Имеет ли это отношение к вам?
А теперь выйдем за пределы романтической сферы и рассмотрим все наши отношения в целом. Задумайтесь: не встречалась ли и вам на жизненном пути такая Карен? Может быть, таков ваш ближайший друг, коллега, родственник или прихожанин той же церкви? А вдруг в вашей жизни присутствует даже не один такой человек, а несколько?
Обычно так и бывает. Нас бросают, используют, ранят наши чувства. И тогда мы задаем вопрос: что я сделал неправильно? Поверьте, так происходит отнюдь не только с вами.
Когда люди обижают нас, мы в первую очередь возлагаем вину на себя, на собственную потребность в привязанности, мы говорим: «Вот, опять я доверился человеку, а не Богу» или же: «Теперь-то ты видишь — на людей полагаться нельзя».
Конечно, ни один человек не может быть совершенен в любви, как Господь. Однако Писание учит нас, что Бог предназначил нас для отношений не только с Ним, но и друг с другом. Уже при акте творения Господь сказал: «Не хорошо быть человеку одному» (Бытие 2:18), и при этом речь шла не только о браке. Этими словами Бог утвердил необходимость человеческих отношений. Наша потребность в отношениях с другими людьми свидетельствует о том, что мы созданы по образу Божьему.
Проблема заключается не в этой потребности в привязанности и дружбе — эта потребность вложена в нас Самим Богом. Однако, не имея должных навыков, не достигнув зрелости, мы, нуждаясь в поддержке и привязанности, можем столкнуться с бедой. Настоящая проблема заключается в том, что мы не научились оценивать других людей.
Оценка характера
Рассказывает Генри Клауд
Однажды вечером я беседовал с группой студентов христианского колледжа о романтических отношениях и свиданиях. В завершение разговора я спросил: «Какие качества вы ищете в девушке, с которой встречаетесь, или в будущей супруге?». В ответ услышал: «Мне нужен человек духовный, набожный, честолюбивый, такой, с каким можно весело проводить время» и т.д. Таких ответов я и ожидал, и это тревожит меня, поскольку и по личному, и по профессиональному опыту я знаю, что отнюдь не этими характеристиками определяется устойчивость отношений.
Я стал задавать более подробные вопросы, уточняя представления этих молодых людей о характере их партнеров, о возможных проблемах в отношениях. Оказалось, что об этом они и не задумывались. Они отвечали все так же «в целом», ссылались на религию и описывали людей в манере, не имеющей ничего общего с библейскими наставлениями о правильных отношениях.
Однако, когда отношения заходят в тупик, люди перестают излагать расплывчатые религиозные концепции, а формулируют конкретные жалобы:
• Он меня не слушает.
• Она — само совершенство, ей не понять моих проблем.
• Он держится на расстоянии, я чувствую себя одинокой.
• Она непременно хочет меня контролировать.
• Он только обещает и ничего не исполняет.
• Он слишком критичен, постоянно осуждает меня.
• Она вечно сердится на меня за то, что я делаю, или за то, чего я не делаю.
• Она (он) видит только мои худшие стороны.
• Я ему не доверяю.
И т.д. и т. п. Именно эти жалобы друзья и душепопечители слышат от людей, описывающих болезненные для них отношения.
И Господь, перечисляя Свои проблемы в отношениях с людьми, называет эти особенности характера и поведения: Он говорит, что Его народ отдалился (см. Исайя 29:13), изменяет (см. Иисус Навин 22:16), горделив и совершенен (см. Второзаконие 8:14; Псалом 35:2), лишен любви (см. 1 Иоанна 4:20) и предосудителен (см. Римлянам 2:1).
Рассказывая о людях, Бог не прибегает к религиозным понятиям. Он обсуждает, как люди обращаются с Ним и с другими людьми, поступают ли они так, как обещают, — Бог рассматривает характер человека, оценивает личность и способность этой личности взаимодействовать с Ним и миром. В Библии описывается немало «религиозных» людей, вполне удовлетворяющих тем требованиям, которые студенты перечислили на нашей беседе, однако с этими людьми и ветхозаветные пророки, и Иисус постоянно конфликтуют. Такие люди хорошо выглядят со стороны, с расстояния, но вблизи, они ужасны.
Никто не учит нас оценивать характер, мы привыкли смотреть на человека со стороны, а не изнутри (см. 1 Царств 16:7; Матфея 23:25-28). Мы выбираем людей, руководствуясь тем, какими они нам кажутся, а уже потом узнаём, каковы они на самом деле. Мы обращаем внимание на мирской успех, обаяние, внешность, чувство юмора, положение в обществе, образование, достижения, таланты и одаренность или же на религиозную деятельность, а затем, вступив в подлинные отношения с этими людьми, мы получаем очередной удар и остаемся с пустыми руками.