Истребление индейских племен
Утром 6 февраля 1992 года в Канзас-Сити, Миссури, состоялось историческое собрание. Лидеры из пятидесяти деноминаций города встретились с вождями пяти индейских племен, которые раньше населяли землю, ныне занимаемую обитателями Канзас-Сити. Для руководителей церкви цель собрания была простой, но глубокой: попросить прощения у Бога и у пяти племен за грехи и зло, нанесенные им в прошлые годы на территории Канзас-Сити и его пригородов.
Спонсируемое местным внеденоминационным молитвенным служением, называемым «Служение Новой Жизни», это важное событие — День покаяния и примирения — был кульминацией двухлетних исследований и планирования. Мы с семьей жили тогда в Канзас-Сити, представляя миссию «Служение народам», и я имел привилегию не только присутствовать на том мероприятии, но также быть одним из многих верующих, участвующих в общегородском молитвенном движении, которое предшествовало Дню примирения и согласия. Более двухсот человек пришли на собрание. Во время его проведения молились ходатаи по всему городу.
После музыкальной части, исполняемой хором Индейского младшего колледжа Хаскелла, представитель группы «Служение примирения» зачитал перечень грехов, совершенных белыми людьми против индейцев на этой территории:
«Нарушенные договоры... безжалостный захват племенной земли... 13 миллионов бизонов, убитых для того, чтобы вынудить индейцев из-за голода оставить Канзас и Миссури... осквернение индейских захоронений и продажа захороненных с людьми предметов искусства и украшений... разжигание вражды между племенами... спаивание деморализованных племен алкоголем, чтобы вытянуть из них те немногие деньги, которые у них были... постепенное изъятие у них обещанной им земли и вытеснение их к Оклахоме».
Была рассказана краткая история пяти племен, после чего присутствующие вожди выступили от имени своих племен: делаваров, канза, осаге, шони и виандоттов. После этого три пастора, представлявшие евангелическую, традиционную и харизматическую ветви церкви, вознесли молитву. В ответ на молитву вождь осаге Чарльз О. Тилль- ман от имени всех присутствующих вождей сказал:
«Я просто хочу сказать, что началось нечто новое и мы не должны оглядываться назад. Я читал место Писания, где говорится, что, когда Господь прощает, Он забывает о грехе. Это мощные слова. И в этом вопросе мы прощаем вас, и вы простите нас. Это было с обеих сторон в прошлом, мы знаем это».
При завершении собрания местный пастор благословил индейских вождей и их народы, и один из вождей благословил собрание от имени индейских народов. Все соединились в пении Молитвы Господней, тогда как одна молодая женщина из племени виандоттов переводила ее на индейский язык знаков. Процедура тронула всех, кто там находился, и атмосфера примирения и единства наполнила помещение. Это действительно было честью — присутствовать там и наблюдать такое историческое событие.
Изменяя прошлое
Это важное собрание в Канзас-Сити — превосходный пример того отождествления, исповедания и покаяния, которые жизненно необходимы сегодня для исцеления обид, несправедливости и оскорбления прошлого. Хотя такие собрания сами по себе не могут переделать прошлое и разрешить все проблемы, но это важный первый шаг. Честное исповедание, искреннее покаяние и сердечная просьба о прощении могут сделать многое в смягчении гнева, облегчении боли и могут открыть путь для примирения. Множество людей предпочитают гармонию диссонансу. Очищение атмосферы через смиренное исповедание и покаяние помогает убрать основание для отчуждения и установить почву для сотрудничества. Оно позволяет Святому Духу принести подлинное примирение, в чем всегда состоит желание Бога.
Далеко не первое такое собрание в стране, собрание в Канзас-Сити было тем не менее важно по следующим причинам. Этот регион страны — часть того, что называют «сердцем Америки». Состояние сердца определяет здоровье всего тела. Как и в отношении всякого города или географического региона, Бог хочет излить туда Свое сердце и принести исцеление. Область Канзас-Сити несет на себе два весьма трагических последствия прошлого, которые предстоит преодолеть. Одно — это презрительное обращение белого населения с индейцами, а второе связано с рабством.
