожделей» (Исход 20:17). «Если мы нарушаем какую-либо заповедь, это означает, что десятую заповедь мы нарушили еще раньше, мы вожделели». Именно вожделение выпускает грех наружу.
Зависть принципиально отличается от нужды. Когда мы нуждаемся в чем-то, о чем-то просим другого человека, он вправе нам отказать. Скажем, я предложу другу отправиться вместе в отпуск, а он откажется из-за множества дел. Если позвать его меня побуждала потребность в общении, я буду огорчен, что он не сможет поехать, но не буду его в этом винить: я же понимаю, что он занят.
Зависть действует иначе. Повинуясь зависти, я пытаюсь отрицать право своего друга на свободный выбор. Из зависти мы виним других людей, когда они отказывают нам в том, чего мы желаем. Зависть скажет: «Я сержусь, потому что ты не захотел поехать со мной. Тебе до меня и дела нет». Зависть пытается подчинить себе любовь и тем самым ее уничтожает.
Каким образом зависть лишает нас надежности? Она подрывает все наши шансы быть любимыми. Завидуя, мы начинаем ненавидеть тех, кто мог бы что-то нам дать. Когда же они дают нам то, в чем мы нуждаемся, зависть побуждает нас: 1) снижать цену полученного, ибо потребность наша ненасытна и 2) обижаться на даятеля, ведь он мог бы дать и побольше.
Обратите внимание на свою тенденцию причислять «имущих» к дурным людям, а «неимущих» — к хорошим. Просите Господа, чтобы Он помог вам проникнуться благодарностью за то, что вы имеете, и порадоваться добрым дарам других людей. Тогда вы сможете найти гораздо больше надежных людей, которые, быть может, только и ждут, чтобы вы обратились к ним за помощью.