Ненадежные люди оказывают на нас не положительное, а отрицательное влияние

Рассказывает Джон Таунсенд

В начальную пору своей христианской жизни я общался с различными группами и типами людей, исследовал разнообразные богословские направления. Я подыскивал себе общину, где пришелся бы ко двору и которая бы вполне подходила мне. В этом духовном странствии я встретил парня по имени Гарри.

Я проникся уважением к нему: он казался мне таким духовным, он годами каждый день не менее часа посвящал молитве, он постоянно свидетельствовал о Боге и вел библейский семинар, У Гарри бы­ли крепкие убеждения, и он добыл их непростым путем: он сам вчитывался в Библию, не полагаясь на кого-то другого.

Однако скоро обнаружилась проблема: я стал превращаться во «второго Гарри». Я старался де­монстрировать миру свою лучшую сторону, избегая неудач и провалов, я перенял учение Гарри, требо­вавшее оценивать любой поступок с точки зрения его значимости для Царства Божьего. Если ты помо­гаешь человеку в духовном смысле, это хорошо, если нет, ты зря теряешь время, а то и причиняешь вред. Однако в представления Гарри о духовности не укладывались такие составляющие доброго това­рищества, как любовь и чувство принадлежности, доверие, общение, — качества, весьма ценные даже с точки зрения Царства Божьего (см. Матфея 22:37-40).

Я совершенно отчетливо осознал это, приехав в гости домой. Две мои младшие сестры, Сюзен и Крис, тогда еще жили с родителями. Едва я вошел в дом, как они восторженно бросились ко мне и по­звали играть с ними в «Монополию».

Вся наша семья очень любила эту игру. В дождливые дни мы только тем и занимались, что «разо­ряли» друг друга. Но теперь все изменилось. Я стал «духовным» человеком. У меня появились опреде­ленные приоритеты.

И я сказал девочкам, как подобает духовному человеку:

— Нет, не надо. Эта игра никак не повлияет на вашу жизнь.

Мои сестры страшно огорчились. Мне они ничего не сказали, но потом я узнал: им показалось, что я сильно переменился и отнюдь не в лучшую сторону.

Гарри одобрил бы мой отказ поиграть с сестрами. На моих глазах он неоднократно отвечал подоб­ным образом друзьям, звавшим его поиграть в теннис или сходить в кино. Тогда это казалось мне про­явлением духовности, теперь же я знаю, что столь критическое отношение к простым радостям жизни попросту прикрывало его неспособность к более близким отношениям.

Гарри не способствовал моему духовному росту, напротив, он пробудил во мне самые дурные ка­чества: я стал высокомерным, критичным, склонным к осуждению. Гарри оказался ненадежным челове­ком, поскольку общение с ним наносило ущерб другим моим отношениям.

Надежность порождает надежность. Общение с надежными людьми делает нас самих лучше. Это и есть испытание «по плодам», о котором говорит Иисус: «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый» (Луки 6:43). Привязавшись к че­ловеку, мы непременно подпадаем под его влияние, благое или дурное. Так или иначе это всегда ска­жется. «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Коринфянам 15:33). Хорошее сообщество ук­репляет наше сердце.

Ненадежный человек может сделать так, что вы «почувствуете себя хорошим», но при этом будете поступать дурно, или же он научит вас поступать лучше — но при этом повредит ваш нрав. Вам кажет­ся, что с вами обращаются как нельзя лучше, но ваш духовный рост замирает. Плод — это глубинные изменения характера, а не внешние симптомы.

Хороший пример: женщина, поддавшаяся обаянию прожженного донжуана. Ей хорошо, она лю­бима, желанна, она опьянена вниманием и лестью своего очаровательного поклонника. Она так счаст­лива, что проявляет более обычного участия к своим друзьям, она становится терпеливой, все прощает. Ее чаша переполнена, и она многим уделяет от своего избытка.

Но на самом деле, хотя она и чувствует, и ведет себя лучше обычного, эта женщина живет в мире фантазий, и однажды мир рухнет, обрушится ей на голову. Она не готова к реальным отношениям, не умеет различать собственные недостатки и недостатки окружающих. Падение ее будет весьма болез­ненным, она может на многие годы утратить доверие к людям.

Надежные люди несовершенны, но они помогают нам развивать четыре важнейших аспекта хри­стианского характера и тем самым возрастать духовно. Задайте себе четыре вопроса о людях, с которы­ми вы общаетесь. Проводя с ними время, вы:

• становитесь более любящим или более эгоистичным?

• более откровенным или более угождающим?

• более склонны прощать или идеализировать?

• строите равные отношения или делаетесь инфантильным?

Чтобы понять, насколько хороши для вас те или иные отношения, потребуется время, а порой и трудный, продолжительный, объективный анализ. Возможно, надо попросить кого-то из друзей взгля­нуть на эту ситуацию со стороны. После длительного периода отношений оцените, как они изменили вашу жизнь — в лучшую или в худшую сторону.

Наши рекомендации