В десятилетие, непосредственно предшествовавшее Гражданской войне, по границе Миссури — Канзас между сторонниками и противниками рабства часто происходили столкновения. Миссури был рабовладельческим штатом, и защитники рабства хотели, чтобы Канзас тоже существовал как рабовладельческий штат. Противники рабства яростно с этим боролись. В конечном итоге в 1861 году Канзас был признан свободным штатом, но насилие, убийства, кровопролитие и беззакония на границе способствовали тому, что регион получил мрачное прозвище «кровавый Канзас».
Все это принесло проклятие разрушения, клеветы, ненависти и убийства на эту землю, что, в свою очередь, дало демоническим силам законное основание для действия. Истинное единство и примирение возможны только в том случае, если приносится исповедание за жестокость и насилие прошлого. День покаяния и примирения был важным шагом в этом направлении. В предшествующий год (1991) «Служение Новой Жизни» спонсировало подобное же собрание примирения между цветными и белыми гражданами, где белые лидеры церкви смирялись перед своими черными братьями и искали прощения за несправедливость рабства и расовые предрассудки.
Такие события, как эти, служат началу процесса исцеления и примирения. После проведения собрания в Канзас-Сити в 1992 году подобные собрания постоянно проходят в других городах и регионах Америки.
Призванные к примирению
Как христиане мы призваны нести примирение. «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Кор. 5:18,19). Так же, как Бог стремится примирить с Собой мир, так и мы должны побуждать погибающих людей примириться с Богом.
Но для того, чтобы в этом иметь успех, мы сами должны быть правы перед Богом, а это значит, что мы, прежде всего, должны быть в правильных отношениях с людьми. Павел пишет: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). Иисус сказал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мат. 5:23,24). Иоанн тоже очень ясно высказывается по этому вопросу: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Иоан. 4:20).
Смысл этих мест Писания заключается в том, что нам следует проявить инициативу. Если мы хотим видеть истинное примирение в наши дни, мы должны быть готовы сделать первый шаг. Мы не должны игнорировать грехи прошлого. Вот что такое заместительное покаяние и исповедание наследственного греха.
Помните Сэнд-Крик
По большей части история отношений американцев европейского происхождения и индейцев — это печальная повесть о лжи, обмане, предательстве, одурачивании, унижении и истреблении. Если быть точным, обе стороны творили зло и несправедливость. Да, было много белых, которые относились к индейцам с уважением и состраданием. Но в основном это позорная история. Покаяние и исповедание белых американских христиан необходимо потому, что это скверное обращение исходило от людей, воспитанных в культуре, традициях, верованиях, общественных и нравственных ценностях европейского христианства, и во многих случаях это происходило при непосредственном участии или по меньшей мере с согласия этих так называемых американских христиан.
В 1836 году техасцы, борясь против Мексики за свою независимость, руководствовались лозунгом: «Помните Аламо!» Американцы в войне против Испании в 1898 году провозглашали: «Помните Майн!» В декабре 1941 года вся страна готовилась к войне по призыву: «Помните Перл Харбор!» Если бы у индейцев был боевой клич, чтобы вспоминать их отношения с европейской Америкой, он был бы таким: «Помните Сэнд-Крик!» Для многих индейцев нет большей обиды, чем обида, связанная с акцией в Колорадо 29 ноября 1864 года, проведенной частью войск армии США под командованием бывшего методистского служителя против селения индейцев чейен и апарахо, большинство которых составляли женщины и дети.
Прелюдия к трагедии
После нескольких лет нарастающего конфликта к осени 1864 года Колорадо находился практически в состоянии войны между индейцами и белыми поселенцами. Индейцы были озабочены и огорчены тем, что белые отбирают их исконные охотничьи угодья, вспахивают землю и выращивают скот на пастбищах, необходимых для бизонов. Белые, со своей стороны, были в страхе и гневе из-за частых нападений небольших банд индейцев, которые грабили фермы, угоняли скот, лошадей и воровали продукты. Убийство одного из владельцев ранчо и его семьи в июне 1864 года довело гнев, страх и панику белого населения до точки кипения.
Губернатор Джон Эванс, который считал, что зреет большое индейское восстание, пытался помешать ему, объясняя племенам, что если они хотят мира, защиты и безопасности, то они должны только сообщить о готовившемся восстании в определенные форты и встать под защиту армейских гарнизонов, расположенных там. К несчастью, взаимное непонимание между индейцами и военными еще больше разжигало конфликт, пока крупные нападения индейцев на поезда и ранчо не унесли около двухсот жизней белых.
Полковник Джон М. Чивингтон, командир военного округа Колорадо и бывший методистский служитель, получил приказ от генерала Сэмуэля Кертиса доставить ему провинившихся индейцев и проследить, чтобы угнанный скот был возвращен хозяевам, а разрушения были восстановлены. Чивингтону было запрещено заключать мир с индейцами без приказа Кертиса.
Примерно в то же самое время Чивингтон и губернатор Эванс встретились с Черным Котлом, Белой Антилопой и несколькими другими вождями вблизи Денвера. Чивингтон посоветовал им ради мира сложить оружие и подчиниться армии. Майор Винкопп, командующий офицер форта Лион, обещал ранее Черному Котлу, что все желающие мира индейцы, которые обратились в форт Лион, будут защищены от нападений.
В начале ноября 650-700 индейцев чейен и апарахо под предводительством своих вождей: Черного Котла, Белой Антилопы, Левой Руки и Боевого Шлема — расположились лагерем около Сэнд-Крик, как распорядился майор Энтони, новый командующий форта Лион. Индейцы хотели мира с белыми и верили, что они под защитой военных. Однако майор Энтони далеко не так сочувствовал индейцам, как прежде майор Винкопп. У него не было полномочий вести переговоры о мире, но он и не искал мира; однако он сообщил Чивингтону о расположении Черного Котла и его людей.
На рассвете 29 ноября 1864 года Чивингтон и его войска встали на горном хребте над поселением чейенов-апарахо на Сэнд-Крик. Последний приказ Чивингтону от генерала
Кертиса был: «Преследуйте и бейте чейенов и апарахо везде, не обращая внимания на границы территорий. Никакого обмена и никакого заключения мира без моего согласия». Сам Чивингтон был хотя и стойкий противник рабстза, но далеко не любитель индейцев. Когда несколько офицеров заявили протест в отношении предстоящего нападения на земли, которые майор Винкопп обещал защитить, Чивингтон, как сообщают, сказал:
«Народ чейенов ведет кровавую войну против белых. Черный Котел — их главный вождь. Индейцы виновны в поджогах, убийствах, изнасиловании, изощренных пытках, они не щадят ни женщин, ни детей. Я верю, что это справедливо и достойно использовать все средства, какие только есть под Божьими небесами, чтобы убивать индейцев, которые убивают и пытают женщин и детей. Будь проклят всякий человек, который сочувствует им!»
Войско Чивингтона состояло из 750 добровольцев, по большей части грубых, недисциплинированных, своевольных людей из старательских и шахтерских лагерей Колорадо. До этого они и в глаза не видели военных действий. Срок их пребывания в армии — добровольцы записывались всего на сто дней — уже подходил к концу, так что им не терпелось оказаться в битве.
Битва при Сэнд-Крик
Чивингтон начал атаку около 6 часов утра, сразу после рассвета. Битва бушевала почти целый день и закончилась около 4 часов вечера. Ход битвы, как її поведение солдат под командованием Чивингтона, до сих пор остается предметом дебатов. Сначала Чивингтон и его люди считались героями. Но вскоре, когда открылись факты резни и зверств, многие потребовали расследовать подробности военной акции при Сэнд-Крик. Слушание дела в Конгрессе показало Чивингтона и его людей негодяями, напавшими на мирное поселение индейцев, которые верили, что они находятся под защитой армии, и без разбора перебившими мужчин, женщин и детей, скальпируя убитых и расчленяя их тела.
Свидетельство очевидцев проливает свет на то, что произошло тогда холодным ноябрьским утром:
«Я видел, как Черный Котел привязал маленький американский флаг к верхушке длинного шеста от вигвама и стоял перед своим вигвамом, держась за шест, и флаг развевался в сером свете зимнего утра. Я слышал, как он кричал своему народу, призывая не бояться, уверяя, что солдаты не причинят им вреда; затем войска открыли по лагерю огонь с двух сторон.
Я думаю, что там было тридцать пять храбрецов и несколько стариков, всего около шестидесяти мужчин... После открытия огня воины собрали скво (женщин) и детей вместе и окружили их, чтобы защищать. Я видел, как пять скво укрылись под насыпью... Когда приблизились войска, они выбежали... и умоляли о милости, но солдаты перестреляли их всех... Казалось, они убивают без разбора мужчин, детей и женщин. В одной яме спрятались тридцать или сорок скво; они выслали шестилетнюю девочку с флагом на шесте. Солдаты в нее выстрелили и убили. Всех скво из ямы впоследствии тоже убили... Со всех, кого я видел мертвыми, были сняты скальпы... Я видел множество младенцев на руках матерей, убитых вместе с матерями...
На следующий день после битвы я не видел ни одного тела мужчины, женщины или ребенка, с которого не был бы снят скальп, и во многих случаях их тела были расчленены самым ужасным образом».
Поскольку чейены унесли своих раненых и многие из них впоследствии умерли, то не удалось до конца выяснить, сколько точно индейцев погибло при Сэнд-Крик. Полковник Чивингтон в своем первом рапорте генералу Кертису назвал Сэнд-Крик «одной из самых кровавых битв с индейцами, которая когда-либо разыгрывалась на этих равнинах», и заявил, что погибло 500 индейцев. Другие цифры колеблются в диапазоне от 69 до 450 индейцев. Что бы ни случилось в тот день, вряд ли можно сомневаться, что битва при Сэнд-Крик произошла из-за набегов, злоупотреблений правительства, нарушенных договоров, а также из-за того, что были не только плохие белые, но и плохие индейцы.
Хотя на любое событие можно смотреть с двух (и более) сторон, большинство рассказов о битве при Сэнд-Крик сходятся на том, что 200 индейцев чейенов и апарахо, две трети из которых составляли женщины и дети, были зверски убиты и над многими телами варварски надругались.
Покаяние за Сэнд-Крик
Инцидент при Сэнд-Крик является (наряду с истреблением 250 индейцев у Ваундед-Ни — Раненого Колена, Южная Дакота, 29 декабря 1890 года) одним из самых бесславных и позорных деяний в истории отношений белых американцев и американцев индейского происхождения. Сразу же после Сэнд-Крик разъяренные индейцы встали на тропу войны, и вести об убийствах и членовредительстве потрясли белых американцев по всей стране. Никакого официального извинения перед индейским народом не было. Это еще впереди.
22 апреля 1996 года Объединенная Методистская церковь, признавая свою связь с трагедией при Сэнд-Крик через «сражающегося пастора», методистского проповедника Джона Чивингтона, предприняла важный шаг на пути к примирению. На встрече в Денвере Генеральная конференция Объединенной Методистской церкви приняла резолюцию, которая предписывала попросить прощение за резню при Сэнд-Крик и предложить исцеляющее служение примирения. Преподобный Элвин Дир сказал: «Объединенная Методистская церковь признала, что в истории США была трагедия, с которой необходимо разобраться. И сейчас наиболее подходящее время для того, чтобы это сделать».
14 января 1993 года Джон Досон, международный директор «Миссии Урбана» от организации «Молодежь с миссией» и основатель «Международной коалиции примирения» , участвовал в спонсированном коалицией собрании примирения на месте резни при Сэнд-Крик, Колорадо. Все присутствующие были верующими и зрелыми ходатаями. Джон Досон описывает, что там происходило:
«Я осмотрел круг тех, кто наследовал следы той трагедии. Некоторые из них имели глубокие корни в Колорадо, как индейцы, так и европейцы. Некоторые представляли семьи, несколько поколений которых служили в армии. Я предложил сделать исповедание и попросить прощения перед лицом Господа и перед нашими индейскими братьями. Было много слез. Молитвы исходили из сердца и были глубоко честными.
Одна женщина бросилась на песок, к ногам индейского пастора; в глубоком стыде она плакала о погибшем поколении, которое было перерезано на этом месте. Чувство потери было у всех нас; мы ощущали, насколько прекрасно было бы, если бы эти два народа жили в единстве; мы помнили о поколениях алкоголиков, самоубийц и отчаявшихся людей, чего можно было избежать, если бы культура с евангельскими корнями явила Иисуса духовно голодному народу, а не бесславила бы Его».
Тщательно подготовленное исповедание называло совершенные злодеяния по пунктам. Там было четыре категории (указанные ниже), и каждая включала отдельную просьбу о прощении.
• Правительство — военные.
Бесчестные действия представителей правительства и бизнеса, которые обманом вымогали у индейцев их законные земли и имущество; нарушение правительством более 300 договоров; неспособность правительства вынести правильное решение по вопросу резни при Сэнд-Крик. «За совершенное зло, за растаптывание вашего доверия и за зверства при Сэнд-Крик мы просим вашего прощения».
• Социальная несправедливость — предрассудки. Отторжение индейских детей от их семей, часто навсегда, чтобы сделать их «белыми»; предрассудки против индейцев и их подчиненное, второсортное положение в обществе; осквернение (вскрытие) индейских могил и продажа артефактов из них. «Мы просим прощения за это зло».
• Грехи тех, кто нес индейцам имя Христа.
Часто встречавшаяся позиция превосходства со стороны христианских миссионеров; навязывание западной культуры наряду с Евангелием; эксплуатация труда индейских детей; бессердечные действия Джона Чивингтона по отношению к индейцам при Сэнд-Крик. «За разрушительную ревность без рассуждения, за лишенные сострадания действия церкви мы просим вашего прощения».
• Нарушения собственности на землю.
Утрата индейцами, изначально владевшими землей по праву обитания на ней, законных прав на большую часть своих земель из-за алчности и нечестности белых бизнесменов, старателей и спекулянтов землей; уничтожение стад бизонов; лишение индейцев нищи, одежды и крова, после чего индейцы из-за голода вынуждены были уйти в резервации. «За зло, совершенное через незаконный отбор земли, за неспособность и нежелание правительства настаивать на соблюдении законных требований договоров и за сотни жизней индейцев, отданных при защите ими своих законных прав, мы просим прощения».
«Коалиция примирения» дала нам прекрасный пример заместительного исповедания и покаяния. Как считает Джон Досон, этот вопрос жизненно важен для американской церкви:
«Примирение с индейцами является неоценимо важным. Бог не может благословить этот народ, пока раны остаются не исцеленными. Без принятия и благословения этого народа, исконных хозяев земли, Америка не достигнет ни своего самосознания, ни своего предназначения... Если американская церковь хочет достигнуть полноты своего потенциала, то ей не уклониться от примирения европейских американцев и исконных жителей».
Македонский призыв
Одно обстоятельство делает бесславную повесть об обращении европейских американцев с индейцами особенно трагичной: многие из самых первых колонистов были движимы желанием приплыть к этим берегам, чтобы благовествовать туземцам. Колония Массачусетс-Бэй, основанная пуританами в 1630 году, выпустила призыв, на котором был изображен индеец, говорящий: «Приди и помоги нам» — прямая ссылка на так называемый македонский призыв к Павлу (Деян. 16:9,10). Обращение индейцев к Христу было конкретной целью, записанной в хартиях первых поселений Новой Англии. Культурные барьеры,
преобладающая позиция превосходства со стороны европейцев и общее сопротивление обращению со стороны индейцев вызвало проблемы в достижении этой цели. Однако были и некоторые успехи.
Джон Элиот (1604-1690 гг.), пуританский служитель, получивший образование в Англии в Кембридже, прибыл в Бостон в 1631 году. Вместе с семьей и друзьями из Англии он организовал первую церковь в Роксбери, Массачусетс, в 1632 году, где он служил пастором 58 лет. После двух первых лет своего служения Элиот начал работать с племенем алгонкин. Долгие годы тяжкого, усердного труда, чтобы достичь туземцев для Христа, завоевали ему титул «апостола индейцев». Он даже выучил их язык, чтобы проповедовать без переводчика. В результате многие индейцы пришли ко Христу, и Элиот помог им основать поселения, где более тысячи «молящихся индейцев» жили и познавали Господа. Он выпустил серию «Индейских трактатов Элиота», чтобы помогать индейцам возрастать в вере. Но самым важным вкладом Элиота был его восьмилетний труд по переводу Библии на язык алгонкин. Когда перевод появился в 1663 году, это была первая полная Библия, выпущенная в Новом Свете.
Хрупкий и больной большую часть своей короткой жизни, Дэвид Бренар (1718-1747 гг.) был ярким светочем Христа среди индейцев Нью-Йорка, Нью-Джерси и Восточной Пенсильвании. Обращенный ко Христу во время учебы в Йельском университете, Бренар начал свое служение среди индейцев в апреле 1743 года. За недолгие четыре с половиной года миссионерского труда, пока туберкулез не унес его жизнь (он умер в возрасте 29 лет), Бренар стремился овладеть языком и культурой индейцев и проезжал сотни миль верхом по лесам и горам, и служил местным жителям. Он проводил буквально часы, день за днем, в молитве за индейцев, часто стоя или опустившись на колени прямо на снегу. Полагают, что к концу его краткого служения одна шестая часть индейского населения в сфере влияния Бренара была приобретена для Христа. Дневник Бренара о годах, проведенных с индейцами, опубликованный через два года после его смерти, является источником вдохновения, убежденности и призыва к поколениям верующих, включая тех, кто ответил на призыв Бога на миссионерское служение после прочтения этого дневника.
Номер журнала «Христианский адвокат» за 1833 год содержит историю о четырех индейцах, которые приехали с запада Скалистых Гор в Сент-Луис, проделав при этом путь в 3000 миль. Почему? Они услышали, что белые люди знают правильный путь, как поклоняться Великому Духу, и что у них есть книга, где записаны указания. Двое из этих индейцев умерли от болезни и истощения, едва добравшись до города, но оставшимся двоим был оказан хороший прием. В конце своего визита один из индейцев по имени Та-Вис-Сис-Сим-Ним сказал следующие слова:
«Мой народ послал меня взять у белых людей Небесную Книгу. Вы водили меня в такое место, где вы позволяете вашим женщинам танцевать, как не танцуют наши, и Книги там не было. Вы показывали мне изображения Великого Духа и картинки Благой Земли, но среди этого не было книги, чтобы указать мне путь. Я отправляюсь обратно в долгий путь к моему народу в темной земле. Вы отяготили мои ноги подарками, и мои мокасины изотрутся, пока я донесу все это, и все же Книги нет среди этих подарков. Когда я скажу моему бедному, слепому народу, что я не принес Книгу, ни одного слова не скажут ни наши старики, ни наши воины. Один за одним они поднимутся и уйдут молча. Мой народ умрет во тьме и отправится в долгий путь в иные охотничьи земли. Никакой белый человек не пойдёт с ними, и никакая Книга белых не сделает их путь ровным. Я все сказал».
А еще говорят о македонском призыве! Какая потрясающая возможность! Какой трагический провал! Появление этих слов обличило многих из Божьего народа, и около сотни миссионеров откликнулись на призыв нести Евангелие к индейцам. Среди них были доктор Маркус и Наркис- са Витман, и преподобный Генри, и Элиза Спалдинг, которые отправились на территорию Орегон в 1838 году и основали миссии среди индейцев каюза и нец перс. В 1847 году Витманы и одиннадцать других миссионеров были убиты теми же самыми индейцами, которых они стремились спасти в течение одиннадцати лет.
Смиренное исповедание
Как американский христианин европейского происхождения я прошу первый народ Америки — индейских братьев и сестер — простить нас за колонизацию, за наше гордое вторжение, за нашу надменность. Простите нас за эксплуатацию, за ложь, за предательство, за убийства, за грабеж ваших земель, за разрушение вашего образа жизни и за унижение вашего достоинства! Простите нас за то, что мы явили вам христианство без Христа, вид благочестия без силы; за разговоры о «нашем пути» и за то, что мы не показали путь вам.
Отец, мы согрешили! Отец, прости нас! Господи, подними вновь в этом поколении Джонов Элиотов и Дэвидов Бре- наров, Твоих Витманов и Спалдингов! Отец, сними бремя и удали нечистоту несправедливости, которую мы несем за наши грехи против индейских братьев! Подними снова среди них больше верных посланников Христа для них же самих. Помоги нам вместе исцелять раны и строить мосты и двигаться как единый народ к нашему общему назначению, которое мы имеем как Твои дети!
Вопросы для размышления:
• Какова одна из самых великих ран в истории Америки, связанная с коренным народом страны?
• Какие грехи совершены против североамериканских индейцев и какие из них, по вашему мнению, вы можете исповедать перед Отцом от лица нашего (вашего) народа?
• Если бы вы стояли сейчас перед одним из представителей первого народа Америки, что бы вы сказали ему как христианин?
Глава 9
Порабощение народа
В Теле Христа нарастает страстный, настоятельный вопль: «Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мат. 6:10). Мы жаждем, чтобы слава Господня наполнила землю. Больше и больше людей умоляет вместе с Иоанном: «И Дух и невеста говорят: прииди!.. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Отк. 22:17,20).
Христос, наш Жених, вернется взять Свою церковь, Невесту, чистую, без пятна и порока, святую и невинную, прекрасно украшенную, безмерно обожающую Его. Писание указывает, что Невеста будет готова раньше, чем Он придет за ней; Он не будет готовить ее после того, как придет (Отк. 19:7,8). Условия, при которых Господь примет Свою церковь, когда вернется, должны быть созданы в церкви до того, как Он вернется. Давайте же позволим Святому Духу очистить Невесту Иисуса от всякой нечистоты. Одно из условий — это наше единство. Оно, вероятно, важнее, чем все другие условия. Иисус ясно выразил это, когда молился:
«Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Иоан. 17:21-23).
Христос хочет, чтобы Его церковь ходила в том же единстве, в котором пребывает Он с Отцом. Совершенная гармония существует между членами Божественной Троицы; есть полное единство между Отцом, Сыном и Святым Духом. Нет соперничества, ревности и борьбы за более высокое положение. Бог хочет, чтобы то же самое было и между нами. Единство должно быть отражено в жизни и свидетельстве церкви.
Апостол Павел поднимает тему единства в некоторых из своих посланий. «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:14). «Итак, я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны... стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:1,3). «И Он поставил одних Апостолами, других — пророками, иных — Евангелистами, иных — пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:11-13).
Ясно, что единство всех верующих — это и сильное желание, и требование нашего Господа. Но сегодня многие вещи, которые мы допускаем, разделяют нас. С самого начала дьявол следовал стратегии «разделяй и властвуй», чтобы искалечить церковь. Его намерение было поймать нас в ловушку и заставить сражаться друг с другом, вместо того чтобы мы сосредоточились на поручении, которое дал нам Христос, — научить все народы. Мы разделены из-за теологии, доктрин, деноминационных взглядов, а также из-за вопроса о способах крещения, о причастии и о духовных дарах. Это плохо, потому что нам трудно найти общее основание, чтобы действовать вместе. Но хуже то, что мы разделены еще и по расовому признаку.